Вы здесь

Эмоциональные горки вокруг света. Подготовка. Шаг второй (Анна Фадеева-Файгенбаум, 2018)

Подготовка. Шаг второй


Самое ценное и важное, что будущий иммигрант (экспат) может сделать, – это подготовить почву для своего переезда. Как информативную и материальную, так и психоэмоциональную. Подготовка придаст уверенности в своих действиях, а значит, и благополучно скажется на эмоциональном фоне. С информативной точки зрения, благо есть Интернет, где можно найти достаточно статей и форумов с ответами от бывалых иммигрантов. Одними из моих любимых являются InterNations.com и Expatforum.com. Здесь вы можете задать вопросы: где найти жильё? какие документы необходимы при подаче на временное жительство? можно ли водить машину с иностранными правами? И многие другие. Помимо этого, можно зарегистрироваться в группе, где можно подбодрить друг друга и проконсультировать лично, если в этом есть необходимость. Встречи проходят по определённым дням.

Важный пункт, который отмечают многие иммигранты, – это приведение своих документов в порядок.

Если вы решили переехать, то необходимые бумаги стоит начать собирать как можно раньше. Одна из моих знакомых обожала Францию, в частности Париж. Она спала и видела, как гуляет по улице Mouffetard и дегустирует вина и шоколад местных производителей. Чтобы мечта стала явью, она старательно готовила свою дипломную работу в течение года. После защиты диплома у неё появилась возможность уехать на обучение в страну Наполеона. Таким образом, благодаря гранту и приглашению от университета Сорбонны у неё есть студенческая виза.

Другой мой знакомый отправлял десятки своих резюме в различные IТ-компании Австралии на протяжении семи-восьми месяцев. После многочисленных Skype-интервью и собеседования с множеством компаний ему прислали приглашение на работу.

Не всегда и не у всех есть легальная возможность переехать жить туда, куда хочется.

Во время учёбы на факультете иностранных языков у нас была возможность поехать в США на практику и заодно поработать там в сфере услуг. Обычно такая практика длится три-четыре месяца. За это время можно познакомиться с культурой посещаемой страны, завести друзей, попрактиковать свои языковые знания. Осознать, нравится ли тебе страна в целом и с переполненными от впечатлений головой и сердцем вернуться в свою альма-матер. Но не все так поступают. Из 10 студенток, которые поехали со мной и работали в разных частях страны, вернулись домой только четыре (в том числе и я). Шесть других предпочли нелегально остаться в стране возможностей и свободы и попробовать применить свои знания. Необходимо уточнить, что четыре из оставшихся со временем получили легальные основания на жизнь в Америке: три вышли замуж, одна получила работу с рабочей визой, в то время как две другие по сей день живут в стране нелегально.


Любая страна защищает свои границы. Иммиграционная служба работает на высоком уровне на всех континентах. И никто не хочет столкнуться с проблемами касательно визы или паспорта (либо разрешения на работу) при въезде в страну, как это, например, случилось со мной.


Когда я переехала в США, то понимала только одно: хочу быть с любимым человеком. Я не догадывалась, как всё сложится. Мне не хотелось об этом думать. Молодость и наивность помогали мне совершать безумные поступки. Живя уже три месяца в США, мама пригласила меня отправиться с ней и папой в путешествие в Таиланд. Работа на тот момент у меня уже была, но дистанционная, а мой мужчина был не против моего двухнедельного воссоединения с семьёй. Но вот иммиграционная служба была не столь рада моему обратному приезду в Америку через полмесяца отсутствия. С документами (а именно с многократной трёхлетней визой) всё было в порядке с точки зрения закона, но иммиграционному офицеру не понравилось, что в паспорте было очень много штампов въезда на территорию страны, то есть его смутил тот факт, что за восемь месяцев я была в США четыре раза, из которых три месяца не выезжала за границу (хотя по закону я по туристической визе могу находиться в штатах до шести месяцев).

После изнурительных 24 часов перелёта с остановками меня повели в отдельную комнату. Бежевые стены, два ряда пластиковых кресел. Напротив меня – два стола, за которыми сидели офицеры. В комнате, помимо меня, находились ещё пять-семь человек. Меня знобило. То ли от утомления и долгого перелёта, то ли от низкой температуры в помещении. Со мной не общались, не давали объяснений, кроме как приказа сидеть и ждать.

Через час или полтора меня попросили подойти к столу. Один из офицеров принёс мой чемодан и открыл его при мне, другой офицер попросил отдать мою женскую сумку с телефоном. Они стали перебирать мои летние платья, открывать коробки с подарками. Меня не смущали их действия, я понимала, что это часть их работы – разобраться в происходящем. Но я не была готова к последующему допросу. Меня спрашивали о поездке в Таиланд, с кем я там была. Чем занимаюсь, где работаю, где и с кем живу в США, какие отношения у меня с молодым человеком.

