Время
В астрономическом смысле это время, измеренное на основе наблюдений вращения Земли вокруг оси относительно звезд и Солнца. В житейском смысле, то есть на уровне здравого смысла, время – промежуток той или иной деятельности, или определенный момент, в который происходит что-нибудь.
Можно выделить «бизнес время» и экономическое время. Поскольку бизнес – это реальная жизнь, то и «бизнес время» есть время в житейском смысле, то есть на уровне здравого смысла. Поскольку у бизнеса две базовые составляющие – менеджмент и финансы, то бизнес время можно условно назвать управленческим или финансовым. Негласно и спонтанно договорились, что это время можно разграничить на три периода. Краткосрочный период – до одного года, среднесрочный – от года до трех, иногда до пяти, и долгосрочный период – свыше трех или соответственно пяти.
Более сложно для осмысления экономическое время. Его содержание не совпадает ни с одним из ранее нами выделенных и других смыслов.
В экономике время – это время реакции конкретных активов на изменение общей экономической ситуации. Под реакцией понимается изменение факторов производства, ведущее к изменению объемов производства и соответственно объемов предложения. Под изменением общей экономической ситуации понимается изменение потребностей, ведущее к изменению спроса и изменение технологий. Под временем реакции понимается длительность процесса адаптации экономики и, прежде всего активов предприятия к изменению внешних условий.
Протяженность процесса адаптации может быть различной. В связи с этим есть основания выделить четыре периода времени.
Мгновенный – это период времени, в течение которого невозможно изменить ни один из факторов производства. Не меняются факторы производства, не меняется объем производства, не меняется величина предложения. Она неэластична по отношению к цене. Сама же равновесная цена является ценой спроса, так как зависит исключительно от вменений спроса. Кривая предложения вертикальна.
Краткосрочный – период времени, в течение которого невозможно изменить постоянные (производственные площади и оборудование), но возможно изменить переменные факторы производства (численность работников, количество сырья и энергии). В результате предложение, хотя и в ограниченных масштабах, но отреагирует на изменение условий рынка. Кривая предложения некоторое время будет восходить, потом снова станет вертикальной.
Долгосрочный – возможно изменение всех факторов производства, кроме технологии. Производство растет, увеличивается спрос на производственные ресурсы, цены на них растут, растут издержки, что найдет отражение в восходящей кривой предложения.
Сверхдолгий – период, в котором изменяется сама технологическая база производства благодаря использованию инноваций. Изменение технологической базы – это существенное снижение издержек производства, что найдет отражение в нисходящей кривой предложения и снижением цены товара.
Примечательно, что для обозначения того, что мы подразумеваем под экономическим временем, в английском языке используется слово run: short run, long run. Это же слово является корневым и для понятия «конкурентоспособность».
Такого корневого контекста нет у русского слова «время», заимствованного (по Фасмеру) из церковнославянского «веремя» – ведро, погода. Значение этого слова близко к «коловращению», «кружению» (по Черных). Нет этого контекста и у английского слова – time которое идет из tide приток, отток и имеет двойной смысл «протяженности» и «точки».
Этимологическое родство экономического времени и конкурентоспособности закономерно проявляется в их содержательной близости. Если время – длительность процесса адаптации активов к изменению внешних условий, а конкурентоспособность – способность ускорять этот процесс, то экономическое время и есть форма проявления конкурентоспособности.
Еще один вывод – экономическое время во всех его четверых измерениях не возможно формально привязать к астрономическому периоду времени. Краткосрочный период может длиться более года, долгосрочный – менее.