Глава первая
Омоложение? Процесс начинается с головы
Почему так важно трепетное отношение к своему телу
Омоложение? А разве такое возможно? Нет, под омоложением я вовсе не имею в виду, что шестидесятилетний человек будет выглядеть как двадцатилетний. Такое – вряд ли! Молодость не зависит только от внешнего вида человека, молодость – это нечто, что дарит человеческому телу просто неограниченные возможности, которые к реальному биологическому возрасту человека не имеют никакого отношения. Думаю, один маленький пример не помешает. Шестидесятипятилетняя женщина после годового курса упражнений китайской йогой молодости с удивлением констатировала тот факт, что… подросла на несколько сантиметров. Другая пожилая дама благодаря нескольким из тех упражнений, о которых мы будем говорить на страницах книги, излечилась от головокружений и остеохондроза. Даже самые невозможные вещи всегда могут стать реальностью, если мы захотим воплотить их в жизнь и начнем целеустремленно заниматься.
К чему я все это? Да к тому, что совершенное человеческое тело есть синоним молодости. Как достичь такого совершенства, то есть удержать столь быстро уходящую молодость? Одна истина непреложна в данном случае: честность по отношению к самому себе. И настойчивое желание посвятить самосовершенствованию хотя бы толику своего времени.
Любите себя – и все получится! Даже помолодеть!
Чувствуете ли вы себя намного моложе, если к вам относятся с должным уважением и любовью? Конечно же! Потому что, когда вас любят, вы горы свернуть готовы – и даже помолодеть.
А вы? Вы сами? Вы кого-нибудь любите? Цветы, животных, людей – всех тех, кто окружает вас? Любите? Тогда почему же вы жалуетесь на то, что дома вам неуютно, что на работе нездоровая обстановка? Угадайте, кто в этом виноват? Конечно же, вы! Потому что не любите. А все и вся на этой земле жаждет любви. Любви и добра.
Каждый человек ничего не желает так страстно, как нежности. Пытаясь привлечь чье-то внимание, мы улыбаемся, и наша улыбка рождает ответную симпатию в человеке. Вода, которой мы умываемся, нежно касается нашего тела. А это тоже ласка. Солнечные лучи щекочут наше лицо? Это нежность природы, обращенная к нам, людям. Ветерок приятно овевает наше разгоряченное тело? Это и есть любовь. Дома резвится щенок, пытаясь лизнуть нас в щеку? Эта ласка бесценна. Потому что именно такая любовь дарит нам молодость.
А вы? Вы-то сами способны на любовь хотя бы к себе?
Внимание, которое вы уделяете вашему телу, вашему организму, в лучшем случае измеряется секундами. Наверное, потому, что нам очень сложно представить, сколько «жильцов» обитает в доме нашего тела на этажах наших клеток, органов, систем жизнедеятельности, костей и мускулов. Огромный механизм неограниченных возможностей, способный при случае сам себя и отремонтировать. И все это находится к тому же в безостановочном движении. Вся жизнь есть движение. Погрузка и разгрузка. Зарядка и разрядка. Вы спрашиваете – и получаете ответ. Вы делаете выдох – и вдыхаете заново. Погружаетесь в таинства сна – и вновь просыпаетесь. Покидаете отработавшее свое земное тело – душа вновь вселяется в новую оболочку.
Познакомьтесь с вашим телом – и обретете молодость!
Обойдите все уголки дома-тела. Пора бы, ведь именно вы – его «ответственный квартиросъемщик». Так пора бы вам получше и поближе познакомиться со своим «жилищем». Видите бесконечный Млечный Путь нервной системы, где нервы посверкивают и мерцают, словно звезды? Каналы наполнены жидкостью вашего тела, а в них отражаются деревья мускулов и костей. Иногда, правда, налетают мощные электрические бури болевых ощущений. Поговорите с другими «квартиросъемщиками» вашего тела. Дайте понять им, что желаете «соседям» только добра.
Обязательно относитесь к своему телу как к дому. Вы – его полноправный владелец.
