Вы здесь

Эмоциональный интеллект. Как разум общается с чувствами. Часть 1. Эмоциональный интеллект (Борис Лемберг, 2013)

Часть 1

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – понятие, которое появилось в дополнение к интеллекту в его традиционном понимании. Если обычно интеллект мы связываем с такими вещами, как ум, образование, уровень IQ, то эмоциональный интеллект – нечто другое. Это способность человека воспринимать и использовать эмоциональную информацию, то есть получаемую или передаваемую с помощью эмоций. Эмоциональный интеллект входит в круг интересов и естественных, и гуманитарных наук – неврологии, психологии, нейропсихологии, физиологии, социологии, философии.

Эмоции и интеллект

Часто, слыша об эмоциональном интеллекте, люди задаются вопросом, можно ли вообще называть его интеллектом. Эмоции информативны, достаточно проконтролировать свое собственное общение, чтобы в этом убедиться. Вы заметите, что большую часть информации получаете не из слов человека, а из выражения его лица. Многие говорят о волнах, которые они чувствуют от других людей. Кто-то сразу понимает, добрый перед ним человек или злой, честный или не заслуживающий доверия. Это называется умением общаться и устанавливать контакт, а на более развитом уровне – умением разбираться в людях. И речь всегда идет об эмоциях.

Эмоции – это субъективные состояния человека и животных; эмоции возникают в ответ на воздействие внешних или внутренних раздражителей и проявляются в форме непосредственных переживаний – удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и пр.[1]

Хотя мы и говорим про «страх в сердце» и «радость на душе», эмоции рождаются в мозге, за счет активации соответствующих его структур. Еще давно эксперименты показали, что возбуждение одних структур вызывает появление положительных эмоций, которые организм стремится усилить, продлить или повторить. Наоборот, возбуждение других структур приводит к появлению отрицательных эмоций, которые организм стремится устранить или ослабить. Отсюда – биологическое значение эмоций: они имеют оценочную функцию, благодаря которой организм может заблаговременно и быстро реагировать на изменение окружающей среды, мобилизовать энергетические ресурсы, необходимые для действий, направленных на удовлетворение непосредственных потребностей. Это значит, что эмоции наполнены определенной информацией, а их появление тоже обусловлено конкретными причинами, потому что эмоции не возникают просто так. Они всегда являются ответом на раздражитель – окружающую обстановку, происходящее событие.

Эмоции не остаются просто фоном, на котором протекает жизнь: они влияют на отношение к чему-то и на отношения с кем-то, они участвуют в важнейшем для человека процессе – в принятии решений. Нередко говорят, что принимать решение эмоции мешают, однако это спорно: эмоции мотивируют, а мотивированный человек склонен принимать решения, то есть брать на себя ответственность. Решение может быть неверным, точно так же как неправильным может оказаться решение, принятое неэмоционально; чтобы эмоции не подводили, эмоциональный интеллект необходимо развивать – так же, как человек развивает ум.

Эмоции лежат в основе процесса приобретения индивидуального жизненного опыта. Играя роль отрицательного или положительного подкрепления, они помогают вырабатывать, закреплять и сохранять своеобразные формы поведения или, наоборот, устранить реакции. Если это напомнило вам опыты академика И. П. Павлова, вы правы: именно он – классик исследований в области так называемых условных рефлексов. Наибольшую известность получили его опыты на собаках: раздавался звон колокольчика, и собаке давали еду, при виде которой у нее в прямом смысле начинали течь слюни. Впоследствии, когда звенел колокольчик, слюна у собаки начинала вырабатываться заранее: животное знало, что сейчас будет вкусно. Проследите в виде опыта за своей собственной эмоциональной реакцией: ожидая звонка от дорого вам человека, вы будете с надеждой и радостью хвататься за телефон каждый раз, как он зазвонит. И наоборот: если вам может позвонить кто-то, кого вы не хотите слышать, телефонный звонок будет вызывать самые неприятные эмоции, даже когда вы не знаете, кто звонит.

Это большая ошибка – считать, что эмоции слишком неопределенны, необъективны, неуправляемы. Развитие эмоций – ответственный шаг на эволюционном пути, что подтверждено мнением основателя теории эволюции. Чарлз Дарвин говорил, что эмоции помогают оценить поступающую информацию (например, степень ее опасности) и, как результат, выбрать линию поведения, наиболее подходящую для данной ситуации.

Получается, что эмоции служат нам как средство повышения надежности и расширения приспособительных возможностей организма. Это также один из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения. Здесь мы уже вплотную подходим к мотивации – важнейшему стимулу, благодаря которому вы искренне хотите что-то делать и при отсутствии которого выполнение задачи не вызывает никакой радости и самоотдачи.

Надо понимать, что эмоции – и об этом мы еще упомянем в одном из разделов книги – в немалой степени (как и поступки) обусловлены нормами морали и права. Такие нормы есть в каждом обществе (даже если в какой-то среде моральные и правовые нормы таковы, что мы не можем себя заставить считать их нравственными и правильными). Это очень легко заметить, общаясь с представителями разных культур и народов: японцы, например, крайне сдержанны в выражении эмоций. Японец не станет раскрывать перед вами душу и рассказывать о подробностях своей жизни. А вот в России это вполне нормально и нередко встречается даже среди совсем незнакомых людей: в очереди, в поезде, в больнице.

Мы упомянули о потребностях, ради удовлетворения которых появляются эмоции. Этим связь не исчерпывается: духовные, эстетические, нравственные, интеллектуальные потребности являются базой для возникновения чувств – высших форм эмоций.

