Часть 1
Микроэкономика
Глава 1
Введение в экономическую теорию
Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной деятельности.
1.1. Предмет экономической теории: ресурсы и потребности
Любому человеку (независимо от того, хочет он этого или не хочет) постоянно приходится заниматься экономической деятельностью и сталкиваться с широким кругом экономических проблем.
Глубинный источник всех экономических проблем кроется в относительной ограниченности (редкости) имеющихся в распоряжении человека (и общества) ресурсов, с одной стороны, и в неограниченности постоянно возникающих потребностей — с другой. Данное противоречие носит универсальный характер и присуще любой экономической системе (будь то отдельный потребитель, семья, фирма или государство).
Действительно, потребитель из-за ограниченности своего дохода не может обладать всеми желанными для него товарами, получить все услуги.
Фирма вынуждена определять приоритетные направления развития своей деятельности и отказываться от всех других проектов.
Государство в силу тех же причин ограничивает сферу своей социальной политики строго определенными направлениями, поскольку не может финансировать одновременно и в полном объеме и фундаментальные научные исследования, и, скажем, спорт.
Другими словами, любой человек, семья, фирма или государство независимо от уровня своего развития ограничены в своих возможностях из-за недостаточности имеющихся ресурсов (экономисты называют это бюджетным ограничением). И хотя за многовековую историю человечество существенно расширило рамки этих ограничений, однако полностью снять их невозможно.
Противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих желаний и потребностей лежит в основе всех экономических проблем и предопределяет предмет экономической теории.
Современная экономическая теория структурно делится на две большие области – микро– и макроэкономику.
Макроэкономика изучает функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектом изучения являются национальный доход и общественный продукт, экономический рост и общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы, национальные сбережения и другие агрегированные показатели.
Микроэкономика исследует поведение отдельных экономических субъектов: потребителей, работников, инвесторов, фирм и т. д. Микроэкономика объясняет, как формируются цены, объемы производства и потребления конкретных товаров и услуг, каким образом происходит перераспределение ресурсов между отраслями, в силу каких причин потребитель принимает решение о покупке товара, а производитель – о его производстве и продаже и многие другие вопросы.
В последние годы граница между микро– и макроэкономикой постепенно стирается, что обусловлено их тесной взаимосвязью. Решения многих экономических вопросов, возникающих у отдельных потребителей или производителей, принимаются в определенной макроэкономической среде и существенно зависят от нее.
Аналогичным образом макроэкономические процессы и явления складываются в результате взаимодействия отдельных экономических субъектов, определяются их решениями. Вот почему современные исследования совокупных рынков и агрегированных их показателей невозможны без предварительного изучения микроэкономических основ макроэкономики.
Микроэкономика может быть определена как область экономической теории, изучающая поведение отдельных экономических субъектов в процессе производства, обмена и потребления товаров и услуг в целях удовлетворения их потребностей посредством ограниченных ресурсов.
Рассмотрим основные понятия данного определения: «ресурсы» и «потребности».
Ресурсы представляют собой совокупность всех материальных благ и услуг, используемых человеком для производства необходимой ему продукции.
Все ресурсы можно разделить условно на два класса – свободные и экономические.
Свободные ресурсы имеются в неограниченном количестве и, как следствие, имеют нулевую цену на рынке. Примером свободных экономических ресурсов могут служить атмосферный воздух, солнечная энергия, энергия ветра и т. д.
Количество экономических ресурсов относительно ограничено (пример 1.1), и за их использование необходимо платить. Иными словами, их рыночная цена всегда больше нуля.
Пример 1.1
Трудовые ресурсы в России, или сколько нас останется к 2050 году
В России численность населения на 1 января 2007 г. составляла 142,2 млн чел., однако уже к 1 июля 2007 г. этот показатель сократился (по данным ЦРУ США) до 141,3 млн чел. Согласно исследованиям Фонда ООН, в области народонаселения в России продолжается демографический кризис. С 1991 г. прекратился рост населения в стране. Смертность в 1,5 раза превышает рождаемость. Коэффициент смертности в 2006 г. составил 16,04 на 1000 чел. (23-е место в мире) против 10,92 по коэффициенту рождаемости (178-е место в мире). При этом численность трудоспособного населения сократилась до уровня 1939 г.
Коэффициент суммарной рождаемости в России не превышает 1,4, тогда как для простого воспроизводства населения данный показатель должен составлять 2,15.
Как отмечают специалисты, особенностью России является сохранение уровня смертности, характерного для развивающихся стран, в то время как рождаемость находится на уровне развитых европейских стран. При этом следует учитывать, что сокращение численности населения в России отчасти сдерживается иммиграцией из стран СНГ. В настоящее время правительством предпринимаются попытки решить демографическую проблему путем принятия ряда ряд мер по стимулированию рождаемости, включая закон о «материнском капитале», однако специалисты высказывают сомнения, что данные меры способны существенно повлиять на ситуацию. По самым оптимистичным демографическим прогнозам, к середине нынешнего века численность экономически активного населения в России сократится более чем на четверть (это 20 млн чел.), а по общему наличному населению страна переместится с нынешнего 8-го места на 15-е в мире, пропустив Нигерию, Конго, Мексику, Филиппины, Эфиопию, Уганду и Египет. По мнению российских экспертов, дефицит трудовых ресурсов в условиях долгосрочного устойчивого роста экономики может быть преодолен только на основе повышения производительности труда, а не за счет экстенсивного расширения трудовых ресурсов в форме трудовой иммиграции.
Деление ресурсов на экономические и свободные не носит постоянного характера, а зависит от сложившейся экономической ситуации. Так, в результате ухудшения природной среды и обострения экологических проблем некогда свободные ресурсы (например, чистая питьевая вода) могут со временем стать редкими и превратиться в экономические. Кроме того, при различных обстоятельствах один и тот же ресурс может выступать и как свободный, и как экономический. Например, песок в строительном карьере и на морском побережье.
Ограниченность экономических ресурсов носит не абсолютный, а относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех членов общества.
Ограниченность ресурсов не зависит и от абсолютного объема и наличия рассматриваемых благ и услуг. Богатейшее в ресурсном отношении общество и бедное островное государство, мелкий предприниматель и крупная транснациональная корпорация, преуспевающий бизнесмен и привокзальный бродяга ограничены в своих возможностях, хотя, естественно, можно говорить о разной степени этой ограниченности. Ограниченность ресурсов относительна в сопоставлении с нашими потребностями.
Очевидно, что если бы все ресурсы были свободными, то не возникала бы задача их оптимального распределения и использования, а следовательно, отпала бы необходимость в экономических исследованиях и экономической теории как науке.
Экономические ресурсы (их также называют факторами производства) традиционно подразделяются на следующие составляющие:
• трудовые ресурсы, или труд;
• инвестиционные ресурсы, или капитал;
• природные ресурсы, или земля;
• предпринимательский талант, или предпринимательские способности;
• информация;
• знания, или управленческие способности.
Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности его умственных и физических способностей.
Инвестиционные ресурсы, или капитал, включают в себя всю совокупность созданных прошлым трудом человека благ. К капиталу (а точнее, к реальному капиталу) относятся здания, сооружения, станки, машины, оборудование, инструменты и т. п., используемые для производства и транспортировки товаров и оказания услуг потребителю.
Следует отметить, что финансовый капитал (акции, облигации, банковские депозиты, деньги) к факторам производства не относится, так как не связан с реальным производством, а выступает лишь в качестве инструмента получения реального капитала.
