2. Суггестия в трех аспектах
(психофизиология-психология-философия)
В данном разделе суггестия рассматривается с трех точек зрения:
– с точки зрения психофизиологии;
– с точки зрения психологии;
– с точки зрения философии.
2.1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СУГГЕСТИИ
Во время суггестивного воздействия на психику суггеренда в его мозгу протекают следующие процессы.
1. Условный рефлекс (от лат. reflexus – отраженный) – приобретенная организмом при жизни ответная реакция на воздействие окружающей среды. В процессе суггестивного воздействия суггестор описывает суггеренду признаки суггестируемого состояния, и организм последнего воспроизводит его по механизму условного рефлекса. Слова суггестора («сигналы сигналов») полностью заменяют реально действующие раздражители.
2. Торможение и возбуждение – угасание и усиление нервных процессов в мозгу. В ходе суггестивного воздействия суггестор вызывает у суггеренда торможение коры мозга, за исключением тех пунктов последней, в которых разыгрываются физиологические акты, соответствующие содержанию данной суггестии. Эти пункты коры мозга объединяются в доминантный очаг возбуждения (от лат. dominans – господствующий).
2.2. ПСИХОЛОГИЯ СУГГЕСТИИ
В этой главе рассматриваются психологические механизмы суггестии.
2.2.1. Психологическая структура суггестии
Психологическая структура суггестии такова. Суггестия является производным:
1. эмоционально распаленного воображения,
2. психологической установки,
3. конформности. Воображение составляет психологический механизм суггестии. Установка и конформность содействуют суггестии. Эмоциональное напряжение связывает их в единый психологический акт, называемый суггестией.
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. В процессе суггестивного воздействия суггестор эмоционально распаляет воображение суггеренда, и содержание суггестируемой информации достигает в мозгу последнего чувственной реальности.
Психологическая установка – это готовность к выполнению определенной деятельности. Предвосхищая встречу с суггестором, суггеренд схватывает в самых общих чертах ситуацию суггестивного воздействия и моделирует на основе этого свое дальнейшее поведение. При этом большую роль играет прошлый опыт участия в подобных встречах. Психологическая установка является фактором суггестабильности субъекта, его готовности к реализации суггестии. Ей принадлежит организующая роль в суггестии. Она ориентирует деятельность человека соответственно своему содержанию.
Конформность (от лат. conformis – подобный, сообразный) – бессознательное подражание индивида социальной микросреде. В условиях сеанса коллективной суггестии у суггерендов складывается конформное поведение. Оно проявляется в том, что люди лавинообразно, эпидемически «заражаются» состоянием друг друга в результате взаимопонимания, возникшего в русле коллективной установки на сеанс. Вот почему суггестабильность отдельных суггерендов в группе заметно повышается.
2.2.2. Суггестия и основные психические функции мозга
Связь суггестии с основными психическими функциями мозга такова. Суггестивное (гипнотическое) воздействие на человека – это техника управления вниманием, эмоциями и памятью (на основе частичного усыпления).
Внимание – это сосредоточенность сознания человека в данный момент времени на каких-либо конкретных реальных или идеальных объектах. Объектом внимания для суггеренда являются слова суггестора, его образ, а также гипногенные (рождающие гипноз) объекты концентрации (аудиовизуальные, тактильнотермические). Объектом внимания для суггестора является суггеренд, его психика. Во всяком виде суггестии внимание суггестора позволяет ему сосредоточиться на выполнении суггерендом суггестируемых заданий. Внимание суггеренда дает возможность суггестору «вести» его за собой.
Среди основных свойств внимания (сосредоточенность, устойчивость, колебание, переключение, распределение, объем) для обоих участников сеанса суггестии крайне важны два качества внимания: сосредоточенность и устойчивость. Они характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Развитие внимательности тесно связано с развитием наблюдательности (общей, направленной и целевой) – способности подмечать в предметах и явлениях малозаметных, но существенных особенностей. Хорошая работа органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) также способствует внимательности.
Устойчивая концентрация внимания шлифуется следующими способами:
1. Мысленное воспроизведение объекта внимания с закрытыми глазами (мысленное «фото», внутренний видеоскоп, «духовное око»).
2. Сосредоточение на чем-либо при наличии источника помех (крики, шум, громкая музыка).
