Вы здесь

Экономическое поведение населения: теоретические аспекты. 1. Сущность, содержание и особенности экономического поведения населения (Г. В. Белехова, 2012)

1. Сущность, содержание и особенности экономического поведения населения

1.1. Модель человека как основа познания экономического поведения населения

В системе рыночного обмена в основе оборота экономических ценностей (благ, услуг, информации) и их трансформации друг в друга лежат многочисленные и разнокачественные по характеру и содержанию, циклично возобновляющиеся индивидуальные и групповые акты поведения людей[3].

Иначе говоря, каждый субъект экономических отношений постоянно включается в различные сферы хозяйственной жизни общества на различных уровнях его организации и в той или иной степени является активным или пассивным участником процессов движения и трансформации экономических ценностей. Последние он производит, потребляет и присваивает, извлекая из этого конкретную пользу (выгоду) в соответствии со своими представлениями, предпочтениями, способностями и интересами[4].

Реализуя множество циклично возобновляющихся социально-экономических действий, субъекты сознательно или бессознательно, профессионально или непрофессионально определяют и оценивают свое участие в системе оборота экономических ценностей, с разной степенью успешности и рациональности рассчитывают и обосновывают свои затраты и пытаются максимизировать чистую выгоду за те или иные действия, связанные с использованием и рекомбинацией экономических ресурсов[5]. То есть они формируют своё экономическое поведение.

Экономическое поведение – предмет исследований и обобщений, в первую очередь, экономической науки. Центральное место во всех трактатах по экономической теории с незначительными отступлениями занимает одна и та же цель – анализ и предсказание человеческого поведения[6]. Так, по словам Л. Роббинса, «экономическая теория – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление»[7].

В последние годы попытки понять, объяснить и предсказать поведение делающего выбор индивида становятся главной задачей и других научных дисциплин – экономической социологии, психологии, философии, политологии, культурологии, права, моделирования.

Но все подходы к изучению категории экономического поведения определенным образом взаимосвязаны между собой благодаря общему компоненту – человеку, который является ядром системы взаимодействий и взаимосвязей разнообразных сфер жизни общества. Поэтому анализ экономического поведения начинается с построения определенной модели человека.

Модель предполагает упрощенное представление реальной ситуации, отбор и учёт тех аспектов реальности, которые видятся наиболее значимыми для создателя модели с учетом поставленных им целей исследования.

Как отмечают в своих работах B.C. Любченко[8] и И. Макин[9], в общем виде модель человека должна объединять три группы компонентов:

• цели деятельности человека;

• средства (разнообразные ресурсы) достижения этих целей;

• информацию о процессах и явлениях, определяющую способы, приёмы и методы использования средств, имеющихся для реализации поставленных целей.

Наибольшее распространение получили три модели человека (табл. 1).


Таблица 1

Основные модели человека


Разнообразие моделей человека обусловлено многомерностью его личности, детерминированной, по мнению A.B. Пацулы[10], сложной природой индивидуального и общественного бытия: экономизмом, социологизмом и психологизмом человеческого мира, массовостью социальной жизни и ее персонифицированностью, существованием и действием, функционированием и развитием, внешним и внутренним временем, реальным и виртуальным пространством.

Рассмотрим выделенные модели и соответствующие им подходы.

1. Экономический подход. Человек в процессе жизнедеятельности вынужден постоянно осуществлять экономический выбор. Экономический выбор – это выбор наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах[11].

Большинство видов ресурсов являются экономически ограниченными, поскольку или они редко встречаются в природе (драгоценные камни, редкие металлы), или же процесс их получения очень трудоемок или технически и технологически ограничен. Ресурсов никогда не бывает достаточно.

Но именно ограниченность ресурсов побуждает людей бережно хозяйствовать, т. е. оптимально выбирать и использовать имеющиеся ресурсы так, чтобы удовлетворить как можно больше своих потребностей.

Оптимально использовать свои ограниченные ресурсы люди могут лишь при наличии экономической свободы, когда существуют реальные возможности для реализации свободного выбора. Это становится возможным в условиях рыночной системы[12].

Функционирование системы рыночной экономики неизбежно приводит к двум крупным изменениям в общественной жизни:

• во-первых, как отмечал М. Вебер, резко изменяется социальный этос, что проявляется в становлении этики предпринимательства, распространении «товаризированного» взгляда на социальные отношения, появляется привычка сводить потребительскую стоимость к меновой;

• во-вторых, по мнению К. Маркса, возникают новые институциональные (рыночные) условия общественной жизни, в которых на первый план выходят подрядные отношения, особенно в области трудового найма, и значительно возрастает роль основного капитала[13].