Ресурс земля охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, отведенные под промышленную или жилищную застройку, а также всю совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и оказания услуг, – полезные ископаемые, водные ресурсы и т. д.
Пример 1.2
Запасы нефти в России
По официальной оценке международного сообщества, Россия обладает 9,5 млрд т нефти, что составляет около 5 % мировых запасов. Добыча нефти в нашей стране оценивается величиной в 12 % мирового объема нефти, при этом потребляется только 4 %, остальное идет на экспорт. В страны дальнего зарубежья в 2007 г. было продано 244 млн т нефти, в ближнее зарубежье – 43 млн т. Налоги с нефтедобывающих предприятий обеспечивают около трети бюджета Российской Федерации.
Добычей нефти в России занимаются около 40 компаний и объединений, при этом 11 нефтедобывающих холдингов обеспечивают более 95 % всего объема добычи.
Основные регионы добычи – открытые еще в 1960-е и 1970-е гг. западносибирские месторождения, на долю которых приходится 68,1 % совокупной годовой добычи. Второй в стране по объему добычи нефти – Волго-Уральский регион – находится в поздней стадии разработки продуктивных месторождений и характеризуется затухающей добычей, которая в ближайшие несколько лет начнет сокращаться.
Следует отметить, что в последние годы в России наметилась тенденция к снижению прироста объемов добычи. В первую очередь это связано с низкими вложениями нефтедобывающих компаний в разведку новых месторождений.
По результатам 2007 г. добыча нефти в России составила 491 млн т. Пять крупнейших холдингов добыли 361 млн т.
При сохранении нынешних темпов добычи российские доказанные резервы будут исчерпаны за 21 год. Это меньше, чем в странах Персидского залива, чьих доказанных месторождений хватит примерно на столетие, однако существенно больше, чем в США или в Западной Европе, которые уже пережили пик нефтедобычи и постепенно сходят с мировой нефтяной арены (в США запасов нефти остается чуть больше, чем на 10 лет).
Оценки российских специалистов варьируются от 10 до 13,5 млрд т нефти, что связано со слабой изученностью восточных территорий России. Впрочем, какими бы ни оказались действительные масштабы российских резервов, очевидно, что Россия и в долгосрочном периоде останется ключевым игроком на мировом рынке нефти. В условиях, когда, с одной стороны, наблюдается падение производства нефти в США и Западной Европе, а с другой – быстро растет потребление нефти в Восточной Азии, влияние нашей страны на нефтяном рынке резко увеличивается. Сумеет ли Россия воспользоваться благоприятной ситуацией, зависит от общего состояния российской нефтяной отрасли, от эффективной работы российских нефтяных компаний, их прозрачности и управляемости по западным стандартам.
Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:
• организовать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;
• принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;
• рисковать своими денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность в условиях рынка связана с большой неопределенностью, а прибыль не гарантирована;
• быть новатором, т. е. внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.
Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе является информация, под которой обычно подразумевается набор «сведений об окружающем мире и протекающих в нем процессах»[1].
Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения проблем, стоящих перед экономическими субъектами.
Вместе с тем одной, даже самой обширной информации недостаточно. Умение использовать полученные данные для принятия наилучшего в сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания, или управленческие способности. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, покупки, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. Именно «эти ресурсы дают (или должны давать), по мнению основателя классического менеджмента Питера Друкера, наибольшую отдачу в бизнесе. То, что отличает сильную компанию от слабой, – это прежде всего уровень квалификации ее специалистов и…управленческого состава, его знаний, мотиваций и устремлений»[2].
В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый доход в виде ренты (земля), процента (капитал), заработной платы (труд, управленческая способность) или прибыли (предпринимательская способность).
Потребности можно определить как объективную нужду человека или группы людей в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и т. п.
Сам термин «потребность» встречается еще в трудах Аристотеля. Однако экспериментальное изучение потребностей началось только в 1920-е гг.
В своей совокупности человеческие потребности безграничны, хотя потребность в каком-то отдельном благе может иметь свой физиологический предел. Так, например, потребность в удалении зубов ограничена их числом, а потребность в завтраке – аппетитом едока. Однако очевидно, что потребности в медицинских услугах и в продуктах питания в целом безграничны.
Более ста лет экономисты и психологи пытались создать классификацию потребностей человека. В экономической литературе можно встретить самые разные подходы к данному вопросу.
Так, известный английский экономист Альфред Маршалл (1842–1924) делил потребности по парному признаку на:
• первичные (например, потребность в еде) и вторичные (например, в чтении);
• абсолютные, или безусловные (например, потребность в одежде) и относительные, обусловленные абсолютными потребностями (в машинах для изготовления одежды, к примеру);
• высшие (например, потребность в духовном развитии) и низшие (физиологические);
• положительные и отрицательные (например, потребность в наркотиках);
• неотложные и отсроченные;
• общие (еда, одежда и т. д.) и особенные, возникшие под влиянием сложившихся в обществе традиций и обычаев (специфическая национальная кухня, национальные костюмы и т. д.);
• обычные и чрезвычайные, обусловленные, например, природными катаклизмами (потребность в лодках при наводнении и т. д.);
• индивидуальные и коллективные (потребность в постановке самодеятельного спектакля);
• частные и государственные (потребность в обороне) и т. д.[3]
Широкую известность получила и теория иерархии нужд (потребностей), разработанная американским психологом Абрахамом Маслоу (Maslow). Согласно этой теории люди постоянно ощущают какие-либо потребности. Отдельные сильно выраженные потребности могут быть объединены в самостоятельные группы.
Иерархическая теория Маслоу вводит следующие пять основных категорий потребностей.
1. Физиологические потребности (Physiological Needs). К данной группе относятся потребности в продуктах питания, воде, воздухе и т. п., необходимых для физического выживания человека. Эти потребности в значительной степени связаны с поддержанием физиологических процессов и порождены физиологией человека.
2. Потребность в безопасности (Safety Needs). Потребности данной группы связаны со стремлением и желанием человека находиться в стабильном и безопасном состоянии, быть защищенным от страха, боли, болезней и других страданий, которые может принести человеку жизнь.
3. Потребность социальная (Belongingness and Love Needs). Это потребность в человеческих взаимоотношениях, в любви, семье, друзьях и дружеском общении.
4. Потребность в самоутверждении (Esteem Needs). Данная группа отражает потребность людей в самоуважении за счет дости жения определенного уровня мастерства и компетентности, потребность в успехе, карьере и признании со стороны окружающих.
5. Потребность в самоактуализации (Self-actualization Needs). Последняя группа объединяет потребности человека в самовыражении, в реализации скрытых способностей, в понимании собственного назначения, наиболее полном использовании своих знаний и умений.
Маслоу полагал, что по мере удовлетворения потребностей более низкого уровня возникают потребности более высокого порядка.
Существуют и другие исследования природы человеческих потребностей и их классификации. При всем их многообразии общим для анализа потребностей является допущение о безграничности человеческих желаний и невозможности их полного удовлетворения в силу ограниченности экономических благ, которыми располагает человек или группа людей.
Речь идет не только о материальных или финансовых ограничениях. Не менее важным ограничением может быть фактор времени. Если вас пригласили в гости, то вы вынуждены отказаться от похода в театр. Если же вы решили пойти в театр, то вам придется выбирать, на какой именно спектакль, и т. д.
Как видим, любые ограничения непременно связаны с выбором. Как же экономисты решают проблему выбора?
