Вы здесь

Экономика транспортного обслуживания в туризме (конспект лекций). 1 Тема 1 Основы организации транспортного обслуживания в туризме (О. П. Тетерятник, 2013)

1 Тема 1 Основы организации транспортного обслуживания в туризме

1.1 Сущность и структура транспортной системы

Транспорт – одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны, обеспечивающая нормальное функционирование экономики, повышение эффективности общественного производства, создающая условия для рационального размещения производительных сил по территории страны с учетом наиболее целесообразного приближения предприятий различных отраслей к источникам сырья и районам потребления продукции.

Транспортная инфраструктура составляет основу транспортного комплекса и представляет собой реальную транспортную сеть, которая используется для перевозок грузов и пассажиров, а также организационную структуру, обеспечивающую эффективное использование транспортных средств и постоянных устройств.

Транспортный комплекс – совокупность нескольких отраслей народного хозяйства, предназначенных для удовлетворения потребностей в перевозке грузов и пассажиров. В него входят:

– транспорт, обеспечивающий процесс перемещения;

– транспортная промышленность;

– учреждения и организации по подготовке кадров для работы на транспорте;

– ремонтные предприятия.

Транспортная система – отрасль народного хозяйства, в состав которой входят транспортная сеть всех видов транспорта, подвижные транспортные средства, трудовые ресурсы транспорта и система управления всеми видами транспорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Транспортная сеть – пути сообщения с расположенными на них точечными структурами.

На рисунке 1.1 представлена структура транспортной системы.


Рисунок 1.1 – Структура транспортной системы


Важной характеристикой транспортных сетей является их территориальная организация, т.е. схема взаимного размещения отдельных элементов сети на различных иерархических уровнях.

Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструктуры рынка, «физически» реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой – он сам как субъект рынка продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Различные виды транспорта могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок.

Транспорт – самостоятельная отрасль хозяйства, которая по характеру своей деятельности занимает промежуточное положение между отраслями производственной и непроизводственной сферы.

Транспорт является ведущим фактором развития туризма. В решении социальных проблем, обеспечении деловых, культурных и туристских поездок населения, развитии культурного обмена как внутри страны, так и за ее пределами, в использовании свободного времени населения.

Транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства, к которым можно отнести следующее:

1) транспорт не производит новой вещественной продукции, а является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения;

2) продукция транспорта – это перевозка грузов и пассажиров, что является неотделимой составляющей от процесса транспортного производства;

3) продукция транспорта не содержит сырья;

4) схема кругооборота капитала на транспорте отличается от кругооборота в промышленности и сельском хозяйстве: приращенный капитал выступает в ней не в товарной форме, а только в денежной;

5) на транспортном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам процесс транспортного комплекса;

6) количество труда, затрачиваемого на перевозку грузов, зависит не от их стоимости, а от веса и расстояния;

7) для транспорта характерны линейные формы размещения.

Объектом изучения проблем транспортного обслуживания в туризме служит собственно процесс перевозки с присущими ему техникотехнологическими особенностями.

Предметом изучения проблем транспортного обеспечения в туризме является транспортный комплекс, транспортные перевозки в туристском бизнесе.

Субъектами транспортного обслуживания выступают основные потребители и производители транспортных услуг, особенности их взаимоотношений и взаимодействий в процессе разработки и реализации туристского продукта.

Основная цель транспортного обслуживания в туризме – проследить технологические особенности разработки транспортных услуг с учетом всех потребностей потребителей данных услуг и учета нормативнозаконодательной базы РФ в области пасажироперевозок и их багажа.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определение роли транспорта и транспортного комплекса в экономике страны и в туристском бизнесе;

2) изучение особенностей использования транспортных средств при туристских перевозках;

3) изучение технико-экономических особенностей, преимущества и недостатки основных видов пассажирского транспорта;

4) рассмотрение основных функции, принципов и особенностей управления на транспорте;

5) анализ маркетинговой политики на транспорте, а также рассмотрение особенностей формирования цены и тарифной политики на транспорте;

6) определение состава транспортного сервиса, основные показатели качества транспортного обслуживания;

7) правовые основы организации туристских перевозок и особенности правового регулирования;

8) рассмотрение особенностей документационного обеспечения транспортных перевозок туристов;

9) безопасность туристских путешествии;

10) основные аспекты взаимоотношений турфирм с транспортными предприятиями;

11) особенности технической организации перевозочного процесса.