Чем сопровождается возникновение у человека любой потребности? Если хорошо подумать, то ответ найдется: возникновению всякой без исключения потребности всегда сопутствует чувство неудовлетворенности, которое усиливается при всякой неудачной попытке удовлетворения потребности (то есть когда усилия не достигают цели). Это очень хорошо демонстрирует потребность в любви: чем больше отрицательного любовного опыта человек переживает, тем острее чувство неудовлетворенности и тем сильнее потребность в любви. Какими эмоциями сопровождаются такие переживания, можно только представить: здесь и гнев, и обида, и ненависть, и отчаяние.

Так мы подходим к тому, что эмоции бывают положительными или отрицательными. Природа распорядилась так, что мы не испытываем только положительных эмоций. Во-первых, потому, что иначе мы имеем дело с патологией (о которой чуть позже). А во-вторых, потому, что отрицательные эмоции тоже нужны. Они выполняют свою биологическую задачу: так как негативная эмоция сопровождает неудовлетворенную потребность, она побуждает человека к преодолению препятствий, которые мешают удовлетворению потребности. Иными словами, присмотритесь к парадоксальному на первый взгляд факту: если бы нам не было так плохо, мы бы не знали, что нам так плохо, и ничего не попытались бы изменить. Если бы мы не ощущали чувство голода, мы бы не имели нужды есть и очень скоро дошли до крайней степени истощения.

Удовлетворение потребности приводит к появлению положительных эмоций. В этом состоянии у нас появляется ощущение удовлетворенности, счастья, наслаждения, радости, благодарности. Не только сам результат наших стараний, но и положительные эмоции – награда за наш труд. С их помощью организм подтверждает, что мы старались не зря и что получать то, что жизненно необходимо, – и полезно, и просто приятно.

Биологически положительные эмоции помогают организму оценить степень удовлетворения потребности. Они связаны с так называемыми механизмами сенсорного насыщения, которые широко представлены в процессах удовлетворения разных потребностей (в еде, в общении, в близости и пр.). При этом, когда человек методично обучается удовлетворению одной и той же потребности, он приобретает способность руководствоваться для достижения цели не только отрицательными эмоциями, но и представлениями о тех положительных эмоциях, которые появятся, когда потребность будет удовлетворена. Так человек начинает искать удовольствие: он знает на основании своего опыта, что определенное действие доставит ему массу положительных эмоций. Самые очевидные примеры – еда и секс, и примеры эти показательны, потому что они напоминают о крайностях: в погоне за удовлетворением потребности и получением положительных эмоций человек рискует впасть в зависимость от этого удовлетворения. Особенно, если потребностей у него немного либо если какая-то одна доминирует над всеми остальными. Так появляются обжоры или гурманы и не высшего порядка казановы.

Эмоциональный интеллект – еще одна форма ума

Изучение эмоционального интеллекта берет официальное начало в 1937 году, когда, приближаясь в нашей теме, потомственный психолог, ученик своего отца[2], Роберт Торндайк издал работу о социальном интеллекте с одноименным названием. В 1940 году выдающийся психолог Дэвид Векслер (тоже бывший студентом Торндайка-отца) открыл следующий этап статьей, посвященной интеллектуальным и неинтеллектуальным компонентам. Он указал, что неинтеллектуальные компоненты даже более важны для социальной адаптации, нежели интеллектуальные. Именно с них начиналось серьезное изучение этого явление. Важной вехой стали также 1983 год, когда Говард Гарднер написал о множественном интеллекте, и 1990-й, когда американские психологи Джон Мейер и Питер Сэловей ввели сам термин «эмоциональный интеллект» и начали исследовательскую программу по его измерению. Обязательно назовем и книгу Дэниэла Гоулмана «Эмоциональный интеллект», которая вышла в 1995 году и стала классической: несмотря на то что сам термин – не его идея, именно он популяризовал понятие эмоционального интеллекта.

Мейеру и Сэловею мы обязаны определением эмоционального интеллекта. Ученые описывали его, исходя из составных его частей.

Эмоциональный интеллект – это совокупность четырех навыков, среди которых:

точность оценки и выражения эмоций – это способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению. Сюда же относится способность выражать свои эмоции и связанные с ними потребности другим людям;

использование эмоций в мыслительной деятельности – это понимание того, как можно думать более эффективно, используя эмоции. Многие проблемы человека идут от того, что он не умеет управлять своими эмоциями, не понимает их и не способен контролировать. Если у него есть такое умение, он обретает бесценный дар – способность вставать на позицию другого, смотреть на себя со стороны, оценивать ситуацию с разных точек зрения. Все это – умение видеть мир под разным углом. Такое умение крайне продуктивно, потому что позволяет регулировать взаимоотношения и находить решения актуальных проблем;

понимание эмоций – это умение определить источник эмоций, классифицировать их, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой. Сюда же исследователи относят возможное дальнейшее развитие эмоции;

управление эмоциями – это умение использовать информацию, которую они дают, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.


Эмоциональный интеллект, к счастью, можно развить. Это не то, что дается нам от рождения и на всю жизнь. Хотя, например, Дж. Мейер верит, что повысить уровень эмоционального интеллекта невозможно, ибо, по его мнению, это как раз и есть данность. И то он допускает, что путем тренировок можно повысить уровень эмоциональной компетентности – способности распознавать свои чувства и чувства других людей с целями самомотивации и управления своими эмоциями.