Перемены первого рода, как отмечает О.С. Елкина, приводят к торжеству принципа максимизации, постепенно превращающегося в принцип нового образа мышления, который на первое место ставит выгоду и издержки, порождает рационализм и способствует развитию рыночного поведения, основанного на оптимизации полезности. Другими словами, организующей силой человеческого поведения становится расчет на собственную выгоду.

Перемены второго рода порождают «экономический» способ мобилизации труда, основанный на принципах спроса и предложения. Стремясь к материальному благосостоянию, человек сталкивается с экономической проблемой распределения ограниченных ресурсов. Ему приходится делить свое время и средства между производством реального дохода и отдыхом, между различными целями, поэтому его поведение в экономической системе неизбежно принимает форму выбора. По словам О.С. Елкиной, выбор есть действие, предполагающее затрату времени и редких ресурсов для достижения какой-либо цели, предполагающее тем самым, что они не будут использованы для достижения другой цели[14].

Процесс выбора – это всегда переменная, которая зависит от ситуации и особенностей личности, осуществление которой формирует в конечном счёте тот или иной тип экономического поведения.

Для объяснения индивидуального поведения экономическая наука использует модель экономического человека («homo economicus»). С развитием науки сформировались различные подходы к пониманию этой модели. Рассмотрим ключевые характеристики модели «homo economicus» в основных направлениях экономической науки[15].

В неоклассической экономической теории экономическое поведение всех субъектов предполагается совершенно рациональным и базируется на принципе максимизации. Все экономические агенты осознают цели и способны выбирать лучшие и оптимальные решения для их достижения[16].

В основе неоинституциональной модели экономического человека лежит принцип ограниченной рациональности, суть которого можно выразить словами его автора – Г. Саймона: люди предполагаются «намеренно рациональными, но обладающими этой способностью в ограниченной степени» из-за труднодоступной, избыточной или сложной информации, наличия общественных норм и правил, индивидуальных стереотипов мышления[17].

В современной научной литературе для обозначения экономического человека используется акроним REMM, который означает «изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек» (Resourceful, Evaluating, Maximizing Man). Данная модель экономического человека представляет человека как константу, обладающую неизменным набором рационально выбранных потребностей, задач, стремлений, и предполагает, что человек по поводу извлечения полезности из экономических благ и удовлетворения своих потребностей ведет себя полностью рационально[18]. Его главный жизненный стимул – личный интерес, всепоглощающее стремление по своему усмотрению решать имеющиеся проблемы. Он не сильно зависит от социального окружения, его изобретательность в получении благ беспредельна[19].

Как видно, последователи экономического подхода выделяют различные свойства модели «homo economicus». Однако разночтения в их исследованиях не столь существенны. Поэтому основные характеристики модели экономического человека можно свести к следующему списку (рис. 1).

Поведение «экономического человека» хорошо укладывается в абстрактную схему, однако имеет мало общего с описанием реального поведения индивидов, так как экономический подход создает своеобразные рамки, защищающие экономическое поведение от воздействия разнообразных переменных – экономических, политических, правовых, религиозных, культурных, социальных и т. д.[20] В результате получается, что «экономический человек» эгоистичен и изолирован от других людей, непомерно рационален и информирован, действуя как автомат, подчиненный всецело логике экономического интереса[21].


Рисунок 1. Характеристики экономического человека

Источники: составлено авторами на материалах: Макин И. Поведенческая интерпретация компромисса // Человек и труд. – 2011. – № 11. – С. 68–71; Экономическая социология: учеб. пособие для вузов / под ред. В.И. Верховина. – M.: Академический проект, 2006. – 736 с.


Таким образом, с точки зрения экономического подхода, поведение человека преимущественно рационально, направлено на субъективную максимизацию и оптимизацию результата в условиях ограниченных ресурсов.

2. Социологический подход исходит из модели социального человека («homo sociologicus»), главной чертой которой является отказ от акцента на личном интересе индивида. Эта модель приписывает автономию и главенствующую роль обществу, т. е. социальным институтам, нормам и правилам поведения. Индивид рассматривается здесь в совокупности своих социальных связей и включенности в разнородные социальные структуры[22].

Данный подход расширяет экономическое поведение до социального. Социальное поведение – это форма деятельности, которая содержит в себе внутреннее субъективное смысловое единство и по этому смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на эти действия. Таким образом, рациональное поведение человека социального можно трактовать как следствие соблюдения им определенных социальных норм[23].

Социальный человек описывается моделью SRSM (Socialized, Role-Playing, Sanctioned Man), предложенной С. Линденбергом: это «человек социализированный, исполняющий роли, его поведение санкционировано обществом». Иными словами, общество структурировано в виде множества ролей, обладающих строго определенными характеристиками и обязанностями, а индивиды должны адаптироваться к этим ролям. Процессу адаптации содействуют предписанные ролевые ожидания, позволяя в определенной степени предвидеть поведение окружающих. Но поскольку человек с недостаточной степенью социализации может отклониться от своей роли, его поведение необходимо контролировать. Поэтому процесс социализации дополняется и подкрепляется санкциями, которые помогают предотвратить серьезные конфликты[24][25].

