Вы здесь

Элементарная экономика. Учебное пособие. §2. Человеческая деятельность. Цели и блага (Давуд Зулумханов)

§2. Человеческая деятельность

Цели и блага

Умение абстрагировать дало человеку возможность анализировать настоящее и моделировать будущее. Основным побудительным фактором такого рода моделирования, является наличие некоторого беспокойства по поводу существующего или будущего положения дел. Беспокойство вызывает, например, любая угроза жизни.

Беспокойство и страхи возникают и в случае невозможности понять связи между явлениями, а, значит, и невозможности провести анализ текущего или будущего состояния. Неопределенность – один из факторов сильного беспокойства.

Пытаясь снять беспокойство, человек моделирует новые ситуации. Модель ситуации снимающей беспокойство, построенная в результате мышления, становится целью.

Если будет найдена модель (цель), в которой состояние беспокойства будет меньше, человек, опять же на моделях, оценивает риски перехода из текущего состояния в состояние предпочитаемое. В большинстве случаев, человек начинает действовать, когда получены удовлетворительные модели и предполагаемого действия, и предполагаемого результата.

Возможность формировать цели породила совершенно новый вид деятельности. Ведь для достижения вновь сформированной цели необходимо разрабатывать и новые виды действий, которых ранее в природе не было.

Деятельность, направленную на формирование целей и способов их достижения, будем называть человеческой деятельностью.

Для достижения новых целей требуются ресурсы. Ресурсы, используемые человеком для достижения цели, называются благами. Блага, доступные человеку, ограниченны. Следовательно, возникают новые задачи: как добыть необходимые блага, и на достижение каких именно целей, прежде всего, их направить?

Умение абстрагировать позволяет человеку действовать целенаправленно и решать эту задачу. Он может строить абстрактные модели будущих действий, что дает ему возможность оценить возможные варианты последствий тех или иных выбранных действий. Работа над моделями позволяет значительно сократить время и затраты как на получение блага, так и на обретение опыта.

Вначале моделируется самый простой и быстрый, на первый взгляд, способ, который оценивается с точки зрения имеющихся возможностей и благ. Если результат не удовлетворителен, то строится следующая модель. В каждом новом случае исследуются новые возможности и имеющиеся блага. Причем, исследуются как наращивание самих возможностей, так и обретение новых благ.

Тем не менее, когда человек решает, что данный вариант действия может привести к поставленной цели и для этого есть необходимые возможности и ресурсы, он не начинает действовать автоматически. Он может выбирать: действовать или не действовать.

В отличие от человека, звери лишены подобной возможности выбирать.

В то же время, человек, прежде чем действовать, оценивает ещё и риски связанные с репутацией, т.е. этическую сторону дела. Т.е. человек оценивает результаты своих действий еще и с точки зрения других людей. Ведь взаимодействие и сотрудничество с другими людьми дает неизмеримо больше возможностей. Рисковать связями ради частной временной выгоды нежелательно. При этом этические нормы – довольно консервативная и инертная система отношений, которая складывается в течение длительного периода времени.

Освоение норм этики происходит в раннем возрасте и по большей части неосознанно. Таким образом, поведение человека в достаточно большой степени определяется не только им самим, но и заложенными в его сознании нормами, правилами, законами.

Тем не менее, всегда остается некоторая область, в которой каждый человек делает свой собственный осознанный выбор.

А что происходит, если беспокойство достаточно велико, а построить модель его снятия не получается? Что делать, если для подобного анализа нет начальных данных или способностей?

В этом случае, некоторые люди смиряются с беспокойством, а некоторые, тем не менее, начинает действовать. Действовать спонтанно. Спонтанное, не смоделированное действие, тем не менее, дает некоторый результат.

Если результат положителен, то идет накопление данных, необходимых для моделирования дальнейших действий. Если результат отрицателен, то это тоже результат, который удаляется из будущих возможных вариантов действий. Связь между объектами или явлениями, полученная в результате спонтанных действий становится опытом. А. С. Пушкин называл этот опыт «сыном ошибок трудных».

Для получения опыта путем совершения спонтанных действий, которые невозможно заранее рассчитать, требовалось своего рода жертвоприношение.

