Вы здесь

Энергия и Я. Как управлять своей энергией. Управление своей энергией (Ирина Штеренберг)

Управление своей энергией

1. Энергия психическая и физическая

Никакой вид жизненной активности не может существовать без энергии.

Психическую энергию можно охарактеризовать как энергию стремлений, желаний, влечений. Физическая или телесная энергия связана с физическим состоянием организма, его физической активностью.


Согласно З. Фрейду, каждый человек наделен психической энергией. З. Фрейд использовал понятие «либидо», «либидо – это прежде всего особый вид энергии… Ее специфика состоит в том, что либидо имеет особое происхождение, связанное с сексуальным возбуждением, и обладает характером психически выраженного количества энергии» [16].

К. Юнг отказался от понимания либидо как сугубо сексуальной энергии: «С генетической точки зрения телесными потребностями, составляющими сущность либидо, являются голод, жажда, сон, секс и эмоциональные состояния, или аффекты».

К. Юнг считал, что «либидо представляет собой не столько сексуальность, сколько психическую, душевную энергию как таковую, проявляющуюся в жизненном процессе и субъективно воспринимаемую человеком в качестве бессознательного стремления или желания» [16].

Э. Берн разделял энергию человека на психическую и телесную: «наша энергия происходит от пищи, которую мы потребляем, и от воздуха, который мы вдыхаем. Железы при этом играют важную роль в определении требуемого темпа выдачи этой энергии в спокойном состоянии или во время возбуждения. От мозга же зависит, на какую цель будет направлена энергия» [2].

2. Мотивационная сфера и энергия

Энергетическое состояние человека характеризуется мотивационной сферой. Мотивация является основой жизнедеятельности всех живых существ.

Мотивация выражается в побуждениях, которые вызывают активность организма и определяют ее направленность. Мотивация представляет собой определенную энергетическую систему, которая стремится к разрядке и к удовлетворению мотивов и потребностей, которые составляют сущность мотивации. При этом потребность рассматривают как состояние организма, испытывающего нужду в объектах, необходимых для его существования и развития, а мотив – как силу, побуждающую к достижению этих объектов. Потребности аккумулируют энергию, а мотивы побуждают к действию, направляя активность к определенной цели [8].

Потребности человека многообразны:

1. Потребности могут быть первичные, например, в воде, пище, сексуальной разрядке и др. Вторичные потребности – это потребности психогенного характера, например, унижения, достижения, уважения и др. Первичные потребности в отличие от вторичных базируются на органических процессах и возникают или циклично, например, еда, или в связи с необходимостью регуляции, например, избегание холода.

2. Потребности можно подразделить на позитивные (поиск), и негативные (избегание).

3. Потребности бывают явными и латентными. Явные потребности свободно и активно выражаются во внешнем поведении. Латентные проявляются или в игровых действиях, или в фантазии.

В определенных ситуациях отдельные потребности могут объединятся, или конфликтовать друг с другом, или подчиняться одна другой и т. д. [23].

Потребности направляют активность человека. Именно актуализированная потребность, стремящаяся к разрядке, является энергией, питающей разнообразную деятельность, в том числе и познавательную. То есть пока потребность не будет полностью удовлетворена, ее энергия поддерживает деятельность [8].

Мотивация порождает целенаправленное поведение. Но не все мотивы становятся значимыми в активизации деятельности.

Личность характеризуется не только совокупностью мотивов, но и системой, в которую они объединены, их иерархией. В этой иерархии одни мотивы являются ведущими, смыслообразующими, другие являясь второстепенными, могут усиливать влияние первых. Именно смыслообразующие мотивы определяют направление жизни, профессиональные и иные выборы человека. Обычно таких мотивов несколько, но иногда в иерархии доминирует один мотив, поглощающий все другие. В иерархии присутствуют и менее значимые мотивы, которые связаны с отдельными сферами жизни, либо актуализируются в определенных ситуациях. [8].

Наша жизнь – это не прекращающийся процесс осуществления наших желаний и целей. По мнению К. Роджерса, ни один человек не может самоактуализироваться настолько, чтобы отбросить все свои жизненные мотивы, то есть полностью реализовать свой личностный потенциал.

В. Франкл считал, что стремление к смыслу – фундаментальная мотивационная потребность. Человек стремится обнаруживать смысл буквально во всем, вплоть до своего последнего дыхания. В. Франкл писал: «Стремление найти смысл – первичная сила в жизни человека… Этот смысл уникален и специфичен для каждого человека и может быть осуществлен только им одним; только тогда становится значимым то, что воля удовлетворяет стремление человека к смыслу».

3. Либидо и мортидо

Э. Берн рассматривал человека как ярко окрашенную энергетическую систему, полную динамических стремлений. Он считал, что энергия служит для того, чтобы восстанавливать равновесие; и человек, являясь энергетической системой, по этой причине все время стремится прийти к состоянию покоя.

Вышедшая из равновесия энергия проявляется в виде физического и психического напряжения. Психическое напряжение проявляется в виде беспокойства и удрученности. Возникающие у человека напряжения всегда вызываются желаниями. Желания человека могут быть различными, это может быть, например, половое стремление, честолюбие или стремление к одобрению. Желания могут быть сознательными и бессознательными, имеющими названия и нет.

Э. Берн считал, что у человека есть два мощных стремления – это стремление к созиданию и стремление к разрушению. Из стремления к созиданию возникают любовь, щедрость, великодушие, произведение потомства и творчество. Напряжение, толкающее человека к этим конструктивным целям, Э. Берн обозначил как либидо. Важнейшей функцией либидо, по его мнению, является продолжение человеческого рода.

Стремление к уничтожению приводит в действие вражду и ненависть, слепой гнев и жуткие наслаждения жестокостью и распадом живой плоти. Напряжение, дающее силу этим чувствам, Э. Берн называл мортидо. Наиболее концентрированно это напряжение проявляется в борьбе за существование. Мортидо помогает человеку спастись от внутренних и внешних опасностей.

Таким образом, либидо – это энергия воли к жизни, сохраняющей весь человеческий род. А мортидо – энергия воли к смерти, сохраняющей конкретного человека, когда на его пути встает враг.