Структурно транспорт можно представить как систему, состоящую из двух подсистем: транспорта общего пользования и транспорта необщего пользования. При этом обе части системы могут быть представлены предприятиями государственной, муниципальной или частной формы собственности.

Транспорт общего пользования – это транспорт, который в соответствии с действующим законодательством обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы данные перевозки не были бы предъявлены: государственным предприятием или учреждением, общественной организацией, фирмой или частным лицом.

Транспорт общего пользования выступает как самостоятельная отрасль материального производства, обслуживающий сферу обращения, обеспечивает связь между сферой производства и сферой потребления.

Структура транспорта общего пользования представлена более детально на рисунке 1.2.


Рисунок 1.2 – Структура транспорта общего пользования


В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования группируется следующим образом:

1) универсальный транспорт общего пользования (железнодорожный транспорт; водный транспорт; воздушный транспорт; автомобильный) и специальный транспорт (специализированный коммунальный).

2) внешний транспорт (транспорт, осуществляющий перевозки за границу) и внутренний транспорт (транспорт, осуществляющий перевозки внутри государства).

3) круглогодичный и сезонный транспорт.

В отличие от транспорта общего пользования транспорт необщего пользования выполняет перевозки продукции внутри сферы производства, т.е. для конкретного предприятия, организации или фирмы. Перевозки, которые выполняет транспорт данного вида, являются внутрипроизводственными или технологическими.

Кроме деления транспорта на две подгруппы транспорт общего и транспорт необщего пользования, в некоторых случаях подразделяют транспорт на магистральный и немагистральный.

1.2 Классификация туристских перевозок

Туристская перевозка – это путешествия организованных групп туристов или индивидуальных туристов при наличии путёвок (ваучеров) по разработанным маршрутам с использованием различных транспортных средств.

Услуги перевозки и иные транспортные услуги присутствуют в различных составляющих туристского продукта. Транспортные услуги могут использоваться для перевозки туристов из места отправления в место назначения, для трансфера, а также для проведения экскурсий. В ряде случаев перевозки сами могут быть положены в основу туристского продукта. Так, в основе круизов, автобусных и железнодорожных туров лежит использование транспортных средств определённого уровня комфорта. Перевозки и транспортные средства могут выступать в качестве товара (аренда автомобилей, самолётов, вагонов, морских и речных судов), использоваться для осуществления нетрадиционных способов перемещения, а также применяться в развлекательных аттракционах.

Предоставление транспортных услуг и транспортных средств может быть включено в состав тура, зарезервировано организатором туризма и представлено туристу за плату на месте. Турист может самостоятельно купить такие услуги в месте пребывания или пользоваться ими, когда средства перевозки выступают товаром, объектом аренды, объектом и средством аттрации и т.д. Турист может участвовать в генерации особенных видов туристского продукта, отличных от собственно перевозки.

Средства перевозки могут выступать в роли:

1) средств перемещения;

2) мест размещения;

3) объектов развлечения и отдыха;

4) объектов товарной покупки;

5) индивидуальных транспортных средств.

Туристские перевозки классифицируются по следующим признакам:

1) способу передвижения на маршруте;

2) виду используемого транспорта;

3) построения трассы маршрута;

4) продолжительности путешествия;

5) сезонности;

6) других факторов.

Основой для классификации перевозок туристов является тип туристского маршрута.

Туристские маршруты – один из основных видов обслуживания, предоставляемых туристам.

По мнению М.Б. Биржакова, «туристский маршрут есть географически определенная, привязанная к данной местности и особенны объектам и описанная с различной степенью детализации трасса похода, путешествия».

Туристский маршрут определяют как заранее спланированную трассу передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг. В зависимости от перемещения по пути следования на маршруте различают линейные ,кольцевые, радиальные и комбинированные типы маршрутов.

