Вы здесь

Экономическая теория (для студентов неэкономических специальностей). Шпаргалка. 13 ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР (А. С. Корчагина)

13 ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

Рыночный механизм основывается на трех основных элементах.

1. Цены. На рынке изменение относительных цен является ориентиром для производителя, помогающим определить, в какую сторону (уменьшения или увеличения) изменять объем производства. Колебание цен оказывает влияние на выбор технологии производства. Цены определяют характеристику потребителей и объем продаж данного продукта на рынке.

2. Спрос и предложение.

Спрос (платежеспособный) – это потребность в товарах, подкрепленная платежеспособностью экономических субъектов, которые готовы их купить в определенном количестве при сложившихся ценах и денежных доходах потребителей.

Предложение – это количество товаров, находящееся в продаже при данной цене.

Изменение соотношения между спросом и предложением вызывает колебания рыночных цен вокруг цены равновесия. Равновесная цена – цена, в которой спрос равен предложению. Колебания цен определяют уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения.

3. Конкуренция. Цель любого предприятия – максимизация прибыли – может быть достигнута расширением производства, хозяйственной деятельности. Это является основой конкурентной борьбы за новые рынки сбыта, за наиболее выгодные условия производства, которые позволяют увеличить объемы производства, и, следовательно, получаемую прибыль. Характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

В условиях свободной, или совершенной, конкуренции рыночный механизм действует наиболее эффективно. Основными характеристиками рынка свободной конкуренции являются следующие:

1) множество покупателей и продавцов;

2) высокая мобильность факторов производства;

3) отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

4) однородность (стандартность) продаваемой продукции;

5) равный доступ всех участников рыночных отношений к информации.

При совершенной конкуренции доля каждого участника рынка в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей по отдельности не может воздействовать на рыночную цену. Совершенной конкуренции в чистом виде не существует. Выделяют следующие виды рынка несовершенной конкуренции:

1) чистую монополию. Характеризуется такой ситуацией на рынке, когда одна фирма является единственным продавцом товара или услуги, а границы фирмы и отрасли совпадают;

2) олигополия. Это такая ситуация, когда на рынке существует небольшое число фирм;

3) монополистическую конкуренцию. Это наличие на рынке сравнительно большого числа фирм, которые производят дифференцированную продукцию.