Праксиология и экономика

Блага, доступные человеку, ограниченны, а цели многочисленны. Следовательно, человек должен решать, как получить недостающие ресурсы и выбирать, как их распределить между конкурирующими целями. После принятия решения, человек должен действовать. Иначе цели не достигнуть. Но действие должно оставаться в рамках правил, запрещающих насилие. Иначе человек перестает быть человеком. Из возможных вариантов действий насилие должно исключаться.

Человеческая деятельность, по определению, ненасильственна.

Человеческая деятельность, направленная на формирование (или поиск) оптимальных способов достижения цели называется праксиологией.

Праксиологический анализ есть результат мыслительной и только мыслительной деятельности человека. И этот анализ основывается на его оценочных суждениях и на оценочных суждениях других людей. Здесь могут иметь место некоторые правила и ограничения.

Формирование цели – тоже мыслительный процесс. Но здесь не может быть правил и ограничений. Ведь, никто заранее не знает, в чем смысл жизни, и какова ее конечная истинная цель. Поэтому каждый вправе ставить цели, которые он считает нужными и так, как он считает нужным.

Человеческая деятельность, направленная на получение благ и их распределение между сформированными целями по рангу их значимости, называется экономической деятельностью или просто экономикой.

Процесс формирования самих целей не является предметом праксиологии или экономики. Это – область психологии.

Экономика и этика

Множество успешных методов решения экономических задач сохраняются и накапливаются в виде правил. Следование этим правилам делает достижение цели более вероятным.

Довольно длительное время фактор физического выживания человека был главным. Увеличение ресурса, позволяющего сохранить и продлить жизнь, являлось важнейшим видом деятельности. Каждый, кто находил способ увеличить количество доступного ресурса, становился обладателем более высокого социального статуса.

Сотрудничество, совместная деятельность давала большее количество благ и обеспечивала большую защищенность и продолжительность жизни. Следовательно, стали сохранятся и накапливаться наиболее удачные варианты правил сотрудничества. Причем выбор и сохранение не носили сознательный характер. Никто заранее не мог знать или заранее рассчитать, какое именно правило окажется полезным.

В силу различий между социальными группами, обитающими на различных территориях, правила сотрудничества, спонтанно возникающие в них, сильно отличались. Случайно обнаруженные лучшие правила давали возможность выжить и успешно развиваться группам, которые их обнаружили. С течением времени, становясь более многочисленными и обретая большую мощь, они вытесняли иные группы. Тем самым непреднамеренно распространялись наиболее удачные правила сотрудничества между людьми.

Эти правила стали складываться в нормы этики, морали, нравственности. Причем, вполне понятными и различимыми признаками полезности обнаруженного правила являлись не мнения авторитетов и не рассуждения моралистов, а наличие вполне осязаемого блага. Блага, полученные в результате следования сложившимся правилам стали называть богатством.

Следовательно, каждый действующий человек, преследуя свои личные цели в рамках человеческой деятельности, сам того не подозревая способствует укреплению морали и наращиванию библиотек правил общения, которые становятся основой этики.

Именно эта его деятельность, деятельность предпринимательская, а не какая-либо другая, сделала возможным выживание колоссального количества людей, вытащила их из нищеты и голода. И именно она является главным фактором благотворительности.

Сторонники «разумного и справедливого перераспределения благ в пользу нуждающихся» только разрушают эти сложившиеся за тысячелетия правила и увеличивают количество нуждающихся.

Экономика и естественные науки

Человек, занимающийся экономической наукой, строит экономическую теорию, которая описывает деятельность, направленную на обретение ограниченных благ и деятельность, направленную на распределение благ между сформированными целями. Причем, деятельность, исключающую насилие.

Экономическая теория строится на основе выявления (открытия) общих регулярностей в построении оценочных суждений людей по поводу возможных вариантов обретения и распределения ресурсов.

Исследование закономерностей формирования самих целей в экономическую теорию не входит.

Чем отличается экономическая наука от естественных наук, например от физики? Чем отличаются регулярности, открываемые в экономике и законы, открываемые в физике?