Эти два стремления часто вступают в конфликт друг с другом, толкая людей к противоположным поступкам. Для того чтобы справиться с противоречивыми стремлениями, человек часто одно из соперничающих желаний вытесняет из поля сознания, как будто бы его и нет. Так, в мирное время люди склонны утверждать, что мортидо не существует вообще, а в военное время могут доказывать, что либидо не может существовать по отношению к врагу.

Другой способ совладать с противоречивыми стремлениями – позволять то одному, то другому чувству одерживать верх. Человек в таком случае попеременно то любит, то ненавидит, часто вызывая удивление окружающих.

Энергия человека может быть направлена вовнутрь, на себя, и наружу. Некоторые люди направляют свою любовь главным образом на других, а некоторые – преимущественно на себя. Некоторые люди, ненавидя другого, способны дойти до убийства, а кто-то может настолько интенсивно ненавидеть себя, что эта ненависть проявляется в самоубийстве. И убийство, и самоубийство одинаково выражают агрессивность, единственная разница, касающаяся психической энергии, состоит в ее направлении.

Силу, с которой индивид выражает свою любовь и ненависть к другим или самому себе и с которой он пытается удовлетворить свое либидо и мортидо, Э. Берн назвал агрессивностью.

Человека окружают другие энергетические системы. Природа и другие люди не только препятствуют человеку, мешая удовлетворить тут же на месте его желания, но также постоянно угрожают его жизни. Всевозможные энергетические системы вокруг него – бурные моря, ревущие столбы воздуха, именуемые ветром, потрясающие землю вулканы, готовые к прыжку звери и, наконец, другие человеческие существа – все они также ищут пути уменьшить свои напряжения, как только эти напряжения возникают. Проблема человека состоит в том, чтобы найти наилучший способ обращения с другими энергетическими системами, с целью удовлетворить свои желания возможно скорее и с наименьшей опасностью.

Для того чтобы удовлетворить свои желания, не навлекая на себя неприятностей, человек должен научиться управлять своими либидо и мортидо, он должен научиться ждать, правильно судить о своем окружении и умело обращаться с ним.

Особенно ярко мортидо проявляется в военное время, но оно существует и в мирное время, хотя проявляется в более сглаженном виде, например, в деловой конкуренции, спортивных соревнованиях, политических решениях правительств, на охоте, или в саркастических замечаниях в споре, в ссорах и конфликтах.

Цель либидо состоит в том, чтобы поддерживать у взрослого человека постоянное желание производить потомство. Если у мужчины либидо является пассивным, то он хочет, чтобы женщина сама к нему пришла. Активное же либидо побуждает его преследовать женщину. Мортидо помогает человеку выжить, внушая ему желание устранить все ему угрожающее [2, 40].

4. Типы личности и их энергетические особенности

Рассмотрим некоторые типы личности, а также их энергетические особенности.

4.1. Психастеники

Психастеники очень чувствительны. Они производят впечатление эмоционально ранимых людей. Характерными чертами для них являются робость, боязливость, застенчивость, тревожность. Они все время о чем-нибудь беспокоятся. При повышении тревожности эффективность и результативность их деятельности ухудшается.

Для них характерен высокий уровень притязаний, но низкая самооценка. У психоастеников нет опоры внутри себя, они ищут опору вовне. Психастеники боятся брать на себя ответственность, по этой причине они склонны к установлению симбиотических связей. Такие связи предполагают тесное, глубинное взаимопроникновение, поэтому разрушение симбиотической связи становится трагедией для них. Жизнь становится невозможной без второй половины, смысл жизни пропадает, энергия уменьшается, человек может начать думать о самоубийстве.

У психастеников существуют проблемы с выбором. Они не умеют выделить главное, не знают, что надо в первую очередь делать сегодня, а что завтра, им сложно отделить важное от незначительного. Психастеники слишком много энергии вкладывают в каждую мелочь. Много энергии у них уходит на переживания, а на выполнение самих действий остается мало энергии и сил. У них высокая утомляемость. У психастеников низкая сопротивляемость жизненным трудностям, им тяжело справляться со стрессами. Они быстро истощаются.

Психастеники – это ловцы отрицательных сигналов. Они постоянно ожидают неодобрения. У них изначально плохой прогноз по поводу своих действий и собственных достижений. Они заранее предполагают плохим результат. Часто впадают в панику. Им свойственно избегание неудач. Они не любят перемен, боятся новых мест, публики. Они используют ритуальное поведение, которое их успокаивает, снижает уровень внутреннего напряжения.

Психастеники с детства стремятся к самоопределению. Они ставят себе высокие цели. Вперед их ведет энергия мечты, цели, желание измениться.

4.2. Истероидный тип

Это очень общительные люди, чаще всего экстраверты. У них богатая мимика, при разговоре они часто жестикулируют, громко и много говорят. Самое главное для них – это любым способом привлечь к себе внимание.

Они очень любят различного рода тусовки. Им нравится заводить знакомства с известными людьми, они любят хвастаться такими знакомствами. Их общение является поверхностным. Истероидные типы не могут сохранять длительные связи с людьми, у них может быть много романов, несколько разводов. Их часто считают легкомысленными и несерьезными.

Истероидные типы непоследовательны в своих действиях, они могут быть неустойчивыми в поведении, эмоционально невыдержанными, например, они могут заплакать, что-то разбить. Они не могут выполнять длительную, монотонную работу. Для такого типа личности характерна глубинная лень. Им бывает трудно довести начатое дело до конца. Им сложно ставить перед собой какие-либо цели. Истероидные типы много времени и энергии тратят на общение. Они любят работать там, где много контактов с людьми. Общение для них является деятельностью.

Истероидные типы подпитываются вниманием окружающих, восхищенными и нередко завистливыми взглядами других людей. Истероидные типы умеют преподать себя, они ярки, не боятся выступать на публике.

