Вы здесь

Эннеаграмма. Освободите лучшее в себе. Введение в учение об эннеатипах (Колин Д`Обре, 2010)

Введение в учение об эннеатипах

Мы – не наш эннеатип

В педагогических целях мы присвоили каждому из эннеатипов отдельное имя. Однако нужно быть осторожным и не идентифицировать себя с образом, положенным в основу каждого из этих имен, не создавать самому образ того, что по своей сути должно находиться в процессе постоянного изменения, если мы будем над этим работать.

Определяя тип, мы как бы предполагаем, что соответствуем маске, которую на себя надели. Это также означает, что мы идентифицируем себя с образом, рожденным из наших иллюзий как плод нашего мировоззрения.

Даже если наш эннеатип оказывает значительное влияние на жизнь, даже если он – это то, что в нас видят и за что нас принимают окружающие, мы – это не наш эннеатип и никогда им не будем. Давайте соблюдать своего рода дистанцию.

Описания – это карикатура

Вместе с тем каждый из нас – не карикатурный образ. Человеческая Сущность – значительно более тонкая и сложная вещь. Схематичный образ создается для того, чтобы выделить черты характера, свойственные каждому эннеатипу. Но будьте внимательны! Эннеатип – это как пирог, из которого нельзя выбрать понравившиеся куски! Этот пирог таков, поскольку он содержит определенные ингредиенты.

В противном случае он будет называться по-другому. К примеру, если мы принадлежим к эннеатипу номер 6, то обладаем всеми присущими ему качествами. Мы не можем «выбросить» одно или несколько из них, заявив, что оно или они нам не нравятся. В этом и заключается парадокс. Это то, что необходимо понять в результате самонаблюдения.

Не будем терять чувство юмора

Было бы в высшей степени неправильно драматизировать то, что и без того непросто для восприятия. Не стоит выпускать на сцену свое «я», любящее жаловаться, пусть вместо него главную роль сыграет «я», стремящееся наблюдать и меняться. Юмор – это наш выход. Маски существуют, чтобы смеяться, прячась за ними. В определенный момент их необходимо снимать, чтобы не задохнуться. Многое из того, что написано об эннеатипах, достаточно важно, так как эти описания часто освещают причины многих наших переживаний, однако на самом деле все не столь серьезно. Давайте воспринимать себя самих как неутомимых актеров пьес, сценарии для которых создаются нашими эннеатипами, и не забывать о том, что мы можем в любое время превратиться из актеров во внимательных и беспристрастных зрителей.

Учение об эннеатипах ведет к сочувствию

Если, прочитав эту книгу, вы не станете с большим состраданием и пониманием смотреть на свое будущее, значит, вы не поняли главного: все, что нам нужно, находится в нас самих, и только от нас самих зависит, сможем ли мы реализоваться. Всем, кто не усвоил этого, советуем перечитать книгу.

Принцип описания эннеатипов

Мы будем описывать каждый эннеатип в следующем порядке:

● основа мировоззрения (убеждение);

● предмет гордости;

● возможные сценарии детства;

● доминирующий центр (физический, эмоциональный или интеллектуальный);

● стремление избежать чего-либо;

● основное негативное качество;

● основная проблема;

● реакция защиты;

● качества и потенциал;

● ограничения и трудности;

● жизненная ориентация (эмоциональная и профессиональная);

● подтипы;

● раскрытие «крыльев»;

● направления деградации и эволюции (дезинтеграции и интеграции).

Детство

Речь идет о сценариях детства, которые зачастую являются общими для представителей одного эннеатипа. Это не значит, что одних лишь сведений о детстве человека достаточно, чтобы определить его эннеатип, однако детство может стать интересным предметом для окончательного определения эннеатипа в том случае, если все методы, испытанные ранее, вызывают определенные сомнения.

