Раздел 05. Визуализация
Содержание
Основные визуализирующие технологии
Подробней о голо-технологиях
Основные средства визуализации
Видео-зеркало
Контактный визуализационный эффект (КВЭ)
Основные визуализирующие технологии
Визуализирующая технология – это технологический метод передачи изображения от технического устройства человеку, или, иначе, способ конвертации графических данных из информационного формата (видеосигнала, файла, оптического кристалла) в картинку, воспринимаемую человеческими глазами либо, минуя глаза, напрямую человеческим мозгом. В древности в электрическую эпоху вариантов воспроизведения визуальной информации было раз два и обчёлся. Ныне всё несколько иначе. Их значительно больше. И здесь нет ничего удивительного, доминантной формой восприятия для людей неизменно является зрение, всё что обогащает её, у них востребовано, а прогресс помогает реализовать эту востребованность в конкретных технологиях. Основными из которых в настоящую описываемой эпоху мы бы указали следующие:
• Плёночная – самая дешёвая наиболее массово применяемая. Отображение видеоинформации осуществляется посредством тонкого гибкого электронного листового материала, так называемой «дисплейной плёнки» (в быту говорят «видеоплёнка»). Для наглядности представьте себе лист из пластика, этак пол миллиметра толщиной, достаточно жёсткого, чтобы не предполагать сгиб ребром, и достаточно мягкого, чтобы позволять сворачивать его в рулон. Вот это и будет примерно то же самое. Только видеоплёнка не просто пластик, а полноценное устройство визуализации, способное высвечивать графические данные по всей своей площади.
• Экранная – подразумевает использование экранов традиционного для бытовых приборов вида, т.е. представляющих из себя твёрдую излучающую поверхность.
• Лазерная – формирует изображение прямо на сетчатке глаз слаботочными лазерными лучами.
• Голографическая – одна из наиболее дорогостоящих технологий. Не нуждается в экранных поверхностях, отображает графические данные непосредственно в воздухе. Способна воспроизводить что угодно, от картинок отдельных предметов до трёхмерного видео. Любое получаемое посредством неё изображение, чем бы они ни было, называют голопроекцией (а так же «голо-визуализацией», «виртуальной проекцией» или просто «проекцией»). Два главных достоинства голографической визуализации – абсолютная реалистичность проецируемого контента и собственно возможность его проецировать, т.е. возможность дополнять явь виртуальными объектами. Если транслируется предмет, пока вы не попытаетесь прикоснуться к нему, вы не сможете достоверно определить, что он ненастоящий, что физически его не существует. Если демонстрируется 3D-видео, то зрители словно сами оказываются в нём. Ещё двумя, пусть не столь же важными, но всё-таки достаточно значимыми особенностями проекций выделим их регулируемость в степени прозрачности и светимости. Первое доступно менять у них от еле заметной эфемерности до полной непрозрачности. Второе позволяет при желании наделять их иллюминацией, заставлять красочно гореть и сиять в темноте, словно у транслируемых предметов светоцветовая подсветка по всей поверхности. Оба свойства очень востребованы в развлекательной и туристической сферах, часто используются для ночной уличной рекламы и ночных декоративно-интерьерных спецэффектов. Подробней о голографических технологиях см. ниже.
• Голо-оптическая – строит изображение перед глазами человека (обычно в нескольких сантиметрах от глаз). Это не голопроекция, это нечто принципиально иное – именно голо-оптическое изображение. Его особенность в том, что оно обладает так называемой адаптивно-искажённой перспективой, позволяя несмотря на его близость видеть его нормально, словно отображаемые в нём объекты нормально удалены. Другими словами, наблюдая его нет нужды фокусировать взгляд у себя перед носом.
• Транскодерная – заключается в установке людям на зрительный нерв специального транскодирующего чипа, преобразовывающего принимаемый извне видеосигнал в нервные импульсы.
• Индукционная (биоиндукционная) – самая дорогая из существующих технологий визуализации. Видеоинформация транслируется непосредственно в мозг путём направленного излучения на его области, ответственные за зрительное восприятие, особо структурированного электромагнитного сигнала. Трансляция осуществляется бесконтактно, т.е. не требует вживления в голову какого-либо оборудования.
• Интерфейсная – изображение передаётся в мозг через вживлённый в него переходной интерфейс.
• Видео-окрашивающая – предполагает использование специального визуализирующего покрытия (видеокраски), пригодного для нанесения на твёрдые предметы любой формы подобно обычной краске. Правда процедура нанесения у него значительно сложнее и состоит из двух этапов. Сначала на окрашиваемую поверхность напыляется тонкий слой так называемой «кибер эмали», содержащей наночипы, способные на начальной стадии (пока эмаль не затвердела) самоорганизовываться единую сотово-ячеистую проводящую структуру. Далее поверх, в зависимости от разновидности применяемых чипов, накладывают слой либо прозрачного вещества, выполняющего функции защитной оболочки, либо особого вещества, состоящего из молекул, которые под воздействием слабых электрических импульсов могут испускать фотоны (светиться). Управление наночипами обеспечивает управляемость отображаемых на видео-покрытии графических данных. Видео-окрашивание относительно дорогостоящая технология, зато позволяет получать динамическое изображение (динамически сменяемое, т.е. видео), причём, в самых придвинутых вариантах видеокраски, даже в формате 3D.
• Фото-окрашивающая (фотостатическая) – применяется так называемая фото-краска, обладающая свойством при облучении её (после затвердевания) специальным устройством «запоминать» спроецированную на неё картинку. Соответственно, покрытые ей предметы имеют статичное графическое оформление, не могут воспроизводить видео, потому что для смены графики им необходимо повторное облучение. Зато фото-краска значительно менее дорогостояща, чем видеокраска, к тому же не требует применения сложных технических инструментов и строгого выдерживания технологических процедур при окрашивании. Существуют фото-краски, поддерживающие 3D-эффекты (изображение на них с определённых ракурсов кажется объёмным).
• Киберимплантная – глаза человека заменяются на уподобленные им по форме и внешнему виду устройства. На кибернетические импланты. Последние, помимо служения органами зрения, умеют исполнять и множество других функций, природным прототипам не свойственных, в том числе как правило оснащены средствами для приёма видео по оптической или радио связи и трансляции его напрямую в зрительные нервы без необходимости формирования на сетчатке – примерно то же, как мы знаем, может делать и транскодерная технология (правда оптическая связь для неё недоступна), однако транскодерный чип вынужден накладывать свои сигналы на сигналы, поступающие в зрительный нерв от глаза, здесь же изображение сначала полностью формируется, и уже затем транслируется в нерв, потому оно качественней и передаётся чуть быстрее. Это не значит, что у транскодерной визуализации слишком низкое качество, это значит, что у киберимплантов шире возможности, они могут более гибко совмещать наружную (наблюдаемую через зрачки) картинку с разнообразными визуальными эффектами, а их общая функциональность (полезность при решении различных бытовых задач) заметно выше.
• Индикаторная – применяется в технических устройствах для цветосветовой или символьной индикации. Например, светопиксельный элемент – зелёная точка, загорающаяся на многих приборах при их включении – это индикатор питания. Если светопиксели расположены так, что могут складываться в картинки, но лишь в строго определённые, например в символы цифр на табло, и ими нельзя отобразить ничего иного, это тоже индикаторная визуализация.
• Хроматофорная и киберхроматофорная – используются при создании специальных видов искусственной кожи (кожных имплантов), обладающих статической или динамической управляемой пигментацией, проще говоря такая кожа позволяет демонстрировать на ней рисунки (для статической) и даже видео (для динамической пигментации). Её имплантацией получают кибер-тату (управляемые тату, графическое содержимое которых можно менять как угодно по своему усмотрению). Упоминание хроматофоров в названии технологий носит более исторические корни, так как изначально принцип их действия был основан на применении именно хроматофоров – клеток, умеющих менять пигментацию посредством изменения своих размеров. В настоящий описываемому момент используют совершенно иные значительно более продвинутые визуализующие модификации био и кибер кожи, некоторые из которых могут отображать видео формата 3D.
