Вы здесь

Экономика фирмы: конспект лекций. ЛЕКЦИЯ № 1. Рыночная система хозяйствования (Е. А. Котельникова)

Е. А. Котельникова

Объектом изучения данного курса лекций является фирма как единая система, которая функционирует в условиях рыночной экономики. Рассматриваются организационно-правовые формы фирм, основные условия обеспечения экономической стабильности фирмы, принципы ее управления и организационная структура, порядок обеспечения кадрами, модель функционирования фирмы в рыночной среде. Описана комплексная система обеспечения ресурсами (трудовые ресурсы, основные и оборотные средства), система показателей для оценки эффективности их применения.

Этот курс лекций предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей экономических факультетов университетов и экономических вузов.

ЛЕКЦИЯ № 1. Рыночная система хозяйствования

1. Общая характеристика рыночного хозяйства, предпосылки возникновения и условия развития

Экономика – это всевозможные виды деятельности людей (человеческого общества в целом), которые позволяют им (и обществу) снабжать себя материальными ресурсами для существования.

Все живые существа получают пропитание от природы, из окружающей среды, однако лишь человек, осуществляя различную хозяйственную, экономическую деятельность, наряду с природой сам создает себе условия для существования и развития. Именно труд человека по обеспечению своей жизнедеятельности (при возрастающих потребностях) и составляет предмет изучения экономических наук вообще. При этом совокупность человеческих потребностей чрезвычайно широка, многочисленна, постоянно растет, усложняется. Таким образом, налицо непреложный факт – безграничность и постоянство роста человеческих потребностей.

С другой стороны, ресурсы для удовлетворения этих потребностей в конце концов исчерпаемы, т. е. их наличие в природе ограничено. В этих условиях и возникает проблема наилучшего, оптимального, более эффективного использования ограниченных (зачастую редких) ресурсов хозяйственной деятельности и управления этим процессом для достижения цели максимального удовлетворения возрастающих и неограниченных потребностей человека и общества.

Несовпадение потребностей и возможностей их удовлетворения сопровождает человечество на протяжении всей (или почти всей) его истории.

В живой природе это противоречие разрешается довольно жестоким образом: та часть животного мира (а это, как правило, менее защищенная его часть), которой не хватает природных ресурсов (пищи) для существования, погибает. Падение численности продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто естественное равновесие между имеющимися природными источниками пищи и численностью соответствующих объектов животного мира, которые ими пользуются. Такой способ разрешения вечного противоречия неприемлем для человека как существа разумного, поэтому он все время ищет и находит способы снижения остроты этого противоречия.

Следует заметить, что проблема ограниченности ресурсов характерна для всей экономической системы в целом и на любом ее уровне в отдельности: дефицит производственных ресурсов характерен как для экономики страны (и планеты) в целом, так и для отдельных экономических субъектов, поскольку ресурсы производства в виде земли, ее природных богатств, зданий и оборудования, запасов живого труда всегда ограничены, имеют свой предел. При этом во все времена, как уже отмечалось, желания людей, рост их потребностей не имели видимого предела. Элементарное увеличение количества потребляемого блага какой-либо одной целевой направленности (например, в одежде) вызывает к жизни потребность в увеличении ассортимента этих благ; более полное удовлетворение и этих потребностей рождает желание больше удовлетворить и другие (например, в жилье) и т. д.

Таким образом, если бы все члены общества имели возможность приобрести все товары и услуги, которые они желают, в обществе просто не осталось бы, да и не хватило бы на всех этих товаров и услуг.

Следовательно, проблему ограниченности ресурсов можно охарактеризовать как дисбаланс между надобностями в услугах и товарах и средствами для удовлетворения этих потребностей.

Существование проблемы разрыва между человеческими потребностями и возможностями их удовлетворения требует от общества поиска путей увеличения этих возможностей, что является первейшим и самым значительным стимулом развития человека и его интеллектуальных возможностей. На этой базе возникает и ускоряется процесс роста человеческих знаний, опыта, навыков, прогресс науки, техники. Такой процесс позволяет увеличить возможности человека по удовлетворению своих потребностей, позволяет с помощью того же количества имеющихся ресурсов добиться большего удовлетворения потребностей человека и общества. Однако и этот процесс не дает возможности (по крайней мере пока не дает) ликвидировать указанный разрыв между потребностями и степенью их удовлетворения, хотя и значительно уменьшает его, «смягчает напряженность». Дело в том, что человеческие знания, умения, опыт, несмотря на их постоянный рост, на каждый момент времени ограничены тем уровнем развития науки и техники, интеллекта человечества, который в данный момент сложился.

Несмотря на определенные смягчающие факторы, проблема ограниченности первичных природных и других ресурсов остается.

