Вы здесь

Экономика физической культуры и спорта. Тема 2. Ценообразование на физкультурно-спортивные услуги (М. А. Соломченко, 2014)

Тема 2. Ценообразование на физкультурно-спортивные услуги

План:

1. Понятие ценообразования в спортивной экономике;

2. Ценообразование на физкультурно-спортивные услуги;

3. Налогообложение в области физической культуры и спорта;

4. Сущность и функции налогов.

2.1. Ценообразование в спортивной экономике

Ценообразование есть процесс установления окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса, предложения и иных факторов. Стратегия ценообразования обычно увязывается с долгосрочными целями физкультурно-спортивной организации и может базироваться на издержках производства, спросе на продукцию и ценах конкурентов.

Ведущей характеристикой товара является его рыночная цена, которая представляет собой денежное выражение ценности товара для потребителей. Из экономической практики хорошо известно, что цена является важнейшим фактором при принятии решений потребителями о покупке того или иного товара или услуги; чем выше цена, тем меньшее количество товаров покупают (при прочих равных условиях). Естественно, что в конкурентной борьбе выигрывает тот производитель, который предлагает покупателям более низкие цены.

В повседневной хозяйственной жизни потребитель чаще всего при покупках руководствуется не одной лишь ценой, а принимает во внимание качество товара и соотносит его с ценой, то есть исходит из соотношения «цена – качество». Действительно, если бы при покупках товаров и услуг потребители использовали только критерий цены, они бы покупали только самые дешевые товары. Но чаще всего дешевые товары недостаточно качественные – они либо не слишком красивы, либо недолговечны, либо имеют определенные недостатки. Таким образом, потребитель должен сделать для себя выбор – что предпочтительнее, низкая цена и невысокое качество или более высокая цена, но и более высокое качество. Рассмотрим составные элементы показателя «цена-качество».

Качество. Качество товара или услуги является комплексным критерием, который включает в себя целый ряд отдельных составляющих – компонент качества. Потребитель при определении качества проводит сравнение оцениваемого продукта с аналогичными по назначению продуктами на предмет сопоставления компонент качества. Сопоставив отдельные качественные характеристики, потребитель дает общую оценку качества того или иного продукта. Следует отметить, что общая оценка потребителя зависит не только от реальных свойств товара или услуги; здесь важное значение имеют также психологические и иные факторы покупки, например, место приобретения (престижный ли это магазин или мелкий рынок), условия приобретения (имеется ли возможность возврата или обмена купленного товара, даются ли гарантийные обязательства).

Цена. Дать объективную оценку соотношению «цена-качество» весьма сложно, так как она складывается из многих элементов. Например, цена гоночного велосипеда зависит от таких составляющих, как: стоимость транспортировки от предприятия-изготовителя к месту торговли; престижность товарного знака фирмы-производителя; срок гарантийного и послегарантийного обслуживания; количество дополнительных элементов и функций; скидки при покупке оптом; возможности покупки в рассрочку; наценки торгового предприятия; затраты покупателя на поездку к месту торговли.

Большое значение для восприятия цены покупателем имеет форма ее представления и обстоятельства покупки товара. Так, многим покупателям в нашей стране и за рубежом известны так называемые ломаные цены, т. е. такие, которые не имеют округленных значений, но в то же время лишь незначительно отличающихся от них. Например, цена за кроссовки назначается не в размере 1000 руб., а в 999 руб. При этом предполагается, что покупатель скорее отнесет цену не к 1000 руб., а к 999 руб. Естественно, что это обстоятельство оказывает положительное воздействие при принятии решения о покупке. В то же время ломаные цены рассматриваются покупателями как более «честные», то есть умеренные и приближенные к цене производителя. Округленные цены такого впечатления не создают.

Еще одним действенным способом увеличения объемов продаж является создание у покупателей ощущения выгодности приобретения того или иного товара или услуги. Для этого торговые предприятия в рекламных объявлениях в средствах массовой информации, на стендах перед магазинами или иным способом оповещают покупателей, что товар продается «по цене изготовителя», «скидки до 20 %», «производится весенняя (осенняя) распродажа».

