Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области экономики и экономической теории в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»)
Рецензенты:
Г.П. Журавлева, засл. деятель науки РФ, руководитель научной школы «Экономическая теория» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, д-р экон. наук, проф.,
Н.А. Разманова, проф. кафедры «Экономическая история» Финансового университета при Правительстве РФ, д-р ист. наук
Введение
Экономист высшей пробы должен обладать редким сочетанием множества способностей. Он должен обладать громадным объемом знаний в самых разных областях и сочетать в себе таланты, которые редко совмещаются в одном лице. Он должен – в известной мере – одновременно быть математиком, историком, государствоведом, философом. Он должен понимать язык символов и уметь выражать свои понятия и концепции словами. Он должен уметь разглядеть в частном общее, одновременно держать в уме и абстрактное, и конкретное. Он должен изучать настоящее в свете прошлого во имя будущего. Ни одну сторону природы человека и его институтов экономист не должен полностью оставлять без своего внимания
Экономическая история как междисциплинарная экономическая наука сформировалась на стыке исторических и экономических наук в середине XIX в. Первые историко-экономические исследования появились в период утверждения капитализма в Западной Европе. В XVI–XVIII веках – эпоху буржуазных революций – вопросы, связанные с историей финансов, торговли, сельскохозяйственного, ремесленного производства и промышленной деятельности, приобрели исключительное значение для понимания происходивших в обществе социально-политических и экономических процессов. Эти исследования стимулировали в разных странах интерес к хозяйственному прошлому, и XVIII в. стал начальным этапом в развитии экономической истории как науки.
Более регулярный характер историко-экономические исследования приобрели после утверждения капитализма. Оформлению экономической истории как самостоятельной науки способствовало несколько факторов: во-первых, экономический прогресс, переживаемый Европой во второй половине XIX в.; во-вторых, идейный кризис классической политической экономией; в-третьих, определенную роль в ее развитии сыграло утверждение в общественных науках исторического (историко-генетического) метода познания. Этот метод разрабатывался представителями немецкой классической философии, в частности К. Марксом[2], применившим его для изучения природы, общества, мышления.
Основатели нового направления в экономической науке – немецкой исторической школы: В. Рошер[3], В. Гильдебранд[4], К. Книс[5] доказывали необходимость применения исторических знаний для разработки основ политической экономии, стремились создать учение о законах экономического развития народов, которое представлялось ими как некое обобщение прошлого опыта национального развития.
Одновременно с немецкими учеными интерес к историко-экономической проблематике начали проявлять экономисты и историки других стран. Большой вклад в развитие историко-экономической науки во второй половине XIX – начале XX в. внесли английские историки-экономисты А. Тойнби[6] и Дж. Эшли[7], немецкие ученые К. Бюхер[8], М. Вебер[9], В. Зомбарт[10] и наши соотечественники М.М. Ковалевский[11] и П.Г. Виноградов[12].
К концу XIX в. и в России сложилось историко-экономическое направление. Постепенно в нем сформировалось несколько течений:
1) социальная школа (представлена трудами П.Б. Струве[13], С.Н. Булгакова[14], М.И. Туган-Барановского[15]);
2) математическая школа, или российский маржинализм (ее представители – Ю.Г. Жуковский[16], В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий[17]);
3) историческая школа (И.И. Янжул[18], И.Н. Гранат, И.И. Кауфман[19], И.М. Кулишер[20]).
Благодаря научным трудам этих ученых российская экономическая история соответствовала уровню мировой историко-экономической науки, использовала все ее достижения и в свою очередь вносила существенный вклад в ее дальнейшее развитие.
В ходе развития науки уточнялся предмет ее исследований, формировался ее понятийный аппарат. Практически все ученые сходились во мнении, что предметом экономической истории является исследование эволюции хозяйственной деятельности народов от первобытной эпохи до современности, т. е. развитие экономики в различные исторические эпохи. При этом они обращали внимание на необходимость изучения хозяйства во взаимосвязи с социально-политическим развитием.
