Вы здесь

Энергетическая сверхдержава. Глава 2. КОНЕЦ ЭПОХИ ВАРВАРОВ? БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОГО ДОБЫВАЮЩЕГО СЕКТОРА (К. В. Симонов, 2006)

Глава 2

КОНЕЦ ЭПОХИ ВАРВАРОВ? БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОГО ДОБЫВАЮЩЕГО СЕКТОРА

Странная сверхдержава

Когда мы говорим об энергетической сверхдержаве, мы должны понимать, что это серьезный вызов для страны. По крайней мере потому, что подобный статус предполагает резкий рост объемов добычи нефти и газа. Между тем сложившая ситуация в нефтегазовом комплексе не настраивает на оптимистичный лад.

Прошлый год казался вовсе не таким уж сверх-благополучным, если мы посмотрим на статистику добычи нефти и газа. Динамика нефтедобычи в 2005 г. резко замедлилась по сравнению с предыдущими годами. Так, если в 2001–2004 гг. темпы роста добычи углеводородов составляли 8-11 % в год, то за первые семь месяцев 2005 г. производство нефти в целом по России выросло всего на 2,48 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Мало кто верит в то, что увеличение добычи по итогам 2006 г. превысит 2–3%, более того, уже в ближайшей перспективе в России может начаться падение абсолютных показателей в этой сфере.




Источник: ГП «ЦЦУ ТЭК»


Не менее проблемной выглядит и ситуация в газовом секторе, где производство в 2005 году выросло всего на 1 %.




С учетом того, что в 2001–2004 гг. темпы роста добычи углеводородов составляли 8-11 %, рост ВВП в эти годы не падал ниже 6–7% ежегодно. Темпы же роста нефтедобычи на уровне 3–4% годовых способны дать не более 4–5% роста ВВП. Вряд ли официальная статистика позволит ВВП упасть до столь низкого уровня (хотя можно прогнозировать в действительности именно такие перспективы), однако даже официальные цифры Росстата позволяют судить о неблагоприятных тенденциях в экономике. Например, по данным статистической службы, за первые семь месяцев 2005 года темп роста ВВП составил 5,7 % годовых, что значительно меньше 7,7 % годовых, достигнутых за семь месяцев 2004 года.

Что и говорить, странная у нас получиться сверхдержава, если темпы роста добычи нефти и газа будут постоянно падать, а потом и вовсе начнется сокращение производства углеводородов.

Любители «сливок»

Почему же это происходит? Мнения экспертов здесь расходятся. Одни уверяют, что причина в возврате государства в отрасль. Говорится о том, что замечательные частные корпорации обеспечили в 1999–2004 годах серьезный рост добычи нефти. А потом в отрасль вернулось ужасное государство, и все прекратилось. Причем рост добычи был якобы обеспечен передовым менеджментом, огромными инвестициями, привлечением новейших технологий. Вывод вроде бы однозначный – частный нефтяной бизнес эффективнее государственного. Но если вникнуть в проблему детальнее, то все оказывается далеко не так очевидно.

Конечно, если считать эффективностью способность обеспечить максимальную прибыль в краткосрочный период любой ценой, то тогда частный бизнес действительно вне конкуренции. Вопрос только, за счет чего делались подобные успехи. Реальность показывает, что, прежде всего, благодаря отношению к полученным в управление месторождениям как к внутренним колониям.

Известно, что российский нефтяной бизнес создавался несколькими путями. Первый – это номенклатурная приватизация, когда бывшие советские чиновники или «красные директора» сумели на базе советских госпредприятий создать и акционировать в свою пользу новые компании. Так появились ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз». Второй базовый путь – приватизация «олигархическая», когда новый бизнес, сделавший деньги в период «либеральных реформ», осознал, что в добывающем секторе прибыль может оказаться еще выше. Использовав свои контакты во властных структурах (а точнее, наблюдавшийся в середине 90-х годов феномен «приватизации власти»), он сумел провести выгодную ему передачу активов в нефтегазовом бизнесе из государственной собственности в частные руки. Так возникли компании «Сибнефть», ЮКОС, ТНК[29].

Конец ознакомительного фрагмента.