Сегментация рынка труда, вторичный рынок труда
Рынок труда в любой стране можно разделить на сегменты. В зависимости от категорий трудоспособного населения в рабочем возрасте формируются группы экономически активного и трудоактивного населения. Экономически активного населения меньше, чем трудоактивного. Трудоактивное население – это трудоспособное работающее население за минусом трудоспособных, но не работающих людей. Это могут быть люди, которые учатся или заняты обороной государства. Количество занятых трудом можно установить, если из экономически активного населения вычесть часть людей, которые заняты в личном хозяйстве. Огромное число людей работает и за пределами рабочего возраста. В основном это пожилые люди, а число подростков незначительно. С каждым днем это число сокращается и становится все меньше и меньше. А вот численность людей в послерабочем возрасте очень быстро увеличивается, поэтому база использования труда пожилых людей с каждым днем расширяется. Трудовые ресурсы страны можно определить двумя способами. Во-первых, путем сложения трудоспособного населения в рабочем возрасте с активным населением в послерабочем возрасте. Во-вторых, путем сложения всего экономически активного населения с числом людей, занятых в личном хозяйстве и с числом людей, которые заняты обучением или состоят в вооруженных силах. Рынок труда является предметом изучения многих наук, которые все вместе дают возможность анализа трудовых ресурсов.
Совокупность трудовых ресурсов может определяться по ряду признаков:
1. Принадлежность ресурсов к определенной сфере труда. Например, сфера обучения, сфера личного хозяйства, сфера общественного хозяйства.
2. Категория трудовых ресурсов, которая занята непосредственно в общественном хозяйстве. Эта часть определяется по сферам производства, отраслям народного хозяйства, отраслям промышленности. Для характеристики трудовых ресурсов большое значение имеют пропорции их распределения между непроизводственной сферой и сферой материального производства.
Последствия научно-технического процесса – это снижение людей, занятых в производственной сфере, и увеличение занятых в непроизводственной сфере. Это происходит из-за того, что вместе с повышением общественной производительности труда общество получает возможность обеспечить развитие непроизводственной сферы, поэтому непроизводственная сфера поглощает все больше и больше трудовых ресурсов. Численность людей, занятых в непроизводственной сфере, с каждым годом растет в геометрической прогрессии. Например, прогресс сферы образования – одно из важнейших условий развития общества, поэтому число работающих в этой сфере не менее 1/3 всех занятых.