Досуг
Слово досуг известно с древнерусской эпохи – с XIV века, хотя встречается в памятниках письменности редко и значение его не вполне ясно (Черных). Его истоки связывают со старославянским «достигать». Развитие значений слова представляется таким: достижение – успех – удача – возможность (распоряжаться своим временем после труда) – отдых. Именно в этом значении фокусируется весь спектр современных значений слова: нерабочее время, время отдыха, время, свободное от работы, занятий, от дела.
Подобные смысловые истоки и у английское лова leisure. Его корни которого идут от старофранцузского слова leisir – разрешение, позволение от leisir – получать возможность. Что касается написания через «u», то предполагается, что возможно оно появилось по аналогии со словами подобными pleasure – удовольствие.
Современное понимание нерабочего времени связано с исследованиями Гэри Беккера. В разработанной им теории распределения времени можно выделить следующие характеристики нерабочего времени.
Зависимость от экономического роста. Нерабочее время устойчиво и значительно увеличивается по мере экономического роста. В настоящее время оно составляет более двух третей всего наличного времени.
Присутствие упущенной ценности времени в полных издержках любых видов деятельности в нерабочее время. Поэтому при изучении любых форм использования нерабочего времени косвенные издержки должны приниматься в расчет.
Интегрированность рыночных товаров и времени в рамках единственного общего ресурсного ограничения, поскольку посредством денежного дохода, время можно конвертировать в рыночные товары.
Зависимость соотношения рыночной ценности времени и цен товаров от уровня развития экономики. Поэтому, например, американцы одновременно и расточительны по отношению к материальным благам, и сверхэкономны по отношению к нематериальному времени, стремясь жить точно по часам и экономя каждую минуту.
Подчиненность понятия досуга понятию потерянных заработков. Понятие потерянных заработков важнее понятия досуга, как бы его не определяли. Точное определение досуга, возможно, обязан дать социальный философ, экономист же в состоянии прийти и к своим традиционным выводам о досуге, и, как пишет Беккер, сделать новые, ни разу о нём не вспомнив.