Вы здесь

Энциклопедия выживания на море. Глава 1. Автономное плавание в океане (А. В. Потапов, 2012)

Глава 1

Автономное плавание в океане

Люди тонут и за соломинку хватаются.

Русская пословица

Судовые спасательные средства

Для спасения судовых экипажей, терпящих бедствие в океане, применяются различные средства индивидуального назначения: спасательные нагрудники (рис. 1, 2), жилеты, пробковые матрасы и спасательные круги (рис. 3). Они обеспечивают положительную плавучесть пострадавших в любой одежде, легко и быстро надеваются, а в случае, если человек потерял сознание, поддерживают его голову над поверхностью воды, снабжены свистком и сигнальной лампочкой, которые помогают потерпевшему привлечь внимание спасателей. Однако, не давая человеку утонуть, перечисленные индивидуальные спасательные средства не способны защитить его от охлаждающего действия водной среды, и переохлаждение становится часто причиной гибели пострадавшего. Исключение составляют индивидуальные спасательные костюмы (рис. 4), которые обеспечивают безопасное пребывание даже в холодной воде в течение определенного времени.


Рис. 1. Надувной спасательный нагрудник (НСН)


Рис. 2. Положение надувного спасательного нагрудника: а – по-походному; б – в аварийных ситуациях; в – приведение в рабочее состояние (в зависимости от конструкции пускового устройства: сдвигом головки баллончика или рывком за шнурок); г – в рабочем состоянии; д – поддув нагрудника (через трубку поддува) в случае недостаточного наполнения


Рис. 3. Спасательный круг со светящимся буем


Статистика морских катастроф красноречиво свидетельствует о том, какую важную роль в сохранении жизни потерпевших играют коллективные спасательные средства – плоты и лодки. Только 20 % из тех, кто оказался в воде после кораблекрушения, удается выжить, между тем количество живых, добравшихся до плотов и лодок, составляет около 80 % [64]. Именно по этой причине на борту всех судов в настоящее время имеются коллективные спасательные средства.

Особенно широко используются для этих целей резиновые надувные плоты (рис. 5). После многочисленных испытаний, проводившихся при любой погоде, в арктических условиях и в тропических широтах, они были предложены в качестве стандартного спасательного оборудования. В настоящее время общепризнанно, что плоты являются самым надежным коллективным спасательным средством на море. К основным достоинствам надувных спасательных плотов относятся следующие: малая масса и небольшие габаритные размеры в уложенном состоянии; удобство пребывания людей на плоту из-за наличия тента и надувного днища для сидения; высокая надежность и прочность плотов, в результате чего они не повреждаются при спуске с судна в штормовую погоду. Под тентовым пространством плотов создается комфортный микроклимат, который обеспечивается дыханием и тепловыделением человеческого организма. Имеется также возможность быстрого приведения плота в рабочее состояние (рис. 6) с любого борта судна, даже при критическом крене.


Рис. 4. Спасательный костюм-комбинезон герметичный термостойкий из негорючего материала


Рис. 5. Размещение снабжения на плоту ПСН: 1 – плавучий якорь; 2 – бросательный конец с плавучим кольцом; 3 – мешок с аварийными пробками; 4 – полиэтиленовый пакет с инструкцией и таблицей сигналов; 5 – черпак с губками для сбора воды; 6 – карманчик с плавающим ножом; 7 – мешок со складными веслами; 8 – контейнер с необходимыми предметами снабжения


Классификация индивидуальных и коллективных спасательных средств приведена на рис. 7.

Морской флот многих стран принял на вооружение судов надувные плоты английской фирмы «Эллиот». Их варианты рассчитаны на 4, 10, 12, 20 человек. Большинство плотов имеет однотипное устройство. Основные камеры и полы сделаны из трехслойной прорезиненной ткани. Надувные арки, опирающиеся на основную камеру, поддерживают тент. Пол в случае необходимости также надувается, чтобы обеспечить лучшую изоляцию от холодной воды. На судах плоты хранятся в парусиновых чехлах, которые, в свою очередь, могут быть заключены в ящики, стальные боксы или контейнеры из стеклопластика. Внутри плота помещается чехол, содержащий запасы воды, глюкозу, ракеты, электрический фонарь и упаковки с таблетками от морской болезни. Имеются также два плавучих якоря, меха для надувания плота и его поддувки, набор инструментов, плавающий нож, бросательный конец и т. д. На внутренней стороне тента напечатана инструкция для терпящих бедствие.

После сбрасывания плота на воду внутри чехла при помощи специального нейлонового шнура, закрепленного одним концом на судне, открывается баллон с газом. Надуваясь, плот разрывает шнуровку чехла и готов к эксплуатации уже через 10–12 с.


Рис. 6. Фазы надувания спасательного плота ПСН-10МК


Рис. 7. Классификация судовых спасательных средств


Морской флот США использует самонадувающиеся резиновые плоты на 2, 4, 6, 20 и более человек. Диаметр, например, шестиместного плота – 2,2 м, масса – 57 кг; двадцатиместного – 3,7 м, масса – 114 кг. Американские резиновые плоты удобны для хранения. Их можно держать во внутренних помещениях и на верхней палубе, а в рабочее состояние они приводятся быстро – за 1 мин. Вход в подтентовое пространство закрывается за счет застежки-молнии. Металлический экран служит для обнаружения плота при помощи радиолокатора. На некоторых плотах имеются даже компактные опреснительные установки.

Необходимо заметить, что надувные плоты как отечественного, так и иностранного изготовления не имеют существенных различий в устройстве и оснащении, поскольку они должны отвечать требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года.

Большинство флотов мира имеет на вооружении, кроме плотов, спасательные шлюпки и катера. Наиболее современные из них полностью герметичны и значительно отличаются по внешнему виду и устройству от традиционных судовых ялов. У них два корпуса. Наружный обеспечивает запас плавучести. Двойной борт и междудонное пространство создают хорошую термоизоляцию. Внутренний корпус имеет сверху входной люк, который после посадки людей плотно закрывается особым устройством. При наличии такого закрытия не нужен шлюпочный чехол. Чтобы открыть или загерметизировать шлюпку, требуется около 15 с. Колпаки из прозрачной пластмассы на носу в корме обеспечивают освещение шлюпки днем и возможность кругового обзора. Наблюдение можно вести также через два люка, расположенных в носу и корме.

Хорошая герметичность обеспечивает спуск шлюпки на воду при значительном волнении. Если шлюпка остается на палубе гибнущего судна, она потом всплывает самостоятельно. Такие шлюпки способны находиться под водой на глубине до 10 м в течение 20 мин.

С начала 1960-х годов на флотах многих стран все более широко используются в качестве спасательных средств надувные моторные лодки. Их гораздо проще спускать на воду. Они обладают большой скоростью, поэтому быстрее окажутся в районе аварии. У них очень малая осадка, низкие и мягкие надводные борта, позволяющие без осложнений извлекать людей из воды, большой запас плавучести, обеспечивающий полную безопасность даже тогда, когда лодка залита или перегружена спасенными.

Человек терпит бедствие

На свете много сил могучих, но сильнее человека нет на свете ничего.

Софокл

В настоящее время в международной морской практике принято: после того как судно «пропадет», вести его поиски до 10 суток, после чего они прекращаются. Считают, что дальнейшие усилия в этом направлении совершенно бесполезны, никто из потерпевших кораблекрушение в открытом море не останется в живых. Такая точка зрения обосновывается тем, что ни человек, ни снаряжение в данном случае якобы не способны на большее.

Возникает вопрос, неужели условия, в которые попадают потерпевшие кораблекрушение, фатальны, а гибель людей неотвратима? Нет. История знает случаи, когда люди, оказавшиеся за бортом не по своей воле, выходили победителями.

Сколько может продержаться человек на спасательных средствах или аварийных судах, оставшись «один на один» с океаном при ограниченных запасах воды и пищи? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к специальной литературе и газетным сообщениям, освещающим данную тему.

28 апреля 1789 года на английском военном транспорте «Баунти» вспыхнул мятеж, вызванный бесчеловечным отношением капитана судна, молодого лейтенанта королевского флота Уильяма Блэя к команде. Во главе восставших встал первый офицер Кристиан Флетчер, человек добрый и справедливый. Вначале капитана хотели вздернуть на рее, но потом постановили: «Пусть судьбу моряка решит море…» С «Баунти» спустили шлюпку, в которую сошел капитан и его сторонники. Их снабдили небольшим запасом пресной воды и продовольствия.

С большими трудностями, терпя лишения, отверженные прошли на шлюпке около 4000 миль и добралась до острова Тимор,[2] откуда все вернулись на родину.

Удивительный рекорд пребывания людей без воды и пищи был обнаружен британским географом Куэнтином ван Марле при разгадке таинственного ребуса знаменитого приключенческого романа Р. Стивенсона «Остров сокровищ». В 1995 году исследователь установил, что имелось в виду в песне пиратов под словами «пятнадцать человек на сундук мертвеца, ио-хо-хо, и бутылка рома».

Миллионы читателей задавались этим вопросом, а сам писатель на этот счет никаких объяснений не дал.

