ПИТАНИЕ И ГАРМОНИЯ ТЕЛА
«ПИЩА, КОТОРАЯ УЛУЧШАЕТ СУЖДЕНИЕ»
Будучи больным, я искал средства исцеления везде, где только мог. Я рано начал чувствовать, что я неправильно питаюсь. Пища насыщала, но не давала здоровья, а давала лишь ощущение тяжести, усталости и всевозможных недомоганий.
Мой организм начал бунтовать против той пищи, к которой меня ребенком приучили с детства. Однажды, проснувшись среди ночи от чувства тяжести в желудке и тошноты, я получил нечто вроде озарения: от физических страданий разум мой обострился до крайности и начал улавливать сигналы, идущие свыше, и как будто какой-то голос сказал мне, что меня медленно отравляют неподобающей пищей. Мои родные делали это не потому, что хотели вреда мне, – они делали это только по незнанию, всячески желая мне добра и пользы, а вместо этого принося лишь вред.
И с этого момента я решил, что буду подбирать себе пищу сам. Каково было мое удивление, когда я узнал слова великого Гомера: «Полно вам, люди, себя отравлять недозволенной пищей».
Не я один отравлял себя недозволенной – то есть не подходящей человеческому существу, не естественной для него – пищей. Так делает большинство людей, не зная, что они отравляют себя изо дня в день. Многие люди привыкли к своему обычному питанию, и им кажется, что питаться можно только так, а не иначе. Хорошо, если организм окажется мудрым и начнет давать сигналы, что пища для него не подходит. Такими сигналами может быть и повышение температуры, и тошнота, и расстройство желудка. Но чтобы организм стал мудрым, человек сам должен захотеть стать мудрым – он должен пойти по пути поиска истины. У тех, кто ищет истину, организм становится мудрым и начинает помогать в поисках истины. А тот, кто не ищет истины, тот может отравлять себя бесконечно – и привыкший к ежедневной отраве организм может даже не сигналить об этом, до той поры, пока не заболеет всерьез. Вот тогда болезнь принудит упрямого человека все-таки начать искать истину. Природа мудра. Если мы не ищем истины добровольно, природа принуждает нас к этому посредством болезней.
В поисках подобающей пищи я начал изучать, чем питались самые мудрые из мудрейших – монахи японских дзен-буддистских монастырей. И узнал, что там существует особая кухня, названная «кухня, которая улучшает суждение».
В человеке едины тело и дух – о чем большинство людей забывает. То, как мы питаемся, не может не отражаться на работе нашего сознания, на состоянии нашей души, наших мыслей и чувств. Неправильное питание нарушает энергетическое равновесие в теле человека, а потому притупляет его разум, заставляет спать добрые чувства и неимоверно возбуждает чувства грубые, недобрые. Пять чрезмерных чувств – горе, гнев, тоска, страх и чрезмерная радость – нарушают равновесие человека и создают болезни в теле. Этим чувствам мы подвержены тем более, чем вреднее для нас наша пища.
Система питания в монастырях дзен-буддизма была придумана не самими монахами – этой системе питания уже пять тысяч лет. Древние греки назвали это питание макробиотикой. Это слово переводится как «большая жизнь», «долгая жизнь» или «полнокровная жизнь». Но есть у этого слова и другой смысл: человек достигает полноценной жизни, употребляя «полные», цельные, то есть не подвергшиеся насилию со стороны человека и не искалеченные излишней переработкой природные продукты. Ведь только цельные, полные продукты, не тронутые рукой человека, сохраняют в себе природные энергии, так необходимые человеческому организму для здоровья, – энергии инь и ян.
ИНЬ– И ЯН-ЭНЕРГИЯ В ПИЩЕ
Человеку для жизни и здоровья нужно только одно – энергия. Причем энергия в тело должна поступать в правильных соотношениях, в балансе ян и инь, пяти элементов и протекать по меридианам беспрепятственно. Значит, пища нужна только энергетическая. Организму не нужен балласт, который забьет желудок массой неживой, неэнергетической пищи, а потом ядами начнет распространяться по крови и по всему организму. Энергетическая пища – лекарство, которое дает человеку силу и здоровье. «Пустая», неэнергетическая пища – яд, который отяжеляет тело и разум и несет нам болезни и преждевременную старость.