1.2. Проблема выбора. Альтернативные издержки
Ограниченность экономических ресурсов и неограниченность человеческих желаний неизбежно порождают фундаментальную экономическую проблему – проблему выбора. Находясь перед лицом самых разнообразных, конкурирующих между собой желаний и потребностей, человек вынужден выбирать направления и способы распределения ограниченных ресурсов между различными конкурирующими целями.
Роберт X. Франк, автор одного из наиболее популярных учебников по микроэкономическому анализу, даже определил микроэкономику как учение о выборе людей в условиях дефицита[4].
В процессе выбора как общество, так и отдельный человек сталкиваются с необходимостью найти ответ на четыре основных экономических вопроса.
Первый вопрос: «ЧТО»?
Человек определяет цель своей деятельности и стремится по возможности ее конкретизировать, другими словами, определить, какие блага и в каком количестве он хотел бы получить.
Второй вопрос: «КАК»?
На этом этапе человек выбирает инструменты достижения поставленной цели, определяя необходимые для этого ресурсы и технологию производства.
Третий вопрос: «ДЛЯ КОГО»?
Если человек не предполагает использовать произведенные блага в одиночестве, то неизбежно возникает вопрос о распределении полученных товаров и услуг между членами сообщества.
И, наконец, четвертый вопрос: «КОГДА»?
Речь идет о так называемом межвременном выборе индивидуума. Человек определяет, в какой период времени (настоящий или будущий) следует осуществлять производство (или потребление) рассматриваемых благ (пример 1.3).
Пример 1.3
Выбор рыночной стратегии компанией
Ограниченность финансовых и производственных ресурсов неизбежно вынуждает компанию, выходящую на рынок, определять свою рыночную стратегию. Для этого менеджмент фирмы должен трезво оценить географию предполагаемого рынка, конкурентоспособность выпускаемого продукта, ниши, которые компания намерена занять. Правила взаимоотношения компании с внешней средой в конечном счете сводятся к решению четырех принципиальных вопросов: «Что продавать?», «Кому продавать?», «Как продавать?», «Где продавать?».
Что продавать?
Прежде всего необходимо трезво оценить конкурентоспособность своей продукции: какие товары из выпускаемых фирмой обладают лучшими потребительскими свойствами по сравнению с конкурентами или при минимальных издержках могут быть подняты до их уровня.
Чешская компания Skoda в 1999 г. находилась в предбанкротном состоянии. Анализ выявил ее отставание от основных конкурентов на мировом рынке (General Electric, Siemens и т. д.) по большинству направлений производства. Новая команда менеджеров приняла решение сократить число направлений с 44 до 10, чтобы на основе концентрации ресурсов более динамично развивать оставшиеся направления, в том числе сервис и инжиниринг. Аналогичным путем пошла и российская компания «Калина» – лидер продаж на российском рынке косметики. По мнению экспертов, причина успеха компании заключается прежде всего в отказе от чрезмерного многообразия ассортимента и в концентрации усилий на брендах (первый бренд «Калины» – «Черный жемчуг» – является самой продаваемой косметикой в России).
Кому продавать?
В зависимости оттого, кто является целевым покупателем фирмы – широкий круг людей или корпоративные клиенты, а также оттого, что компания умеет делать лучше своих конкурентов, – она выбирает одну из базовых стратегий.
Если есть возможность производить дешевле конкурентов, скорее всего будет избрана стратегия «лидерства по издержкам», предполагающая производство однородной продукции для широкого круга покупателей. Выигрыш в конкурентной борьбе достигается путем минимизации издержек.
Именно так действует пивоваренная компания «Балтика». Имея самую современную в России производственную базу, она активно инвестирует в предприятия, позволяющие снизить себестоимость собственной продукции (например, в собственное предприятие по производству солода).
Если производитель инвестировал средства в создание уникальной марки или нескольких марок, то выбирают стратегию «дифференциации» – создание для каждой группы покупателей отдельного типа продукции или отдельного брэнда. Так, компания «Вена» выпускает как Tuborg Gold Label, так и «Невское».
Если же позиционирование в одном сегменте рынка позволяет компании получать наибольшую норму прибыли за счет уникальности продукта, то применяют стратегию «сфокусированной, или нишевой дифференциации».
В качестве примера можно упомянуть деятельность российских компаний на международных рынках. Так, Ирбитский мотоциклетный завод, чьи основные рынки за рубежом находятся в США, ФРГ и Италии, сконцентрировался на нише «ретро»: тяжелый мотоцикл «Урал» является точной копией BMW, выпускавшегося в 1950-е годы.
Где продавать?
Нормальный путь развития компании – выйти на уровень национального лидера, а потом уже продвигаться на международный рынок или усиливать свои позиции на национальном.
Однако бывает так, что выход на внешний рынок становится единственным способом выживания. В такой ситуации оказались многие предприятия ВПК после распада СССР. Примером может служить крупнейшее в России предприятие по производству титана для авиапромышленности – Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО). К 1992 г. потребление титана в России сократилось в 30 раз, и единственной возможной стратегией стала переориентация на западные рынки. Сегодня ВСМПО – поставщик титана номер один для Airbus (70 % потребности) и номер два – для Boeing (17 % потребности), хотя еще в 1990 г. вся продукция шла на внутренний рынок.
Однако не все компании находятся в подобной жесткой ситуации. Большинство российских производителей потребительских товаров предпочитает работать на региональных рынках.
Как продавать?
Каждая компания самостоятельно определяет свою стратегию в области технологии продаж и в выборе каналов распределения. Это диктуется логикой бизнеса, характеристиками продукции, наличием ресурсов и потребностями покупателей. Правильный выбор каналов дистрибуции может создать дополнительные конкурентные преимущества для компании, обеспечить ей доступ к важной маркетинговой информации и т. д. Производитель промышленной техники компания Caterpillar продаетсвои трактора и экскаваторы только через собственную дилерскую сеть. Партнерские отношения с дилерами обеспечивают фирме ее основное конкурентное преимущество – возможность замены любой детали в любой точке мира в течение 24 часов. Кроме того, дилеры знают о нуждах потребителей больше, чем Caterpillar, а значит, компания существенно экономит на маркетинговых исследованиях.
Петербургский производитель женской одежды «Первомайская заря», изучив опытзападных компаний подобного профиля, пошел по пути создания сети фирменных магазинов и фирменных секций в универмагах. Это позволило фирме, помимо увеличения объемов продаж, создать клуб постоянных покупательниц и организовать базу для опробования новых моделей.
Для анализа ситуации выбора в условиях ограниченности ресурсов воспользуемся простейшей графической моделью (рис. 1.1) – кривой производственных возможностей (КПВ).
До построения данной модели введем ряд ограничений, предположив, что в некоторой экономической системе (семье, фирме, государстве и т. п.):
а) выпускается всего две группы товаров: товар X и товар Y (это необходимо для возможности графического изображения модели);
б) количество всех ресурсов ограничено некоторым строго определенным объемом и является величиной постоянной.
Для того чтобы усилить принцип ограниченности и исключить поступление ресурсов извне (например, для общества в целом посредством развития НТП и международных экономических отношений), введем еще два ограничения:
в) уровень технологии задан и не меняется (другими словами, производительность труда не меняется, технический прогресс отсутствует, нет новых изобретений, технических новшеств и т. п.);
г) экономическая система является закрытой, т. е. отсутствуют внешние связи и нельзя использовать преимущества международного (общественного) разделения труда.
Нанесем оси координат и будем откладывать по вертикали количество единиц товара Y, а по горизонтали – количество единиц товара X.