Позже С. Линденбергом была введена вторая модель социального человека – OS AM: «имеющий собственное мнение, восприимчивый, действующий человек» (Opinionated, Sensitive, Acting Man). Согласно этой модели, человек имеет мнение относительно разных сторон окружающего его мира. Он восприимчив, но действует в соответствии со своим мнением. При этом он не имеет ничего общего с экономическим человеком, т. к. у него отсутствуют изобретательность и ограничения[26].

П. Вайзе отмечает, что «… для homo sociologicus реальны нормы, санкции, роли. Его участь – не «узнавание себя», не рождение собственного «Я», но «подгонка» себя под имеющиеся стандарты. Сам человек может отсутствовать, его заменяют доводы разума и ожидания»[27].

Как подчеркивает С. Линденберг, фактор редкости блага оказывает на «социального человека» косвенное воздействие, поэтому выбор исключается и ничто им не максимизируется. Линденберг утверждает, что модель «социального человека» годится для описания стационарного общества: оно не обнаруживает изобретательности, способности к осуществлению выбора, его потенциал остается нереализованным и ограничивается доставшимися в наследство институтами[28].

Сравнивая модели REMM и SRSM, можно привести высказывание П. Вайзе: «…homo sociologicus разучивает и играет свои роли с тихой радостью субъекта, для которого нет большего удовольствия, чем минимизировать разницу между должным и сущим; homo economicus с превеликим удовольствием максимизирует свою полезность и изыскивает все новые возможности для удовлетворения своих потребностей…»[29]

Экономическая социология не превращает человека в социологическую машину, безвольно и бездумно подчиняющуюся предписанным нормам. Человек в экономической социологии способен и на последовательные, и на рефлексивные действия, включен в формальные и неформальные сети, входит в разные институты и организации, действует в составе социальных групп. В рамках данного подхода акцент делается не на количественных характеристиках, а на понимании общих тенденций развития сквозь призму разных социально-экономических групп[30].

В целом видно, что экономический человек концентрирует в себе наиболее характерные черты поведения в процессе повседневной хозяйственной и общественной деятельности[31].

3. Психологический подход. К специфике данного подхода можно отнести исключительное внимание к субъективным, психологическим явлениям, оказывающим решающее влияние на экономическое поведение[32].

Экономическая психология изучает закономерности взаимодействия и взаимного влияния экономических факторов и психологических явлений в процессе экономического поведения в рамках модели психологического человека. Главными чертами психологического человека выступают импульсивность, эмоциональность, обусловленность его поведения внутренними, неосознанными и неконтролируемыми им психическими силами, что делает его противоречивым и непредсказуемым. Наиболее известные модели психологического человека – модели, предложенные 3. Фрейдом (модель человека, в которой биологическое начало, направляемое принципом удовольствий, и общественные нормы сталкиваются и вступают в сложное взаимодействие в человеческой личности), А. Маслоу (модель мотивации или пирамида потребностей) и Э. Фроммом (модель творческого человека, в основе которой лежит интуитивное мышление)[33]'[34].

Модели психологического человека плохо коррелируются с моделью экономического человека, предлагаемой экономической наукой, поскольку её интересуют не различия в экономическом поведении людей, а то общее, что позволяет строить экономические модели для прогнозирования массового поведения экономических субъектов, поэтому психологический аспект поведения остается за рамками экономического анализа. В конечном итоге интерес экономической науки заключается в результатах выбора, в то время как психологический подход исследует сам процесс принятия решения, изучает внутренние причины, повлиявшие на предпочтения индивида[35].

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

• Рассматриваемые модели построены от противного: экономическая – сверхрациональна, социологическая и психологическая – сверхиррациональны; экономический человек не подвержен воздействию других людей, а социализированный и психологизированный человек всегда является частью группы и соотносит свое поведение с другими её членами; экономический человек обладает устойчивым набором потребностей, предпочтений и соответствующих вариантов поведения для максимизации полезности, а социализированный и психологизированный человек изменяют модели своего поведения в зависимости от социально-экономической ситуации, традиций и общественных норм, психофизиологических характеристик.

• Каждая из моделей, используемых для исследования экономического поведения, решает определенный круг задач в рамках своей науки, поскольку фиксирует те свойства поведения, которые представляют интерес для данной отрасли знания, и абстрагируется от его остальных признаков[36].

• Рассмотренные модели не являются полярными или противоречащими, а, наоборот, дополняют друг друга.