«Сундук мертвеца» – это не что иное, как название одного из островов в Карибском море. В начале XVIII века Пират Эдуард Тич, по прозвищу Черная Борода, наказал взбунтовавшуюся команду корабля, высадив ее на этот остров площадью чуть более 200 кв. м, где не было пресной воды. Каждому из пиратов выдали по абордажной сабле и бутылке рома, и Тич надеялся, что смутьяны напьются и перебьют друг друга. Когда же он возвратился туда через месяц, то обнаружил, что пятнадцать человек все еще живы и невредимы.

На этом пятачке суши еды практически не было: там хозяйничали лишь пеликаны, ящерицы, змеи и москиты. В 1919 году русская шхуна «Тюлень» с тремя моряками продрейфовала от берегов Камчатки до экватора. Это вынужденное плавание продолжалось 114 дней, люди были спасены.

А вот пример, который с гордостью приводят авторы английского «Руководства по морской практике». В июле 1923 года пароход «Травесса» затонул в Индийском океане во время сильного шторма на полпути между Австралией и Южной Африкой. Все 44 человека покинули судно на двух шлюпках, и в конечном итоге 32 человека достигли земли. Вельбот под командой капитана Сесилия Р. Т. Фостера прошел 1556 миль до острова Родригеса, к ост-норд-осту от о. Маврикия, за 22,5 дня, а вельбот под командой старшего помощника капитана Джеймса С. Стюарта Смита прошел расстояние 1747 миль до Маврикия за 25,5 дня.

В 1926 году в результате поломки гребного вала беспомощной игрушкой морской стихии стало японское судно «Райо Яйо-мару». Течение и ветры отнесли шхуну в безбрежные просторы Тихого океана. Только спустя полгода ее удалось найти. На судне безраздельно властвовала смерть – никто из членов экипажа не остался в живых. Но по записям в судовом журнале было установлено, что один из моряков продержался около 5 месяцев!

Вторая мировая война дала много примеров героической борьбы людей с водной стихией за сохранение жизни.

Самое длительное время, которое человек провел на плоту, как сообщает широко известный справочник «Рекорды Гиннесса», составляет 133 дня. Так долго продержался в открытом океане Пун Лим, помощник старшего стюарда английского военного транспорта «Бен Ломонд», после того как его корабль был торпедирован немецкой подводной лодкой 23 ноября 1942 года в Атлантике, вблизи Азорских островов. На плоту был запас воды только на 50 суток. Остальные 83 дня уроженец Гонконга прожил, питаясь рыбой, которую ловил, и собирая небесную влагу. Моряка подобрали бразильские рыбаки 5 апреля 1943 года. Оказалось, что он похудел на 10 кг. Кожа потерпевшего под воздействием палящих солнечных лучей обветрилась и загрубела. Между тем каких-либо серьезных изменений в его организме и обезвоживания врачи не обнаружили. В июле 1943 года английское правительство пригласило Пун Лима в Лондон, где наградило его Британской имперской медалью за доблесть. Во время ее вручения один из членов парламента сказал ему, что Лим установил мировой рекорд пребывания в море на плоту. Китаец с «Бен Ломонда» ответил: «Я надеюсь, что никогда и никому его не придется побить».

Более драматичным было 37-суточное «плавание» в Черном море четырех защитников Севастополя. В ночь на 30 июня 1942 года П. Ересько, 23-летний военно-морской врач, и еще 3 бойцов, чтобы не попасть в руки фашистам, вышли в море из города на случайно подобранной шлюпке. На борту имелись три банки рыбных консервов и одна фляга воды. На 6-й день их обнаружил и обстрелял вражеский самолет. Был ранен А. Потомашев. Как ни растягивали запасы продуктов и воды, они кончились на 10-е сутки. Солнце жгло нещадно, а его блики, отражаясь от поверхности моря, слепили глаза. Всех мучила жажда. Начали обтираться морской водой, полоскали рот, потом стали ее пить. На 19-й день, потеряв сознание, умер А. Потомашев. Вслед за ним – Михайлов. На 30-е сутки скончался С. Попов. Молодой врач лежал спокойно, стараясь отогнать мысли о смерти. Только изредка в нестерпимый зной он позволял себе обтереть лицо водой, пополоскать рот. После этого по всему телу разливалась горечь. Моряк часто терял сознание, и тогда ему виделись широкие реки, полные воды: она лилась непрерывно, бурля, падала водопадом. С каждой минутой иссякали силы. Спасение пришло с борта турецкого парохода «Анафарта».

В конце 1953 года на Дальнем Востоке ураганным ветром унесло в океан советский рыболовный катер Ж-257 с 6 рыбаками на борту. Моряки оказались почти полностью лишенными пищи и пресной воды. В течение 82 дней продолжалось труднейшее плавание, во время которого люди пили небольшими порциями соленую воду, питались водорослями или скудными уловами рыбы. Наконец, в феврале 1954 года у берегов Камчатки истощенных до предела шестерых моряков спас советский траулер.

17 января 1960 года на Курильские острова обрушился невиданной силы тайфун, вызвавший страшный шторм на огромной акватории Тихого океана. В одной из бухт волной и ветром была оторвана от бочки самоходная баржа Т-36 с экипажем, в составе которого были младший сержант А. Зиганшин, рядовые И. Федотов, А. Крючковский, Ф. Поплавский. Плоскодонное суденышко было снесено в океан. В зимней штормующей водной пустыне 7 недель провели военнослужащие почти без пресной воды и пищи, но выстояли до конца. 7 марта А. Зиганшин услышал самолетный гул и, не веря, что это галлюцинация, выполз на палубу. В небе он увидел американский самолет. Сержант замахал шапкой. Машина, покачав крыльями, скрылась из виду. Вскоре потерпевшие были доставлены вертолетом на американский авианосец «Кирсардж». После непродолжительного лечения в США отважная четверка вернулась на Родину.

Удивительную стойкость и мужество проявили американцы – супруги Морис и Мэрилин Бейли. Весной 1973 года они отправились на яхте «Орилин» из Англии в Новую Зеландию. В Тихом океане, когда они прошли большую часть пути, их суденышко столкнулось с китом и стало тонуть. Супруги оказались среди океана одни на маленьком резиновом плоту. Бейли успел перенести с яхты небольшое количество воды и пищи, но этого запаса хватило ненадолго. Пришлось ловить рыбу, морских птиц, черепах, собирать дождевую воду. Часто бывало так, что Морис и Мэрилин по нескольку дней не имели ни глотка воды, ни кусочка рыбы. Были моменты, когда несчастным хотелось броситься в море и разом покончить с муками, выпавшими на их долю. 29 июня Мэрилин на крыше тента плота нарисовала 118-й крестик – так супруги вели счет дням скитаний. Цифра эта оказалась счастливой. Терявших сознание от истощения и усталости людей подобрал теплоход, шедший в Гонолулу из Панамы.

Одиссея Мэрилин и Мориса Бейли сегодня уже не является рекордом по продолжительности пребывания на море в шлюпке. Табван Микайе и Арента Тибентабу с острова Никунау (Кирибати) провели на рыбачьей лодке в океане 177 дней. В 1991 году 17 ноября их утлое 4-метровое суденышко унесло циклоном. Несчастных выбросило на берег в Западном Самоа в 1800 км от места происшествия.

К сожалению, история подобных плаваний хранит не только страницы отваги, мужества, силы воли и выносливости человека. В большинстве случаев люди, потерпевшие бедствие на море, испытывают тяжелейшие страдания. И, как свидетельствует печальная статистика, далеко не всем оказывается по силам перенести их.

2 июля 1816 года французский фрегат «Медуза» сел на Аргентинскую мель, которая протянулась на 30–40 миль от берегов Мавритании. Трюмы быстро заполняла вода. Возникла паника, 200 человек с трудом втиснулись в шесть спасательных шлюпок. Для остальных 149 сколотили плот, на котором разместили пять бочек с вином и продовольствием. Плот взяли на буксир. Однако вскоре гребцы выбились из сил, и, как только спустились сумерки, капитан «Медузы» граф де Шомаре приказал обрубить трос.

Океан штормил, волны перекатывались через плот, и людям трудно было удержаться на скользких бревнах. В первую же ночь 20 человек были смыты в воду. Утром еще 2 потерпевших погибли, бросившись в пучину. Днем возник бунт. Недовольные нападали на офицеров, находившихся посередине плота. Драка с применением холодного оружия продолжалась целую ночь. Утром не досчитались еще 20 пассажиров. Люди словно сошли с ума. Одни, стоя на коленях, взывали к Всевышнему, другие, обессиленные паникой, ползали по палубе, кусая друг друга за ноги, третьи с остервенением бросались на находящихся рядом.

На 11-й день озверевшие участники трагедии выбросили в море раненых, чтобы воспользоваться их провизией.

Плот был найден через 12 дней. В живых на нем осталось только 15 человек, 10 из них были при смерти и умерли сразу после того, как их взяли на борт.

В мае 1885 года яхта «Мипонетт», следовавшая из Саутгемптона в Сидней, попала в жесточайший шторм. Спасти ее не удалось, и экипаж в составе капитана Томаса Дузлея, его помощника Эдвина Сивенса, матроса Эдмунда Брукса и юнги Ричарда Паркера перебрался в 5-метровый ялик. На нем не было ни мачт, ни парусов. Отсутствовала вода и продовольствие, если не считать двух пакетов с репой.

На 18-й день стало ясно, что все погибнут, если вскоре не подоспеет помощь. Бросили жребий: проигравший должен был отдать себя на съедение. Но дело приняло другой оборот. Капитан и его помощник решили, что первой жертвой станет полуживой и истощенный юнга.