Предмет гордости эннеатипа

Практически каждый из нас испытывает гордость в отношении той или иной черты своего характера. Эта черта легко заметна со стороны: чаще всего окружающие тоже хвалят нас за это качество, за это активное, гордое собой «я», которое считает нужным демонстрировать себя, чтобы завоевать уважение и занять свое место в мире. Являясь следствием обусловленности, наша гордость определенным образом направляет нашу жизнь, как в личностном, так и в профессиональном планах.

Доминирующий центр

Каждый эннеатип склонен отдавать предпочтение одному из центров (физическому, эмоциональному или интеллектуальному) в ущерб остальным. Другая склонность заключается в сосредоточении на проблемах, свойственных одному из центров. Сложность может скрываться как в недостатке, так и в избытке. Кроме того, любой из трех центров можно поделить на три части, каждая из которых несет в себе как положительные, так и отрицательные стороны, и это позволяет еще более углубить и расширить исследования.




Доминирующий физический центр (эннеатипы 8, 9, 1)

Физический тип привык удовлетворять в первую очередь свои физические потребности. Не утоленный вовремя голод повергает его в глубокое уныние, равно как и вынужденное бездействие. При виде яблони его первое желание – не сделать художественный эскиз, а вгрызться в плод и съесть его. Такой тип находится в плену у своих физических потребностей. Он постоянно нуждается в активной механической деятельности. Спасение для него кроется в действии, сиюминутном удовлетворении физических чувств, в возложении на себя ответственности за что-то или за кого-то. Физический тип именует свою интуицию «инстинктом» и зачастую доверяет ему сверх всяких пределов. Если вдруг у такого человека возобладает аналитическое мышление, то его резко остановленный физический порыв будет напоминать сороконожку из анекдота:

Сороконожка медленно прогуливалась с муравьем. Вдруг муравей остановился и спросил: «Как тебе удается ходить при помощи стольких ног сразу?» Сороконожка наклонила голову, чтобы рассмотреть свои ноги. Она никогда не задавалась подобным вопросом, поскольку ходьба для нее была самым естественным занятием. Вопрос муравья заинтересовал ее, и она, пытаясь разобраться в своих движениях, начала хватать себя за ноги, одну за другой, пока не перевернулась на спину, беспомощно барахтаясь. «Прошу прощения, – сказал муравей. – Я всего лишь задал простой вопрос!»

Сильная сторона физического типа заключается в его способности быстро восстанавливать силы и активно действовать. Едва доделав одно дело, он уже строит планы в отношении другого, подбадривая и подгоняя тех, кто отстает. Он всегда ставит конкретные цели.

Доминирующий эмоциональный центр (эннеатипы 2, 3, 4)

Эмоциональный центр в человеке действует наиболее быстро. Эмоции возникают молниеносно и могут буквально выплескиваться через край. Поскольку эмоциональный центр питается за счет общения, люди эмоционального типа чаще всего испытывают потребность в проявлениях любви со стороны окружающих и нуждаются в знаках внимания. Эннеатипы 2, 3 и 4 находятся в постоянных поисках поддержки. При взгляде на яблоню у таких людей возникают мысли эстетического характера, вплоть до размышлений о высоких материях, в крайнем случае они представляют себе свежий, приготовленный дома, с любовью яблочный пирог, который можно с кем-нибудь с удовольствием разделить.

Для эмоционального типа людей жизнь представляет собой последовательность механических эмоциональных реакций, выстроенных вокруг оси «я люблю – я не люблю», или, как они скорее сказали бы, «я это чувствую – я этого не чувствую». У таких людей может быстро и резко меняться настроение, как в одну, так и в другую сторону. Они часто, порой безосновательно, доверяют своей интуиции как безошибочному критерию оценки ситуации.

Сила эмоционального типа состоит в его способности поставить себя на место другого, почувствовать сопереживание и сострадание. Эстетическое чувство у этого типа людей развито больше, чем у физического и интеллектуального типов.