Итак, ограниченность ресурсов требует отказа от удовлетворения каких-то потребностей. Такое постоянство проблемы делает такой же извечной и проблему выбора. Эта проблема состоит в том, что из-за ограниченности производственных ресурсов постоянно приходится выбирать, на что направить, как использовать наличные ресурсы, т. е. что именно и в каком количестве из них произвести.

Таким образом, выбирать – это значит решать, от чего отказаться, а чему отдать предпочтение в удовлетворении потребностей.

Однако проблема выбора имеет и другой аспект, отличный от дилеммы предпочтения одному товару (благу) других. Дело в том, что одну и ту же потребность человека можно удовлетворить достаточно большим количеством самых разнообразных способов, методов. Поэтому выбор заключается и в том, какому из известных способов удовлетворения данной потребности человека (способов производства данного блага) отдать предпочтение.

Общество в целом, его экономическая система постоянно решают проблему выбора, так как ресурсы производства в рамках страны, региона тоже ограничены. В этом случае перед обществом встает задача распределения ограниченного объема ресурсов между отдельными сферами производства, сферой услуг, рыночной инфраструктурой. В такой ситуации увеличение производства товаров одного направления ограничивает, соответственно, производство товаров и услуг другого назначения.

Проблема выбора в условиях ограниченности ресурсов требует ответа на основные вопросы, возникающие в процессе экономической, в том числе производственной, деятельности:

1) что (какие виды товаров, благ) производить;

2) каким образом производить выбранные виды товаров;

3) каким образом распределять то, что произведено;

4) какую часть ресурсов использовать для текущего потребления и какую – для накопления.

Ответы на все перечисленные вопросы предполагают поиск выгоды, наибольшей пользы для субъекта, принимающего хозяйственные решения. Это стремление – движущий мотив любой хозяйственной деятельности.

Один из основоположников экономической науки – знаменитый шотландец А. Смит – следующим образом охарактеризовал истоки возникновения рыночного механизма: «Одинаковое у всех людей, постоянное и не исчезающее стремление улучшить свое положение – это начало, откуда вытекает как общественное и национальное, так и частное богатство».

Итак, стремление к выгоде толкает производителя на изготовление большего количества продукции, чтобы получить больший доход или производить именно ту продукцию, которая приносит наибольший доход. Однако сам процесс увеличения производства однородной продукции, с одной стороны, и накопления знаний, умений, навыков – с другой, делает производство все более узким, специализирующимся на определенном круге однородных или одинаковых товаров. Такой процесс называется процессом разделения (в рамках всего общества – процессом общественного разделения) труда.

Увеличение производства специфических у каждого производителя продуктов и естественное наличие у них потребности в других продуктах, которые, в свою очередь, производятся другими специализированными производителями, делают неизбежным и процесс обмена произведенными товарами. А. Смит, великий мыслитель своего времени, впервые показал, что обмен товарами или благами происходит только тогда, когда такой обмен выгоден обеим сторонам. Данное заключение явилось революционным для того времени, так как ранее считалось, что в каждой сделке есть выигрывающая и проигрывающая стороны.

На самом деле, как следует и из сущности процесса общественного разделения труда, в каждой сделке должна присутствовать, как правило, обоюдная выгода, выражающаяся в экономии участниками сделки своего собственного труда. Другими словами, человек производит в гораздо большем, чем нужно ему для собственного потребления, количестве ту продукцию, на которой он специализируется, в производстве которой гораздо больше преуспел, а затем готов обменяться ею с продавцами другой продукции, которую он сам не производит, но которая ему также необходима. Рациональность обмена в данном случае заключается в том, что производитель (продавец) соглашается на обмен лишь тогда, когда полагает, что использует на изготовление отдаваемого товара меньше времени, чем ему пришлось бы затратить на производство того товара, который он хочет выменять. Основной выбор, который при этом делается человеком, заключается в том, чтобы обеспечить себя, однако максимально сохранив при этом имеющиеся ресурсы (собственность, капитал, трудовые способности).

Использование природных производственных ресурсов продается их собственником за деньги для получения дохода; продажа трудовых способностей и навыков приносит работнику заработную плату; накопление капитала и инвестирование его в производство приносят доход в виде участия в прибыли производителя, ренты и т. д.

Однако объем и качество товаров и услуг, которые может купить человек, зависят в значительной мере от дохода, полученного им в качестве собственника, работника, инвестора, т. е. зависят от имеющихся в собственности производственных ресурсов, желания продать право на пользование ими полностью или в определенной их части. Следовательно, именно стремление людей к выгоде и объективная закономерность обмена результатами деятельности лежат в основе формирования рыночного механизма.

Имеется огромное количество определений рынка, его сущности, многие из которых можно свести к следующему.

