Вы здесь

Энергетическая политика современной Германии: тенденции, проблемы, перспективы. 3. Закон «О приоритетном использовании энергии из возобновляемых источников» (А. М. Сумин, 2017)

3. Закон «О приоритетном использовании энергии из возобновляемых источников»

Закон Федеративной Республики Германия «О приоритетном использовании энергии из возобновляемых источников» (нем.: das Gesetz für den Vorrang Erneuerbarer Energien, далее – EEG), вступивший в силу в 2000 году, закрепляет приоритет вырабатываемого из возобновляемых источников энергии электричества при запитывании в электросети перед электроэнергией, произведенной из ископаемых энергоносителей. Кроме того, EEG гарантирует производителям электроэнергии из возобновляемых источников финансирование в виде субсидий из государственного бюджета по фиксированным тарифам в течение законодательно установленных периодов времени. Данный закон является одним из главных средств проведения в жизнь немецкой энергетической политики в настоящее время[125].

3.1. Принципы, цели и структура EEG

Согласно абз. 1 § 1 EEG принят в интересах защиты климата и охраны окружающей среды. Принципы, на которых построено действие закона:

– устойчивое развитие энергообеспечения;

– снижение затрат на энергообеспечение немецкой экономики за счет предпочтительного использования местных ресурсов по отношению к импортным;

– экономия ископаемых энергоносителей;

– стимулирование технологического прогресса путем внедрения новых технологий генерации электричества из возобновляемых источников.

Цель принятия EEG – развитие альтернативной энергетики в Германии. Цель обозначена в виде динамики роста доли электроэнергии из возобновляемых источников в энергопотреблении ФРГ. К 2020 году она должна составлять 35 %, в 2030 году -50 %, в 2040 году – 65 %, а в 2050 году – уже 80 % совокупного энергопотребления. Закрепленные в тексте закона показатели роста альтернативной энергетики подвергались существенной переработке в 2004 и 2009 годах. В 2011 году эти показатели снова были пересмотрены и закреплены в виде изменений в тексте закона, которые вступили в силу в 2012 году. Но и эти цифры нельзя считать окончательными. Ожидается, что показатели будут корректироваться снова и снова в соответствии с требованиями текущего момента[126].

Указанные цели планируется достигать:

– директивно обязав операторов энергосетей запитывать в передающие сети весь объем электричества, вырабатываемого из возобновляемых источников;

– выплачивая производителям «зеленой» электроэнергии субсидии из государственного бюджета по законодательно зафиксированным тарифам в течение гарантированных периодов времени.

Согласно абз. 1 § 8 EEG оператор электросети, территориально наиболее близко расположенной к работающим на возобновляемом источнике генерирующим мощностям, обязан в приоритетном порядке подключать, запитывать в свои сети и подавать потребителям всю произведенную там электроэнергию. Необходимость выплачивать субсидии за запитываемую электроэнергию возникает согласно § 4 EEG в силу автоматически возникающего обязательственного правоотношения между оператором генерирующих мощностей и оператором передающих сетей и не зависит от наличия или отсутствия соответствующего гражданско-правового договора между операторами. При этом § 4 EEG запрещает, за небольшими и исчерпывающе перечисленными там же исключениями, операторам электростанций и операторам электросетей уклоняться от выполнения требований закона.

Стоит отметить, что EEG создает прямо-таки тепличные условия для операторов электростанций и отдельных энергоустановок, работающих на возобновляемых источниках энергии. Так, согласно § 59 EEG оператор генерирующих мощностей даже до их сооружения (не говоря уже о вводе в строй) вправе через суд обязать оператора электросети совершать целый ряд финансово обременительных действий в свою пользу. Сюда относятся представление информации, расширение и модернизация энергосетей, предварительное подключение оборудования и даже предоставление выплат за еще не поставленную электроэнергию авансом (правда, с оговоркой, что такие платежи будут «справедливы» и «необременительны» для оператора энергосетей). Далее, операторы генерирующих мощностей, работающих на возобновляемых источниках энергии и размещенных в пределах исключительной экономической зоны и в территориальных водах ФРГ, пользуются этими участками вод безвозмездно (§ 60 EEG).