• Текстильная – служит для создания тканей с управляемой расцветкой. В действительности это целый ряд технологий разного качества, стоимости, характеристик и возможностей. Все они во многом схожи с видео-окрашивающей и фото-окрашивающей технологиями, они заключаются в нанесении на поверхность ткани специальных субстанций, способных к изменению рисунка и цвета, или даже к воспроизведению видео, в том числе 3D в наиболее продвинутых вариантах. Используются для производства графически конфигурируемой и видео-отображающей одежды. Специфика предназначения текстильной визуализации требует от неё соответствия нормам и стандартам, применяемым к покрасочным материалам для надеваемых на тело вещей, она должна быть химически безопасной, влагостойкой, не вызывать раздражений и аллергических реакций при контакте с кожей, кроме того приобретает большое значение функциональная устойчивость к сгибам, сминанию, стирке, высокой температуре, химической чистке. К примеру, наиболее термически устойчивые текстильные визуализационные покрытия допускают нагрев вплоть до 120 градусов Цельсия, тогда как те что попроще невосстановимо утрачивают способность к визуализации уже после 60—65 градусов.
• Рефлекторно-резонансная – специальное прозрачное вещество наносится на любую поверхность. При облучении лазером оно начинает светиться, причём длина волны испускаемого света, т.е. его цвет, зависит от параметров лазерного излучения. Таким образом получают качественное цветное красочно светящееся изображение высокой чёткости. Особенно эффектно выглядит в тёмное время суток.
Наиболее применяемыми являются плёночная, лазерная, текстильная, голографическая, фото-окрашивающая и видео-окрашивающая технологии, к самым редким относятся транскодерная, киберимплантная и интерфейсная. Хроматофорный метод визуализации трудно причислить к полноценным визуализирующим технологиям, он скорее элемент сфер биоинженерии и эстетической медицины, и некий атрибут личностной самоидентификации, но если всё же рассматривать его с чисто технических позиций, просто как способ формирования изображения, он так же окажется одним из самых распространённых.
Подробней о голо-технологиях
Голо-технологии безусловно один из самых продвинутых способов визуализации описываемого времени. Главное их достоинство – умение создавать реалистичные объёмные изображения непосредственно в воздухе. Ими можно «сгенерировать» предмет или человека, и на вид те будут совершенно неотличимы от настоящих. Можно отобразить на стене или опять же прямо в воздухе трёхмерное видео прекрасного качества с высочайшей глубиной 3D. Если в пространстве, где транслируется голопроекция, есть мебель или какие-либо вещи, они не станут помехой, изображение будет построено и на них, они словно исчезнут, станут, условно говоря, невидимыми. Вроде бы всё идеально. Было бы, отсутствуй у голо-технологий недостатки. Но они имеются, и очень существенные. Две ключевые из них – цена и технические ограничения. Стоимость голо-оборудования высока, самое простое более-менее доступно людям, относящим себя к среднему социальному классу, высококачественное же удел лишь состоятельных (есть и совсем уж примитивные по возможностям приборы, позволяющие отображать лишь одну небольшую статическую картинку, такие по карману даже и малоимущим, хотя для последних цена всё же кусается). Что до технических ограничений, их много. Попытаемся перечислить основные из них.
• Зависимость от физических препятствий – голоизображение получают путём трансляции из «проекционной точки» – особой излучающей части голо-устройств. Чем-то это напоминает оптические проекторы древности, создававшие картинку на экране посредством направленного света – если встать между проектором и экраном, свет не пройдёт и экран ничего не покажет. Так и здесь. Не должно быть препятствий между проекционной точкой и местом, где она строит проекцию. Можно отобразить последнюю на самом препятствии, но за ним никак. Достоинство голопроекции – ей всё равно, на чём она создаётся, в воздухе ли, на твёрдых физических телах или частью и там и там. Расположенному к ней фронтально (спереди от неё, т.е. со стороны проектора) зрителю не будет никакой разницы, есть внутри неё предметы или нет, если и есть, он их не увидит, для него изображение останется целостным безаномальным. Но при просмотре с любой другой стороны разница появится – за препятствием проекция не отобразит ничего. Иными словами, в идеальном варианте пользоваться голо-проекционным оборудованием нужно в пустом помещении, или же зрителю придётся всегда наблюдать голо-трансляции строго со стороны проекционной точки.
• Предельный угол охвата – проекционная точка есть относительно малогабаритное устройство (обычно от 0,3 до 15 см), проекции же может создавать многометровые. Сколько пространства вокруг себя она способна под них использовать, определяется её «углом охвата». Пример: если положить её на пол в пустой комнате, направив излучающей стороной вверх, проекционная точка с малым углом охвата (меньше 60 градусов) сумеет сформировать проекцию только на некотором участке потолка, со средним углом (до 130 градусов) займёт весь потолок и частично стены, с большим углом покроет почти всю комнату, оставив нетронутыми лишь узкие полоски стен внизу. Угол охвата самых лучших из бытовых проекционных устройств доходит до 179,5 градусов. Специальное проекционное оборудование, предназначенное для трансляции вне помещений, иногда имеет угол охвата в 350 градусов и более.
• Предельный радиус охвата – максимальное расстояние от проекционной точки, на котором может быть построена голопроекция. Бюджетные бытовые проекторы как правило рассчитаны на дистанции до 10—30 метров, профессиональные проекционные системы порой способны формировать голоизображение и за километр от себя. Данная характеристика находится в прямой зависимости от «предельной мощности» и «плотности проецирующего потока», см. ниже.
• Предельная мощность – чем выше, тем большего размера и на большем удалении от проекционной точки может отображаться голопроекция при сохранении ей высокого качества и непрозрачности. Мощность оборудования связана приблизительно кубической зависимостью с объёмом проецируемой графики (помним, что мы говорим о трёхмерных изображениях, которые занимают собой именно объём пространства, а не площадь), иными словами, для увеличения проекции в 2 раза нужно нарастить мощность почти в 8 раз. Посему погоня за размерами приводит к резкому увеличению стоимости голо-оборудования, делая её на каком-то этапе непомерной даже для топ бизнес-структур. Мощностные ограничения обычно обходят «сегментированием» картинки, когда отдельные её участки строят разными устройствами. Таким способом получают визуализации до 800 метров высотой (подробней об этом см. подраздел о памятниках раздела о современном городе). Стандартный бытовой домашний голопроектор позволяет создать проекцию в 8—10 метров или охватить ей половину периметра комнаты в 30—40 квадратных метров. Существуют и микропроекторы, рассчитанные на проецирование отдельных предметов размером не более 10—50 см. на расстоянии до пары метров от себя.
• Плотность проецирующего потока – чем выше, тем на большем удалении можно создавать проекции без потери ими качества. Очень влияет на стоимость проекторного оборудования. Высокой плотности без повышения цены достигают зауживанием угла охвата.
• Плотность среды – голопроекцию нельзя построить в абсолютной пустоте, т.е. в вакууме. Ей требуется среда с некоторой плотностью – присутствие физического предмета или молекул газов (причём газы предпочтительнее, так как не являясь визуальным препятствием, позволяют формировать полноценные трёхмерные голоизображения, доступные для наблюдения со всех сторон, предмет же, как мы только что говорили чуть выше, предполагает безаномальность голоизображений лишь с фронтальной их стороны). Создаваемые в чрезмерно разряженном воздухе проекции получаются прозрачными и нечёткими.
• Устойчивость среды – если голоизображение строится на предметах, последние должны сохранять низкую подвижность, иначе временами они будут частично проявляться сквозь него. Очень сложно проецировать на поверхность жидкостей.
• Яркостная устойчивость – определяет, при каком значении яркости внешних источников света проекция перестаёт быть для них непроницаемой (они начинают через неё просвечивать, становятся в той или иной степени видны). Проектор со слабой устойчивостью подойдёт для использования лишь в темноте, с сильной легко блокирует солнце и мощный прожектор. Не существует голо-оборудования, способного не пропускать лазерные лучи – лазер проходит сквозь любое голоизображение, каковым бы оно ни было, практически не теряя мощности.
Среди несведущих в технологической стороне вопроса обывателей распространено заблуждение, что голопроекция позволяет делать физические тела (т.е. предметы и людей) в буквальном смысле невидимыми. В действительности всё несколько иначе. Голопроекция может скрыть реальный объект, если наложена непосредственно на него и этим наложением визуально преобразовала его в другой, или если стала препятствием между объектом и наблюдателем. Только и всего. Например, если прямо на человеке создать проекцию дерева, с фронтальной стороны проекции все будут видеть дерево, а с обратной человека (погружённого в ствол дерева, словно его вдавили туда). Если создать проекцию дерева перед человеком, он будет незаметен из-за неё точно так же, как был бы не заметен, укрывшись за деревом реальным. Не похоже на невидимку, не правда ли? Невидимка – тот кого не видно, а не тот, кто прячется за препятствиями. Пусть они всего лишь и проекции. Да, можно спроецировать не только дерево, но к примеру и изображение пустого пространства, что вроде бы соответствует представлению об истинной невидимости. Однако на фоне настоящего пространства подобная проекция будет выглядеть очень странно, этакой визуальной аномалией, ведь настоящее пустое пространство позволяет видеть сквозь него, а проекция (создаваемая на непрозрачных объектах) нет.