И вот ужасная минута настала. Дузлей подошел к юнге с ножом и сказал:

– Твой час настал!

– Мой, капитан? – спросил мальчик с полной обреченностью.

– Да, сынок!

И капитан перерезал ему горло. Оставшиеся в живых первым делом съели его печень и вынули сердце…

Спустя 5 дней после этого к борту лодки подошел немецкий барк «Монтесума». Экипаж корабля в ужасе оцепенел, глядя на окровавленный ялик с тремя потерпевшими и разрубленным трупом человека.

В 1956 году парусное учебное судно «Памир», принадлежащее ФРГ, было опрокинуто во время шторма в Атлантическом океане. Команда успела высадиться в шлюпки, но из-за отсутствия дисциплины поднялась паника. Шлюпки разбросало и залило водой. Погибло 80 человек, и лишь пятерых удалось спасти, хотя помощь пришла на второй день!

В конце 1959 года во время шторма в Индийском океане затонуло английское судно «Разбум». Пассажиры и 30 человек экипажа успели сесть в шлюпки, в которых имелись запасы воды и провианта. Однако, спустя 26 суток, когда плавсредства подошли к берегу острова Суматра, в живых осталось лишь шестеро. Остальные были убиты своими товарищами по несчастью или умерли от пережитого.

Что же происходит с людьми, оказавшимися в шлюпке или на плоту среди бушующего океана? Почему одни погибают на 2-е или 3-и сутки, имея воду и продукты, а другие остаются живы спустя 1,5 и более месяцев практически без всего. Какова действительная причина смерти потерпевшего кораблекрушение? С какими опасностями он может встретиться в открытом море?

Чтобы непосредственно исследовать условия, с которыми сталкивается человек, оказавшийся в результате кораблекрушения на спасательных плавсредствах, французский врач Ален Бомбар предпринял немыслимый эксперимент. Без воды и пищи он отправился в одиночное плавание через Атлантический океан на маленькой надувной лодке, названной «Еретик». Длина ее составляла 4 м 65 см, а ширина – 1 м 90 см. Движителем суденышка был четырехугольный парус площадью около 3 кв. м. Стартовав 19 сентября 1952 года в Лас-Пальмасе на Канарских островах, Бомбар завершил свое беспримерное плавание через 65 дней на острове Барбадос. Все это время он питался только тем, что мог выловить в море – планктоном и сырой рыбой. Жажду утолял соком, выжатым из рыб, или морской водой. Уникальный опыт на самом себе во имя гуманной цели – спасения человека – завершился успешно. Но чего он стоил отважному исследователю? Ален Бомбар похудел на 25 кг, перенес ряд тяжелых заболеваний, к концу плавания уровень гемоглобина в его крови снизился до несовместимого с жизнью, кожа покрылась сыпью, ногти на пальцах ног выпали.

Трудно переоценить эксперимент А. Бомбара и практическую ценность его одиночного плавания. Главный вывод, который он сделал из своего исследования, состоит в том, что для выживания потерпевших кораблекрушение важны не столько пища и вода, сколько психологический фактор.

«Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха. Человек, который, придя в отчаяние, думает: “Все кончено”, всегда может приободриться и обрести второе дыхание…

…Надеяться – это значит стремиться к лучшему. Потерпевший кораблекрушение, лишенный всего после катастрофы, может и должен сохранять надежду. Внезапно он поставлен перед дилеммой: жить или умереть, и он должен собрать все свои силы, свою волю к жизни, все мужество для борьбы против отчаяния» [4].

Желая продолжать работы, начатые А. Бомбаром, по решению проблем, связанных с кораблекрушением, либерийский врач Ханнес Линдеманн 26 октября 1955 года вышел в свой первый одиночный трансатлантический рейс. Плавание он совершил на западно-африканской лодке-пироге длиной 7 м 80 см и шириной 76 см, выдолбленной из одного древесного ствола. На этом утлом суденышке, названном «Либерия-II», он прошел под парусом от западного побережья Африки до острова Гаити за 119 дней.

Во время своей экспедиции Линдеманн собрал обширный материал, который намеревался использовать для задуманного им главного путешествия. Вот что он писал о своем первом опыте: «Подводя итоги первого путешествия, я остался неудовлетворенным. Мне не удалось решить проблему, связанную с моральным состоянием потерпевшего кораблекрушение. Во время плавания я неоднократно оказывался на грани отчаяния…»

Второе плавание Линдеманн осуществил на небольшой складной лодке «Либерия-III». Длина ее составляла 5 м 20 см. Местом отплытия либериец избрал Лас-Пальмос на Канарских островах. Таким образом, он бросил перчатку соперничества А. Бомбару. Следует заметить, что отплыл Линдеманн из Лас-Пальмоса примерно по маршруту французского врача 20 октября 1956 года.

На этот раз на долю либерийца выпали тяжелейшие испытания. В один из декабрьских дней шквал опрокинул маленькую «Либерию», и лишь к утру следующего дня ценой нечеловеческих усилий, теряя сознание, врач смог перевернуть суденышко. Крайне истощенный и измученный, он через 72 дня высадился на острове Сен-Мартен, в группе Малых Антильских островов. Это случилось 30 декабря 1956 года.

Эксперимент был благополучно завершен. Условия плавания Линдеманна были весьма близки к тем, с которыми может столкнуться потерпевший кораблекрушение. Неоднократно у мореплавателя-одиночки возникали ситуации, дававшие поводы для отчаяния, но он всегда находил силы, чтобы вырваться из объятий смерти. «Не сдаваться!» – этот лозунг должен быть моральным спасательным жилетом каждого, потерпевшего бедствие на море.

Если человек не поддался панике, он предупредил трагедию. Таков вывод либерийца.

Имена отважных медиков А. Бомбара и Х. Линдеманна навсегда вошли в летопись одиночных плаваний! Но главное – в другом: результаты их экспериментов, проведенных на себе, послужили толчком для широкомасштабных научных исследований во многих «морских странах», с привлечением крупных ученых и институтов, занимающихся вопросами спасения человеческой жизни на море. Необходимо также отметить, что ареной странствий французского и либерийского врачей служил Атлантический океан, где, согласно официальной статистике, происходит наибольшее количество катастроф.

Факторы, способствующие гибели

Есть три состояния людей: живые, мертвые и находящиеся в море.

Анахарсис

На основании исследований, а также обобщения опыта спасения экипажей погибших за период 1940–1944 годов 448 английских торговых судов, на борту которых находилось 27 тысяч моряков, Медицинский исследовательский совет Великобритании установил, что основными факторами, которые ограничивают выживание терпящих бедствие на море, находящихся на спасательных средствах, являются поражение холодом (охлаждение), отсутствие пресной воды и пищи, употребление для питья морской воды, ранения, опасности плавания по океану в малых и переполненных шлюпках и склонность к самоубийствам [56].

На психическую травму людей, которой подвергаются потерпевшие кораблекрушение, считая ее одной из главных причин, приводящих к смерти, первым обратил внимание французский врач А. Бомбар [4].

В результате морских катастроф уходят в иной мир около 200 тысяч человек каждый год, из них 50 тысяч погибает непосредственно в воде после кораблекрушения, а 50 тысяч умирает на спасательных средствах, причем в условиях, не являющихся действительно фатальными. Остальных море забирает в свою пучину вместе с судами и кораблями.

Статистика свидетельствует, что в результате кораблекрушений 30 % спасенных уходит в небытие, уже находясь на спасательных средствах, а это, как уже отмечалось, составляет ежегодно около 50 тысяч человек. Из них 90 % гибнет в течение первых трех суток, когда еще не может быть и речи о смерти от недоедания или отсутствия воды [4, 45]. Что же является причиной смерти людей? В подобных случаях, по мнению французского исследователя и врача А. Бомбара, она наступает по причинам психологическим, а не физиологическим. Потерпевшие бедствие на море гибнут не от голода или жажды, а от страха перед ними. Эта отрицательная эмоция возникает при недостатке «прагматической информации», то есть сведений о том, как следует поступать в трудной обстановке, требующей мобилизации всех сил организма.

Справедливость данного предположения косвенно подтверждают: анализ многочисленных случаев гибели людей, потерпевших бедствие на море, непосредственный авторский эксперимент, проведенный французским медиком во время одиночного плавания через океан, а также его личный опыт безуспешного спасения в 1952 году 43 пострадавших от кораблекрушения с траулера «Нотр-Дам де Пейраг».

Гипотеза Алена Бомбара о том, что страх убивает потерпевших бедствие на море, показалась убедительной, и сегодня ее придерживаются многие отечественные и зарубежные исследователи.

Патогенное влияние страха на организм человека характеризуется значительным повышением эмоционального возбуждения. Таким образом, психогенная смерть на море может объясняться чрезмерным возбуждением защитных реакций, например шоком, вызванным огромным выбросом адреналина, одного из гормонов, вырабатываемых мозговым веществом надпочечников.

Эксперимент, проведенный Харрисом с соавторами в 1964 году на девяти испытуемых, показал, что внушение страха вызывает резкую активизацию симпатического отдела вегетативной нервной системы. Состояние страха привело к отклонениям от исходных значений в среднем: учащение пульса на 37 ударов в минуту, повышение сердечного индекса – на 1,05 л/м2 в минуту, ударного объема – на 13 мл. Среднее артериальное давление возрастало на 10 мм рт. ст., давление в правом предсердии и периферическое сопротивление уменьшалось [16].

