Вы здесь

Экономим с удовольствием, или Как накопить на яхту. Часть I. Тотальное потребительство (Александр Руль, 2013)

Часть I

Тотальное потребительство

И люди стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то, что они считают хорошим, а к тому, чтобы называть как можно больше вещей своими.

Лев Толстой (1828–1910 гг.), русский писатель и мыслитель

В первой части мы выявим и исследуем причины нашей склонности к чрезмерным тратам. Ведь почти все мы потребляем и приобретаем намного больше материальных ресурсов, чем это необходимо для полноценной и комфортной жизни. Зачем нужно такое исследование? Затем, что без знания ответа на вопрос «Как и почему мы превращаемся в злостных потребителей?» невозможно перестать быть ими.

Знать причину имеющейся проблемы – главная предпосылка для ее решения. Если брать аналогию с медициной, то в ней узнать точную причину заболевания – уже половина успеха в лечении. Так, во времена Средневековья возникновение большинства болезней объяснялось с помощью суеверий, да и методы лечения были соответствующими. Незнание истинной причины болезни в те далекие времена часто приводило к смерти больного, даже если он болел обычным ОРЗ. Если бы лекари прошлого знали истинную причину болезней, то им было бы гораздо легче найти правильный метод лечения.

Глава 1. С чего и как началось потребительство?

Чтобы начать наш разговор, вначале необходимо разграничить понятия «потребление» и «потребительство». Так, потребление – это естественное явление, которое можно поставить в один ряд с размножением, борьбой за существование и т. п. То есть – это неотъемлемая часть жизни. Потребительство же – это потребление, которое из-за своей чрезмерности перестало быть атрибутом жизни и превратилось в ее цель. Потребителем в этой книге мы будем называть человека, который не просто потребляет, а потребляет сверх меры, при этом забирая у мира во сто крат больше, чем отдавая ему.

Принято считать, что потребительский образ наша жизнь приобрела благодаря становлению в обществе капиталистического строя. Считается, что именно благодаря последнему у людей, якобы, появилось больше денег и возможностей их потратить.

Специалистами приводятся данные статистики, согласно которым личные расходы на товары и услуги во всем мире возросли более чем в четыре раза: с 4,8 млрд долларов в 1960 году до 20 млрд в 2000 году. Даже с учетом роста населения данные показатели свидетельствуют о слишком большом росте потребления. Так что же первостепенно: то, что мы стали больше зарабатывать и из-за этого больше потреблять, или то, что начали больше потреблять и из-за этого вынуждены больше зарабатывать? Может, именно рост потребительского рынка и превалирование в обществе потребительской идеологии заставляет расти наши запросы и стремиться работать и зарабатывать больше? Вот так вопрос.

В основе потребительского образа жизни лежит убеждение в том, что чем большим количеством благ и возможностей их приобрести ты обладаешь, тем ты будешь счастливее. Большинство из нас живут согласно такому убеждению и стремятся к тому, чтобы заработать как можно большее количество денег – ведь только они считаются всеобщим эквивалентом материальных благ, а значит и счастья.

Тотальное потребление превратилось в смысл жизни населения большинства развитых стран. Люди привыкли прислуживать его культу, позабыв об истинном смысле своего предназначении. Под гнетом потребительской идеологии и основанной на ней системе ценностей потребности тела возобладали над потребностями духа, отчего мы потеряли своей истинный человеческий облик. Мы превратились в ходячие машины по переработке материальных благ и связанных с ними удовольствий. Весь наш мир теперь вращается вокруг того, как заработать и как потратить.

Но почему мы забываем о мудрой поговорке «Счастья не купишь»? Разве уровень материального достатка равен уровню довольства жизнью? Количество приобретенных материальных благ совсем не гарантируют того, что мы станем счастливыми. Наоборот, с того момента, как мы подчинились культу материальных благ, мы перестали радоваться по-настоящему. Самым распространенным источником положительных эмоций мы ошибочно избрали обладание той или иной штуковиной из магазина.

С помощью сверхпотребления мы пытаемся нагромоздить гору якобы нужных покупок – ведь нам внушили, что именно на пике этой горы можно обрести счастье. Вся жизнь может уйти на ее создание, но на ее вершине нас ничего не ждет, кроме разочарования.

Потребительский пресс

Превалирование материальных ценностей над духовными превратили людское общество в «стадо», легко манипулируемое корпорациями. В интересах этих корпораций действуют правительства ведущих экономических держав – они делают все, чтобы общий уровень культуры народонаселения был «на уровне плинтуса». Школьные реформы, понижающие уровень образования, кинематограф и телевидение, понижающие уровень культуры, – все это в значительной степени инициируется и одобряется в государственных верхах. Доказано, что чем глупее человек и чем меньше он интересуется вечным и духовным, – тем больше он предпочитает потреблять. А высокий уровень потребления – залог экономического роста государства, к которому и стремится верховное руководство. К тому же, массовым сознанием потребительского общества намного проще управлять, что опять-таки выгодно правящей элите. На вооружении последней стоят такие орудия рыночно-потребительской машины, как реклама, супермаркеты, кредиты, мода, бренды. С их помощью нам навязывают ложную систему ценностей и стандартов, а также необходимость им соответствовать. В нас вселяют убеждение, что мы будем «лохами», если не будем ходить в этой одежде, ездить в такой машине, есть эти продукты, а также учат называть лохами тех, кто не следует данным убеждениям.




Этими вбитыми в наши головы потребительскими установками нас всех стригут под одну гребенку, воспитывают стадное чувство и заставляют забыть, что каждый человек уникален и его потребности также уникальны. Нам говорят: «Счастья не обрести без одинаково важных для всех приобретений, например таких, как одеколон известной марки, бульонных суперкубиков или нового средства для чистки унитаза». Таким образом, мы вынуждены покупать в большей степени не те вещи, которые нам реально нужны, а те вещи, «нужность» которых навязана потребительской пропагандой и идеологией.

Потребности, внушенные нам масс-медиа, также принято называть «квазипотребностями». Под действием рекламы многие наши покупки совершаются часто не из-за практической необходимости – мы покупаем те или иные товары как символ того, что мы современны и не хуже других. Наше положительное самочувствие напрямую зависит от доступа к материальным благам. И чем хуже этот доступ, тем чаще нас одолевают зависть, злоба, психологическое напряжение и дух соперничества.

Жизнь в Советском Союзе была более беззаботной и менее напряженной, чем теперь, ведь в ней полностью отсутствовал потребительский диктат. В ту пору наше сознание не было так сильно отягощено заботой о том, как заработать деньги и на что их потратить. Мысленно люди были устремлены в светлое будущее и имели более высокие идеалы и четкую национальную идею. Проблемы сверхпотребления не существовало, так как количество соблазняющих товаров, на которые можно было потратиться, было сведено до минимума. В связи с этим советское общество было самым высокообразованным и культурным в мире.