Среди его оппонентов мы видим весьма авторитетного Д. Гоулмана, настоящего титана в изучении эмоционального интеллекта. Гоулман полагает, что эмоциональный интеллект развивать можно, потому что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни. Методы развития эмоционального интеллекта могут быть самыми разными, и среди них каждый найдет себе как минимум один наиболее подходящий: это и семейное воспитание, и отношения в обществе, и близкие отношения с противоположным полом, да и просто сам жизненный опыт, который, как известно, лучший учитель.

Когда исследования эмоционального интеллекта стали широкодоступны, они оказались тем самым недостающим звеном в специфическом вопросе: почему люди со средними показателями интеллекта (IQ) на семьдесят процентов времени опережают в работе конкурентов с самыми высокими показателями интеллекта. Эта неувязка бросала густую тень на то, что люди всегда принимали за единственный источник успеха: интеллект. Десятилетия исследования теперь указывают на эмоциональную составляющую интеллекта как на решающий фактор.

Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных навыков, которые описывают личную и социальную компетентность.

Личная компетентность складывается из нашего самосознания и навыков самоуправления, которые сосредотачиваются больше на нас индивидуально, чем на наших взаимодействиях с другими людьми. Личная компетентность – способность человека осознавать свои эмоции и управлять своим поведением и склонностями. К ней относятся два навыка:

● самосознание – способность точно чувствовать собственные эмоции и отслеживать их появление и развитие. Мы осознаем свои собственные эмоции, то, как они затрагивают наши мысли и поведение, знаем свои сильные и слабые стороны и поддерживаем на уровне уверенность в себе;

● самоуправление – способность использовать понимание своих эмоций, чтобы оставаться гибким и положительно направлять свое поведение. Мы в состоянии управлять импульсивными чувствами и поступками, управлять своими эмоциями (здоровыми способами!), брать инициативу, выполнять обязательства и приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам.


Социальная компетентность состоит из понимания происходящих в нашем окружении процессов и из навыков управления отношениями. Социальная компетентность – это наша способность понимать настроение других людей, их поведение и мотивы, для того чтобы улучшить качество наших отношений. Сюда относятся также два навыка:

● социальное понимание – способность точно подмечать эмоции других людей и понимать, что действительно происходит. Благодаря этому навыку мы умеем понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, чувствовать себя комфортно в обществе;

● управление отношениями – способность использовать понимание своих и чужих эмоций, чтобы успешно управлять взаимодействиями с другими людьми. Мы знаем, как развивать и поддерживать хорошие отношения, как общаться ясно, вдохновлять других, как хорошо работать в команде и находить выход из конфликтных ситуаций.


Эмоциональный интеллект, показатель интеллекта (IQ) и индивидуальность – это разные вещи. Эмоциональный интеллект – это фундаментальный элемент человеческого поведения, который отличен от интеллекта. Нет никакой известной связи между показателем интеллекта и эмоциональным интеллектом; совершенно невозможно предсказать уровень эмоционального интеллекта, основываясь на том, насколько кто-то умен, то есть насколько высокий у него IQ. Сам по себе IQ неправильно понимать как степень образованности или как показатель гениальности. IQ сам по себе – это ваша способность учиться, и в пятнадцать лет она у вас такая же, как в пятьдесят. Эмоциональный интеллект – это гибкий набор навыков, которые могут быть приобретены и улучшены с практикой. Хотя некоторые люди от природы имеют более высокий эмоциональный интеллект, чем другие, при желании вы можете развить эмоциональный интеллект до высокого уровня, даже если и не родились с ним.

Индивидуальность – последний кусочек мозаики. Это устойчивый стиль, который определяет каждого из нас. Индивидуальность – результат глубинных предпочтений, вроде склонности к сосредоточенности на себе или, наоборот, к экстравертарному поведению. Однако, как и IQ, индивидуальность не может использоваться, чтобы предсказать уровень эмоционального интеллекта. Как и IQ, индивидуальность устойчива и не изменяется в течение жизни. IQ, эмоциональный интеллект и индивидуальность – каждое из этих явлений представляет собой уникальную основу взаимодействия человека с самим собой и с окружающим миром.

Эмоциональный интеллект затрагивает:

наш успех на работе. Эмоциональный интеллект помогает управлять контактами, что особенно важно, если человек работаете в коллективе или если его работа связана с общением (а под эти критерии подходит подавляющее большинство занятий). EQ помогает мотивировать людей, а если в работе есть элемент конкуренции, превосходить соперников. Общаясь с руководителями служб персонала крупных компаний, можно узнать, что, проводя отбор на работу, они рассматривают EQ так же, как профессиональные навыки, и нередко требуют проведения EQ-теста перед приемом кандидата;

физическое здоровье. Современная жизнь представляет собой стресс, это факт. Конечно, есть люди, у которых стресса меньше, но в целом дело не в том, у кого его больше, у кого меньше, а в том, насколько человек способен им управлять. Если вы неспособны управлять уровнем напряжения, это может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Не зря говорят, что все болезни – от нервов: безудержное напряжение может поднять кровяное давление, подавить иммунную систему, увеличить риск сердечного приступа, внести свой вклад в бесплодие, ускорить процесс старения. Поэтому первый шаг к улучшению эмоционального интеллекта – это старание узнать и понять, как снизить стресс, как уменьшить напряжение;

умственное здоровье. Бесконтрольное напряжение может также воздействовать на умственное здоровье человека, делая его уязвимым для тревоги и депрессии. Не умея управлять своими эмоциями, мы оказываемся подвластны переменам настроения, а неумение управлять собой ведет к неспособности сформировать сильные отношения, что в итоге может заставить нас остро переживать одиночество;

отношения. Понимая свои эмоции и умея управлять ими, мы способны лучше выразить свои чувства и понять, что и как ощущают другие люди. Это умение позволяет нам общаться более эффективно и создавать более прочные отношения и на работе, и в личной жизни.


