Вы здесь

Энергетика человека: Человек и государство. Числа. Информация. Совесть. Энергосбережение человека. 1. Закон абсолютного энергосбережения применительно к инновационному образовательному процессу (А. В. Виноградов, 2012)

© А. Вин, 2014

© ООО «Написано пером», 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

* * *

Книга выполнена по материалам эссе, изданных автором ранее:

ЭНЕРГЕТИКА ЧЕЛОВЕКА: Закон абсолютного энергосбережения. Человек и государство. Эссе. – Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2009.-44с;

ЭНЕРГЕТИКА ЧЕЛОВЕКА: Энергообеспечение и управление. Числа. Эссе. – Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2009.-33с;

ЭНЕРГЕТИКА ЧЕЛОВЕКА: Шестое чувство. Процесс-инструмент-результат. Эссе. – Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2009.-28с;

ЭНЕРГЕТИКА ЧЕЛОВЕКА: Закон знаний. Закон автономности. Образование-наука-производство. Эссе. – Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2010.-30с;

ЭНЕРГЕТИКА ЧЕЛОВЕКА: Информация. Совесть. Энергосбережение человека. Эссе. – Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2012.-32с

1. Закон абсолютного энергосбережения применительно к инновационному образовательному процессу

В одной из своих семнадцати лекций[1] по общей и прикладной ценологии (применительно к электричеству), которая называется «Постнеклассическое видение проблем электрического хозяйства предприятий, организаций и учреждений» Борис Иванович Кудрин пишет: «Принцип Ципфа, опираясь на принцип наименьшего усилия Маха – Авенариуса, заключается в том, что ресурсы (люди, товары, время, знания) "самоорганизуются так, чтобы свести к минимуму затраченную работу, и, таким образом, приблизительно 20–30 % любого ресурса производят 70–80 % деятельности, связанной с этим ресурсом" (ссылаясь на[2]) (упрощённо говоря: 20 % мужиков выпивают 80 % пива). Ниже он утверждает: «Прежде всего – о менеджменте. Верно, что 20 % членов группы выполняют 80 % работы. Группа, где начинают проявляться ценологические свойства, это 20–30 человек (что проверено статистически). Высокий профессионализм должен отличать 5–10 % из них, они должны быть интеллектуалами, генераторами идей; 40–60 % – исполнители, точно и аккуратно выполняющими указания; 10 % – "отличники"; 10 % – "двоечники"».

Анализируя работу предприятий образования и своего структурного подразделения, просматривая годовые отчеты по кафедре, невольно приходишь к выводу о том, что приведенные выше принципы верны. При этом возникает естественное желание увеличить, во-первых, эффективность работы, во-вторых, несколько разгрузить себя, как менеджера, от рутины отписок на немыслимую массу бумаг, приказов, распоряжений, поступающих ежедневно. Задача управляющего, очевидно, – это в первую очередь решение вопросов развития (кафедры – бизнеса). Раз «обойти» закон природы нельзя, то можно использовать его «в свою пользу». Как это сделать?

Первое, что приходит в голову – разделение труда. Действительно, изобретенный еще Фордом принцип конвейера может помочь. И он реально применяется в производстве. В работе с людьми использовать его сложнее, но можно! Итак, первый принцип: «Разделить людей и разделить работу!». При количестве преподавателей на кафедре, равном десяти, людей делим по два человека (следуя принципу 20/80) и делим работу по кафедре так же по 20 %. Основные разделы деятельности – учебная, научная, воспитательная, общественная и хоздоговорная (зарабатывательная), которые, в свою очередь, состоят из собственных «подразделов». Каждой «двойке» людей поручаем ведение своего «куска» кафедральной нагрузки. Буквально: «Вы, уважаемые, занимаетесь воспитательной работой и всем, что с ней связано, а я спрашиваю вас в первую очередь за нее, вы – курируете научную работу…» и так далее. При этом, естественно, автоматически получается, что два человека (20 % от численности кафедры) делают 80 % воспитательной работы. Другая «двойка» – 80 % научной и тому подобное. Остальные подключаются к ним на 20 %, нет необходимости «всем делать все». Все виды деятельности охвачены на 100 %. Таким образом, менеджер – заведующий на 80 % освобождается от рутины и на те же 80 % своего ресурса получает возможность заняться развитием своего бизнеса – кафедры.