Я не хвалю СССР и не говорю, что жить тогда было лучше, чем сейчас. Я лишь пытаюсь обратить внимание на то, что в вопросе потребления в советскую эпоху мы чувствовали себя гораздо свободнее, и нам есть чему поучиться у прошлого. Чтобы обрести былую свободу от жажды материальных благ, необязательно, чтобы последние пропали с полок магазинов, как было это в Советском Союзе. Чтобы перестать быть потребителем (в плохом смысле этого слова), нужно лишь по-другому посмотреть на материальные блага и ценности и понять, что в них нет ни ценности, ни блага.

Диагноз – шопоголик!

Одной из крайних форм проявления потребительства является такое известное всем явление, как шопоголизм. Если каждое посещение магазина вызывает в вашей душе незабываемый трепет, а сам процесс покупок становится одним из главных удовольствий в жизни, знайте: вы – шопоголик. Шопоголизм (научное название ониомания) – является психологической зависимостью, справиться с которой порой невозможно без помощи специалистов из области психологии и психиатрии. Потому желание постоянно покупать товары и заказывать услуги без преувеличения можно назвать заболеванием.

Но не стоит думать, что шопоголизм свойственен только расфуфыренным дамочкам, которым просто некуда девать «спонсорские» деньги, получаемые от своих «папиков». Все мы в той или иной степени страдаем этим нехорошим недугом, так как склонны уделять покупкам больше времени и средств, чем это реально необходимо.

Ученые выявили несколько причин этой распространенной болезни и, как уже было сказано, такие причины важно знать.

Жажда адреналина

Приобретения в магазине – один из нетрадиционных способов пощекотать себе нервы. Так, небольшие порции стресса, связанные с выбором товара, его покупкой и возможным разочарованием в нем дарят шопоголику чувство эйфории (как ни странно).

Любителям пощекотать себе нервы таким нетрадиционным способом стоит только посочувствовать.

Иллюзия свободы

Оставаться в рамках семейного бюджета и экономно относиться к деньгам – все это сковывает шопоголиков и не позволяет им чувствовать себя свободными. Именно поэтому они склонны удовлетворять все свои потребительские желания, пока на это хватает денег. Покупка любой приглянувшейся вещицы дарит шопоголику чувство независимости и позволяет считать себя хозяином жизни.

Жаль только, что при таком подходе к тратам дно кошелька обнажается слишком быстро, отчего денег начинает не хватать не то что на «свободу», но и на самое необходимое.

Ощущение власти

По этой причине шопоголику нравится сам процесс покупки, а не приобретаемое. Постоянное посещение магазинов, во-первых, объясняется желанием испытать чувство собственности (владычества) над покупкой. То есть шопоголик платит не столько за саму вещь, сколько за приятное чувство обладания ею. Ему нравится, что та или иная покупка принадлежит только ему и он вправе распоряжаться ей, как ему захочется. Во-вторых, шопоголику импонирует «власть» над продавцами. Ему нравится то, как вежливо и услужливо с ним обходятся улыбчивые продавцы. И шопоголику неважно, что пытаться во всем угодить клиенту – важная часть их профессии.

Полагаю, трудно не согласиться с тем, что подобного рода властолюбие – бестолковое занятие. Разве повсеместное избавление от денег может прибавить шопоголику реальной власти? Не забывайте о поговорке «Деньги – это власть». Важнее и выгоднее ощущать власть денег, сэкономленных и сохраненных от излишних трат, чем тешить свое самолюбие пустой иллюзией.

Расслабление

Повальное приобретение всего подряд легко отвлекает шопоголика от негативных мыслей и переживаний. Это делает из процесса совершения покупок (наряду с алкоголем и наркотиками) – очередной способ ухода от реальности, способ расслабиться и поднять свое настроение.

Как мы видим, у шопоголика очень ограниченный кругозор, тогда как существует масса других менее затратных способов расслабиться. Но лучше научиться относиться к жизни проще и вообще не напрягаться.

Супертарелочки

Помню, как однажды ко мне на прием пришла моя хорошая знакомая – ей был необходим юридический совет. Когда наш деловой разговор был закончен, она решила похвалиться передо мной только что сделанной покупкой. Из своей сумки она достала набор новомодных тарелок причудливой квадратной формы с изящной красочной окантовкой и при этом была полна восхищения и радости. Помню, как она начала демонстрировать мне их «непередаваемую притягательность», которой я, к сожалению, так и не смог разглядеть. «Ты не представляешь, – начала она, – я заметила эти тарелочки у подруги и просто влюбилась в них. Даже еда из них кажется намного вкуснее».

На секунду у меня возникло ощущение, что моя хорошая знакомая просто приторговывает кухонной утварью и пытается мне «сбыть» очередной «чудо-товар». Но ее восхищение было настолько неподдельным, что все мои сомнения в ее искренности быстро развеялись. Мне ничего не оставалось, кроме как похвалить тарелочки – ведь обижать свою знакомую я не собирался. К сожалению, я не мог за нее порадоваться от чистого сердца, так как понимал, что передо мной – очередная жертва потребительства.

Я уверен, что дома у моей знакомой была масса не менее подходящей для еды посуды и данный случай – яркий пример того, как несколько кусков стекла (пусть и приятных на вид) могут превратить потребителя в своего раба.

Золотая середина

Многие монахи Востока и Запада в целях достижения духовного роста и углубления своей взаимосвязи с миром духа прибегали к аскетическому образу жизни, который, по сути, являлся полной противоположностью потребительскому. Так, для своей жизнедеятельности они намеренно пользовались самым скромным набором предметов обихода, еды и одежды, сводя свои запросы и потребности в материальной сфере до минимума. За счет указанных ограничений аскеты раскрывали свой внутренний потенциал, благодаря чему достигали духовного просветления и превращали каждую секунду своей жизни в вечно длящийся миг полного глубокого умиротворения и гармонии. Почти полностью оградив себя от материальных благ как источника телесных удовольствий, – монах позволял своей душе вступить в резонанс с высшими силами. Умеренное удовлетворение потребностей тела всегда приводит к развитию духовного начала в человеке. Таким образом, даже живя в пещере и питаясь «чем бог пошлет», монах начинал видеть мир намного более красочным, чем цари с их огромными властью и богатствами.

Я совсем не призываю уважаемого читателя постричься в монахи и уйти в монастырь. Жизнь «на хлебе и воде» в какой-нибудь келье – крайность, которую автор этой книги совсем не приветствует. Но также автор не приветствует противоположную ей – потребительскую крайность. Жизнь потребителя и жизнь аскета должны послужить нам противопоставленными ориентирами, между которыми и стоит строить нашу жизнь. Нужно сместить акцент своих жизненных приоритетов к золотой середине между этими ориентирами. Это позволит нам не зависеть от всеобщих потребительских настроений и обрести новый и удивительный смысл существования.

Чтобы привнести в свой образ жизни чуть больше духовности, достаточно перенять лишь некоторые мудрые знания, которые помогут развиться нашей дисциплине ума и силе духа. Но о них – позже.

