Вы здесь

Энергореформа: правда и вымысел. Валерий Хнычев: «У меня свой взгляд на реформу энергетики» (В. А. Хнычёв, 2013)

Валерий Хнычев: «У меня свой взгляд на реформу энергетики»

(журнал «БОСС», спецвыпуск)


– Валерий Альбертович, расскажите, пожалуйста, о своем предприятии.

– «Пятигорские электрические сети» – одно из старейших энергетических предприятий не только на Северном Кавказе, но и в России. В августе 2003 года ему исполняется 100 лет, наше предприятие – ровесник Пятигорской ГЭС, известной больше под названием «Белый Уголь». Наверное, читателям «БОССа» будет интересно узнать, что первая в России и в мире мини-энергосистема тоже была создана на базе Пятигорской дизельной станции и гидростанции «Белый Уголь», что документально подтверждено материалами ЮНЕСКО. Эти и многие другие исторические факты отражены в нашем музее «Первые шаги электроэнергетики».


– Интересно, как, на ваш профессиональный взгляд, идет раздел рынка электроэнергии и мощности?

– То, что сейчас является базой отрасли, создавалось еще в прежние годы, когда ЕЭС была понятием общесоюзным.

Тогда развитие Единой энергосистемы страны, комплексное решение строительства генерирующих мощностей и обеспечение их необходимыми линиями электропередачи и подстанциями позволило создать маневренную структуру с высокой степенью надежности электроснабжения всех отраслей народного хозяйства и населения. Общая величина выработки достигала 85 % от установленной мощности, а в настоящее время она снизилась до 40 %.

В переходный период функция регулирования тарифов на электроэнергию возлагалась на региональные энергетические комиссии, образованные на добровольной основе под председательством одного из вице-губернаторов региона. Раньше чтобы гвоздь забить – и то требовались соответствующие лицензии и аттестации. А тут на откуп не всегда и не во всем компетентным людям были отданы тарифы на электроэнергию. Это по большому счету и явилось причиной инфляции и глубоких проблем в промышленности.


– Считаете ли вы, что для исправления ситуации электроэнергетика нуждается в значительных инвестициях?

– Необходимость в инвестициях существует. Но надо не запугивать правительство и общественность требованиями огромных вливаний в отрасль, а разработать инвестиционную программу с привлечением специалистов-энергетиков и экономистов, подготовить перечень объектов, которые необходимо модернизировать, реконструировать или дополнительно строить. Эту программу следует утвердить постановлением правительства и опубликовать.


– Подтекст таков, что вам известно что-то, о чем умалчивают сторонники огромных затрат в энергетике?

– Все специалисты знают, что большинство наших станций находится в нормальном рабочем состоянии. Нужно только соблюдать регламент эксплуатации, своевременно проводить планово-восстановительные ремонты. Средства на эти цели, в том числе амортизационные, постоянно закладываются в тарифы.

Кроме того, если сейчас, прямо сегодня, начать искоренять местническую позицию некоторых регионов и выполнять все требования оптимизации режимов, ЕЭС могла бы иметь дополнительный доход в несколько миллиардов долларов в год. Причем не только за счет устранения технических и коммерческих потерь, достигающих в ряде регионов 30–40 %. Заинтересованности у ЦЦУ и АО-энерго в этом нет, ведь за транзитные перетоки и потери от них в сетях никто не платит.


– Как бы вы оценили государственную политику в сфере реформирования энергетики? Что вы можете сказать о новом Законе об электроэнергетике?

– Возникает много вопросов в связи с неполной проработкой в Законе принципов конкуренции в электроэнерге-тике. Например, создание из всего количества российских электростанций шести генерирующих компаний, которые станут конкурировать между собой с целью получения максимальной финансовой выгоды. Считаю, что в условиях конкуренции каждая станция будет работать на собственный финансовый результат, а единая энергосистема подразумевает оптимальный конечный результат работы всех станций, вместе взятых. В то же время свободный выход на конкурентный рынок исключен для АЭС, работающих только «в базе», и гидростанций, участвующих в покрытии пиковых нагрузок. Кроме того, у каждого вида станций своя себестоимость производимой электроэнергии, которая не может значительно варьироваться (ее можно снижать только за счет зарплаты персонала и стоимости проведения ремонтных работ, что неминуемо отразится на надежности работы станции). Естественно, конкуренция между тепловой электростанцией и гидроэлектростанцией заведомо обрекает тепловую – на банкротство.

Даже если станция производит дешевую электроэнергию, но имеет малую пропускную способность сетей до центра потребления, это тоже не позволит ей успешно конкурировать на рынке.