Но действительно ли причиной смерти людей, потерпевших бедствие на море, является чрезмерное эмоциональное возбуждение, вызванное «злокачественной» эмоцией страха? Усомниться в правильности подобного объяснения позволяют наблюдения Рихтера, сделанные в 1957 году [60].

Исследователь помещал в цилиндр с водой, из которого нельзя было выкарабкаться, прирученных и диких норвежских крыс. Первые удерживались на поверхности 60 ч, а вторые погибали в течение нескольких минут. Многие дикие животные умирали в тот момент, когда их ловили и переносили. Тщательный многократный анализ показал, что гибель наступала тогда, когда они лишались надежды на спасение. С позиций психологии, это была смерть в результате «безнадежности».

Анализ электрокардиограмм, сделанных в период плавания животных, показал, что у них наступало не увеличение, а угнетение активности сердца. Дыхание замедлялось, пульс ослабевал, и, наконец, деятельность сердца прекращалась в фазе диастолы. Таким образом, это была смерть, вызванная не подъемом, а падением эмоционального возбуждения: об этом свидетельствовало перевозбуждение не симпатического, а парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.

Активизация симпатического отдела вегетативной нервной системы дает возможность организму мобилизоваться в период опасности – усиливается кровообращение, активируется психическая деятельность и т. п. Это проявляется расширением зрачков, учащением сердцебиения, ускорением обменных процессов и т. п. Возбуждение парасимпатического отдела вегетативной нервной системы приводит к обратным реакциям.

В целях проверки данной гипотезы Рихтер подверг диких животных специальной процедуре, которая должна была ослабить состояние безнадежности, допустить возможность спасения. Крыс несколько раз ловили и тут же отпускали, а потом на очень короткое время помещали в цилиндр с водой. После этой подготовки дикие крысы, оказавшись в воде, также упорно боролись за свою жизнь, как и прирученные.

Можно предположить, что в основе гибели людей, терпящих бедствие на море, может лежать подобный механизм. По нашему мнению, такая смерть вызвана скорее безнадежностью, чем страхом. В начале, конечно, у человека появляется страх, но в дальнейшем он очень скоро уступает место бессилию и безнадежности. В данном случае весь комплекс физиологических изменений, происходящих в организме потерпевшего, должен быть совершенно другим, чем в случае чрезмерного подъема эмоционального возбуждения.

Механизм психогенной смерти в этом случае представляется сложным. Вероятно, он схож с так называемой «смертью Вуду». Она известна среди представителей коренных племен Австралии, Африки и Новой Гвинеи. Аборигены этих стран, узнав, что на них «брошено» проклятье или колдовство за то, что они нарушили какой-либо важный запрет (табу), реагируют яркими симптомами паники, переходящей в отчаяние, отказ от всякой деятельности, апатию. Состояние это приводит к смерти.

Голландский психиатр Ван Хавен в 1956 году описал случай, когда его пациент умер без видимой органической причины только потому, что испытывал мучительный страх и чувство безнадежности. Он считал, что нарушил табу и теперь околдован навсегда [63].

Ван Хавен приводит и еще один любопытный случай. Молодой папуас в Новой Гвинее, бывшей колонии Голландии, оскорбил колдуна и вскоре серьезно заболел. Оказалось, незадолго перед этим колдун положил на пути обидчика «бофиет» (заговоренный предмет). Молодой человек, узнав о такой «серьезной» опасности, впал в необъяснимое состояние: перестал говорить, чем-либо интересоваться, прекратил всякие контакты с окружающими и через два дня умер.

Американский врач Райт в 1971 году на американском континенте был свидетелем быстрой смерти мальчика-индейца после того, как тот был «приговорен к смерти» словами колдуна: «Через три дня ты умрешь!» [43].

Смерть в результате ожидания гибели известна и в настоящее время.

Американский психиатр Ариэти в 1962 году описал такой случай. В одной итальянской деревне некий пожилой человек не раз говорил, что умрет, как только на площади упадет старая башня. Слова его никто не принимал всерьез. Но однажды в башню ударила молния, и она рухнула. Узнав об этом, старик скончался [48].

Возможно, у людей, живущих в суеверном окружении, механизм ожидания смерти может быть значительно усилен самовнушением. Возникающий вначале страх сменяется отчаянием и безнадежностью благодаря вере в неотвратимость наказания. Это приводит к резкому нарушению обмена веществ и расстройству физиологических процессов в организме. Результаты патологоанатомических исследований умерших вследствие ожидания смерти указывают на признаки паралича сосудодвигательных нервных волокон.

Разрушительные сдвиги, возникающие в организме человека под действием безнадежности, не всегда являются фатальными. Поэтому уже сегодня перед психологами, психофизиологами и врачами стоит вопрос выявления лиц, предрасположенных к психогенной, то есть вызванной психической травмой, смерти. Необходимость этого настойчиво диктуется интересами безопасности человека на море.

Отсюда очевидно: хотя проблема выживания на море главным образом медико-биологическая, она также имеет свои психологические и социальные аспекты.

Действия при оставлении судна

Древний мореплаватель так обращался к Нептуну, попав в жестокую бурю: «О Боже! Ты можешь спасти меня, коли пожелаешь, а можешь погубить. Но какова бы ни была твоя воля, рулем своим я буду править по моему разумению».

Мишель де Монтень

Мировой океан занимает около 70,8 % поверхности земли. С учетом физико-географических особенностей (температуры и влажности воздуха, солнечной радиации, ветрового режима) в нем выделяют пять зон: полярную, умеренную (60–40° северной и южной широт), субтропическую (40–50° и 30–40°), тропическую (25–30° и 8°) и экваториальную. В результате действия ветров, солнечного тепла и вращения Земли сложилась система течений, охватывающих весь Мировой океан. Скорость течений колеблется в широких пределах – от 15–50 до 100–200 см/с. Наиболее устойчивыми и быстрыми из них являются: Гольфстрим и Гвианское – в Атлантическом океане; Сомалийское – в Индийском; Минданао, Куросиво и Восточно-Австралийское – в Тихом.

Восточные пассаты – ветры, дующие в тропической зоне с востока на запад в течение всего года, – образуют мощные пассатные течения: Северное и Южное.

Животный мир океана насчитывает свыше 180 тысяч видов живых существ, растительный – около 15 тысяч видов водорослей.

В случае аварии судна, грозящей ему гибелью, экипаж и пассажиры занимают места в спасательных плавсредствах согласно указанию капитана (рис. 8). Когда нет возможности разместиться в шлюпках и плотах непосредственно на палубе, терпящие бедствие спускаются за борт с помощью специальных приспособлений (штормтрапов, тросов с мусингами и т. п.). В критических ситуациях приходится прыгать в воду с борта судна.


Рис. 8. Посадка в спускаемый надувной плот


Если на вас надет надувной спасательный нагрудник, то с ним можно прыгать даже с высокого борта. Прыгать следует ногами вниз, обхватив надутый нагрудник руками и прижав его к груди (рис. 9). Данные рекомендации необходимо выполнять неукоснительно, иначе человек в момент входа в воду испытает сильный рывок, способный нанести ему повреждения, особенно в тех случаях, когда высота борта значительна.


Рис. 9. Прыжок в воду с надутым нагрудником


Перед прыжком в воду надо сделать глубокий вдох и задержать дыхание, чтобы при погружении в воду с головой не совершить непроизвольного вдоха до всплытия на поверхность.

Во время посадки на спасательные средства, спущенные на воду, нужно соблюдать очередность, сохраняя интервал между спускающимися во избежание травм.

Заполненные людьми спасательные плавсредства должны незамедлительно отойти от гибнущего судна на расстояние не менее 200 м. Но при этом потерпевшим бедствие следует внимательно осматривать окружающую акваторию, чтобы вовремя обнаружить и оказать помощь людям, волею случая оказавшимся в воде. Терпящим бедствие необходимо знать, что по сигналу SOS, посланному аварийным судном, будут приняты все меры для их спасения. Поэтому спасающимся рекомендуется оставаться как можно ближе к месту катастрофы.

Только в случае очень быстрой гибели судна, когда нет уверенности, что в эфир сообщены координаты места его затопления, необходимо использовать возможность передвижения спасательного средства в сторону ближайшего берега.

Для того чтобы коллективные спасательные средства удерживались рядом, их скрепляют между собой с помощью фалов длиной 15–20 м. После этого командир проводит ряд неотложных мероприятий: организует оказание первой медицинской помощи пострадавшим, проверяет, все ли потерпевшие находятся на борту спасательного плавсредства, и в случае отсутствия кого-либо осуществляет поиск.

По имеющимся данным, далеко не все оказавшиеся в чрезвычайной ситуации способны к активности и целесообразным действиям; 50–75 % потерпевших пребывают в состоянии оглушенности и психологического или физиологического стресса, оставаясь относительно спокойной, но мало активной частью коллектива, у 12–25 % наблюдаются истерические реакции, которые проявляются в сильном возбуждении, беспорядочных действиях или, наоборот, в заторможенности, подавленности, безразличии к происходящему, полной неспособности к действиям. И только 12–25 % сохраняют самообладание, быстро оценивают обстановку, действуют решительно и разумно [62].

Именно на эту активную часть потерпевших в первый момент после спасения необходимо возложить обязанности по оказанию помощи нуждающимся и осуществлению других неотложных операций.