Линейные маршрута – путь следования, начало и окончание которого происходят в разных географических пунктах пребывания. Является наиболее распространенной разновидностью туристского маршрута.

Радиальный маршрут – путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, располагаясь в котром турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в пункт начала путешествия.

Кольцевые маршруты – путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания. При этом место пребывания в страну или местность может быть:

1) неизменным, когда туристы, прибывая в страну, проходят только через один-два транзитных пункта;

2) отличным от места прибытия, когда турист прибывает в один туристский центр, а уезжает в первоначальный пункт из другого туристского центра.

На рисунке 1.3 типы туристских маршрутов представлены схематично (согласно Кускову А.С.).

По сезонности действия туристские маршруты подразделяются на круглогодичные, к которым относятся все виды маршрутов путешествий при наличии круглогодичного графика их действия, и сезонные, функционирующие в течение какого-либо сезона. По продолжительности путешествия маршруты подразделяются на многодневные (отпускные) и маршруты выходного дня.

Классификация туристских маршрутов по принадлежности транспорта: на собственном транспорте – туры на транспорте, принадлежащим транспортным хозяйствам турфирм; на арендованном специализированном транспорте – на транспорте, принадлежащим транспортным организациям, который турфирма использует на правах аренды на определенный срок; туры на транспорте общего пользования – туры на графиковом пассажирском транспорте; туры на личном транспорте туристов – специальные туры для владельцев автомобилей, с предоставлением пакета услуг, кроме перевозки.


а – линейны; б – кольцевой; в – радиальный; г – комбинированный; Н – начальная точка маршрута; К – конечная точка маршрута; ПП 1-4 – промежуточные точки маршрута

Рисунок 1.3 – Типы туристских маршрутов


По видам используемого транспорта туристские маршруты подразделяются:

1) теплоходные маршруты – на теплоходных речных и морских пароходств. Морские: круизные – более суток, экскурсионно-прогулочные – не более 24 часов. Речные: туристско-экскурсионные рейсы – более суток; экскурсионно-прогулочные – не более 24 часов;

2) авиационные туры: групповые – с использование части мест в самолетах пассажирских авиалиний; специальные авиарейсы – полная аренда воздушного судна для специальных туристских перевозок;

3) автобусные рейсы: туристско-экскурсионные – с предоставлением услуг проживания и питания, различных дополнительных услуг;

прогулочные – без предоставления основных и дополнительных услуг, при этом может использоваться городской транспорт;

4) железнодорожные туры: групповые путешествия – с использованием части мест в графиковых поездах; специализированные – арендованные составы с использованием мест в вагонах, как базы размещения на маршруте;

– комбинированные туры – путешествия с использованием двух и более видов транспорта.

1.3 Классификация и использование транспортных средств в туристских целях

В соответствии с Рекомендациями по статистике туризма разработанными ВТО, предлагается следующая классификация средств транспорта:

1) воздушный транспорт: рейсы, подчиняющиеся расписанию; прочие воздушные перевозки;

2) водный транспорт: пассажирские линии и паромы; круизы; прочие;

3) сухопутный транспорт: железнодорожный транспорт;

междугородние и городские автобусы и прочий общественный автодорожный транспорт; частные автомашины (вместимостью до 8 человек); прокат автотранспортных средств; прочие сухопутные транспортные средства.

Наибольшей популярностью пользуются автобусные, авиационные и железнодорожные путешествия (около 90 % общего объёма транспортных путешествий).

Транспортная техника включает в себя:

1) транспортные средства или подвижной состав;

2) технические средства механизации и автоматизации погрузочноразгрузочных процессов и транспортно – складских работ;

3) системы обслуживания пользователей транспорта;

4) средства механизации процессов в инфраструктуре транспорта.

При планировании своего путешествия турист учитывает такие факторы как: скорость доставки до цели поездки, комфорт путешествия, стоимость, возможность перевозки багажа и его вес, возможность остановки в пути следования, условия питания, уровень шума, вибрации, условия для сна и отдыха, возможность широкого обзора во время поездки, наличие неблагоприятных экологических факторов и безопасность.

По приоритетам эти требования распределяются в следующем порядке:

1) безопасность путешествия;

2) стоимость и наличие различных льгот;

3) комфортабельность;

4) скорость доставки;

5) прочие факторы.