• Универсальная модель для исследования поведения человека может быть разработана на основе экономической модели REMM, что обусловлено тем, что «экономический подход уникален по своей мощи, потому что он способен интегрировать множество разнообразных форм человеческого поведения… Экономический подход предлагает плодотворную унифицированную схему для понимания всего человеческого поведения…является всеобъемлющим и применим ко всякому человеческому поведению»[37].

1.2. Сущность и содержание экономического поведения

Мировой наукой накоплен значительный опыт теоретико-методологических и практических исследований по проблемам экономического поведения населения.

В качестве основополагающих для изучения экономического поведения населения можно выделить работы классиков экономической мысли – А. Смита, О. Конта, К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Дж. М. Кейнса, Г. Зиммеля.

Их теории уже в новое время и с новых позиций развивали выдающиеся исследователи Г. Беккер, Г. Саймон, М. Грановеттер, О. Уильямсон, А. Маршалл, П. Самуэльсон, С. Фишер, Ф. Хайек, М. Фридмен, П. Хейне, разработавшие разнообразные концептуально-аналитические подходы к изучению экономического поведения населения.

Кроме того, проблематика экономического поведения населения активно разрабатывалась и такими представителями социологических и психологических наук, как Дж. Гэлберойт, Р. Дарендорф, Т. Парсонс, А. Маслоу, Э. Мэйо, А. Этциони, Д. Канеман, А. Тверски.

Для российской науки исследования экономического поведения различных социально-демографических групп населения являются относительно новым полем деятельности. Серьезный вклад в разработку общетеоретических положений и основных аспектов экономического поведения населения внесли В.И. Верховин, Т.И. Заславская, В.Д. Патрушев, В.А. Ядов, М.К. Бункина, Г.Г. Силласте.

Теоретико-методологические подходы к анализу экономического поведения подробно рассмотрены в работах И.В. Розмаинского, В.Г. Залевского, О.С. Елкиной, С.Э. Желаевой, B.C. Любченко, В.В. Вьюшиной, Н.Д. Ерифа.

Разнообразные виды экономического поведения (трудовое, потребительское, финансовое, предпринимательское, инвестиционное) изучали А.Л. Темницкий, Н.М. Римашевская, Э. Бикас, А.Г. Эфендиев, Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк, В.Н. Савин, СВ. Щадрина, С.Г. Спирина, А.И. Фатихов, Е.М. Бунина, Л.Н. Овчарова, А.Е. Миллер.

Особый вклад в разработку аспектов экономического поведения (проблемы рациональности, стереотипов, предпочтений, рисков) внесли С.А. Михеева, H.H. Покровская, И. Макин, О.В. Рудакова, В.В. Вольчик, Д. Давыдов.

Психологические особенности экономического поведения населения изложены в работах A.B. Папулы, А.Л. Журавлева, В.П. Познякова, A.A. Крылова, В.В. Спасенникова, В.Т. Кудрявцева.

Национальные особенности экономического поведения исследовали В.В. Ильин, Н.И. Лапин, Р.В. Рывкина, Н. Горин, В. Марьяновский, Ю. Ольсевич, Г. Ракитская.

Попытки анализа экономического поведения населения предпринимались Т.Л. Александровой, П.А. Князевым, Т.В. Огородниковой, Н.В. Поляковой, ТА. Архиповой, Т.С Лыткиной, H.A. Железняковым.

Особый вклад в разработку проблем экономического поведения внесли B.C. Автономов, В.В. Радаев, И.В. Сухинин, А.Е. Шастико.

В большинстве случаев исследователи сходятся во мнении, что экономическое поведение описывает затратно-компенсационный механизм взаимоотношений отдельных субъектов и общества в целом и предполагает нахождение оптимального сочетания индивидуальных предпочтений, затрачиваемых усилий и получаемого вознаграждения, обеспечивающего максимально возможное улучшение благосостояния субъектов.

В процессе экономического поведения люди не только сравнивают предстоящие затраты и возможные выгоды, преследуют свои собственные цели и интересы, соответствующие их потребностям и предпочтениям, но и стараются приспособиться к поведению друг друга, соблюдая особые «правила игры», закрепленные законодательными актами, общественными традициями и обычаями, культурными нормами и ценностями.

Следовательно, какую-то однозначную трактовку понятия «экономическое поведение» нельзя считать логически верной, поскольку оно включает и экономические, и неэкономические (социальные, психологические, культурные, общественные) аспекты.

Поэтому общепризнанного определения категории «экономическое поведение» не существует (табл. 2).


Таблица 2

Подходы к определению понятия «экономическое поведение»*




Таким образом, в узком смысле экономическое поведение населения можно определить как формы экономической активности людей в сфере производства, распределения, обмена и потребления различных благ и услуг, осуществляемые с целью удовлетворения их потребностей и максимизации полезности (вознаграждения)[38].