Эмоциональный стресс – временное состояние, и спустя некоторое время, подавляющее большинство людей успокаивается, адаптируется к новым условиям существования. После этого они должны быть подключены к деятельности по сохранению жизни и здоровья себе и другим.

Если на воде будут обнаружены люди, то надо немедленно принять все меры, чтобы взять их на борт спасательного средства. Не дожидаясь, когда шлюпка или плот подойдут вплотную к плавающим людям, нужно бросить им спасательный конец.

В тех случаях, когда спасательные средства по каким-либо причинам не могут подойти к находящемуся в воде человеку либо пострадавший находится в обмороке или бессилен, кто-то должен спуститься с плавсредства и подплыть к нему.

Поднимая обессиленных людей из воды на плот или в шлюпку, нужно в воде повернуть пострадавшего спиной к борту, взять под мышки, обхватив грудь, и втянуть на плавсредство (рис. 10).

С момента посадки на спасательный плот или шлюпку все потерпевшие бедствие становятся единым экипажем и подчиняются командиру. Он является ответственным лицом за моральное и физическое состояние людей, находящихся в спасательном средстве!

Если на шлюпке или плоту нет лиц командного состава судна, то обязанности старшего берет на себя квалифицированный старшина. В том случае когда среди спасающихся ни один не имеет специальной подготовки, то командира выбирают. Все его распоряжения выполняются беспрекословно. Командир следит за исполнением всеми своих обязанностей, строго контролирует расход воды, продовольствия, медикаментов, сигнальных средств, не допускает паники, ссор, организует оказание помощи и уход за больными.


Рис. 10. Подъем человека на надувной плот


На спасательных средствах устанавливают круглосуточную вахту со сменой через каждые 2 ч. В обязанности вахтенного входят наблюдение за горизонтом и воздухом, своевременное оповещение командира об изменении погодных условий, появлении самолетов и кораблей. Кроме того, вахтенный следит за сохранностью воды и провианта.

Жизнь потерпевших бедствие во многом зависит от исправности спасательных средств.

Течь шлюпки может быть ликвидирована конопаткой щели ветошью или тканью из одежды спасающихся. Если произошел обрыв оснастки паруса, необходимо немедленно убрать парус и устранить повреждение. При обрыве вант запоздалые действия могут привести к поломке мачты. В том случае, когда она все же произошла, необходимо на мачту наложить шину из весел и крепко скрепить ее канатом или линями.

Нарушение целостности камер надувного плота приведет к утечке газа и уменьшению запаса живучести. Повреждения могут появиться в результате прокола оболочки острыми предметами, плавающими в воде, различными колющими и режущими предметами (ножи, крючки и т. п.), имеющимися у спасающихся.

Отверстия в камере следует заткнуть пробкой, зажать металлической заглушкой, заклеить резиновой заплатой. В ремонтном комплекте плота имеется весь необходимый для этого материал. Следует помнить, что после наложения заплаты нельзя туго надувать плот в течение суток.

Вследствие разности температур в ночное и дневное время суток давление газа в камерах может колебаться в значительных пределах. При повышении давления некоторая часть газа может выйти через предохранительные клапаны. Можно подкачать камеру с помощью насоса или поддуть ртом.


Рис. 11. Переворачивание надувных плотов: а – с помощью фала; б – с помощью ручек на днище


Во время сильного волнения, чтобы развернуть шлюпку носом против волны, а плоту придать бо́льшую остойчивость и замедлить дрейф, за борт спускают плавучий якорь. Установлено, что плот дрейфует по ветру значительно быстрее, если поднять плавучий якорь. Например, при ветре силой 5 баллов он дрейфует с опущенным якорем со скоростью 0,5–1 уз/ч, а без него – 1–2 уз/ч.

При случайном переворачивании плота, чтобы придать ему нормальное положение, через днище перебрасывают фал, закрепленный на противоположном борту, и тянут его на себя. Если нет подходящего фала, потерпевший должен взобраться на днище плота, взяться руками за борт, а затем, падая в воду, опрокинуть его на себя. Плот может быть перевернут в нормальное положение и с помощью двух ручек на днище (рис. 11).

Сигнализация и связь

Для того чтобы привлечь внимание проходящих судов, летящих вертолетов и самолетов, на спасательных средствах имеется запас сигнальных средств. Однако пользоваться ими следует разумно, когда есть уверенность, что сигнал бедствия может быть увиден или услышан. Особенно это относится к пиротехническим средствам, количество которых на плотах и шлюпках ограничено. Так же экономно нужно расходовать батарейку сигнального фонаря.

Пользоваться пиротехническими средствами – парашютными ракетами и сигнальными патронами (фальшфейерами) – следует по инструкциям, имеющимся на самих пиротехнических средствах или вложенным в полиэтиленовые пакеты, в которых средства хранятся.

В дневное время ракеты и сигнальные огни видны с дистанции 2–3 мили, ночью – с расстояния 6–9 миль.

Подачу сигналов с помощью пиротехнических средств нужно поручать человеку, который постоянно должен быть готовым к этому. Сигнальный фонарь может использоваться только на сравнительно небольших расстояниях.

В солнечную погоду днем хорошим средством сигнализации является зеркало, снабженное прицельным приспособлением, с помощью которого можно точно наводить солнечный «зайчик» на отдаленные предметы. Солнечные лучи, отраженные от зеркала, видны с судна на дальность видимого горизонта, а с самолета – не менее чем на 15 миль. Инструкция о том, как пользоваться сигнальным зеркалом, имеется на его крышке.

Для успешной подачи сигнала зеркало нужно держать в руке так, чтобы в его визирное отверстие на верхней створке были видны корабль или летательный аппарат, которым подается сигнал, а для успешного попадания «солнечного зайчика» в цель и его обнаружения нужно развернуть зеркало так, чтобы луч солнца, прошедший через визирное отверстие, отразился от нижней створки на внутреннюю поверхность верхней створки в виде светлого кружка, совпав с визирным отверстием (рис. 12).

Как пользоваться сигнальным свистком, знает каждый, его высокий звук слышен намного дальше голоса человека.

Правила пользования аварийной радиостанцией (рис. 13) описаны в приложенной к ней инструкции.

Радиостанции, которыми снабжаются надувные плоты, являются автоматическими, и потому ими может пользоваться каждый, даже не имеющий специальной подготовки. От потерпевшего требуется лишь в установленное время включить радиостанцию, контролируя ее работу по сигнальной лампочке. Большое внимание нужно обращать на предохранение радиостанции от воды. Для этого сразу после окончания работы ее следует убирать в резиновый чехол (рис. 14).


Рис. 12. Использование сигнального зеркала: а – совмещение солнечного пятна; б – подача сигналов


Рис. 13. Лицевая панель радиостанции «Призыв»


Рис. 14. Общий вид радиостанции «Призыв» в зачехленном состоянии


Переохлаждение в воде

Холод страшнее акулы.

Ганс Хасс

Для моряка, оказавшегося за бортом, большую опасность представляет переохлаждение организма, или гипотермия. Вот несколько убедительных примеров. В ночь на 15 апреля 1912 года гигантский британский лайнер «Титаник», следовавший из Саутгемптона в Нью-Йорк, в северной части Атлантического океана столкнулся с айсбергом и затонул. Прошел 1 ч 50 мин, и суда, принявшие сигнал бедствия, прибыли к месту трагедии. Они подняли на борт людей, находившихся в шлюпках, но ни одного из 1489 пассажиров, оказавшихся в ледяной воде, спасти не удалось. В ту кошмарную ночь температура воды в океане была около +1 °C, а воздуха – 0 °C [57].

19 декабря 1963 года близ острова Мадейра потерпел аварию греческий теплоход «Лакония», имевший на борту 1028 человек. Температура воды в том районе составляла +18 °C. Первые суда подоспели на помощь через 3 ч, однако 113 человек, поднятых из воды в спасательных жилетах, оказались мертвыми. Причиной их гибели, как было установлено, явилось переохлаждение [2].

Необходимо отметить, что гипотермия может привести человека к смерти даже в том случае, когда он подвергается поражающему действию холода, находясь на спасательных средствах. Так, во время Второй мировой войны, в июне 1940 года, английский авианосец «Глориус» в Норвежском море был потоплен немецкими тяжелыми крейсерами «Шарнхорст» и «Гнезенау».

Спасшиеся моряки быстро перебрались на открытые деревянные плоты. Однако спустя 60 ч из 400 терпящих бедствие в живых остались лишь 36 человек, остальных убил холод.

Установлено, что понижение температуры тела ниже физиологического минимума приводит к нарушению функций головного мозга, скелетных мышц, сердца.

Признаки переохлаждения человека появляются в определенной последовательности, отражая понижение температуры внутренней среды организма. Мышечная дрожь появляется при снижении температуры в прямой кишке с 37 до 36 °C. Дрожь – асинхронное сокращение мышечных волокон – представляет собой резерв организма в поддержании температуры. Она быстро нарастает до максимума и сотрясает тело человека, оказавшегося в воде, в течение 20–30 мин, а затем постепенно угасает. Температура внутренней среды организма продолжает снижаться. Любое движение человека начинает сопровождаться болью в мышцах. Когда температура в прямой кишке достигнет примерно 35 °C, возникают нарушения функций мозга: появляются сонливость, безразличие к окружающему, ложное ощущение комфорта. Сознание угасает, когда температура снижается до 32–31 °C. При падении ее до 29–28 °C прекращаются дыхание и сердцебиение.