Основные средства визуализации
Здесь мы рассмотрим конкретные классы средств, служащих для отображения графических данных или передачи их в зрительную систему человека.
Плёночный дисплей – изображение формируется на экране из видеоплёнки. Под «экраном» мы подразумеваем просто кусок видеоплёночного материла произвольных размеров и формы (чаще всё же прямоугольной). Видеоплёнка имеет толщину всего от 0,05 до 0,5 мм (бывают они и с гораздо большими толщинами, но это никак не связано с технологией их производства, обычно толщину наращивают в бытовых целях – для повышения прочности и ударостойкости). Она лёгкая, гнётся, её можно сворачивать в трубочку. И она очень недорогая, фактически грошовая. Во всяком случае, отдельные её виды. Основная рабочая характеристика видеоплёнки – количество видео-слоёв, из которых она состоит. Чем их больше, тем лучшую качественность объёмного изображения она обеспечивает. Но тем она и дороже. Хотя в её случае «дороже» всё равно подразумевает достаточно умеренную стоимость. Если у неё всего один слой, она полностью лишена эффектов объёмности. Эту её разновидность называют «моноплёнкой». Производят видеоплёнку рулонами огромной ширины (в десятки метров), и совсем уж необъятной длины (порой в сотни метров), и затем просто нарубают на нужные размеры. Куски её можно соединять между собой, получая ещё более грандиозные по масштабу устройства видео-отображения. Таким образом размеры плёночных экранов практически не имеют технологически обусловленных ограничений. Видеоплёнка массово применяется в качестве комнатных обоев, потолочного и напольного покрытия, что позволяет легко изменять дизайн и стиль оформления комнат, делать интерьер динамическим, живым (непрерывно меняющимся), получать эффект присутствия в историческом месте, в красивом уголке природы, воссоздавать небесный свод на потолке, и т. п. (подробней об этом см. подраздел об интерьере раздела о современном городе), а так же использовать стены комнат для просмотра видеоконтента. Вне интерьерного употребления плёночная визуализация считается непрестижной, снабжённые ей приборы и устройства неизменно относятся к нижней ценовой категории.
Плёночно-сенсорный дисплей – отличается от плёночных собратьев наличием дополнительного слоя, не используемого для видео-отображения, а содержащего сенсорные элементы, поставляющие ему (дисплею) данные определённого характера извне. Например, если снабжён тактильными сенсорами, «чувствует» прикосновения – их позицию на своей поверхности, их силу, направление и динамику их смещения, благодаря чему становится возможным взаимодействовать с отображаемыми на нём графическими объектами непосредственно руками. Весьма востребованы дисплеи с видеосенсорами (т.е. слоем пиксельных видеокамер – точечных фотоэлементов, воспринимающих внешнюю визуальную информацию), подобный прибор умеет одновременно и демонстрировать изображение и вести видеосъёмку всей своей плоскостью, проще говоря, он есть и экран и видеокамера, два в одном (выражаясь максимально точно, это экран с интегрированной в его экранную поверхность видеокамерой). Его достоинства – при взаимодействии с отображаемой на нём графикой он распознаёт движения рук дистанционно, избавляя от необходимости находится вблизи экрана и прикасаться к нему, а при видеосвязи позволяет собеседникам поддерживать прямой зрительный контакт, смотреть друг другу прямо в глаза.
Твёрдоэкранный дисплей – иногда применяется для вывода графической информации в приборах. Служит им не только дисплеем, но и элементом корпуса. Так же как и дисплейная плёнка, бывает многослойным, правда число слоёв обычно не превышает трёх. Так же как и плёнка, случается, содержит сенсорные элементы, однако если у неё последние всегда однотипны и одинаково распределены по всей площади (составляют полный слой), он может содержать разные их виды, по-разному интегрированные в отдельные его области.
Видео-очки с лазерной визуализацией – одно из самых массово применяемых устройств визуализации. Принцип действия основан на построении изображения слаботочными лучами непосредственно на сетчатке. При относительно низкой стоимости обеспечивают очень высокое качество графики и максимальную глубину 3D, способны воспроизводить изображение в абсолютно любом формате, не только объёмное, но и FullD, т.е. с эффектом полного присутствия (FullD означает, что картинка окружает зрителя со всех сторон, визуально он воспринимает себя находящимся внутри неё). Посему популярны у любителей виртуальных миров, видеоигр и поклонников киноискусства. Весьма удобны в качестве средств визуализации карманных коммуникационных устройств, так как позволяют осуществлять сеансы видеосвязи и доступа к информационным ресурсам без необходимости держать само устройство в руках, к тому же экранчики у карманных приборов махонькие, а у очков ограничений на размеры изображения фактически нет. Продвинутые модели умеют совмещать воспроизводимую графику с внешней (видимой глазами) картиной, накладывать их друг на друга, интегрировать одно в другое или хотя бы наблюдать одновременно, благодаря чему в них возможно просматривать видеотрансляции «на ходу», к примеру, общаться по видеосвязи и параллельно заниматься другим требующим зрительного присутствия делом. Они уже пригодны и для постоянного ношения, как следствие, часто в дополнение к визуализационным функциям обладают солнцезащитой, а так же служат модным аксессуаром, деталью внешнего вида, элементом имиджа – проще говоря, играют роль обычных «тёмных» очков. Главным недостатком видео-очков считают «визуальную изоляцию», то есть невозможность наблюдать реальность и реагировать на происходящее в оной. Погрузившись посредством них в игру или фильм, вы видите только транслируемый вам контент, и прибываете в полном неведении относительно того, что творится вокруг вас (даже если вы пользуетесь приборами, способными совмещать видео с внешним миром, играть в подобном режиме вам вряд ли захочется). Когда вы дома, это ещё нормально, и то, мало ли какие ситуации случаются, но в общественном месте отсечь себя от реальности очевидно небезопасно. Не так чтобы очень, и всё же. Кроме безопасности изоляция имеет для потребителя и ещё один серьёзный минус. Она препятствует прямому межличностному визуальному контакту при совместной деятельности. Если люди хотят посмотреть фильм в компании, надев очки каждый из них перестанет видеть других, как бы останется в одиночестве. Отметим, что визуальная изоляция проблемой именно очков может считаться лишь условно, будучи присуща и большинству прочих средств визуализации, поддерживающих FullD. Существуют системы визуализации FullD, свободные от неё, но они имеют иные недостатки и к тому же столь дороги, что со стороны простого имперского обывателя было бы безумием покупать их лишь из желания полноценно общаться и чувствовать себя защищённым от гипотетических форс-мажорных обстоятельств во время кинопросмотров. Достоинством лазерной визуализации (не только очков – любых приборов, строящих изображение лазерами на сетчатке), выделяют отсутствие утомляемости глазных мышц, так как её чёткость не зависит от фокусировки зрачка.
Видео-очки с голо-оптической визуализацией – в аспектах применения практически ничем не отличаются от очков с лазерной визуализацией, но основаны на голо-оптической а не на лазерной технологии. Это позволяет транслировать изображение в обычном виде, подразумевающем, что человек будет выбирать зрительный объект глазами, т.е. фокусироваться именно глазами на желаемой детали, тогда как в лазерных очках сие невозможно, в них задействована сложная система распознавания точки фокуса зрачков, и картинка динамически перестраивается в зависимости от того, в какое её место в данный момент смотрят. И всё же в целом лазерное оборудование намного проще и гораздо дешевле, а получаемое посредством него изображение качественней, к тому же у голо-оптической визуализации присутствует утомляемость глаз, а у лазерной нет. Посему голо-оптические очки не слишком популярны. По большей части их предпочитают те, у кого лазерофобия – известно, что при пользовании лазерной визуализацией существует небольшой риск «сжечь» сетчатку, повредить её, и хотя подобные случаи крайне редки, вполне излечимы и фактически могут произойти только если прибор визуализации – подпольно произведённый самопал, либо употребляется намного дольше заявленного в его технической спецификации допустимого срока эксплуатации, тем не менее, есть люди, которые очень этого опасаются.