Я запаниковала, не понимала, что именно надо говорить. На вопрос о молодом человеке я ответила, что он просто друг и я всегда останавливаюсь у него, когда приезжаю в Америку. Мне казалось, если я скажу, что люблю его, они меня депортируют тут же.

После этого офицер достал мой телефон и просмотрел все мои фотографии, более того, он открыл почту с перепиской между мной и моим мужчиной. Из писем было ясно, что мы больше чем друзья. Я никогда не ощущала себя настолько униженной и незащищённой. Мне хотелось, чтобы всё побыстрее закончилось. Я уже была готова отправиться обратно в Россию, лишь бы больше так не краснеть, как я это делала перед совершенно незнакомыми мужчинами в самой холодной комнате на земле.

После моего глупого молчания офицер посмотрел на меня внимательно, словно читал мои мысли, и попросил сказать ему правду и что, возможно, именно мои слова позволят ему принять решение. Я собрала все свои оставшиеся силы и произнесла слова, которые сама ещё не понимала умом, но уже чувствовала сердцем. Да, я люблю моего мужчину и переехала сюда, чтобы быть с ним. Офицер улыбнулся и спросил, планируем ли мы пожениться. Это был второй удар под дых. Мысли не могли собраться в кучу, в горле пересохло, а я сама ещё не отошла от предыдущих вопросов. Поняв, что отвечать надо, я сказала, что да, мы планируем свадьбу.

У Элизабет Гилберт есть книга «Законный брак», где она – уроженка США, а её мужчина – из Бразилии. Его также остановили в аэропорту. Но с ним была Элизабет. Офицер по иммиграции расспрашивал их о жизни и дал понять, что позволит мужчине въехать, только если они заключат брак. Государство за них решило: хотите быть вместе – действуйте, как мы вам говорим.

После трёх часов унизительного шоу меня отпустили. Я вышла в зал аэропорта. Там было пусто. Люди, которые прилетели вместе со мной, разбежались по городу, а кто-то из них уже был на полпути в другой город страны. И только один человек, мой самый дорогой, ждал с цветами, сидя на скамейке. При виде меня он всё понял. Нет, он всё понял ещё три часа назад, когда не увидел меня выходящей из зелёного коридора. Притянув меня к себе, он сказал заветные слова: «Давай поженимся». Эти слова хотела бы услышать любая девушка, но при других обстоятельствах.

После этого началась моя долгая дорога из ожиданий и борьбы с бюрократией.


Помимо документов, необходимых для въезда, непременно нужно иметь при себе список бумаг, которые могут понадобиться для совершения каких-либо операций у себя на родине.

Так, например, совсем недавно мне пришлось идти в российское консульство, чтобы заполнить и заверить заявление, позволяющее мне выписаться из одной квартиры в России и прописаться в другой. Для этого мне нужен был мой паспорт с регистрацией.

Казалось бы, некоторые документы, которые используются только на родине, и вовсе брать не нужно. Можете отсканировать часть из них, чтобы у вас всегда был доступ к ним. А также сделайте предусмотрительный шаг и заверьте генеральную доверенность на имя человека, которому вы доверяете. Благодаря этому вы можете хотя бы на год избежать нервотрёпки с неотложными делами, возникающими у вас в стране.

Помимо генеральной доверенности, также стоит узнать о водительских правах (можете ли вы водить машину со своими правами хотя бы первое время?).

Диплом. Если вы захотите поступить в университет или колледж либо вам нужно будет устроиться на работу, где непременным условием является наличие образования, стоит позаботиться о переводе диплома.

Страховка. Не секрет, что в Европе, а также в англоязычных странах стоимость страховки существенно бьёт по кошельку. А если у вас нет стабильного заработка в новой стране, то медицинские расходы на непредвиденные случаи могут влететь в копеечку. Только после четырёх лет проживания в США я смогла позволить себе купить страховку и оплачивать её на ежемесячной основе. К сожалению, были случаи, когда мне необходимо было обратиться к доктору. В эти моменты мне помогла туристическая страховка от российского банка, где у меня был открыт счёт. Поэтому на первых порах не плохо бы приобрести международную страховку. На всякий случай.


Материальная база у каждого своя. Я слышала истории, как люди переезжали со 100 долларами в кармане и находили себе жильё и работу. И всё же, чтобы быть более уверенным в себе, лучше иметь банковский счёт. Примерный план трат желательно составить заранее. Исходя из возможностей и потребностей цифра может варьироваться. Шаблонного ответа, к сожалению, нет, но есть опыт экспатов и иммигрантов.

