Вы здесь

Экономический словарь неэкономических понятий. Альтруизм (Н. И. Фокин)

Альтруизм

Альтруизм – это слово, которое было сконструировано сознательно. Сознательно потому, что появилось потребность в понятии, противоположном по смыслу понятию эгоизм. Сконструировано как французское слово – его автором стал французский мыслитель Огюст Конт. Русским языком заимствовано во второй половине XIX века.

Альтруизм – бескорыстная забота о благе других людей. Это действие на пользу другим. Это готовность пожертвовать своими интересами ради интересов других. Это жизнь для других и ради других.

Такое понимание альтруизма соответствует и первичному значению слова. Французское слово altruisme идет от латинского корня alteri – другой. Индоевропейские истоки al – за пределами, на другой стороне. Английское alter – менять, делать другим.

Поскольку альтруизм – бескорыстная помощь другим, помощь без вознаграждения, то альтруистические действия не вписываются в формат экономических отношений. Они не соответствуют образу человека экономического. Но только на первый взгляд.

Фундаментальные работы Беккера показали, что альтруизм, наряду с эгоизмом и завистью – звенья одной и той же цепи. Они описывают одно и то же явление. Это явление – зависимость функций полезности разных людей. Если зависимость отрицательная – одному тем лучше, чем хуже другому – то мы имеем дело с завистью. Если зависимость нулевая, то перед нами эгоизм. Если зависимость положительная – то это и есть альтруизм. Его самый наглядный пример – зависимость функций полезности матери и ребенка.

Роль альтруизма как специфического типа мотивации раскрывается в знаменитой «теореме об испорченном ребенке». Если ребенок действительно «испорчен» и движим исключительно эгоистическими мотивами, то в семье, глава которой – альтруист, этот ребенок будет демонстрировать альтруистическое поведение и альтруистические семьи оказываются более конкурентоспособными в процессе естественного отбора.

Исследования обнаруживают дефицит альтруизма в России. Альтруистов и эгоистов в стране примерно равное число – 12—13%, завистников – 50%. Эта пропорция зависит от степени комфортности проживания в том или ином регионе.

Но альтруистическое поведение не преобладает на рынке. Проблема в том, что денежные трансферты больше отвечают интересам получателей, чем выплаты в натуре через снижение цен. Как увеличить объемы трансфертов? Единственным способом – через максимизацию прибыли, то есть через эгоистическое поведение.