Видео-шлем – может быть основан на лазерной или голо-оптической технологиях, но так же и на прочих, например, на индукционной. Если он лазерный или голо-оптический, в плане визуализационных характеристик полностью совпадает с соответствующими видео-очками. Вследствие своих размеров позволяет навесить на него значительно больше и более сложного оборудования, чем это имеет место у очков, потому обычно кроме визуализации может выполнять и иные функции: трансляции звука, распознавания нервных и нейронных импульсов мозга, поддержки виртуальных рук (сканирующее устройство шлема отслеживает движения рук пользователя и синхронно в точности воспроизводит их в виртуальной среде, благодаря чему человек обретает возможность пользоваться ими там словно настоящими; если при этом у него ещё и есть «тактильные перчатки», т.е. надеваемые приспособления, воссоздающие ощущения прикосновений, он сможет чувствовать виртуальные предметы пальцами) и многое-многое др. В основном шлема рассчитаны на стационарную эксплуатацию (проще говоря, в домашних условиях), потому что, как и видео-очки, склонны визуально изолировать пользователя, отсекать его от реальности. В них не походишь даже по квартире, надо сидеть на месте. Но бывают шлема и мобильные, умеющие сочетать демонстрируемый видеоконтент с картиной внешнего мира. Правда они уже не совсем средство визуализации, это же не тёмные очки, не деталь имиджа, разгуливать с чем-то, полностью закрывающим голову по улицам было бы странно (хотя иные отдельные оригинальные личности порой так всё же делают). В основном их используют там, где средства защиты – требование безопасности, в рискованных видах спорта к примеру, или в экстремальном туризме, и т. д. То есть они совмещают в себе защитные и визуализационные функции. Как правило. Мобильный видео-шлем заметно дороже стационарного, прежде всего из-за необходимости применять в нём системы динамической стабилизации изображения для устранения размытия и расфокусировки картинки при ходьбе или беге, возникающих из-за дрожания лазеров/голо-оптики. В этом его отличие от мобильных видео-очков, у которых проблема дрожания минимальна или вовсе не проявляется.
Контактные видео-линзы – высокотехнологичное относительно дорогое видеооборудование. Ещё один условный аналог лазерных видео-очков, так же строятся на базе лазерных технологий, но вся основная электротехническая начинка умещается в тонюсенькое пространство внутри линзы. Существуют два вида линз: прозрачные и непрозрачные. Первые устроены значительно проще, однако и дают упрощённую картинку. Они свободно пропускают свет извне, позволяя нормально видеть глазами, транслируемый же видеосигнал накладывают на определённую ограниченную область сетчатки. Зрительно для человека это выглядит так, будто перед ним прямо в воздухе висит окно с видеоизображением, при любом повороте головы оно синхронно поворачивается, при ходьбе синхронно перемещается, всегда оставаясь в одной и той же позиции относительно лица. Получается нечто вроде эффекта «картинка в картинке» (в данном случае его называют «ViewInView»). Это очень удобно для осуществления видеосвязи и доступа к информационным ресурсам «на ходу», однако прозрачные линзы не позволяют без пребывания в полной темноте добиться изображения с безупречной контрастностью и отсутствием визуальных шумов (т.е. слабо проглядывающихся деталей внешнего мира), вследствие чего не подходят для погружения в виртуальные среды или просмотра фильмов. Непрозрачные линзы имеют с наружной стороны матрицу из видеосенсоров, они ничего не пропускают извне в глаз, они снимают окружающую явь, оцифровывают её, складывают посредством внутреннего видеопроцессора с транслируемым видео, и уже в таком заранее совмещённом виде выдают на сетчатку. В результате получают изображение вполне приличного близкого по характеристикам к лазерным видео-очкам качества с более сложным сопряжением, чем ViewInView, со сглаженным сочетанием реального и виртуального, с объёмным встраиванием второго в первое. Помимо качества, сглаженность обеспечивает и другие интересные преимущества, наиболее знаменательное из которых – возможность генерации виртуальных предметов. Специальная программа воссоздаёт в трёхмерной графике желаемые тобой объекты и аккуратно вписывает их в твою визуальную действительность, чтобы они были расположены именно на поверхности земли, а не висели в воздухе и не были утоплены в пол, занимали именно пустующее пространство, а не накладывались на реальные предметы, были освещены в соответствии с тем, находятся ли в тени или на пребывают солнце, и т. д. Пока ты без линз, этих объектов нет, а надел, видишь их, словно они материальны, словно они есть на самом деле. Это называется «овиртуаливанием реальности». Овиртуаливание достаточно популярный спецэффект в настоящее описываемому время. С его помощью можно наполнить своё жизненное пространство какими угодно фантастическими деталями, населить квартиру лесными животными или сказочными существами, заполнить улицы троллями и кентаврами, наводнить небо птерозаврами, феями или ведьмами на мётлах, преобразовать интерьер в доме во что душа пожелает не прикладывая ни физических ни материальных усилий. Доступен он не только посредством линз, его обеспечивает любое из визуализационных устройств, способных гибко совмещать наблюдаемый глазами окружающий мир с транслируемым изображением, например те из видео-очков и видео-шлемов, что пригодны для постоянного ношения. Единственная разница между линзами и всеми остальными приборами, пожалуй, психологическая. Линзы у себя в глазах человек не чувствует, и потому не воспринимает их как предмет, служащий мостом в иллюзорное, как магическую завесу, сняв которую лёгким движением руки можно в одно мгновенье вернуться в реальность (тем более, их столь легко и не снимешь, в отличие от тех же очков). Вследствие чего в них виртуальные элементы яви подсознательно кажутся ему более настоящими. Добавим, что психологи не рекомендуют чрезмерно увлекаться овиртуаливанием, особенно фантазийными его вариантами. Когда вокруг тебя постоянно сказочные существа, привыкаешь считать их данностью. Они становятся нормой для твоего сознания, а значит ты слегка утрачиваешь адекватность. В идеале безудержное фантазийное овиртуаливание следует использовать только для праздников, в крайнем случае можно запускать его на несколько часов каждый день, скажем, по вечерам перед сном.
Голопроектор – крайне дорогостоящее устройство, посредством голографических технологий создаёт на предметах или прямо в воздухе так называемые «голопроекции» – реалистичные трёхмерные (объёмные) изображения. Проецируемые объекты выглядят абсолютно как настоящие, словно они материальны. К примеру, если отображается человек, на глаз нельзя отличить, картинка ли перед вами или действительно живой человек. Бытовой домашний голопроектор способен охватить проекцией значительную часть площади комнаты типичной квартиры среднестатистического имперского гражданина – как минимум её треть, то есть может генерировать в любой точке этого пространства виртуальные объекты или превращать всё его в единую видео-визуализацию, в эдакий гигантский «экран» для воспроизведения трёхмерного видео. Причём благодаря способности голопроекций «гасить» существующие наяву предметы, делая их, условно говоря, невидимыми, не требуется удалять из комнаты вещи для создания качественной визуализации, единственное условие, зритель должен располагаться фронтально к плоскости построения проекции, просматривать её со стороны проектора, иначе позади вещей он будет наблюдать визуальные аномалии. Как уже говорилось выше, предметы не становятся истинно невидимыми, они просто «попадают в тень» проекции, последняя строится в том числе на их поверхностях, что создаёт эффект их стопроцентной визуальной маскировки (это называется «приглушением реальности»). Так или иначе подобная способность заметно повышает удобство голопроекторов, делая их пригодными для использования в условиях извечно переполненных имуществом квартир имперских граждан. Кроме того, «гасить» ей можно не только вещи. Но и стены. Что позволяет создавать «экраны» поистине неограниченного масштаба, кажущиеся необъятными, уходящими и по горизонтали и по вертикали в бесконечность. Независимо от размеров помещения, в котором проецирование осуществляется. Главный эксплуатационный недостаток голопроектора – он не предназначен для просмотра видео формата FullD. Зрители находятся не внутри визуализации, а перед ней, она не окружает их полностью. У них не возникает ощущения непосредственного визуального присутствия в демонстрируемом месте. Как ни парадоксально, даже грошовые лазерные видео-очки прекрасно справляются с отображением FullD. А вот голопроектор на это не рассчитан. В силу особенностей конструкции. Посему он используется лишь в случаях, когда глубокое погружение в видеоконтент и не требуется – для просмотра теленовостей, видео не FullD, осуществления сеансов видеосвязи и т.д., и почти не применяется для пребывания в видеоиграх и им подобных виртуальных средах. Особенностью голопроектора, как и прочих устройств визуализации на основе голографических технологий, является отсутствие эффекта «визуальной изоляции». Человек ничего не одевает на глаза, поэтому ничто не отделяет его от других людей, находящихся рядом, он может вступать с ними в зрительный контакт и общаться без отрыва от созерцания видео. Очень удобен голопроектор для создания виртуальных проекций конкретных предметов (овиртуаливания реальности). Например, перед покупкой мебели, одежды, игрушки, бытового прибора и даже личного транспортного средства можно воссоздать их образец в деталях у себя дома, внутри собственной квартиры, не выходя из неё, чтобы оценить достоинства его внешнего вида, размеры в натуральную величину, и т. д. Изучая нечто, имеющее трехмерную структуру – схему расположения помещений в многоэтажном здании, конфигурацию узлов и деталей в техническом агрегате, устройство органов лягушки в качестве школьного задания по биологии – можно сгенерировать прямо перед собой наглядно демонстрирующую всё подробную трёхмерную модель. Как средство объёмной визуализации голопроектор просто незаменимый бытовой прибор, он рабочий инструмент огромного числа технических и научных специалистов. Впрочем, незаменим он и много где ещё. Он служит для отображения указателей и надписей в общественных местах, чрезвычайно широко применяется в наружной рекламе для её трансляции в воздухе, города с его помощью культурно облагораживают свои улицы виртуальными памятниками, монументами и скульптурами, развлекательная и шоу индустрия удивляют народ разного рода фантастическими визуальными эффектами, в дизайне интерьеров он основа бесконечного числа вариантов оформлений помещений и пространств, не ограниченных никакими рамками действительности – превратить простую квартиру в часть динамически меняющегося пейзажа, наполнить её зрительно неотличимыми от материальных предметами искусства, сказочными и лесными животными, сделать палатами древнего замка – посредством него всё это не проблема. Военные используют его как простейшее из средств визуальной маскировки и создания ложных визуальных целей. И т. д. и т. п. Существуют переносные карманные мини-голопроекторы, способные исполнять в быту множество самых разнообразных операций, от визуализации при мобильной видеосвязи и мобильном доступе к информационным ресурсам до преображения своего внешнего вида, и даже обеспечения возможности прятаться, становится «невидимым». В общем, голопроектор в человеческом мире исключительно востребованная вещь, определённо делающая его – этот мир – более интересным и ярким. Привносящая в него волшебство.