В реальной жизни человек проявляет экономическую активность в контексте сложившихся в обществе производственных и распределительных отношений, которые задают «правила игры», характерные для той или иной сферы деятельности, и выбирает приемлемую для него модель экономического поведения из достаточно ограниченного числа возможностей.

Взвешивая выгоды и издержки каждого из вариантов экономической активности (связанной с добыванием, распределением, обменом и потреблением различных благ), оценивая свои потенциальные и реальные возможности, человек совершает свой экономический выбор. Выявление содержательно близких алгоритмов поведения, которые используются различными субъектами в однотипных экономических ситуациях, позволяет говорить о сформированном типе экономического поведения, а его реализаторов рассматривать как группу носителей данного типа экономического поведения[39].

Универсальным ядром мотивации субъектов экономического поведения выступает формула «максимум вознаграждения путем минимума затрат». Любой рационально мыслящий экономический субъект ориентирован на выгоды в процессе затрат собственных ресурсов и на минимальные издержки, в противном случае инициация различных экономических действий была бы маловероятна.

Однако невозможно воплотить в жизнь эту формулу в полном виде. Это объясняется тем, что любой из субъектов действует в определенной системе ограничений, которые вносят существенные коррективы в их планы и намерения на различных этапах реализации поставленных целей. К основным из этих ограничений относятся[40]:

• качественные и количественные характеристики экономических ресурсов, обусловливающих неравенство стартовых условий одних субъектов по отношению к другим;

• статусы субъектов экономического поведения, которые определяют возможности достижения поставленных целей, доступ к ресурсам, секторам рынка, услугам, информации, а также степень доверия потребителей;

• противодействие конкурентов, которые стремятся достичь аналогичных результатов, в связи с чем происходит столкновение их интересов;

• инфраструктурные факторы, относящиеся к состоянию внешней среды и складывающихся внутри нее конъюнктурных ситуаций, которые для одних субъектов могут быть благоприятными, а для других – нет;

• неопределенность путей и способов достижения успеха.

Ожидаемым результатом экономического поведения являются различные выгоды (вознаграждения) за те или иные действия, связанные с использованием и рекомбинацией экономических ресурсов[41].

Анализ реальной хозяйственной практики населения позволяет выделить следующие главные цели экономического поведения субъектов: максимизация дохода (прибыли); максимизация полезности; максимизация развития. Однако, спектр целей экономического поведения населения неисчерпаем, поскольку «человек вовсе не есть простой субъект… он причастен добру и злу, удовольствию и страданию… он наделен страстями, чтобы действовать, и разумом, чтобы управлять своими поступками»[42].

Исходя из вышесказанного можно заметить, что наиболее полно отражает суть экономического поведения определение, данное В.И. Верховиным: «Экономическое поведение – это система специализированных социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием различных по функциям и назначению ограниченных экономических ценностей (ресурсов) и, во-вторых, ориентированы на получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) от их обращения»[43]. Определение отражает системность и целенаправленность (т. е. ориентированность на достижение конкретной цели – получение вознаграждения) экономического поведения индивида.

Необходимо уточнить, что отмеченное в определении «получение пользы» предполагает получение не просто прибыли в денежном выражении, а вознаграждения (выгоды) как результата деятельности в любом виде. Ценность этого вознаграждения определяется индивидом в первую очередь исходя из его собственных оценок доходов и затрат. Она также зависит от количества и качества экономических ресурсов, которые имеются в распоряжении; от институциональных и социокультурных рамок, в которых находятся субъекты; от принятых в обществе традиций и стереотипов поведения; от приемлемых в данной экономической среде конкретных процедур и технологий достижения оптимального результата и т. д.[44]

Структура экономического поведения имеет свою специфику. К наиболее общим элементам, без которых экономическое поведение не может быть реализовано, относятся экономические субъекты, используемые ими ресурсы, выгоды от их использования, а также экономическая среда, определенные нормы и правила экономического поведения[45].

На наш взгляд, наиболее широко структура экономического поведения субъектов освещена в исследовании A.B. Пацулы и И.В. Сухинина[46]. Они считают, что структура экономического поведения имеет сложную интегративную природу и представляет собой совокупность 12 взаимосвязанных подсистем – познавательной, волевой, эмоциональной, целевой, программной, институциональной, инвайронментальной, информационно-инструментальной, координационно-субординационной, процессной, результирующей и регулятивной (рис. 2).