Основываясь на материалах об обстоятельствах гибели людей, потерпевших бедствие на море в различных климатогеографических зонах, специалисты утверждают, что ориентировочные сроки выживания и спасения людей могут быть не более указанных в табл. 1.

Установлено, что опасного для жизни охлаждения тела не происходит даже при длительном пребывании в воде с температурой +33 °C, поэтому пребывание в ней не ограничено.


Таблица 1. Ориентировочное время выживания и время спасения потерпевших бедствие на море в зависимости от температуры воды


Как видно из приведенных данных, продолжительность нахождения человека в относительно теплой воде безопасна даже в течение нескольких десятков часов, но он и в этих условиях может погибнуть от действия всего комплекса неблагоприятных факторов (переохлаждения, переутомления, истощения и обезвоживания организма в результате холодного диуреза – усиленного мочеотделения под влиянием охлаждения организма).

Нередко смерть может настигнуть человека, оказавшегося в воде, имеющей температуру ниже 10 °C, гораздо раньше, чем возникнет общее переохлаждение организма. Причиной смерти будет быстрое развитие холодового шока (общее потрясение организма). Холодная вода в данном случае выступает не только как среда с очень большой теплоемкостью (в 4,2 раза больше теплоемкости воздуха) и теплопроводностью (в 28,7 раза больше теплопроводности воздуха), но и как сильный термический раздражитель, вызывающий сосудистый коллапс (резкое ослабление кровообращения), особенно у незакаленных людей. Развитию холодового шока способствуют: перегревание организма (длительное пребывание на солнце, работа в машинном отделении и т. п.) перед попаданием в холодную воду, состояние озноба, быстрое погружение в воду без постепенной адаптации. При этом пострадавший, попав в воду, сразу теряет сознание и тонет, не предпринимая никаких действий к своему спасению.

Вода с температурой 12 °C и ниже, как было установлено, вызывает периодическое (каждые 15–30 мин) расширение спазмированных сосудов кожи (феномен Льюиса) [54]. Это существенно снижает эффективность вазомоторной (сосудодвигательной) реакции, направленной на регуляцию теплообмена с окружающей средой.

Интенсивное охлаждение тела резко стимулирует обменные процессы. Организм человека при этом быстрее, чем в обычных условиях воздушной среды, расходует легкоусвояемые энергетические субстраты – углеводы и свободные жирные кислоты [1]. Гипергликемия (повышение количества сахара в крови), развивающаяся в результате стресса, в фазе компенсации по мере истощения энергетических ресурсов сменяется нарастающей гипогликемией (снижение концентрации глюкозы в крови). Энергетические ресурсы практически не успевают израсходоваться лишь в случаях гибели от холодового шока [11].

При остром охлаждении в воде наблюдаются быстрое развитие брадикардии (замедление сердечной деятельности), а также нарушение ритма и глубины дыхания [52, 53]. На фоне большого кислородного запроса организма, связанного с активизацией терморегуляторного метаболизма (обмен веществ в организме), эти изменения со стороны дыхательной и сердечно-сосудистой систем существенно снижают уровень оксигенации крови (насыщение кислородом артериальной крови) и тем самым ускоряют развитие гипоксии (снижение содержания кислорода в крови) в организме.

Внезапное действие холодной воды может вызвать расстройство внешнего дыхания (остановку дыхания, удушье) или сердечного ритма в результате обширного раздражения холодовых рецепторов кожи [58].

Вызывая быстрое снижение температуры кожи, особенно конечностей, холодная вода обуславливает потерю тактильной (кожной) и болевой чувствительности, а также резкое снижение мышечной силы. Исследования и опыт спасения экипажей погибших судов показали, что человек уже через 1–2 мин нахождения в холодной воде не способен самостоятельно забраться на спасательную шлюпку или плот.

Для острого охлаждения в воде, которое протекает по типу стрессорной реакции на интенсивный раздражитель, характерны серьезные психические расстройства [11]. Они резко снижают возможности организма в борьбе с холодом.

При плавании у поверхности воды в наклонно-вертикальном положении угрожающее действие холода сказывается не только на сосудодвигательных центрах спинного мозга потерпевшего, но и непосредственно на его кровеносных сосудах. В итоге это ведет к быстрому истощению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы [1]. Поэтому гибель переохлажденных, находящихся в воде, наступает не от первичной остановки дыхания, как это бывает в нормальных условиях на суше, а от острой сердечной недостаточности (коллапса, остановки сердца), нередко возникающей на фоне гипогликемической комы (бессознательное состояние) [14].

Все перечисленное в значительной степени осложняет спасение человека.

Необходимо отметить, что устойчивость к охлаждающему действию воды очень индивидуальна. Согласно данным Медицинского исследовательского совета Великобритании (организация, которая занимается судьбой потерпевших кораблекрушение и изыскивает возможности уменьшить число жертв в открытом море), во время Второй мировой войны было зарегистрировано немало случаев, когда людей удавалось спасти после 60-минутного нахождения в воде, температура которой была ниже 0 °C, и после 1,5-часового пребывания в воде с температурой +1…+3 °C. Из 40 человек, извлеченных через 1 час из воды (температура +1,7 °C), 9 умерли на борту спасательного судна, 1 моряку удалось продержаться в воде (температура +1,7…+3 °C) 20 мин. 6 человек остались живы после пребывания в воде (температура +5 °C) 30 мин, 2 моряков продержались в такой же воде 1,5 ч, 17 человек пробыли в воде (температура +7 °C) 30–45 мин, 2 моряков пробыли в воде при температуре +8 °C в течение 2 ч. Один из них был спасен, другой умер в спасательной шлюпке. Одному счастливцу удалось остаться живым после того, как он проплавал в воде при температуре +8 °C в течение 12 ч!

Поразительные случаи спасения людей, волей судьбы оказавшихся в ледяной воде, происшедшие после войны, известны как у нас в стране, так и за рубежом.

19 января 1965 года в юго-восточной части Берингова моря перевернулись от обледенения и затонули четыре советских траулера: «Севск», «Себеж», «Нахичевань», «Бокситогорск». Случилось это в 100 милях от острова Св. Матвея и 60 милях от острова Св. Павла. Единственным, кому удалось спастись, был тралмастер А. Охрименко. Он продержался несколько часов в воде с температурой, близкой к точке замерзания, при 10-балльном шторме и морозе –21 °C. Данный случай является уникальным в истории катастроф на море.

В 1986 году лодка с 4 исландскими рыбаками внезапно перевернулась. При этом 3 из них удалось ухватиться за киль. Температура воды не превышала +5 °C. Продержавшись 45 мин, все они вынуждены были поплыть к берегу. Но через 10 мин 2 утонули. И только 3-му удалось преодолеть 5 км до спасительного берега за 5 ч. 23-летний рыбак был ростом 195 см, весил 125 кг и одет только в рубашку и джинсы. Врачи относят этот случай к феноменальным в медицинской практике.

Установлено, что устойчивость к гипотермии выше у людей с выраженным подкожно-жировым слоем и у спортсменов, тренированных к плаванию в холодной воде [10]. Американские исследователи Пу и Эдхолм (1955) наглядно продемонстрировали это, предложив 2 пловцам, один из которых был непривычен к холодной воде, а другой – тренированный «морж», плавать в воде +16 °C «до отказа».

Первый был вынужден выйти на сушу через 30 мин. Его била дрожь, движения причиняли боль. Температура в прямой кишке снизилась до +34,5 °C. Второй испытуемый пробыл в воде 6 ч 40 мин. Чувствовал себя хорошо. Снижения температуры тела у него не отмечалось.

Путем применения закаливающих процедур, регулярно выполняемых в течение длительного времени, можно достигнуть высокой степени устойчивости к холодной воде.

В 1987 году 30-летняя американка Л. Кокс покорила вплавь самый холодный из проливов – Берингов. Она преодолела 7 км, затратив на это 2 ч 50 мин в воде, имеющей температуру всего +7 °C!

В 1988 году отважная спортсменка вновь удивила мир. За 4 ч 18 мин она проплыла по озеру Байкал почти 16 км при температуре воды +9…+10 °C. Никому на планете не удавалось подобное.

Нельзя не отметить и еще одно исключительное достижение представительницы прекрасного пола. В 1985 году она осуществила фантазию Жюля Верна – за 80 дней проплыла вокруг света!

Правила поведения оказавшихся за бортом

Правильные и рациональные действия людей, попавших в воду, соблюдение ими определенных правил поведения, направленных на уменьшение отдачи тепла, позволяют экономично использовать наличные и резервные возможности организма в схватке с холодом, что в итоге увеличивает продолжительность жизни потерпевших.

Каковы должны быть действия человека, попавшего в холодную воду?

Прежде чем перечислить их, следует заметить, что человек, оказавшийся в холодной воде после оставления гибнущего судна или корабля, может погибнуть гораздо раньше, чем наступит гипотермия. Одна из причин фатальных исходов – нарушение функции внешнего дыхания, обусловленное обширным раздражением холодовых рецепторов кожи. Оно проявляется стремительно развивающейся усиленной вентиляцией легких (гипервентиляцией). При быстром погружении в холодную воду гипервентиляция значительно увеличивает риск смерти, так как при плавании в дыхательные пути потерпевшего может попасть вода. Кроме того, у находящегося в холодной воде существенно уменьшается время произвольной задержки дыхания. Поэтому, оказавшись по какой-либо причине под водой, пострадавший может непроизвольно сделать вдох и погибнуть.