Следующий уровень, наверное, самый важный – студенты. Как показывает практика, они распределены по тому же принципу: 20 % готовы участвовать в общественной работе, 20 % – в НИРС, еще 20 % – работать в студенческих отрядах… Следовательно, каждая «двойка» преподавателей получает ресурс – 20 % студентов, и этот ресурс делает 80 % соответствующей работы. Дело за стимулом. Наиболее важный – конечно же, деньги, возможность зарабатывать. Даже не деньги, а именно – возможность зарабатывать. Таких возможностей – масса, но об этом позже.

Следующий шаг «освобожденного» заведующего – разработка стратегии развития своего «бизнеса». Здесь, наверное, пора оформить определение закона абсолютного энергосбережения. Его смысл прост: «Любой ресурс всегда работает на 100 %, но не всегда мы используем и оцениваем его так». Пример из электричества: Электростанция сжигает газ (100 % ресурса), получается пар, его механическая энергия вращает турбину, генератор, вырабатывается электроэнергия и подается в сеть, по которой поступает к потребителям и используется ими. Если посчитать КПД с учетом всех потерь, получим, что те же 20 % ресурса (по отношению к 100 % газа) дали 80 % полезной работы, остальные 80 % – потери. Но, если забрать тепло от пара – КПД повышается еще на 20 % (это делают на ТЭЦ), а если использовать и все другие, «побочные» эффекты (дымовые газы, энергию остывающей в градирнях воды и т. д.) – соберем все 100 % первоначального ресурса. Главное – оценивать ресурс не по одному показателю, а по всем возможным. Пример: в 2006 году кафедрой «Электроснабжение» выпущен первый номер газеты «Высоковольтная правда» и с тех пор она выходит ежемесячно. Ресурс издания используется фактически на 100 %. Газета – летопись специальности (а могли писать именно летопись, и тогда ресурс работал бы очень узко – на 20 %); газета – отличный профориентационный материал, газета – средство связи с производственниками, газета – средство осуществления воспитательной, общественной, финансовой деятельности, реализация творческих способностей и создание имиджа кафедры. Еще пример, из светотехники: каждая аудитория имеет осветительную установку и, следуя известному принципу, лишь 20 % производимого ею света падает именно на рабочие поверхности и полезно используется. Если же всю площадь (и стены и потолок) аудитории превратить в светоприемник (на стенах установить солнечные батареи, или стену, соединяющую аудиторию и коридор, например, сделать стеклянной, выращивать в аудитории растения и т. п.) – можно использовать почти 100 % светового потока. Подобным же образом можно сберегать все что угодно. Центральный принцип – использование на 100 % экономит ресурс и является абсолютным энергосбережением.

Итак, стратегия. Кафедра, или любой другой объект управления должен иметь опорные точки развития, иметь философию развития и отличаться от других, дабы не попасть в 80 % «неработающего» ресурса. Как быть, и что делать? Практика, история показывает, что любое развитие происходит вокруг какого-либо центра, в первую очередь – культурного, идейного (например, церковь). Человек жив «не хлебом единым» и не маловажное значение имеет для него традиция. Таким образом – кафедра должна иметь традицию и иметь центр. Если их нет – надо разработать. Пусть будет ряд традиционных мероприятий, предположим три – пять раз в год. Хорошо, это День кафедры и встреча выпускников, День энергетика, деловая игра «Электроснабжение: проектирование, монтаж, эксплуатация», конкурс по специальности «Молодой энергетик» и киноконкурс «КиноТок». Раз в два года выставка-Интернет конференция. Это применительно к нашей кафедре, «Электроснабжение». Из электротехники известно, движение (ток) начинается при наличии разности потенциалов и присутствии свободных зарядов (в этом тоже закон природы, хотя и зовется законом Ома). Таким образом, создав традицию, создаем разность потенциалов и ищем заряды. Это, конечно, студенты и преподаватели. Традицию надо поддерживать, деваться некуда, надо работать! Принцип: «Традиции ради движения». И снова закон абсолютного энергосбережения работает «по полной». В нашем примере мы решили ряд задач: профориентационную, воспитательную, имиджевую, финансовую, стимулирующую. Инновации основаны на традициях!