Рисунок 2. Структура экономического поведения*

Составлено авторами на материалах: Модель управления социальными факторами экономического поведения населения региона [Электронный ресурс] / A.B. Пацула, H.H. Колесник, A.A. Сотников, И.В. Сухинин. – Режим доступа: http://www.science-kaluga.ru/books/?content=article&id=526


В основе экономического поведения лежат многообразные системы норм и правил, отражающих функциональные и иные характеристики рыночных элементов и являющихся обязательными для всех легально действующих экономических субъектов. Эти нормы и правила могут быть закреплены юридически на государственном уровне, в различных соглашениях между людьми, в обычаях и традициях обыденной жизни, а также в функциональной программе самих рыночных элементов[47].

Независимо от степени развитости социально-экономические нормы определяют исходный порядок и допустимые пределы экономического поведения для большинства субъектов, желающих добиться потенциально возможных и легально допустимых выгод. В пределах этих рамок и ограничений они, в зависимости от своих намерений, способностей, целей, опыта и компетенции, могут строить многообразные комбинации рыночных элементов и связанных с ними решений и действий[48].

Большинство исследователей экономического поведения в качестве основных предпосылок экономического поведения выделяют экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные стереотипы и экономическую культуру.

Экономическое сознание – системная составляющая сознания, высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком[49]. По мнению Г.Н. Соколовой, экономическое сознание является способом отражения экономических отношений, познания и сознательного использования социально-экономических законов. Оно представляет собой совокупность экономических знаний, идей, взглядов социальных общностей, непосредственно отражающих экономическую действительность и выражающих своё отношение к различным явлениям экономической жизни общества в конкретный исторический момент времени[50].

Специфика экономического сознания состоит в том, что оно формируется позже других видов сознания, а именно тогда, когда субъект включен во все стадии воспроизводственных отношений[51].

Основные компоненты структуры экономического сознания.

Экономические эмоции и чувства. Обычно выделяют такие экономические эмоции, как: акизитивные (окрашивающие процесс приобретения, коллекционирования, заготовок), тесно связанные со сферами потребления и накопления; праксические (удовлетворение от результатов и процесса труда), гностические, глорические (желание признания и почета) и пугнические (желание преодолеть опасность, испытать азарт, риск), окрашивающие сферу деятельности; альтруистические или эгоистические, связанные со сферами обмена и распределения[52].

Экономические представления и экономическое мышление. Экономические представления – это представления о том, как функционирует экономика. Комплексно организованная система представлений, являющаяся субъективным отражением объективной экономической реальности, создает так называемый экономический образ.

Экономическим мышлением называется способность человека отражать, осмысливать экономические явления, познавать их сущность, усваивать и соотносить экономические понятия, категории, теории с требованиями экономических законов, с реальностью и на основе этого строить свою экономическую деятельность[53]. Другими словами, экономическое мышление основано не на познании действия социально-экономических законов, а на реальной включенности в социально-экономическую практику. Таким образом, можно рассматривать экономическое мышление как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации[54].

Экономическое мышление вовлекает в оборот те экономические знания, которые непосредственно служат практике. Оно тесно переплетается с экономическими интересами людей, складывается под влиянием объективных факторов экономического развития, состояния экономического сознания в обществе, участия трудящихся в экономических преобразованиях. Тем самым оно фиксирует внимание субъекта экономического поведения на том, как сделать выбор и каким этот выбор должен быть[55].

Иначе говоря, экономическое мышление – это область мыслительных процессов человека по поводу его включенности в хозяйственную деятельность. Это та сторона мышления человека, где он сравнивает выгоды и издержки различных экономических альтернатив с целью оптимального, на его взгляд, выбора. Это своеобразный режим мышления, в процессе которого человек вырабатывает проекты конкретных действий в сфере производства, распределения обмена и потребления различных благ с целью удовлетворения своих потребностей и реализует эти проекты в соответствующих типах экономического поведения. Таким образом, экономическое мышление выступает, с одной стороны, продуктом хозяйственной активности человека, а с другой – регулирует эту активность[56].

На основе особенностей российского менталитета складывается особый тип российского экономического мышления, который формируется как сочетание свойств Запада и Востока. В основе российского экономического мышления лежит государственное экономическое мышление, связанное с восточными цивилизациями и несущее такие черты, как прочная включенность индивидуального сознания в структуру общественного; иерархичность; зависимость от государства; нетерпимость к отклонениям от принятых норм; пренебрежение правом и законностью[57].

Но в связи с усилением процессов глобализации всё большее влияние на поведение людей в нашей стране оказывают элементы рыночного экономического мышления, присущие западной культуре: чувство хозяина, личная хозяйственная самостоятельность, инициатива, адаптивность, предприимчивость, готовность действовать в условиях конкуренции[58].

Экономическое мышление нуждается в особой защите и самоконтроле, поскольку именно оно «ответственно» за выработку и реализацию индивидуальных моделей экономического поведения[59].