Чем больше набор положительных факторов, тем выше стоимость транспортного путешествия, однако ни одно транспортное средство не удовлетворяет всему набору требований. Высокой пассажировместимости и комфорту путешествия на морских и речных судах противопоставляется их невысокая мобильность и скорость сообщения. Высокая скорость доставки на самолётах при достаточно высоком уровне сервиса связана с высоким уровнем тарифов. Высокая мобильность автомобильного транспорта (автобусов и легковых автомобилей) противопоставляется невысокой пассажировместимости и низкому уровню безопасности.

Более детальная классификация транспортных средств в туризме может быть представлена следующим образом: сухопутный транспорт, воздушный транспорт, водный транспорт.

Сухопутный транспорт классифицируется:

1) перемещение и перевозки с помощью мускульной силы человека (пешеходные, лыжные, велосипедные, рикши);

2) с помощью животных (вьючные, тягловые, под седлом);

3) механические средства;

4) автомобильный транспорт (колесный, шнековый, гусеничный и иной);

5) рельсовый транспорт – железные дороги, метро, трамваи, фуникулеры, канатные дороги;

6) средства транспорта на воздушной подушке.

Железнодорожный транспорт имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам железнодорожного транспорта можно отнести: независим от погоды, наиболее безопасный, более низкие тарифы, разветвленная система скидок, проездных билетов и т.п., позволяющих путешествовать по значительно низким ценам.

Железнодорожные маршруты подразделяются:

1) пригородные;

2) маршруты дальнего сообщения;

3) скоростные линии;

4) специальные маршруты;

5) экскурсионные маршруты.

В зависимости от скорости движения поезда бывают: экспрессы, скорые, пассажирские. Их делят на: пригородные (до 150 км) местные (от 150 до 700 км) дальнего следования (от 700 км). В зависимости от продолжительности курсирования поезда бывают: круглогодичные и сезонные, чартерные.

Качество обслуживания на железнодорожном транспорте зависит от вида поезда (пассажирский, скорый, фирменный, экспресс) и класса размещения (общий, плацкартный, мягкий, спальный). В состав поезда входят: 1-2- сальный, 5-8 мягких, 7-10 плацкартных и вагон-ресторан.

Автомобильный транспорт – это транспорт всеобщего применения (трансферы, экскурсии, внутримаршрутные перевозки автобусами, аренда малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе), экономический вид транспорта, доступный широким слоям населения, сезонность при организации туров не играет такой большой роли, как в других поездках.

Автомобильные перевозки подразделяются на следующие виды:

1) международные автобусы;

2) туристические автобусы для поездки на дальние расстояния;

3) городские и пригородные пассажирские автобусы;

4) чартерные и экскурсионные автобусы;

5) автомобили с водителями и без (прокат);

6) такси.

Автомобильный транспорт до сих пор является лидером туристских перевозок, выполняя четыре основные функции:

1) самостоятельный вид путешествий и экскурсий;

2) вспомогательный (трансферный) транспорт;

3) отдых и развлечение;

4) деловые поездки.

Водный транспорт, включающий в себя морской и речной, классифицируется:

1) плоты и гребные лодки;

2) парусные суда;

3) лодки и суда маломерного флота с механическим приводом;

4) речные и морские суда;

5) суда на воздушной подушке;

6) подводные суда.

Основными преимуществами данного вида транспорта являются: высокий уровень комфорта, большой объем единовременной загрузки, возможности реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм), полноценный отдых, полный комплекс жизнеобеспечения.

Существенными недостатками данного вида транспорта являются: невысокая скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы, ограничение мобильности, подверженность некоторых людей «морской болезни».

Водный транспорт используется:

1) для перевозки пассажиров;

2) для круизов;

3) для проведений конференций, семинаров, фестивалей;

4) для экскурсий.

Особенной формой морских туристических перевозок являются круизы. Судовладельческие компании практикуют 10 видов разнообразных круизов. Самый популярный «классический» круиз 10-20 дней. Предусматривает заходы в порты, экскурсии, развлекательная программа.