Глава 2. Потребительские стандарты

Как мы уже знаем, в потребителя нас превращает главенствующая в современном обществе потребительская идеология. Одним из основных средств, с помощью которых она завладевает нашим сознанием, являются потребительские стандарты (идеалы). Именно эти стандарты помогают обществу навязать нам особое отношение к вещам, и в результате мы начинаем придавать этим вещам излишнюю значимость. С помощью потребительских стандартов нас убеждают в том, что материальные блага могут не только приносить практическую пользу. Являясь символом успеха и благополучия, они также могут помочь нам самоутвердиться. Потребительские стандарты заставляет нас судить о человеке по качеству его часов, одежды, автомобиля, не придавая при этом значения его внутренним достоинствам. Используя этот стандарт, даже откровенный злодей, украсивший себя дорогими и изысканными аксессуарами, может добиться положительной оценки и уважения у окружающих.

Потребительские стандарты задают критерии того, как должен выглядеть современный и «нормальный» человек. Именно поэтому мы стремимся соответствовать им, ведь никому не хочется показаться ненормальным и отсталым. Таким образом, потребительская стандартизация задает идеалы, быть ниже которых никто не хочет.

Мы не желаем показаться на людях в одной и том же предмете одежды несколько раз, ведь потребительские стандарты говорят нам, что это признак безвкусия и ущербности. Вот и приходится той или иной дамочке постоянно думать над тем, что бы надеть новенького. Отсюда и появилась известная всем фраза «Мне совсем нечего надеть». Ее произносят многие из нас, даже несмотря на то, что подходящей одежды в гардеробе хватило бы до конца жизни. ☺

Если ты бизнесмен, то просто обязан иметь хороший костюм и ездить на престижном авто. И если в свободное от работы время ты предпочитаешь одеваться в косуху и разъезжать на ревущем мотоцикле – многие коллеги по бизнесу этого просто не поймут, ведь в их глазах ты не будешь соответствовать потребительскому стандарту, определяющему образ жизни делового человека. Потому в целях соответствия потребительским стандартам часто мы вынуждены пренебрегать своими личными предпочтения и интересами.

Потребительство в России и не только

Все мы стремимся продемонстрировать окружающим, что соответствуем потребительским стандартам. Но сделать это можно только за счет оформления своего имиджа определенной атрибутикой и аксессуарами. На последние мы готовы тратить огромные деньги, лишь бы окружающие не подумали о нас плохо. Но вот в чем подвох: потребительские стандарты постоянно повышаются и, кроме того, меняют свое направление. Это приводит к тому, что разного рода предметы и вещи, призванные показать, что мы соответствуем этим стандартам, быстро теряют свою актуальность, в результате чего становятся ненужными. По этой причине нам приходится постоянно ходить в магазин, чтобы обновлять эти предметы и вещи. Мода, тренды делают свое дело: и вот некогда модные марки (модели) тех или иных штуковин, которые мы надевали, на которых ездили (в общем, демонстрацией которых пытались показать себя как минимум не хуже других) уже собирают вековую пыль где-нибудь в кладовке. Соответствовать современным потребительским стандартам без огромных финансовых потерь – невозможно. Недаром про ту или иную модную штучку говорят «дань моде». Ведь, действительно, мода за нашу к ней благосклонность как будто собирает дань.

Хорошо если материальное положение позволяет нам легко и просто соответствовать всем требованиям, которые потребительские стандарты предъявляют к нашему публичному образу жизни. Плохо, когда стандарты высоки, а доходы низки.

Наша страна в этом, как всегда, преуспела. Именно в ней уровень потребительских стандартов совершенно не соответствует общему уровню доходов населения.

По результатам большинства опросов, к среднему классу себя относят почти 40 % россиян. Но что будет, если взять во внимание общемировые критерии, которым должен соответствовать представитель такого класса? Так, для того чтобы приобрести «билет» в средний класс, необходимо, чтобы ежемесячный доход на каждого члена вашей семьи составлял не менее 2000 долларов. Вы можете похвастать тем, что на каждый «рот» в вашей семье вы тратите указанное количество «зеленых»? Даже я – адвокат по профессии – не могу. По подсчетам специалистов, в России к среднему классу можно отнести чуть больше 10 % населения. А это значит, что большая часть населения России, как это ни прискорбно, может быть отнесена лишь к низшему классу или, проще говоря, к беднякам.

Это должно показаться странным, но наличие данного печального факта никак не сказалось на уровне потребительских стандартов, которым должен соответствовать среднестатистический россиянин. Этот уровень такой же или даже выше, чем во многих более благополучных странах. Парадокс?

Посмотрите: пара мужской зимней обуви во Франции стоит 1,5 % от средней заработной платы в месяц, которая составляет почти 4 000 евро. В то время как в России эта же пара обойдется среднестатистическому россиянину минимум в 10 % от средней месячной зарплаты (625 евро – 25 000 рублей). О чем это говорит? Да о том, что россиянин, стремясь вести образ жизни не хуже француза, вынужден тратить намного большую часть от своей зарплаты, чем последний. Согласитесь, ни одному россиянину и в голову не придет купить вместо зимних ботинок валенки. Хотя покупка этой недорогой обуви более соответствует уровню дохода жителей России. Согласно высоким потребительским стандартам, приличному россиянину повседневно носить валенки – «западло».

Страна с низким уровнем дохода должна иметь низкие требования (стандарты), предъявляемые к публичной стороне жизни человека (имиджу) – так чтобы людям было проще и выгоднее им соответствовать. Например, в Индии, где уровень благосостояния еще ниже, чем в России, требования, предъявляемые к внешнему оформлению жизни, совсем небольшие. В стране йогов, слонов и известного чая никто не станет презирать среднестатистического жителя за то, что тот уже год ходит в оборванных штанах, ни разу не посещал кинотеатр и не имеет сотового телефона. Чтобы снискать уважение в своей деревне, индийцу достаточно заиметь корову, а у нас, чтобы добиться такого же уважения, нужно заиметь последнюю модель BMW – так же как в Европе.

Одежда, автомобили, электронные гаджеты – по уровню оснащения своей жизни этими атрибутами среднестатистический россиянин не уступает, а местами даже превосходит жителей Запада. Особенно эта странная закономерность касается одежды. Никто не любит так хорошо одеваться, как россияне. А все потому, что одежду россияне выбрали первоочередным доказательством своего соответствия «стандартному» образу жизни и практичность здесь играет последнюю роль. Поговорка «Встречают по одежке, а провожают по уму» – лишнее подтверждение этому. Среднестатистический россиянин одевается более красиво и модно, нежели жители более развитых стран. Именно поэтому наших женщин, «одетых от кутюр», в Штатах частенько принимают за представительниц древнейшей профессии.

В силу этой странной закономерности россияне вынуждены слишком много тратить на видимые для окружающих аксессуары в ущерб тем вещам, которые, может, и не способны подчеркнуть нашу фигуру или статус, но зато несут реальную пользу.

В нашей стране принято считать человека не совсем полноценным, если он, например, ездит на работу не на машине, а на велосипеде. И совсем не важно, что этот человек использует свой двухколесный транспорт потому, что на нем он быстрее добирается в любую точку города, легко минуя все автомобильные пробки. В глазах граждан-потребителей наш велосипедист будет вызывать пренебрежение и получит прозвище «чудак» (если не хуже). В то же время во многих цивилизованных странах даже зажиточные граждане, бывает, ездят по делам на велосипеде, при этом не опасаясь, что на них кто-то посмотрит искоса.