Доминирующий интеллектуальный центр (эннеатипы 5, 6, 7)

Интеллектуальный центр является самым медленным из трех. Представьте себя управляющим автомобилем при помощи интеллектуального центра: потребовалось бы много времени, чтобы обдумать каждое движение в отдельности, прежде чем дать физическому центру сигнал к действию! Для человека, у которого доминирует интеллектуальный центр, каждый поступок в жизни должен быть тщательно обдуман… если только он не вынужден будет прекратить размышления за неимением времени на совершение самого поступка.

Интеллектуальному типу требуется осознание, и он не будет ничего делать, не удостоверившись в том, что он в этом разобрался и все понимает. Интуиция для него носит имя «я знаю», что означает «я уверен». Однако мысли могут меняться, и ему не всегда удается удерживать нить, которая ведет в неизвестном для него направлении, поэтому он часто запутывается. При виде яблони такой интеллектуал начинает размышлять о возрасте ствола и сортах яблок, а также о том, какие блюда можно из них приготовить. В процессе размышлений он предполагает, что эти яблоки, возможно, такие же пресные и ватные, как те, которые он однажды пробовал у бабушки, в тот день, когда у него вдруг возникла боль в желудке… в конце концов он решает, что пробовать яблоки слишком рискованно, поскольку произошедшее однажды всегда может повториться, не исключая, однако, возможности проконсультироваться в дальнейшем у специалиста, действительно ли существует такой риск. Примерно так (в карикатурной форме) происходит мыслительный процесс у интеллектуального типа.

Как вы, наверное, поняли, интеллектуал мыслит скорее абстрактными категориями, однако его сильная сторона заключается в способности анализировать и предвидеть, если, конечно, его мысли не расползаются в разные стороны и в них не закрадываются сомнения.

Стремление избежать чего-либо

Представители каждого эннеатипа стремятся избежать определенных трудностей, которые связаны с неприятными воспоминаниями из детства. Зафиксировавшись однажды, это стремление порабощает сознание человека. Если вы без конца будете повторять ребенку, что он должен сидеть прямо, то в результате он будет ходить в постоянном напряжении, боясь принять любое другое положение под страхом быть наказанным. Стремление избежать чего-то в целях защиты дается нам с большим трудом, в результате наши действия становятся менее естественными.


Основное негативное качество (девять типов обусловленностей)

В жизни обычного человека его обусловленность проявляется почти как патология, проявляющаяся на уровне подсознания. Она напоминает ненасытное животное, которое ничто не остановит на его пути. Хотя мы тратим много энергии на то, чтобы прокормить этого зверя, наше деструктивное «я», существует способ «приручить» его и сделать другом, а не врагом. Для этого необходимо осознать и понять, в чем оно нуждается. Одно очевидно: оно нас никогда не оставит, так давайте же действовать с ним заодно!

Возможно, кто-то из читателей разглядит в этих чувствах смертные грехи христианства…


Реакция защиты

Каждая обусловленность связана с определенной реакцией защиты. Это две стороны одной медали. В противоположность стремлению избежать чего-либо, заставляющему нас забыть о каком-то из проявлений нашей Сущности, наша реакция защиты обостряет некоторые наши действия. Некое событие извне автоматически запускает разрушительный процесс, воспринимаемый нами как оборонительный механизм. Например, неприятные обстоятельства, захватившие наш эмоциональный центр, могут запустить механизм мести. Для других людей этим механизмом может быть болезнь или бегство.


Таланты и добродетели

Каждому эннеатипу свойственны особый талант и божественная добродетель, которую несет в себе позитивная личность как отражение Сущности, очищенной от проявлений ложной личности. Развитие этих таланта и добродетели – своего рода противоядие в борьбе с различными негативными аспектами нашей обусловленности.




Мы поняли, что каждый эннеатип содержит в себе божественную Искру, которую суфии называют «одним из ликов Господа». Этот лик – талант и добродетель, которые каждый может определить для себя как миссию и развивать через самопознание и настоящую работу над собой.