4.3. Шизоиды

Шизоиды – это интроверты. Для них характерна погруженность в свой внутренний мир. Это люди, которые предпочитают держаться от других на дистанции. Они кажутся эмоционально холодными, отстраненными. Шизоиды часто испытывают трудности в общении с другими людьми. На такое поведение может наложить отпечаток воспитание в семье в ранние годы. Также большую группу шизоидных составляют изначально тревожные дети. Часто дистанцирование, уход в себя используется в качестве защиты от действительности, чтобы окружающие не причинили боль, не обидели, не посмеялись.

Шизоиды часто производят впечатление несгибаемых людей. Иногда окружающим кажется, что им дано знать нечто особенное. Энергия шизоидного типа циркулирует внутри самого человека.

4.4. Конституционально-депрессивные

Их настроение в большинстве случаев подавленное, но иногда оно может быть и ровным. Для них характерна низкая активность в поведении, невысокая инициативность, пониженное чувство удовлетворения от жизни. Конституционально-депрессивные очень быстро впадают в уныние. Любой вид деятельности у них протекает вяло.

Чаще всего они малообщительны. Для них характерна внушаемость, неустойчивость мыслей, чувств и поведения. Это часто слабые люди, они быстро попадают в зависимость от кого-либо. В силу низкой собственной инициативности конституционально-депрессивные легко образуют симбиотические связи. Чаще всего они выбирают партнера сильнее себя, для того чтобы он был им родителем. Конституционально-депрессивные быстро привыкают и привязываются к своему партнеру. Если партнер бросает их, они могут потерять смысл жизни. Конституционально-депрессивный может даже совершить самоубийство, в отрыве от партнера жизнь становится невозможна, ведь в другом человеке сосредоточено все – смысл жизни, а также сила и энергия, необходимые ему.

4.5. Паранойяльный тип

Для паранойяльного типа характерна крайняя подозрительность, недоверчивость, критичность, жесткость. Такие люди могут производить впечатление напряженных, мрачных, зажатых. Они часто одержимы высоким статусом и великими завоеваниями или иными глобальными идеями. Они стремятся к власти и славе.

Это целеустремленные, социально смелые, жесткие люди. Они очень доминантны; это лидеры, они знают, что должны делать другие. Это очень энергетически мощный тип личности. Он всегда стремится только вперед. Для него характерна жесткая граница «Я».

Паранойяльный тип обладает высокой проницательностью, он видит, что движет другими людьми. Он сразу выявляет слабые места и недостатки других людей, но, как правило, недооценивает их силу. Ему сложно признать, что кто-то, например, умнее, сильнее, обеспеченнее его.

Люди этого типа болезненно самолюбивы. Им кажется, что о них говорят за их спиной. Они не забывают обиды, злопамятны, мстительны. Долго могут терпеть, их злоба копится длительное время, а потом из-за какой-нибудь мелочи они могут выдать сильный аффективный, гневный заряд.

К себе они абсолютно не критичны. Их мораль односторонняя, они считают, что им позволено все. Они хитры и скрытны, это люди-манипуляторы. Сексуальность паранойяльного типа как типа высокоэнергетичного также высока. В интимных отношениях для него важна возможность ощущать свою власть, чувство господства над другим человеком, его подчинение.

Для паранойяльного типа характерны мощные неконтролируемые выбросы энергии, побуждаемые их внутренними импульсами.

4.6. Маниакально-депрессивный тип

Люди, относящиеся к этому типу, эмоциональны, чувствительны, привязчивы. Для этого типа характерно быстрое изменение фаз настроения от плохого, пониженного к хорошему, повышенному.

В маниакальной фазе это активные, веселые, предприимчивые люди. В крайнем варианте у них может быть эйфорическое настроение. Энергия человека, находящегося в маниакальной фазе, бьет ключом, его не пугают никакие трудности. Когда же маниакальная фаза сменяется депрессивной, люди этого типа становятся плаксивыми, ранимыми, у них часто пропадает смысл жизни. В депрессивной фазе их жизненная энергия стремительно падает, они ничего не хотят и не могут делать.

Им трудно работать, когда они находятся в депрессивной фазе, в такие моменты результат их работы может быть равен нулю. Зато когда они вступают в маниакальную фазу, их силы стремительно и многократно возрастают, и они готовы работать в авральном режиме. Например, они могут неожиданно затеять генеральную уборку, хотя до этого месяцами не убирались в квартире.

5. Энергия интровертов и экстравертов

Экстраверсия и интроверсия определяют направление расходования энергетического потенциала человека.

Каждый человек ориентирован преимущественно на внешний или внутренний мир. Энергия интровертов направляется к их внутреннему миру, энергия экстравертов – к внешнему.


Интроверты интересуются прежде всего собственным внутренним миром, своими мыслями и чувствами. Они стремятся к глубокому самоизучению, самопознанию. Интроверты большую часть времени погружены в свой внутренний мир. Для них существует опасность уйти во внутренний мир слишком глубоко, потеряв контакт с миром внешним, оторваться от внешнего окружения, от реальности. Примеры интровертированных типов: рассеянный профессор, витающий в облаках поэт.

Экстраверты, наоборот, ориентированы на мир внешний, на окружающих людей, внешние явления и события. Они заняты внешним миром людей и вещей. Они стремятся установить как можно больше контактов с внешним окружением. Они хорошо осознают, что происходит вокруг них, они лучше ориентируются в социальной жизни. Для экстравертов существует опасность слишком сильного вовлечения во внешнее за счет отчуждения от своего внутреннего мира, от своей истинной сущности. Экстраверты могут вместо того, чтобы развивать свои собственные идеи, тратить все свое время на идеи и планы других людей. Экстраверты выплескивают свою энергию в окружающий мир.

Интроверсия и экстраверсия исключают друг друга, невозможно придерживаться обеих ориентаций одновременно. Это две противоположных установки личности. Ни одна из них не лучше другой. Временами более подходящей является интроверсия, а временами – экстраверсия. В идеальном случае следовало бы быть пластичными, уметь принимать любую из этих двух ориентаций в тех случаях, когда более подходит она, и стараться действовать с точки зрения их равновесия, не создавая жесткого, фиксированного реагирования.

