Вы здесь

Экспорт образовательных услуг. Анализ управленческих решений. Глава 1. Повышение конкурентоспособности российского образования (Е. А. Полушкина, 2015)

Глава 1

Повышение конкурентоспособности российского образования

Конкурентоспособность российского образования определяется предпочтениями населения при выборе того или иного места обучения. В большинстве случаев население руководствуется рядом субъективно оцениваемых характеристик учебного заведения, отражающих:

• качество образовательной деятельности, при этом, несмотря на практическое отсутствие измерителей качества обучения, население все же имеет сложившуюся оценку качества работы учебного заведения;

• условия, в которых содержатся учащиеся в учебных заведениях, включая и такие характеристики, как наличие общежития (кампуса), организация в нем питания, проведение внеучебного времени и др.;

• условия физического доступа к учебному заведению, характеризующегося не только временем, затрачиваемым на ежедневную дорогу к нему, но и условиями этой «дороги», включая, например, необходимость для детей перехода проезжей части без подземного перехода или светофора;

• важное значение имеет также сложившаяся в общественном мнении оценка учебного заведения, своего рода его «торговая марка», престижность обучения в нем.


Этим перечнем направления оценки не исчерпываются и служат исключительно иллюстрацией содержания существующего подхода к оценке того или иного учебного заведения с позиций потребителя образовательных услуг. Сопоставление такого рода оценок различных учебных заведений позволяет населению выделять их относительные конкурентные преимущества, т. е. решать задачу выбора наиболее предпочтительного места обучения. Общая схема такой оценки представлена на рис. 1.1.


Рис. 1.1. Основные направления оценки конкурентных преимуществ образовательных учреждений


Несмотря на наглядность и наличие понятных, в общем, признаков, использование приведенных характеристик затруднено рядом обстоятельств:

• характеристики не являются исчерпывающими, поскольку могут дополняться, изменяться и пр.;

• содержание характеристик не является однозначно понимаемым и, следовательно, не может использоваться для принятия решений без дополнительного толкования;

• практически отсутствуют инструменты измерения или иной оценки этих характеристик, кроме субъективных представлений и констатации наличия или отсутствия того или иного признака;

• формализация данного подхода приведет к созданию множества характеризующих отдельные образовательные учреждения наборов данных, требующих интерпретации, выработки представления об «идеальном» учебном заведении в координатах указанных условий, сопоставления полученных оценок и осуществления других действий, разработка которых является самостоятельной проблемой.

В связи с этим представляется необходимым пойти по пути разработки отдельных оценок конкурентоспособности образовательных учреждений, основанных на более четком определении содержания данного понятия.

Под конкурентоспособностью образования в рамках настоящей работы понимается совокупность качественных и количественных характеристик объекта системы образования, оценка которых отличается от оценки аналогичных характеристик иного объекта или иной системы образования и позволяет получить лучшие по сравнению с ними результаты деятельности. В качестве таких результатов могут рассматриваться качественные характеристики предоставляемых образовательных услуг, количественные характеристики объекта и системы образования в целом, эффективность использования ресурсов для получения необходимого результата.

Понятие конкурентоспособности образования рассматривается в двух аспектах.

Внутренняя конкурентоспособность образования обеспечивает его привлекательность для населения страны в целом и отдельных регионов в частности. В этом аспекте объектом исследования являются подсистемы профессионального образования:

• отдельные образовательные учреждения;

• совокупности образовательных учреждений:

– определенного профиля;

– отдельного региона;

– определенного уровня образования и т. д.

О внутренней конкурентоспособности можно судить по значениям нескольких параметров, к числу которых можно отнести следующие:

• абитуриенты, желающие обучаться и поступающие в отдельные образовательные учреждения, т. е. сделавшие выбор в пользу этого учебного заведения;

• население соответствующей возрастной группы, обучающееся в образовательных учреждениях соответствующего уровня образования, т. е. сделавшее выбор в пользу определенного уровня образования «в ущерб» иным уровням;

• учащиеся, приехавшие из другого региона для обучения.


Внешняя конкурентоспособность свидетельствует о привлекательности национальной системы образования для обучающихся из других стран, и прежде всего стран с развитой инновационной экономикой. В этом аспекте объектом исследования выступает национальная система образования или ее подсистемы. Остепени привлекательности можно судить по двум основным параметрам:

• объем предоставления образовательных услуг гражданам зарубежных стран; иногда данный параметр представляется как экспорт образовательных услуг;

• место национальной системы образования в ряду систем образования других стран, определяемое на основе многочисленных международных сопоставлений.


