13. Эффект масштаба производства
В длительный период времени предпринимательская фирма более свободна в выборе факторов производства, их комбинации. В этот период может изменяться объем всех используемых ресурсов. Если количество применяемых факторов изменяется в одинаковой пропорции, то имеет место изменение масштаба производства. Например, когда фирма увеличивает количество машин, помещений, материалов в два раза, она удваивает масштаб производства. Воздействие изменения масштаба производства на объем выпускаемой продукции называется эффектом масштаба производства. Эффект масштаба производства может быть положительным, отрицательным и постоянным.
Положительный эффект масштаба производства означает более быстрое увеличение выпуска продукции по сравнению с темпами роста затрат. Такая закономерность обусловливается рядом факторов:
1) экономией на масштабе; рост объема выпуска часто не требует пропорционального увеличения всех ресурсов;
2) экономией на специализации; на крупных предприятиях используются более специализированная техника, более глубокое разделение труда рабочих и управленческого персонала;
3) экономией на маркетинге; чем больше масштаб производства, тем в больших размерах приобретаются сырье, материалы и оборудование, а покупателям крупных партий обычно предоставляются льготы, скидки. Кроме того, расходы по сбыту готовой продукции до какого-то уровня не растут так же быстро, как объемы производства;
4) экономией на финансах; благодаря значительным размерам фирмы и ее активов она может брать долгосрочные кредиты под более низкие проценты;
5) утилизацией отходов; крупная фирма может использовать отходы, налаживая побочные производства.
Все эти факторы по мере увеличения масштаба производства воздействуют на средние издержки в сторону уменьшения.
Отрицательный эффект масштаба производства – это более быстрый рост затрат по сравнению с вызванными этими затратами
расширениями производства. Отрицательный эффект масштаба производства обусловливается следующими факторами:
1) управленческой эффективностью; чем больше фирма, тем сложнее ею управлять; медленнее принимаются решения, возникают проблемы согласования, снижается ответственность;
2) трудовыми отношениями; рабочие крупных фирм, как правило, объединены в профсоюзы и имеют больше возможностей добиваться увеличения заработной платы;
3) издержками сбыта; крупным фирмам приходится реализовывать продукцию и на отдаленных рынках, а значит, нести большие транспортные расходы. Кроме того, выход на новые рынки требует дополнительных затрат на рекламу.
Вышеназванные факторы приводят к тому, что страдает эффективность производства и растут средние издержки производства. Увеличение количества всех ресурсов, скажем, на 10 % приведет к менее чем пропорциональному росту объема производства на 5 %. Следовательно, средние издержки производства увеличатся.
Постоянный эффект масштаба предполагает рост объема производства, пропорциональный росту объема используемых ресурсов. В этом случае средние издержки не меняются. Определенное увеличение количества всех ресурсов, например на 10 %, вызывает пропорциональное увеличение объема производства на те же 10 %. При этом средние издержки производства не изменяются.
Для ответа на вопрос о том, почему в некоторых отраслях мелкие и даже средние предприятия практически отсутствуют, в то время как в других отраслях они успешно конкурируют с крупными фирмами, используется такой показатель, как минимальный эффективный размер предприятия.
Минимальный эффективный размер предприятия – наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои средние издержки в долгосрочном периоде.
Переходя к проблеме оптимального размера предприятия, следует указать, что увеличение размеров предприятия обусловливает увеличение количества выпускаемой продукции и снижение средних издержек производства на единицу продукции (положительный эффект масштаба). Однако дальнейшее увеличение размеров предприятия приводит к возрастанию издержек производства на единицу продукции (отрицательный эффект масштаба). Это происходит по организационным причинам. Огромным предприятием труднее управлять, контролировать, передавать информацию и т. д. Хотя число крупных предприятий в наиболее развитых странах невелико и часто составляет даже доли процента к общему числу всех фирм, тем не менее их удельный вес в общем объеме промышленной продукции колеблется от 30 до 40 %. В то же время количество мелких фирм составляет от 70 до 98 % к общему их количеству, а их доля в общем объеме промышленного производства равна примерно 35 %.