Вы здесь

Экономический анализ деятельности предприятия. Ответы на экзаменационные вопросы. 3. Анализ рентабельности деятельности компании (С. С. Степанова, 2009)

3. Анализ рентабельности деятельности компании

Рентабельность – относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Показатели рентабельности:

1) окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

2) рентабельность продаж;

3) доходность капитала и его частей.

Рентабельность производственной деятельности R3 исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп), или чистой прибыли от основной деятельности (ЧП), или суммы чистого денежного потока (ЧДП), включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп). Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с 1 руб. продаж. Этот показатель широко применяется в рыночной экономике; рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением брутто-прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (КL) или отдельных его слагаемых, – собственного, заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т. д.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. Уровень рентабельности производственной деятельности, исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого уровня, – изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.


Факторная модель:


Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:


Факторный анализ рентабельности оборота:


Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:


Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности капитала. Общая сумма брутто-прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (Удi), себестоимости (Сi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР). Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (КL) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж, и наоборот.