Экстраверсию и интроверсию можно рассматривать как действия сил в природе. В природе существуют силы расширения и сжатия, к ним также относятся силы центробежные и центростремительные. К. Юнг сравнивал эти два процесса с работой сердца, с ритмической сменой циклов: циклу расширения соответствует экстраверсия, а циклу сжатия – интроверсия.

Никто не является чистым интровертом или экстравертом, но, однако, каждый индивидуум более склонен к одной из этих ориентаций и действует преимущественно в ее рамках [40].

Экстравертам необходимо научиться анализировать свои поступки, думать о мотивах своего поведения, а также движущих силах поведения других людей; добавить «глубину». Интровертам, наоборот, чаще «всплывать» на поверхность, включаться в жизнь внешнего мира, интересоваться реальными событиями и окружающими людьми.

6. О темпераменте

В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, – холериком, и наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком.

В. Вундт

Древнегреческий врач Гиппократ утверждал, что на состояние организма влияет пропорция четырех жидкостей, циркулирующих в теле: крови, желтой желчи, черной желчи и слизи. Люди различаются между собой соотношением этих жидкостей в организме.

Исходя из учения Гиппократа, древнеримский врач К. Гален выделил 4 вида темперамента. Темперамент человека, согласно ему, определяется преобладающей в организме жидкостью. Если доминирует кровь («sanguinis» по-латыни), то темперамент – сангвинический. Если больше желтой желчи («chole»), то темперамент – холерический. Если преобладает слизь («phlegma»), то темперамент флегматический. Если количественно превосходит черная желчь («melanos chole»), то это соответствует меланхолическому темпераменту.

И в наши дни эти 4 типа темперамента рассматриваются как основные и имеют следующие описания:

Сангвиник – человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на происходящие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности [4].

Холерик – человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения [4].

Флегматик – это медлительный, невозмутимый человек с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний [4].

Меланхолик – человек легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее [4].

Темперамент характеризует энергетический уровень поведения, он определяет стиль деятельности, ее скорость и темп, а также пластичность и приспособляемость поведения. Темперамент влияет на уровень потребности в активности и новизне, на силу стремлений, желаний и побуждений. Темперамент характеризует определенный эмоциональный фон, сопровождающий во многих ситуациях.

Темперамент не обусловливает стержневые личностные особенности: мировоззрение, нравственные характеристики, ценностные ориентации, направленность мотивационной сферы. Темперамент не определяет характер жизненных выборов или предел возможных достижений.

7. Высокоэнергетичные и низкоэнергетичные типы

7.1. Сильная и слабая энергетика

Существует деление на высокоэнергетичные и низкоэнергетичные типы. Высокую энергетику принято называть стеничностью. Она отличается преобладанием стенических эмоций [44]. Стенические эмоции – эмоции, переживание которых характеризуется повышением жизнедеятельности, возникновением состояния возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости и т. п. При переживании стенических эмоций дыхание становится глубоким и легким, частота вдохов увеличивается, сердце работает энергичнее, в глазах появляется блеск, корпус выпрямляется, организм мобилизуется для выполнения действий, требующих затрат большей, чем обычно энергии. Стенические эмоции активны, они переживаются с положительным эмоциональным тоном [4].

Сильная энергетика проявляется в высоких физических, психических, психофизиологических показателях: в быстрой восстанавливаемости; устойчивости к различным помехам; способности к длительной непрерывной деятельности; высокой работоспособности; в повышенной активности, способности браться за многие дела [44]. Высокоэнергетичный человек – решительный, настойчивый. Ему свойственно жизнелюбие, интерес к миру, легкость на подъем, готовность что-то делать прямо сейчас. У него множество желаний и идей, как провести время.

Противоположностью стеничности является астеничность, характеризуемая наличием астенических эмоций. Астенические эмоции – окрашенные отрицательным тоном эмоции подавленности, уныния, печали, пассивного страха и т. п. При переживании астенических эмоций человек сутулится, дыхание становится медленнее обычного, глаза тускнеют [4].

Усиление астеничности, то есть слишком большое ослабление энергетического потенциала приводит к болезненному состоянию субъекта, которое называется астенией. Это такое состояние, которое проявляется в нервно-психической слабости, повышенной утомляемости, истощаемости, неустойчивом настроении, падении работоспособности, снижении порогов чувствительности, нарушении сна и т. д [44].

Преобладание астенических эмоций в качестве характерологического признака определяет так называемый астенический тип, для которого в ситуации повышенной нагрузки свойствен отказ от борьбы с трудностями в противоположность к активности и напористости высокоэнергетичного типа [4].

Стеничность и астеничность определяются природными свойствами человека, особенностями ЦНС, особенностями биохимических процессов в организме и др [44].

7.2. Пассионарии и субпассионарии

Есть люди, обладающие сверхвысоким энергетическим потенциалом. Они наделены врожденной способностью к повышенному аккумулированию внешней энергии. По Л. Гумилеву, пассионарность – это врожденная способность организма усваивать энергию внешней среды и выдавать ее в виде реализации любой деятельности.

Пассионарии характеризуются врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем им требуется для самосохранения, и тратить эту энергию на целенаправленную работу по изменению среды своего обитания. Пассионарии относятся к людям нового склада, они воздействуют на окружающую среду, ломая инерцию традиций и сложившийся уклад жизни. Пассионарии не боятся вступать в конфликт с обществом. Это изобретатели, первооткрыватели, созидатели. Их энергия идет на создание новых этносов и великих держав.

Повышенная активность и энергия пассионариев имеют, по Л.Н.Гумилеву, биохимическую природу. Организм пассионариев способен «вобрать» энергии из окружающей среды больше, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности. Пассионарии тратят свою избыточную энергию на борьбу с агрегатным состоянием среды, на сознательное изменение окружения, на управление соплеменниками.

Потребность реализовать энергию бывает столь высока, что она может идти вразрез с инстинктом самосохранения. Пассионарии могут быть столь активны, что их энергия может стать разрушительной для окружающих.

