От автора
Уважаемый читатель! Эта книга посвящена реформе одной из важнейших отраслей нашего государства – электроэнергетике. В результате реформы, величайшее достижение нашей страны, нашего народа – Единая энергетическая система России прекратила свое существование. Разрушено, в том числе и то не многое, что еще связывало нас с республиками бывшего Советского Союза, а именно, единое энергетическое пространство с нынешними государствами СНГ. Кому это было выгодно? Конечно, это дело политиков, к ним я не отношусь, считаю только, что в экономическом и политическом плане многое потеряет не только Россия, но и ближайшие наши соседи.
Я не один десяток лет проработал в электроэнергетической отрасли и, поверьте, хорошо понимаю, то, что сделано, иначе как грубейшей ошибкой не назовешь. Реструктуризация РАО была задумана еще в 1998 году, но формально началась в 2003 году с принятием закона «Об электроэнергетике». В ходе преобразований РАО «ЕЭС России» было разделено на так называемые конкурентные и монопольные секторы. Созданы шесть оптовых генерирующих компаний (ОГК), гидрогенерирующая компания (ГидроОГК), четырнадцать территориальных генерирующих компаний (ТГК), Федеральная сетевая компания (ФСК), межрегиональные сетевые компании (МРСК). Естественную монополию искусственно расчленили на части. То, что электроэнергетика по определению является естественной монополией, не отрицали даже реформаторы. Естественной монополия называется потому, что только в этом случае она наиболее эффективно может работать.
Как же реформаторам удалось доказать обратное, то, что электроэнергетика должна работать по рыночным законам, что электростанции, использующие различные виды топлива, имеющие разную себестоимость выработки электрической энергии могут конкурировать друг с другом? Как удалось навязать реформу, целевой моделью которой, по сути, являлась самоликвидация!
Казалось бы, абсурд. Кто в здравом уме и твердой памяти сам подписывает себе смертный приговор. В мире аналогов добровольного суицида стратегических отраслей, которой является электроэнергетика, нет, и уверен не будет. Ни одно государство такого не допустит. Но у нас всегда был свой путь, часто противоречащий здравому смыслу. И часто толкали нас на это зарубежные друзья. Реформа электроэнергетики по американскому сценарию, с целью ее развала, яркий тому пример.
Хотя у наших реформаторов скорее всего была другая цель, более банальная – продать и заработать. Но как продать такого гиганта как РАО «ЕЭС России»? Ни у кого денег не хватит! Значит, нужно продавать по частям, сделали вывод реформаторы. Тем более что опыта в этом деле у них предостаточно. Вспомним приватизацию, залоговые аукционы, инвестиционные конкурсы. Приобретенные в то время за «копейки» предприятия, через несколько лет стали стоить миллионы. При этом новые хозяева фактически в них ничего не вкладывали.
Но продолжим наше повествование и не будем отвлекаться по «мелочам». Руководством РАО «ЕЭС России» был подготовлен закон «Об электроэнергетике». Он представляет собой план преобразований в отрасли. Фактически отраслевые планы возвели в ранг закона. Несмотря на то что новый закон противоречил многим положениям действующего на тот момент законодательства и даже ряду статей Конституции Российской Федерации (ниже об этом будет рассказано более подробно), он был принят. В том, что закон приняли, ничего удивительного нет. Позволю себе напомнить вам некоторые его статьи.
Статья 6. Общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики:
– обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации;
– технологическое единство электроэнергетики;
– обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики;
– использование конкуренции в качестве инструмента формирования спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии.
Не хочу далее утомлять читателя статьями закона, но примерно в таком духе он и написан. Кто же будет возражать против такого реформирования? Электроэнергия будет дешеветь, спрос удовлетворяться, надежность повышаться и все это в условиях технологического единства электроэнергетики и под контролем государства. Поэтому и больших проблем с его принятием не было. А то, что этими декларациями правительство, мягко говоря, было введено в заблуждение, сейчас мало кого интересует. Обещанного снижения тарифов не происходит, наоборот, он растет, и в ближайшие 2–3 года, по мнению экспертов (сейчас и правительство это признает), стоимость одного кВт» час увеличится в 3–4 раза. О надежности и технологическом единстве даже говорить не хочется. Энергетику разодрали на части, а вновь образованные компании, как правило, имеют диаметрально противоположные интересы.