Если все ресурсы рассматриваемой экономической системы (общества, фирмы и т. д.) используются только для производства товара Y, то экономика находится в точке А, т. е. максимально возможный объем производства товара Y равен отрезку ОА, а максимально возможный объем производства товара X – нулю. Соответствующим образом, если все экономические ресурсы используются только для производства товара X, то экономика находится в точке D (это означает максимально возможное производство товара X в объеме OD и товара Y – в нулевом объеме).
Полученная на рис 1.1 кривая ABCD будет определять границу производственных возможностей общества. Каждая точка на кривой показывает максимально возможный объем производства обоих товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов.
Используем сформированную модель (см. рис. 1.1) для анализа одного из важнейших экономических понятий – «альтернативные издержки». Как видим, во всех промежуточных точках экономическая система производит оба товара, используя полностью имеющиеся у него ресурсы. При этом субъекты данной систмы вынуждены делать выбор. В условиях, когда объем внутренних и внешних ресурсов ограничен, дополнительное производство одного из товаров возможно только за счет сокращения производства другого товара.
Количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара, называется альтернативными издержками, или издержками упущенных возможностей (opportunity cost).
В силу ограниченности ресурсов выпуск продукции в точке Е (т. е. вне области производственных возможностей) невозможен. Напротив, выпуск в любой внутренней точке (например, в точке F) предполагает неполное или неэффективное использование имеющихся ресурсов.
Рассмотрим более подробно идею альтернативных издержек на примере 1.4.
Пример 1.4
Стратегия FDP (Fast New Product Development, Быстрая разработка новых продуктов): выбор между скоростью и качеством
«Время до рынка» – ключевой элемент успеха в глобальном рыночном пространстве.
Нил Хагланд, вице-президент компании «Motorola»
Ускорение процессов – феномен современного мира. В современной рыночной экономике выигрывает не та компания, которая выводит на рынок идеальный продукт, а та, которая делает это быстрее. Чем чаще люди могут позволить себе приобретать товары, тем больше они интересуются новинками. В 1970-х гг. глобальным компаниям пришлось задуматься о кардинальном сокращении «времени до рынка» – от идеи нового продукта до его появления в магазине. Первым этапом time compression стала оптимизация производственных процессов. Японские компании сделали ставку на рационализаторские предложения, позволяющие уменьшить издержки времени при конвейерном производстве. За ними двинулись американские и европейские компании.
Однако этот ресурс сокращения «времени до рынка» был исчерпан практически за десять лет. Надо было искать что-то новое. Этим новым стала концепция Fast New Product Development (FDP), которая в начале 1990-х гг. приобрела статус одной из самых перспективныхуправленческих доктрин. За ее разработку взялись такие гиганты бизнеса, как Black&Decker, Motorola, Chrysler. В некоторых случаях им удалось сократить время разработки продукта в два раза.
В России стратегия FDP в виде четкой системы не существует, поскольку пока еще недостаточно крупных высокотехнологичных компаний, которым нужны масштабные схемы управления разработками. Однако существуют интересные примеры применения отдельных элементов данной стратегии.
Принципиальный момент теории FDP – компромисс между элементами базовой производственной триады «качество – денежные затраты – время». Даже небольшое изменение одного из элементов скажется на остальных. Так, если компания стремится поддерживать постоянное качество своего продукта, то необходимость сокращать издержки потребует значительного увеличения времени на разработку и производство. Соответственно, ускорение процесса разработки продукта неизбежно вызовет увеличение затрат и (или) снижение качества. Вопрос в том, что для компании в данный момент важнее.
Уменьшение времени на разработку дает конкретные плюсы:
• получение конкурентных преимуществ при более раннем выходе на рынок;
• ценовая премия в начале жизненного цикла продукта;
• повышение показателя оборачиваемости;
• увеличение жизненного цикла товара;
• увеличение общих доходов и отдачи от инвестиций.
При этом, по оценке американских экспертов, денежные потери в случае ускорения процесса на этапе разработки продукта значительно меньше, чем упущенная из-за промедления выгода. В начале 1990-х гг. месячное опоздание с выходом на рынок для компании с оборотом продаж 100 млн долл США в год означало потерю 100 тыс. долл. Сегодня время стоит еще больше. Рассмотрим дилемму «время – качество» на примере модели кривой производственных возможностей. Модель КПВ строится для заданного объема денежных затрат. При существующих у компании финансовых ограничениях можно выбрать либо стратегию высокого качества (ВК) и низкой скорости выведения продукта на рынок (НС), либо, напротив, пожертвовать качеством (низкое качество, НК), но обеспечить максимальное сжатие времени (ВС) до рынка. Очевидно, и тот и другой варианты имеют свои серьезные недостатки. Практика зарубежных и российских компаний показывает, что увеличение издержек с целью ускорения разработки позволяет, как показано на рисунке, сместить кривую вправо вверх. Компания добивается быстрого выведения продукта на рынок, но не в ущерб его качеству.
Наибольший эффект применение стратегии Fast New Product Development приносит тем компаниям, которые внедряют ее целенаправленно и понимают, что ради первенства надо идти на жертвы.
В дальнейшем будем различать бухгалтерское и экономическое понимания издержек.
В экономической теории издержки определяются как потери других, альтернативных товаров и услуг, которые могли бы быть произведены при помощи данных экономических ресурсов.
Бухгалтерские издержки – денежные расходы на приобретение данного товара.
Если для производства одной дополнительной единицы товара X требуется отказаться от двух единиц товара Y, то эти две единицы товара Y и составляют альтернативные издержки товара X.
Альтернативные издержки могут быть рассчитаны как в натуральных, так и в денежных показателях, но при этом они всегда оцениваются по максимальным потерям, которые несет экономический субъект.
Понятие альтернативных издержек широко используется не только в экономической теории, но и на практике.
Задача 1.1
Оценка альтернативной стоимости (транспортная задача)
Сотруднику фирмы предстоит деловая поездка в другой город. До места назначения можно добраться двумя способами – самолетом либо поездом. Стоимость билета: на самолет – 100 у.е., на поезд – 50 у.е. Время нахождения в пути: на самолете – 2 часа, на поезде – 15 часов.
Какой вид транспорта предпочтет использовать руководство фирмы для своего сотрудника, если его средняя доходность оценивается в 5 у.е. в час? (Поездка осуществляется в рабочее время, и возможность полноценной работы в пути исключена).
Решение
При выборе транспортного средства необходимо оценить как прямые затраты (цена билета), так и упущенные выгоды, т. е. тот доход, который конкретный сотрудник мог бы принести фирме за время пути. Совокупная оценка прямых и косвенных потерь и составляет альтернативную стоимость поездки.
Альтернативная стоимость поездки на самолете:
100 у.е. (билет) + 2 ч × 5 у.е./ч (потерянный доход) = 110 у.е. Альтернативная стоимость поездки на поезде:
50 у.е. (билет) + 15 × 5 у.е./ч (потерянный доход) = 125 у.е.
Ответ
Очевидно, что при прочих равных условиях более предпочтительным видом транспорта является самолет (110 у.е. < 125 у.е.).
Если используемые в экономике ресурсы носят специализированный характер, то при изменении структуры производства (на графике рис 1.1 это можно отразить перемещением из точки В в точку С) происходит последовательное вовлечение в производство все большего количества менее эффективных ресурсов. Поэтому выпуск каждой дополнительной единицы товара X «оплачивается» постоянно возрастающими альтернативными издержками (или, другими словами, потерями от невыпуска товара Y).
Возрастание альтернативных издержек предопределяет выпуклый характер стандартной кривой производственных возможностей и иногда называется принципом (законом) возрастания альтернативных издержек.