Пассионарии – люди энергоизбыточного, активного общественного типа. Противоположностью пассионария является субпассионарий. Субпассионарии – это люди энергодефицитного типа. Это обыватели, они характеризуются склонностью к лени и пассивности [44].

7.3. Определение уровня энергии

А. Лоуэн считал, что уровень жизненной энергии «проявляется в быстроте взгляда, цвете и температуре кожи, спонтанности выражений лица, живости тела, а также грациозности движений.

Особенно важны глаза – окна души. В них мы можем видеть жизнь духа человека.

В тех случаях, когда дух отсутствует (например, при шизофрении), – глаза пусты. В состоянии депрессии глаза грустные, и часто в них видна глубокая тоска…

Живой цвет и теплота кожи – результат хорошего кровоснабжения внешних слоев тела сердцем, которое бьется под влиянием «божественного духа» [19].

Блеск глаз, осанка, манера поведения, жесты, походка покажут окружающим, насколько высок энергетический потенциал человека.

Энергетический аутодиагноз по А. Лоуэну


Низкий уровень энергии

1. Чувствуете ли вы себя усталым?

2. Трудно ли вам вставать утром? Чувствуете ли вы себя усталым?

3. Чувствуете ли вы себя загнанным, усталым, подавленным?

4. Находитесь ли вы постоянно в движении?

5. Трудно ли вам расслабиться, спокойно посидеть?

6. Спокойно ли вы двигаетесь, или ваши движения резкие и поспешные?

7. Трудно ли вам уснуть?

8. Чувствуете ли вы себя иногда удрученным?


Если на большинство вопросов вы ответили положительно – у вас низкий уровень энергии.


Высокий уровень энергии

1. Хорошо ли вы спите и просыпаетесь ли вы отдохнувшим?

2. Ясные и блестящие ли у вас глаза?

3. Приятно ли вам выполнять свои обычные обязанности?

4. С оптимизмом ли вы ждете следующий день?

5. Нравится ли вам состояние покоя?

6. Грациозно ли вы двигаетесь?


Если на большинство вопросов вы ответили положительно – у вас высокий уровень энергии [19].

8. Привычный эмоциональный фон

Склонность к радости и к надежде – истинное счастье, склонность к опасению и к меланхолии – настоящее несчастье.

Д. Юм

Характерный для человека общий эмоциональный фон имеет свои особенности у разных людей. Эмоциональный фон, который сопровождает жизнь человека, – это «внутренняя мелодия человека» (Б. Додонов).

Проявляясь в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможению психической деятельности и поведения, влияя на наше мышление, восприятие, внимание, память [4].

При переживании эмоций в организме возникают физиологические процессы: вегетативные, биохимические, электроэнцефалографические и др. Различные эмоции способствуют выработке определенных химических веществ, которые поддерживают биохимические реакции. Организм постепенно привыкает к ним, и возникает потребность в определенного рода эмоциях.

«Излюбленные» эмоции человека часто не осознаются, не контролируются им. У каждого из нас есть склонность к преобладающему проявлению эмоций: будь то ярости, гнева, обиды, страха, радости, восторга, энтузиазма. Эти привычные эмоции всегда найдут повод, к которому они могли бы «прицепиться».

Привычные эмоции формируются постепенно в ранние годы. Они зависят от влияния ближайшего окружения. Ребенок очень восприимчив к эмоциональной стороне. Важно, каким был преобладающий эмоциональный фон в семье, как он отразился на ребенке; было ли у ребенка принимающее окружение; была ли эмоциональная поддержка в детстве; достаточно ли ребенку уделялось внимания, проявлялось любви, уважения, заботы.

Эмоциональный фон – это фон энергетический. Он влияет на уровень нашей энергии. Каждое эмоциональное состояние соответствует определенному жизненному тонусу, от которого зависит здоровье, сексуальное поведение, способность работать, общаться, успех и выживание.

8.1. Пониженный эмоциональный фон

Пониженный эмоциональный фон чаще бывает у людей, хорошо освоивших негативные эмоции, склонных уступать, жертвовать собой, отказывающихся от собственных желаний, злопамятных, обидчивых, недоверчивых, а также испытывающих упадок сил.

Пониженный эмоциональный фон сигнализирует: что-то не так у человека в его жизни. Это как физиологическая боль в организме, которая является сигналом об опасности и неблагополучии. Надо не заглушать плохое настроение, например таблетками и алкоголем, а найти причину его возникновения. Если преобладают скука, отчаяние, подавленность или разочарованность, то пора задуматься о своей жизни, посмотреть на жизненную ситуацию со стороны: что не устраивает в жизни? По какой причине присутствует неудовлетворенность, например: отсутствие семьи, устраивающей работы, друзей или чего-то иного важного?

Задайте себе вопросы: как я отношусь к себе, какие у меня отношения с окружающими? Что происходит в моей жизни? А чего не происходит? Доволен ли я своей жизнью? Что я могу сделать для себя, как позаботиться о себе? Найдя ответ, надо начать действовать, начать устранять проблемы.

«Телесным выражением эмоционального здоровья является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и с почвой под ногами, ясный взгляд и мягкий приятный голос» (А. Лоуэн).

Рекомендации

• Наше тело постоянно нуждается в воде и пище, а мозг – в новых впечатлениях. Монотонность жизни, отсутствие ярких впечатлений, недостаток положительных эмоций в сочетании с ленью часто приводит к пониженному эмоциональному фону. Когда у человека нет интересов и увлечений, он «раскисает», начинает заниматься самокопанием, видит мир в черном цвете. Надо расширить круг своих интересов, и чем интереснее будет новое увлечение, тем быстрее улучшится эмоциональный фон. Хорошо помогает творчество, можно начать писать, лепить, рисовать, фотографировать.

• Возьмите пример с детей, они умеют радоваться самым простым вещам: конфете, солнечному дню, мыльному пузырю.

«Ребенок всегда способен преподать взрослому три урока: он весел безо всякой причины, всегда чем-то занят и умеет любой ценой добиваться желаемого» (М. Твен).