Развитие требует учета ресурсов, основной из которых – студенты. Известно ли кто из студентов и чем занимается, чем готов заниматься, каковы его достижения? Часто двоечников мы знаем лучше отличников. Почему? Студент попадает в вуз, на специальность и исчезает, контроль за ним происходит по посещаемости, успеваемости, сессии. Документ – зачетная книжка, где отражается лишь дата сдачи экзамена (зачета) и оценка. Все! Больше получить информации не возможно! А это потери размером в 80 %! Где воспитательная работа? Следовательно, чтобы вести учет следует ввести еще один документ, в котором отражаются все достижения студента (учебные, научные, спортивные и прочие) за каждый семестр отдельно, где указываются мероприятия, кружки, конференции в которых он участвует, каким иностранным языком и на каком уровне владеет, другая информация. Все за подписью старосты и куратора. Введение такого документа экономит потерянные 80 % энергии куратора, заведующего кафедрой, замдекана, декана, проректора и ректора. Такой документ введен на специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» Орел ГАУ.

Развитие требует затрат. Нельзя рассчитывать только на то, что дадут. Где бы то ни было. Рассчитывать лучше исходя из принципа: «Где взять?». Тогда начинается поиск. А где искать есть всегда. Особенно сейчас, и – всегда. Снова – следуем закону. Наш главный ресурс – студенты. Ранее мы выяснили, что, поделив их по 20 %, получаем несколько готовых рабочих подразделений. При материальном стимулировании студенты могут делать любую работу (более того, многие из них уже работают). Наша задача – энергосбережение, поэтому мы должны обеспечивать их работой по специальности, чтобы она несла пользу, а не вред учебе, сберегая ресурс. Например, электрики могут выполнять работы по проектированию, монтажу, наладке, эксплуатации электрооборудования, обслуживанию, ремонту компьютеров, ремонту сотовых телефонов, программированию и так далее. Спрос на эти виды работ неуклонно растет и будет расти еще долго, фактически это один из самых стабильных рынков. Таким образом, каждая кафедра, особенно выпускающая, имеет колоссальный ресурс рабочих рук, причем быстро обучаемых и желающих работать за деньги. Если учесть неизбежный подъем сельхозпроизводителей, с учетом отсутствия специалистов на селе, то… перспективы не малые. Вопрос, как изменится образованность, практические навыки студентов, если они за деньги будут работать по профессии в свободное от занятий время? И во время занятий так же работать на зарабатывание. Еще одна возможность – стимулирование студентов за работу в научной и образовательной сфере. Мы, например, проводим конкурс научных работ и конкурс «Лучший студент года» отдельно по каждому курсу специальности. Победителей находим возможность премировать от лица спонсоров – производственников.

Огромный потенциал имеет работа с молодежью. Пример: в Орловской области множество сельских населенных пунктов, каждый имеет клуб (полуразрушенный), в котором ничего кроме, пожалуй, дискотек не происходит. И с каким удовольствием, за небольшую плату, жители села посмотрели бы, предположим, концерт в исполнении студентов – аграриев, которые, кстати, отлично поют, танцуют, играют и делают многое другое. Или показать тем же жителям фильмы с киноконкурса «КиноТок». В свою очередь, правильно воспользовавшись законом абсолютного энергосбережения такое мероприятие можно превратить в работу по созданию ландшафтного дизайна сельских населенных пунктов, восстановлению электрики (начиная с того же клуба), реанимации, а правильней – воссоздания соцкультбыта… Это, ко всему прочему, огромная профориентационная деятельность, создание имиджа вуза и кафедры, связь с административным и производственным секторами.

В общем-то и пути получения средств различны. Например, создание ИП, ООО и других структур позволяет реализовать так называемые «бизнес-инкубаторы», в которых можно обучать ведению своего дела всех желающих, от электриков до экономистов. Так, сотрудниками кафедры «Электроснабжение» создано ООО «Информационно-энергетический центр «АВПС-Инновация», являющееся, по сути, практической базой для работы студентов и преподавателей.

Конечно, в этой статье перечислены не более 20 % возможностей, а скорее всего еще меньше. 100 % результата требуют следующего шага в стратегии – создания системно-аналитического центра инноваций, который позволил бы в первую очередь разработать традиции развития «по-новому», искать возможности получать «разность потенциалов» – возможность заработать всем желающим, найти источники доходов и обеспечить образовательно-научно-практическую деятельность необходимой аналитической базой, рекомендациями с соблюдением закона абсолютного энергосбережения.