Для получения различных оценок в качестве объекта исследования могут рассматриваться отдельные образовательные учреждения, группы образовательных учреждений, расположенных в пределах одного региона.

Выделение факторов, определяющих внутреннюю конкурентоспособность российского образования, осуществляется на основе декомпозиции содержания указанных выше показателей, позволяющих судить о величине конкурентоспособности.

Численность абитуриентов, желающих обучаться в том или ином образовательном учреждении, определяемая по числу поданных заявлений, при прочих равных условиях прямо указывает на привлекательность обучения именно в этом учреждении. Иными словами, чем больше желающих поступить на обучение в образовательное учреждение, тем выше его конкурентоспособность. Этот показатель может использоваться для оценки конкурентоспособности объекта «образовательное учреждение». Для выравнивания условий необходимо скорректировать его по числу мест обучения, т. е. использовать показатель конкурса. Следует учитывать, что число заявлений, поданных на поступление, и число учебных мест являются статистическими показателями. Данная характеристика может использоваться только в профессиональном образовании.

Величина этой характеристики конкурентоспособности отдельного образовательного учреждения определяется следующими факторами:

• число заявлений, поданных на поступление в образовательное учреждение;

• число мест для поступления, имеющихся в образовательном учреждении;

• численность абитуриентов, подавших заявление на поступление в несколько образовательных учреждений (двойной счет);

• численность населения соответствующей возрастной группы как потенциальная численность абитуриентов;

• доля населения соответствующей возрастной группы, обучающегося в образовательных учреждениях, конкурентоспособность которых оценивается;

• иные факторы, связанные с ограничением на поступление в образовательное учреждение (ЕГЭ, например, в случае введения «отсечки» по полученным результатам для поступления в вузы).


Таким образом, оценка конкурентоспособности образовательного учреждения (K1) может быть представлена функцией от нескольких переменных:

K
1 = f(З,М,N
2,Nb,Дв, Экз),

где З – число поданных заявлений на поступление в образовательное учреждение; М – число мест для поступления, имеющихся в образовательном учреждении; N2 – численность абитуриентов, подавших заявление на поступление в несколько образовательных учреждений (двойной счет); Nb – численность населения соответствующей возрастной группы как потенциальная численность абитуриентов; Дв – доля населения соответствующей возрастной группы, обучающаяся в образовательных учреждениях, конкурентоспособность которых оценивается; Экз – иные факторы, связанные с ограничением на поступление в образовательное учреждение.

Обобщенная оценка влияния указанных факторов на величину конкурентоспособности образовательного учреждения представлена в табл. 1.1.

Конкурентоспособность совокупности образовательных учреждений (K2), в качестве которой могут рассматриваться, например, учреждения одного уровня образования, определяется привлекательностью для населения соответствующей возрастной группы. Оценка конкурентоспособности может базироваться на показателе доли обучающегося населения в соответствующей возрастной группе.

Следует учитывать, что количество обучающихся определяется не только численностью населения, но и числом мест в образовательных учреждениях, которые могут быть заняты. Иными словами, могут быть заняты только имеющиеся места в учебных заведениях.

При изменении демографической ситуации доля обучающихся может сокращаться или увеличиваться, что, однако, не является свидетельством изменения конкурентоспособности образовательных учреждений, а указывает только на изменение соотношения численности населения и числа учебных мест. Поэтому оценку конкурентоспособности по данному параметру следует корректировать на изменение численности населения в соответствующей возрастной группе, что ограничивает сферу применения данного показателя, сводя его к сравнительным оценкам типа: «Насколько изменилась конкурентоспособность по сравнению с базовым годом». Расчет показателя может осуществляться по формуле:

K
2 = (N
уч.)/(N
возр.): (N
возр.)/(N
баз.),

где Nуч. – численность учащихся в совокупности образовательных учреждений; Nвозр. – численность населения соответствующей возрастной группы, обучающегося в образовательных учреждениях; Nбаз. – численность населения в такой же возрастной группе в базовом году.


Таблица 1.1. Оценка влияния различных факторов на величину конкурентоспособности образовательного учреждения


Конкурентоспособность образовательных учреждений может оцениваться по степени заинтересованности в них учащихся, проживающих в другом регионе. При использовании такой оценки необходимо учитывать следующее:

• обучение в другом регионе для уровней профессионального образования является обычным явлением, поскольку учреждения профессионального образования располагают общежитиями[3]; в подтверждение этого можно привести данные статистики (табл. 1.2);

• проживание в общежитии можно считать подтверждением конкурентоспособности условно, поскольку в общежитии живут обучающиеся не только из других регионов;

• обучение в другом регионе для учащихся общеобразовательных школ является, скорее, исключением из общего правила, согласно которому школьное обучение проходят по месту жительства, поэтому для данного уровня образования такой подход не применяется;

• возможны случаи обучения в общеобразовательных учреждениях другого региона, если эти учреждения ближе и (или) удобнее в доступе по сравнению с учреждениями «своего» региона, но подобные случаи также являются, скорее, исключением и не рассматриваются.


