Раздел II. ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Глава 4. Некоторые составляющие электронной образовательной среды
4.1. Развитие электронной образовательной среды как основы развития электронной педагогики
Многие ученые и практики полагают, что информационная образовательная среда (ИОС) – это целостная система, состоящая из подсистем для реализации учебного образовательного процесса с применением современных информационно-технических и учебно-методических средств. Впрочем, согласны с этим не все13.
Автор данной монографии мог бы назвать свои основные типологические признаки образовательной среды. По мнению автора, эти признаки можно сформулировать нижеследующим образом:
1. Образовательная среда – это определенная разновидность социальной общности людей, занятых похожим педагогическим трудом в сфере просвещения, науки, культуры.
2. Образовательная среда обязательно представляет собой некий системный комплекс.
3. Образовательная среда – это непременно непротиворечивая целостная система обучения и воспитания для достижения необходимой педагогической цели при непрерывном образовании.
Все эти типологические признаки необходимо учитывать при разработке и использовании современных электронно-образовательных ресурсов для информатизации сферы обучения в обществе.
Дело в том, что за последние 25–30 лет компьютеры и основные информационные технологии заметно изменились, и усложнилось общение с ними человека. Революционно преобразовалась и их электронная база. Компьютеры значительно уменьшились по своим габаритам (размеру), повысилась их надежность, точность и быстродействие, расширились их функции: теперь они не только вычисляют, но также выполняют и все более сложные, логические и эвристические операции, а в определенной мере даже и творческие.
Новые информационно-коммуникативные возможности надо, разумеется, использовать для новейших систем телекоммуникационного образовательно-педагогического обучения, например, дистанционного обучения (разного уровня и конфигурации).
Важно только, чтобы эта новая “электронная педагогика” не игнорировала вышеобозначенные типологические признаки современной, эффективной, информационной образовательной среды.
А между тем это получается не всегда. Например, нельзя односторонне увлекаться информационной модой в образовании. Любая мода не только заразительна, но и опасна. Не всегда идея безудержной информатизации педагогического процесса имеет положительные последствия на практике. В связи с этим необходимо, может быть, даже ограничивать иногда возможности компьютеров с целью предоставления большего пространства для свободной творческой деятельности педагога и обучающегося.
Исследования показывают, что при внедрении информационных технологий в педагогическую деятельность не всегда учитывается творческая деятельность педагога в электронном образовании. Зачастую имеет место стремление как можно шире и больше использовать технические средства в учебном процессе, особенно при проведении презентации современного электронного оборудования. При этом не бывает четких обоснований по использованию компьютеров и собственно творческой педагогической деятельности самого преподавателя.
В силу этого существует необходимость приступить к разработке методики современного электронного образования и широко применять для этого качественное и количественное психолого-педагогическое моделирование (оно подробно описана в работе [86]).
На рис. 9 представлена одна из возможных математических моделей педагогической системы14. В соответствии с ней реальный вариант информационно образовательной среды (ИОС), например – это педа гогическая система (ПС) вместе с ее обеспечением, т. е. подсистемами финансовоэкономической, материально-технической, нормативноправовой, маркетинговой и менеджментской.
Рис. 9. Структура педагогической системы
Более подробно остановимся на том, что такое ИОС. Для этого рассмотрим виртуальное представительство (ВП) какого-либо учебного заведения. В настоящее время считается, что ВП – это взаимосвязанный набор сервисных служб (программных модулей), который обеспечивает возможность подготовки и проведения учебного процесса и реализации функциональных обязанностей любой категории пользователей, главными из которых, по нашему мнению, при подготовке и реализации учебного процесса являются преподаватель и студент. Состав и содержание информационных ресурсов назначается самим учебным заведением, а набор сервисных служб изложен в типовом программном обеспечении “Виртуальный университет”. Администрирование ВП осуществляет базовое учебное заведение, реализуя свою методику обучения. ВП – это программный комплекс с полным набором сервисных служб и информационных ресурсов для обеспечения учебного процесса в данном учебном заведении.
Основные структурные блоки ВП, состав учебного процесса включают в себя электронную библиотеку; электронный деканат; электронную кафедру. Содержательное описание блоков Электронная библиотека и Электронный деканат можно найти в одной из уже опубликованных монографий15. Вопрос о построении и развитии электронной кафедры разрабатывается, и на сегодня есть уже определенный задел в этом направлении16.
Конец ознакомительного фрагмента.