3. Длительное выполнение однообразной монотонной деятельности (счет дыхания, слежение за секундной стрелкой, наблюдение маятника).
4. В течение некоторого времени не думать о каком-либо объекте (хромая обезьяна, красная ворона, испуганный носорог).
5. Выполнение сразу нескольких видов деятельности (говорить и читать, говорить и писать, говорить и считать).
Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – это непосредственное пристрастное переживание субъектом жизненного смысла явлений и ситуаций. В начале сеанса суггестивного воздействия суггеренда охватывает следующая парная эмоция: интерес-волнение. В дальнейшем, с возникновением контакта, суггеренд испытывает всю ту палитру эмоций, которую суггестирует ему суггестор (интерес-волнение, радость, удивление, горе, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, тревожность, любовь, враждебность). Основное эмоциональное состояние суггестора по ходу всего сеанса суггестии – это абсолютная уверенность последнего в своих силах, в успехе суггестии. Сеанс суггестии должен быть достаточно эмоционален как для суггестора, так и для суггеренда. При этом суггестор либо «заражает» суггеренда своими эмоциями, либо пытается вызвать у последнего полярные, противоположные эмоции. Первая ситуация характерна для кооперативной суггестии, вторая – для императивной.
Эмоциональная раскованность тренируется следующими средствами:
1. мимикой – выразительными движениями мышц лица («маска спокойствия», «маска печали», «маска веселости»);
2. пантомимой – выразительными движениями всего тела («поза горя», «поза гнева», «поза радости»);
3. вокальной мимикой – динамической стороной речи (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса);
4. экспрессией – выражением чувств (слезы, смех, живопись под музыку);
5. воображением – образным представлением определенных ситуаций (соревнования, драка, пожар);
6. ритма стимуляцией – ритмическим сочетанием следующих факторов: созерцания, заклинания, встряски, музыки, дыхания («экстаз шамана»);
7. декламацией – выразительным чтением стихотворных произведений (например, монолога Хлопуши из поэмы С.А.Есенина «Пугачев»).
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком информации о своем прошлом опыте. В процессе сеанса суггестии (гипноза) суггестор побуждает суггеренда вспоминать различные акты деятельного (сонного) состояния. Однако память – это не только «библиотека» жизненного опыта суггеренда, но это еще и мощный механизм, по законам которого суггестированная информация внедряется в мозг суггеренда и становится навязчивым достоянием его сознания и подсознания в виде следов памяти.
Образование и закрепление следов памяти – сложный нейрохимический и электрофизиологический процесс, играющий большую роль во всех видах суггестивного воздействия. Суггестия – запоминаемый сигнал действительности в мозгу суггеренда – движется по следующему маршруту: «энграмма – «реверберация» – «консолидация».
1. «Энграмма» – это «след памяти»
2. «Реверберация» – это гипотетический процесс, при котором информация, полученная мозгом, первое время циркулирует по нему – передается от нейрона к нейрону, круг за кругом обегая мозг. Эти круговые цепочки нейронов носят название «гиппокампова круга» (круга морского коня). Запись суггестированной информации на «мозговую пленку» памяти осуществляется в виде эхо последействия, или, как говорят нейрофизиологи, «эхо магнитного проторения» запоминаемого материала. Принцип действия мозгового эха состоит в повторном воспроизведении импульсных структур – «рисунков» возбуждения в сетях нервных клеток. Таким образом, мозг как бы захватывает поступающие раздражители и делает их, уже в импульсной перекодировке, своей собственностью. Он их внутренне повторяет, задалбливает, свертывает и развертывает. Свертка есть запоминание. Развертка – воспоминание. Происходит это в основном бессознательно, сознание получает лишь отдельные, готовые результаты.
3. «Консолидация» – переход следов краткосрочной памяти (памяти текущего) в долгосрочную (память прошлого) в результате изменения свойств (химических или электрических) нейронов, затронутых вышеописанной круговертью сигналов. Синоним «консолидации» – «закрепление следов памяти».
Механизм образования и закрепления следов памяти об условном раздражителе при суггестии наяву тот же, что и при мысленной суггестии. Только при суггестии наяву условный раздражитель (суггестия) относится к сенсорному (чувственному) полю восприятия, а при мысленной суггестии – к суб – или экстрасенсному (под- или сверхчувственному) полю восприятия.
