Аквабитум в недрах
Тут затруднительно разделить характеристики, переплетеные взаимопереходами в меж- и дисциплинарные рамки геологии, географии, биологии, медицины, а порой и просто непрофессиональными. В них отражены не только свойства, непосредственно воспринимаемые органами чувств человека, но и те, которые подсознательно подразумевались в «горном дёгте», «горном масле», «горном воске», «шиладжите» озокеритоподобных битумах, мумие-сырце, као-тун’е, brag. zhun’е, brag.zhun.khanda’е, brag. zun’е, togoptrus xantipies’е, shilajit’е, mineral pitch or exudates’е, и древними старателями, и первыми исследователями, но и получали объяснения и дальнейшее развитие только с общим прогрессом науки по мере накопления, расширения и пополнения знанием и инструментарием.
Объекты, место и специфика в системе минерагении, к которой, несомненно, относится этот вид сырья, являются горно-химическим неметаллическим полезным ископаемым, из которого извлекают элементы и их соединения.
В первую очередь является правильным принять из учения о полезных ископаемых понятие о руде мумие. А именно, руда мумиё это – природное гипергенное (супергенное) геологическое минерально-органическое вещество, из которого технологически и экономически целесообразно извлекать субстанцию мумие для производства лекарств, биологически активных пищевых добавок и косметических средств.
Далее следует иерархическая типизация природных скоплений аквабитума по размерам, площадям и другим признакам минерагенических объектов.
За элементарный объект следует принять точка мумиерудная — либо достоверно установленная, но ничтожно малая по размерам – капля, выпот, потек, след, либо обнаруженная по остаткам разграбленного, либо установленная косвенно, по опросным данным, заслуживающим доверия.
За рудопроявление мумие принята либо достоверная точка мумиерудная, сопровождаемая, как минимум, достаточным образцом или пробой – вещественным доказательством ее существования, – либо небольшое скопление, которое удовлетворяет по качеству, но в количественном отношении не может считаться достаточным основанием к специальному посещению для извлечения (добычи) – труднодоступно, трудноразрабатываемо без специальных инструментов, а то и механизмов, трудновывозимо и т.д., то есть не может считаться предметом разработки в данной ситуации.
За месторождение мумие приняты единичное или серия рудопроявлений мумие, объединенных общностью площади, геологии и географии, и которые в количественном отношении являются предметом промышленной разработки в данной ситуации.
За поле мумиерудное принимается сравнительно небольшая мумиеносная площадь со связанными между собой, сближенными месторождениями мумие или монотипными скоплениями мумие – залежами мумие.
В свою очередь, эти единицы в случае линейной, вытянутой формы должны объединяться в зоны мумиерудные, или в случае формы неотчетливо выраженной линейности (изометричной) в узлы мумиерудные.
Мумиеносность этих и других площадей, объединенных общностью геологической структуры – структурно-формационная зона, купол, мегасвод – предлагается объединить как районы мумиерудные.
Внутрирегиональные районы мумиерудные слагают области мумиерудные. К примеру, горноалтайская мумиеносность выделяется обособленным полем, которое геологически соотносится с территорией Горного Алтая как с западной частью Алтае-Саянской Складчатой Области и в соответствии с вышеуказанным определением выглядит Горноалтайской мумиерудной областью. Она входит, как одна из составных частей, в провинцию мумиерудную, в данном случае, Алтае-Саяно-Хангайскую Центральной Азии. В этой же провинции выделены Хакасская, Тувинская, Западно-Саянская, Восточно-Саянская, Монгольская области. За пределами этой провинции следует выделять Казахскую, Тяньшанскую, Памирскую мумиерудные области.
Географически мумиеносность контролируются оптимальными интервалами вершинного и базисного полей на фоне высокогорной денудации, обусловленной медленным поднятием участков, порой сильно расчлененных и совсем недавно покрытых ледниками.
Биологически мумиеносности соответствуют некоторые геоботанически подпровинции с сильно изменяющимися ландшафтами.
Некоторые иные закономерности носят индивидуальный характер для каждого купола, участвуя в формировании структурно-вещественных моделей – как основ прогнозирования новых скоплений мумие.