Вы здесь

Экономический анализ хозяйственной деятельности. Ответы на экзаменационные билеты. 21. Анализ ритмичности работы предприятия, факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции (Ю. А. Швам, 2009)

21. Анализ ритмичности работы предприятия, факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции

Ритмичность работы предприятия – это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Основным условием своевременного выпуска и реализации продукции является ритмичность. Неритмичность работы приводит к снижению качества продукции; увеличению объема незавершенного производства и сверхплановым остаткам готовой продукции на складах и, как следствие, кзамедлению оборачиваемости капитала, невыполнению поставок по договорам, что приводит к повышению себестоимости, уменьшению прибыли и ухудшению финансового состояния предприятия.

Показатели оценки ритмичности работы предприятия:

1) прямые показатели – это коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства продукции за период в годовом объеме производства;

2) косвенные показатели — это наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов и др. Коэффициент вариации – это отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (месяц, квартал) к среднесуточному (среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции.

Коэффициент ритмичности – это сумма фактического удельного веса выпуска продукции за каждый период, но не более планового уровня.

Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема.

Варианты методики анализа реализации продукции выбираются исходя из того, как определяется на предприятии выручка – по отгрузке или по оплате.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции проводится сравнением фактических уровней факторных показателей с базовыми и вычислением абсолютных и относительных показателей прироста каждого их них.

Факторы, определяющие объем производства и реализации продукции, – обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, производственными фондами и эффективность их использования; обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования.

Влияние данных факторов на объем выпуска и реализации продукции можно рассчитать, используя приемы детерминированного факторного анализа.

Источники резервов увеличения объема и реализации продукции:

1) за счет улучшения использования трудовых ресурсов (создания дополнительных рабочих мест; сокращения потерь рабочего времени; повышения уровня производительности труда);

2) за счет улучшения использования основных фондов (приобретения дополнительных машин и оборудования; более полного использования их фонда рабочего времени; повышения интенсивности использования машин и оборудования);

3) за счет улучшения использования сырья и материалов (дополнительного приобретения сырья и материалов; сокращения сверхнормативных отходов сырья и материалов; сокращения расхода сырья и материалов на единицу продукции). Резервы увеличения выпуска продукции должны

быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной группе, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же количестве по остальным группам ресурсов.

При определении резервов реализации продукции необходимо учитывать сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом учитываются спрос на тот или иной вид продукции, реальная возможность ее реализации, риск невостребованной продукции.

Чтобы выявить данные резервы, необходимо детально проанализировать использование трудовых ресурсов, средств труда, предметов труда на предприятии.