Когда я перешел на энергетическую пищу, я понял, что насыщаюсь малым. Раньше я мог есть очень много, дело порой доходило до обжорства. И все мне казалось мало: один кусок жареного мяса сменялся другим, и все поглощалось мною без остатка, в неимоверных количествах, но облегчения от сытости я не чувствовал, напротив, хотелось есть снова и снова – как будто организм при всем обжорстве чего-то не получал. Он действительно не получал того, что ему единственно необходимо: при всей массе поглощаемой пищи он не получал самого главного – энергии. И напрасно пытался бедный мой организм извлечь хоть крупицу животворной энергии из масс мертвого мяса! Нет и не может там быть ни крупицы энергии. Зато ядов и отравы – предостаточно. И вот яды накапливались, усугубляя болезни и приводя меня не только в состояние живого мертвеца, но и в состояние, подобное животному.
Когда я перешел на правильную здоровую пищу, эта энергетическая пища так понравилась моему организму, что организм немедленно заявил протест против прежних привычек питания. Теперь я остро начал чувствовать, где полезная еда, а где яд. И никакими силами никто не заставит меня съесть даже малый кусок отравы, которую прочие люди зовут пищей. Мой организм отвергает жареное мясо и печеное тесто – для него это слишком тяжелая еда. Еда, которая не улучшает, а ухудшает суждение и придает тяжесть не только телу, но и сознанию и рассудку. Тело превосходно себя чувствует, питаясь энергетической пищей в правильном соотношении ян и инь.
Какая же пища обладает должным запасом ки? Вот список продуктов, из которого можно понять, какая пища наполнена энергией ян, а какая инь.
Ян — рис, пшено, пшеница, гречиха, креветки, омары, сардины, сельдь, лосось и другая рыба с розовым мясом, икра рыб, редис, репа, лук, петрушка, укроп, морковь, утка, индюк, куропатка, брынза, каштаны, яблоки, соль.
Инь — кукуруза, рожь, ячмень, овес, устрицы, карп, угорь, рак, форель, щука, тунец, камбала, баклажаны, помидоры, картофель, стручковый перец, бобы, огурцы, кабачок, грибы, свекла, чеснок, капуста, свинина, телятина, говядина, баранина, цыпленок, кефир, сметана, творог, масло, молоко, сыр, ананас, апельсин, банан, лимон, груша, виноград, орехи, арбуз, слива, мед, сахар, жиры, кофе, вина, пиво, газированная вода.
Как видите, продуктов, содержащих инь, гораздо больше, чем продуктов, содержащих ян. Почему это так? Вспомните, что инь – энергия земли, а ян – энергия неба. Можно сказать иначе: инь – энергия тела, ян – энергия духа. Человек задуман Творцом как существо земное и небесное одновременно – земное и небесное в равных степенях, то есть существо телесное и духовное в равных степенях.
Но человек привык оставаться больше телесным, чем духовным. Человек неохотно поднимает свой дух к небу. Он слишком привязан к земле. То есть он привязан к тел у, забывая о духе.
Природа болезнями заставляет человека вспоминать о том, что он – не только земной, но и небесный. Если мы забываем о духе и помним лишь о теле, мы болеем. А люди много тысячелетий думали лишь о теле! Поэтому и пища их – в основном пища иньская, земная. Мы едим слишком много инь! Оттого дух наш скудеет и чахнет. Грядут на Земле новые времена. И если раньше можно было обходиться инь и не очень болеть – то новые времена требуют преображения человека, преображения в частицу Вселенной, в существо не только земное, но и космическое. Кто не захочет вспомнить, что он не только инь, но и ян, не только тело, но и дух, – тот будет болеть и страдать.
Современное питание из-за чрезмерной привязанности человека к земле включает в себя чрезмерное количество продуктов, насыщающих организм инь в ущерб ян. Энергия инь способствует расширению, а энергия ян – сжатию. Когда в нас слишком много инь, тело расплывается, увеличивается в размерах. Избыточный вес – только от избытка инь. Когда мы переходим на макробиотическое питание, не только наш дух преображается и возрастает в своей мощи и силе, но и наше тело преображается, насыщаясь духом, наша внешность приобретает черты, более характерные для ян: тело становится стройнее, оно омолаживается, подчеркиваются мускулы. Организм приходит не только к внешнему, но и к внутреннему равновесию, все его органы и системы функционируют эффективнее и ровнее.