Конечно, различные формы воздействия на покупателей имеют определенные пределы. Дело в том, что практически каждый покупатель имеет свои представления о приемлемых ценах. Причем это чаще всего не какие-либо конкретные цены, а некий интервал цен: верхний предел этого интервала ограничивается ценой, которую покупатель может себе в настоящий момент позволить за данный продукт, а нижний предел ограничивается соображениями престижа и качества (очень низкая цена вызывает у покупателя сомнения в происхождении товара и его качестве).

Как же в таких условиях предприятиям-производителям спортивных товаров, услуг и информации правильно установить цены на свою продукцию? С одной стороны, фирмы-производители стремятся максимизировать свою прибыль, а повышенную прибыль дают более высокие цены, так как прибыль – это разность между ценой и издержками производства. Однако это положение справедливо только в том случае, если товар покупается в должных объемах. Но именно высокая цена препятствует сбыту продукции. Кроме того, на рынке существует множество других продавцов, которые могут предлагать более низкие цены. В таких условиях держать высокие цены не имеет смысла – они неконкурентоспособны.

С другой стороны, если все конкурирующие торговые и промышленные фирмы начнут снижать цены, это приведет к разорению многих из них, так снижение цены ведет к снижению прибыли. Но и здесь имеется свой предел – прибыль не может быть ниже издержек производства; в противном случае предприятие просто не сможет нормально функционировать.

Таким образом, цены, назначаемые предприятием – производителем за свою продукцию, должны учитывать несколько важных моментов:

– цена выпускаемой продукции должна перекрывать издержки производства;

– цена производимых товаров и услуг не должна существенно превышать существующие рыночные цены на аналогичную продукцию;

– объемы продаж выпускаемой продукции должны быть значительными, чтобы обеспечить достаточную прибыль фирме-производителю.


Заданные условия заставляют назначать цены на свою продукцию ограниченным набором способов.

2.2. Ценообразование на физкультурно-спортивные услуги

Перед всеми предпринимателями, коммерческими и не коммерческими организациями встаёт задача установления цен на свои товары и услуги. От правильности установления цен во многом зависят рентабельность предприятия, его конкурентоспособность, объём реализации продукции и многие другие показатели хозяйственной деятельности. Сопоставление рыночной цены с существующими затратами предприятия является точным индикатором того, насколько эффективны его деятельность и работа менеджера.

Ценообразование – сложнейший механизм конъюнктуры товарного рынка, его барометр. В цене, как в фокусе, отражается все система ценообразующих факторов (динамика затрат, показатели результатов труда, инфляция, соотношение спроса и предложения монополизация рынка). Можно сказать, в рыночной экономике весь процесс воспроизводства регулируется при помощи цены продуктов.

Важнейшим вопросом методологии ценообразования является вопрос: что принять за основу цены – затраты труда, его результаты или их единство? И если их единство, то как найти их взаимодействие (отражение) в цене? Все эти непростые задачи зависят от того, кто именно их решает – производитель или потребитель, как достигается единство из противоречивых интересов в договоре купли-продажи.

С позиций продуцента наиболее простой и выгодный способ определения цены – установление её на уровне средних затрат производства с добавлением норматива прибыли. Это так называемый затратный метод. Но такая цена может не удовлетворить потребителя. Ведь последнего интересуют не затраты производства, а его результаты: полезность товара, его качество, степень удовлетворения его потребностей. В тоже время, как производитель, так и потребитель ориентируются на рыночные цены конкурентов (если на рынке существуют товары – аналоги или товары – субституты – заменители). На рынке существует конкуренция цен (ценовая конкуренция). И конкуренция качества товара (неценовая конкуренция).

Трудности установления цен этих изделий определяются не только огромной номенклатурой машинно-технических изделий, обращающихся на этом рынке, но и многообразием, а также сложностью учёта технико-экономических характеристик таких изделий в цене.

Рыночные цены отражают двойственную природу товара: не только стоимость, но и потребительную стоимость, более того, они наиболее точно отражают сложившийся и все время меняющийся уровень рыночных цен.

В ходе реализации произведенной продукции на рынке параллельно решаются две социально и экономически значимые задачи: удовлетворяются существующие в обществе потребности в конкретной продукции, а также возмещаются затраты производителей на ее создание. Кроме того, производство не будет иметь смысла, если производитель получит в результате рыночного обмена ровно столько, сколько вложил. Производя продукцию, он рассчитывает не только возместить свои затраты, но и получить прибыль.