Статистика не содержит данных о числе учащихся учреждений начального профессионального образования, нуждающихся в общежитиях. Указано лишь, что из 360,4 тыс. мест в общежитиях занято под проживание учащихся 175,1 тыс. мест, т. е. 48,6 %. В то же время 61,2 тыс. учащихся проживает на частных квартирах. Можно считать, что при наличии в целом достаточного числа мест обеспеченность общежитиями составляет только 74,1 %, что обусловлено неравномерным обеспечением общежитиями учебных заведений этого уровня образования.


Таблица 1.2. Обеспеченность общежитиями учащихся государственных и муниципальных учреждений профессионального образования в 2008 г.

Источник: Образование в Российской Федерации: 2010: стат. сб.

М.: Государственный университет – Высшая школа экономики, 2010. 492 с.


Общим фактором, влияющим на конкурентоспособность, также является цена обучения в тех случаях, если учащийся (студент) поступает на обучение с полным возмещением затрат (на коммерческой основе) или в негосударственное образовательное учреждение, осуществляющее платное обучение. Сравнительные цены на обучение представлены в табл. 1.3, а динамика отношения расходов на образование к среднемесячной начисленной заработной плате работников организаций – на рис. 1.2. График показывает выраженную тенденцию к снижению цен на образовательные услуги по отношению к среднемесячной заработной плате, особенно заметную в сфере высшего профессионального образования, включая негосударственные учебные заведения.

Пока трудно сказать, является ли эта картина результатом конкурентной борьбы «за потребителя» или просто следствием опережающего роста оплаты труда. Тем не менее цены на обучение относительно снижаются, что указывает на определенную оценку этого фактора повышения конкурентоспособности со стороны, по крайней мере, производителя образовательных услуг.


Таблица 1.3. Средние потребительские цены на отдельные виды услуг образования (на конец года, руб.)

Источник: Образование в Российской Федерации: 2010: стат. сб.

М.: Государственный университет – Высшая школа экономики, 2010. 492 с.


Факторы внешней конкурентоспособности российского образования определяются на основе декомпозиции содержания приведенных выше показателей объемов предоставления образовательных услуг гражданам зарубежных стран и места национальной системы образования в ряду других стран.

Объемы предоставления образовательных услуг гражданам зарубежных стран отражаются государственным статистическим наблюдением в виде численности учащихся и студентов зарубежных стран, обучающихся в российских учебных заведениях (табл. 1.4).

Следует учитывать, что граждане СНГ, Грузии и Балтии обучаются в российских учебных заведениях бесплатно и с полным возмещением затрат на обучение по двум основаниям:

• поступают на обучение и обучаются вместе с гражданами России (на условиях общего приема);

• поступают на обучение и обучаются по международным соглашениям как на бесплатной основе, так и с полным возмещением затрат на обучение.


Рис. 1.2. Динамика изменения цен на образовательные услуги по отношению к среднемесячной заработной плате


Граждане других иностранных государств поступают на обучение и обучаются как с полным возмещением затрат, так и бесплатно.

При расчете показателей табл. 1.4 учитывались все эти основания. Как видно из приведенных данных, доля иностранных учащихся в российских учебных заведениях незначительна по сравнению с аналогичными показателями ведущих стран мира.

Объем средств, получаемых учреждениями среднего и высшего профессионального образования из иностранных источников, составляет от общего объема поступлений сотые доли процента и 0,3 % соответственно.

Оценка конкурентоспособности системы образования может проводиться по результатам соответствующих международных сопоставлений. Например, по результатам PISA Россия занимает от 24 до 32 места по оценке результатов обучения в различных областях общего образования (табл. 1.5). В целом по результатам исследования 2003 г. Российская Федерация отнесена к группе стран, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла по всем странам ОЭСР[4].


Таблица 1.4. Численность учащихся зарубежных стран в российских учебных заведениях, 2008 г.

Источник: Образование в Российской Федерации: 2010: стат. сб.

М.: Государственный университет – Высшая школа экономики, 2010. 492 с.


Можно сказать, что конкурентный потенциал российской системы общего образования находится на недостаточно высоком уровне. Однако оценки такого рода относятся к разряду политических решений, поскольку требуют иных обоснований, нежели простой констатации существующего положения системы образования.