• Начните с улучшения своего физического состояния, с заботы о теле, с достижения физического комфорта. Физический комфорт включает в себя и релаксирующие процедуры, и спортивные нагрузки, и рациональное питание, и заботу об удобстве для тела одежды, обуви, постельного белья и др.

8.2. Ангедония

Ангедония – это состояние, для которого характерна потеря интереса к окружающему миру. Человек утрачивает способность получать удовольствие и радоваться жизни, ощущать наслаждение. Человеку трудно придумать для себя какое-либо желание, у него нет предвкушения удовольствия от его исполнения, поэтому у него нет и стремления к достижению желаемого. Со временем наступает так называемая эмоциональная стерильность, когда уже ничто не вызывает подъема эмоций, когда человек перестает испытывать какие-либо чувства и переживания. Утрата способности сопереживать и эмоциональный холод приводят к разрыву привязанностей и разочарованию в жизни. При ангедонии обычно пропадает интерес к деятельности и увлечениям, которые ранее приносили удовольствие, например, человека перестают интересовать музыка, спорт, секс, социальные взаимодействия и др.

При ангедонии нарушаются многие функции вегетативной и эндокринной систем. Это приводит к снижению иммунитета, половой активности, жизненного тонуса.

Ангедония обычно встречается при депрессии, шизофрении и других психических расстройствах. Ангедония также может быть следствием посттравматического стрессового расстройства или соматических заболеваний.

9. Энергетические модели поведения

Любая модель поведения вызывает характерное для нее энергетическое состояние. Модель поведения можно обозначить как энергетическую модель поведения, которая состоит из определенных типичных состояний: психофизиологических, психических, эмоциональных, интеллектуальных. Это привычка ума, эмоций, тела.

Энергетическая модель поведения зависит от мотивационной сферы. Поведение человека определяется его потребностями и мотивами. У каждого из нас разные уровень и сила мотивации. Кто-то способен мотивировать себя сам и поддерживать мотивацию на высоком уровне. Для него характерны активные действия, отстаивание своих интересов, упорство, настойчивость в достижении желаемой цели. Другому человеку свойственна неустойчивая, затухающая мотивация.

9.1. Я-концепция

Энергетические модели поведения зависят от жизненных установок. Я-концепция рассматривается как совокупность установок, направленных на самого себя. Ее составляющими являются:

1. Образ Я – представление человека о самом себе.

2. Самооценка – эмоциональная оценка этого представления.

3. Поведенческая реакция, те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки человека могут стать его тело, способности, его социальные отношения и др. Основными характеристиками нашего самовосприятия являются любые ролевые, статусные, психологические характеристики, описание наших жизненных целей и т. д.

Каждая из характеристик самоописания содержит в себе скрытую оценку, источником которой является наша субъективная интерпретация реакций других людей на эти качества. Также мы воспринимаем их на фоне существующих стандартов и общекультурных ценностей. Мы представляем, как нас оценивают другие.

Я-концепция определяет то, как мы оцениваем реальность. Два человека, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринимать его по-разному. Я-концепция действует как внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя через этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о самом себе.

Отношение к себе складывается постепенно и приобретает привычный характер: оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность человека в своей самоценности, значимости. Самооценка – это позитивная или негативная установка, направленная на себя. Низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Я-концепция может выполнять как функцию самообвинения, так и функцию самопоощрения.

Самовосприятие влияет на наше поведение. В своих действиях человек так или иначе руководствуется своим самовосприятием, а также ожиданием, то есть представлением о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие характер его действий. В своей жизни мы играем определенные привычные роли. Привычные действия приводят к привычным, ожидаемым результатам [23, 31].

На наше поведение и настроение влияет наша оценка происходящего и себя. Эта оценка как обоснованная, так и необоснованная и связанные с ней ожидания могут препятствовать свободному проявлению энергии либо способствовать ее подъему.

9.2. Различные виды энергетических моделей поведения

На энергетическую модель поведения влияют природные свойства, психофизиологические особенности, например, темперамент, сила нервной системы и др. Природные свойства определяют формально-динамические особенности, энергетический аспект поведения. Они являются предпосылкой для формирования индивидуальных стилей поведения и деятельности человека. В то же время природные свойства не приравниваются к свойствам личности.

Энергетические модели поведения характеризуются привычными способами поведения и поведенческими стереотипами, особенностями черт характера и эмоционального реагирования, привычным способом взаимодействия с окружающими. Модель поведения определяется способами расходования энергии и ее восстановления, используемыми источниками энергии. Важны также адаптационные способности: приспособляемость человека к изменениям внешней среды.

На наше поведение влияет мироощущение. Мы осознаем реальность каждый по-своему. Сами и формируем ее. Реальность складывается из наших чувств и действий, из оценки собственной личности и своей жизненной ситуации.

Доверие к миру дает энергию и радость жизни. Если его нет, тогда присутствует чувство незащищенности, разобщенность с окружающими, отчуждение, когда человек без видимых причин находится в состоянии обороны, ожидает нападения, готовится к борьбе с внешним миром. Мир навсегда остается враждебным и чужим для него. Поддержание себя в состоянии постоянной готовности дать отпор враждебным силам отнимает много энергии.

У каждого из нас различное отношение к трудностям и способы совладания с ними. Поведение характеризуется активностью или пассивностью. Одни энергетические модели поведения отличаются преобладанием активных действий, реализацией разнообразных форм деятельности; энергичным, деятельным освоением жизненного пространства; инициативностью, отстаиванием своих интересов вплоть до открытого проявления агрессии к другим людям. Другим моделям поведения свойственны пассивность, безынициативность, избегание трудностей, игнорирование человеком своих потребностей и желаний.

Поведенческие модели можно описать способами расходования энергии. Каждый человек расходует свою энергию свойственным ему способом, ведя привычный образ жизни. Его определяет, сколько времени он уделяет общению, работе, отдыху, какая у него преимущественно активность, например интеллектуальная или физическая, и в каких сферах. Можно тратить свою энергию на созидание или разрушение, саморазрушение, созерцание.