Но за благородные цели государство должно заплатить. Иначе зачем огород городить? Решили действовать по принципу, чем невероятнее ложь, тем легче в нее поверить. Для начала запугали правительство дефицитом генерирующих мощностей, особенно в Москве и Московской области. Лично Анатолий Чубайс предупредил, не даст государство денег, Москву заморозим, начнутся веерные отключения. Как по заказу, наступившая зима удалась холодной. Свое обещание глава энергохолдинга выполнил. В Москве начались веерные отключения. Об этом говорили во всех новостях и писали во всех газетах. Задача по нагнетанию обстановки была выполнена. При этом на самом деле, объем ограничений был минимальный и абсолютно не обязательный. Частота в электрической сети, как и другие качественные характеристики электрического тока, не выходили за рамки ГОСТа, станции работали с нагрузкой не более 80–85 %.
Данный факт подтверждали и в Центральном диспетчерском управлении (ЦДУ СО). Но это было уже не важно. Ограничения вводились. Как ни странно, даже майская авария 2005 года в Москве, когда несколько миллионов человек остались без электричества, тоже сыграла на руку реформаторам. Сначала глава энергохолдинга потребовал от правительства вложить в электроэнергетику до 2010 года 2 трлн. рублей, затем буквально через полгода сумма увеличилась до 3,1 трлн. рублей, сейчас уже требуется 4,4 трлн. рублей. Государство вынудили раскошелиться по-крупному. Открытым остается лишь вопрос, как такие астрономические суммы будут потрачены? Хотя, возможно и потратят, ведь у нас удельные затраты на создание одного киловатта новой мощности в 2–3 раза выше, чем в других странах, догадайтесь почему? К примеру, за деньги, которые ушли на строительство Сочинской ТЭС, можно было построить еще две таких станции!
К слову сказать, ровно через три года, в мае 2008, на подстанции «Чагино» в Москве опять произошел взрыв, а затем и пожар на новом высоковольтном трансформаторе. К счастью, он еще не был подключен к энергосистеме и масштабных отключений, как в 2005 году, не произошло. Возникает вопрос, почему прошлая авария никого ничему не научила? Опять грубо нарушены существующие нормы и правила технической и пожарной безопасности, не был должным образом организован строительный и производственный контроль за работами. Специалистами Ростехнадзора также отмечено, что отсутствовала в полном объеме исполнительная документация на производство испытаний, а пробный пуск проводился без разрешения на эксплуатацию энергообъекта! В очередной раз из-за непрофессионализма персонала в пламени аварии сгорели сотни миллионов рублей. Но это мало кого беспокоит, за ошибки энергетиков все равно заплатит потребитель!
Сейчас руководство энергохолдинга периодически рапортует о вводе новых газотурбинных станций, в основном импортного производства. Но как же тогда с указанием бывшего президента В.В. Путина о том, что в топливном балансе электроэнергетики должна снижаться газовая составляющая. Как видим, оно полностью игнорируется, газа будет сжигаться все больше и больше. Другой аспект этого вопроса, на который мало кто обращает внимание, – это то, что ресурс газовых турбин сравнительно небольшой, а значит, через 10, максимум 12 лет придется тратить огромные деньги на новое строительство. Понадобится еще один план электрификации ГОЭЛРО-3!
В последнее время наблюдаются массовые увольнения высшего звена энергохолдинга. Уходят генеральные директора оптовых генерирующих и энергосбытовых компаний. С одними из них новые хозяева не подписывают контракты, другие уходят по собственному желанию. И в том и другом случаях уволенные не сильно расстраиваются. Дело в том, что у топ-менеджеров имеются договоры, предусматривающие наличие так называемых «золотых парашютов» – компенсации в случае увольнения. Это означает, что при уходе каждый получает от двух до трех годовых окладов!
Потеря ключевых руководителей отрицательно сказывается на эффективности работы компаний и наносит им существенный урон, в том числе материальный. К примеру, при увольнении трех высших руководителей «Мосэнерго», было выплачено 94,4 млн. рублей, при увольнении руководителей ОГК-2, отступные составляли от 20 до 60 миллионов рублей каждому, в зависимости от ранга, общая сумма выплат составила 557 млн. рублей, ОГК-2 даже пришлось занимать деньги, чтобы выплатить всю сумму. Недоволен программой «золотых парашютов» и владелец ТГК-6, ушедшим 18 ключевым менеджерам новый владелец заплатил 180 млн. рублей. По оценкам Федеральной службы по тарифам (ФСТ), в результате реформы административные и управленческие издержки в отрасли выросли в десять раз.
