Вы здесь

Экономическая теория. Экономические цели, материальные потребности и экономические ресурсы общества. Экономическое понятие блага и товара (А. Е. Зарицкий, 2011)

Экономические цели, материальные потребности и экономические ресурсы общества. Экономическое понятие блага и товара

Перед каждым обществом стоит ряд проблем, обусловленные его экономическим и политическим развитием. Прежде всего, требуется обеспечивать реализацию жизненно важных экономических целей, к которым относятся, в первую очередь, следующие:

1. Экономический рост. Требуется обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а проще говоря – более высокий уровень жизни.

2. Полная занятость. Необходимо обеспечить работой всех, кто желает и способен работать.

3. Экономическая эффективность. Необходимо получить максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов.

4. Стабильный уровень цен. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, т. е. инфляции и дефляции.

5. Экономическая свобода. Все экономические агенты действующие в экономике (фирмы, домашние хозяйства и т. д.) должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. Справедливое распределение доходов. Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, когда другая часть общества получает сверх доходы.

7. Экономическая обеспеченность. Следует обеспечивать существование социально незащищенных слоев населения: престарелых, инвалидов, нетрудоспособных и других иждивенцев.

8. Экономический баланс. Стремление к поддержанию разумного баланса страны в международной торговле и международных финансовых отношениях.

Этот перечень экономических целей может быть дополнен другими. Более того, многие из этих целей взаимозаменяемы в том смысле, что достижение одной их них ведет к достижению других. Например, достижение полной занятости означает ликвидацию безработицы, т. е. одной из основных причин несправедливого распределения доходов и экономической необеспеченности.

Некоторые цели могут противоречить или взаимно исключать друг друга. Например, достижение экономического роста и полной занятости могут оказаться теми самыми силами, которые порождают инфляцию, а стремление осуществить большее равенство в распределении доходов может ослабить действие тех факторов, которые способствуют экономическому росту.

Можно выделить два фундаментальных факта, которые образуют основу экономики и охватывают ее основные проблемы:

1. Материальные потребности общества, т. е. материальные потребности составляющих его индивидов и институтов, безграничны.

2. Экономические ресурсы, т. е. средства для производства товаров и услуг, ограничены или редки.

Материальные потребности – это прежде всего желания потребителей приобрести использовать товары и услуги, которые доставляют им удовольствие или удовлетворение. Их перечень включает множество продуктов, которые подразделяются на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши. Услуги также удовлетворяют потребности людей, как и материальные продукты.

Материальные потребности включают также потребности частных предприятий и правительственных структур. Частные предприятия хотят иметь в своем распоряжении машины, здания, средства коммуникации и т. д., чтобы реализовывать производственные цели. Правительство, отражая коллективные потребности граждан страны или преследуя свои собственные цели, стремиться строить дороги, больницы, закупать вооружение и т. д.

В своей совокупности материальные потребности в практическом смысле безграничны, а это означает что полностью их удовлетворить невозможно. Потребности отдельного индивида в конкретном товаре или услуге на протяжении определенного периода времени удовлетворить возможно, но другое дело, если речь идет о товарах вообще. Все товары в необходимом количестве получить невозможно.

Под понятие «экономические ресурсы» имеются в виду все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые им используются для производства товаров и услуг. Их подразделяют на следующие категории: 1) материальные ресурсы – земля, или сырьевой капитал, и капитал; 2) людские ресурсы – труд и предпринимательские способности.

Земля. К понятию «земля» относятся все естественные ресурсы, которые применимы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов, нефти, водные ресурсы и т. д.

Земля – это ресурсы, созданные самой природой, которые приносят собственнику доход в виде ренты. Рента – это цена за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых ограничено по причине их невоспроизводимости.

Экономической рентой называют платежи владельцам факторов производства, превышающие альтернативную стоимость этих факторов. Если фактор производства не имеет альтернативных вариантов использования, его альтернативная стоимость равна нулю, а весь доход от его применения выступает в форме ренты.

