Вы здесь

Экономический анализ деятельности предприятия. Ответы на экзаменационные вопросы. 21. Виды экономического анализа (С. С. Степанова, 2009)

21. Виды экономического анализа

Виды анализа – горизонтальный, вертикальный, трендовый, факторный и расчет коэффициентов. Горизонтальный анализ предполагает изучение абсолютных показателей статей отчетности организации за определенный период, расчет темпов их изменения и оценку. При горизонтальном анализе строятся аналитические таблицы, в которых абсолютные показатели отчетности дополняются относительными, т. е. просчитывается изменение абсолютных показателей в сумме и в процентах. В условиях инфляции ценность горизонтального анализа несколько снижается, т. к. производимые с его помощью расчеты не отражают изменения показателей, связанных с инфляционными процессами, но результаты горизонтального анализа используются при межхозяйственных сравнениях. Горизонтальный анализ используется также для дополнения вертикального анализа финансовых показателей. Под вертикальным анализом понимается представление данных отчетности в виде относительных показателей через удельный вес каждой статьи в общем итоге отчетности и оценку их изменения в динамике. Относительные показатели сглаживают влияние инфляции, что позволяет достаточно объективно давать оценку происходящим изменениям. Данные вертикального анализа позволяют оценить структурные изменения, происходящие в составе активов, пассивов, других показателей отчетности, динамику удельного веса основных элементов доходов организации, коэффициентов рентабельности продукции и т. п. Для более объективной оценки деятельности организации вертикальный анализ дополняется показателями горизонтального анализа, на основе которых строится сравнительный аналитический баланс. Трендовый анализ является разновидностью горизонтального анализа, ориентированного на перспективу. Трендовый анализ предполагает изучение показателей за максимально возможный период времени, но при этом каждая позиция отчетности сравнивается со значениями анализируемых показателей за ряд предшествующих периодов и определяется тренд, т. е. основная повторяющаяся тенденция развития показателя, свободная от влияния случайных факторов и индивидуальных особенностей периодов.

Трендовый анализ позволяет оценить качественные сдвиги в имущественном положении организации.

Под факторным анализом подразумевается выражение изучаемого показателя через формирующие его факторы, расчет и оценку влияния этих факторов на изменение показателя. Факторный анализ может быть прямым, т. е. изучаемый показатель раскладывается на составные части, и обратным, при котором отдельные элементы соединяются в общий изучаемый показатель.

Факторный анализ предполагает выражение изучаемого результативного показателя через формирующие его факторы и расчет влияния этих факторов на его изменение. Для этого строятся исходная и конечная факторные модели, т. е. изучаемый показатель представляется через соответствующие значения факторов, причем осуществляется постепенный переход от исходной факторной модели к конечной модели путем расчета влияния количественно изменяемых причин, оказывающих влияние на результативный показатель.

К методам факторного анализа относятся:

1) метод цепной подстановки;

2) метод разниц;

3) интегральный метод;

4) балансовый метод;

5) индексный метод и др.

Сравнительный (пространственный) анализ – сравнение и оценка показателей деятельности организации с показателями организаций-конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными, с нормативами и т. п.

Анализ коэффициентов предполагает расчет и оценку соотношений различных видов средств и источников, показателей эффективности использования ресурсов организации, видов рентабельности, позволяет оценить взаимосвязь показателей и используется при изучении финансовой устойчивости, платежеспособности организации, ликвидности ее баланса.