Однажды в моем городке гостил один знакомый американец, и я хорошо помню, как он удивился, увидев на наших дорогах большое количество современных и дорогих автомобилей. Он не мог понять, зачем русские готовы брать кредит размером в 20–30 своих зарплат на приобретение «куска железа», ведь это ярчайший пример жизни не по средствам. В Америке потратить более 10–15 своих зарплат (пусть даже в кредит) на покупку автомобиля – непозволительная роскошь.

Более простое и свободное отношение американцев к внешним атрибутам жизни выражается и в том, как они одеваются. Племянники Дяди Сэма приветствуют в одежде, в отличие от нас, сдержанность, удобство и практичность, и этому у них стоит поучиться.

«Держать марку» – это «каменный век»

Почему для нас так важно соответствовать потребительским стандартам, какими бы они ни были – низкими или высокими? Потому что большинство из нас не хотят показаться белой вороной (выглядеть плохо), ведь от степени соответствия заданным стандартам зависит положительная оценка нас в глазах окружающих.

Имидж не по стандарту вызывает у окружающих как минимум подозрение. Многие субкультуры, пользуясь этим, не приемлют данные стандарты, так как хотят отличиться и выделиться из толпы. Вот почему большинство из нас чувствуют, мягко сказать, противоречивое отношение к готам, панкам и другим неформалам.

Соответствие внешнего образа жизни человека потребительским нормам и стандартам считается основой для достойной его оценки в глазах окружающих. Именно желание положительно зарекомендовать себя в обществе, стремление заработать среди окружающих уважение и авторитет заставляют нас соответствовать потребительским стандартам.

Каждый из нас, осознает он это или нет, желает завоевать уважение у как можно большего количества людей. Признание со стороны окружающих позволяет нам чувствовать себя полноценными. Мы ищем почета и положительного мнения о себе, так как без этого мы не способны чувствовать себя комфортно. Любые мысли о собственной неполноценности могут вызвать серьезные внутренние конфликты и даже депрессию. Во избежание последних нам и хочется «держать марку». Боже упаси услышать в свой адрес критику или насмешки – наше настроение сразу падает. И наоборот, если о нас все хорошо отзываются – это лишний повод порадоваться.

Но знаете ли вы, уважаемый читатель, что зависимость нашего мироощущения от того, насколько нас ценят окружающие, является пережитком из прошлого? Давным-давно, еще когда наши пра-пра-прабабки и пра-пра-прадедки носили шкуры и жили в пещерах, природа-мать выработала у нас эту зависимость.

Все дело в том, что наши предки жили обособленными племенами. Увидеть чужака в ту давнюю пору было почти так же маловероятно, как сейчас увидеть чупакабру, инопланетянина и лохнесское чудовище вместе взятых. ☺ Вся жизнь древних людей проходила в знакомом им окружении. В условиях тесного сожительства с соплеменниками было очень важно пользоваться среди них уважением и авторитетом, ведь чем большим почетом тот или иной «неандерталец» пользовался, тем больше он получал привилегий (самое теплое место для ночлега, более жирные куски мамонтятины, особое внимание представителей противоположного пола). А вот любая провинность, наоборот, грозила тем, что совершивший ее человек мог оказаться в самом низу иерархической лестницы с соответствующими незавидными перспективами. В те времена любая оплошность становилась «достоянием» племенной общественности так же быстро, как сейчас оплошность звезды шоу-бизнеса становится «достоянием» современной общественности. Таким образом, ударить в грязь лицом для нашего предка означало забыть о хороших взаимоотношениях с соплеменниками. Дело могло дойти до того, что соплеменники отворачивались от сильно провинившегося сородича и изгоняли его из племени, а это было самым жестоким наказанием, так как означало верную гибель.

Стремление завоевать уважение и авторитет у каждого человека, попавшегося на глаза, было вполне оправданно в древние времена, ведь таким человеком почти всегда оказывался хороший знакомый. А от мнения последнего (как мы уже знаем) могло многое зависеть. Но в современном обществе, где количество окружающих нас людей возрастает с нескольких десятков до нескольких миллионов, то, какого о тебе мнения каждый встречный, – перестает иметь большое значение. Однако несмотря на это, чужие мнения по инерции продолжают волновать нас.

Нужно понять, что «жизнь по стандарту» – наследие далекого прошлого, которое отжило свое и мешает нашему комфортному существованию.

Мы поступаем совершенно правильно, если стремимся не опозориться перед окружением, которое нам знакомо. Ведь мнение любого из наших знакомых может сыграть в будущем для нас немаловажную роль. Но зачем нам уважение тех людей, которых мы видим первый и последний раз в жизни? Согласитесь, что если мы живем в большом городе, то пытаемся не ударить в грязь лицом не только перед знакомым окружением, но и перед основной массой людей, которых каждодневно встречаем на улице. Никого из этой массы мы, скорее всего, больше никогда не увидим, а если и увидим, то даже не вспомним, что уже встречались. Тем не менее, мы не перестаем зависеть от мнения незнакомцев.

Это странно, вы не находите? Оказавшись в незнакомом месте, мы могли бы хоть голым гулять по улицам на глазах ошарашенных и незнакомых горожан и не чувствовать при этом ни капли стыда. В таком случае презрительная и укоризненная оценка никак не сможет отразиться на нас в дальнейшем – ведь никто из незнакомого окружения не сможет понизить нас в должности или всю жизнь упрекать за эту «голую» выходку.

Показная демонстрация своего имиджа, возможно, произведет впечатление на людей с улицы. Но какой толк нам с этого, ведь никто под влиянием такого впечатления не купит нам, например, яхту. ☺

Я не призываю вас, уважаемый читатель, оказавшись на каком-нибудь курорте, наплевать на мнение окружающих и загорать нагишом. Это будет излишней крайностью, которой стоит избегать хотя бы из нежелания оказаться в полицейском «обезьяннике» или (чего хуже) в дурдоме. Полное пренебрежение мнением окружающих недопустимо только потому, что мы наделены высоким статусом «человек разумный». Но всецело зависеть от этого мнения – тоже крайность.

Хороший понт – дороже денег?

Стремление соответствовать заданным в обществе потребительским стандартам – «цветочки» по сравнению со стремлением превзойти эти стандарты и показать тем самым, что ты лучше других.

Некоторые члены нашего общества стараются подчеркнуть свою значимость особенно жирной чертой. Они стремятся всеми средствами продемонстрировать окружающим, что обладают деньгами, статусом, умом, красотой – и даже в тех случаях, когда ничем из подобного они реально не обладают. «Украшение» своего имиджа за счет нестандартно дорогих и изысканных средств материального мира превратилось у таких людей в самоцель.




Люди, глубоко уверовавшие в свои уникальность и превосходство, – не редкость. Работа на публику, показуха – их стезя. Такие есть в каждом дворе, на каждой улице. Это в их адрес можно чаще всего услышать слова «шик», «понты», «мажорство» и т. п.