Итак, эмоциональный интеллект связан с успехом на работе. Подумайте: как сильно ваш эмоциональный интеллект влияет на профессиональный успех? Короткий ответ: очень сильно! Потому что он – это мощный способ сосредоточить энергию в одном направлении с огромным результатом. Социальные психологи из греческого Университета Аристотеля, будущие кандидаты наук, в ходе масштабного исследования, сопоставляя эмоциональный интеллект с тридцатью тремя другими важными для работы навыками, обнаружили, что именно эмоциональный интеллект – самый сильный предсказатель успеха на работе и именно он определяет пятьдесят восемь процентов успеха, причем во всех профессиональных сферах. Пятьдесят восемь процентов – задумайтесь, это больше половины! И получается, что на такие важнейшие факторы, как IQ, профильное образование, прежний опыт и пр. приходится даже меньше половины заслуг!

Наш эмоциональный интеллект – основа для приобретения важнейших навыков. Он воздействует на большую часть того, что мы говорим и делаем каждый день. Эмоциональный интеллект – самый значительный критерий успеха на рабочем месте, а для тех, кто целится на высокое положение, – это наиболее важный фактор лидерства и личного превосходства.

Среди участников исследования были руководители, в том числе крупных международных компаний; выяснилось, что девяносто процентов из них имеют очень высокий уровень эмоционального интеллекта. При этом среди сотрудников, занимающих низовые позиции, только двадцать процентов обладают сильно развитым эмоциональным интеллектом, – а это значит, что рано или поздно они займут куда более высокое положение. Если остальные разовьют свой эмоциональный интеллект, их возможности тоже заметно улучшатся. Вы можете быть главным лицом в компании, не обладая эмоциональным интеллектом, но шансы на это невелики.

Естественно, люди с высокой степенью эмоционального интеллекта зарабатывают больше денег, чем люди с низким EQ. Связь между эмоциональным интеллектом и доходом настолько прямая, что каждый пункт эмоционального интеллекта добавляет два процента к ежегодной зарплате. Конечно, два процента – это немного, но это – за каждый пункт! Полученные данные сохраняются для работающих во всех отраслях промышленности, на всех уровнях, в каждой области мира. До сих пор эксперты не нашли сферу деятельности, в которой успех и зарплата не были бы близко связаны с эмоциональным интеллектом.

Эмоциональный интеллект может быть развит. Это, безусловно, самое обнадеживающее его свойство. Сообщение между нашими эмоциональными и рациональными «мозгами» – физический источник эмоционального интеллекта. Тропа для эмоционального интеллекта начинается в мозге; когда с нами происходит какое-то событие, наши первичные чувства возникают здесь и через лимбическую систему прорываются на передовую мозга прежде, чем мы сможем рационально подумать о случившемся. Так, мы имеем эмоциональную реакцию на события прежде, чем разум оказывается в состоянии их осмыслить. Эмоциональный интеллект поэтому требует эффективной коммуникации между рациональными и эмоциональными центрами мозга.

Есть такой термин – «пластичность». Неврологи используют его, чтобы описать способность мозга к изменениям. Мозг выращивает новые связи, в то время как мы осваиваем новые навыки. Изменения постепенны и происходят потому, что клетки мозга развивают новые связи, чтобы ускорить эффективность новых приобретенных навыков. Использование стратегий развития эмоционального интеллекта позволяет миллиардам микроскопических нейронов, которыми вымощена дорога между рациональным и эмоциональным центрами мозга, «тянуть ветви», чтобы дотянуться до других клеток. Одна клетка может вырастить пятнадцать тысяч связей с соседями. Когда мы тренируем свой мозг, постоянно используя новые стратегии эмоционального интеллекта, эмоционально интеллектуальное поведение становится привычкой.

Откуда появились эмоции

Если несколько страниц назад мы вспомнили Дарвина, то забыть про эволюцию просто не имеем права. В плане эволюции истоком эмоций можно считать первичные формы раздражимости. Но истинные эмоции связаны с развитием особых структур мозга, прежде всего – лимбических образований (о которых мы тоже поговорим в специальном разделе). Именно благодаря этим образованиям произошел переход активного характера поведения на качественно новый уровень. Мозг приобрел способность использовать субъективные переживания (то есть эмоции) собственного состояния как побудительную и движущую силу поведения.

Первая физиологическая теория возникновения эмоций – это так называемая периферическая теория. Предложили ее У. Джеймс и К. Ланге в 80-х годах позапрошлого века. По их мнению, эмоции – это следствие изменений в деятельности внутренних органов и скелетной мускулатуры, а вызываются эти изменения соответствующими стимулами.

Эта теория имеет право на существование, но применяют ее в основном для объяснения эмоций, которые вызваны физическим состоянием организма (например, человек болен и, как следствие, переживает, испытывая самые разные отрицательные эмоции). Но для объяснения эмоций высшего уровня эта теория не подходит, потому что невозможно объяснить социальные или эстетические эмоции изменениями во внутренних органах. Если и можно, то лишь с большой натяжкой, вроде структурных изменениях в головном мозге, которые ведут к психопатологиям и, соответственно, неким социальным (или антисоциальным) ощущениям. Но это на самом деле и натяжка, и патология.

