20. Анализ качества производимой продукции
Повышение качества выпускаемой продукции является одним из важнейших условий ее конкурентоспособности на рынке, следовательно, это один из источников привлечения клиентов и повышения прибыльности деятельности предприятия.
Качество продукции характеризуется ее надежностью, долговечностью и безопасностью.
Конкурентоспособность продукции и получение наиболее выгодных для организации контрактов возможны в условиях рыночной экономики только при условии обеспечения соответствующего качества реализуемой продукции, отвечающей потребностям как внутреннего, так и внешнего рынка. В связи с этим оценка качества выпускаемой продукции приобретает особое значение.
При анализе качества выпускаемой продукции решаются следующие задачи, а именно:
1) оценивается качество производимой организацией продукции;
2) устанавливаются основные причины снижения качества;
3) выявляется влияние изменения качества на объем выпускаемой продукции.
При проведении анализа качества следует иметь в виду, что качество продукции зависит от следующих факторов:
1) уровня применяемой техники и технологии производства;
2) уровня квалификации работников;
3) дисциплины труда производственных рабочих.
Обобщающими показателями, характеризующими качество продукции, являются следующие:
1) объем и удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска продукции;
2) удельный вес вновь осваиваемой и выпускаемой продукции в общем ее выпуске;
3) удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме продукции;
4) средний коэффициент сортности;
5) удельный вес продукции, которая может отвечать уровню мировых стандартов;
6) удельный вес продукции, отгружаемой на экспорт, в общем объеме реализуемой продукции.
Таким образом, обобщающие показатели характеризуют качество продукции независимо от того, какого она вида или назначения, в то время как частные показатели качества свидетельствуют о технических и потребительских свойствах продукции. Так, например, качество продукции пищевой промышленности характеризуется жирностью, наличием наполнителей, содержанием сухих веществ и т. п., а продукции машиностроения – надежностью, сроком использования и др. Перед органами, осуществляющими сертификацию, стоит задача после проведения типовых испытаний и государственного надзора за качеством выпускаемой продукции дать объективную оценку качества сертифицированной продукции с выдачей сертификата, подтверждающего, что проверенная продукция соответствует предъявляемым требованиям. На первоначальной стадии анализа качества продукции необходимо дать общую оценку выполнения принятого организацией задания и рассмотреть динамику выпуска сертифицированной продукции (СП) на основе оперативно-технического учета. Качество продукции характеризуется следующими показателями – удельным весом (Ув) или коэффициентом сертифицированной продукции (Кс) в общем объеме выпущенной продукции (Оп) в действующих отпускных ценах организации (без НДС и акцизов). В виде расчетной формулы это выглядит следующим образом:
Ув = (СП / Оп) × 100 %;
Кс = СП / Оп.
Вышеуказанные показатели характеризуют долю сертифицированной продукции в процентах или уровень сертифицированной продукции в копейках на 1 руб. общего объема продукции (работ, услуг).
Путем сопоставления фактического удельного веса или коэффициента сертифицированной продукции с аналогичными показателями за прошлый год или принятым заданием на текущий год можно дать оценку выполнения принятого задания по повышению качества выпущенной продукции или выявить изменение качества выпускаемой продукции по сравнению с прошлым годом.