А теперь представьте, что живете на первом этаже этого дома. Вы… тазобедренный сустав, крестец, на котором покоятся поясничные позвонки. Или же вы… половые органы, половые железы. Вы можете быть и коленным суставом, и голеностопным суставом или же веселыми, «суетливыми» (то есть подвижными) пальцами.
Ну и как вам живется на первом этаже дома? Может статься, что вы, коленный сустав, взываете о помощи и лечении? Или же вы, тазобедренный сустав, просите снизить вес, который вам приходится нести, потому что эти «соседи сверху», лишние килограммы… ну никакого житья от них не стало! Либо вы, половые органы, всем довольны, потому что в вашем доме всегда тепло и не страшно простудиться.
А теперь давайте-ка заглянем на второй этаж. Вы можете быть почками, вы можете быть мочевым пузырем. Как там на вашем этаже с водоснабжением? Чистую ли воду вы получаете? А может, вы – межпозвоночный диск? Как-то там вам живется?
Давайте поднимемся на третий этаж. Центральная станция энергоснабжения. А вы – двенадцатиперстная кишка. Привыкли ли вы к хорошо переваренной пище или на вас так и валятся из желудка почти не размельченные куски еды? Вы, желчный пузырь, устали от бесконечной работы, а вас еще и жиром заливают? Вы, поджелудочная железа, такая грешница и поведение у вас то еще? Как-то живется вам, тонкой кишке, которая, будучи пять метров в длину, все сопровождает в сосуды и лимфосистему? А каково вам, толстой кишке, такое количество пищи – переваренной ли, непереваренной – проталкивать? Зато вас должны уважать все члены семейства кишечника. А еще на третьем этаже живет семьдесят процентов всех иммунных клеток, к которым мы слишком часто относимся чересчур безалаберно и непредусмотрительно. А как чувствуете себя вы, печень? Не вы ли иногда столь жалобно зовете на помощь, когда вас затапливают алкоголем? Как у вас дела, милейший позвоночник? Устали, дает о себе знать ишиас, вы оскорблены вечным «слишком много»? А вы, пупок, вы, солнечное сплетение? Хотите отдохнуть? Тоскуете по покою и одиночеству, по медитациям, когда хоть ненадолго можно уйти в себя?
Вам всем нужны любовь и забота? Что ж, ничего удивительного в этом нет.
Давайте поднимемся на четвертый этаж вашего дома-тела. Легкие, джунгли тела, одаривают нас кислородом. Сердце – центр сил, жизни и любви. Грудные позвонки, ребра защищают, словно сверкающая белая броня, наши органы. Как же просто представить себя одним из этих обитателей большого дома! А как часто стесненные в «жилищных условиях» ребра взывают к нам о помощи – то бюстгальтер слишком тесный, то еще что-нибудь не слава богу! И как же радуются легкие, когда открыты для проветривания все окна! А сердце! Как же счастливо оно, если мы улыбаемся и говорим ему спасибо за то, что оно работает без боли и осложнений. Да, кстати, вы представьте себя сердцем, живущим в квартире на четвертом этаже дома-тела. Ну, и каково вам? Тепло ли в этой квартире, наполнена ли она светом и радостью? Как вы сами-то думаете, хорошо ли всем обитателям четвертого этажа на их «жилплощади»?
А теперь загляните к жителям пятого этажа. Представьте, что вы – шейные позвонки. Легко ли вам нести голову? Или она так склонилась вниз под грузом забот, что даже бедным плечам тяжело? Вообразите себя зубом. К вам в этой квартире хорошо относятся? Помогают поддерживать чистоту? А вы, челюстные суставы, вам-то каково живется? Легко, нет? Вечно стиснутые в гневе зубы покоя не дают? Что ж, можно только посочувствовать. А вы, голосовые связки? Вечно вас окуривают сигаретным дымом, так что кашель на вашу «жилплощадь» незаконно подселяется? Эх, до чего же замечательно, быть щитовидной железой! Вы напоминаете разноцветную бабочку и ответственны за активность всех обитателей вашего дома. Вы мешаете излишнему накоплению жидкости в тканях. Вы дарите жильцам хорошее настроение и заботитесь об активности половых гормонов. Позвольте же свету и легкости разлиться по жилищу вашей щитовидной железы. Тяните вашу шею кверху, словно лебедь. Относитесь получше к жильцам пятого этажа вашего тела.
