1 Зарубежный опыт социального страхования
1.1 Сущность социального страхования в Японии
Сегодня система социального страхования является важным элементом инфраструктуры, обеспечивающим гражданам средства к существованию. В социально-экономической структуре Японии происходят значительные изменения, связанные со старением населения, также пополнением армии труда за счет женщин, изменением форм работы и структуры промышленности. Сознание людей и шкала ценностей тоже претерпевают изменения. Раздается призыв к проведению реформ в системе социального страхования Японии, которые бы включили, например, введение отпуска по уходу за ребенком и его воспитанию и расширение мер по уходу для пожилых людей. В дополнение к увеличению начального возраста для предоставления пенсий, пересмотру диапазона страхования с выплатой пособий по медицинской помощи, наряду с мерами по локализации расходов возникла необходимость пересмотреть распределение бремени расходов.
История социального страхования Японии начинается с закона, принятого в начале ХХ века. Нынешняя система, опираясь на новую конституцию, расширялась и развивалась на основе идей, выдвинутых советом по социальному страхованию в 1950 году. Структура, в которой каждый гражданин охвачен системой государственного страхования и государственной пенсионной системой, была завершена в 1961 году. Впоследствии данные системы постоянно совершенствовались и разрастались за счет таких мер, как повышение ставок страхования медицинской помощи и пенсионных пособий, за счет расширения политики страхования и продвижения занятости, системы пособий по нетрудоспособности. Принятие нескольких законов по социальному обеспечению позволило увеличить диапазон услуг социального обеспечения, и создать систему скидок с подоходного налога многодетным семьям.
Нынешнюю систему социального страхования страны образуют: система скидок с подоходного налога многодетным семьям, государственная помощь, социальное обеспечение, государственное здравоохранение, медицинская помощь, политика по охране окружающей среды и пособия жертвам войны. В социальном страховании есть программы: страхования медицинской помощи, пенсионного страхования, страхования от безработицы, страхования от несчастных случаев и страхования расходов на длительный уход. Страхование медицинской помощи в свою очередь включает: систему страхования от болезней и несколько ассоциаций взаимной помощи для служащих, национальную систему страхования от болезней для граждан из регионов, индивидуальных предпринимателей и других лиц. В программы, образующие пенсионную систему, входят национальная пенсионная программа, предоставляющая базовое пенсионное покрытие для всего населения вместе с программой страхования пенсии работников, несколько ассоциаций взаимной помощи, которые предоставляют работникам дополнительное покрытие пропорционально их доходу. Программы включают национальную программу страхования от безработицы, охватывающую общих наемных работников, трудящихся в дневную смену, и программу страхования моряков. Наконец, страхование от несчастных случаев включает программы страхования от несчастных случаев, страхование моряков, национальную программу страхования от несчастных случаев и местную правительственную программу страхования наемных работников от несчастных случаев.
История страхования расходов на лечение берет начало с принятием закона о страховании от болезней в 1922 году. За период с 50-х до начала 60-х годов было принято несколько законов об обществах взаимной помощи.
Универсальное покрытие по государственной системе страхования расходов на лечение было достигнуто в 1961 году с внесением поправки в национальный закон о страховании от болезней.
В 80-х годах возникла необходимость по-иному взглянуть на систему страхования расходов на лечение из-за причин, связанных с экономическим спадом после нефтяных кризисов и быстрого увеличения расходов на лечение, вызванных старением населения. Поэтому в первой половине десятилетия была создана система страхования от болезней и расходов на лечение для пожилых людей и пенсионеров.