– А теперь о самом остром – о рынке сбыта энергии…

– На мой взгляд, насильственное внедрение энергосбытовых компаний в энергетику приведет к очень большим финансовым убыткам, что объясняется отсутствием конкретных лиц, отвечающих за проблему коммерческих и технических потерь. А отсутствие организации учета электроэнергии как у потребителей, так и на границах балансовой принадлежности с поставщиками, ведет к невозможности составления балансов электроэнергиии и соответствующей оплаты потерь. Право на участие в энергетическом рынке, сам статус энергосбытовых компаний в законе не прописаны. При каких условиях сбытовики могут появиться на рынке, каким требованиям должны отвечать? Кем должны лицензироваться?

Видно, что декларативный характер деятельности энергосбытовых компаний, которую нельзя осуществить при дальнейшей разработке на практике, чувствовали и сами авторы закона. Поэтому они и сделали «отдушину» в виде гарантирующих поставщиков. В документе указано, что разработкой статуса гарантирующих поставщиков должно заниматься Правительство РФ, однако о самом статусе ничего не говорится. Скорее всего, гарантирующих поставщиков обяжут снабжать электроэнергией неплатежеспособных потребителей, за что не захочет браться ни одна энергосбытовая компания, четко ориентированная на извлечение прибыли.

Ни в одном официальном документе не указано, каким образом потребители перейдут от оплаты за поставку электросетевой организации к полной оплате энергосбытовым компаниям. Кем будут составляться заявки на поставку, и как будет регулироваться баланс электроэнергии?

Откровенно пытаются быстрее отсечь те функции электроэнергетики, которые имеют отношение к «живым» деньгам – генерацию и сбыт. Последствия такого шага совершенно не просчитаны. Создается впечатление, что весь этот рынок и конкуренция организованы по принципу: «Ты жарь, а рыба будет».


– Как вы оцениваете положение вашего предприятия в свете выхода Закона об электроэнергетике?

– ОАО «Пятигорские электрические сети» уже три года работает на ФОРЭМе, то есть заключает договоры со станциями на поставку электроэнергии напрямую, минуя АО-энерго. И я считаю, что единственным пре-образованием в отрасли, которое необходимо провести, является обеспечение прямого доступа на ФОРЭМ для предприятий коммунальной энергетики. Тогда сразу прояснится картина с надежностью, уровнем аварийности, наличием претензий к работе, себестоимостью 1 кВт*ч на предприятиях коммунальных сетей и в АО-энерго. Уверяю вас, что надежность коммунальных сетей на порядок выше, а себестоимость 1 кВт*ч ниже, чем у любого АО-энерго. Вот это и будет рынок.

Далее. Мы являемся акционерным обществом со 100-процентным частным капиталом. В уставе предприятия записаны все виды деятельности по покупке, передаче и сбыту электроэнергии потребителям. Наша работа регламентируется Законом об акционерных обществах и другими законодательными актами, защищающими частное предпринимательство. И вот одним росчерком пера за нас решили, как нам строить бизнес: огромные вложения, которые мы осуществили для обеспечения своей деятельности (Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии – АСКУЭ, решение проблемы коммерческих и технических потерь), становятся ненужными; организационную структуру предприятия, наилучшим образом соответствовавшую нашим задачам, принудительно предписывается изменить путем разделения на сетевую и сбытовую части (каждая со своим штатом, управлением, оборудованием). Не является ли столь грубое вторжение в работу акционерного общества нарушением конституционного права?

Ко всем трудностям добавляется еще одна российская беда – политиканство. Как только в энергетической отрасли Ставропольского края появились элементы стабильности и возникла возможность формировать тарифы на более длительный срок, нас буквально подкосило в финансовом плане решение нашей региональной энергетической комиссии об отмене ею же утвержденных экономически обоснованных тарифов на 2003 год, принятое под политическим давлением. В результате четыре первых месяца этого года мы покупали на ФОРЭМе электроэнергию по тарифам, утвержденным на 2003 год (они оказались на 20 % выше предыдущих), а своим потребителям продавали ее по тарифам 2002 года. Несли колоссальные прямые убытки, которые уже никто не возместит: с мая этого года тарифы для потребителей были увеличены незначительно.

В дальнейшем процент повышения тарифов на год будет определять Правительство РФ. И скорее всего, без учета местных условий. Естественно, в подобной ситуации нам крайне трудно планировать и регламентировать свою деятельность, не говоря уже о том, что на рынок все это совсем не похоже.


– И какие перспективы ожидают нашу энергетику в ближайшем будущем?

– Судя по развитию событий, основные цели реформы – конкуренция, привлечение инвестиций в отрасль – в ближайшее время не будут достигнуты. О сомнительной конкуренции мы уже говорили. А реальные инвесторы не скоро придут в электроэнергетику. Кто будет вкладывать деньги в тот сектор экономики, где постоянно меняются условия рынка и принимаются странные решения на федеральном и региональном уровнях, непрофессионально вмешивающиеся в работу федеральной и региональных комиссий и ставящие энергокомпании на грань банкротства; где невозможно спланировать будущую прибыль, но имеется риск полной потери вложенных средств?