Голоэффектор – наиболее дорогое из устройств внешней (транслируемой во внешнюю среду, а не в зрительные нервы или мозг) визуализации. Продвинутый аналог голопроектора. Лишён большинства недостатков последнего, так как фактически это комплекс устройств, состоящий и системы управления и энного числа ПТ (проецирующих точек), т.е. приборов построения проекции. Чем больше в голоэффекторе ПТ, тем он дороже, но и тем качественнее в плане эксплуатационных характеристик. У голопроекторов, к примеру, всего одна ПТ, причём как правило встроенная, тогда как у него ПТ не привязаны к корпусу, их полагается крепить отдельно на стены, пол, потолок, позади крупной мебели. Создаваемая им проекция имеет формат FullD, внутри неё можно перемещаться не нарушая её изображение, можно ходить вокруг сгенерированных ей предметов, рассматривать те со всех сторон, дотрагиваться до них – руками человек, естественно, ничего не почувствует (если на него не надеты специальные тактильные перчатки, воссоздающие ощущения прикосновений), но и само изображение предмета не исчезнет, не размоется, останется на месте, просто рука пройдёт сквозь него, или даже оно сдвинется (для этого транслируемая проекция должна быть трёхмерной компьютерной графикой, а не видеозаписью, и выводиться с программной обработкой взаимодействия пользователя с виртуальными объектами). Голоэффектор далеко не каждому по карману. Его могут позволить себе только более-менее обеспеченные люди, особенно если говорить о качественных многоточечных аппаратах (с числом ПТ от 8 и более). Но всё же цена его далеко не запредельная, для нужд бизнеса и общественного благоустройства он очень даже востребован. Скажем, гораздо чаще, чем голопроекторы, используется для создания уличных виртуальных скульптур и наружной рекламы (см. раздел о современном городе). Просто в силу того что любое стороннее тело (птица, насекомое, сухой лист), пролетающее сквозь одноточечную проекцию, будет приводить к её заметному искажению, возникновению в ней значительных визуальных аномалий. Применение всего лишь двухточечного голоэффектора с ПТ, расположенными на разных уровнях, уже во многом снимает эту проблему, делает нарушения изображения от случайного попадания предметов в проекционный луч практически незаметными.
Голограф – мини-устройство для трансляции малоплощадных статических голопроекций, т.е. создания в воздухе неподвижных неизменяющихся объёмных визуальных объектов относительно небольшого размера. Воспроизводит их чисто оптическим способом, пропуская пучок лазерных лучей сквозь так называемый «голокристалл» – небольшой прозрачный предмет, содержащий атомарно выстроенный отпечаток проецируемого изображения. Качество последнего получается хуже, чем у голопроектора, но в целом вполне удовлетворительное. Вообще, если сравнивать голограф с голопроекторами, он окажется слабее практически во всём, на какие бы его технические характеристики мы не взглянули. Он может формировать проекции лишь в непосредственной близости от себя, он в значительно меньших пределах позволяет регулировать их размеры (обычно от 10 см до 2-х метров максимум), и чем они крупнее, тем сложнее добиться их полной непрозрачности, тем более совершенный голокристалл и более дрогой голограф требуются. В нём тоже предусмотрена возможность цветной подсветки проецируемых объектов, однако работает она иначе, придание им светимости приводит к появлению у них неустранимой прозрачности, и светятся они в его случае не поверхностью, а словно изнутри. Однако это вовсе не означает, что сам по себе он плох. Как раз наоборот. Достаточно сказать, его считают современной заменой фотографии в её демонстрационном значении (когда её выставляют на обозрение – вешают на стену, ставят в рамочке на стол, и т.д.). Он служит для отображения объёмных картинок людей, предметов, пространств, или просто для создания интересных иллюминационных эффектов. Главное достоинство голографа – стоимость. Он несопоставимо дешевле любых других голо-устройств и потому отличный вариант для украшения домашнего интерьера виртуальными элементами. Да, по многим параметрам он сильно проигрывает более продвинутым своим собратьям – голопроектору и голоэффектору, в частности не может воспроизводить видео, а его проекции не столь безупречны и мелковаты. Тем не менее, ценовая доступность делает именно его наиболее популярным у населения средством голографического интерьерного облагораживания помещений. Технологическая сложность операции записи на голокристаллы не позволяет сохранять в них изображения самостоятельно в домашних условиях, однако распространены небольшие фирмы, осуществляющие эту услугу за вполне умеренную плату, нужно всего лишь предоставить им исходный файл с желаемой картинкой в формате 3D. Объёмный аналог фотографии, создаваемый посредством голографов, принято называть голографией, хотя и голопроекцией назвать его не будет неправильным.
Стационарная система интеграции – крупногабаритное приспособление, обеспечивающее расширенную коммуникацию с и-сетью. Этакий напичканный высокотехнологичным оборудованием контейнер, внутрь которого ложатся на время сеанса интеграции, пребывая в полной неподвижности. Служит для глубокого погружения в виртуальные среды (под чем подразумевается затруднительность или неспособность отличить пребывание в них от реальности по ощущениям тела). Помимо видеоинформации передаёт человеку и ряд других видов сенсорных данных: аудиальные, тепловые, обонятельные, тактильные и др. В целях только визуализации стационарные системы интеграции не применяются. Подробней о них см. раздел ЭБ о системах интеграции.
Индукционный визуализатор – чрезвычайно дорогостоящее переносное надеваемое на голову устройство, передающее изображение непосредственно в мозг. Как правило биоиндукционные технологии используются лишь в стационарных системах интеграции, визуализация фактически единственное исключение. Основные достоинства индукционного визуализатора в том, что он не утомляет глаза (так как не взаимодействует с ними) и обеспечивает устойчивое изображение вне зависимости от моргания. От лазерного видео-шлема его отличает относительно малая площадь покрытия головы, это всегда достаточно небольших габаритов предмет, который по форме скорее ближе к обручу или венцу. Дороговизна предполагает необыкновенные изящество, утончённость и искусность его внешней отделки. Ведь он ориентирован на людей с соответствующими запросами. В сермяжном исполнении из неблагородных материалов индукционных визуализаторов не бывает.