Прибыль представляет собой превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг.

Являясь важным элементом рыночной системы, прибыль заставляет производителя изготавливать продукцию, пользующуюся спросом у покупателя, и поставлять ее на рынок по той цене, по которой ее могут купить.

Поскольку прибыль представляет собой разницу между продажной ценой продукции и затратами на ее производство, наиважнейшим вопросом рыночной экономики является ценообразование.

Ценообразование есть процесс установления окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.

Стратегия ценообразования обычно увязывается с долгосрочными целями физкультурно-спортивной организации и может базироваться на издержках производства, спросе на продукцию и ценах конкурентов.

Чаше всего в настоящее время применяется способ ценообразования, основанный на издержках производства, который может реализовываться на практике одним из следующих наиболее распространенных методов: полных затрат, усредненных затрат, предельных затрат, стандартных издержек производства, прямых затрат (целевой нормы прибыли).

Метод полных затрат предполагает расчет цены на основе всех издержек по производству и реализации продукции (прямых, коммерческих и др.) и прибыли, определяемой с учетом ставки ссудного процента.

Метод усредненных затрат используется организацией для поддержания стабильных цен в течение длительного периода времени и основан на определении средних затрат на производство продукции, обычно за период экономического цикла.

Метод предельных затрат применяется при прогнозируемом расширении масштабов производства и сбыта. Под предельными затратами понимается изменение суммы общих затрат на единицу продукции в результате увеличения объемов производства или сбыта. Уровень предельных затрат может быть выше или ниже средних, что зависит от характера измерения спроса и возможностей предприятия.

Метод стандартных издержек производства основан на расчете цены, исходя из предполагаемых затрат при существующих производственных условиях и нормативах затрат на производство и реализацию продукции с учётом нормальной (порядка 80 %) загрузки производственных мощностей.

Метод прямых затрат предусматривает установление рыночной цены, исходя из издержек производства при определенном уровне загрузки производственных мощностей и заранее установлением или прогнозируемом целевом уровне прибыли.

При использовании любого из названных методов необходимо подсчитать полные затраты (издержки) на производство и реализацию продукции.

Рассмотрим более подробно, из каких элементов складываются затраты физкультурно-спортивной организации на производство социально-культурных услуг.

Во-первых, это расходы, связанные с эксплуатацией необходимых для производства услуг зданий и сооружений, которые включают стоимость аренды (для не собственника) либо амортизацию и налог на имущество (для собственника), а также оплату коммунальных услуг (водоснабжение, отопление, освещение, канализация). Эти расходы уплачиваются в постоянной сумме за определенный отрезок времени и не зависят от интенсивности использования зданий и сооружений в конкретный период, поэтому их называют постоянными расходами.

К этой же группе расходов примыкают платежи по страховке или проценты за полученные кредиты, если таковые имеются, расходы на рекламу, а также административно-хозяйственные расходы, объем которых определяется штатным расписанием, а не количеством фактически предоставленных услуг.

Эти затраты в равной мере относятся ко всем видам услуг, производимых физкультурно-спортивной организацией, и поэтому включаются в стоимость каждого конкретного вида услуг косвенно, в определенной пропорции к прямым затратам на их производство, в связи с чем их называют косвенными (накладными) расходами.

Во-вторых, учитываются затраты на расходные материалы, запасные части и другие оборотные фонды, используемые для производства конкретных услуг. К этому же виду расходов относят стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП), например, относительно недорогого и быстро выходящего из строя спортивного инвентаря и т. п. Поскольку в процессе производства конкретной услуги расходуются определенные материальные ресурсы, их стоимость, характеризуемая как прямые затраты, прямо входит в стоимость произведенной продукции.

Эти затраты тем больше, чем больше создано услуг конкретного вида. Поэтому расходы на материалы и МБП называют переменными издержками.

В-третьих, это расходы по заработной плате сотрудников, включая как тренеров, так и обслуживающий персонал, а также администрацию и работников вспомогательных служб.

Заработная плата различных категорий сотрудников по-разному включается в стоимость произведенной услуги. Заработная плата тех работников, которые непосредственно участвуют в процесс производства услуги, прямо включается в стоимость последней (прямые расходы), а заработная плата работников административных и вспомогательных подразделений распределяется на все производимые услуги пропорционально одной из статей прямых затрат, например заработной плате тренеров либо материальным затратам (косвенные расходы).