Ставки субсидий за производство «зеленой» электроэнергии дифференцируются. Моментом начала периода, за который начисляются выплаты, считается дата выработки электроэнергии из возобновляемого источника; выплаты по фиксированным ставкам производятся по общему правилу в течение 20 лет, включая год ввода генерирующих мощностей в эксплуатацию (§ 21 EEG). Смысл этой нормы – сделать экономически привлекательными строительство и эксплуатацию генерирующих мощностей альтернативной энергетики. Момент, начиная с которого начисляются субсидии, судя по всему, является и моментом возникновения обязательственного правоотношения между операторами генерирующих мощностей и энергопередающих сетей – поскольку закон прямо не оговаривает, когда именно возникает обязательственное правоотношение.

В абз. 3, 23–32 § 3 EEG перечислены виды возобновляемых источников, производству электроэнергии из которых государство отдает приоритет. Список включает гидроэнергию (с перечислением разновидностей), свалочный газ, метан, газ очистных сооружений, газ, возникающий при ускоренном брожении (гниении) различных разновидностей биомассы в специальных установках, энергию ветра, геотермальную энергию, солнечную энергию. Применительно к каждому из перечисленных источников энергии устанавливается ряд условий, при соблюдении которых и полагается субсидирование. Фиксированные ставки выплат уменьшаются год от года. Тем самым законодатель стимулирует владельцев электростанций и энергоустановок к постоянной модернизации оборудования. По задумке авторов закона этот механизм финансирования подстегнет и развитие соответствующих технологий. В конечном итоге совокупность перечисленных факторов должна привести к тому, что производство электроэнергии из возобновляемых источников в перспективе станет рентабельным и уже не будет нуждаться в субсидировании со стороны государства. Именно этими соображениями руководствовалось немецкое правительство, разрабатывая положения EEG.

Нормы EEG направлены и на сглаживание неблагоприятных финансовых и производственных последствий, возникающих у операторов электросетей из-за необходимости выбирать весь объем, по сути, навязываемой им производимой в стране «зеленой» электроэнергии. Этот механизм функционирует на двух уровнях:

1) сглаживание разницы в объемах «зеленой» энергии, обусловленной региональными и сезонными особенностями;

2) перераспределение понесенных расходов.

Производство электроэнергии из возобновляемых источников отличается неравномерностью в силу региональных и сезонных особенностей. Дабы сбалансировать эту неравномерность, в текст EEG изначально был включен механизм выравнивания издержек, которые несут операторы энергосетей (§ 34–36). Данный механизм получил название «общефедеральная передача» и применялся до 2010 года. В соответствии с механизмом общефедеральной передачи производимая из возобновляемых источников электроэнергия подавалась через операторов распределительных сетей интегрированным с ними операторам передающих сетей, а через последних – уже конечным потребителям.

В мае 2009 года было издано Положение о механизме выравнивания издержек (нем.: AusglMechV). Согласно этому документу выработка, реализация и подача «зеленого» электричества конечному потребителю стали осуществляться по-новому. Выработанная из возобновляемых источников электроэнергия стала передаваться через операторов передающих сетей. Эти же операторы осуществляли все причитающиеся выплаты и реализовывали электроэнергию на спотовом рынке. В 2012 году возможность реализовывать «зеленую» электроэнергию на спотовом рынке была расширена (модель рыночной премии).

Понятно, что на этапе ввода генерирующих мощностей в эксплуатацию возникает необходимость возмещения расходов, возникающих в виде разницы между итоговой выручкой за реализованную конечным потребителям электроэнергию и фиксированными ставками положенных субсидий. Эта разница именуется EEG-Umlage и в примерном переводе означает «раскладка возмещения расходов на производство электроэнергии из возобновляемых источников» (далее – экораскладка). С 2010 года, когда начал применяться упомянутый механизм выравнивания издержек, расчет экораскладки возложен на четырех общенациональных операторов передающих сетей. Размер расходов рассчитывается ежегодно к 15 октября на основании прогноза на предстоящий год и возмещается уже в текущем финансовом году путем перевода со счета на счет.

Для энергоемких предприятий производственного сектора и железнодорожного транспорта предусмотрены исключения, чтобы снизить для них стоимость потребляемой электроэнергии и таким образом поддержать их рыночную конкурентоспособность, «насколько это не выхолащивает суть закона и совместимо с интересами энергопотребителей» (§ 40, а также отдельные нормы § 41–44 EEG). В редакции EEG 2012 года предельный годовой размер потребления, при котором хозяйствующий субъект вправе ходатайствовать о выводе из-под действия закона, снижен до 1 ГВт с прежних 10 ГВт.

Конец ознакомительного фрагмента.