Когда в нашем питании соотношение инь и ян сбалансировано, то желания поесть нездоровых продуктов – мороженое, сладкий десерт, выпить лимонад или алкогольный напиток – практически не возникает.
Оцените, не слишком ли много инь вы впускаете в свое тело с пищей? Не происходит ли это в ущерб ян? Если так – то вы привязаны к земле мощными путами, окованы цепями, которые не дают вашему духу воспарить, и дух от этого тоскует и бьется в сетях и путах, как птица в клетке. Если у вас слишком много ян – нужно добавить иньскую пищу, но не в больших количествах, чтобы не удариться в другую крайность. А приведя себя в равновесие, нужно перейти на равное соотношение ян и инь.
Совсем не обязательно достигать баланса инь и ян в каждом приеме пищи: главное – чтобы выдерживалось это равновесие в общем объеме еды, съеденной за день.
От кофе и черного чая промышленного производства нужно отказаться в любом случае – как от не только чрезвычайно иньских, но и от откровенно вредных продуктов. Яйца птиц содержат в себе слишком много ян, что тоже может нарушить равновесие, – а потому от них по возможности лучше тоже отказаться или употреблять их только изредка.
Как вы видите, макробиотика – это вовсе не диета, не чрезмерное ограничение в пище и не переход на исключительно растительную пищу. Макробиотика не исключает и животную пищу. Все дело – в правильных сочетаниях. И самое главное – в правильных способах приготовления пищи.
Как мы уже говорили, здоровая пища – это пища, не искалеченная человеческими руками, не прошедшая такой переработки, которая убивает энергию пищи. Поэтому так важны способы приготовления в макробиотике. Вот их правила.
Правило первое. Не употребляйте пищи, прошедшей промышленную переработку. Лучше готовить все самим из цельных, не прошедших переработки продуктов.
Правило второе. Основой рациона (50–60 процентов всего ежедневного объема пищи) должен быть рис и злаки – и только цельные, неразмолотые зерна, из которых нужно готовить пищу своими руками. Эту пищу можно есть в любом количестве.
Правило третье. Овощи и фрукты должны составлять 25–30 процентов всего ежедневного объема пищи. Употреблять их лучше всего сырыми, по возможности с кожурой, либо отваренными в течение непродолжительного времени, но не жареными.
Правило четвертое. 5—10 процентов всего ежедневного объема пищи должны составлять бобовые (горох, чечевица, фасоль), водоросли и морские овощи (морская капуста).
Правило пятое. 5—10 процентов всего ежедневного объема пищи должны составлять супы из овощей и злаков.
Правило шестое. 5—10 процентов всего ежедневного объема пищи по вашему желанию могут составлять рыба, орехи, семечки.
Правило седьмое. Мясо, птицу, молочные продукты, жиры, яйца можно есть только изредка, по особым случаям.
Правило восьмое. Не злоупотребляйте напитками, избегайте лимонада, кофе и черного чая – предпочтение отдавайте зеленому чаю, кофейным напиткам из злаков, травяному чаю, настою женьшеня или корня лотоса.
Правило девятое. Готовить пищу надо только на воде и только варить, а не жарить, в крайнем случае – с добавлением небольшого количества растительного масла.
Правило десятое. Овощи, чрезвычайно насыщенные инь, – такие как баклажаны, помидоры, картофель, – лучше употреблять как можно реже.
Правило одиннадцатое. Прекрасно, если вы можете печь хлеб сами. Пеките его из муки грубого помола с отрубями и цельными зернами. Если вы употребляете готовый хлеб – избегайте хлеба из белой муки, выбирайте хлеб с отрубями или из цельных зерен.
Правило двенадцатое. Всю пищу надо чрезвычайно тщательно пережевывать – как минимум по 50 раз, а еще лучше по 100. Если пища по-настоящему полезна, то при пережевывании она становится вкуснее. Если вы будете долго пережевывать пережаренный кусок мяса – вы почувствуете, что в нем нет вкуса. А если нет вкуса – нет и энергии. Это закон. Жуйте до тех пор, пока ощущается вкус пищи. Пока вы ощущаете вкус – вы впитываете в себя энергию пищи.
