Вы здесь

Экспериментальная психология. Курс лекций. Методы психологического исследования ( Коллектив авторов)

Методы психологического исследования

План лекции

1. Классификации методов психологического исследования.

2. Эксперимент как основной метод исследования, его виды.


1. Классификации методов психологического исследования. С точки зрения Б. Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.

Любые варианты классификаций психологических методов предполагают разведение структуры исследования как метода и способов фиксации эмпирических данных как психологических методик. Метод, задающий способ познавательного отношения исследователя к изучаемому предмету, может быть реализован при разных средствах операционализации психологических показателей и фиксации данных.

В различных подходах к выделению методов психологических исследований критерием остается тот аспект его организации, который позволяет определиться в способах исследовательского отношения к изучаемой реальности. Тогда методики рассматриваются как процедуры или «техники» сбора данных, которые могут быть включены в разные структуры исследований.

В данном пособии представлены классификации разных авторов, основанные на различии нормативов, направляющих построение эмпирического исследования.

Рассматривая проблему применения эмпирических методов в психологии, нужно начать с определения их места в системе психологических методов. Можно выделить, по крайней мере, пять уровней:

1. Уровень методики.

2. Уровень методического приема.

3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и др.).

4. Уровень организации исследования.

5. Уровень методологического подхода.

Приведенное уровневое деление способов, применяемых в психологическом исследовании, близко к тому, которое предложил болгарский психолог Г. Пирьов, разделивший методы на собственно методы, методические приемы и методические подходы (рис.1).


Рис 1. Классификация методов Г. Пирьова


Критикуя классификацию Г. Пирьова, Б. Г. Ананьев предложил другую, разделив все методы на: 1) организационные (4-й и 5-й уровни, выделенные выше); 2) эмпирические; 3) способы обработки данных; 4) интерпретационные (рис. 2).


Рис. 2. Классификация методов Б. Г. Ананьева


Б. Г. Ананьев подробно описал каждый из методов, но при всей тщательности его аргументации осталось много нерешенных проблем. Почему моделирование оказалось эмпирическим методом? Чем практические методы отличаются от полевого эксперимента или инструментального наблюдения? Почему группа интерпретационных методов отделена от организационных?

Важно отметить, что в данной классификации не обозначены теоретические методы психологического исследования, но вместе с тем выделен класс методов, «промежуточный» по статусу между эмпирическими и теоретическими, а именно методы обработки и интерпретации данных эмпирического исследования.

В работах М. С. Роговина и Г. В. Залевского рассматриваются вышеприведенные классификации и предлагается авторская. Согласно точке зрения этих авторов, метод – это выражение некоторых соотношений между объектом и субъектом в процессе познания (рис. 3).


Рис. 3 Классификация М. С. Роговина и Г. В. Залевского


Авторы сводят число основных психологических методов к шести: 1) герменевтический, соответствующий такому состоянию науки, когда субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны; 2) биографический, предполагающий выделение целостного объекта познания в науке о психике; 3) наблюдение, в котором дифференцируются объект и субъект познания; 4) самонаблюдение, при котором происходит превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации; 5) клинический, когда ставится задача перехода от внешне наблюдаемого к внутренним механизмам; 6) эксперимент, предполагающий активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.

Существуют и другие подходы к описанию и классификации методов психологического исследования, но практически всегда ставится знак тождества между эмпирическими методами психологического исследования и психологическими методами вообще, что затрудняет определение специфики тех и других.

Целесообразно по аналогии с другими науками выделить в психологии три класса методов:

1. Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Результатом применения этой группы методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, состояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельности и др.

2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта. Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической форме. Такими методами являются: дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный) как восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному; индуктивный (обобщение фактов, восхождение от частного к общему); моделирование (конкретизация метода аналогий, умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования).

3. Интерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами). Это «место встречи» результатов применения теоретических и экспериментальных методов, место их взаимодействия. Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость и подтверждение или опровержение гипотезы. Интерпретационно-описательные методы играют важнейшую, хотя и не очевидную роль в целостном психологическом исследовании. Зачастую именно отрефлексированное исследователем владение данными методами предопределяет успех научной программы.

В. Н. Дружинин выделил три класса методов: 1) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования; 2) теоретические, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования); 3) интерпретации и описания, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическими представлениями объекта.

Психологические эмпирические методы В. Н. Дружинин делит на группы по двум основаниям, связанным с познавательной деятельностью исследователя: активность – пассивность; опосредованность – непосредственность. В психологическом исследовании объект также может быть активным, идет ли речь о человеке или животном. Человек в качестве испытуемого является субъектом общения, познания и деятельности, как и исследователь. Следовательно, при классификации эмпирических психологических методов необходимо учесть и эту особенность.

В психологии имеет значение интерпретация и понимание поведения испытуемого. Процесс понимания в каком-то смысле противоположен процессу измерения. При измерении ученый максимально стремимся объективировать результаты исследования, а используя понимание, наоборот, субъективно интерпретирует поведение испытуемого в своих личных смысловых единицах (рис. 4).