Энергетические модели поведения характеризуют особенности эмоционального реагирования, склонность к определенного вида эмоциям, общий эмоциональный фон, позитивный или негативный жизненный настрой. Преобладающие эмоции: стенические или астенические способствуют повышению или падению жизненного тонуса. Неумение справиться со своими эмоциями, подверженность постоянному испытыванию негативных эмоций, чрезмерные эмоции истощают энергию человека, подрывают его здоровье. Привычка переживать и обо всем беспокоиться отнимает много энергии и сил.

Особенности характера влияют на энергетический потенциал. Например, энергия расходуется на доказательство окружающим своей значимости, а также на попытки соответствовать чужим представлениям. Кто-то взваливает на себя слишком много обязательств, иному свойственны лень и безразличие ко всему. Отбирают энергию самокопание, сомнения, робость, мнительность. Оптимизм, жизнерадостность, напротив, поддерживают энергию на высоком уровне. Кто-то остро реагирует на критику и похвалу, болезненнее относится к конфликтам и неприятностям, переживает по любому поводу, другой сохраняет спокойствие, более сдержан и не дает волю своим чувствам.

Взаимодействуя с окружающими, выстраивая систему отношений с ними, мы выбираем партнеров, которые соответствуют нашим жизненным стереотипам, играют привычные для нас роли. Кто-то зависим от других, ему постоянно необходима поддержка, он нуждается в опоре и ощущает беспомощность во многих жизненных областях. Другой всегда действует самостоятельно и выстраивает конструктивные, равноправные отношения и с близкими людьми, и в коллективе.

Энергетические модели поведения характеризуются привычными способами получения и восстановления энергии. Источники поступления энергии у каждого человека свои. Важно, как человек восполняет затраченную энергию; достаточно ли поступает энергии извне. Есть ли у него энергетическая поддержка от его окружения.

Разные виды энергетических моделей отличаются различным темпом жизни и образом жизни. У кого-то малоподвижный образ жизни, похожий на спячку, характерным для него является застой энергии. Другой все время сохраняет повышенную активность вплоть до энергетического истощения. Иной физически долго не устает, но психически быстро истощается. Некоторые люди испытывают сильную усталость от монотонной работы. А кому-то тяжело контактировать в течение рабочего дня со множеством людей. Кто-то более сконцентрирован на своем внутреннем мире, чувствах, переживаниях. Другой больше интересуется внешним миром, событиями и окружающими людьми.

В каком темпе человеку комфортнее проходить жизненную дистанцию? Среди нас есть «стайеры» и «спринтеры». И это относится не только к спорту, но также к образу жизни, поведению, общению и т. д. Стайеры предпочитают ровное движение с равномерными нагрузками. Они рационально используют ресурсы организма, рассчитывая свои силы и распределяя их на всю дистанцию. Спринтеры предпочитают периодически максимально выкладываться, они могут быстро мобилизовать внутренние резервы организма. Спринтеры хорошо переносят кратковременные интенсивные нагрузки, но при длительном воздействии экстремальных факторов они быстро истощаются. Впоследствии им требуется значительное время на восстановление.

10. Экспансия как проявление энергии

10.1. Поля пространства и времени

Согласно Теории поля К. Левина, модель окружения человека описывается векторными величинами: силами и целенаправленным поведением. На человека в его жизненном пространстве действуют силы. Это, как правило, сложная система векторов.

На протяжении жизни человека поля пространства и времени могут расширяться и сужаться. Когда поля расширяются, тогда и действующих сил становится больше. Включение новых сил требует приспособления, поскольку надо достичь их согласованности.

Поля пространства и времени резко раздвигаются, например, у подростка в период взросления. Ребенок живет в настоящем, когда он взрослеет, у него появляется интерес к прошлому времени, он присваивает события прошлого, он хочет знать о своих предках, историю своего рода. Также у него появляется будущее, которое тоже оказывает силовое воздействие. Оно влияет на выбор профессии, интересов, способов времяпровождения. У ребенка появляется ощущение непрерывности своего существования. Со временем появляется множественность образов и разнообразие ролей, например, я и ребенок своих родителей, и сам родитель.

Существенное переструктурирование полей пространства и времени происходит в поздние годы. В этом возрасте границы мира как физического, так и социального не расширяются, а сужаются, происходит уменьшение жизненного пространства. К этому приводит то, что в поздней старости чаще всего происходит падение активности, сужение сферы интересов, уход из общественной жизни, сокращение общения с окружающими, сосредоточение на болезнях. Уменьшается и количество ролей – представление себя в обществе.

В старости граница времени также имеет тенденцию изменяться, происходит сужение поля времени, то есть уменьшение временной перспективы. Человек перестает ставить долгосрочные цели. У кого-то может произойти полная потеря психологического будущего, тогда появляются чувство беспомощности, депрессивное настроение и повышенная ранимость. Без будущего, без желаний и надежд человек теряет жизненную энергию. Отчужденность от людей и ощущение безнадежности уменьшают границы пространства и времени. Происходит сужение сознания.

10.2. Индивидуальные границы пространства и времени

Индивидуальные границы пространства зависят от жизненной позиции человека, от активности его поведения и деятельности в социуме, от его инициативности и предприимчивости. Они зависят от того, как много у него занятий и увлечений, каковы границы его передвижений, насколько он мобилен. Освоение жизненного пространства связано с тем, насколько развита сфера интересов человека: его участие в профессиональной, общественной, иных областях жизни.

Важен характер взаимодействия с окружающими. Как много людей входит в круг его общения, со сколькими людьми он взаимодействует.

На границы пространства влияет и то, как человек относится к жизненным трудностям. У кого-то преобладают конструктивные, действенные меры в борьбе с трудностями и внешними препятствиями, ему свойственно умение держать себя в форме, быть энергичным. Другому мешает действовать высокая тревожность, боязнь перемен, смирение перед невзгодами судьбы.

Индивидуальные границы времени зависят от видения человеком своего будущего. Если есть устремленность в будущее, есть множество желаний, целей, планов, то границы времени раздвигаются.

Развитие мотивационной сферы является основополагающим для установления индивидуальных границ пространства и времени. Важен уровень притязаний человека, характер его желаний, жизненных планов, а также оценивание им самим своих возможностей.