По мере расширения количества и качества исследований развивался и категориальный аппарат. В экономической истории уже со второй половины XIX в. широко применялись такие понятия, как «экономическая эволюция», «ступени хозяйства», «стадии экономического развития», «исторические формы сельскохозяйственного производства и промышленности», «промышленная революция» и др.
Немецкая, английская и русская историко-экономические школы получили не только европейскую, но и мировую известность. В 1920–1940-е годы огромное влияние на развитие мировой историко-экономической науки оказала французская школа «Анналов»[21], возглавляемая М. Блоком[22] и Л. Февром[23]. Благодаря трудам французских ученых существенно расширился диапазон тематики, проблем и методов исследований в области экономической истории. Наиболее известный историк-экономист XX в., французский ученый Ф. Бродель[24] явился продолжателем научных традиций заложенных школой «Анналов».
В США после Второй мировой войны сформировалась школа «новой экономической истории», сконцентрировавшаяся при изучении экономического прошлого на применении количественных методов и моделировании. Ее представители (Дж. Мейер, Р. Фогель[25], Д. Норт[26]) способствовали переходу историко-экономических исследований на качественно новый уровень. В 1993 году Р. Фогель и Д. Норт получили Нобелевскую премию по экономике «за крупные исследования в области экономической истории с приложениями к экономической теории и количественным методам объяснения экономических и институциональных изменений».
В нашей стране существенный вклад в развитие экономической истории внесли С.Г. Струмилин[27], П.И. Лященко[28], К.А. Пажитнов[29], Ф.Я. Полянский, А.А. Успенский, П.А. Хромов, В.Т. Чунтулов и др. В проведенных ими исследованиях раскрывались важнейшие направления эволюции, этапы и черты хозяйственной жизни России. Благодаря их усилиям возрождалось изучение экономической истории, формировалось представление о том, что развитие экономических наук невозможно без исследований в области экономической истории (истории народного хозяйства), а подготовка экономистов невозможна без ее глубокого изучения.
В разных странах эта наука называлась по-разному. В англо-саксонских странах (Англии, США) она существовала как экономическая история, а в начале ХХ в. в Германии и России как история хозяйственного быта, история экономического быта, история народного хозяйства, история экономики.
Современная экономическая история изучает экономику как систему взаимосвязанных и функционирующих экономических институтов; исследует эволюцию отдельных ее отраслей – сельского хозяйства, промышленности, торговли, транспорта, финансов; анализирует экономические процессы, связанные, например, с индустриализацией, урбанизацией, монополизацией и т. п.; исследует историю становления и развития различных экономических институтов и категорий, таких как налоги, цены, заработная плата и т. д. Весьма заметное место в историко-экономических трудах занимают проблемы выявления закономерностей и особенностей хозяйственного развития отдельных стран и народов, исторического опыта осуществления экономических реформ и проведения экономической политики в определенные исторические эпохи. Эти исследования позволяют выявить долгосрочные тенденции и обосновать прогнозы экономического развития.
Сегодня экономическая история тесно связана с другими экономическими науками. В системе экономических наук она наряду с экономической теорией и историей экономической мысли составляет фундаментальную базу экономической науки в целом, обеспечивая экономическую теорию фактическим материалом о хозяйственном развитии человечества. От качества и количества историко-экономических исследований в значительной степени зависят формулируемые экономической теорией законы и категории.
Экономическая история тесно связана с отраслевыми экономическими науками, такими как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика транспорта и др., а также с функциональными экономическими науками. Помимо этого она находится в неразрывной связи с историческими дисциплинами: гражданской историей, всеобщей историей, историей культуры, историей языка, историей государства и права и др. Поскольку экономическая история изучает хозяйственную жизнь народов и разных стран, то она связана и с географическими науками, демографией, а также с социологией, политологией, психологией и др.
Экономическая история как учебная дисциплина стала преподаваться уже в XIX в. Впервые лекционный курс по экономической истории был прочитан А. Тойнби в Оксфорде в 1881–1882 гг. В этом же учебном году лекции в Базельском университете стал читать К. Бюхер[30]. В России впервые курс по истории хозяйственного быта был прочитан в ярославском Демидовском юридическом лицее в 1885–1886 гг. В.Ф. Левитским[31]. В 1889 году М.М. Ковалевский[32] выступил с лекциями по экономической истории в Брюссельском университете.