На рынках факторов производства земля, ее ресурсы и недвижимость включены в товарный оборот как ресурсы, не имеющие альтернатив замещения во многих сферах хозяйствования. Экономическую ренту они приносят потому, что их предложение на рынках неэластично или недостаточно эластично. Главной особенностью рынка земли является то, что рыночный спрос выступает единственным фактором, определяющим цену земли или ренту.

Капитал. Понятие «капитал», или «инвестиционные ресурсы», охватывает все произведенные средства производства, т. е. все виды инструментов, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств производства называют инвестированием, которое характеризуется двумя моментами. Во-первых, инвестиционные товары (средства производства) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Во-вторых, в приведенном определении термин «капитал» не подразумевает деньги. Деньги, как таковые, ничего не производят, а следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал – инструменты, машины и другое производительное оборудование – это экономический ресурс; деньги или финансовый капитал, таким ресурсом не являются.

Труд. Это широкий термин, который употребляется для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применимых в производстве товаров и услуг (за исключением предпринимательских способностей).

Предпринимательские способности. Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги с целью получения прибыли. Предприниматель – это человек, идущий на риск, поскольку прибыль предпринимателю не гарантирована. При этом он рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами – своими собственными и своих компаньонов или акционеров.

Экономические ресурсы предоставляются частным предприятиям в обмен на денежный доход. Доход, получаемый от предоставления материальных ресурсов – сырья и капитального оборудования, – называется рентным доходом, или доходом в виде процента. Доход, получаемый теми, кто предоставляет свою рабочую силу, называется заработной платой и включает также различные дополнительные выплаты в форме бонусов, комиссионных, гонораров, платежей за право пользованием патентом и т. д. Предпринимательский доход называется прибылью, которая может принять и отрицательное значение в виде убытка.

Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве. Земля, водные ресурсы, полезные ископаемые, капитальное оборудование и рабочая сила – их наличие ограниченно определенным пределом. Вследствие редкости производственных ресурсов и предела, который их редкость ставит перед производственной деятельностью, сам объем производства по необходимости ограничен. Общество не способно произвести и потребить весь объем товаров и услуг, который оно хотело бы получить. Противоречие между ограниченностью ресурсов и неограниченностью материальных потребностей людей составляет основную проблему экономики.

Поскольку потребности общества практически безграничны, а ресурсы редки, то обществу приходится добиваться возможно наибольшего удовлетворения этих потребностей с использованием имеющихся в его распоряжении ресурсов. Понятие «экономическая эффективность» характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо необходимого продукта. Большее количество продукта, получаемое от данного объема затрат, означает повышение эффективности. Меньший объем производства от данного количества ресурсов указывает на снижение эффективности. Чтобы использовать ресурсы эффективно, общество должно обеспечить полную занятость и полный объем производства.

Тот факт, что спрос на любой ресурс является производным от производимого с его помощью продукта, указывает на то, что спрос на ресурс будет зависеть от его производительности и рыночной стоимости товара, который производится с его использованием.

Снижение цены на один ресурс влечет обычно за собой сокращение спроса на заменяющий его другой ресурс (в этом выражается эффект замещения). Но это сокращение может компенсироваться тем, что понижение цены на первый ресурс приведет к уменьшению издержек производства и тем самым к росту равновесного объема производства и соответственно к повышению спроса на заменяющий ресурс (в этом выражается эффект выпуска продукции). В отношении взаимодополняющих ресурсов, на которые предъявляется совместный спрос, не действует эффект замещения, а только эффект выпуска продукции. Это означает, что в случае повышения (или понижения) спроса на один ресурс одновременно происходит увеличение (уменьшение) спроса на взаимодополняющий его ресурс.