Воздушный транспорт имеет следующие преимущества: расширенная география путешествий, сокращение сроков путешествия в пользу их частоты (рост краткосрочных туров на дальние расстояния), самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния, привлекательный для туристов сервис. Среди известных средств воздушных пассажирских перевозок выделим используемые для целей туризма и перевозки путешествующих:

1) воздушные шары и дирижабли, планеры и дельтапланы, парашюты;

2) вертолеты;

3) самолеты малой авиации, гидросамолеты, широкофюзеляжные самолеты, сверхзвуковые лайнеры;

4) космические аппараты.

Авиаперевозки бывают регулярные и чартерные. В зависимости от условий комфорта места в самолете делят на классы: первый, бизнес-класс, эконом-класс и другие виды.

1.4 Технологические особенности взаимодействия туристских фирм и транспортных компаний

В зависимости от этапа тура, цели поездки и объема, оказываемых на маршруте услуг перевозчиков делят на основных и вспомогательных.

Операции трансфера туристов классифицируются следующим образом:

1) от мест прибытия в начальный пункт тура (вокзал, порт, пристань) до места их сбора (пересадка в другое транспортное средство, размещение и временное проживание в отеле, кемпинге, лагере);

2) обратно из конечного пункта маршрута к месту их убытия из тура;

3) в места (из мест) посещения или непродолжительного пребывания в данной рекреационной зоне:

1) групповые перевозки туристов на дальнее расстояние в места посещения или к объектам туристического интереса – в рекреационные зоны, на аттракции, спортивные состязания, к местам поклонения и в другие пункты. Это пространственные перемещения транспортом регулярного сообщения в пределах расстояний, предусмотренных программой путешествия;

2) автобусные или железнодорожные, или авиационные путешествия по маршруту тура, а также речные и морские круизные туры с предоставлением частичного или полного набора услуг, входящих в состав специально подготовленного туристического продукта;

3) транспортные услуги при экскурсионном (групповом или индивидуальном) обслуживании в городе, в парковой или заповедноландшафтной зоне и т.п.;

4) грузовые и грузопассажирские перевозки для участников шопингтуров.

В соответствии с определённой тематикой ознакомления или посещения услуги транспорта при экскурсионном обслуживании характеризуются строго устанавливаемой продолжительностью и упорядоченностью маршрута передвижения. К этапам потребления транспортной составляющей необходимо добавить услуги по кратковременной аренде транспортных средств – услуги проката, если они включены в стоимость туристической путёвки.

Данный перечень транспортных услуг по программе внутреннего туризма (англ. domestic or internale tourism) учитывает ту особенность взаимоотношений туроператора со своими клиентами, когда он не берёт на себя обязанности по доставке туристов в начальный пункт тура из мест постоянного проживания и возвращения их из тура в места постоянного проживания.

По программам въездного туризма (англ. inbound tourism) туроператор направляющей стороны от места сбора группы в стране её проживания использует различного вида транспортные средства для доставки в начальный пункт тура в стране посещения – самолёты, автобусы, пассажирские поезда, речные или морские суда.

По программам выездного туризма (англ. outbound tourism) туроператор также пользуется транспортными средствами для доставки туристов в страну посещения и обратного перемещения их в страну проживания.

Отношения между туроператором и транспортными организациями регулируются определенной совокупностью нормативных положений по массовым перевозкам пассажиров и их багажа, индивидуальным или групповым переездам путешественников, которые в совокупности формируют транспортное право.

При этом нормы права, регулирующие перевозочный провес туристов, соотносятся с положениями и нормами права:

1) гражданского и, в частности, одного из его основных разделов, – обязательственного права;

2) гражданско-процессуального, определяющего порядок рассмотрения исков и претензий;

3) административного, регулирующего исполнительнораспорядительную деятельность транспортных организаций;

4) международного, определяющего нормы отношений при осуществлении международных транспортных сообщений.

Главной особенностью транспортного права является его комплексный характер, – регулируются не только транспортно-технологические процессы, но эксплуатация и техническое содержание транспортных средств.