Аналогично заработной плате в стоимость произведенной продукции включаются и начисления на заработную плату, которые направляются работодателем в государственные внебюджетные фонды.

Налоговым кодексом (ч. 2) Российской Федерации (2000 г.) введен единый социальный налог (взнос), зачисляемый в такие государственные внебюджетные фонды РФ, как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования, и установлены ставки отчислений в названные фонды. Ставки отчислений в фонды зависят от налоговой базы, установленной на каждого отдельного работника. Если налоговая база не превышает 100 тыс. руб. в год, то итоговая ставка единого социального налога составляет 35,6 %, в том числе в Пенсионный фонд – 28,0 %, в Фонд социального страхования –4,0 % и в фонды обязательного медицинского страхования – 3,6 %, из них 0,2 % – в федеральный и 3,4 % – в территориальные фонды.

В случае увеличения налоговой базы возрастают и ставки единого социального налога. Например, если налоговая база составляет от 100 до 300 тыс. руб., то ставка налога будет равняться 35,6 тыс. руб. + 20,0 % с суммы, превышающей 100 тыс. руб., и т. д.

В-четвертых, издержки производства включают и расходы на покупку, аренду (лизинг) или амортизацию спортивного оборудования и дорогостоящего инвентаря (например, спортивных снарядов, тренажеров и т. п.), используемого в процессе оказания физкультурно-спортивных услуг. Их амортизация или расходы на аренду прямо относятся на стоимость соответствующих услуг за соответствующее время.


На практике оплата физкультурно-спортивной услуги происходит в форме покупки абонемента (разового, полугодового, годового), дающего право на посещение спортивного сооружения в обозначенное время. Поэтому наряду с объемом затрат на производство конкретной физкультурно-спортивной услуги необходимо знать пропускную способность конкретного спортивного сооружения, иными словами дать ответ на вопрос, какой численностью потребителей будут оплачены произведенные затраты. При этом следует сделать поправку на ожидаемую посещаемость, которая, как правило, бывает 100 %.

Приведем упрощенный пример расчета стоимости абонемента.

Исходные данные: курс занятий аэробикой для начинающих продолжительностью 8 недель; систематичность занятий – 3 раза в неделю; продолжительность занятия – 1 час; численность занимающие в группе – 20 чел.

Расчет стоимости абонемента:

Стоимость аренды зала – примерно 200 руб. в час.

Оплата труда инструктора – 100 руб. в час.

Накладные расходы – примерно 10 % от оплаты труда инструктора, то есть 10 руб.

Стоимость рекламной кампании (объявления в печатных средствах массовой информации, реклама по кабельному телевидению): 1800 руб.: 24 занятия = 75 руб.

Стоимость инвентаря и оборудования (по 10 наборов резиновых лент, браслетов): 1200 руб.: 24 занятия = 50 руб.

Общий объем затрат на 1 час занятий – 200+100+10+75+50 = 435 руб.

С учетом рентабельности (10 %) общий объем затрат на 1 час занятий возрастает до 478,5 руб., а с учетом налога на добавленную стоимость (20 %) увеличивается до 574,2 руб.

Максимальная численность занимающихся в группе – 20 чел. Реальная посещаемость занятий составляет 75 %, то есть 15 чел.

Следовательно, стоимость разового посещения на одного занимающегося составит: 574,2:15 = 38,3 руб.

Таким образом, абонемент будет стоить 920 руб. (38,3 × 24 = 919,2 руб.).

Назначая цену, необходимо прежде всего, ответить на вопрос: какую максимальную плату готовы внести предполагаемые клиенты за потребление конкретной услуги?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо иметь как можно более полную информацию о тех контингентах населения, которые могут заинтересоваться потреблением конкретной услуги (пол, возраст, образование, отдаленность проживания от места потребления услуги и транспортные пути, наличие свободного времени), а также уровень дохода в сопоставлении с уровнем цен на потребительские товары первой необходимости.

Если в результате анализа выясняется, что потенциальные потребители конкретной услуги не смогут из своих доходов оплатить её реальную стоимость, это означает, что данная услуга не будет потребляться на коммерческой основе, а физкультурно-спортивная организация не сможет обеспечить самоокупаемость путем реализации производимых ею услуг.