Визуализатор – некое наголовное устройство произвольного вида, преимущественно на основе лазерных технологий. Но не очки и не шлем. Конструктивно может быть выполнено в массе разнообразных вариантов, от маски до гарнитуры, нередко имеет механическую систему развёртывания в рабочее положение, что позволяет в моменты, когда наблюдение видео не требуется, переводить прибор в компактную удобную для ношения форму. Слово «визуализатор» используется так же для именования визуализационных устройств как класса. В данном расширенном толковании совершенно любое электронное приспособление, служащее для передачи изображений человеку, подпадает под его определение. Например, плёночный экран, видео-очки, видео-линзы, голопроектор – всё это визуализаторы. А вот стационарная система интеграции к ним не относится, так как её назначение – информационный обмен с и-сетью, а не видео-отображение. Но та часть её внутреннего оборудования, которая отвечает за трансляцию видеоинформации, тоже визуализатор.
Голокартинка – голограмма (не путать с голопроекцией) художественного или не очень содержания. Это не электронное устройство, это просто предмет в виде тонкого листа, обладающий особыми свойствами отражения света, благодаря которым содержащаяся на нём графика воспримется имеющей объём и расположенной позади листа, за его плоскостью. Голограммное изображение человека называют «голопортретом», пейзажа – «голопейзажем», обрамлённую в рамку голограммную картину именуют «голокариной», о голограммном плакате говорят «голоплакат», о голограммной этикетке – «голоэтикетка». И т. д. В плане визуализационных возможностей и себестоимости голокартинку с успехом могла бы заменить видеоплёнка, отличие между ними прежде всего в том, что голокартинка не есть устройство и потому показывает только одно единственное статичное изображение, не позволяет изменять его. В этом, как ни странно, и заключено главное из её достоинств. Иногда людям важно постоянство, нужно нечто, что они не могут поменять под влиянием момента, либо с изменчивостью предмета он перестанет быть уникальным, особенным. Самый простой пример – коллекционные картинки, плакаты или этикетки, смысл которых именно в их уникальности, в том, что их тираж ограничен и потому они представляют коллекционную ценность. Другой пример – товарные наклейки, служащие и защитой от подделки и подтверждением принадлежности конкретной фирме-изготовителю. Основной характеристикой качества голокартинок является максимально допустимый угол зрения, при котором их изображение не теряет насыщенность красок и эффект объёмности. Наиболее продвинутые из них могут иметь несколько изображений, видимых каждое под своим углом. Голокартинку нельзя назвать устройством визуализации, но к средствам визуализации её отнести вполне допустимо.
Одежда – современные предметы гардероба в массе своей обладают управляемостью по цвету и рисунку, вследствие чего есть все основания считать их полноценными средствами визуализации. Если вам надоело носить носки чёрного цвета, вам не надо покупать другие, вам надо реконфигурировать имеющиеся в белые, зелёные, полосатые, узорчатые или бог знает ещё какие. Если захотелось, чтобы на вашей любимой футболке красовалось фото известного спортсмена, или ваше собственное фото, или мудрое изречение признанной знаменитости, или котята и утята, нет проблем, произведите её реконфигурацию и обретёте желаемое. Одежда, способная не просто менять своё графическое оформление, а менять его динамически в реальном времени, т.е. демонстрировать видео, так же никакая не редкость, хотя стоит заметно дороже, и потому далеко не для всех повседневна, для кого-то она «выходная», носимая только по праздникам, кто-то для бытовых нужд приобретает функционально урезанные её варианты, когда лишь определённые участки на спине, груди или рукавах имеют возможность видео-отображения. У мужчин особенно часто встречаются рубашки и куртки с видеовоспроизводящей поверхностью верха или низа предплечной части одного рукава, используемой вне дома как экран при видеосвязи и доступе к информационным ресурсам, женщинам видеоинтерфейсом нередко служит тыльная сторона перчатки. Подробней о современной одежде см. соответствующий раздел ЭБ.
Предметы – управляемость по цвету и рисунку присуща прежде всего мебели, транспортным средствам и игрушкам, но так же отчасти и крупным бытовым приборам, тем что одновременно в той или иной степени играют роль детали интерьера. Из личных вещей традиционно популярны портфели, чемоданы и кейсы с конфигурируемым внешним оформлением, не говоря уже о дамских сумочках, для которых закреплённое графическое однообразие – нонсенс. При покупке домашних или бытовых твёрдокорпусных роботов (т.е. сделанных из жёстких материалов, не имитирующих биологическую плоть) многие семьи предпочитают модификации с цветоуправляемыми покрытиями, не твёрдокорпусные роботы тоже зачастую склонны к обладанию «кожей», умеющей менять пигментацию, а если это роботы-животные, внешне неотличимые от натуральной живой зверюшки, у самых модных моделей даже шерстяной покров порой способен к полноценному воспроизведению видео. В сущности, ныне что угодно может обладать графической управляемостью, иногда целиком, иногда очагово, в отдельных местах, или только с фронтальной части, или ещё как-то. А если оно ей не обладает, часто не проблема наделить его оной, скажем, посредством фото-краски. Далеко не всегда управляемость графики предполагает возможность видео-отображения, большинство предметов как раз наоборот, имеют статическую изменчивость, для смены окраса в их отношении требуется выполнить ряд занимающих определённое время процедур, порой даже с применением специального оборудования, воздействующего на их покрытие особым образом. Хотя если говорить именно о мебели, наиболее бюджетные её разновидности как правило обклеивают видеоплёнкой, что позволяет отображать на них любой графический контент, включая, естественно, и видео.
Импланты – это и киберимпланты глаз, и транскодерные чипы, и кибер-тату – всё, что устанавливается в тело человека.
Стереоэкран – специальное видео-отображающее устройство, имеющее экран, состоящий из сдвоенных расположенных в парах под некоторым углом к друг другу светоизлучающих пикселей. Фактически это два экрана, как бы совмещенных в один, но формирующих каждый своё изображение независимо от второго. Указанной разности в углах пикселей вкупе с межглазным расстоянием людей достаточно, чтобы глаза человека получали неодинаковую картинку, то есть чтобы левый глаз видел свечение преимущественно одного из наборов пикселей, а правый другого. Этим обеспечивается так называемый визуальный стереоэффект, когда изображение не просто воспринимается зрителями как объёмное, но и может казаться вышедшим далеко за пределы экранной поверхности наружу. Присутствует он лишь на определённом расстоянии – чем ближе видео-картинка к смотрящим, тем легче его обеспечить. Более высококачественные стерео устройства позволяют находиться от них на большем удалении, не утрачивая его. Стереоэкраны достаточно редки, потому что гораздо дешевле, проще и удобней использовать вместо них стерео-очки – древнейший вид оптических приспособлений, позволяющий просматривать видео в стерео формате даже на обычной моноплёнке. Кроме того, и сам формат «стерео видео» сильно устарел, люди предпочитают ему более продвинутые форматы FullD и HalfD (HalfD – «погружение наполовину», изображение не создаётся позади зрителей, визуально они воспринимают себя находящимися непосредственно перед видеоконтентом, но не внутри него).