Рис. 4. Классификация В. Н. Дружинина


Удобно располагать все психологические эмпирические методы в двухмерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования. Первый – наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия. Оно максимально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблюдении (исследователь и исследуемый – одно лицо). Второй – объективированность или субъективированность процедуры. Крайними вариантами являются тестирование (или измерение) и «чистое» понимание поведения другого человека путем чувствования, эмпатии, сопереживания, личностной интерпретации его действий. Нельзя сказать, что во втором случае исследователь не использует никаких средств: они есть, но «внутренние», т.е. личный опыт исследователя, индивидуальные смыслы, приемы интерпретации и т. п. Средства, которые исследователь использует в измерении, называют внешними (приборы, тесты и др.).

В квадратах, образованных этими осями, можно расположить основные психологические эмпирические методы.


2. Эксперимент как основной метод исследования, его виды. Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. В общенаучном плане эксперимент определяется как особый метод, направленный на проверку научных и прикладных гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная (экспериментальная) ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выясняются связи между исследуемыми явлениями.

Эксперимент как метод психологического исследования имеет некоторую специфику. Как отмечает В. Н. Дружинин, в качестве ключевой особенности психологического эксперимента выделяют «субъектность объекта» исследования [13]. Человек как объект познания характеризуется активностью, сознательностью и тем самым может оказать влияние как на процесс изучения самого себя, так и на результат, поэтому к ситуации эксперимента в психологии предъявляются особые этические требования, а собственно эксперимент может рассматриваться как процесс общения экспериментатора с испытуемым. Психологический эксперимент связан с возможностью активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт.

Специфика экспериментальных методов состоит в том, что они предполагают организацию специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых и изменение этих условий в ходе исследования.

В. В. Никандров указывает, что достижение главной цели эксперимента – предельно возможной однозначности в понимании связей между явлениями внутренней психической жизни и их внешними проявлениями – возможно благодаря следующим основным характеристикам:

1) инициатива экспериментатора в проявлении интересующих его психологических фактов;

2) возможность варьирования условий возникновения и развития психических явлений;

3) строгий контроль и фиксация условий и процесса их протекания;

4) изоляция одних и акцентирование других факторов, обусловливающих изучаемые феномены, что дает возможность выявления закономерностей их существования;

5) возможность повторения условий эксперимента для многократной проверки получаемых научных данных и их накопления;

6) варьирование условий для количественных оценок выявляемых закономерностей [26].

Существует множество взглядов на дифференциацию видов экспериментов и значительное число обозначающих их терминов. Совокупность основных разновидностей эксперимента можно представить следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Виды эксперимента




I. По действительности проведения и полноте процедуры

Реальный (конкретный) эксперимент – это опыт, проводимый в действительности в конкретных экспериментальных условиях. Именно реальные исследования дают фактический материал, используемый как в практических, так и в теоретических целях. Результаты опыта справедливы для конкретных условий и популяций. Их перенос на более широкие условия носит вероятностный характер.

Мысленный (абстрактный) эксперимент – воображаемый опыт, невыполнимый в действительности. Иногда к этому разряду относят и мысленные манипуляции по поводу организации и проведения в будущем планируемого реального эксперимента. Но такое предварительное «проигрывание» в уме реального опыта – фактически его обязательный атрибут, реализуемый на подготовительных этапах исследования (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, планирование). Мысленный эксперимент применяется в основном с целью более четкого осознания выдвигаемой гипотезы и для сравнения с реальным опытом в качестве эталона. В качестве основных разновидностей мысленного эксперимента выступают идеальный, бесконечный и безупречный эксперименты.

Идеальный эксперимент – это эксперимент, в котором отсутствуют любые влияния на зависимую переменную кроме одной независимой переменной. В реальности исключить дополнительные влияния множества факторов невозможно, поэтому идеальный эксперимент в действительности неосуществим. На практике приближение реального опыта к идеальному реализуется путем контроля дополнительных переменных.

Бесконечный эксперимент – это эксперимент, охватывающий все возможные экспериментальные ситуации для всей исследуемой популяции (генеральной совокупности). В реальности множество таких ситуаций безгранично вследствие огромных, а зачастую и неизвестных, размеров генеральной совокупности и бесчисленного количества действующих на испытуемого факторов. Учет всего этого бесконечного множества ситуаций выполним только в фантазии исследователя. Вследствие своей безграничности (в разнообразии и во времени) такой эксперимент и получил название бесконечного. Практическая бессмысленность бесконечного эксперимента состоит в противоречии с одной из основных идей эмпирического исследования – переносом результатов, полученных на ограниченной выборке, на всю генеральную совокупность. Данный вид эксперимента необходим только как теоретическая модель.

Безупречный эксперимент – это опыт, сочетающий в себе черты идеального и бесконечного экспериментов. Как эталон исчерпывающего эксперимента он дает возможность оценить полноту и, соответственно, недостатки конкретного реального опыта.

II. По цели эксперимента.

1. Исследовательский (поисковый, эксплораторный) эксперимент – это опыт, направленный на получение новых знаний об объекте и предмете изучения. Именно с этим видом опытов обычно ассоциируется понятие «научный эксперимент», поскольку главная цель науки – познание неизвестного. В то время как две другие разновидности эксперимента по критерию цели носят преимущественно прикладной характер, исследовательский эксперимент осуществляет в основном поисковую функцию.