Рынок – это совокупность форм связей, взаимоотношений между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами, взаимодействие которых в качестве продавцов и покупателей позволяет произвести обмен, т. е. продавцам продать, а покупателям – купить необходимые товары.

Рыночное хозяйство, сама современная экономическая система невозможны без установления определенной ценности, стоимости каждого товара. В этой ситуации важнейшая функция цены – решение проблемы обоснованного выбора, с одной стороны, потребителя, который отвечает на вопрос, что лучше приобрести, и, с другой – производителя, отвечающего на вопрос, что выгоднее произвести, какую часть ресурсов направить на то или иное производство. Именно поэтому функция цены, заключающаяся в распределении товаров, услуг, других благ, а также природных и производственных ресурсов между альтернативными вариантами их использования, является центральной проблемой функционирования рынка.

В условиях рынка потребитель, ориентируясь на минимально возможные цены, мотивирует производителя выпускать товары и предлагать услуги с меньшей возможной стоимостью. В этом заключается сила рыночной экономики, в которой производитель и потребитель стремятся достигнуть эффективности всей экономики.

2. Функции и структура рынка

Приведенное в предыдущей главе определение рынка требует подхода к его характеристике как к сложноорганизованному объекту, состоящему из широкого спектра отдельных частей, элементов. Такое многообразие составляющих и специфика функционирования каждого элемента предопределяют основные функции, выполняемые рынком.

Рынок является средством связи, коммуникации продавцов товара и покупателей. К продавцам относятся:

1) товаропроизводители, т. е. предприятия, реализующие свои товары и услуги; работники, продающие свою способность к труду, рабочую силу;

2) собственники всех видов производственных ресурсов, которые продают или уступают пользование этими ресурсами на определенное время.

К покупателям относятся потребители, пользующиеся предлагаемыми товарами и услугами, а также определенные потребители или фирмы, приобретающие те ресурсы (живой труд, сырье, капитал), с помощью которых они и осуществляют производство своих товаров и услуг; чаще всего один и тот же субъект выступает на рынке и продавцом, и покупателем.

В результате взаимодействия продавца и покупателя рынок устанавливает взаимоприемлемые цены на товары (услуги), стимулируя тем самым их производство и сбыт.

Рынок – средство взаимосвязи продавцов и покупателей, распространяющее информацию о том, что именно хотят продать продавцы (и по какой цене), а также и что конкретно приобрели бы или приобретут в ближайшем будущем покупатели. При этом рынок не должен быть обязательно каким-то конкретным географическим местом. Любой источник распространения информации о продаже и покупке товаров и услуг формирует рынок этих товаров.

Обеспечивая обмен новой информацией об изменении ситуации (изменения спроса, предложения и др.), рынок дает возможность его участникам достаточно быстро реагировать на эти изменения, а также вовремя модифицировать цены. В первую очередь цены воздействуют как сигнал продавцам и покупателям, сообщая им информацию о дефиците товаров, услуг, ресурсов либо об их избытке.

Рынок в целом характеризуется сложной и разветвленной структурой. Его можно классифицировать по различным признакам:

1) по элементам рыночной инфраструктуры;

2) по экономическому назначению объектов рыночных отношений;

3) по географическому положению и характеризующим его границам и масштабам;

4) по степени ограничения конкуренции;

5) по отраслям сфер производства и услуг;

6) по характеру и размерам продаж.

Первый признак классификации рынка выделяет еще три основных элемента:

1) рынок товаров и услуг;

2) рынок факторов производства;

3) финансовый (или денежный) рынок.

Рынок товаров и услуг включает в себя большое количество особых рынков купли-продажи соответствующих товаров (их достаточно много), а также предполагает наличие и функционирование таких структур, как товарные биржи (центры купли-продажи, оформления этих сделок) по надлежащим товарам, организации розничной и оптовой торговли, маркетинговые и посреднические организации.

Рынок факторов производства охватывает процессы купли-продажи факторов производства – земли, труда, капитала, предпринимательских способностей. При этом такой особый фактор производства, как земля, включает не только непосредственно определенные участки земли, используемые для того или иного производства, но и природное сырье, добываемое из недр земли или получаемое в результате ее использования (например, продукция растениеводства).

Фактор производства в виде живого труда предполагает использование услуг всех работающих (рабочих, служащих, управленческого персонала, отдельных предпринимателей). Рынок труда предполагает и наличие такого важного инструмента этого рынка, как биржа труда, где непосредственно формируются спрос на трудящуюся силу всевозможного вида и квалификации, и предложение этой рабочей силы. Помимо этого, важными функциями биржи труда являются: формирование резерва рабочей силы, подготовка и переподготовка кадров (в первую очередь безработных), организация общественных работ для обеспечения занятости населения.