Механизм работы экономического мышления связан с формированием, сохранением и воспроизводством алгоритмов восприятия и оценки разнообразной (экономической, социальной, политической, культурной и т. д.) информации, предопределяющих устойчивые модели поведения индивида в сфере производства, распределения и потребления материальных и духовных благ. Такие программы называются экономическими стереотипами[60].

По словам A.A. Ивановой[61], существуют два способа формирования экономических стереотипов. Первый связан с накоплением индивидуального опыта и закреплением его в виде устойчивых, эмоционально окрашенных представлений об объектах или явлениях, которые фиксируются в подсознании индивида и определяют его образ мышления. Второй способ связан с более или менее сознательным принятием внешних по отношению к индивиду представлений, которые он усваивает в процессе социализации.

Стереотипы экономического поведения обеспечивают формирование в той или иной области деятельности стабильных правил игры, дублирующихся и повторяющихся в течение длительного промежутка времени, и таким образом побуждают множество индивидов действовать одинаковым, фиксированным образом[62].

Экономические стереотипы, будучи актуализированными, выступают в роли инструмента манипулирования общественными нормами и социально-экономическими ценностями и способны оказать влияние на выбор типа экономического поведения[63].

Экономическое мышление человека, скованное устаревшими стереотипами, оказывается неспособным самостоятельно вырабатывать эффективные модели индивидуального экономического поведения в новых условиях хозяйствования[64]. Отсюда следует, что любая стратегия управления экономическим поведением индивида должна основываться на смещении существующего в данный момент времени равновесия компонентов экономического мышления путем целенаправленного усиления значимости актуальных для данного времени стереотипов (мода, пропаганда, внушение)[65].

Экономические мотивы, нормы, ценности и интересы (выполняют побудительную и регулятивную функции экономического поведения).

Экономические мотивы представляют собой особую категорию мотивов. Обычно выделяют один чисто экономический мотив – мотив жадности или мотив экономии. Но к экономическим мотивам можно также отнести и другие мотивы, которые имеют экономическую направленность, а именно относятся к накоплению богатства, конкуренции, эгоизму и альтруизму, погоне за прибылями, склонности к риску и сделкам[66].

С учетом стадий воспроизводства обычно выделяют мотивы трудовой деятельности, мотивы потребления и накопления, мотивы инвестирования.

Социальное взаимодействие в коллективе, основанное на соблюдении принципов нравственности, морали и этики, позволяет говорить о таких мотивационных феноменах, как зависть, альтруизм, эгоизм.

Экономические нормы не выделялись до недавнего времени в самостоятельный вид социальных норм. Однако в этом возникла необходимость, так как механизм использования этих норм в регуляции экономического поведения может в зависимости от их содержания и личностного к ним отношения иметь как стимулирующее, так и тормозящее воздействие[67]. Экономические нормы – это представления и действия людей в сфере экономики, которые признаются нужными, правильными, полезными в тех или иных ситуациях, связанных с экономикой[68]. Одна из особенностей экономических норм заключается в том, что они, как правило, закрепляются юридически, приобретая статус правовых, и наделяются соответствующими средствами контроля (санкциями) за их соблюдением[69].

Экономические ценности – это принятые в обществе и у его отдельных групп устойчивые представления о том, какие экономические блага (богатство, связи, власть, статус, разные виды занятости, разные источники и способы приобретения дохода и т. п.) наиболее важны или совсем не важны для них и их семей, а также представления людей о том, какие экономические отношения для них предпочтительны[70].

На основе экономических мотивов, но под регуляторным воздействием норм и ценностей, развиваются экономические интересы. Экономический интерес, как форма проявления экономических потребностей, выражает экономическую пользу, реализуя которые субъект хозяйствования обеспечивает самостоятельность и саморазвитие[71].

Экономические интересы выражают реальные причины и наиболее глубокие стимулы экономического поведения людей, стоящие за их непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеалами. Именно экономические интересы обеспечивают согласованное взаимодействие различных социально-демографических групп и слоев населения в процессе хозяйствования[72].

В.П. Позняков в своем исследовании делает вывод о существовании взаимосвязи явлений экономического сознания и внешних проявлений экономической активности субъекта, экономического поведения. Результаты эмпирических исследований, проведенных учёным, показали, что эта взаимосвязь носит диалектический характер. Явления экономического сознания, с одной стороны, формируются и развиваются под влиянием внешних, постоянно изменяющихся социально-экономических условий жизнедеятельности субъекта, но, с другой стороны, сами определяют направленность и уровень экономической активности, выступая психологическими регуляторами экономического поведения[73].

Как было отмечено выше, важной предпосылкой экономического поведения выступает экономическая культура, под которой следует понимать совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения; выполняющих роль социальной памяти экономического развития; способствующих или мешающих трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов на те или иные формы экономической активности[74].