Хорошо, если «понтовщик» приобрел какую-нибудь роскошь по той простой причине, что денег у него столько, что хоть печку ими растапливай. Хуже всего – когда показать понты хочет тот, у кого денег на них не хватает. «Козырнуть» новым сверхдорогим сотовым телефоном, который купила на день рождения бабушка, или засветиться на дорогой тачке, взятой напрокат, – это кажется таким людям важнее, чем то, что в их холодильнике мышь шаром покатила, а потом повесилась. ☺

Как бы это ни показалось обидным, но большинству из нас не чуждо стремление иной раз да прихвастнуть перед окружающими чем-нибудь эдаким. Мы привыкли использовать при этом слово «самовыражение», но суть от этого не меняется. Самовыражение за счет тех или иных «предметов» из магазина – очень распространенное занятие, которым лучше не увлекаться, так как оно требует массу неоправданных трат. Самовыражение с помощью внешних аксессуаров – преступление против своего благосостояния. Пресечь эти действия – главная задача самого преступника, иначе он рискует остаться у разбитого корыта.

Вообще в таких случаях слово «самовыражение», считаю, правильнее было бы заменить синонимом «самоутверждение», так как именно с помощью последнего легче понять корень склонности к «показухе». Так, слово «самоутверждение» обозначает процесс повышения свой значимости в глазах окружающих. Но разве мы бы стали самоутверждаться, если бы не чувствовали себя «размякшими», если бы не испытывали чувство неполноценности, неудовлетворенности собой? Вот вам и ответ: желание приукрасить свой имидж вырастает из чувства внутреннего дискомфорта (неполноценности). Самоутверждаясь (самовыражаясь), мы хотим сами себе доказать, что чего-то стоим.

Провожают по уму

Я не призываю вас, уважаемый читатель, в целях экономии полностью пренебречь потребительскими стандартами: одеться в лохмотья и сменить свой автомобиль на велосипед. Но разве вас назовут «лохом» (или «лохушкой»), если вы оденетесь пусть не совсем модно, но зато опрятно? Вы всегда будете смотреться не хуже других, если грамотно и продуманно используете даже не совсем презентабельный предмет одежды. Зачем стремиться полностью соответствовать неоправданно высоким потребительским стандартам, если, как мы выяснили, главным всегда остается наша собственная внутренняя удовлетворенность собой?

Наша репутация в среде тех, кто нас знает, конечно, может сыграть немалую роль. Но класть на ее алтарь так много – крайность, которой нужно избегать. А небольшое несоответствие потребительскому стандарту не только не навредит вашей репутации, но и позволит сэкономить немалые деньги. Например, почему бы не повременить с обновкой в гардеробе и не походить в той или иной одежде еще один сезон? Почему бы не купить автомобиль более простой, но не менее качественный?

При решении вопроса купить или не купить очередную вещицу – лишь потому, что она чуть моднее и новее, чем та, которая у вас уже есть, – руководствуйтесь здравым смыслом. Так, новинка, может быть, и прибавит вам уважения в глазах некоторых граждан, но «прибавка» будет настолько мизерна, что не окупит потраченных вами денег.

Учитесь ценить себя без оглядки на то, как относятся к вам окружающие. Зацикленность на том, как преподнести себя в более выгодном свете, не дает нам быть теми, кем мы являемся на самом деле. Пытаться показать себя лучше, чем мы есть, за счет внешней атрибутики – признак ограниченности, так же как и отношение к людям в зависимости от наличия у них такой атрибутики. Если вы научитесь быть довольными собой и знать себе цену, то для вас перестанет быть важным качество подачи себя. Это избавит от массы негативных переживаний, которые раньше мешали вашему комфортному самоощущению.

Ставить свое мнение о себе в зависимость от мнения окружающих – совершенно неправильно. Нужно развивать в себе независимость (автономность) своей самооценки от влияний извне. Только так мы сможем избавиться от необходимости самоутверждаться («самовыражаться»). Зачем нам что-то доказывать окружающим? Если хотим, чтобы люди были о нас хорошего мнения – надо быть хорошим человеком и совершать добрые поступки. Чтобы добиться уважения у окружающих, сделайте основной движущей силой ваши внутренние качества. Работайте над собой, развивайте свою духовность, харизму, и тогда без всякого внешнего лоска вы обеспечите себе лучшее место под солнцем.

У вас есть все основания уважать себя, быть довольными собой, несмотря на отзывы окружающих, – ведь вы уникальны. Нет ни одного существа во Вселенной, подобного вам, и ваша роль в ней намного важнее, чем кажется. Потребность во всеобщем признании постепенно исчезнет, как только вы начнете искать источник жизни не во внешнем мире, а внутри себя. Сместить акценты своего существования на нечто более важное и глубокое, чем стремление быть не хуже (или лучше) других, должно стать главной нашей целью. Ведь необходимость «соответствовать» не только ставит нас в затруднительное материальное положение, но и заволакивает паутиной душу.

Неверно расставленные приоритеты, из-за которых предпочтение отдается внешней презентабельности в ущерб внутреннему содержанию, – главная человеческая ошибка. Не нужно забывать про продолжение известной поговорки – «…провожают по уму». Действительно, какое бы вы ни создали о себе первое впечатление, оно перестанет иметь какое-либо значение, как только люди познакомятся с вами ближе и узнают ваше внутреннее содержание. Если под некрасивой «оберткой» обнаруживается красота, то, как вы думаете, будет ли кому-нибудь дело до «обертки»?

Экономность – не жадность

Стоит остановиться еще на одной причине, которая мешает нам начать грамотную и действенную экономию. Эта причина – боязнь показаться жадными. Некоторые даже могут воспринять эту книгу как пособие для скупердяев, но это совсем не так.

Все дело в том, что в умах большинства людей граница между терминами «жадный» и «экономный» очень размыта. Так, в большинстве случаев на вопрос «Чем жадность отличается от экономности?» в ответ можно услышать только звук недоуменного почесывания затылка.

Давайте вместе найдем различия между этими двумя понятиями.

Жадность – это отрицательное человеческое свойство, которое проявляется бессистемно и спонтанно (и, думаю, здесь уважаемый читатель со мной согласится). Экономность же – прикладное умение и даже искусство. Экономность совершается обдуманно, и нацелено это умение на достижения определенной цели. Кроме того, у него есть свои стратегия и тактика, чего нельзя сказать о жадности. И, наконец, экономный человек ограничивает траты в большей степени на себя, а не на других. Жадный же – обделяет других, чтобы ему осталось побольше. Таким образом, жадина может быть одновременно транжирой, но тратящим все деньги только на себя любимого.

Еще одно важное отличие экономности от жадности провел Жан-Батист Леон Сэй (французский экономист и государственный деятель XIX века), сказав: «Бережливость не хочет ничего расходовать по-пустому, скупость вовсе ничего не хочет расходовать». Под «бережливостью» здесь стоит понимать «экономность», а под «скупостью» – «жадность».