По мнению экспертов, реформа уже сегодня привела к непредвиденному росту тарифа. Конкуренция между производителями электроэнергии, призванная снижать тариф, на самом деле привела к его бесконтрольному росту. Механизм, как и почему это происходит, будет описан в приведенных ниже материалах.
Складывается впечатление, что государство полностью самоустранилось от проблем электроэнергетики и всю ответственность за дальнейшее развитие событий решило возложить на частный капитал. Но он, как известно, всегда стремится получать сверхприбыль и никогда не был замечен в склонности к благотворительности. Это значит, что нам с вами очень скоро будет предложено платить за электроэнергию по новым счетам.
Перед самой «кончиной» РАО «ЕЭС России» В.В. Путин на своем первом совещании в качестве премьер-министра, посвященном развитию электроэнергетики, прекрасно понимая опасность резкого роста тарифов и потерю управляемости в отрасли, заявил: «Но я призываю всех к ответственному поведению. И скажу не очень приятные, но необходимые, как я считаю, вещи. Те, кто будут относиться безответственно к этому процессу, будут подрывать доверие граждан к тому, что мы делаем, и будут создавать проблемы, руководствуясь какими-то сиюминутными коммерческими интересами, будут сталкиваться с соответствующей реакцией. Что касается чиновников, то это будут административные санкции. Что касается безответственного поведения бизнеса, то я вам скажу прямо и, может быть, грубовато – из желудка все достану и раздам бедным. Так и передайте всем заинтересованным лицам. Чтобы иллюзий здесь никаких не было».
Наверное, у премьера был повод так жестко предупредить «заинтересованных лиц», но об этом мы от него не узнали. Зато знаем, как исполняется его указание по сокращению составляющей газа в электроэнергетике. Думаю, и в этом случае предупреждение будет воспринято по-русски – «а Васька слушает да ест». Такова природа капитала.
Подтверждает это и опыт Казахстана. В 1997 году энергообъединение «Алмаатаэнерго» продало бельгийской компании «Трактебель». В соответствии с контрактом, тарифы на электро– и тепловую энергию новой компании сразу были значительно повышены. Это легло тяжким бременем в первую очередь на население города и области. Затраты на тепло– и энергоснабжение стали составлять почти 20 % среднемесячного дохода семьи. По завышенным тарифам производили оплату электроэнергии и промышленные потребители. Кроме того, бельгийской компанией была спущена на тормоза инвестиционная программа по строительству новых генерирующих мощностей. Естественно, что все это вызвало большую социальную напряженность и ухудшение отношений между властями и бельгийской компанией. В мэрии решили, что настала пора применить санкции – возвратить правительству Казахстана проданное имущество алма-атинской энергосистемы. Однако руководство энергокомпании с этим не согласно и намерено подавать иск в Международный арбитражный суд. Боюсь, что подобные «разборки» будут в скором времени возможны и в нашей стране.
О том, что в связи с таким реформированием отрасли неизбежен резкий скачок стоимости электроэнергии, возможны крупные энергоаварии с катастрофическими последствиями, ваш автор предупреждал в своих публикациях. В частности, энергоавария в Москве мною была предсказана буквально за месяц. К сожалению, по техническим причинам, редакция журнала, в котором была опубликована статья на эту тему, вышла с опозданием, уже после московского блекаута.
Во многих своих статьях, в докладах на конференциях, посвященных проблемам развития электроэнергетики России, в том числе на конференции в отделении Российской академии наук города Санкт-Петербурга, наряду с другими предложениями, мною неоднократно предлагалось скорейшее создание Министерства энергетики. И только сейчас, практически в авральном порядке, оно создано. Если бы это случилось хотя бы год назад, я не стал бы так сомневаться в эффективности его работы. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения.
Об этапах своей борьбы за сохранение Единой энергетической системы России, о том как подобные реформы проводились в западных странах и многих других интересных фактах реформирования, которые замалчивались в официальной прессе, вы, уважаемый читатель, сможете узнать в предлагаемых ниже статьях. Они были опубликованы мною в различных изданиях. Здесь каждый сможет для себя определить, где правда, а где вымысел в искусственно навязанной реформе электроэнергетики.
Позволю себе процитировать слова гениального русского поэта, они и в наши дни остаются актуальными.
Дай бог, чтоб милостию неба
Рассудок на Руси воскрес,
Он что-то, кажется, исчез.