10.3. Экспансия и высокоэкспансивные типы

Экспансия – это расширение своих границ и влияния, увеличение своего жизненного пространства. Экспансия – это стремление изменить, преобразовать среду в соответствии с собственными потребностями, мотивами и интересами, с целями своей деятельности.

Стремление к экспансии является характерной особенностью личности. Ярко выраженная экспансия свойственна не всем. Например, чья-то модель поведения основана на власти над другими людьми, у кого-то – на подчинении, подавлении своих стремлений и желаний, третья модель поведения – на самоизоляции. Человек с высоким уровнем экспансии хочет изменить внешний мир, макромир. Человек с низким уровнем экспансии довольствуется обустройством своего микромира, он не стремится изменить внешний мир.

Для высокоэкспансивных типов характерно расширение своего жизненного пространства. Мир для них открыт. Они не ограничивают себя рамками одного города, одной страны. Они всюду видят возможности приложить свои знания и умения.

Высокая активность и инициативность расширяют круг их мотивов, способствуют удовлетворению уже существующих потребностей и созданию новых.

Они стремятся расширить сферу своего влияния и контроля, стремятся к доминированию. У них развита способность воздействовать на окружающих, влиять на них: воодушевить, направить, умение контролировать ситуацию. Для агрессивных типов это захват чужого жизненного пространства, они не знают границ и не имеют преград: ни внутренних, ни внешних.

Высокоэкспансивным типам свойственно ощущение собственной значительности и важности, а также удовлетворение собственного эго. Для них характерно стремление к власти, славе, успеху, материальным благам, положению в обществе. Для них важен социальный статус. Более высокий статус дает им больше возможностей расширить сферу своего влияния.

Они действуют твердо, отстаивая свои интересы. Им свойственна высокая конкурентоспособность. Они могут быть крайне конфликтны, а участие в конфликте, как правило, требует повышенных затрат энергии.

У высокоэкспансивных типов расширение границ времени происходит за счет масштабных планов, грандиозных намерений, неиссякаемых стремлений, высокого уровня притязаний.

В то же время экспансию неправомерно рассматривать только с этой стороны. Экспансия – это и покорение новых высот: прорыв в неизведанное, исследование скрытых от глаз процессов и закономерностей, изучение непознанного, создание новых предметов и творений. Это умение реализовывать свои цели, «пробивать» новые идеи, умение отстаивать свою точку зрения.

Экспансия – это расширение кругозора и сознания. Представим, что знания человека находятся внутри некоего круга.

«Все, что осталось вне этих кругов, – неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов» (Анаксимен).

Чем больше человек приобретает знаний, тем больше он видит непознанного, тем более далекие горизонты раскрываются перед ним. Происходит расширение сознания и пространства.

Уровень экспансии может понизиться, например, в силу разочарования из-за несбывшихся желаний, разрушенных иллюзий, ухудшения самочувствия. Человек начинает ограничивать свои потребности, желания, а также свое участие в социальной жизни.

Результаты исследований показали, что сорокалетний мужчина чувствует в себе достаточно сил для победы, его не пугает вызов, бросаемый ему окружающим миром. Он смело идет на риск, поскольку уверен, что он контролирует окружающую обстановку. Шестидесятилетнему мужчине окружающий мир видится более сложным и опасным, он не чувствует в себе сил и возможностей менять его по своей воле. Вместо этого он сам подчиняется требованиям своего окружения и приспосабливается к нему. Это изменение перспективы назвали переходом от активного к пассивному контролю [12].

В большинстве случаев с возрастом уменьшается экспансия человека, его способность влиять на свое жизненное пространство. В то же время выделяют два типа личности, характеризующихся высокой активностью и продуктивностью жизни, с повышением экспансии в пожилом возрасте [6].

Первый тип называют «прометеевым» и относят к нему людей, для которых жизнь – это непрерывное сражение. В поздние годы такие люди продолжают сражаться с новыми трудностями, возрастными болезнями. При этом они стремятся не только сохранить, но и расширить субъективное пространство своего жизненного мира. Испытывая в конце концов необходимость в опоре на других, они принимают лишь ту помощь, которая завоевана ими.

Представители второго типа, который называют «продуктивно-автономным», тоже отличаются активным отношением к жизни. Как в ранние, так и в поздние периоды жизни личность такого типа ориентирована на высокие достижения, успех, который обеспечивается ею многообразными стратегиями. Такие люди самостоятельны, критически относятся к разным социальным стереотипам и общепринятым мнениям [6].

Человек сам определяет своими желаниями, возможностями и действиями границы, в которых он взаимодействует с миром.

Составьте список своих желаний и целей – это границы ваших стремлений, ваши мысленные пределы, которые определяют индивидуальные поля пространства и времени.

Экспансия зависит от энергетического потенциала человека. Чем больше у человека энергии – тем больше у него возможностей влиять на свое жизненное пространство.

11. Энергия и индивидуальные различия

11.1. Особенности, которые отличают нас друг от друга

На энергетический потенциал человека оказывают влияние:

1. Природные свойства.

2. Социальное наследование энергетических моделей поведения.

3. Личностные качества.

4. Внешние и внутренние воздействия.


11.1.1. Природные свойства

Существуют различия между людьми, в том числе и в их энергетических потенциалах. На энергетический потенциал оказывают влияние природные (индивидные) свойства человека, его конституциональные особенности, например, тип телосложения, гормональные особенности организма, особенности биохимического состава крови; также важны нейродинамические свойства мозга, тип нервной системы и др. Темперамент, как наивысшая форма интеграции природных свойств, обуславливает, например, общую активность человека, в том числе темп, быстроту, количество движений, а также степень выраженности стремления к разнообразию, новизне. На энергетический уровень накладывает отпечаток возраст человека, так как природные, биологические свойства со временем подвержены изменениям. Также важной считается половая принадлежность. Представители мужского и женского пола различаются по соматическим, физиологическим и поведенческим характеристикам.

Конец ознакомительного фрагмента.