Вы здесь

Экономический анализ деятельности предприятия. Ответы на экзаменационные вопросы. 20. Анализ качества производимой продукции (С. С. Степанова, 2009)

20. Анализ качества производимой продукции

Повышение качества выпускаемой продукции является одним из важнейших условий ее конкурентоспособности на рынке, следовательно, это один из источников привлечения клиентов и повышения прибыльности деятельности предприятия.

Качество продукции характеризуется ее надежностью, долговечностью и безопасностью.

Конкурентоспособность продукции и получение наиболее выгодных для организации контрактов возможны в условиях рыночной экономики только при условии обеспечения соответствующего качества реализуемой продукции, отвечающей потребностям как внутреннего, так и внешнего рынка. В связи с этим оценка качества выпускаемой продукции приобретает особое значение.

При анализе качества выпускаемой продукции решаются следующие задачи, а именно:

1) оценивается качество производимой организацией продукции;

2) устанавливаются основные причины снижения качества;

3) выявляется влияние изменения качества на объем выпускаемой продукции.

При проведении анализа качества следует иметь в виду, что качество продукции зависит от следующих факторов:

1) уровня применяемой техники и технологии производства;

2) уровня квалификации работников;

3) дисциплины труда производственных рабочих.

Обобщающими показателями, характеризующими качество продукции, являются следующие:

1) объем и удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска продукции;

2) удельный вес вновь осваиваемой и выпускаемой продукции в общем ее выпуске;

3) удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме продукции;

4) средний коэффициент сортности;

5) удельный вес продукции, которая может отвечать уровню мировых стандартов;

6) удельный вес продукции, отгружаемой на экспорт, в общем объеме реализуемой продукции.

Таким образом, обобщающие показатели характеризуют качество продукции независимо от того, какого она вида или назначения, в то время как частные показатели качества свидетельствуют о технических и потребительских свойствах продукции. Так, например, качество продукции пищевой промышленности характеризуется жирностью, наличием наполнителей, содержанием сухих веществ и т. п., а продукции машиностроения – надежностью, сроком использования и др. Перед органами, осуществляющими сертификацию, стоит задача после проведения типовых испытаний и государственного надзора за качеством выпускаемой продукции дать объективную оценку качества сертифицированной продукции с выдачей сертификата, подтверждающего, что проверенная продукция соответствует предъявляемым требованиям. На первоначальной стадии анализа качества продукции необходимо дать общую оценку выполнения принятого организацией задания и рассмотреть динамику выпуска сертифицированной продукции (СП) на основе оперативно-технического учета. Качество продукции характеризуется следующими показателями – удельным весом (Ув) или коэффициентом сертифицированной продукции (Кс) в общем объеме выпущенной продукции (Оп) в действующих отпускных ценах организации (без НДС и акцизов). В виде расчетной формулы это выглядит следующим образом:

Ув = (СП / Оп) × 100 %;

Кс = СП / Оп.

Вышеуказанные показатели характеризуют долю сертифицированной продукции в процентах или уровень сертифицированной продукции в копейках на 1 руб. общего объема продукции (работ, услуг).

Путем сопоставления фактического удельного веса или коэффициента сертифицированной продукции с аналогичными показателями за прошлый год или принятым заданием на текущий год можно дать оценку выполнения принятого задания по повышению качества выпущенной продукции или выявить изменение качества выпускаемой продукции по сравнению с прошлым годом.