Правило тринадцатое. Не переедайте, вставайте из-за стола с чувством легкого голода – это нормальное состояние, ибо ощущение насыщения приходит не сразу, а лишь спустя полчаса-час после еды, когда пища начинает усваиваться. Вспомним древнюю мудрость: если ты встал из-за стола с чувством, что ты наелся, – значит, ты переел, если ты встал из-за стола с чувством, что ты переел, – значит, ты отравился.
Основа макробиотики – злаки. Почему именно злаки? Потому что это самая здоровая, самая энергетичная пища, данная нам самой природой. Некоторые из наших предков почитали зерно как вещество божественного происхождения – и даже вещество, из которого Бог создал человека. Японское слово, выражающее понятие «мир и гармония», имеет и еще одно значение: «есть зерна». Даже сам наш язык говорит нам: только когда мы едим зерна, мы обретаем мир и гармонию.
Но очень важно есть именно цельные зерна. Что означает это? Это означает, что ни одна из съедобных составляющих зерна – будь то отруби, зародыши, оболочки – не удалены в процессе переработки или приготовления. Только цельное зерно содержит все необходимые человеку вещества в самых идеальных для организма пропорциях. Кроме того, очень важно, что цельное зерно чуть ли не самое дешевое из всех продуктов питания.
Ода рисовому полю
Запомнившаяся мне картина моего детства: я сижу и смотрю, как над рисовым полем летит большая белая цапля. Прозрачен воздух начала осени, цапля машет натруженными крыльями, изящно изгибая шею. А я сижу неподалеку и смотрю на это поле, вдавленный своей болезнью в землю, не имеющий сил даже на то, чтобы встать и пробежать сотню метров, да что там – я не могу даже, как другие дети, подняться в полный рост, распрямить спину, подпрыгнуть с радостным криком – криком радости жизни, здоровья, счастья оттого, что все впереди…
У меня не было впереди ничего. У меня только и был этот миг – рисовое поле и цапля над ним. А я, зная, что будущего у меня нет, впитывал в себя этот прекрасный момент моей жизни до изнеможения, до тянущей боли в сердце – ах, если бы я был этой цаплей, если бы я был этим рисовым полем, я был бы вечен – вечен, я здоров, я счастлив, как сама природа…
И природа откликнулась на мой зов, на мою тоску, на мое отчаяние. Природа послала мне озарение – раз я хочу быть как природа, я должен учиться у природы: учиться свободе этой цапли, учиться здоровью и красоте рисового поля.
И я отказался от любой пищи кроме риса, – как будто чувствовал, что рис, добытый на живом рисовом поле, передаст мне жизненную силу этого поля. К ужасу моих родных, я отказывался от любой пищи кроме риса – и оказался прав. В тот момент моей жизни для меня это было самое целительное лекарство. Потом я начал добавлять к рису другую пищу. Но рис навсегда остался моим излюбленным блюдом.
Тайны здоровья и долголетия прячутся на дне классической японской 150-граммовой плошки для риса. Если этот рис сварен без соли и без масла, то жиров в нем не больше, чем в одной трети хлебного ломтя, белка – как в половине стакана молока, кальция – как в одном помидоре, достаточно и витаминов, и железа, и необходимой растительной клетчатки. Рис помогает избавиться от множества болезней и улучшает цвет лица. Рис в отличие от мучных изделий не приводит к избыточному весу и болезням сосудов. И в то же время в нем в достаточном количестве присутствуют все полезные вещества, имеющиеся в муке. Лучше бы отказаться от булок, хлеба, батонов вообще – а вместо этого съедать каждый день до 200–300 граммов риса. Но при этом надо помнить, что рис, как и другие злаки, богат крахмалом, поэтому его надо тщательно жевать во время еды и следить, чтобы он хорошо пропитывался слюной, – и ни в коем случае не запивать. Крахмалы перевариваются только тогда, когда они уже обработаны слюной, – иначе они не смогут перевариться в желудке.
Прежде чем переходить к правильному питанию, организм нуждается в подготовке. Трудно сразу переключиться с неправильного питания на правильное – ведь организм уже отравлен, и остатки непереваренной пищи продолжают изнутри отравлять и загрязнять его. Поэтому не будет пользы от перехода на правильное питание до тех пор, пока мы не выведем из нашего измученного вредной пищей тела все остатки осевших там ядов.
Конец ознакомительного фрагмента.