Вы здесь

Экономический анализ хозяйственной деятельности. Ответы на экзаменационные билеты. 13. Планирование аналитической работы. Информационное и методическое обеспечение ЭАХД (Ю. А. Швам, 2009)

13. Планирование аналитической работы. Информационное и методическое обеспечение ЭАХД

Важное условие, от которого зависит действенность и эффективность ЭАХД, – планирование аналитической работы.

Комплексный план аналитической работы разрабатывается на один год специалистами, ответственными за ее проведение. В нем отмечается перечень объектов анализа, подлежащих изучению, определяются цели анализа. Затем разрабатывается система показателей, анализ которых обеспечивает достижение поставленной цели.

В плане указываются состав исполнителей анализа по каждому вопросу, распределение обязанностей между ними, внешние и внутренние пользователи анализа, источники информации и методическое обеспечение по каждому изучаемому вопросу.

В плане предусматриваются периодичность проведения анализа по каждому объекту, сроки выполнения аналитической работы.

Тематические планы – планы проведения анализа по комплексным вопросам, требующим углубленного изучения. В них рассматриваются объекты, субъекты, этапы, сроки проведения анализа, исполнители и др.

Контроль за выполнением планов анализа ведет заместитель руководителя предприятия по экономическим вопросам или лицо, на которое возложены обязанности по управлению анализом в целом.

Все источники информации для ЭАХД делятся на источники:

1) нормативно-планового характера – планы, разрабатываемые на предприятии, проектные задания и др.;

2) учетного характера – данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета и отчетности.

Учетным документом является экономический паспорт предприятия, в котором содержатся данные о результатах хозяйственной деятельности за несколько лет;

3) внеучетного характера – документы, регулирующие хозяйственную деятельность, данные, которые не относятся к перечисленным ранее:

а) официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности;

б) хозяйственно-правовые документы;

в) научно-техническая информация;

г) информация об основных контрагентах предприятия (поставщиках и покупателях);

д) данные об основных конкурентах, полученные из разных источников информации;

е) данные Госкомстата об изменениях макроэкономической ситуации в стране и др.

По отношению к предмету исследования инфoрмация может быть:

1) основной;

2) вспомогательной.

По отношению к объекту исследования различают:

1) систему внутренней информации (данные статистического, бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые, нормативные данные, разработанные на предприятии);

2) систему внешней информации (данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, официальные документы и др.).

По периодичности поступления информация бывает регулярной (плановые и учетные данные), эпизодической (формируется по мере необходимости).

Требования к информационному обеспечению анализа:

1) аналитичность;

2) достоверность;

3) оперативность;

4) сопоставимость;

От того, какие методики анализа используются на предприятии, зависит результативность анализа. Ответственный за методическое обеспечение анализа специалист обязан постоянно совершенствовать ее на основе изучения достижений науки, передового опыта в области анализа, внедрять ее во всех сегментах предприятия, осуществлять подготовку и переподготовку кадров по вопросам анализа.