Вы здесь

Энергетика глазами учащихся средних общеобразовательных учреждений. *** (И. А. Гутов, 2017)

Разработка элемента питания из доступных материалов

Воропай К. Ю. – ученик 8 класса, Бабанина Н. А. – учитель физики. РФ, Алтайский край, Славгородский район, г. Славгород, МБОУ «СОШ № 15»

Мы все прекрасно знаем, что для работы плейера, мобильного телефона, наушников или карманного фонарика нужен источник электрической энергии. В переносных устройствах такой источник – это батарейка. А задумывались вы хотя бы раз над тем, что же такое батарейка, из чего она состоит, какое влияние оказывает на человека и, существуют ли другие заменители источника электрической энергии? Данная тема нас очень заинтересовала, поэтому мы решили посвятить проект изготовлению необычного источника энергии. В нашей исследовательской работе мы расскажем, как собрать гальванический элемент из доступных и экологически чистых материалов и докажем, что он может работать как обычная батарейка, но определенное время. И к тому же сейчас очень актуален вопрос поиска биологических источников энергии, чтобы не загрязнять планету, а использовать то, что есть в природе.

Гипотеза: промышленные элементы питания можно заменить самодельными источниками получения энергии: монетно-энергетическими батарейками.

Цель работы: разработать способ сборки источника электрического тока из подручных материалов.

Объект: получение электроэнергии.

Предмет: элемент питания.

Задачи исследования:

– собрать необходимые материалы для создания данной батареи;

– собрать модель источника питания;

– исследовать условия работы батарейки и влияние внешних факторов на её работоспособность;

– проанализировать результаты и сделать выводы.


Методы: анализ, моделирование, эксперимент, наблюдение, сравнение.

Батарейки из подручных материалов можно использовать дома или на даче для подсветки. Полученные нами результаты о живой природе можно продемонстрировать на уроках «окружающего мира», а знания об электрическом токе пригодятся в дальнейшей учебе. Батарейка – обиходное название источника электричества для питания разнообразных устройств. Первый химический источник электрического тока был изобретен случайно, в конце 17 века итальянским ученым Луиджи Гальвани. На самом деле целью Гальвани был совсем не поиск новых источников энергии, а исследование реакции подопытных животных на разные внешние воздействия. В частности, явление возникновения и протекания тока было обнаружено при присоединении полосок из двух разных металлов к мышце лягушачьей лапки. Теоретическое объяснение наблюдаемому процессу Гальвани разработал неверное, однако его опыты стали основой исследований другого итальянского учёного Алессандро Вольта, который собственно и сформулировал главную идею изобретения – причиной возникновения электрического тока является химическая реакция, в которой принимают участие пластинки металлов. Любая батарея состоит из трёх основных элементов – двух электродов, называемых анодом и катодом, и электролита, находящегося между ними. Возникновение электрического тока – это побочный результат окислительно-восстановительной реакции, идущей между электродами. Выходной ток, напряжение и другие параметры батареи зависят от выбранных материалов анода, катода и электролита, а также конструкции самой батареи. Все батареи можно разделить на два больших класса – первичные и вторичные. Первыми серийно выпускаемыми элементами питания стали сухие батарейки. Наследники изобретения Лекланше, они являются самыми распространенными в мире. В общем, «говорим батарейка, подразумеваем – сухой элемент». Объясняется такая популярность, во-первых, их дешевизной, а во-вторых, тем, что этим именем называют сразу три разных химических системы: хлорноцинковые, щелочные и марганцево-цинковые батареи. Их имена дают представление о химических системах, на базе которых они созданы.

Отрицательное воздействие батарейки на организм человека.

Батарейки – это химические устройства, элементы которых вступают в реакцию, давая на выходе электричество, которым мы и пользуемся. Элементы эти, в основном, токсичны и опасны: свинец (накапливается в организме, поражая почки, нервную систему, костные ткани); кадмий (вредит легким и почкам); ртуть (поражает мозг и нервную систему); никель и цинк (могут вызывать дерматит); щелочи (прожигают слизистые оболочки и кожу) и другие.

С другой стороны, материалы, из которых сделана батарейка, это ценный ресурс: существуют технологии, которые позволяют извлечь из использованной батарейки все металлы и заново пустить их в дело – использовать в металлургии или для производства новых батареек. По статистике, каждая семья ежегодно выбрасывает до 500 грамм использованных элементов питания. Суммарно в области набирается 2-3 тысячи тонн батареек. Ядовитые вещества из батареек проникают в почву, в подземные воды, попадают в море и в водохранилища, из которых мы пьем воду, не думая, что вредные химические соединения с кипячением не исчезают, не убиваются – они ведь не микробы. Трудно представить, какой наносится вред экологии в глобальном масштабе.