С понятием «память» тесно связано понятие «представления». Представления (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные) – это образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее.
Хорошая память необходима суггестору для четкого знания всех суггестивных методик. Кроме того, «укрощение» памяти само собой приводит к одновременному развитию внимания и эмоций.
Существует два основных метода развития памяти:
Механический метод (метод механического заучивания).
а) метод «мыслефото» (аудиовизуальный метод).
Сюда относятся следующие виды упражнений:
– аутосуггестия сильной памяти;
– припоминание событий «задом-наперед» (прием «обратной развертки»);
– мысленное воспроизведение созерцаемых объектов на «экране внутреннего видения»;
– запоминание длинных рядов цифр и множества слов;
– запоминание длинных стихотворных произведений;
– запоминание содержания энциклопедического словаря («живая энциклопедия»);
– запоминание графических изображений;
– запоминание лиц и имен;
– «прогулки» по карте местности с закрытыми глазами;
– мгновенный подсчет очков на костяшках домино;
– мгновенное запоминание («память-вспышка»);
– мгновенное считывание и запоминание информации с раскручиваемых досок («память-мельница»);
– быстрый счет многозначных чисел («память-калькулятор»);
– чтение предложенных слов «задом-наперед»;
– устный подсчет букв в читаемом предложении;
– устный счет под собственный музыкальный аккомпанемент (интеллектуальная эквилибристика»);
– составление буриме (от фр. bouts rimes – рифмованные концы) – стихотворений на заданные рифмы.
б) метод «зубрежки» (акустикоартикулярный метод). Запоминание информации базируется на следующих принципах:
– концентрация внимания на запоминаемом;
– дозировка запоминаемого;
– повторение запоминаемого;
– индивидуализация запоминания.
2. Метод осмысления (метод мысленной обработки).
а) метод «смысловых опор» (метод ключевых слов). Метод заключается в выделении тезисов или развернутого плана, на котором потом как бы держится запоминаемый материал;
б) метод «смысловой группировки» (метод осмысленной связи). Метод предполагает разбивку запоминаемого материала на микротемы и увязку этих тем с основной мыслью;
в) метод «осмысленного соотнесения» (мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания), ассоциативный метод (от лат. associatio – соединение)). Метод основан на создании искусственных ассоциативных связей для запоминания информации.
2.2.3. Суггестия и психология общения
Суггестия представляет собой экзотический вариант общения, и поэтому она подчиняется основным законам сцены. Связь суггестии с театрально-сценической деятельностью такова: суггестивное воздействие на человека – это театрализованное представление, в котором роли действующих лиц (суггестора и суггеренда) заранее расписаны и последние подыгрывают друг другу.
Рисунок поведения суггестора и суггеренда тесно связан с понятием «социально-психологической роли». Социально-психологическая роль – это построение человеком своего поведения в реальной жизненной ситуации в соответствии с тем, что от него ждут. Принимая некие роли, человек тем самым предлагает, а то и навязывает какие-то роли окружающим. Каждая социально-психологическая роль имеет свое поле «тяготений», или «валентностей», к другим ролям. У всякой социально-психологической роли существует верхняя и нижняя границы. По полям ролевых тяготений можно строить портреты личностей. Существует закон двустороннего взаимодействия роли и самочувствия: роль пробуждает определенное самочувствие; самочувствие же располагает к определенной роли. Исполнение роли в психологии общения противопоставляется ношению масок. Роль – это творческая форма общения, требующая самоотдачи и сближения с партнером. Маска – это шаблон поведения, не требующий усилий и отгораживающий от партнера. Для вживания в роль необходимо «сбросить» маску. Технология роли тесно связана с искусством перевоплощения в другого.
Суггестивного эффекта можно добиться чисто психологическим способом – достаточно сильного воздействия на чувства человека. Для этого суггестору необходимо взять на себя особую социально-психологическую роль, роль, которая наполовину бессознательно, но почти мгновенно улавливается суггерендом.
Суггестор по отношению к суггеренду должен выступать в роли Божества. Притягательно, но и страшно Божество. В нем сверхчеловеческая мощь и власть, недосягаемая мудрость, непостижимое право карать или миловать… Перед ним остается лишь лечь лицом в пыль и с благоговейной покорностью ждать своей участи…
Никто не осмелится выступать перед кем-либо в такой роли. А потому едва кто-либо из рода человеческого возьмет на себя подобное, остальным кажется: эта неспроста. Не может обыкновенный смертный ступать такой поступью, смотреть таким взором, исторгать из уст такие речи. Должно быть, одарен он высшей силой; и если это не его собственная сила, значит, сила «того, кто послал его в мир». Он бог или боговдохновенный пророк. Этой реакцией публики пользовались во все времена жрецы, пророки, шаманы – оставим в стороне вопрос, были ли они искренними или умело мошенничали. Любопытно, что и в нашу эпоху там и сям появляются личности такого склада – настоящие (и, если хотите, даже великие) суггесторы под видом «религиозных учителей».
Роль Божества можно сравнить с белым солнечным светом. Если эту роль разложить на спектр, то каждый участок спектр, в свою очередь, окажется суггестивной ролью. Ниже рассматриваются все участки спектра, дается краткая характеристика каждой суггестивной роли.
1. Покровитель. Покровитель – значит могучий и властный, но добрый к тебе человек. Опора в бедах, утешение в страдания», предмет благоговения…
2. Кумир. Кумир не обязательно могуч и не обязательно добр к тебе, но он знаменит, обаятелен, пользуется всеобщим восторженным восхищением.
3. Хозяин, или Господин. Может быть, он не добр к вам. Может быть, не является кумиром публики. Не в этом дело. Любое его слово – закон. Шевельнет пальцем – и вас сотрут в порошок. Попробуйте не подчиниться, есть нечто похуже смерти: пытки, когда смерти ждут, как счастливого часа. Но если вы будете лояльны к Господину и выкажите полное послушание, вам будет хорошо. Вас, может быть, приблизят, обласкают, облекут относительной властью. Угодите ему – и станете жить в довольстве; Не сумеете угодить – пеняйте на себя.
4. Авторитет. Этот обладает ограниченной властью и не обязан творить благие дела. Благо уже в том, что он больше другие разбирается в каком-нибудь общеполезном или важном деле. К нему нельзя не прислушаться. Не воспользуешься его советом – гляди, сядешь в лужу…
5. Виртуоз, или Ловкач. Выступая в этой роли, вы даете понять, что умеете совершить невозможное. Хорошее или плохое – неважно. Виртуозный делец «из-под земли» добывающий то, чего иным и не снилось; виртуозный вор-карманник; виртуозный игрок, фокусник, стихоплет, спорщик – что угодно. В любом случае вы завораживаете публику, и даже ограбленный вами субъект не может не восхититься вашей ловкостью и не позавидовать ей в глубине души.
6. Удав. Это не Властитель, не Господин, хотя он при желании может сделаться для вас и Хозяином. Это тип, который видит все ваши слабые места и в любой момент готов поразить их, что доставляет ему истинное удовольствие. Ломать вас, топтать вас ему так же легко, как вам сигарету выкурить. И так же приятно. Вы боитесь его и предпочитаете подчиниться, так как ни на миг не поверите, что способны справиться с ним, дать сдачи.
7. Дьявол. В этой роли вы – олицетворенное зло. Зло «метафизическое», зло ради зла, а не во имя какой-либо цели. В известном отношении это «божество с обратным знаком». Беспредельная власть божества, но при этом беспредельная ненависть ко всему человеческому, светлому, упорядоченному. Неумолимая пасть акулы, земля, разверзшаяся при землятресении, скелет с острой косой, садящийся за ваш свадебный стол…
Таким образом, успех суггестии в том или ином случае заключается не просто в двух блестящих глазах, куда вперяет взор суггестируемый. Глаза суггестора вместе с общим выражением яйца, позой, жестами, голосом нечто выражают. А именно – передают социально-психологическую роль, взятую на себя суггестором. Роль эта парализует сознание и возбуждает бессознательное в суггеренде. Тут-то и начинаются загадки суггестии. Суггестор, уверовавший в свою роль, превращается в носителя и впрямь могущественных сил и возможностей. Отчасти это сродни актерству. Но главным механизмом, который здесь срабатывает, является механизм веры. Вера во взятую роль исключает всякое шарлатанство. Начинающему суггестору крайне важно освоить все составляющие роли Божества, а уж затем индивидуализировать, т. е. оценивать, кто из потенциальных суггерендов клюнет» на какую суггестивную роль.