Жильцам шестого этажа дома-тела повезло – высоко живут, хорошо все видно. И относятся все к ним, как к элите жилого пространства. Как же, органы чувств! Нет, еще лучше: в качестве главной железы гормонов, гипофиз, вы являетесь знаменитым дирижером, руководящим оркестром всех остальных желез. А к дирижерам следует относиться с уважением! Вы – жилец по имени Ухо? Тяжело же вам приходится! Ведь больше всего на свете вы предпочитаете тихий покой и приятные, красивые звуки. Вы, глаз, предпочитаете лицезреть чистоту и порядок. А вы, слизистая оболочка, любите свежий воздух и ароматы. Вы же, слюнная железа, предпочитаете всем прочим естественные вкусы. А в качестве восприимчивых чувственных нервов вы тоскуете по нежным поглаживаниям, мягкому ветерку, солнечным ваннам и освежающему дождю. А если вы сможете представить себя так называемым третьим глазом, вы ощутите глубокий покой, к вам будет притягиваться, как к магниту, вся энергия, что сможет «наколдовать» хорошее самочувствие и даже молодость.
На последнем, седьмом, этаже вы можете приблизиться к великой тайне шишковидной железы. Она производит гормон, о котором рассказывают, что он может подарить вечную жизнь. А там, где находится родничок у новорожденного, можно, как через телескоп, взглянуть прямо в небо. Взглянуть в то царство, о котором втайне тоскует каждый человек. Загляните и вы в никем не открытое фантастическое пространство, где обитают ангелы, передающие наши желания тому, кто несет ответственность за все в мироздании.
Вот и закончена экскурсия по вашему «дому». Радует ли вас счастье его обитателей? Сохраните любовь и нежность к ним в вашем сердце. Не закрывайте ваши уши к тихим голосам обитателей тела, которые в особо напряженные времена теряют покой, находясь на грани нервного срыва.
Полюбите, наконец, ваш дом – ваше тело, и оно ответит вам не меньшей любовью, отличным здоровьем и молодостью.
– Yi-er-san, yi-er-san, – часами слушаю я крики под окном. Длинная пластиковая труба перетянута огромным кабелем и уложена в траншею. Перекинув через плечо лямки, трудятся они, маленькие грациозные люди с загорелыми лицами, подбадривая себя этим «раз, два, взяли». Траншею они вырыли лопатами, целый день рыли, потому что земля здесь, в Сингапуре, жесткая и каменистая, а солнце светит просто безжалостно. Инструментов, кроме лопат, у них никаких, один только раз им подвезли пару пневматических молотков, чтобы разбить асфальт. Они работают с восхода солнца и до позднего вечера, до наступления темноты. Иногда я поглядываю на них с балкона отеля. С высоты они кажутся мне утомленными странниками, явившимися из очень далекого и очень чужого мира.
Приезжие работники в Сингапуре как призраки. Их расселяют по жутким баракам, и те превращаются в их тайные крепости, в которые никто из горожан уже не рискнет заглянуть. Я часто наблюдаю за ними. Вот они сидят около прорытого ими рва и обедают, жадно, торопливо, словно боятся, что пищу эту у них просто-напросто отнимут.
Они молоды, пугливы, все как один с густыми, пропылившимися, плохо постриженными волосами. На ногах армейские ботинки, на плечи накинуты куртки не по размеру.
Раз в году, к весенним праздникам, они разъезжаются по домам, в свои провинции. Долго ждут на вокзалах отправления поездов, полулежа между мешками с вещами, перебрасываются в картишки и кости, курят, спят – и так в любую погоду.
Интересно, хоть кто-нибудь что-то знает о них? Что им интересно? Что их действительно волнует в этой жизни? Кажется, они привыкли строить, строительство высотных домов стало страстью этих муравьишек. В этой страсти они нашли источник своей вечной молодости и неисчерпаемой силы. Города с их высотными зданиями сжирают их молодость, их выносливость, их физические силы и возможности, взамен давая им работу и немного денег, а они по-прежнему остаются молодыми. Может, потому, что живут энергией надежды?