Экспериментальная часть

Изготовление монетно-энергетической батарейки

В изученной нами литературе мы нашли много способов по изготовлению самодельных батареек. Такие батарейки экологически безопасны, не токсичны, не требуют специального хранения и утилизации. При помощи таких самодельных батареек можно даже зажечь светодиод для подсветки или освещения дачи.

Итак, для создания нашего гальванического элемента потребовалось: соль; столовый уксус; медные монеты (5-рублевые, 10-копеечные); плотный картон; 2 провода; стакан; алюминиевая фольга; ножницы; скотч.

Монеты для начала нужно очистить от окислов. Для этого их потребуется ненадолго опустить в уксус. Мы опустили на 30 минут (смотри рисунок 1).


Рисунок 1 – Очистка монет


Затем изготавливаем кружочки из картона и фольги по размеру используемых монет. Вырезаем кружки ножницами (рисунок 2).


Рисунок 2 – Изготовление картонных кружков


Картонные кладем на некоторое время в уксус: они должны пропитаться электролитом. Потом из ингредиентов выкладываем столбик: сначала монету, затем – картонный кружок, кружок из фольги, снова монету и так далее, пока материал не иссякнет. Конечным элементом снова должна стать медная монета (рисунок 3).


Рисунок 3 – Медная монета


К крайним монеткам присоединяем провод. Измеряем с помощью вольтметра напряжение.


Рисунок 4 – Измерение напряжения


Таким образом, напряжение в батарейке возникает при соединении алюминия, соли и меди.

В процессе работы этой батарейки, собранной своими руками, монеты придут в полную негодность, так что не стоит использовать нумизматический материал, представляющий культурную и материальную ценность.


Опыт 1.

Мы решили понаблюдать, как долго будет работать изготовленный элемент питания. Мы измеряли напряжение на клеммах элемента в течение нескольких дней (смотри рисунки 5-6).


Рисунок 5 – Измерение напряжения на батарейке в 1-ый день


Рисунок 6 – Изменение напряжения во 2-ой день


Результаты показали, что за два дня напряжение на клеммах нашего элемента питания незначительно уменьшилась, так как идет химическая реакция между веществами нашего элемента питания.

Далее мы решили проверить, как влияет количество монет на работоспособность нашего элемента. Для этого мы собрали несколько элементов питания из монет различного достоинства и измерили на полученных элементах напряжение. Данные всех экспериментов внесли в таблицу 1. По результатам всех экспериментов построили гистограмму (рисунок 7).


Таблица 1 – Зависимость напряжения от количества и вида монет


Анализ гистограммы позволяет сделать вывод о том, что пятирублевые монеты лучше подходят для сборки элемента питания. Но из монет номиналом в 10 копеек можно собрать вполне работоспособный источник питания, способный заменить пальчиковую батарейку.


Рисунок 7 – Зависимость напряжения от конструкции элемента питания


Выводы по результатам исследования:

– в процессе эксперимента мы выяснили, что из монет можно собрать при необходимости элемент питания.

– было установлено минимальное количество монет, для сборки элемента питания и получение напряжения в 1,5 В, что соответствует стандартной пальчиковой батарейке.

– мы так же выяснили, что наиболее подходящими монетами являются пятирублевые.

Заключение

По теме нашего исследования мы изучили необходимую литературу, проанализировали опыт учёных – новаторов; провели собственные исследования по изготовлению самодельных батареек. В результате опытов мы выяснили, что любую фабричную батарейку можно заменить другим источником получения энергии. В качестве такого источника мы использовали медные монеты. Цель нашего исследования достигнута: мы получили живой ток при помощи изготовления самодельных батареек. Гипотеза нашего исследования подтвердилась частично: батарейки из монет может быть заменителем электрического тока, но на довольно непродолжительное время. С точки зрения экономии – они конечно не выгодны. Но с точки зрения экологии наша гипотеза подтверждается, т. к. фабричные батарейки очень токсичны, их нельзя просто выбрасывать, необходима специальная утилизация батареек, а пунктов приёма по России очень мало. Наши монетные батарейки совершенно безопасны для здоровья. На все заявленные нами во введении проблемные вопросы мы нашли ответы и представили их в теоретической части. Полученные нами результаты о живой природе можно продемонстрировать на уроках «окружающего мира», а знания об электрическом токе пригодятся в дальнейшей учебе.


Список использованных источников:

1. Самодельная батарейка из подручных средств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://voltland.ru/other/samodelnaya-batarejka-iz-podruchnyxsredstv.html

2. Учи физику [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uchifiziku.ru/2012/09/10/samodelnyj-batarejki/

3. Все своими руками» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mirpodelki.ru/index.php?id=276

4. Соляная батарейка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://izobreteniya.net/solyanaya-batareyka-svoimi-rukami/

5. Самодельная батарейка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://all-simly.ru/samodelnaya-batarejka.html