Необходимо отметить, что данный принцип не универсальный.
В случае, когда ресурс (ресурсы) используется с одинаковой эффективностью для производства обоих товаров, кривая имеет вид прямой линии. Характерным примером подобной ситуации является использование универсального оборудования на современном производстве.
Производство продукции, соответствующее любой точке на кривой производственных возможностей, является эффективно функционирующим. Что это означает?
Понятие «эффективность» было впервые разработано и применено к экономическим процессам итальянским экономистом и социологом Вильфредо Парето (1848–1923). Критерий, предложенный Парето, позволял сравнивать результаты различных экономических ситуаций.
Экономическая эффективность по Парето – это такое состояние рынка, при котором никто не может улучшить свое положение, не ухудшая положения хотя бы одного из других участников.
По-другому подобная ситуация называется Парето-оптимальное состояние, или оптимум Парето.
Впоследствии (уже в начале XX века) была доказана теорема о том, что общее рыночное равновесие и есть Парето-оптимальное состояние рынка. Это означает, что когда все субъекты рынка, стремясь каждый к своей выгоде, достигают взаимного равновесия интересов и выгод, суммарное удовлетворение всех членов общества достигает своего максимума.
Очевидно, что все точки, лежащие на кривой производственных возможностей, являются эффективными в соответствии с критерием Парето, поскольку дополнительное увеличение производства одного товара возможно лишь за счет сокращения производства другого товара.
Таким образом, модель КПВ иллюстрирует три основополагающих экономических принципа:
1) ограниченность ресурсов – об этом свидетельствует существование области недостижимых значений за границей КПВ;
2) необходимость выбора в условиях ограниченности – общество вынуждено определять, какое сочетание товаров X и Y в наилучшей степени удовлетворяет его интересы;
3) наличие альтернативных издержек – об этом свидетельствует убывающий характер кривой, поскольку для производства дополнительной единицы одного товара надо отказаться от выпуска какой-либо величины другого товара.
Может ли общество преодолеть ограниченность ресурсов и выйти за границу своих производственных возможностей? Да, но только при отказе от некоторых исходных допущений данной модели. В условиях, когда наблюдаются:
1) увеличение объема производственных ресурсов (освоение новых земель, открытие новых месторождений, вовлечение в производство ранее не работавших людей, иммиграция и т. д.);
2) внедрение технических и технологических новшеств, повышающих эффективность используемых ресурсов;
3) использование преимуществ международных экономических отношений (импорт необходимых обществу экономических ресурсов, а также потребительских товаров и услуг).
Всё перечисленное позволяет преодолеть ограниченность ресурсов и расширить возможности экономической системы.
1.3. Рыночная экономика и ее характеристика
Фундаментальные вопросы экономики ЧТО, КАК, ДЛЯ КОГО и КОГДА по-разному решаются в различных экономических системах.
Экономическая система в самом общем виде представляет собой совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих экономическую структуру общества.
Для классификации разнообразных систем используют два основных критерия:
• преобладающая форма собственности на средства производства;
• способ координации и управления экономической деятельностью.
С большой долей условности можно выделить модели традиционной, командной и рыночной экономики.
Традиционная экономическая система основана на натуральном, как правило, сельскохозяйственном производстве.
Направление деятельности отдельного экономического субъекта, ее организация, масштабы производства предопределяются той социальной группой, к которой принадлежит отдельный человек. Принадлежность его к определенному сословию, касте, социальной группе и т. д. накладывает отпечаток как на производственную деятельность конкретного человека, так и на его стандарты потребления и образ жизни.
Решение основных экономических вопросов осуществляется на основе традиций и обычаев (наследование занятий, социального статуса и ролей, многочисленные табу, кастовая, цеховая, общинная замкнутость, детальная регламентация многих сторон частной жизни).
В современном обществе традиции и обычаи влияют главным образом на частную жизнь людей. Это касается прежде все
го деления профессий на «мужские» и «женские», некоторых способов распределения потребительских благ, например в семье или в небольших социальных группах, и т. д.
Примером традиционной экономики в чистом виде может служить образ жизни староверских общин, живущих вдали от людей, в частности семьи Лыковых, обнаруженной в Сибири в середине 1970-х гг., но это скорее исключение из правил.
Рыночная экономическая система основывается на частной собственности, свободе выбора и конкуренции.
Рыночная экономика учитывает личный интерес отдельных субъектов, заключающийся в их стремлении максимизировать результаты своей экономической деятельности и использовать рыночный механизм спроса и предложения для решения основных экономических вопросов.
Чистая рыночная экономика исключает государственное вмешательство и регулирование и предполагает полную свободу рыночных сил. Государство лишь контролирует соблюдение «правил игры». Все субъекты рынка (домохозяйства, предприятия) действуют самостоятельно, имея в виду лишь личный интерес и личную выгоду. По словам Адама Смита, «человек «невидимой рукой» направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения… Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это»[5].
Командная экономическая система, в противоположность рыночной экономике, основывается преимущественно на общественной (государственной) собственности на средства производства. Все решения о производстве, обмене и распределении материальных благ принимаются централизованно.
Характерными чертами экономики становятся монополизация производства и, как следствие, торможение научно-технического прогресса. Полная занятость всех экономических ресурсов сочетается с дефицитностью производимых благ, поскольку централизованная координация не в состоянии обеспечить все многообразие потребностей членов общества. «Невидимая рука» рынка (силы конкуренции, спрос и предложение, рыночное ценообразование и т. д.) заменяются «видимой рукой» государства.
Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех систем. В экономике смешанного типа рыночная экономика дополняется активной деятельностью государства, а также в какой-то степени – традициями.
Так, динамика развития рынка новогодних елок в России в значительной степени зависит от сложившейся в нашей стране традиции праздновать Новый год и Рождество, а также от принимаемых правительством законов об охране окружающей среды, препятствующих несанкционированным вырубкам деревьев.
Рассмотрим более подробно, как функционирует рыночная экономика и каковы ее основные характеристики.
Рынок можно определить как особую форму взаимоотношений между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйственными субъектами, между покупателями и продавцами.
Хозяйственные отношения, как показывает практика, могут быть двух типов: натуральные (предполагающие производство для собственного потребления) и товарные (базирующиеся на меновых отношениях, эквивалентном обмене, свободной купле-продаже всех товаров и услуг). Именно второй тип связей и осуществляется посредством рынка.
Выделяют структуру и инфраструктуру рынка.
Инфраструктура рынка представляет собой совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.
Инфраструктура рынка включает такие элементы, как:
• биржи (товарные, фондовые, валютные);
• аукционы, ярмарки;
• предприятия оптовой и розничной торговли;
• банки, страховые компании, фонды;
• биржи труда;
• информационные центры;
• юридические конторы;
• рекламные агентства;
• аудиторские и консалтинговые фирмы и т. п.
Все эти элементы очень тесно связаны между собой. Если они находятся в равновесном сбалансированном состоянии, то и вся экономика функционирует нормально и также находится в равновесии. И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов (например, банковской сферы) негативно отражается на всей рыночной экономике в целом.
Структуру рынка можно определить как внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Очевидно, что единой рыночной структуры не существует. Подобно тому как собранные вместе разнородные предметы могут быть классифицированы на темные и светлые, мягкие и жесткие, круглые и угловатые и т. д., так и рыночная структура может быть рассмотрена с самых разных точек зрения.
По каким критериям классифицируют структуру рынка?