В начале ХХ в. экономическая история (носившая название «история хозяйственного быта», «история экономического развития» и т. д.) стала обязательным предметом во многих высших учебных заведениях России. В ярославском Демидовском лицее этот курс читал В.Ф. Левитский, в Московском коммерческом институте – С.Н. Булгаков[33], в Петербургском политехническом институте – И.И. Иванюков[34], в Петербургском университете – И.М. Кулишер, в Киевском университете и Коммерческом институте – М.В. Довнар-Запольский[35].
На рубеже XIX и XX вв. экономическая история заняла прочное место в большинстве университетов Европы. Основную роль в проведении историко-экономических исследований играли кафедры, институты или центры по экономической истории при университетах. В 1895 году в Лондонском университете возникла первая кафедра экономической истории. Затем они были созданы в Бирмингемском (1901) и Манчестерском (1910) университетах.
В США первая кафедра экономической истории появилась в Гарвардском университете в начале XX в. В 1928 году в Кембридже, а в 1931 г. в Оксфорде были образованы кафедры экономической истории.
В настоящее время экономическая история представлена в большинстве британских (Шеффилд, Ливерпуль, Ноттингем и др.) и шотландских (Эдинбург, Глазго) университетов. В Швеции своими традициями в области изучения и преподавания экономической истории известны Стокгольмский и Упсальский университеты. В итальянских университетах Бари и Урбино также работают специализированные кафедры. В Париже функционирует Институт экономической и социальной истории, созданы центры по истории рынка рабочей силы. Центр экономической и социальной истории имеется при университете в Лионе.
В Западной Европе и США экономическая история давно уже приобрела статус самостоятельной научной дисциплины. В настоящее время в западных странах экономическая история является обязательной дисциплиной для получения экономического, политического, юридического и исторического образования.
В нашей стране экономическая история преподается на экономических факультетах университетов и в экономических вузах, на экономических факультетах технических вузов.
По итогам изучения дисциплины «Экономическая история» студент должен знать:
• закономерности, многообразие и многовариантность историко-экономического процесса;
• основные периоды экономической истории, важнейшие события и процессы мировой и отечественной экономической истории;
• методы анализа историко-экономических явлений;
• основные направления развития экономической политики государств на различных исторических этапах.
Кроме того, студент должен уметь:
• анализировать и оценивать историко-экономические события, экономические и социальные проблемы и процессы, происходившие в прошлом и происходящие в современном обществе;
• анализировать экономические явления, основываясь на достижениях мировой и отечественной историко-экономической науки и практики;
• формулировать и обосновывать характерные особенности отечественной и мировой экономической истории;
• логически и аргументировано строить устную и письменную речь;
• работать с информацией из различных источников, критически воспринимать информацию (обладать «критическим мышлением»);
• работать в коллективе, обладать способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, вырабатывать средства развития достоинств и устранения недостатков;
• обосновать свою позицию по спорным историко-экономическим вопросам мирового и отечественного развития;
• выявлять проблемы экономического характера и анализировать экономическую политику государств на различных исторических этапах;
• извлекать из историко-экономического прошлого практические уроки для применения полученных знаний в профессиональной и общественной деятельности.
Студент должен владеть:
• культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
• категориальным аппаратом по истории, базовыми экономическими категориями и понятиями на уровне понимания и свободного воспроизведения;
• навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по историко-экономической проблематике, в том числе с использованием современных информационных технологий;
• системным представлением об историческом развитии мировой и российской экономики.
Авторский коллектив:
И.Н. Шапкин, зав. кафедрой «Экономическая история» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д-р экон. наук, проф.,
А.С. Квасов, зав. кафедрой «История экономической науки» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, д-р экон. наук, проф.,
О. Д. Кузнецова, д-р экон. наук, проф. кафедры «История экономической науки» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова