3. Теневая экономика и коррупция
Экономическая преступность тормозит развитие производства, отвлекает инвестиционный капитал, подстегивает инфляцию, лишает госбюджет значительной части доходов, обостряет все существующие экономические проблемы.
Сперва дадим оценку положения и несколько цифр из документа Информационно-аналитического управления Совета Федерации «Актуальные проблемы национальной безопасности на современном этапе», раздел «Криминогенная обстановка в России: динамика и структура преступности, прогноз до 2000 г.».
«На протяжении последних лет в России сохраняется сложная криминогенная ситуация, характеризующаяся интенсивной криминализацией общества, которая распространяется даже на те общественные и экономические институты, считавшиеся до недавнего времени от нее надежно защищенными (финансовая, внешнеэкономическая деятельность и др.). Этот процесс уже реально угрожает социально-экономическому развитию и внутренней безопасности страны. Традиционно преобладающую долю в структуре преступности продолжали составлять посягательства на собственность… в 1995 г. зафиксирован рост имущественных преступлений на 2,8 %, а их число достигло 1,7 млн. За три последних года почти втрое увеличилось число совершаемых мошеннических действий. В 1995 г. их зафиксировано более 67 тысяч»1.
Высокую степень криминализации общества в стране усиливали кризисные явления в хозяйственно-экономической и социальной сферах, этнорегиональные конфликты. Шел более активный процесс криминализации экономики с одновременным усилением альянса экономической и общеуголовной преступности, в том числе и в наиболее опасных ее формах. Основу этого процесса составляли незаконное отчуждение государственной собственности в ходе приватизации и корыстные злоупотребления при управлении ею, а также противоправное перераспределение произведенного валового внутреннего продукта в пользу криминальных слоев путем преступных махинаций в кредитно-финансовой и внешнеэкономической сферах, на валютно-денежном и потребительском рынках.
Такая ситуация обусловлена тем, что реформирование экономики проводилось без адекватного механизма защиты государства и добросовестного предпринимательства от противоправных посягательств. В результате не только увеличилось количество преступлений экономической направленности, но и получила развитие тенденция сползания некоторых секторов экономики на «теневые» принципы функционирования. Резко возросло число хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность нелегально. Расширилась практика использования лжефирм или предприятий, зарегистрированных на подставных лиц. Это повлекло сокращение как в количественном, так и ресурсном отношении легальной экономики при одновременном усилении ее «теневой» части.
Отмечающийся ежегодно рост количества выявленных экономических преступлений лишь отчасти отражает возрастающие масштабы криминализации хозяйственного комплекса, поскольку правонарушения в этой сфере отличаются исключительно высокой степенью латентности.
«Значительная часть сконцентрированных в криминальной среде теневых капиталов направлялась как на воспроизводство экономической, так и общеуголовной преступности, а также на денежную и материальную поддержку преступных элементов, отбывающих наказание. По оперативным данным, подкупленные чиновники в государственных органах оказывают содействие, по крайней мере, каждой десятой организованной преступной группировке»1. А в публикации министра внутренних дел Российской Федерации в газете «Интерфакс-АиФ» от 8-14 декабря 1997 г. указано, что преступные сообщества на подкуп должностных лиц расходуют до половины преступно добытых средств2.
Основными очагами деятельности криминальных группировок являются регионы с высокой степенью предпринимательской и финансовой активности: Москва и Московская область, областные центры: Казань, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Тюмень, Нижний Новгород, Саратов, крупные города Дальнего Востока, Северного Кавказа. По-прежнему в центре интересов этих группировок находятся свободные экономические зоны, приграничные территории, места добычи и переработки топливно-энергетических ресурсов, транспортные магистрали.
Более интенсивной криминализации общества в анализируемый период способствовали дальнейший рост безработицы, слабость социальной защищенности значительной части населения, возрастание доли неимущих, маргинальных элементов с потенциально высокой степенью готовности к противоправному образу жизни. Статистические данные убедительно подтверждают, что именно из группы безработного населения на протяжении 1993–1996 гг. шло наиболее интенсивное пополнение криминальной среды.
В большинстве своих проявлений преступность стала характеризоваться выраженной корыстной направленностью. Идет процесс вытеснения из сферы корыстной преступности примитивного уголовника преступником интеллектуальным и предприимчивым, с новыми, более изощренными способами и формами преступной деятельности.
Продолжается усиление криминальной направленности в коммерции. Многие предприниматели, имеющие опыт деятельности в подпольном бизнесе и теневой экономике, где конфликты интересов не могли разрешаться правовыми методами, привнесли его в легальные экономические отношения. Этому способствует и беспомощность правоохранительных органов, и загруженность судей, и отсутствие эффективной службы судебных исполнителей.
В результате беспрецедентного расслоения общества, растущей безработицы и сокращения армии на социальное «дно» попадает значительное число квалифицированных специалистов. Это усиливает процесс «интеллектуализации» и профессионализации преступности. Особые качественные изменения связаны с появлением в криминальной среде хозяйственных руководителей, офицеров, специалистов по технологиям, анализу информации и т. д.
Вот некоторые тенденции развития криминализации общества в России до 2000 г.:
«… Темпы роста корыстной преступности останутся в прогнозируемый период наиболее высокими (до 10–15 % и более в год). Одновременно снизится ее раскрываемость и будет расти латентность. Но и в этом случае учтенная корыстная преступность станет увеличиваться интенсивнее других видов. Ее доля в структуре регистрируемой преступности приблизится к 90 % и более.
В прогнозируемый период получат распространение новые способы совершения преступлений, связанные с недостаточной законодательной обеспеченностью формирующихся рыночных отношений и современными достижениями науки и техники: фиктивные хозяйственные операции, создание лжепредприятий, махинации с ценными бумагами, незаконная эмиссия ценных бумаг, хищения путем внедрения в телекоммуникационные и компьютерные сети, промышленный шпионаж, посягательства на интеллектуальную собственность, нарушения патентных прав, нецелевое использование кредитов и т. п.
Уголовно направленные организации продолжат свое проникновение в легальный бизнес, под «крышу» собственных коммерческих структур, усилят партнерство с экономической преступностью. Возникнут крупные преступные объединения, контролирующие различные сферы экономики, конкретные регионы и территории. Расширится глубоко законспирированная связь преступных организаций с коррумпированными должностными лицами в структурах власти и управления, правоохранительных и контролирующих органах, а также прямое проникновение в эти структуры ставленников организованной преступности.
Организованная преступность в еще большей мере будет специализироваться на поставках незаконных товаров и услуг (оружие, алкоголь, наркотики, секс-бизнес), не упуская из рук контрабандный ввоз и вывоз высокодоходных товаров, металлов, энергоресурсов, сырья»3. Так оно, к сожалению, и получилось. Материальный ущерб только по оконченным производственным делам за четыре года (1993–1996 гг.) составил 985,7 млрд руб.
Конец ознакомительного фрагмента.