Результаты проведенного нами эксперимента, в котором участвовали испытатели-добровольцы (мужчины), показали, что гипервентиляцию легких, возникающую сразу вслед за погружением в холодную воду, можно значительно уменьшить с помощью постепенного (поэтапного) вхождения в нее [5]. Для этого необходимо вначале опуститься в воду до пояса и находиться в этом положении не менее 30 с, а потом полностью погрузиться и плыть. Вероятно, при поэтапном погружении у человека успевают сформироваться срочные адаптационные механизмы, физиологическое значение которых связано со значительным смягчением, ослаблением воздействия холода на организм.

На наш взгляд, в программы по обучению выживанию при катастрофах на море целесообразно включить обучение способу поэтапного погружения в воду – он в ряде случаев поможет сохранить жизнь потерпевших.

1. В том случае, когда рядом нет спасательных средств (плотов, шлюпок) и скорая помощь не предвидится, необходимо сократить движения до минимума. Это поможет избежать конвективных теплопотерь. Плавание считается целесообразным только в том случае, если условия, а, главное, температура воды позволяют добраться до берега или спасательного средства. Установлено, что человек в обычной промокшей одежде способен преодолеть вплавь не более 1500 м. Максимальные расстояния, которые человек в зависимости от температуры воды может проплыть без серьезного ущерба для здоровья, представлены в табл. 2.


Таблица 2. Максимальное расстояние, которое может преодолеть вплавь человек при различной температуре воды


2. Не следует переворачиваться на спину, если индивидуальное спасательное снаряжение в области шеи и головы имеет недостаточную изоляцию. Нельзя делать попыток удержать тело в горизонтальном положении на поверхности. В этом случае периодические погружения головы в воду неизбежны, что значительно увеличит теплопотери. Голову следует держать как можно выше над водой, так как 50–75 % всех теплопотерь приходится на ее долю.

3. В целях уменьшения поверхности, отдающей тепло, и защиты участков тела, интенсивно отдающих тепло, необходимо принять «позу эмбриона» (ноги согнуты в коленях, руки и ноги прижаты к туловищу). Исследования, проведенные канадскими исследователями, показали, что в таком положении человек может продержаться в воде с температурой +10 °C около 4 ч, в то время как находясь без движения с раскинутыми руками и ногами – до 2,5 ч, а плавая в горизонтальном положении – всего 1,5 ч.

4. Находясь в воде, не нужно снимать с себя и сбрасывать одежду, даже мешающую движениям. При плавании со спасательным нагрудником или жилетом надо помнить, что они обладают по крайней мере двойным запасом плавучести и кажущаяся тяжелой намокшая одежда не может существенно ухудшить положение потерпевшего. Многочисленные примеры аварийных ситуаций свидетельствуют о том, что даже полностью намокшая одежда частично защищает от охлаждения в воде.

Так, человек в обычной намокшей одежде в воде с температурой +5,3 °С теряет тепла на 25 % меньше, чем обнаженный. Шерстяная одежда существенно уменьшает теплоотдачу в воде [51]. Температура кожи при этом сохраняется на 4–5 °С выше, чем у обнаженного человека.

5. Людям, терпящим бедствие в воде и находящимся в непосредственной близости друг от друга (к этому нужно стремиться), следует держаться вместе. Для этого необходимо соединить спасательные жилеты с помощью линя или плотно прижаться боками, насколько это позволяют индивидуальные спасательные средства, положить руки друг другу на плечи и как можно плотнее переплести ноги. Если потерпевших много, удобно группироваться по 3 человека. Благодаря этому охлаждение тела значительно уменьшается.

6. Нередко во время нахождения в холодной воде у потерпевших возникают судороги отдельных мышц. Они болезненны, но не опасны, если терпящий бедствие владеет приемами, позволяющими устранить их.

Если судороги появились:

а) в мышцах обеих ног – нужно лечь на спину и работать одними руками, по возможности пытаться растереть и промассировать мышцы, сведенные судорогой;

б) в мышцах бедра – следует согнуть ногу в коленном суставе и рукой прижать пятку к ягодице;

в) в икроножных мышцах – рекомендуется разогнуть ногу в коленном суставе и рукой подтянуть к себе пальцы стопы;

г) в мышцах рук – надо плыть на спине, работая одними ногами, при этом руки приподнять, а кисти непрерывно сжимать и разжимать;

д) в мышцах живота – необходимо лечь на спину, согнуть ноги в коленных суставах и энергично подтянуть их к животу [29].

Учитывая, что охлаждение потерпевшего, находящегося в воде, прекращается при температурах, близких к температуре тела, почти во всех случаях нужно принимать меры по предупреждению гипотермии.

При приближении спасателей надо привлекать к себе внимание поднятием руки и, не полагаясь на свой голос, подавать время от времени сигналы свистком. Звук последнего слышен над водой намного лучше крика.

Особо следует вести себя при случайном падении за борт. Первое, что необходимо сделать, это надуть спасательное средство, дернув за головку или пусковой штерт газового баллончика, и всеми силами пытаться поскорее отплыть хотя бы на небольшое расстояние от борта судна, чтобы не попасть под его винты. Потом следует энергично подавать сигналы свистком, чтобы обратить на себя внимание, так как падение за борт, особенно в темное время суток, может быть незамеченным. Терпящий бедствие после принятия перечисленных первостепенных мер в дальнейшем должен действовать в соответствии с общими рекомендациями.

Поведение в спасательном плавсредстве

Как только спасающиеся оказались на шлюпке или плоту, они должны немедленно начать борьбу с холодом. Если в спасательном средстве сухо, то нужно снять одежду и отжать ее. Как уже отмечалось, шерстяные вещи являются прекрасным тепловым изолятором, даже если они намокли. Поэтому шерстяная одежда должна быть надета непосредственно на обнаженное тело, а поверх нее – хлопчатобумажная (или из других тканей) одежда, предварительно отжатая.

Следует помнить, что потерпевший испытывает значительную потерю тепла, находясь на плоту или в шлюпке с непокрытой головой. Поэтому голова и шея должны быть хорошо укутаны.

Обувь необходимо снять, так как она затрудняет кровообращение в ногах. Носки следует надеть наполовину, то есть пальцы ног должны находиться в пятках носков, это тоже будет способствовать сохранению тепла.

Если потерпевший начинает чувствовать, что он замерзает, нужно незамедлительно принять соответствующие меры, чтобы сохранить тепло. Для этого лучше всего использовать одеяла и полиэтиленовую пленку, если они имеются на спасательном средстве. Необходимо укрыться одеялами, а сверху пленкой, что предотвращает теплоотдачу. Если терпящие бедствие находятся на плоту, они должны расстелить на днище полиэтиленовую пленку и одеяла.

Спасающиеся, находящиеся на одном плоту, должны плотно прижаться друг к другу. Ноги товарища, сидящего напротив, следует подсунуть под свою одежду и прислонить к своему туловищу, чтобы согреть их.

Нередко в период автономного плавания на спасательных средствах у потерпевшего в результате долгого пребывания в вынужденной позе и постоянного охлаждения возникают судороги мышц нижних конечностей и живота. Их устраняют энергичными движениями пальцев стоп.

Помощь при переохлаждении должна быть направлена в первую очередь на быстрейшее восстановление температуры тела пострадавшего.

У извлеченного из воды потерпевшего температура различных частей тела и внутренних органов неодинакова. Конечности, как правило, имеют более низкую температуру, чем туловище и жизненно важные органы (головной мозг, сердце).

Важно помнить, что с подвергшимися гипотермии нужно обращаться бережно. Если дыхательные пути потерпевшего свободны и его дыхание не нарушено, не следует проявлять поспешность при оказании неотложной помощи. Энергичные действия могут привести к тому, что охлажденная кровь с периферии начнет активно поступать внутрь тела. Это вызовет дальнейшее снижение температуры в жизненно важных органах и может закончиться трагически.

Поэтому обращайтесь с потерпевшим бережно и не растирайте и не массируйте его кожные покровы.

Поднимать пострадавшего из холодной воды на борт судна или спасательного средства нужно, по возможности, в горизонтальном положении. Установлено, что подъем человека в вертикальном положении может привести к летальному исходу в результате остановки сердца.

В том случае, когда пострадавших много, помощь оказывают в первую очередь тем, у кого отсутствует дрожь, так как они находятся в крайне опасном для жизни состоянии.

Находясь в холодной воде, терпящий бедствие теряет большое количество тепла. Это сопровождается значительным расходом энергии, что приводит, как уже отмечалось, к резкому падению содержания сахара в крови. Внешне гипогликемия может проявиться потерей сознания, судорогами, неприятным запахом ацетона изо рта. Поэтому, когда оказывается помощь человеку, подвергшемуся поражающему действию холода, ему необходимо дать горячее питье (чай, кофе, какао и т. п.). Однако нужно знать, что пытаться давать что-нибудь глотать человеку, находящемуся в бессознательном состоянии, ни в коем случае нельзя! Это может привести к его гибели.

У пострадавшего, извлеченного из воды, могут отсутствовать дыхание и сердечная деятельность. В этом случае немедленно приступайте к реанимационным мероприятиям (см. раздел «Утопление»).