Особенностью любых средств визуализации постоянного ношения – от киберимплантов глаз и транскодерных чипов до видео-линз и умеющих совмещать реальную и принимаемую картинку видео-очков и видео-шлемов – являются во-первых возможность овиртуаливания пространств, и во-вторых, расширение сенсорного и информационного обеспечения носителя. Достаточно активировать функции расширения, и человек начинает визуально получать множество дополнительных данных, спектр которых зависит от его собственных пожеланий и наличия соответствующего оборудования. Например, имея термальные сенсоры он может видеть температуру всех или определённых предметов в цифрах или цвете (горячий – красная полоска над предметом или сам предмет, подкрашенный в раскалённо-красных тонах, холодный – синяя полоска или синяя подкраска), будучи снабжён дальномером, будет одним взглядом определять дистанции, размеры, высоту предметов, рост людей, при наличии устройства глобального позиционирования и навигатора получит визуальную навигационную поддержку в виде висящих в воздухе виртуальных направляющих стрелок и указателей, выделенных цветом дорог и поворотов, текстовых отчётов о пробках, рекомендаций какой путь стоит предпочесть прочим, на какой транспорт следует сесть и куда свернуть, чтобы с наименьшими временными и финансовыми затратами добраться до нужного места. Тепловая оптика позволит ему обрести ночное виденье, оптика обычная обеспечит способностью приближать удалённые объекты, словно в его глаза вмонтирован бинокль, химический сканер подсветит области местности с повышенным скоплением углекислоты, метана, вредных веществ, сенсор сердцебиения отобразит частоту пульса всех кто рядом, анализатор мимики ненавязчиво обратит внимание на тайного недоброжелателя, скрывающего злое намеренье за внешней любезностью, личный прибор идентификации обведёт цветовой каймой фигуры знакомых людей в толпе, средства клиентской поддержки тем же способом – цветовыделением, при посещении магазина укажут предпочтительные продукты с лучшими сроками годности, наибольшим числом положительных отзывов на потребительских форумах, адекватной ценой, предложением скидок и бонусов при покупке. К нему будут стекаться все открытые данные от метеорологических, транспортных, аналитических и иных гражданских служб. Окружающий человека мир буквально оцифровывается – то есть предоставляет подробную информацию обо всём что видно в точных цифрах, в схемах, с поясняющей и облегчающей восприятие графикой, в отфильтрованном отчищенном от визуальных шумов оптимизированном по контрасту и яркости виде, словно в мониторе целеуказателя боевого робота, где всё разбито на составляющие, систематизировано и упорядочено, где абсолютно каждый объект и элемент среды отслеживается, подвергается аналитике и контролю. К сожалению есть у сенсорного визуального расширения и обратная сторона. Современные люди стараются избегать излишнего пользования им, потому что на каждом шагу их предупреждают, расплата за техническое усиление собственных визуальных возможностей – привыкание. Мозг достаточно быстро – буквально в течение месяцев – приспосабливается к огромному потоку дополнительно поступающих в него данных, вследствие чего при их прекращении начинает испытывать нечто сравни информационному голоду. Представьте, что вы внезапно лишились зрения. Или, предположим, слуха. Сможете вы к этому адаптироваться, будете ли чувствовать себя полноценным? Вряд ли. Так и здесь. Расширенная визуальная сенсорно-информационная поддержка мощный источник восприятия окружающего мира. Утрата её ввергает привыкшего к ней человека в неуверенность и растерянность, он испытывает дискомфорт и лёгкую дезориентацию, у него снижаются скорость принятия решений и реакции на внешние события, ослабляется внимание, иногда нарушается логика и адекватность некоторых аспектов неосознанного поведения (если кипяток всегда подсвечивается вам предупреждающим красным цветом, воду без подсветки вы машинально станете считать холодной). Иными словами, чувствовать себя киборгом со сверхспособностями конечно круто, но чревато определёнными последствиями, поэтому улицы современных городов вовсе не переполнены индивидуумами, визуально сканирующими и мониторящими всё вокруг без разбора. По оценкам всезнающей статистической науки число людей, регулярно пользующихся в быту приборами визуализации для постоянного ношения относительно велико, оно составляет примерно 2,2—2,8% от населения империи, однако делают они это преимущественно в целях овиртуаливания (т.е. для украшения своей действительности виртуальными элементами) и для удобства видеосвязи вне дома, лишь каждый пятый из указанных процентов действительно носит подобные приборы постоянно, и только каждый 3000-ный склонен к безмерному сенсорному визуальному расширению, остальные носители так или иначе тоже «расширяют» своё восприятие, но крайне избирательно и дозировано, наиболее популярны у них навигационное и клиентское ограниченные сопровождение и поддержка. Важно отметить, что в профессиональной сфере, где как известно визуальное сенсорно-информационное расширение играет исключительно важную роль в огромном числе самых разнообразных видов деятельности, где без него не мыслят свой труд многие из военных, полицейских, врачей, учёных, спортсменов и др., его применение считается безвредным. Психологи утверждают, в ней оно служит фактически рабочим инструментом, дополнительные визуальные данные ассоциируются у человека с работой и рабочими функциями, и потому вне работы их отсутствие не вызывает у него дискомфортного ощущения, так как исчезает собственно сама потребность в них. Именно бытовое привыкание, бытовая зависимость вредны, вследствие того что при утрате сенсорного расширения провоцируют состояние повышенного стресса в условиях, когда для стресса нет никаких причин. Безусловно, всему необходима мера, излишне перебарщивать с визуальной информационной нагрузкой на мозг и на работе не рекомендуется.
Распространённость в быту и большое модельное многообразие визуализационных устройств стали причиной полного исчезновения специализированных приборов для демонстрации видеоизображений, как класса бытовой техники. Слово «телевизор» современному обывателю неизвестно, «монитор» для него не устройство, а совершенно любая отображающая поверхность, которую он в данный момент использует для просмотра некоего графического контента и взаимодействия с ним; это может быть что угодно: часть покрытой видео-обоями стены, окрашенный видеокраской табурет, подарочная коробка из видеовоспроизводящего материала, экран из куска видеоплёнки, даже носок из видео-ткани тоже монитор, если ты работаешь с ним как с монитором. Видео смотрят «на экране», или «по лазеру» – когда погружаются в оное посредством видео-очков, или «по проектору» – при использовании голопроекционного оборудования. Чаще же всего люди и вовсе просто говорят «смотреть», не уточняя каким образом. Потому что это либо не важно, либо уже известно собеседнику из предыдущего опыта общения, либо само собой разумеется исходя из типичных предпочтений рядового имперского гражданина: фильмы – «по лазеру», игры – «по лазеру», новости – «на экране», или скорее «на стене», так как абсолютное большинство людей минимум одну из стен в каждой жилой комнате своей квартиры используют для просмотра видео. В качестве определённого аналога специализированным видео-приборам можно рассматривать лишь проекционное оборудование – голопроекторы и голоэффекторы, но всё же и это не совсем правильно. Проекторы позволяют воспроизводить видео в форме, недоступной обычным средствам видео-отображения, вот и вся их особенность. Сравните: древний человек без телевизора – это человек, фактически изолированный в информационном отношении от внешнего мира, лишённый радости зрелищ, современный описываемому времени человек без проектора – это просто человек без проектора, ни отчего он не отрезан и ничего не лишён, и особой нужды в проекторе он не видит – иметь таковой пожалуй престижно, но и только, «по лазеру» смотреть ещё и покруче будет, да и покачественней.
Видео-зеркало
В настоящее описываемому время традиционные зеркала, т.е. плоские стеклянные предметы с покрытием, отражающим более 99% света, фактически утратили свою основную функцию – служить посредником между человеком и его внешностью. Они всё ещё применяются, но большей частью лишь в декоративных целях. Для внешности люди теперь используют приспособления совершенно иного вида – особые визуализирующие устройства типа «зеркало». Как правило электронное зеркало представляет из себя обычный плёночно-сенсорный экран, снабжённый слоем видеосенсоров, благодаря чему способно осуществлять одновременно и видео-отображение и видеоввод, иными словами являет из себя и средство видео-отображения и видеокамеру. Дисплейная плёнка имеет очень низкую себестоимость, кроме того она лёгкая, сворачивается в рулон и не страдает хрупкостью, что означает, все операции по её погрузке-разгрузке, транспортировке и хранению так же дают заметную экономию в сравнении со стеклянными предметами той же площади. Экономических причин было бы вполне достаточно, чтобы объяснить, почему зеркала-устройства полностью вытеснили традиционных своих собратьев. Однако главное их преимущество вовсе не в цене. Оно в функциональности. В функциональном плане действительно значимых достоинств у видео-зеркал целых три. Во-первых, они могут быть использованы в качестве обычного экрана, становясь зеркалом по желанию – говорят «включить зеркало». Во-вторых, они отображают человека не зеркально, он видит в них не своё отражение, а своё изображение, видит себя в точности так, как его будут видеть другие люди. Кажется мелочью, но порой это бывает важно, когда нужно добиться безупречности в эстетике своего облика. В-третьих же, если зеркало снабжено специальной примерочной функцией, а оно ей обычно снабжено, оно позволяет примерять одежду, причёски и всё прочее виртуально, не надевая вещи реально и не меняя ничего в себе. Мало того, имея такую функцию, оно несомненно будет подключено к и-сети, то есть получит доступ в том числе к базам данных магазинов, парикмахерских, салонов красоты и т. д. Что означает, можно не просто виртуально посетить магазин и изучить его ассортимент, но и виртуально примерить любые из продаваемых там нарядов, примерить на дому, никуда не выходя, «переходя» из одного магазина в другой за секунду, какое бы расстояние их не разделяло, в сколь отдалённых уголках планеты они бы не находились.