В первой трети ХХ века была выдвинута так называемая центральная (или таламическая) теория У. Кеннона и Ф. Барда. Теория эта основывается на том, что в определенной структуре мозга – таламусе – формируются эмоциональные возбуждения, следствием чего являются реакции на периферии мозга, характерные для той или иной эмоции. Вслед за этим Дж. У. Пейпс выдвинул свою теорию (теорию Пейпса), которая главную роль в формировании эмоций отводит лимбическим структурам мозга. Так как мы ранее уже упомянули про лимбическую систему и пообещали посвятить ей особый раздел, то вы догадываетесь, что именно этот ученый подошел к разгадке вплотную. По его теории, эмоциональные возбуждения возникают к гиппокампе, распространяются к мамиллярным телам, затем через таламус в поясную извилину. Так получается круг Пейпса (рис. 1) – поле эмоциональных переживаний. По мнению Пейпса, распространение эмоционального возбуждения с поясной извилины на кору больших полушарий и создает эмоциональную окраску психических процессов.


Рис. 1. Круг Пейпса


Мы говорили о том, что эмоции необходимы нам, чтобы жить и адаптироваться в обществе. Эту идею активно развивал в середине ХХ века физиолог Петр Кузьмич Анохин. Он разработал биологическую теорию, которая основана на том, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство более успешной адаптации живых существ к условиям существования. Эмоция оказалась полезной для выживаемости и позволила живым существам быстро и наиболее экономно реагировать на внешние воздействия, на возникающие внутренние потребности и их удовлетворение. Кроме того, эмоции позволяют животным и человеку оценивать влияние на организм различных, в том числе повреждающих, факторов. Они производят почти мгновенную интеграцию всех функций организма, в результате чего определяется полезность или вредность воздействующего фактора. Эмоции, по сути, отслеживают меняющуюся обстановку и таким образом помогают организму выработать ответную реакцию. Часто такая реакция вырабатывается молниеносно.

Нам интересна еще одна теория, авторство которой также принадлежит нашему соотечественнику, Павлу Васильевич Симонову. Его информационная теория предполагает, что эмоциональное состояние организма обуславливается двумя факторами: с одной стороны, отрицательными эмоциями, которые сопровождают исходные потребности организма, и с другой стороны – вероятным прогнозированием положительных эмоций при удовлетворении этих потребностей. Оценка мозгом двух важнейших факторов – потребности и вероятности ее удовлетворения – может быть необходимым и достаточным условием для появления спектра эмоций.

Эмоции и мозг

Если эмоции появляются в ответ на внешний раздражитель, то возникает закономерный вопрос: где они появляются? Есть определенные физиологические механизмы, знание которых помогает нам понять, откуда берутся наши эмоциональные реакции.

Метод самораздражения позволил объективизировать эмоциональные ощущения у животных. Началось все с 1954 года, когда двое исследователей Университета Мак-Гилла, Дж. Олдс и П. Милнер, готовились провести электрическую стимуляцию ретикулярной формации ствола мозга крыс во время обучения этих животных решению задач. Ученые вживили электроды в те зоны мозга животных, которые наиболее подходили для выполнения поставленной задачи. В предварительных опытах исследователи заметили, что при включении электрического импульса крыса постоянно убегала в определенное место. Чем чаще они наблюдали такой эффект, тем больше он их интриговал. Поэтому они приняли решение автоматизировать методику, чтобы подробно изучить это «принудительное повторение». Они изменили ситуацию так, что крыса могла обнаружить в углу клетки педаль, нажатие на которую включало импульс тока, раздражающего мозг. Крыса быстро научилась находить педаль и нажимать на нее. Вот так и появилась методика самораздражения мозга.

На этом, однако, история не закончилась. Джеймс Олдс составил карты участков мозга, от которых мог быть получен этот эффект. Техника не дала ожидаемых результатов – место расположения стимулирующего электрода оказалось далеко впереди от намеченного. Но по счастливой случайности был обнаружен участок мозга (медиальный переднемозговой пучок в области перегородки), который оказался одной из главных зон для получения этого эффекта. Остальная часть системы самораздражения простирается назад от этой зоны и включает области ствола мозга.

Эксперименты с использованием техники самораздражения продемонстрировали возможность формирования влечений к повторению электрической стимуляции лимбических структур у животных различных видов (рептилий, птиц и млекопитающих). Такое влечение часто довольно сильно и заставляет животных преодолевать значительные препятствия ради получения эффекта самораздражения. Зоны самостимуляции рассматриваются как центры положительных эмоций. Они широко представлены в области латерального гипоталамуса (части гипоталамуса), ретикулярной формации среднего мозга, в области перегородки, миндалине, гиппокампе и других лимбических образованиях. В коре мозга таких зон значительно меньше.

Раздражение некоторых структур мозга вызывает у животных выраженные реакции избегания. Эти зоны мозга принято считать зонами отрицательных эмоций (или отрицательными эмоциогенными зонами). Их стимуляция вызывает крайне негативное отношение к окружающей обстановке, в которой осуществлялось раздражение. Поэтому не только животные боятся заново входить в ветеринарный кабинет, где им однажды сделали больно, но и человек испытывает самые неприятные эмоции, входя в помещение, связанное с каким-то травмирующим событием. Зоны, раздражение которых вызывает отчетливые отрицательные эмоциональные реакции, располагаются также в области гипоталамуса, в центральной части ретикулярной формации среднего мозга и перегородки, а также в миндалине.


Часто люди, узнавая, что отрицательные эмоции рождаются не просто «в голове», а в четко определенных мозговых структурах, предаются размышлениям о возможности усовершенствования человека: а что, если удалить эти структуры из мозга? Тогда ведь негативу неоткуда будет браться, и мы больше не почувствуем обиды, неверия, сомнения, неудовлетворенности – разве не так?

Конечно же, этим вопросом ученые уже задавались. Реакции при отсутствии объективных критериев, вызывающих эмоции, У. Кеннон называл ложными эмоциональными реакциями. Такие реакции наблюдаются при удалении миндалины и гиппокампа, а ярость – при удалении коры больших полушарий. Иными словами, формула «нет области мозга – нет проблемы» не работает. Эмоции остаются. Ф. Гольтц в 1982 году наблюдал за собаками, у которых была удалена кора больших полушарий. Собаки злобно реагировали на любые внешние раздражения. При этом ярость охватывала их до такой степени, что они теряли способности адекватно оценивать раздражитель; их реакция была чрезмерной, и даже собаки, которые до операции были дружелюбными, после нее нападали на своих хозяев.

Двое других ученых, Х. Клювер и П. Бьюси, выяснили, что у обезьян после удаления височных областей коры развился синдром (названный по имени исследователей синдромом Клювера – Бьюси): на этих животных продолжали действовать раздражители, но они перестали оценивать их биологическую значимость. Они не могли видеть опасность в том, что должно было вызвать тревогу; например, они могли съесть совершенно несъедобный предмет или продолжали хватать зажженную спичку даже после того, как обжигались. Они полностью утратили чувство страха, но это не то состояние, которое называется бесстрашием; напротив, животные стали ручными, начали доверять абсолютно каждому (даже тому, кто раньше не вызвал бы у них доверия). В дополнение к этому в своей стае эти животные стали дезадаптированы, иными словами, неприспособленными к обществу себе подобных и в результате потеряли положение в стае. Исследователи доказали, что во всех случаях повреждения коры больших полушарий головного мозга эмоциональные реакции приобретают извращенный характер.

Пять ключевых навыков для развития эмоционального интеллекта

Когда мы говорим о счастье и успехе в жизни, эмоциональный интеллект значит так же много, как интеллектуальная способность. Эмоциональный интеллект помогает человеку строить прочные отношения, преуспевать на работе и достигать личных целей. Но, зная о том, почему эмоциональный интеллект настолько важен, полезно знать и то, как повысить его уровень. В этом помогут пять основных навыков.

Вся поступающая информация подходит к мозгу через наши чувства, и когда эта информация кардинально напряжена или эмоциональна, инстинкт берет свое, и наша способность к действию ограничивается базовыми умениями, необходимыми для выживания: бегом, борьбой или отрешенностью. Поэтому, чтобы иметь доступ к широкому диапазону выборов и чтобы принимать правильные решения, мы всегда должны быть в состоянии сбалансировать эмоции.

Память также тесно связана с эмоцией. Учась использовать эмоциональную область своего мозга так же, как рациональную, мы не только расширяем свой диапазон выборов, когда дело дойдет до реакции на новый случай; мы также учимся вовлекать эмоциональную память в принятие решений. Это помогает уберечься от непрерывного повторения прежних ошибок.

Чтобы повысить уровень EQ, как мы уже намекнули, вам нужно понять эмоциональную сторону вашего мозга и научиться управлять ею. В этом вам помогут знания, которые вы получите из этой книги, потому что эти знания сами по себе представляют ценнейшее оружие. Есть пять ключевых навыков; справившись с первыми двумя, вы намного легче освоите остальные три.

Итак, развитие эмоционального интеллекта проходит через пять ключевых навыков.

Навык 1: быстро снижать уровень стресса.

Навык 2: понимать свои эмоции и управлять ими.

Навык 3: устанавливать контакт с окружающими, используя невербальную коммуникацию.

Навык 4: использовать юмор и игру, чтобы справляться с вызовами и преодолевать препятствия.

Навык 5: позитивно решать конфликты.


Эти навыки может освоить любой человек, в любое время, независимо от возраста и образования. Но есть разница между знанием об эмоциональном интеллекте и применением этого знания на практике. Знание, что мы должны что-то сделать, не означает, что мы это сделаем, особенно когда мы подавлены напряжением, которое может свести на нет наши лучшие намерения.

Высокий уровень напряжения может мешать способности человека точно прочитывать ситуацию, слышать то, что говорят окружающие, знать о своих собственных чувствах и потребностях, ясно выражать свои мысли и общаться с другими. Умение быстро успокаивать себя и уменьшать напряжение помогает оставаться уравновешенным, сосредоточенным и контролировать себя независимо от того, какие проблемы возникают или насколько напряженной становится ситуация.

Чтобы постоянно изменять и улучшать свое поведение, находясь под эмоциональным давлением, вы должны знать, как использовать в своих интересах мощные эмоциональные части мозга, которые остаются активными и доступными даже во времена стресса. Это означает, что вы не можете просто прочитать об эмоциональном интеллекте, чтобы овладеть им. Вы должны испытать и практиковать перечисленные выше навыки в каждодневной жизни. О том, как это сделать, мы сейчас и будем говорить.