Наиболее эффективным способом отогревания потерпевшего, если позволяют условия, является теплая ванна. Пострадавшего помещают в теплую ванну, температура воды в которой равна +36 °C, и постепенно, в течение 15–20 мин, повышается до 38–40 °C. На таком уровне температура воды поддерживается до окончания согревания потерпевшего. В ванне производят массаж тела пострадавшего с помощью намыленных мочалок. При этом постоянно контролируют температуру тела спасаемого. Согревание в ванне продолжают до тех пор, пока температура не достигнет 35 °C в прямой кишке. В большинстве случаев вся эта процедура занимает около 1,5 ч. Наблюдая за общим состоянием потерпевшего, необходимо следить за тем, чтобы он не захлебнулся, так как сознание человека может быть спутанным или вообще отсутствовать. Недопустимо производить согревание в воде, температура которой превышает 40 °C. Это связано с тем, что подвергшиеся охлаждению ткани очень чувствительны к перегреванию из-за нарушений механизмов естественной терморегуляции, возникших в процессе холодового поражения.

После оказания помощи потерпевшего необходимо перенести в горизонтальном положении в теплую постель и зафиксировать. Помните: если ему позволить внезапно подняться, он может погибнуть.

В тех случаях, когда поместить пострадавшего в теплую ванну не представляется возможным, применяется медленное согревание. Пострадавший заворачивается в одеяла и медленно согревается собственным теплом. Применяемые для этого одеяла должны быть сделаны из хорошей шерсти. Перед использованием их не следует нагревать на каком-либо источнике тепла. Указанная процедура должна проводиться в помещении с высокой температурой. Желательно, чтобы потерпевший был раздет и обернут полиэтиленовой пленкой, чтобы предотвратить охлаждение от испарения, а затем его уже можно укутать в одеяло.

Порядок действий оказывающего помощь при охлаждении должен быть следующим:

1) уложить пострадавшего и изолировать от любых внешних источников тепла;

2) раздеть его, разрезая одежду ножницами или ножом;

3) завернуть потерпевшего в полиэтиленовую пленку;

4) укутать его в шерстяные одеяла;

5) накрыть голову, оставив открытым лицо;

6) организовать постоянное наблюдение за пострадавшим;

7) после того как он придет в сознание, дать горячее сладкое питье.

В Датских Королевских военно-морских силах с успехом применяется следующий эффективный метод согревания человека, подвергшегося переохлаждению, но находящегося в сознании:

1) потерпевшего располагают в полулежачем положении и укутывают в одеяла;

2) погружают его руки и ноги в нагретую до 44 °C воду;

3) после нагревания конечностей их также заворачивают одеялами (это очень важно, так как кровеносные сосуды от согревания расширены и после окончания процедуры будут интенсивно отдавать тепло, что может привести к резкому переохлождению тела);

4) пострадавшего укладывают в теплую кровать.

Теперь остановимся на некоторых традиционных способах отогревания людей, находящихся в состоянии гипотермии, – растирании тела и употреблении алкоголя.

В настоящее время доказано, что они не только не способствуют улучшению состояния, а наоборот, наносят непоправимый вред организму. Так, при растирании охлажденная кровь с периферии начинает усиленно поступать внутрь тела, что вызывает дальнейшее снижение температуры жизненно важных органов. Принятый внутрь алкоголь расслабляет спазмированные сосуды конечностей и усиливает продвижение охлажденной крови внутрь тела. Спирт, кроме того, действует угнетающе на центральную нервную систему человека.

Перегревание организма

Пустыня – это рай и ад вместе. Это пещера с сокровищами, которую охраняет чудовище по имени солнце; нет ничего страшнее солнца в пустыне.

Н. Джумаев

Во время нахождения в океане, в этой гигантской водной пустыне, на спасательных плавстредствах потерпевшим бедствие приходится сталкиваться с различными факторами внешней среды, оказывающими неблагоприятное воздействие на их организм. Так, при плавании в низких широтах у потерпевших нередко возникает перегревание организма.

Тепловые поражения в тропической зоне Мирового океана обусловлены высоким уровнем температуры наружного воздуха, забортной воды и интенсивной солнечной радиацией. Воздух в этих районах нагревается до 32–40 °C и выше, вода – до 30 °C, а годовая суммарная солнечная радиация составляет 120–180 ккал/см2.

Перегревание – это патологическое состояние, характеризующееся повышением температуры тела, расстройством всех функций и систем организма. Оно обусловлено недостаточностью физиологической терморегуляции в условиях повышенной температуры внешней среды.

Перегреванию способствуют неподвижность воздуха и высокая его влажность, повышенное содержание углекислоты, ношение одежды из плотной ткани, интенсивная физическая нагрузка и многие другие факторы. Большое значение имеет также индивидуальная чувствительность человека к усиленному тепловому воздействию и его тренированность.

При перегревании организм человека включает терморегуляционные механизмы, способствующие усилению теплоотдачи. Наиболее важными из них являются увеличенное теплоотделение и усиленная легочная вентиляция. Испарение 1 л воды телом приводит к потере 580 калорий тепла. Однако с каждой каплей теряемого пота возрастает угроза обезвоживания, что способствует еще большему перегреванию организма. Возникает порочный круг, приводящий к истощению защитных сил человека.

В развитии острого перегревания можно выделить три фазы: 1 – фаза компенсаторной терморегуляции; 2 – фаза задолженности терморегуляции (возникают нарушения функций организма, но они еще обратимы); 3 – фаза декомпенсации терморегуляции (нарушения функций организма могут оказаться необратимыми).

В тяжелых случаях перегревания смерть наступает вследствие паралича жизненно важных центров: продолговатого мозга и острой надпочечниковой недостаточности.

Острые перегревания по степени тяжести делятся на легкие, средние и тяжелые.

В начальных стадиях заболевания отмечаются общая слабость, жажда, усталость, скованность движений, сонливость либо раздражительность, головная боль, тошнота и рвота. Учащается дыхание и пульс, температура тела повышается до 37–37,5 °C. Возможны обмороки.

В дальнейшем при средней форме поражения к описанным признакам присоединяются кратковременная потеря сознания, нарушение координации двигательных актов, выраженная одышка. Температура тела повышается до 39–40 °C.

Для тяжелой степени перегревания характерно нарастание патологических явлений. Пострадавший возбужден, отмечаются судороги, потеря сознания (тепловой удар), непроизвольное мочеиспускание и дефекация либо задержка мочи и рвота. Пульс резко учащен, возможно увеличение температуры тела до 41 °C. Смерть наступает при явлениях паралича дыхательного центра.

Длительное пребывание в условиях перегревания вызывает нарушение белкового и водно-солевого обменов, изменение функций желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. При хроническом перегревании выделяют неврастенический, сердечно-сосудистый, желудочно-кишечный и анемический варианты заболевания.

Разновидностью тепловых поражений является также тепловой отек голеней и стопы. Он возникает в первые 7–10 дней пребывания в тропиках и является довольно частой реакцией организма человека на перемену климата. Отек может сопровождаться появлением на коже голеней и стоп симметрической сыпи в виде мелких розовых точек.

Под воздействием климата низких широт возможно появление астенической реакции на жару, которая проявляется головными болями, быстрой утомляемостью, нарушением сна и т. д.

Во время плавания в тропической зоне Мирового океана возникает опасность и солнечного удара. При этом общее перегревание организма необязательно, так как он (удар) возникает вследствие перераздражения нервных центров за счет прямого воздействия солнечных лучей на незащищенную голову. Пострадавший жалуется на общую слабость, головокружение, тошноту. Возможны рвота, понос. Иногда возникают судороги, бред и потеря сознания.

Первая помощь при тепловом поражении должна быть направлена на снижение общей (или местной – при солнечном ударе) температуры тела и восстановление основных нарушений функций, за счет ускорения организмом теплоотдачи. Для этого при появлении первых признаков перегревания пострадавшего необходимо поместить в тень, под навес, снять с него одежду, произвести влажные обтирания или обливание прохладной водой. По возможности на голову, а также на паховые и подмышечные области кладут пузыри со льдом или влажные салфетки, так как здесь проходят крупные кровеносные сосуды, близко расположенные к поверхности тела.

Для предупреждения перегревания у людей во время плавания в тропической зоне океана на спасательных средствах важное значение имеет наличие на плотах и шлюпках тентов и навесов для предохранения от избыточной солнечной радиации.

Такое же значение имеют правильно организованные питание и рациональное употребление воды. Следует помнить, что наиболее калорийные продукты должны употребляться в вечернее время, а днем утолять жажду и голод необходимо небольшими порциями воды и пищи.

Нельзя забывать и об опасности солнечных (ультрафиолетовых) ожогов, которые очень болезненны. Открытые участки кожи и лицо необходимо смазывать защитным кремом, прикрывать козырьком и т. д. Помните, что отраженные от воды солнечные лучи раздражающе действуют на глаза, поэтому, если имеются темные очки, их надо надеть.

Водообеспечение

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь.

Антуан де Сент-Экзюпери

Организм человека почти на 70 % состоит из жидких сред. Большая их часть (до 50 %) находится внутри клеток, а остальная – приходится на долю внеклеточной жидкости. Больше всего жидкости содержится в клетках серого вещества мозга, почек, сердечной мышцы.

Конец ознакомительного фрагмента.