Вы здесь

Экономическая теория (для студентов неэкономических специальностей). Шпаргалка. 12 РЫНОК (А. С. Корчагина)

12 РЫНОК

Рынок — это способ взаимодействия производителей и потребителей, который основан на децентрализованном механизме ценовых сигналов.

Участники рынка – это предприниматели, конечные потребители, работники, продающие свои труд, собственники недвижимости и т. д.

Выделяют три группы субъектов рыночного хозяйства: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.

Домашнее хозяйство – структурная единица, состоящая из одного или более человек ифунк—ционирующая в потребительской сфере. Домашние хозяйства потребляют конечные продукты (блага) сферы материального и нематериального производства.

Домашние хозяйства – собственники и поставщики факторов производства. Доходы, полученные от продажи услуг труда, капитала и других факторов производства, используют для удовлетворения личных потребностей.

Бизнес – это фирма (предприятие), осуществляющая свою деятельность с целью получения дохода (прибыли). Организация бизнеса предполагает вложение собственного или заемного капитала, доход от которого идет на расширение производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в хозяйстве страны.

Правительство – это различные бюджетные организации и учреждения, функцией которых является государственное регулирование экономики.

Существуют основные условия возникновения рынка.

1. Общественное разделение труда и специализация. Общественное разделение труда означает, что в любом современном сообществе ни один человек не может жить за счет полного самообеспечения. Отдельные виды хозяйственной деятельности, которыми занимаются различные группы предпринимателей, отражают суть специализации в производстве тех или иных благ и услуг.

Определяющим моментом специализации считается принцип сравнительного преимущества. Суть принципа заключается в возможности производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости в силу различий предпринимателей в навыках, способностях, обеспеченности ресурсами и др.

2. Экономическая обособленность, или хозяйственная автономия субъектов рынка. Благами обмениваются полностью независимые, самостоятельные производители. Хозяйственная автономия означает самостоятельность в принятии решений о том, что и как производить, кому и где продавать созданную продукцию. Наилучшим образом экономическую обособленность выражает частная собственность.

3. Свободный обмен ресурсами. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые являются сигналами хозяйствующим субъектам, определяющими направления их деятельности.