Понимаю, что каждому, кто принял вас за жадину, невозможно объяснить, что на самом деле вы просто экономите. Да и не нужно это. Будьте готовы, что в глазах некоторых вы покажетесь прижимистым. Помните одно: правда – важнее, пусть даже она не всем будет известна. Пусть в кругу некоторых вы прослывете скупцом, но вы, в отличие от них, будете хозяином своей жизни. В то время как хозяевами их жизни будут кредиторы. Это у вас будет кругленькая сумма в банке, гарантирующая помощь в любой жизненной трудности. И именно те, кто когда-то из ревности к вашим деньгам назвал вас «жлобом», рано или поздно придут к вам, чтобы «занять до зарплаты».

Многих богачей называют жадными, когда видят, что те не сорят деньгами, а все еще продолжают считать каждую копейку. И только сами богачи понимают, что только экономия гарантирует сохранность капитала, каким бы огромным он ни был. Ведь, перефразируя персонажа из известного советского мультика: «Деньги – очень уж странный предмет: они если есть – то их сразу же нет!» Исследования в США свидетельствуют: каждый четвертый американский миллионер носит ботинки не дороже 100 долларов, каждый десятый заплатил за свой костюм максимум 200 долларов. Лишь 50 % миллионеров согласны купить часы дороже 240 долларов, и только треть богатеев ездит на машине, которой еще нет трех лет.

Финансист Уоррен Баффит и программист Билл Гейтс (одни из богатейших людей мира) имеют совсем недорогие авто и живут в скромных условиях. При этом никто не рискнет называть их жадными. Именно эти люди организовали филантропическую кампанию «Клятва дарения», которую поддержали уже более 70 миллиардеров. Все они выделяют огромные денежные средства на благотворительность. Участником этой кампании также является основатель социальной сети «Facebook» Марк Цукерберг, который тоже ведет очень скромный образ жизни. А вот ни один российский миллиардер на инициативу «Клятва дарения» пока не отреагировал…

Глава 3. Потребительские стереотипы и шкала ценностей

Потребительская идеология превращает нас в потребителей, не только задавая свои стандарты и вынуждая им соответствовать, но и внушая нам разного рода потребительские стереотипы. Последние вырабатывают в нас особое пристрастие к материальным благам. Так, под их воздействием мы начинаем ценить вещи не в зависимости от нашей конкретной заинтересованности в них, а в зависимости от того, как их оценивает большинство.

Почему некоторые совсем небогатые люди готовы потратить немалые деньги, например, на французский коньяк? Потому что их на это подталкивает потребительский стереотип, который сообщает что-то типа: «Этот коньяк был выжат из винограда, выращенного под жарким солнцем на склонах провинции Ля-Жопа, выдерживался в дубовой бочке 20 лет в глубоком винном погребе средневекового замка». Данный стереотип в разы повышает в наших глазах ценность коньяка, отчего мы начинаем считать его огромную стоимость вполне оправданной. Хотя, если подумать, какой толк нам с того, где, когда и как созревал этот напиток, если объективно его качество почти не отличается от более дешевого аналога, который был сделан позавчера бабой Глашей на ее собственном дачном участке в селе Ендовка. ☺ В большинстве случаев вкусовые преимущества дорогого коньяка перед более дешевым может заметить только профессиональный сомелье. Таким образом, получается, что потребительский стереотип – как общепринятое (устоявшееся) отношение к товару или услуге – заставляет нас переплачивать непонятно за что.

Цена и ценность

Потребительские стереотипы пытаются убедить нас, что ценность (значимость) продукта и его цена – одно и то же. Чем выше цифра на ценнике товара, тем сильнее мы начинаем его хотеть.

Многие товары имеют неоспоримое преимущество перед более дешевыми аналогами. Но какой смысл, например, переплачивать за «необычный» стиральный порошок на 200–300 % больше, в то время как он стирает всего на 10 % лучше. (Общеизвестным является тот факт, что, например, стиральные порошки, зубные пасты, мыла и другие средства бытовой химии на 90 % состоят из схожих ингредиентов и потому кардинальной разницы в их пользе быть просто не может.) Отдавать большую переплату за небольшое преимущество – просто расточительство. Зачем ценить вещи выше, чем они того достойны?!

Одним из самых распространенных потребительских стереотипов является тот, суть которого можно выразить фразой: «Чем вещь дороже, тем она лучше». Этот стереотип заставляет большинство из нас, несмотря на незавидное материальное положение, пренебрегать дешевыми товарами и даже брезговать ими.

Вот простой пример. Как-то раз я купил себе джинсы стоимостью всего в 550 рублей. Покупку я совершил в магазине, где торговали так называемым конфискатом. Джинсы оказались довольно симпатичными и по ним совершенно нельзя было сказать, что они стоят так дешево. Я похвастался выгодной покупкой перед своей сестрой, которая тоже была большой поклонницей джинсов. Она оценила ее по достоинству и признала, что выглядят мои джинсы намного дороже. Однако она напрочь отказалась следовать моей рекомендации прикупить что-нибудь себе в том же магазине. Напротив, спустя неделю уже сестра хвалилась передо мной своими новыми джинсами, купленными за 2 000 рублей в более дорогом магазине. Я попытался спросить у нее, почему она пошла на значительную переплату, ведь в рекомендованном мной магазине можно было купить примерно то же самое, но гораздо дешевле. Добиться внятного ответа мне не удалось, ведь моя сестра находилась в полной власти потребительского стереотипа и, следовательно, не могла оценивать вещи объективно. Она была в упоении от своей новой покупки и радовалась, что та обошлась ей почти в 4 раза дороже, чем мне – это прибавляло ей уверенности, что ее джинсы в 4 раза лучше моих.

Допускаю, что по некоторым качественным параметрам покупка моей сестры могла немного отличаться от моей покупки в лучшую сторону. Тем не менее, этот факт не отвечает на пресловутый вопрос: «Зачем явно переплачивать за неявное преимущество?»

«Чем вещь дороже, тем она лучше» – многие предприниматели с выгодой используют этот стереотип, повышая «качество» своего товара всего лишь путем увеличения цены на него.

Сплошной обман

Теперь мы наглядно увидели, что ощущение преимущества, значимости и качества многих товаров создается в нашем мозгу искусственно. Но за эти субъективные (опосредствованные) ощущения ценности и значимости приходится выкладывать совершенно объективные (непосредственные) деньги. Замечаете нестыковку?

Ощущение от обладания ценной и стоящей вещью дарит нам массу положительных эмоций – и это естественно. Но лишь в том случае, если вещь действительно обладает ценностью. Например, нам нравится чувствовать себя обладателем дорогих ювелирных украшений. Но разве их рыночная ценность равна той ценности, которую они в себе реально несут для нас? Любое ювелирное украшение легко можно заменить на подделку, которую сможет вывести на чистую воду только эксперт. Если ваши глаза загораются каждый раз при виде золота, знайте – вы находитесь под воздействием очередного потребительского стереотипа, значительно искажающего для вас ценность этого металла и изделий, созданных на его основе. Неужели вам нравится обманывать самих себя и переплачивать за субъективное ощущение, ментальную фикцию?

Некоторые виды потребительских стереотипов


Количественный

Согласно этому виду потребительских стереотипов, чем более уникальный, эксклюзивный перед вами товар (услуга), тем большую цену он должен иметь. Под действием этого стереотипа мы всегда готовы переплатить за дефицит или деликатес.