Такой фактор производства, как капитал, включает в себя все средства производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств, а также денежные средства, которые могут использоваться на получение этих средств производства.

Иногда в качестве отдельного фактора производства показывают предпринимательскую способность (талант), которой располагает человек, организующий какое-либо производство товаров и услуг, принимающий решения по его функционированию, управлению, определяющий его рыночное поведение.

Финансовый (денежный) рынок охватывает процессы купли-продажи, передачи во временное пользование финансовых средств – денег, облигаций, акций, казначейских и банковских обязательств и др. Единственным товаром на таком рынке являются деньги, представленные либо в непосредственно денежной форме, либо в одном из видов ценных бумаг. Универсальный характер этого товара заключается в том, что при необходимости он превращается в любой из факторов производства. Чаще всего финансовый рынок предполагает функционирование фондовой и валютной бирж.

Все перечисленные элементы рыночной инфраструктуры органически взаимосвязаны и, соответственно, воздействуют друг на друга. Если они формируют равновесие, то и в экономике наступает общее макроэкономическое равновесие.

Второй признак классификации элементов рынка – по экономическому назначению объектов рыночных отношений – предполагает выделение более мелких сегментов рынка в виде:

1) рынка потребительских товаров и услуг;

2) рынка товаров производственного назначения;

3) рынка новых идей, технологий, проектов (ноу-хау);

4) сырьевого рынка;

5) рынка труда;

6) рынка ценных бумаг;

7) рынка вторичного сырья и др.

По географическому положению и границам распространения рынок подразделяется на следующие виды:

1) местный (региональный) рынок;

2) национальный (в пределах страны) рынок;

3) мировой рынок.

По степени ограничения конкуренции различают:

1) свободный рынок;

2) рынок монополистической конкуренции;

3) олигополистический рынок;

4) чистую монополию.

Такого рода классификация охватывает многочисленные аспекты рынка любого товара (например, количество предприятий, технология производства, типы продаваемых товаров и т. п.), которые влияют на поведение и деятельность фирм.

Степень ограничения конкуренции определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т. е. оказывать влияние на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Наивысшая степень конкурентности характерна для свободного рынка (рынка свободной конкуренции). Каждый очередной вид рыночной структуры представляет все более существенную степень ограничения конкуренции.

Особенности видов рынка в зависимости от степени развития конкуренции на них рассмотрены в специальном разделе курса.

По отраслям сфер производства и услуг можно выделить огромное количество субрынков, характеризующих соответствующие отрасли экономики:

1) топливный рынок (угольный, нефтяной, газовый и др.);

2) автомобильный рынок (рынок грузовых, легковых автомобилей, автобусов и др.);

3) компьютерный рынок;

4) рынок хлебопродуктов и т. п.

По характеру и размерам продаж различают:

1) оптовый рынок;

2) розничный рынок.

Нетрудно заметить из приведенной выше классификации видов и элементов рынка, что в направленных рамках реализовывается деятельность по производству и обмену (продаже и покупке) товаров или услуг на рынке. Если же какие-либо товары, блага, услуги предоставляются бесплатно, без установления цены на них и не осуществляются сделки купли-продажи, то такая деятельность носит название нерыночной. Типичными примерами нерыночной деятельности являются решения вопросов национальной обороны, органов внутренней и внешней безопасности, охраны природы, социального обеспечения, пенсионного обслуживания. Источниками такой деятельности являются: бюджеты (государственный и местные) за счет соответствующих отступлений от налогов; пожертвования; благотворительная деятельность и др.

Важнейшим условием любого рынка является возможность получить право собственности на тот товар, за который продавец платит либо отдает по бартеру другой товар. Это относится к покупателям. Право собственности предполагает наличие права владения, распоряжения и пользования данным товаром. Для приобретения этих прав покупатель совершает сделку купли-продажи. Это же относится и к продавцам: они производят свой товар только потому, что надеются, предполагают передать свои права собственности на него в обмен на деньги или другой товар.

Следовательно, любой рынок может функционировать только по товарам. Права собственности могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться другому собственнику. Отсутствие этих условий не способствует стимулированию производства данного товара, а также его покупки и сбыта.

Определенное влияние на рыночные взаимоотношения (в частности, на формирование цены на товар) оказывают так называемые операционные издержки, которые включают в себя стоимость ресурсов, необходимых для нахождения партнеров, сведения об условиях купли-продажи, составление соответствующих контрактов и оформление прав собственности на приобретаемый товар, плату за посредничество, рекламные, транспортные расходы и др. Если перечисленные затраты превышают ожидаемую выручку, то, естественно, нет смысла в осуществлении данной сделки.