3 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В связи с развитием экономических отношений еще в древности сформировалась необходимость в статистических операциях (сборе податей). Дальнейшее развитие производственных сил и систем государственного управления привело к развитию и систематизации учетно-статистических операций.
При условиях развития рыночных отношений в России основными целями статистики являются:
1) модернизация учета и отчетности, а также уменьшение документооборота;
2) получение экономико-статистических сведений, их анализ, составление национальных счетов, требуемых балансовых расчетов;
3) своевременное обеспечение поступлений статистической информации в статистические органы, структуры государственной власти и управления;
4) расширение аналитических функций и тематик при обработке статистических данных. Система органов государственной статистики России – это иерархическая структура, соответствующая административно-правовому делению страны. Она состоит из федерального, республиканского, краевого, областного, окружного, городского, районного уровней. В основе системы органов государственной статистики лежат такие организационные принципы, как:
1) централизованное руководство;
2) общее организационное построение и методология;
3) постоянная связь с органами государственного управления.
Федеральная служба государственной статистики РФ – это высший орган управления статистикой на территории России. В обязанности этой службы входят решение базовых проблем, которые стоят перед статистикой России, формирование и обеспечение единой методологической основы учета, сведение воедино и анализ полученных сведений, публикация итогов своей деятельности.
К официальным статистическим стандартам РФ относятся:
1) формы и методы сбора и обработки статистических сведений, установленных статистической службой;
2) методология статистических показателей.
В своей деятельности статистическая служба руководствуется федеральными статистическими программами, утвержденными по согласованию с Правительством РФ. Эти статистические программы сформированы с учетом предложений, вносимых федеральными органами исполнительной и законодательной власти, органами государственной власти субъектов РФ и различных организаций.
Реформирование государственной статистики проводится по таким основным направлениям, как:
1) предоставление гласности и доступности сведений при соблюдении личной конфиденциальности;
2) модернизация методологических и организационных основ статистики, принимая во внимание теоретические разработки науки;
3) модернизация методологии исчисления статистических показателей с применением международных стандартов;
4) формирование взаимосвязи статистических показателей.