«Престижный»

Этот стереотип заставляет нас ценить некоторые вещи в зависимости от авторитетности ее производителя. Модные бренды и раскрученные марки товаров под влиянием этой потребительской установки кажутся нам более притягательными.


Исторический

Этот стереотип не так распространен, как предыдущие, но, тем не менее, заставляет нас переплачивать за некоторые материальные блага, к коим можно причислить предметы старины, антиквариат и т. п. Кроме того, этот стереотип чаще всего становится поводом для поездки к разного рода историческим памятникам древности, например к развалинам Рима или Греции.

Потребительский гипноз

Почему мы так легко готовы расстаться со своими деньгами из-за какого-то внушения? Ведь внушить можно все что угодно. Что будет, если начать внушать ребенку, будто обычная шариковая ручка – это «уникальный и единственный в своем роде древний артефакт, которым пользовалась известная королевская династия и который стоит огромное количество денег»? Этот ребенок, начнет ценить простую канцелярскую принадлежность больше, чем все свои игрушки вместе взятые, хотя с последними можно хотя бы поиграть.

Другой пример. Легко предположить, что станет с тем счастливчиком, в собственности которого находилось полотно Рембрандта, как только тот узнает, что рисовал это полотно не сам Рембрандт, а какой-нибудь дядя Петя – известный мастер подделок. Собственник подделки вмиг лишится всей гордости и радости, которые он испытывал раньше, благоговейно смотря на картину. А ведь, по сути, для него ничего не изменится: картина так и останется в его собственности и будет иметь те же внешние качества и свойства. Все изменения произойдут лишь в голове бедолаги, из которой уйдет потребительский стереотип, говоривший, что он является обладателем старинной вещи, вышедшей из-под кисти величайшего художника.

Разве истинная ценность настолько преходяща и условна? Нет. Истинная ценность неиссякаема и не зависит от обстоятельств, в то время как ценность, навязанная потребительскими стереотипами, субъективна по своей природе и потому не может указывать нам, что нужно покупать, а что не нужно. Эта псевдоценность – искусственная, поддельная, пустая по смыслу и содержанию.

Теоретически, если человек обладает сильными навыками самовнушения, то он мог бы сам задавать себе потребительские стереотипы и менять свою оценку тех или иных материальных благ. Так, он легко смог бы поменять отношение к своей убогой квартире, возомнив (внушив себе), что ее жаждущая ремонта обстановка – это последний писк моды. В результате его неприятные ощущения от нахождения в этой «разбитой» квартире сменились бы на ощущения комфорта и уюта.

Наша с вами задача – не пытаться заменить всеобщие потребительские стереотипы на свои собственные. Ведь, во-первых, это может плохо отразиться на психике, во-вторых, намного больше пользы принесет полное избавление от потребительских стереотипов.

Жизнь без потребительских стереотипов

Потребительские стереотипы (кто бы ни внедрял их в наш мозг) не позволяют нам наслаждаться простыми и доступными вещами. Они не дают окружающим нас радостям проявиться в истинном свете. Например, из-за этих стереотипов мы не можем в полной мере насладиться обществом близких людей (потому что они не кинозвезды), природой за окном (потому она не запечатлена рукой известного художника), спокойным времяпрепровождением в своей квартире за какими-то повседневными делами (потому что посещение спа-салона считается более презентабельным и приятным занятием). Потребительские стереотипы не только заставляют нас тратить больше, но и ограничивают кругозор, являясь препятствием к полноценной и самодостаточной жизни.

Очистив от потребительских стереотипов свой разум, мы увидим мир полным радостей и удовлетворения. Мы научимся ценить то, что уже имеем, гораздо выше, в связи с чем исчезнет необходимость тратиться на все новые и новые материальные блага. При этом доступнее станут нематериальные (духовные) блага жизни, которые находятся вокруг в огромном количестве.

Вы научитесь наслаждаться видом звездного неба ничуть не меньше, чем шедеврами мирового искусства. Тихая красота звезд будет наполнять все ваше существо неиссякаемой гармонией. Вы удивитесь тому, как раньше даже не замечали этой глубокой чистоты, которая всегда была рядом. Вам будет дано почувствовать связь с теми людьми, которые когда-то (так же как и вы) любовались звездным небосводом, и с теми, кто прямо сейчас любуется им вместе с вами из какого-нибудь другого уголка планеты.

В отсутствие нагрузки, которую создают потребительские стереотипы на разум, все привычные вещи предстанут перед нами в новом свете. Мы вдруг почувствуем, что обычный камень, лежащий у лесной тропинки, источает живую вселенскую энергию. Наконец-то мы сможем ощутить его невероятную древность, на миллионы лет превосходящую возраст любого музейного экспоната. И ведь для того, чтобы насладиться созерцанием этого небольшого валуна, совсем не нужно платить деньги.

Картины художников начнут восхищать нас своей непосредственной красотой, независимо от стоимости полотна на аукционе «Сотбис» и раскрученности имени ее автора. И пейзаж, написанный рукой неизвестного современного художника, сможет затронуть нас гораздо сильнее, нежели мировой шедевр.

В мире без потребительских стереотипов первое, на что мы станем обращать внимание при покупке, например, сумочки или наручных часов, будут их удобство и практичность. Свобода от потребительских внушений сделает в ваших глазах бабушкино серебряное колечко более дорогим сердцу, а ранее существовавшее пренебрежение к нему из-за невысокой благородности его металла перестанет быть причиной, из-за которой вы это колечко никогда не носили.

Связь с родными и любимыми людьми станет прочнее и глубже. Мы начнем придавать большее значение общению с ними – причем независимо от того, где такое общение будет происходить: в шикарном ресторане или на тесной кухне.

Своя шкала ценностей

Когда мы избавимся от ментального прессинга потребительских стереотипов, нам станет все равно, как в обществе оценивают ту или иную штуковину – ведь мы обретем свою собственную шкалу ценностей, а не ту, которая внедрена в наше сознание потребительской идеологией. Своя шкала ценностей будет легко разграничивать нужные вещи и ненужные.

Цена вещи перестанет определять для нас ее ценность. Таким образом, мы наконец поймем, что покупка какой-нибудь вещи со скидкой в 300 % не может являться экономией, если мы этой вещью не будем пользоваться. И наоборот, мы не будем сожалеть о переплате в 300 %, отданной спекулянтам за билет на концерт любимой группы, так как будем знать, что получим за отданные деньги гораздо большее.

Ценность вещи станет зависеть от соотношения ее пользы (практичности) и материальной возможности эту вещь приобрести. Важным теперь станет то, окупится ли покупка получаемой от нее пользой или нет. Опишу, как это работает на личном примере.

В свое время я собирался приобрести автомобиль «Toyota Camry», который сегодня стоит примерно 1 000 000 рублей. Тогда мне казалось, что польза, которую принесет мне эта машина, стоит своих денег. Ведь я полагал, что эта покупка способна подарить мне не только известные комфорт и качество, но и, как говорилось в рекламе, – «нечто большее».