Большинство норм права по перевозке (перемещению) туристов относятся к обязательственному праву, формирующему:

1) право кредитора на совершение должником определенных действий, образующих в целом перевозочный процесс;

2) обязанность должника выполнить все те действия, которые вытекают из поручений (на возмездной основе) кредитора.

Транспортное обеспечение туров основывается на положениях:

1) законодательных актов, введенных в действие внутри государства;

2) переезды в (или из) дестинации с целью осмотра, отдыха, развлечений, участия или посещения соревнований и др.;

3) использование транспорта с экскурсионными целями в местах, удаленных от дестинации на значительное расстояние;

4) перемещения туриста в дестинации и между прилегающими к ней местами туристического интереса на общественном или арендованном транспорте.

Главной и основной задачей туроператоры и турагентства считают привлечение и доставку туристов в дестинации. Транспортная составляющая в пакете туристических услуг не рассматривается как деятельность по приданию туристическому продукту новых потребительских свойств. Это система обеспечения перемещения туристов по определенному маршруту в соответствии с программой путешествия и изначально заданными условиями предоставления услуг заданного уровня качества. В турах услуги транспорта по объему и качеству сервиса могут отличаться от обычно предлагаемых транспортной организацией своим клиентам-пассажирам на регулярных маршрутах, в частности:

1) в договора включаются только те обязательства перевозчиков, выполнение которых они могут гарантировать как основным своим офисом, так и всеми причастными филиалами и структурными подразделениями, причем услуги должны предоставляться в полном объеме и требуемого уровня качества;

2) в туре, перед его началом и по его окончании, туристы в начальноконечных пунктах транспортного обслуживания должны получить полную информацию об оказываемых организацией сервисных услугах, а транспортные компании должны заблаговременно принимать заказы на их оказание (бронировать);

3) в начально-конечных пунктах транспортного обслуживания предлагаемые сервисные услуги должны обладать свойством эластичности.

Это означает, что их объем изменяется от минимально необходимого набора до максимального. Минимальный пакет услуг, как правило, связан с переездом, а максимальный объем целесообразных услуг определяет турист в предварительном заказе;

4) сервис на маршруте должен предоставляться точно в оговоренное время и в той форме, которую определила туристическая организация перед туром и в ходе его, или турист при оформлении предварительного заказа;

5) оформление заказа на сервисные услуги (бронирование) должно быть обеспечено как в присутствии заказчика (вызов агента транспортной организации на дом или в офис туристской фирмы), так и по телефону, электронной почте.

Туроператору важно иметь все сведения о технических возможностях и технологии обслуживания выбранным видом транспорта: вместимость, допускаемые скорости движения, состояние трассы, пункты технического обслуживания, места получения оперативной информации о состоянии инфраструктуры или ее зависимости от внешних условий. Временные затраты на все операции обслуживания транспортом туроператор планирует с определенным запасом, а его прогнозируемая величина определяется либо данными предыдущего опыта, либо расчетным путем. Обязательным элементом планирования временных затрат является согласование маршрута перемещения в туре с владельцами транспорта.

Согласованию подлежат аспекты технического и технологического обслуживания транспортными средствами по маршруту тура. Оно выполняется туроператорами совместно с владельцами транспорта и, возможно, транспортной инфраструктуры.

1.5 Вопросы для самоподготовки по теме 1

1) Что включает в себя транспортная инфраструктура?

2) Что представляет собой транспортная система?

3) Перечислите составляющие транспорта общего пользования.

4) Перечислите составляющие транспорта необщего пользования.

5) Перечислите классификации туристских перевозок в зависимости от различных признаков.

6) Приведите примеры линейных туристских маршрутов.

7) Приведите примеры радиальных туристских маршрутов.

8) Приведите примеры кольцевых туристских маршрутов.

9) Приведите примеры комбинированных туристских маршрутов.

10) Перечислите основные положения, на которых базируется транспортное обеспечение туров.

11) Перечислите основные формы предоставления транспортных услуг.

12) Отличительные особенности услуг транспорта, включаемых в туристский продукт от услуг, предлагаемых транспортной организацией пассажирам на регулярных маршрутах.

13) Как классифицируются транспортные путешествия и средства перевозки?

14) Перечислите основные преимущества и недостатки различных средств перевозки, используемых в туризме.