В физике, человек, предлагающий свой вариант описания связей между явлениями, никак не может влиять на сами явления. Ньютон не может влиять на гравитацию, а Ом – на зависимость силы тока в проводнике от напряжения. Здесь сами наблюдаемые явления становятся фактами, с которыми надо считаться. Соответствие фактам и является проверкой верности предлагаемых расчетов. Физик не может применить силу против наблюдаемых и исследуемых явлений. И связи между явлениями не зависят от оценочных суждений исследователя-физика.

В экономике все обстоит несколько иначе. Здесь все зависит от частных оценочных суждений. И здесь в отношениях меду людьми имеет место быть насилие, которое может заставить изменить оценочные суждения или может заставить действовать вопреки оценочным суждениям.

Если мы условно изолируем насилие, т.е. будем рассматривать человеческую деятельность в чистом виде, тем не менее, остается частное оценочное суждение, которое подвержено изменению.

Но частных суждений столько же, сколько и людей и они постоянно меняются. Может показаться, что в реальности невозможно построить адекватную общую экономическую теорию.

Перед подобной проблемой в свое время стали физики, изучавшие состояние газов. Газов много, они разные и, казалось, надо строить теорию для каждого газа отдельно. С другой стороны, каждый газ состоит из отдельных молекул, они взаимодействуют, и результат взаимодействия зависит от их относительных скоростей. А скорости молекул разные и постоянно меняются. Поэтому теория, описывающая состояние даже одного единственного газа, получалась неимоверно сложной.

Выход был найден в построении модели идеального газа и использовании методов математической статистики. Для идеального газа теория была быстро построена. Она позволила достаточно адекватно описывать состояние реального газа, вставляя в законы состояния идеального газа поправки на газ реальный.

Точно так же, экономическая теория выносит за скобки не только насилие, но и бесконечное множество индивидуальных оценочных суждений, заменяя их усредненной величиной, выделенной в результате обнаружения некоторых регулярностей.

Что это за регулярности и где они были обнаружены?

Обычно человек желает быть здоровым и богатым, нежели бедным и больным. И человек обычно предпочитает воспользоваться некоторым ресурсом сегодня, нежели чем иметь возможность пользоваться им в неопределенном будущем. Так же, человек обычно желает получить желаемое с наименьшими затратами своих ресурсов и по возможности в более короткое время. Это все – регулярности, общие для большинства. Экономическая теория опирается на них, как математическая теория опирается на постулаты.

Но, если математический постулат считается незыблемым и работает всегда, то экономический постулат всегда относителен. Всегда найдется исключение из правил, где данный экономический постулат может не сработать. Т.е. экономическая теория имеет дело с неопределенностью. Она стремится уменьшить эту неопределенность, но она не может полностью ликвидировать ее. Ясно, что стремится не теория, а человек, но для краткости будем говорить, что стремится теория.

Человек обычно боится неопределенности. Он желает получить определенность. Поэтому часто появляются теории, которые будто бы устанавливают подобную определенность. Но надо понимать, что построить подобную теорию невозможно так же, как невозможно построить, например, вечный двигатель.

Вычисления и измерения в экономике и математике

Измерение – сравнение с эталоном. Эталон – однородная величина, взятая в качестве одинаковой для всех единицы сравнения.

Величина – результат счета или измерения. В естественных науках, величины можно обозначить буквами (параметрами). Связь между параметрами называется формулой.

Формула позволяет вычислить то, что трудно измерить, с помощью того, что измерить легко… Например, измерив диаметр окружности, можно вычислить длину окружности по формуле сd. Эта формула справедлива для любой окружности. С результатом вычисления, здесь, нельзя не согласиться.

Экономические величины отличаются от математических или физических величин. Экономические величины – результат частного оценочного суждения. Поэтому результаты вычислений, проведенных разными людьми по одной и той же «формуле», могут сильно отличаться. Чтобы снять конфликт по поводу результатов подобных «расчетов», каждый раз стороны договариваются, что именно в рамках настоящей сделки считать эталоном и какие связи (формулы) считать верными. Универсальных (объективных) эталонов и формул в экономике нет.

Тем не менее, экономический расчет имеет место быть. Рынок формирует относительно стабильные цены, опираясь на которые предприниматель может рассчитать как текущие, так и предполагаемые затраты и доходы1.

В естественных науках эталоны универсальны, а связи (формулы) объективны. Формулы длины окружности или закона всемирного тяготения не зависят от частного оценочного суждения.