Отработка суггестивных ролей осуществляется на базе ролевого аутотренинга (РАТ) – системы методов самовоздействия человека на свое поведение через внутреннее отождествление себя с кем-либо или чем-либо. Она заключается в игре вышеозначенных ролей по заданным «легендам» – вымышленным сценариям.
Применяются следующие виды «легенд»:
1. Подготовительные (общеразвивающие) «легенды». Они предназначены для сбрасывания маски.
а) принятие вымышленного имени («новое имя»);
б) выйти за дверь и через 1 минуту войти счастливым и обаятельным, затем опять выйти за дверь и через 1 минуту войти самонадеянным и наглым («выход из-за двери»);
в) танцы соло и в парах («непринужденный танец»);
г) от одного угла помещения к другому – по диагонали – прошествовать как угодно, но чтобы это было смешно («клоунский подход»);
д) сказать какую угодно фразу, но только чтобы это было искренно, из глубин сердца («монолог во всеуслышание»);
е) непринужденно размышлять вслух сидя или стоя на столе («монолог на столе»);
ж) сесть на корточках под стол и оттуда выражать свое несогласие с кем-либо или с чем-либо («монолог под столом»);
з) сесть «визави» партнера за столом в центре комнаты и искренно выяснить отношения, объясниться, открыто выражая свои чувства («диалог за столом);
и) выразительно изображать желание взять воображаемый «запретный плод» («запретный плод»);
к) произносить одно и то же слово (один и тот же текст) с разными оттенками звучания («разминка словом»);
л) производить одно и то же действие с разными значениями (» разминка делом»);
м) изъясняться на ломаном русском языке («американский турист»);
н) произнести кавказский тост («гость из Грузии»).
2. Основные (специальные) «легенды». Они предназначены для играния суггестивных ролей. Процесс взаимоотождествления себя с другим человеком («человеком-Божеством») включает в себя три фазы:
1. фазу сборки (сосредоточение на новом суггестивном «Я-образе»);
2. фазу вселения (вселение в бесконечного внутреннего двойника);
3. фазу овладения (цепные перевоплощения внутри новой роли). Вот примеры основных (специальных) «легенд».
а) представить себя в образе врача-ортопеда ГА. Илизарова, беседующего с больным (роль Покровителя);
б) представить себя в образе рок звезды Э. Пресли, общающегося с поклонниками (роль Кумира);
в) представить себя в образе русского царя Ивана Грозного, отдающего приказ Малюте Скуратову (роль Хозяина, или Господина);
г) представить себя в образе доктора медицинских наук, заведующего кафедрой психотерапии и наркологии Центрального института усовершенствования врачей, главного психотерапевта Минздрава СССР В. Е. Рожпова, проводящего лекцию по проблемам суггестологии (роль Авторитета);
д) представить себя в образе фокусника А. Акопяна, демонстрирующего публике фокусы (роль Виртуоза, или Ловкача);
е) представить себя в образе «святого старца» Г. Е. Распутина, опутывающего» очередную светскую даму (роль Удава);
ж) представить себя в образе римского императора Нерона, истязающего пойманных беглых рабов (роль Дьявола).
2.3. ФИЛОСОФИЯ СУГГЕСТИИ
В суггестологии существуют два философских воззрения.
1. Идеалистическое: дух первичен, материя вторична, всего лишь производное духа; материя подчинена принципу причинности, категориям времени и пространства; дух же свободен, он не знает причинной зависимости, действует вне времени и пространства.
2. Материалистическое: дух, душа – производное мозга, его функция; психические явления нерызрывно связаны с мозговыми физиологическими процессами и вместе с ними строго детерминированы, протекают во времени и в пространстве.
Некоторые западные философы-суггестологи считают, что оба этих воззрения отлично дополняют друг друга. А связующим звеном в этом случае якобы выступает суггестия. В обычном состоянии сознания человек воспринимает действительность такой, какова она есть. В особом измененном состоянии сознания, моделируемом в процессе суггестивного воздействия, суггеренд воспринимает и то, чего нет в действительности. В первом случае будто бы возможно материалистическое толкование суггестии, во втором – идеалистическое. Подобное суггестивное решение основного вопроса философии философы-сугестологи Запада объясняют тем, что дуализм свойственен приводе во всех ее проявлениях. Для суггестолога-материалиста бесспорным является второе философское воззрение на суггестию