Урок к навыку 1 Как снизить уровень стресса

Развивайте свое умение справляться со стрессом, делая следующие шаги.

● Осознайте, что у вас стресс. Признайте, что вы под давлением. Первый шаг к снижению уровня стресса – понимание того, что значит ощущать стресс. Контролируйте, отмечайте, как вы себя чувствуете, когда на вас оказывается давление. Как реагирует ваше тело? Следите за тем, как напрягаются мышцы (обратите внимание, что при стрессе в них постоянно поддерживается напряжение), как меняется дыхание (становится более поверхностным и неровным). Знать о своей физической реакции на стресс – значит быть способным регулировать напряжение, когда оно наступает.

● Найдите свой ответ на стресс. Каждый реагирует на это состояние по-своему. Тому, кто склонен сердиться или волноваться, лучше всего помогут такие способы (мысли, занятия), которые успокаивают. Тому, кто склонен к депрессии, помогут стимулирующие действия. Тот, кто становится рассеянным и медлительным, нуждается в действиях, которые обеспечивают и комфорт, и стимуляцию.

● Найдите технику борьбы со стрессом, которая подойдет именно вам. Техник великое множество, среди них найдется и такая, которая сработает для вас наилучшим образом. Не отчаивайтесь, если опробованные способы не помогали, – вы просто не нашли свой. Будьте уверены, он существует. Неврологи и психологи всего мира десятилетиями совершенствуют методики борьбы со стрессом. Пока вы ищете свой способ, помните простое правило: лучший способ быстро снизить уровень стресса – включить как минимум один из каналов восприятия: зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой. Каждый, опять же, отвечает по-разному на активирование органов чувств, поэтому вам нужно найти такие вещи, которые быстро вас успокаивают или, наоборот, бодрят. Например, если у вас лучше прочих работает визуальный канал, вам помогут зрительные образы, которые вызывают у вас эмоциональный отклик и меняют ваше настроение к лучшему (это может быть что угодно, от посещения музея до просмотра фильма или журнала). Если вы больше реагируете на звук, включайте музыку или идите в парк и слушайте ветер в ветвях деревьев. Найдите свой способ!

Урок к навыку 2 Как понимать свои эмоции и управлять ими

Ключ к пониманию себя и других – это способность быть в контакте со своими эмоциями, отдавать себе в них отчет и знать, как они влияют на наши мысли и действия. Это кажется таким простым, но, к сожалению, кто-то даже не задумывается, что это вообще имеет значение. И в результате многие люди разъединены со своими эмоциями, не чувствуют контакта с ними, не знают признаков их появления и проявления, не умеют их контролировать; особенно это относится к сильным основным эмоциям типа гнева, печали, страха и радости. Такое разъединение с собственными эмоциями может быть результатом отрицательных событий, особенно происходивших в детстве, которые научили человека отключать его чувства. Но, искажая или отрицая свои чувства, мы не можем устранить их. Они все еще внутри нас, знаем мы о них или нет. К сожалению, без эмоционального понимания самих себя мы неспособны ни полностью понять наши собственные побуждения и потребности, ни эффективно общаться с другими.

В каких отношениях вы состоите со своими эмоциями?

● Вы испытываете чувства, которые текут, порождая одну эмоцию за другой? Когда у вас происходит смена эмоций, чувствуете ли вы это, чувствуете ли, как меняется ваше состояние?

● Ваши эмоции сопровождаются откликами, которые вы испытываете в животе, груди, горле (например, ком в горле, легкость в груди, мурашки по спине и пр.)?

● Вы испытываете скрытые эмоции (гнев, печаль, страх, радость), каждая из которых очевидна в тонких выражениях вашего лица?

● Вы можете испытать интенсивные чувства, настолько сильные, чтобы захватить и ваше внимание, и внимание других людей?

● Вы обращаете внимание на свои эмоции? Они влияют на принятие решений?

Если любое из этих переживаний вам незнакомо, ваши эмоции могут быть снижены или выключены. Чтобы быть эмоционально здоровым и эмоционально интеллектуальным, вы должны восстановить связь со своими основными эмоциями, принять их и почувствовать себя комфортно в этом взаимодействии с ними. Эмоциональное понимание может быть изучено в любое время жизни. Если вы не знаете, как управлять стрессом, важно начать именно с этого. Когда вы освоите это умение, вам станет намного легче вернуть связь со своим эмоциональным миром, вы будете легче переносить сильные или неприятные эмоции и менять даже то, как именно вы испытываете те или иные чувства и как отвечаете на них.

Урок к навыку 3 Как научиться невербальному общению

Чтобы быть хорошим собеседником, требуется гораздо больше, чем только умение красиво говорить. Более того, очень часто то, что вы говорите, менее важно, чем то, как вы говорите. Огромное значение имеют невербальные сигналы, которые вы посылаете собеседнику: тон голоса, выражение лица, жесты, положение тела (в какой позе вы сидите или стоите, как близко вы находитесь к собеседнику), как быстро (медленно) или как громко (тихо) вы говорите, смотрите ли в глаза тому, с кем разговариваете. Чтобы удерживать внимание других, строить с ними доверительные взаимоотношения, вы должны знать и контролировать язык тела. Вы также должны быть в состоянии точно прочесть и ответить на невербальные сообщения, которые другие люди посылают вам. Эти сообщения не прерываются, когда человек прекращает говорить. Даже когда вы молчите, вы все еще общаетесь невербально.