Экономическая культура выполняет несколько основных функций:

• трансляционная – передача из прошлого в настоящее и из настоящего в будущее социально-экономических ценностей, норм, правил, образцов поведения, составляющих содержание экономического сознания и экономического мышления как формы его проявления, а также экономического поведения как результата их взаимодействия[75];

• селекционная – экономическая культура отбирает (выбраковывает, сохраняет, накапливает) те экономические ценности, нормы и эталоны экономического поведения, которые необходимы для развития гибкого экономического поведения субъектов экономики, для выживания и дальнейшего развития общества[76];

• инновационная – обновление социально-экономических ценностей и норм путем выработки новых внутри самой культуры либо заимствования из других культур[77].

Полнота и качество выполнения этих функций определяют регулятивные возможности экономической культуры.

В целом экономическая культура представляет собой особый социальный механизм, сфера действия которого простирается от системы норм, правил и образцов поведения индивидуального хозяйствующего субъекта (на микроуровне) до сферы взаимодействия коллективных и массовых субъектов (социально-профессиональных групп, страт, классов, обществ) в процессе общественного производства (на макроуровне). На микроуровне экономическая культура, исходя из объективных условий окружения, обеспечивает субъекту разработку оптимальной тактики экономического поведения и развития. На уровне общественного производства задачей экономической культуры является регулирование социально-экономических процессов в соответствии с общественными потребностями. Конкретным содержанием интегральной функции экономической культуры на макроуровне является обеспечение рационального использования обществом ограниченных ресурсов, реализации им оптимальных моделей экономического поведения в целях выживания и прогрессивного развития[78].

В тесной связи с экономической культурой находится национальный менталитет. Менталитет отражает глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное, совокупность готовностей, установок и предрасположений индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Менталитет формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур, среды обитания и сам, в свою очередь, их формирует, выступая как порождающее сознание. Формируясь исторически, менталитет определяет национальную модель экономического и социального поведения – культуру потребления, производства и соответствующие мотивации[79].

В основе формирования российского менталитета лежало христианство, порожденное Западной цивилизацией и наложенное на дух Востока. В результате сформировался особенный менталитет, для которого характерно мировосприятие типа «и то, и это», резко контрастирующее с западным менталитетом (мировосприятие типа «или – или»). Это свойство русского менталитета свидетельствует об особенностях экономического поведения русской личности. Так, русскому человеку свойственна глубина внутренней жизни, частичное передоверение личной свободы коллективу, большая степень внеэкономических составляющих хозяйственного успеха[80].

Экономическая культура, взаимодействуя с менталитетом нации, формирует экономическое мышление индивидов. В результате определяются стратегии индивидуального и группового экономического поведения и происходит собственно экономическое действие[81].

Экономическое поведение человека в России отличается от экономического поведения представителей западной культуры. Рационализм экономического поведения западного варианта предполагает стремление к получению выгоды не в результате случайного акта, а в результате постоянного сопоставления дохода и издержек, что выступает нормой поведения. В России экономическое поведение часто имеет иррациональный характер из-за сильного влияния факторов субъективного характера. Поэтому при моделировании экономического поведения человека в России необходимо учитывать в несколько большей степени субъективную рациональность[82].

Экономическое поведение как особый общественный феномен выполняет определенные функции (табл. 3).


Таблица 3

Функции экономического поведения*


Таким образом, экономическое поведение представляет собой сложное системное явление, объединяющее экономические, социологические, психологические, культурные и другие аспекты. В целом под экономическим поведением населения следует понимать совокупность разнообразных социально-экономических действий субъектов в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ, связанных с субъективно-оптимизационным использованием различных по функциям и назначению ограниченных экономических ресурсов и направленных на получение максимального вознаграждения (экономического – деньги, товары и внеэкономического – отдых, повышение квалификации, новый социальный статус).

Экономическое поведение можно рассматривать также как комплекс перманентно повторяющихся действий/бездействий индивидов, направленный на установление динамического соответствия между их внутренними мотивациями (потребностями, интересами) и внешними условиями и возможностями, предоставляемыми социально-экономической средой.

1.3. Проблема рациональности экономического поведения

Экономическая теория традиционно рассматривает экономическое поведение как рациональное, но единой интерпретации рациональности в экономике не существует[83].

В широком смысле рациональность (от лат. ratio – разум) подразумевает осознанность и расчет действий, определение целей и границ.

В экономической литературе рациональность определяется как последовательный отбор лучших вариантов на пути к достижению возможно большей чистой пользы. Другими словами, среди возможных альтернатив действия человек выбирает те, которые, согласно его ожиданиям, наилучшим образом соответствуют его интересам и целям при условии определённости ограничений внешней среды[84]'[85].

Конец ознакомительного фрагмента.