Во-первых – жильё. Вне зависимости от континента этот пункт всегда входит в тройку по затратам. Будь это комната, которую вы делите с ещё двумя жильцами, или отдельная вилла, необходимо заранее подготовить тройную сумму оплаты. Она покроет первый и последний месяцы проживания и депозит. Этот пункт может съесть большую часть денежных запасов, но он и самый главный, потому как по всем остальным вопросам можно пойти на компромиссы. На HDTV, как я уже упоминала, есть передача о людях, которые переезжают в другие страны и ищут жильё вместе с риелторами. В конце каждой передачи человек приходит к выводу, что компромисса не избежать: либо по бюджету, либо по расположению, либо по комфорту. Если хотя бы два пункта совпадут, значит, вам повезло. Но не стоит унывать. Через какое-то время, когда обоснуетесь на новом мете, у вас могут появиться новые варианты.

Моей подруге Ванессе приходилось переезжать несколько раз. Благодаря её работе у неё была возможность пожить в Нидерландах, Бразилии, Финляндии. К сожалению, работодатель не предоставлял жильё и ей приходилось искать его самостоятельно. Она выработала тактику, которая работает практически всегда. На первых порах Ванесса советует бронировать недорогой отель на неделю, а по прибытии изучить местность и прочувствовать, на сколько комфортно вы себя ощущаете в тех или иных районах. Обязательно заглядывайте в местные кафе, магазины или хостелы и ищите доску объявлений. Будучи ещё за пределами новой страны, зарегистрируйтесь на форумах для экспатов и Фейсбуке и напишите пост о поиске жилья. Чем больше знакомств вы заведёте за первые несколько дней (недель), тем легче адаптируетесь впоследствии.

Как ни парадоксально, но 1 000 долларов в США и Таиланде – совершенно разные суммы для затрат на жильё. В крупных городах Штатов вам гарантирована маленькая студия для одного или приличная комната в общей квартире. В то время как в Таиланде (конечно, также зависит от местности) можно позволить небольшую виллу с бассейном. Та же 1 000 долларов в Никарагуа даст вам возможность оплатить жильё за два месяца. Двухкомнатная квартира в Болгарии обойдётся всего в 500 долларов.

Если вам нужно детально сравнить жизнь между вашей страной и вашим будущим местом жительства, загляните на сайт www.numbeo.com, где у вас будет возможность проанализировать ценовую разницу на бытовые запросы.

Во-вторых – еда. Сюда входят затраты как на самостоятельное приготовление еды, так и на походы в кафе и рестораны. Главным лайфхаком становится знание о том, куда ходят за покупками местные жители. Так как я живу в курортном месте, то цены на товары поднимаются в разы во время летних месяцев. Небольшой магазинчик на углу возле железнодорожной станции с большими скидками, где большая часть товаров из Мексики, не раз спасал меня в первые месяцы переезда. А в таких странах, как Израиль, Египет или Турция, где аромат местных рынков распространяется на три квартала, лучший вариант сэкономить на еду – умение торговаться. Моя знакомая Вероника со своим мужем переехали из Финляндии в Марокко несколько лет назад. Её желание быстро ассимилироваться в чужую культуру заканчивалось крахом, когда она ходила на рынок. Вероника видела, как местные женщины рявкали на продавцов, а те в ответ активно жестикулировали руками и что-то отвечали. Подобное поведение обескураживало Веронику, её скандинавский менталитет не хотел принимать данный способ общения. Но это было не просто общение. Это – способ жизни в южных культурах, где умение торговаться – искусство. И подобный навык может сэкономить вам неплохие деньги для будущих нужд.

В-третьих – транспорт. Вне зависимости, есть у вас работа или нет, этот пункт необходимо учитывать. Во многих европейских странах местные муниципалитеты стараются сделать города чище и уменьшить транспортную нагрузку, поэтому вариант с велосипедом может решить вопрос затрат на транспорт. Но, например, в США или Канаде на велосипеде далеко не уедешь. Здесь нужна или машина, которая включает в себя расходы на бензин и страховку, или пара лишних сотен долларов в месяц на проезд. Чем меньше развит общественный транспорт, тем дороже он обходится потребителям. Дорога на работу из Нью-Джерси в Нью-Йорк обходилась мне в среднем 500 долларов в месяц. Сюда входила оплата на электричку и метро. Поэтому стоит внимательнее относиться к вопросу места жительства. Возможно, сэкономив на квартире, вы неожиданно откроете для себя новую проблему с затратами на транспорт.