Думайте о том, что вы транслируете, и как соотносится то, что вы передаете, с тем, что чувствуете. Если вы настаиваете, что у вас все хорошо, и в то же время сжимаете зубы и отводите взгляд, ваше тело ясно сигнализирует о противоположном, о том, что у вас вовсе не все хорошо. Ваши невербальные сообщения могут произвести впечатление интереса, доверия, взволнованности – или опасения, беспорядка, недоверия и незаинтересованности.

Как улучшить невербальную коммуникацию?

Успешная невербальная коммуникация зависит от вашей способности управлять напряжением, признавать ваши собственные эмоции и понимать сигналы, которые вы посылаете и получаете. Когда вы общаетесь:

● фокусируйтесь на своем собеседнике. Если, вместо того чтобы концентрироваться на нем, вы поглощены мыслями о том, что сказать дальше, или мечтаете, или размышляете о чем-то еще, то будьте уверены, что вы пропустите невербальные сообщения и прочие тонкости беседы;

● установите зрительный контакт. Смотрите в глаза тому, с кем говорите, лишь периодически отводя взгляд на несколько секунд, чтобы не вызвать у собеседника напряжения. Зрительный контакт может передать интерес, поддержать ход беседы, помочь понять ответ другого человека и его реакцию на ваши слова;

● обращайте внимание на невербальные реплики, которые вы посылаете и получаете, – такие как выражение лица, тон голоса, положения тела, жесты, темп беседы.

Урок к навыку 4 Как использовать юмор и игру, чтобы справляться с вызовами

Юмор, смех и игра – естественные противоядия к трудностям жизни. Они облегчают ношу и помогают видеть нечто хорошее в происходящем и лучшее – в будущем. Шутка помогает посмотреть на проблему с другой стороны, отнестись к ней проще. Хороший смех уменьшает стресс, поднимает настроение и возвращает нервную систему в состояние равновесия. Веселое, игривое общение вносит оживленность в отношения. И в целом юмор расширяет рамки эмоционального интеллекта, помогая нам:

● преодолевать препятствия и справляться с затруднениями. Включая чувство юмора, мы разрешаем себе рассматривать расстройства и разочарования в новой перспективе; смех и игра позволяют нам пережить периоды раздражения, трудные времена, задержки в важных делах, неожиданные преграды на пути к цели;

● сгладить углы. Использование юмора часто помогает нам говорить вещи, которые в противном случае было бы трудно выразить, не вызвав замешательство;

● одновременно расслабить и простимулировать самого себя. Общение с элементом игры уменьшает усталость и расслабляет тело, что позволяет нам «перезарядить батарейки»;

● проявлять творческие способности. Расслабляясь, мы освобождаемся от косного стиля мышления, позволяем своей мысли приносить неожиданные и свежие идеи, а себе – смотреть на вещи по-новому.


Развить у себя умение общаться легко, весело и живо – не так уж сложно. И главное, никогда не поздно перейти на сторону смеха, никогда не поздно увидеть самому и показать другим свою игривую, задорную, юморную сторону. Для этого нужно, во-первых, почаще практиковаться: чем больше мы шутим и смеемся, тем более легкой задачей это становится. Во-вторых, нужно найти приятные действия, которые расслабляют вас и помогают вам выражать свою игровую природу. И, наконец, хорошая практика – это игры с животными, маленькими детьми и такими людьми, которые ценят игривое подшучивание.

Урок к навыку 5 Как позитивно решать конфликты

Конфликт и разногласия неизбежны в отношениях. Два человека не могут всегда иметь одни и те же потребности, мнения и ожидания. Однако надо понимать, что это нормально. Решение конфликта здоровыми, конструктивными способами может усилить доверие между людьми. Когда конфликт не воспринят как угроза или наказание, он, наоборот, способствует свободе, творческому потенциалу и безопасности в отношениях. Способность управлять конфликтами положительным, создающим доверие способом поддерживается предыдущими четырьмя навыками эмоционального интеллекта. Осознав, как управлять стрессом, быть эмоционально сознательным, общаться невербально, использовать юмор и игру, вы сразу получите средства для того, чтобы справляться с эмоционально заряженными негативными ситуациями, а также выявлять потенциально конфликтные ситуации и разряжать их прежде, чем они взорвутся.

Есть несколько способов решения конфликтов в ключе, который укрепит отношения и построит доверие между сторонами-участниками.

● Оставайтесь сосредоточены на настоящем моменте. Не цепляйтесь за старые обиды и негодование, это поможет принять реальность, понять суть сложившейся ситуации и не только решить ее, но и рассмотреть ее как новую возможность устранить старые конфликтные чувства.

● Выбирайте аргументы. Аргументация при решении конфликта требует времени и энергии, особенно если вы хотите решить его положительным способом. Определите, о чем стоит спорить, а на что не стоит тратить силы.

● Прощайте. Обидное поведение других людей остается в прошлом. Чтобы решить конфликт, вы должны отказаться от желания наказать и отомстить.

● Пресекайте конфликты, которые не могут быть решены. Подобные конфликты побуждают людей продолжать спорить бесконечно. Отличить подобный конфликт просто: спор идет и идет, страсти накаляются, а вы понимаете, что ничего не исправить, никто никого не переубедит, никто не хочет переубеждаться, цель спора – не поиск истины, а сам конфликт, и со временем все станет только хуже. Если вы втянуты в конфликт, который невозможно решить, – выходите из него. Просто выдерните себя из него, прекратите спор, прекратите доказывать, прекратите опровергать, – сделайте это, даже если вы все еще не согласились с мнением противника.