Расчет стоимости социально-культурных услуг связан со спецификой каждого конкретного вида физкультурно-спортивной организации, которые различаются по своим организационно-правовым формам и, следовательно, по основной целевой направленности деятельности, варьируют в широких пределах по масштабам привлечения потребителей, отличаются по технической оснащенности, связанной с производством конкретных физкультурно-спортивных услуг (инвентарь, сооружения), располагают персоналом различной квалификации.

Конкретный расчет стоимости услуг и цен на абонементы в действующей физкультурно-спортивной организации опирается на данные бухгалтерского учета и информацию о количестве посещений, контингенте потребителей, сложившейся системе привлечения клиентов. Для создаваемой вновь физкультурно-спортивной организации этот расчет будет проходить в форме составления прогноза для одного из разделов бизнес-плана на базе собственных расчетов и опыта аналогичных организаций.

Вместе с тем цена в условиях рыночной экономики не складывается только на основе понесенных затрат на производство продукции, а диктуется сложившимся на рынке соотношением спроса и предложения. Если спрос существенно меньше предложения, то цены на услуги значительно снижаются независимо от затрат на их производство. Поскольку в настоящее время в отрасли «физическая культура и спорт» складывается конкурентная среда, на рынке остаются только те производители услуг, у которых затраты на их производство не превышают сложившейся рыночной цены. В том случае, когда спрос существенно превышает предложение, цена на услуги растет независимо от затрат физкультурно-спортивных организаций. Правда, часть потенциальных потребителей будет «отсекаться» высокой для них ценой и структура их спроса будет постепенно меняться, переключаясь на потребление другого вида физкультурно-спортивных либо даже иных услуг. В то же время высокая цена привлечет к производству конкретного вида услуг новых производителей, которые будут способствовать расширению объема предложения данной услуги и, следовательно, сами того не желая, снижению ее рыночной цены. Все это означает, что в условиях рыночной экономики физкультурно-спортивной организации приходится постоянно заботиться о снижении затрат на производство социально-культурных услуг.

2.3. Налогообложение в области физической культуры и спорта

Физкультурно-спортивные организации, спортивные сооружения всех форм собственности, осуществляющие деятельность в области оздоровления, массовой физической культуры и спорта, могут в соответствии с законодательством о налогах и сборах освобождаться от налогообложения, отчислений и сборов в бюджеты всех уровней, в том числе за трудовые и природные ресурсы, пользование водными объектами.

Отчисления организаций, спонсоров, меценатов на нужды физического воспитания граждан, содержание спортивных команд, сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также доходы от предпринимательской деятельности физкультурно-спортивных объединений (за исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, производства и реализации подакцизных товаров), перечисляемые на специальные счета и используемые на уставные цели указанных объединений, могут освобождаться от налогообложения в соответствии с законодательством.

Не включаются в совокупный доход при налогообложении с физических лиц:

• стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

• премии и призы (в денежной и натуральной формах), получаемые спортсменами за завоевание первых и призовых мест на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы от организаторов указанных спортивных соревнований и на сновании постановлений Правительства Российской Федерации, на чемпионатах и кубках Российской Федерации – от организаторов указанных спортивных соревнований.


Следует, однако, отметить, что оплата ряда услуг только частично возмещает издержки. Так, положением о физкультурно-оздоровительных группах предусмотрено бесплатное предоставление для учебно-тренировочных занятий спортивных сооружений, оборудования, инвентаря и т. д.

Значительная часть личных средств расходуется населением на приобретение спортивных товаров длительного пользования (мотоциклы, велосипеды, моторные лодки и т. д.).

Расширение производства спортивных товаров и объема предоставления платных спортивных услуг имеет важнейшее значение для увеличения денежных доходов физкультурных организаций. Разумеется, расширение объёма предоставления спортивных платных услуг целесообразно в том случае, если оно не сказывается отрицательно на посещаемости стадионов, бассейнов и других спортивных сооружений, а также на приобщении населения к активным занятиям физической культурой и спортом.

Для финансирования физической культуры и спорта используются централизованные и децентрализованные источники. Этот позволяет с одной стороны, концентрировать средства на разработку крупномасштабных целевых программ по развитию физической культуры и спорта, с другой – использовать заинтересованность местных организаций, трудовых коллективов в мобилизации средств для развертывания физкультурно-оздоровительной работы и обеспечения высоких спортивных достижений.