Для лучшего понимания сути видео-зеркала пожалуй стоит остановиться поподробней на том, что же конкретно человек в нём видит в качестве своего отражения. Чаще всего он видит просто видеосъёмку, себя на экране. Однако в режиме примерки всё становится чуть менее прозаично. Ему демонстрируется виртуальная реконструкция действительности, трёхмерная компьютерная анимация, в точности воссоздающая его тело и окружающую обстановку. Нечто в визуальном смысле сродни видеоигре с супер реалистичной графикой. Зрительно не отличишь от реальности, если не учитывать тот факт, что в реальности на него надето несколько иное. Его псевдо-отражение, словно и правда отражаясь, строго повторяет все его действия, а виртуальная одежда естественным образом развивается при движении, создаёт складки и т. п. По ощущениям всё выглядит так, будто действительно смотришь в зеркало (ну только в современной его интерпретации, когда картинка в нём не зеркальна, не перевёрнута слева направо). Мы не станем излишне вдаваться в детали технологии, позволяющей добиваться описанного эффекта, просто скажем, что примерочная функция сложным образом сочетает реальную съёмку с воссозданными в трехмерной графике вашим виртуальным двойником и всем, что на него якобы надето. Для этого ей, естественно, необходима информация о комплекции вашего тела, а так же об особенностях каждого примеряемого предмета гардероба. Предоставить зеркалу сведенья о своём теле не проблема, достаточно в не слишком одетом виде медленно сделать перед ним полный оборот вокруг своей оси. Либо можно чем-либо отсканировать себя, благо сканирующих приборов в современном мире предостаточно. Кроме того детальные данные о теле хранятся в паспортах граждан (см. подраздел о виртуальном паспорте раздела об империи). Примеряемая же вещь должна обязательно быть снабжена так называемым «техническим паспортом» – файлом, включающим в себя её точную трёхмерную виртуальную модель. Здесь затруднений тоже не наблюдается, зеркальная примерка столь популярна, что у производителя одежды практически нет шанса продать изделия, не имеющие технического паспорта. Во всяком случае, это справедливо для женской одежды. Сто процентов её снабжено паспортами. Мужская вполне часто встречается и без них.
Изобретение видео-зеркал с примерочной функцией относят к революционным достижениям прогресса, т.е. к тем, что радикально меняют некоторые аспекты жизни человека. С их появлением к понятию «шопинг» прочно добавилось ещё и «траинг» (trying – одиночное или групповое виртуальное посещение магазинов и салонов красоты с примеркой на себя максимального числа предметов одежды и вариантов внешности и внешнего вида). Женщины стали проводить у зеркала ещё больше времени, чем раньше, значительно больше, часто совместно с подругами – присутствующими рядом реально либо виртуально посредством видеосвязи. Для них это превратилось в один из способов хорошо, увлекательно и радостно провести время, возникла этакая культура траинга, как важный атрибут жизни представительницы прекрасного пола. Теперь они могли натурно изучать ассортимент любых магазинов, даже тех, что им не по средствам – для VIP и элиты, куда при живом посещении большинство рядовых граждан не пропустит фейс-контроль, могли примерять самые роскошные платья. Могли сколько угодно экспериментировать со своим внешним видом, подбирать конфигурацию своим нарядам (одежда описываемого времени как правило обладает способностью регулироваться в некоторых параметрах, прежде всего по рисунку и цвету, но иногда так же размерами деталей, формой складок и т.д.; обычно скорость изменения у неё не слишком велика, поэтому рациональней предварительно подбирать и примерять новую конфигурацию виртуально). Не удивительно, что видео-зеркала стали причиной и ещё одного явления – «траинмании» – болезненной тяги к бесконечным примеркам, а родители усилиями общественности обрели право блокировать доступ к функции траинга для своих детей не только дома, но и на глобальном общесетевом уровне, т.е. когда ребёнок не может активировать её с любых зеркал независимо от их принадлежности и месторасположения (траинг хоть и бесплатная, но услуга, предоставляемая магазинами, требующая идентификации клиента; не имеющим родительского разрешения детям магазины попросту отказывают в ней). Виртуальными примерками в принципе возможно заниматься при помощи абсолютно любого видеооборудования, скажем, используя видеокамеру и что-нибудь для демонстрации реконструированной съёмки, даже хоть видео-очки. И всё же видео-зеркало, т.е сенсорный экран с матрицей видеоввода по всей поверхности, для этого намного удобней, так как позволяет наблюдать себя в строго фронтальном ракурсе, словно в настоящем зеркале.
Недостатки у видео-зеркала тоже есть, во всяком случае при сравнении его с традиционными стеклянными собратьями. Оно не отражает, оно отображает словно бы отражённое, соответственно должно всё время динамически перестраивать изображение в зависимости от того, под каким углом в него смотрят. С технической стороны проблемы тут никакой нет, но людей может смотреть в зеркало сразу несколько. А подстроиться ему по силам только под кого-то одного. Тот, под кого оно подстроено, даже не заметит, что оно вовсе не отражает. Все прочие заметят это определённо. Ещё у недорогих видео-зеркал порой сильно заужен угол обзора – стоишь напротив и всё в порядке, а сместился влево-вправо за их край, и они вдруг темнеют и не показывают ничего. Просто если у них нет возможности снимать обстановку по бокам от себя, они не смогут её и транслировать. Ну и конечно же видео-зеркала не бликуют, и не создают ощущение расширения пространства в помещениях. Для декорирования они непригодны. По большому счёту всё это пожалуй мелочи, видео-зеркало и не предназначено служить элементом декора, а для работы с внешностью оно подходит прекрасно. Единственно, когда им пытаются воспользоваться для обозрения себя одновременно несколько человек, оно перестаёт притворяться зеркалом, превращается именно в экран. Но экран с функциями зеркала (приложительно к отображению внешности), его сенсорный слой видеоввода позволяет людям вступать в прямой визуальный контакт с самими собой, вы можете смотреться со своим псевдо-отражённым двойником глаза в глаза. С экраном любого другого типа – без сенсорного видео-слоя – добиться подобного эффекта не выйдет.
Контактный визуализационный эффект
Контактный визуализационный эффект (КВЭ) хорошо известен людям современности. Это распространённый приём, которым режиссёры пользуются снимая фильмы, а зрители – когда смотрят эти фильмы. Вне мира киноискусства, в обычном быту он тоже востребован, многие сознательно применяют или не применяют его в видеосвязи, в зависимости от того, с кем по ней разговаривают. Суть КВЭ в более глубоком проникновении визуализации с изображением людей в восприятие зрителя. Если видеокамера расположена достаточно близко от снимаемого (либо использует приближение), а созерцающий это видео так же находится достаточно близко к экрану, у него возникает стойкое ощущение, что персонаж на видео вторгся в границы его личного пространства либо находится очень близко к оному. Психологически такая картина воспринимается совершенно иначе, производит намного более сильное впечатление. Например смотрящему фильм на подсознательном уровне всё время кажется, что персонажи при крупных планах смотрят именно на него, обращаются именно к нему. Принцессы и принцы, отважные рыцари и бесстрашные воины вдруг становятся тебе словно ближе, словно ты с ними на расстоянии вытянутой руки, они видят тебя, улыбаются вроде как тебе, говоря о любви, направляют будто бы на тебя свой взор, полный трепета и нежности. Ты их начинаешь чувствовать буквально кожей. Без преувеличения буквально, у человека есть ощущение непосредственной близости к кому-то, когда тот совсем рядом. Общаясь по видеосвязи влюблённая пара тоже как правило старается находится в личном пространстве друг друга, чтобы чувствовать КВЭ. Это некая романтическая фишка, которой девушки придают повышенное значение.
Возникновение ощущения КВЭ определяется несколькими факторами: расстоянием от зрителя до экрана, размером экрана, размером изображения человека и удалённостью последнего от видеокамеры. Проще говоря, визуальной дистанцией между снимаемым и наблюдающим. Кроме того, при видеосвязи желательно пользоваться сенсорным экраном со слоем видео-сенсоров (т.е. такого же типа, как у видео-зеркал) – чтобы иметь возможность прямого зрительного контакта, чтобы казалось, будто вы с собеседником смотрите друг другу в глаза. Не все способны замечать у себя КВЭ, тем не менее, исследования в этой области показывают, даже те из людей, кто утверждает, что не чувствует его, в статистическом выражении дают заметно более высокую оценку своим впечатлениям от фильмов, заточенных под КВЭ, если смотрели те с расстояния, при котором КВЭ проявляется. Для пущей ясности добавим, в КВЭ нет ничего экстраординарного, он имеет абсолютно тривиальную природу. Просто наша психика так устроена, что реагирует на пребывающих в нашем личном пространстве гораздо выраженнее.