Таблица 1.5. Положение стран по результатам исследования PISA 2003 г.




Обобщенно факторы внутренней и внешней конкурентоспособности, таким образом, могут быть представлены в виде схемы (рис. 1.3).

Следует отметить различную степень влияния приведенных факторов на выбор указанных категорий граждан:

• в условиях поступления заинтересованы все категории граждан;

• условия и цена проживания по месту обучения важны для иногородних и иностранных граждан;

• цена обучения является важным фактором для всех обучающихся на платной основе; цены на обучение иностранных и российских граждан могут различаться;

• качество обучения, безусловно, важный фактор, но если для российских граждан это во многом абстрактное понятие, то для иностранных граждан оно должно подтверждаться международными рейтингами и другими признаваемыми за рубежом оценками[5];

• признание результата обучения в российских учебных заведениях на территории России осуществляется по наличию у учебного заведения лицензии и аккредитации; для иностранных граждан диплом об окончании российского учебного заведения должен признаваться в соответствующих зарубежных странах.


Рис. 1.3. Основные определяющие факторы заинтересованности различных категорий учащихся в обучении в том или ином учебном заведении


Сокращение числа оцениваемых характеристик с 12 (и больше) до 6 представляется полезным для получения необходимых оценок и разработки предложений по повышению конкурентоспособности российских учебных заведений. Повышение конкурентоспособности российских образовательных учреждений, таким образом, может быть сведено к совершенствованию характеристик образования по указанным факторам. В табл. 1.6 приведены основные действия, которые могут быть осуществлены в данном направлении для повышения конкурентоспособности российских учебных заведений.


Таблица 1.6. Основные действия по повышению конкурентоспособности образовательного учреждения


Направления повышения конкурентоспособности российского образования определены Концепцией государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях, одобренной Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 18 октября 2002 г.[6]


Основной целью государственной политики в сфере подготовки национальных кадров для зарубежных стран является реализация геополитических и социально-экономических интересов Российской Федерации, полноправное и полноценное участие в глобальном процессе развития образования, обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников российских образовательных учреждений на мировом рынке образования и трудовых ресурсов.

Стратегической задачей государственной политики Российской Федерации в области подготовки иностранных специалистов в российских образовательных учреждениях является эффективное использование имеющихся и создание новых возможностей для подготовки в рамках российской системы образования высокопрофессиональных национальных кадров для зарубежных стран с учетом приоритетов, потребностей и запросов как Российской Федерации, так и иностранных партнеров.

В качестве приоритетных определены следующие направления государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях:

• подготовка интеллектуальной элиты зарубежных государств в целях обеспечения долговременных политических и экономических интересов России в регионах мира. Использование кадрового потенциала зарубежных специалистов – выпускников российских вузов для создания долговременных благоприятных условий развития политического, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества России с зарубежными странами;

• усиление роли России как престижного образовательного центра в Содружестве Независимых Государств;

• обеспечение для граждан государств – членов Евразийского экономического сообщества (ЕЭС) доступности получения образования, создание на этой основе условий для формирования общего рынка труда ЕЭС;

• расширение доступа соотечественников к получению образования в российских учебных заведениях;

• поддержка изучения русского языка и культуры России в зарубежных странах;

• предоставление зарубежным странам государственных стипендий для подготовки специалистов и повышения квалификации научно-педагогических работников в вузах Российской Федерации;

• содействие расширению экспорта услуг образовательных учреждений для привлечения дополнительных финансовых и материальных средств на развитие отечественной системы образования;

• взаимодействие российских министерств и ведомств, предприятий и организаций с целью подготовки и переподготовки кадров для создаваемых за рубежом с участием Российской Федерации объектов внешнеэкономического сотрудничества, и в частности учебных заведений;

• развитие системы признания документов об образовании Российской Федерации в зарубежных странах на двусторонней и многосторонней основе, сети российских служб экспертизы документов об образовании для их нострификации и легализации;

• кадровое обеспечение экспорта российских образовательных услуг, создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников международных образовательных учреждений;

• исследование влияния процессов глобализации на образование в мире, изучение концептуальных и организационных основ Болонского процесса с целью возможного подключения к нему российской системы образования с учетом геополитических и социально-экономических интересов России;

• адаптация российских образовательных учреждений к работе на мировом рынке образовательных услуг путем изучения и экспериментального внедрения систем образовательных кредитов, участия в международной аккредитации образовательных программ;

• информационная, научно-методическая и организационная поддержка разработки образовательных программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации иностранных граждан в российских учебных заведениях и научных центрах;