В последние годы получили значительное развитие децентрализованные источники финансирования. Речь идет о повышении роли таких источников финансирования физической культуры и спорта, как средства государственных производственных объединений, аграрно-промышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства.

За счет этих источников формируются капитальные вложения производственных коллективов на строительство спортивных сооружений, приобретение оборудования, инвентаря, производятся текущие расходы.

Кооперирование средств позволяет осуществлять более высокие темпы спортивного строительства, мобилизацию средств нескольких организаций, что важно в малых городах и на селе, где использование других источников финансирования затруднено.

Повышение роли децентрализованных источников финансирования физической культуры и спорта отражает процессы демократизации нашего общества, рост автономии производственных коллективов. Значимость таких источников проявляется еще и в том, что они усиливают заинтересованность физкультурных организаций, производственных коллективов в обеспечении выполнения плана выпуска продукции, в осуществлении режима экономики, так как чем выше показатели работы предприятий, тем больше, ассигнования на спортивно-массовую работу.

И, наконец, децентрализованные источники финансирования позволяют увеличивать размеры выделяемых на физическую культуру средств, стимулируют развертывание инициативы и активности физкультурных организаций. Однако, несмотря на возрастание роли децентрализованных источников, последние не могут решить все проблемы, связанные с формированием средств для развития физической культуры и спорта.

Речь идёт о тех отраслях народного хозяйства и ведомствах, которые не располагают своими доходами для покрытия расходов на проведение физкультурно-массовой работы, спортивных мероприятий и строительство спортивных сооружений (например, органы управления, Министерства просвещения, министерства обороны).

В государственном бюджете определяются также размеры финансирования высших и средних физкультурных учебных заведений. Выделенные по этим статьям средства предназначаются Федеральному агентству по физической культуре и спорту, которое является учредителем этих вузов и техникумов (колледжей).

Областные, городские, районные комитеты по физической культуре и спорту финансируются из местных бюджетов.

По сметам министерства народного образования финансируется физкультурно-массовая работа в общеобразовательных школах, предусматриваются расходы на содержание детских и юношеских спортивных школ.

Суммы, предназначенные для финансирования физкультурных организаций, называются бюджетными кредитами или бюджетными ассигнованиями. Финансирование осуществляется посредством открытия кредитов с помощью особого документа расходного расписания (распоряжения о выдаче кредитов).

Кредиты открываются руководителям бюджетных физкультурных организаций, которые являются распорядителями кредитов. Бюджетные ассигнования не покрывают потребности физкультурных организаций в денежных средствах. Помимо бюджетных ассигнований финансирование физической культуры и спорта осуществляется за счет государственных и аграрно-промышленных предприятий и объединений. Промышленные объединения и предприятия, организации торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, находящиеся на хозяйственном расчете, отчисляют профсоюзным комитетам на проведение культурно-массовой и физкультурной работы 0,15 % от фонда заработной платы.

Важным источником финансирования физкультурно-оздоровительной и массово-спортивной работы в государственных производственных объединениях и на предприятиях, работающих на хозрасчете, являются образуемые из расчетной прибыли фонды стимулирования, и в частности фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Часть средств из этих фондов направляется на строительство различных спортивных сооружений, баз отдыха, спортивных и туристических лагерей, на их эксплуатацию и спортивно-массовую работу.

В высшие учебные заведения на спортивно-массовую работу может быть направлена часть доходов, полученных от выполнения хоздоговорных, научно-исследовательских работ.

Значительные средства на развитие физической культуры и спорта выделяют профсоюзы. Доля профсоюзных отчислений на физическую культуру и спорт составляет в среднем 19–26 %.

Таковы источники финансирования физической культуры и спорта. Формирование этих источников зависит от размеров производимого совокупного общественного продукта и национального дохода, от доходов предприятий, от эффективности работы физкультурных организаций.

2.4. Сущность и функции налогов

Налоги – обязательные сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны, также, стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Ставки бывают твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти). Пропорциональные действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик уплачивает не только все большую абсолютную сумму дохода (по мере его роста), но и большую его долю.

Конец ознакомительного фрагмента.