Во-первых, по объектам рыночных отношений. В зависимости от того, какой именно товар или группа товаров имеют хождение на данном рынке, можно выделить рынок потребительских товаров и услуг, рынок промышленных товаров, рынок сырья, рынок ценных бумаг и т. д.
Во-вторых, по субъектам рынка. Всех рыночных субъектов согласно их функциям можно распределить на две большие группы – покупатели и продавцы. В зависимости от того, кто из них обладает решающей рыночной властью и может определять условия купли-продажи, выделяют рынок покупателей и рынок продавцов. Рынок продавцов возникает в ситуации относительной ограниченности предлагаемых товаров. Напротив, переизбыток продукции на рынке усиливает конкуренцию фирм за потребителя, создавая условия для возникновения рынка покупателя.
В-третьих, критерием выступают географические границы рынка. Если человек планирует улучшить свои жилищные условия, то его, скорее всего, будет интересовать местный рынок недвижимости (например, рынок недвижимости Москвы). Если же анализируется рынок нефти, то рассмотрение ведется, как правило, на уровне мирового рынка. Возможен анализ национального или межстранового рынка каких-либо товаров и услуг (например, рынок авиационных перевозок в России или рынок сахарной свеклы в Украине).
В-четвертых, критерием классификации может служить степень ограничения конкуренции на рынке. Рынок, в условиях которого взаимодействует значительное число взаимно независимых покупателей и продавцов, и при этом конкретный индивидуум не имеет возможности влиять на рыночные цены в силу однородности товаров и услуг, абсолютной мобильности всех ресурсов и совершенной информированности всех субъектов рынка, называется совершенно конкурентным.
А те рынки, на которых присутствует ограниченное число производителей и выпускается сильно дифференцированная продукция, относятся к рынкам несовершенной конкуренции. Исключительным случаем несовершенной конкуренции является рынок чистой монополии, на котором выпуск осуществляется единственным производителем данного вида продукции.
Рыночная структура может быть классифицирована также по отраслевому признаку (автомобильный или нефтяной рынки); по характеру продаж (оптовый, розничный рынки); по соответствию действующему законодательству (легальный и нелегальный рынки, «теневой» рынок) и т. д.
Как показывает исторический опыт, рыночный механизм обладает рядом преимуществ, присущих только ему.
Рынок обеспечивает эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов, позволяет предприятиям успешного функционировать при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными являются сведения об уровне цены и издержках), обеспечивает гибкость и высокую адаптивность к быстро меняющимся условиям.
В условиях рыночной экономики наиболее рационально используются достижения науки и техники (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии). Только рынок позволяет регулировать и координировать деятельность людей без принуждения, т. е. свобода выбора и действий экономических субъектов способствует более полному удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.
Вместе с тем рыночный механизм не является идеальным.
Лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев однажды сравнил систему свободного предпринимательства с гигантским компьютером, «способным решать свои собственные проблемы автоматически», добавив при этом, что «каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут действовать без присмотра». Экономисты называют подобные ситуации провалами рынка.
Провалы рынка – экономические ситуации, при которых рыночный механизм не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование экономических ресурсов.
Несостоятельность рыночного механизма проявляется в его неспособности обеспечить в необходимых объемах производство общественных товаров (образование, здравоохранение, оборона и т. п.), сохранить невоспроизводимые ресурсы, выработать экономический механизм защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты). Рынок не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу малообеспеченных, не обеспечивает стабильное экономическое развитие (ему свойственны циклические подъемы и спады, инфляция, безработица) и т. п.
Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.
В экономической теории выделяют три основных субъекта рыночных отношений – домохозяйства, фирмы и государство.
Домохозяйство представляет собой хозяйственную единицу, некую совокупность лиц, живущих под одной крышей и принимающих общие финансовые решения.
Домохозяйства относятся к сектору потребителей и характеризуются следующими чертами.
1. Каждое домохозяйство принимает единое решение, как будто оно состоит из одного человека (экономистов не интересуют принципы выработки подобных решений).
2. Домохозяйства являются полновластными собственниками экономических ресурсов и самостоятельно принимают решения об их продаже производителям.
3. Любое домохозяйство, принимая решения, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, стремится получить максимальную полезность, исходя из поставленных целей и имеющихся ограничений для их достижения.
Фирма может быть определена как экономический субъект, занимающийся производственной деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в принятии основных производственных решений.
Фирмы относятся к сектору производителей и обладают следующими свойствами.
1. Каждая фирма принимает единое решение, как если бы она состояла из одного человека.
2. Фирмы являются полновластными пользователями средств производства.
3. Принимая решения, фирма стремится к максимизации своей совокупной прибыли.
Государство понимается в широком смысле слова как совокупность всех правительственных учреждений, имеющих юридическую и политическую власть для контроля над хозяйственными субъектами и рынком.
Государство как особый экономический субъект стремится максимизировать общественную полезность от своей деятельности (приложение 1.1).
Приложение 1.1
Модель кругооборота доходов
Наиболее общее представление о взаимосвязи экономических субъектов рынка может дать так называемая модель кругооборота доходов.
Как и в первой модели (кривой производственных возможностей – см. рис. 1.1.), сделаем несколько упрощающих предположений:
• всё многообразие товарных рынков сведено к двум: рынку ресурсов и рынку продуктов;
• экономика является закрытой, т. е. отсутствуют внешнеэкономические связи и международный рынок;
• все экономические субъекты полностью расходуют свои доходы, т. е. отсутствуют сбережения.
Рассмотрим экономические связи, возникающие между субъектами рынка в данных условиях (рис. 1.2). Внешняя цепочка связей отражает кругооборот ресурсов и готовой продукции. Домохозяйства, являющиеся собственником имеющихся ресурсов, продают их на рынке факторов производства фирмам. Фирмы используют полученные ресурсы для производства необходимых товаров и услуг, которые затем продаются на рынке продуктов домохозяйствам.
Внутренние связи (внутри внешней цепочки) на рисунке отражают движение денег. После покупки экономических ресурсов на соответствующем рынке расходы фирм (их издержки) превращаются в доходы домохозяйств (в форме заработной платы, процента, ренты и прибыли). Эти доходы затем поступают на рынок продуктов в качестве потребительских расходов и далее на счета фирм уже в роли производственных доходов.
Государство включено в модель кругооборота через систему государственных расходов на товары и услуги, налогов и трансфертных платежей, а также соответствующих потоков ресурсов и продуктов в государственный сектор. В модели кругооборота доходов реальные и денежные потоки являются одновременными и бесконечно повторяющимися процессами.
При рассмотрении деятельности экономических субъектов допустим, что они действуют рационально.
Рациональное поведение – это поведение, направленное на получение максимального результата (максимальной прибыли для фирм или максимальной полезности для домохозяйств и т. д.) при имеющихся ограничениях (в ресурсах, в денежных средствах и т. д.).
Это допущение является научной абстракцией, поскольку в реальной жизни люди не всегда ведут себя рационально. Более того, в отдельных случаях рациональное поведение субъекта не является наиболее правильным или наиболее логичным с житейской точки зрения. Тем не менее принцип рациональности используется в экономической науке для удобства анализа. Несмотря на многообразие и неоднозначность целей экономических субъектов, для экономиста все они равноценны (т. е. нет целей хороших или плохих, нравственных или безнравственных).
1.4. Методология экономического анализа
Экономическая теория использует два подхода к анализу экономических явлений – позитивный и нормативный. Говоря словами А. Маршалла, экономическая наука не только помогает определить основную цель развития, но и «рекомендует наилучшие методы… достижения указанной цели»[6].
Позитивный подход предполагает объективный анализ и прогнозирование последствий, к которым могут привести то или иное решение экономического субъекта, его альтернативные издержки. Позитивный анализ позволяет выявить причинно-следственные связи между исследуемыми явлениями и ответить на вопрос: Что имеет место быть в экономике?
Нормативный подход, напротив, дает субъективную оценку анализируемым явлениям, практические рекомендации и рецепты действия.
Нормативная экономика на основе позитивного анализа решает, надо или не надо предпринимать данные шаги, оценивает их исходя из самых различных факторов (экономических и политических интересов, мировоззрения и т. д.). Нормативный анализ позволяет пойти дальше объяснений и прогнозов, предполагает выработку экономической политики и ее конкретных вариантов, и дает ответ на вопрос: что «должно быть в экономике»?
Специфику нормативного и позитивного подходов рассмотрим на конкретном примере 1.5.
Пример 1.5
Закон об ОСАГО и ситуация на рынке страховых услуг (различие нормативного и позитивного подходов)
С 1 июля 2003 г. вступил в силу Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Правительство РФ утвердило базовые тарифы и штрафные санкции за отсутствие полиса ОСАГО. По данным Российского союза автостраховщиков, уже через год было продано 18,4 млн страховых полисов и собрано более 36 млрд руб. взносов. Вместе с тем за время действия закона выявились его отдельные недостатки, и в декабре 2007 г. в действующий закон об ОСАГО было внесено несколько поправок (позитивный анализ).
Каковы же последствия введения закона об ОСАГО для рынка страховых услуг и отдельных компаний-страховщиков?
Известно, что в рыночной экономике резервы по страхованию наряду со средствами пенсионных фондов и долгосрочными банковскими депозитами рассматриваются как один из главных источников инвестирования. В России длительное время ситуация была принципиально иная: доля страховщиков вместе с негосударственными пенсионными фондами составляла в 2003 г. порядка 2–3 % общего объема инвестиций. Причины заключались в медленном развитии страхового рынка и низкой привлекательности для страховщиков финансового рынка как объекта инвестиций. Введение обязательного автострахования стало одним из основных факторов роста на рынке страховых услуг. Только за первые 9 мес. 2007 г. рост в секторе страхования иного, чем страхование жизни, составил 18 %. А сегмент страхования жизни за этот же период вырос на 51 % (позитивный анализ). Положительная динамика рынка вызвала в 2007 г. беспрецедентно высокий интерес к отрасли со стороны крупных иностранных инвесторов и привела к приобретению ряда российских страховых компаний, имевших сильные позиции в розничном сегменте. Усилилась консолидация российских компаний на рынке страховых услуг. Вместе с тем динамичное развитие страхового рынка нередко сопровождается жесткой тарифной конкуренцией, высокими уровнями расходов и ростом убыточности. Если на конец 2003 г. убыточность по ОСАГО составляла не более 10 %, то по итогам 2004 г. этот показатель превысил 30 % и продолжает расти. Быстрое развитие розничных видов страхования приводит к важным изменениям операционной среды и подвергает российские страховые компании дополнительным рискам (позитивный анализ).
Усиление государственного регулирования ОСАГО после подписания поправок к закону в декабре 2007 г. может привести к дальнейшему росту убыточности ОСАГО (позитивный анализ).
В то же время рост портфелей и быстрые изменения операционной среды, похоже, произошли раньше, чем были усовершенствованы внутренние бизнес-процедуры российских страховых компаний (нормативный анализ).
Как было отмечено в докладе международной рейтинговой организации Fitch Ratings, «параллельная подготовка отчетности по нескольким стандартам, недооцененная роль актуариев и непоследовательный подход к анализу развития филиалов может стать препятствием для желаемого прогресса в эффективном управлении результатами страховой деятельности». Кроме того, российские страховые компании сталкиваются с такими проблемами, как неблагоприятные изменения законодательства по ОСАГО, относительно невысокая достаточность капитала и отсутствие пристального надзора за внутренними бизнес-процедурами (позитивный анализ).
По мнению российских экспертов, после вступления декабрьских поправок в силу можно ожидать неизбежного повышения стоимости полисов. Почему? Ответ прост: сумма страховых выплат возрастет, что негативно отразится на страховых компаниях. Так что увеличение стоимости полисов может стать единственным способом избежать кризиса рынка страхования (нормативный анализ).
Как будут работать новые поправки не на бумаге, а на деле, покажет время.
А пока можно поздравить автовладельцев и посочувствовать страховщикам Однако торжество первых будет, скорее всего, недолгим. Ведь очевидно, что цена полиса возрастет, а если этого не случится, то система ОСАГО станет неработоспособной, от чего проиграют и страховщики, и все автолюбители (нормативный анализ).
Как писал английский экономист и логик Джон Невилл Кейнс (1852–1949), «и возможно, и желательно изучение экономических закономерностей независимо от экономических идеалов и без формулирования экономических предписаний (но не наоборот)»[7]. Основные же разногласия между экономистами в силу различных ценностных ориентаций, различного мировоззрения возникают именно в нормативных подходах.
Одним из важнейших методов исследования, используемых экономистами, является моделирование экономических явлений и процессов.
Экономическая модель – это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой, компактной форме.
Использование моделей позволяет получить достоверные прогнозы и реалистические оценки при отсутствии полного объема данных или в условиях, когда проведение контролируемых опытов является сложным и дорогостоящим делом, а также при наличии огромного числа внешних факторов, которые нельзя контролировать.
Необходимость моделирования обусловлена сложностью, а иногда и невозможностью прямого изучения реально происходящих явлений и процессов. На сегодняшний день не существует общепризнанной классификации моделей.
Однако очевидно, что все экономические модели должны отвечать определенным требованиям, таким как:
• содержательность;
• реалистичность принятых посылок и допущений;
• возможность построения на их основе достоверных прогнозов;
• возможность информационного обеспечения;
• возможность проверки и др.
Среди экономистов нет общего мнения, какие требования являются приоритетными. Одни считают, что главное в модели – возможность построения на ее основе достоверных прогнозов. Другие выделяют реалистичность принятых допущений и способность посредством модели объяснять поведение экономических агентов. Однако большинство связывает предъявляемые к модели требования с той конкретной целью, для которой она предназначена.
Если мы хотим проанализировать влияние одних экономических параметров на другие, то важнейшим критериям является предсказательная способность модели.
Если же важно объяснить поведение отдельных экономических субъектов, то на первый план выдвигаются критерии реалистичности допущений и объясняющей способности теории.
Процесс создания теоретической модели поясняет приложение 1.2.
Приложение 1.2
Основные этапы создания теоретической модели
Создание любой теоретической модели, в том числе и экономической, проходит в четыре (несколько) этапа.
1-й этап – отбор переменных.
Переменные, используемые в теоретической модели, – это конкретные величины, имеющие различное значение. Так, в модели кривой производственных возможностей (КПВ) нас интересовала проблема выбора между двумя товарами. Интересующими нас переменными в данной модели было количество обоих товаров, объем используемых ресурсов, уровень технологии.
Все переменные модели условно делятся на эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние).
Те переменные, которые непосредственно входят в модель, являются объектом изучения, относятся к эндогенным (в нашем примере – это количество товаров X и Y).
Те же переменные, которые воздействуют на исследуемые величины, но не являются объектом изучения, не входят непосредственно в создаваемую теоретическую модель, называются экзогенными. (Так, например, на количество товаров, производимых обществом в модели, оказывают влияние количество наличных в обществе ресурсов, уровень технологии.) Для удобства их часто принимают за постоянные величины.