• учебно-методическое сопровождение изучения и преподавания русского языка в российских и зарубежных учебных заведениях;

• поддержка функционирования русского языка в государствах – участниках СНГ;

• проведение анализа основных тенденций развития мирового рынка образовательных услуг и содействие расширению в нем сектора российского образования на основе маркетинговых исследований;

• развитие и совершенствование государственного учета и контроля качества подготовки иностранных специалистов в российских образовательных учреждениях;

• обеспечение повышения качества работы образовательных учреждений с иностранными учащимися путем поддержки и распространения опыта учебных заведений, наиболее эффективно действующих в этом направлении (определение и опубликование рейтингов, ведение реестров и др.);

• содействие функционированию за рубежом филиалов, структурных подразделений российских образовательных учреждений, совместных учебных заведений, осуществляющих обучение по российским образовательным программам с выдачей российских документов об образовании и консорциумов университетов (например, Сетевой открытый университет СНГ);

• нормативно-правовая и организационная поддержка программ открытого образования российских университетов для иностранных граждан;

• создание условий, способствующих эффективному использованию передовых образовательных технологий и опыта для экспорта российских образовательных услуг;

• развитие и совершенствование предвузовской подготовки иностранных учащихся на русском языке;

• формирование системы информационно-консультационных центров по образовательным услугам российских вузов в зарубежных странах, специализирующихся на пропаганде достижений российской системы образования;

• проведение международных образовательных выставок-ярмарок, олимпиад по русскому языку и по другим предметам для студентов и школьников зарубежных стран, и прежде всего государств – участников СНГ;

• совершенствование и развитие нормативной правовой базы, регулирующей вопросы приема, обучения и выпуска иностранных граждан, а также процедуры их въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации, проблемы трудоустройства и стажировок на время их обучения в российских вузах;

• создание благоприятных социальных, экономических, бытовых условий для иностранных граждан в период их обучения в России;

• обеспечение безопасности иностранных учащихся на территории Российской Федерации, охраны их здоровья, содействие социальному партнерству российских граждан и иностранных учащихся;

• активизация взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных государств в области подготовки специалистов, способных эффективно противостоять терроризму, транснациональной преступности и другим угрозам XXI века;

• обеспечение мер по предотвращению ущерба национальной безопасности России при предоставлении образовательных услуг гражданам зарубежных стран.


Концепция в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях задала в общем виде основные векторы развития экспорта услуг российской системы образования. В 2005–2007 гг. были выработаны конкретные мероприятия, которые должны быть осуществлены для реализации поставленных в Концепции задач. Основная направленность этих мероприятий состоит в первоочередном развитии системы высшего профессионального образования.

Разработка вопросов расширения международного сотрудничества, одним из элементов которого выступает экспорт образовательных услуг, показала, что на сегодняшний день наиболее проработанными являются участие Российской Федерации в Болонском процессе, а также развитие:

• академической мобильности студентов и преподавателей;

• совместных образовательных программ;

• интеграционных процессов;

• межвузовских связей и сетевого взаимодействия вузов.


К наиболее важным проблемам, над которыми должны работать органы управления высшим образованием для обеспечения развития международных интеграционных процессов в этой сфере и, соответственно, расширения экспорта образовательных услуг, относятся:

• определение основных направлений развития интеграционных процессов в международном сотрудничестве как с целью их поддержки, так и определения вектора действий системы профессионального образования в этой области;

• формирование долгосрочной, стабильной государственной образовательной политики в сфере международного сотрудничества и развития экспорта образовательных услуг;

• методическое обеспечение, особенно в сфере налогообложения, образовательной деятельности в рамках международного сотрудничества;

• разработка нормативной базы, способствующей более эффективному использованию вузами законодательных основ интеграции;

• обеспечение государственных гарантий в сфере международного образовательного сотрудничества и др.

Российское законодательство, и в частности Федеральный закон «Овысшем и послевузовском профессиональном образовании»[7], дают практически полную свободу вузам в осуществлении международного сотрудничества. Необходимо, однако, обеспечить дополнение законодательства программными и методическими разработками, что будет способствовать его дальнейшему развитию. В проектных разработках, связанных с международным взаимодействием в образовательной сфере, как один из факторов, препятствующих развитию этой сферы, отмечается отсутствие необходимого опыта у образовательных учреждений.

В то же время проведенный анализ показал, что существует ряд проблем общесистемного характера, от решения которых в первую очередь зависят возможности расширения экспорта образования. К числу таких проблем относятся следующие:

• повышение качества образования;

• развитие систем оценки качества образования;

Конец ознакомительного фрагмента.