2. Диагностический (обследовательский) экспериментэто опыт-задание, выполняемый испытуемым с целью обнаружения или измерения у него каких-либо качеств. Нового знания о предмете исследования (качестве личности) эти опыты не дают. Фактически это тестирование. Но в каждом тесте, во-первых, присутствуют все основные элементы экспериментального метода: испытуемый, его ответы, исследователь, экспериментальная ситуация. Во-вторых, процедура тестирования в общих чертах совпадает с процедурой эксперимента. В-третьих, если о предмете исследования (том или ином психическом явлении) здесь новых знаний не получают, то об объекте (конкретный человек или животное) новые сведения получить можно. Все это в сочетании с расширительным толкованием понятия «эксперимент» позволяет рассматривать некоторые виды диагностических методик как специфические эксперименты, направленные на выяснение индивидуальных различий. Сюда в первую очередь относятся объективные тесты, т.е. такие испытания, где обследуемый должен достичь каких-то результатов в определенном виде деятельности. Таковы психомоторные испытания, тесты интеллекта, тесты достижений. С диагностической целью часто применяются многие психофизиологические и социально-психологические эксперименты. Поскольку диагностическая процедура носит характер обследования объекта изучения, то и диагностические эксперименты допустимо называть «обследовательскими».

3. Демонстрационный экспериментэто опыт иллюстративного характера, сопровождающий познавательные или развлекательные мероприятия. Непосредственной целью подобных опытов является ознакомление аудитории либо с соответствующим экспериментальным методом, либо с получаемым в эксперименте эффектом. Наибольшее распространение демонстрационные опыты нашли в учебной практике. С их помощью обучающиеся осваивают исследовательские и диагностические приемы. Нередко ставится и дополнительная цель – заинтересовать слушателей соответствующей областью знания. В научной практике к подобным экспериментам прибегают в основном с целью более полного пояснения и наглядного представления добытого научного материала и выдвинутых гипотез.

III. По уровню исследования.

1. Предварительный (разведывательный) экспериментэто опыт, осуществляемый для уточнения проблемы и адекватной в ней ориентировки. С его помощью зондируются малоизвестные ситуации, уточняются гипотезы, выявляются и формулируются вопросы для дальнейших исследований. Исследования такого разведывательного характера часто называются пилотажными. На основании полученных в предварительных экспериментах данных решаются вопросы о необходимости и возможностях дальнейших исследований в этой области и организации основных экспериментов.

Предварительные эксперименты, кроме зондажа (разведки) изучаемой проблемы, широко используются и для решения более частных задач в рамках основного исследования. Наиболее типичные задачи в подобных случаях: 1) ознакомление испытуемых с процедурой основного эксперимента для полного уяснения ими инструкции и предотвращения возможных сбоев в дальнейшем; 2) отладка экспериментальной процедуры, в частности определение оптимального режима предъявления стимуляции в основных опытах; 3) нивелировка (устранение) влияния некоторых внутренних дополнительных переменных (например, тревоги, неопытности, возрастания опыта в данной деятельности и т.п.). Предварительные эксперименты, проводимые в рамках основного исследования, иногда называют ознакомительными. Итоги этих экспериментов, как правило, не включаются в основной массив данных последующих основных опытов.

2. Основной эксперимент – это полномасштабное эмпирическое исследование, выполняемое с целью получения новых научных данных по интересующей экспериментатора проблеме. Полученный в итоге результат используется как в теоретических, так и в прикладных целях. Основному эксперименту могут предшествовать предварительные эксперименты как разведывательного, так и ознакомительного характера.

3. Контрольный эксперимент – это опыт, итоги которого сравниваются с результатами основного эксперимента. Необходимость в контроле может возникнуть по разным причинам, например, при обнаружении ошибок в проведении основных опытов, при наличие сомнении в точности выполнения процедуры или в адекватности процедуры гипотезе, при появление новых научных данных, противоречащих полученным ранее, при стремлении к дополнительным доказательствам справедливости принятой в основном эксперименте гипотезы и преобразованию ее в теорию, а также с целью опровергнуть имеющиеся гипотезы или теории. По степени точности и надежности контрольные эксперименты не должны уступать основным.

Контрольные эксперименты, так же как и предварительные, могут иметь широкое и узкое толкование. Широкое значение они имеют, когда представляют собой самостоятельное исследование вне рамок основного эксперимента, выполняемое для проверки его результатов. В этой функции контрольные эксперименты можно называть подтверждающими (или опровергающими). Об узком значении контрольного эксперимента можно говорить в тех случаях, когда в исследовании предусмотрены специальные опыты, отличающиеся от основных отсутствием независимой переменной и проводимые параллельно с ними с целью сравнения. Результаты, получаемые в таких вспомогательных опытах на «контрольных группах», служат фоном, на котором проявляются зависимости, получаемые в основных опытах на «экспериментальных группах». Этот методический прием называется «методом параллельных групп».

Конец ознакомительного фрагмента.