Позже я пересмотрел свой взгляд на вещи, в связи с чем стал оценивать их по своей собственной шкале ценностей. И что вы думаете? Мне вдруг стало понятно, что словосочетание «нечто большее» – очередной потребительский стереотип. С его помощью нас пытаются убедить, что автомобиль – это не просто вид транспорта, предназначенный для перемещения из пункта А в пункт Б, а еще и символ (атрибут) успеха и уважения. После того, как указанный стереотип был устранен из моего разума, я в полной мере осознал, что качество и комфорт «Toyota Camry» не смогут окупить мои затраты на этот автомобиль (учитывая мой небольшой доход). В общем, я решил купить себе автомобиль «по средствам» – в результате чего мой выбор пал на недорогую, но практичную «Ладу Калину».

Суметь избавиться от потребительских внушений и руководствоваться в приобретениях только своей собственной шкалой ценности – очень важно для эффективной экономии.

Глава 4. Орудия потребительской идеологии

С помощью каких средств потребительская идеология овладевает нами? За какие «ниточки» она дергает, чтобы управлять нашим поведением? Как потребительские стандарты и стереотипы проникают в наши ум и сознание? Постараемся вместе найти ответы на эти вопросы.

Маркетинг

Как вы считаете, уважаемый читатель, что получится, если пойти на рыбалку неподготовленным: взять первые попавшиеся снасти и наживку, а место рыбалки выбрать наугад? Думаю, вы согласитесь, что правильным ответом здесь будет: «Ничего хорошего». Без тщательного планирования и подготовки наш улов будет состоять максимум из двух рыбок, да и те нам из жалости подарит более грамотный рыбак. ☺ Согласитесь, для того чтобы рыбалка удалась, необходимо предварительно узнать, где, когда и на что рыба ловится лучше. Если действовать на авось, то не нужно потом удивляться, что нашим уловом можно будет порадовать только своего кота.

Как и в случае с рыбалкой, в бизнесе тоже нужно совершить множество подготовительных действий, чтобы был хороший результат. Важно проанализировать рынки сбыта, изучить спрос и предложение, а также найти наиболее эффективные, оптимальные способы продвижения продукта. Решение всех этих задач лежит на плечах маркетологов, штат которых предусмотрен в любой более или менее крупной компании. Деятельность маркетологов называется маркетингом.




Вот только неправильно думать, что маркетинг проводится для того, чтобы сделать жизнь потребителей ярче и прекраснее. Не нужно забывать, что главная задача любой коммерческой структуры – извлечение максимальной прибыли, потому удовлетворение наших потребностей интересует компании до тех, пор пока это приносит им хороший навар. Здесь забота о клиенте – лишь видимость, с помощью которой нас заставляют потратить как можно больше денег.

Маркетологи – это те же «рыбаки», которые, тщательно изучив наши склонности и предпочтения, берутся за выбор подходящей «наживки». И здесь все методы хороши, кроме откровенно преступных. Думаете, продуктовые корзины или тележки выдаются в супермаркетах для нашего удобства? Нет, ошибаетесь. В первую очередь это делается для того, чтобы мы могли унести из магазина как можно больше. Ведь в руках много не поместится. Когда в 1936 году владелец американского супермаркета Сильвен Гольдман сконструировал первую тележку для продуктов, продажи в его магазине значительно выросли.

Если те, кто продают и оказывают нам услуги, так пекутся о нас, то почему они не развозят нас по домам, почему не стирают наше белье, не рассказывают сказки на ночь? ☺ Корифеи маркетинга дошли до того, что стали работать не только над тем, как создать товар, отвечающий нашим потребностям, но и над тем, как зародить в нас потребность в своих товарах.

В деле по выуживанию наших денежек маркетологам, как всегда, помогают реклама, бренды и тренды.

Реклама

Реклама мозолит нам глаза отовсюду: с уличных плакатов и баннеров, со страниц газет и журналов. С телевизором вообще непонятно: то ли рекламу в фильме размещают, то ли фильм в рекламе. Даже сотовый телефон посредством SMS-рассылок оккупировала реклама. Рекламные продукты обступили нас со всех сторон и, кажется, если не купишь то, что раскручивается с ее помощью, то ночью в дом постучат рекламодатели и побьют нас за нашу упертость. ☺

Реклама – это чаще всего навязчивая и приукрашенная информация, не несущая никакой пользы для потребителя. Если подсчитать в совокупности, сколько времени рекламодатели отнимают у нас в течение жизни на хвалебное ознакомление со своими товарами и услугами, то получится приличный срок в несколько месяцев.

Реклама использует так много приемов и способов убедить нас в том, о чем в ней говорится, что это превратилось в целую науку. Главный вопрос, который изучает данная наука: как породить в нас желание покупать. Рекламодатели не брезгуют ничем ради достижения нужного им эффекта. Они эксплуатируют наши слабости: задействуют в рекламе образы знаменитостей, милых детей, забавных животных. Своим рекламным материалом они воспитывают в нас чувство неполноценности, внушая, что от этой неполноценности можно избавиться с помощью нового дезодоранта или йогурта. Они тщательно обрабатывают наше подсознание, лишь бы вызвать в нем ассоциации своего товара со вселенским наслаждением и радостью. Ну скажите, какое может быть райское наслаждение от шоколадного батончика?

Ладно бы все рекламируемые товары были настолько же хороши, как об этом говорится в рекламе. Обидно, что порой под видом достойного продукта нам «впаривают» откровенную ерунду.

Нужно отдать должное продавцам: их рекламные трюки и хитрости делают свое дело. Ведь, несмотря на то, что никто не любит рекламу, мы, тем не менее, покупаем абсолютно все, что она нам велит.

Стоимость минуты рекламного времени на ТВ может варьироваться от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч долларов. А чтобы продвинуть товар в массы, нужно проплатить сотни роликов на десятках каналов, при этом необходимо параллельно организовать рекламную поддержку товара на радио и в других СМИ. Таким образом, рекламные кампании известных товаров обходятся ее заказчикам в миллионы долларов. И как вы думаете, уважаемый читатель, за чей счет весь этот «рекламный банкет»? За наш с вами, конечно. Как это ни покажется странным, именно мы оплачиваем всю ту ахинею, которую несут про свой товар рекламодатели, прерывая для этого наш любимый фильм или насилуя наш почтовый ящик рекламными брошюрами. Реклама – двигатель торговли, работающий на топливе из наших с вами денег.

Конечно, мы оплачиваем рекламу не напрямую, а опосредованно. Все затраты на продвижение своего продукта производитель закладывает в его отпускную цену. Таким образом, в товаре, который раскручен посредством рекламы, имеется соответствующая наценка, призванная окупить затраты производителя на рекламу, – и эта наценка порой может достигать ощутимой доли в общей стоимости товара{ С 5 % от стоимости продукта в начале XX века доля рекламы в 1990-е годы достигала 25 %. Для некоторых товаров доля рекламы превысила 50 % стоимости товара. – Примеч. ред.}. Потому, покупая разрекламированный товар, мы не только отдаем лишние деньги, но и, что самое обидное, оплачиваем неприятное и надоедливое явление – рекламу.

Конец ознакомительного фрагмента.