Эластичность спроса на ресурс (т. е. степень чувствительности покупателей ресурсов к изменениям цены на ресурс) будет тем больше:

• чем больше число имеющихся в наличии подходящих ресурсозаменителей;

• чем выше эластичность спроса на продукт;

• чем больше доля данного продукта в совокупных издержках производства.


Важнейшими факторами, влияющими на спрос на ресурсы, являются:

• цена ресурса;

• производительность ресурса;

• цена на продукцию, производимую с помощью ресурса;

• цена на другие ресурсы, их взаимозаменяемость;

• число предприятий, предъявляющих спрос на ресурс;

• ожидания потребителей ресурса;

• государственное регулирование рынка ресурса.


Цена ресурса. Закон спроса действует и на рынках ресурсов: при повышении цены фактора производства спрос на него сокращается. Например, если повышается цена труда, т. е. заработная плата, то спрос на труд сокращается. Наоборот, при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. При повышении регулируемой государством минимальной заработной платы спрос на труд снижается, а размер безработицы, при прочих равных условиях, возрастает.

Производительность ресурса. Более качественный и производительный ресурс стоит дороже. Производительность ресурса зависит от многих факторов. Например, производительность труда работника определяется прежде всего его квалификацией, уровнем образования, опытом и другими факторами.

Цена на продукцию, производимую с помощью ресурса. Чем выше цена продукции, производимая с помощью ресурса, тем при прочих равных условиях, выше спрос на ресурс.

Цена на другие ресурсы, их взаимозаменяемость. Данная зависимость полностью аналогична зависимости спроса на товар от цен на товары-заменители и от цен на взаимодополняющие товары.

Число предприятий, предъявляющих спрос на ресурс. Чем больше предприятий в отрасли, производящей определенную продукцию, тем выше будет спрос на ресурсы, которые используются при производстве этой продукции.

Ожидания потребителей ресурса могут быть связаны с прогнозами спроса на производимую с помощью данного ресурса продукцию, а также с предстоящим изменением цен на ресурсы. При наличии прогнозов в сторону повышения, спрос на ресурс в текущем периоде будет также повышаться.

Государственное регулирование рынка ресурса. Любой налог на ресурс ведет к повышению цен на ресурс, что при прочих равных условиях может привести к снижению спроса на этот ресурс.

Процесс производства имеет своей целью использование ресурсов для создания продуктов и услуг, необходимых для потребления и жизнедеятельности людей.

Блага – это продукты и услуги, материальные и нематериальные средства удовлетворения человеческих потребностей.

Существует большое количество благ. Благами могут быть и вещи, и свойства вещей, и нематериальные услуги. Одни из потребляемых благ имеются в более или менее неограниченном количестве, например, воздух, вода в некоторых районах земного шара. Это свободные блага. Другие блага существуют в ограниченном количестве, поэтому их необходимо производить. Это так называемые экономические блага, например хлеб, автомобиль, знания и т. д.

С другой стороны, блага можно разделить на материальные и нематериальные. К первым, например, можно отнести дом, воду и т. д., а ко второй группе относятся главным образом услуги. С функциональной точки зрения, блага делятся на две большие группы: потребительские блага и блага производственного назначения. Потребительские блага – это любые продукты или услуги, которые покупаются потребителями, а не предприятиями, для конечного потребления. Блага производственного назначения – это товары или услуги, которые используются как материальные факторы производства, такие как оборудование, сырье, заводские здания, транспорт, дороги и т. д.

Ограниченные блага — это экономические блага. В рыночной экономике произведенные ограниченные блага распределяются путем обмена одних благ на другие. В процессе обмена экономических благ возникает понятие товара.

Товар – это экономическое благо, являющееся продуктом труда и произведенное для обмена.

В условиях рыночной экономики понятия «товар» и «благо» близки друг другу. Любой товар – это всегда какое-то благо, но не любое благо является товаром. Оно не является товаром, если это свободное благо и если это экономическое благо, но оно произведено не для обмена.