2-й этап – определение допущений, которые необходимо сделать, чтобы не усложнять модель.
Допущения (научные абстракции) позволяют избежать чрезмерных сложностей при создании теории. Как заметил один французский философ, «абстрагирование есть экономический образ использования нашего мозга, интеллектуальные способности которого ограничены».
В модели КПВ к таким допущениям относятся: ограничение производства двумя товарами, заданный объем ресурсов, постоянный уровень технологии и отсутствие внешнеэкономических связей.
Допущения необходимы, так как на исследуемые переменные в реальности воздействуетогромное число внешних (экзогенных) факторов, которые невозможно учесть полностью. Большой объем дополнительной информации затушевывает основную идею, усложняет понимание происходящих процессов.
3-й этап – выдвижение одного или нескольких предположений, гипотез, объясняющих взаимосвязь параметров.
Гипотезы являются основным элементом модели. Они выступают попыткой объяснить в едином утверждении, как связаны между собой эндогенные переменные.
Например, анализ поведения общества в условиях ограниченности ресурсов позволяет заметить, что выбор некоторого количества одного товара неизбежно вынуждает сокращать производство определенного количества другого товара, и наоборот. Это позволяет выдвинуть гипотезу о существовании альтернативных издержек производства.
Гипотезы, как правило, предполагают формулирование функциональной зависимости между неизвестными в виде формулы (алгебраически), таблицы и графика.
Алгебраическое представление функции – запись функциональной зависимости в виде алгебраической формулы. Например, Y = f(X), где Y – функция, а X – аргумент. В реальной действительности иногда бывает трудно связать алгебраической формулой реальные данные.
Табличная форма представления функции, когда в одной графе откладывают значения аргумента, а в другой – функции, дает более наглядное представление о взаимосвязях исследуемых величин, позволяет сразу определить значение функции при той или иной величине аргумента.
Вместе с тем табличное изображение функции имеет два существенных недостатка: во-первых, таблица носит дискретный характер, а во-вторых, она не всегда дает четкое представление о характере взаимосвязи между переменными.
Графическое представление функции является наглядным, компактным изображением материала. Графики позволяют легко находить значения функции для любого аргумента.
Английский математик Я. Стюарт писал о графических моделях, что они несут гораздо больше информации, чем слова, поскольку помогают думать. Впрочем, у графического представления тоже есть свои недостатки. Легко читаемые графики являются двумерными, трехмерные читаются уже не так легко, а многомерных графиков вообще не существует, что ограничивает до некоторой степени объясняющую способность графических моделей в экономической теории.
4-й этап – выработка выводов, вытекающих из данной теории.
Вывод – это заключительное положение, вытекающее из теории. Например, можно утверждать: если некоторая экономическая система (общество) ограничена в своих ресурсах и действует на границе своих производственных возможностей (допущение) и если гипотеза о существовании альтернативных издержек верна, то будет верно утверждение, что с ростом производства одного товара величина производства другого товара неизбежно должна падать.
В экономической теории используются главным образом модели двух типов: оптимизационные и равновесные.
Оптимизационные модели используют при анализе поведения отдельных экономических агентов (потребителей, производителей и т. д.) для нахождения из множества возможных альтернативных вариантов наилучшего (оптимального) варианта производства, распределения или потребления.
В оптимизационных моделях обычно всегда предполагается, что ограниченные ресурсы используются наиболее эффективным способом для достижения поставленной цели. В этих моделях используются предельные показатели: предельная полезность, предельный продукт, предельный доход, предельные издержки и т. п. Данный анализ принято называть маржинализмом (от англ. margin – предел).
Модели рыночного равновесия используют при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. При анализе предполагается, что система находится в равновесии, если взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствует внутренний импульс к нарушению равновесия.
Значение равновесных моделей объясняется тем, что отдельные субъекты рынка, домохозяйства и фирмы могут оптимизировать свое положение, лишь обладая полной информацией о рынке предлагаемого ими блага и о рынках потребляемых ими ресурсов. Отсутствие такой информации вынуждает субъекта принимать решение о том, какое количество товара он мог бы купить (или продать) при некотором изменении его цены и при условии, что цены всех прочих товаров остаются неизменными.
Модель равновесия между спросом и предложением является основой микроэкономического анализа рынка.
Когда человек только приступает к изучению экономических явлений и процессов, у него очень велика вероятность логических ошибок и заблуждений.
Как заметил американский экономист Хэл Р. Вэриан, «большинство людей выводят свои экономические убеждения из самонаблюдения и из их личного опыта, который является почти всегда источником всех их остальных убеждений»[8].
Следствием этого становятся нередко встречающиеся заявления о том, что экономика занимается очевидными истинами. Однако многие теории, кажущиеся очевидными и тривиальными, на деле таковыми не являются.
Наиболее часто встречается ошибочное построение доказательства, исходящее из ложного предположения: что верно для части (отдельного индивидуума), то верно и для целого (для общества в целом).
Предположим, что одна из фирм повысила оплату труда своим сотрудникам. Соответственно, покупательная способность ее сотрудников возросла. Можно ли ожидать подобных результатов, если все фирмы повысят заработную плату своим работникам? Очевидно, нет. Общее повышение уровня заработной платы по стране приведет к росту цен, инфляции и, как следствие, к сокращению покупательной способности людей.
Обобщения, справедливые для микроэкономики, могут быть неправильными для макроэкономики, и наоборот.
Другим не менее часто встречающимся заблуждением является логически ошибочное построение доказательства: после этого, следовательно, по причине этого, обусловленное смешением корреляционных и причинно-следственных связей.
Как известно, корреляция означает наличие взаимосвязи и взаимозависимости между какими-либо параметрами. Например, когда растет величина А, сокращается величина В. Это не означает, что А всегда является причиной изменений в В. Связь может быть чисто случайной или объясняться существованием какого-либо третьего фактора С.
Так, статистика свидетельствует, что длительный рост цен на автомобили в нашей стране в течение последних 10 лет сопровождается не сокращением, а увеличением объема их продаж. Аналогичные процессы наблюдаются на рынке недвижимости, в сфере туристических услуг и на ряде других рынков. Напрашивается вроде бы очевидный вывод: рост цен ведет к росту объема продаж.
Однако не все очевидное является истинным. В рассмотренном примере не приняты во внимание фактор инфляционных ожиданий и рост реальных доходов населения за рассматриваемый период времени.
При анализе причинно-следственных связей очень важно учитывать, что результаты тех или иных экономических явлений возникают не всегда, а лишь при определенных обстоятельствах. Например, если фирма расширяет свою производственную деятельность, то это увеличивает ее производственные затраты, но лишь при неизменности цен на используемые ею ресурсы. Аналогичным образом, если компания сокращает объемы продаж своей продукции, это приведет к падению выручки лишь при условии неизменности цен реализации и т. д.
Суть ошибки состоит в том, что положение, верное только при строго определенных условиях, используется в качестве аргумента при любых обстоятельствах.
Для того чтобы избежать данной ошибки, используется оговорка при прочих равных условиях, предполагающая, что никакие другие факторы и обстоятельства, кроме оговоренных заранее, приниматься во внимание не будут. Это особенно важно при использовании цитат, вырванных из общего контекста.
Для правильного понимания экономических процессов не менее важно использование четкой терминологии. В любой науке существует свой язык, и если не договориться, что означает тот или иной термин, возможно недопонимание сущности того или иного экономического явления.
Конец ознакомительного фрагмента.