Поскольку в стране система страхования расходов на лечение является сложной структурой, в этой связи ее реализация была разбита на этапы. В ее рамках был принят формат социального страхования через обязательную подписку. Страхование расходов на лечение разделено на две группы. К первой относятся служащие и работники, занятые в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и рыболовецкой отрасли, индивидуальные предприниматели, ко второй – пенсионеры и другие категории. Страхование служащих разделяется на программы: страхование работников от болезней, национальные ассоциации взаимной помощи правительственных служащих, местные ассоциации взаимной помощи правительственных служащих, ассоциации взаимной помощи учителей частных школ и служащих. Также страхование распространяется на травмы и заболевания, рождение детей и смертельные случаи, в то время как пособия по расходам на лечение предоставляются в натуральной форме, каким бы ни был тип покрытия, ставки пособия составляют 80 % в возрасте до трех лет, 70 % от трех до семидесяти лет, и 90 % старше 70 лет. Однако, данная максимальная сумма устанавливается с учетом распределения расходов, когда пациент платит определенную ставку. При распределении расходов по определенной ставке пациент несет ответственность до определенного уровня, при превышении которого предоставляется покрытие расходов. Финансирование осуществляется главным образом за счет страховых взносов и государственных субсидий, хотя соотношение финансовых ресурсов, выпадающих на эти субсидии, значительно отличается в разных программах.
По программе страхования от болезней застрахованным лицам предоставляется медицинская помощь и денежные пособия за болезнь и травму, не связанные с работой, пособия в связи с рождением ребенка, страховые суммы по случаю смерти, а иждивенцам застрахованного лица выплачиваются пособие по болезни и травме, пособие в связи с рождением ребенка и страховые суммы по случаю смерти. Программа управляется правительством (программа страхования от болезней, руководимая правительством) и обществами страхования от болезней (программа страхования от болезней, руководимая обществами).
Страхование от болезней под руководством общества отличается от страхования от болезней, руководимого правительством. С одной стороны ставка страхового взноса и ее распределение между работодателем и работником определяются самостоятельно обществом. Кроме того, общества могут по выбору предоставить свои собственные дополнительные пособия в дополнение к установленным законом пособиям, если позволяет их финансовое положение.
Застрахованные лица – это лица, застрахованные в обязательном порядке. К ним относятся работники в учреждениях, регулярно нанимающих, как минимум, пять человек и ведущих виды деятельности, оговоренные в законе о страховании от болезней, и занятые в государственных и зарегистрированных учреждениях. Лица, застрахованные добровольно и постоянно, которые, утратив свое право на покрытие расходов из-за ухода на пенсию или по другим причинам, были постоянно застрахованы, по крайней мере в течение двух месяцев до утраты права, после обращения с заявлением могут вернуть свое право как лица, застрахованные в течение более двух лет.
Также существует специальный случай застрахованных лиц, ежедневно работающих в дневную смену в качестве сезонных работников в течение периодов, не превышающих (одного месяца, не менее двух, четырех или шести месяцев). После отмены в октябре 1984 году программы страхования от болезней на работников, охваченных данной программой, и работающих в дневную смену, распространяется программа страхования от болезней.
Существует специальный случай для застрахованных пенсионеров, имеющих страхование расходов на лечение по программам, управляемым обществами страхования от болезней. Диапазон покрытия определяется в правилах обществ, осуществляющих такие программы страхования расходов на лечение для своих пенсионеров.
Расходы по обязательствам страхования от болезней оплачиваются посредством страховых премий и государственных субсидий. Страховая премия может выплачиваться в виде вознаграждения, она включает ежемесячную зарплату, бонусы, пособия и все другие формы компенсации за работу, полученные работником от работодателя. В этом случае сумма, рассчитанная на основе ежемесячного вознаграждения застрахованного лица, упоминается как сумма обычного месячного вознаграждения, в то время как сумма, определенная для бонусов, полученных застрахованным лицам в определенных месяцах, называется стандартной бонусной суммой. Стандартное месячное вознаграждение делится на степени от 1 до 39, и вознаграждение каждого застрахованного лица классифицируется по одной из этих степеней. Премиальная ставка для страхования от болезней по программе, руководимой обществом, устанавливается от 3 до 9 %. Работодатель и застрахованное лицо несут бремя в равной степени. Как работодатель, так и застрахованное лицо освобождается от премиальных платежей, если застрахованное лицо берет отпуск по уходу за ребенком, который оговорен в законе об отпуске по уходу за ребенком (до 12 месяцев с месяца рождения).
Государство оплачивает административные расходы по программе страхования от болезней, руководимой правительством. Вдобавок, оно оказывает содействие в определенном законом соотношении от 16,4 % до 20 % расходов, требуемых для пособий по государственному медицинскому страхованию, расходов на питание, лечение, лечение на дому, пособий по лечению высокой стоимости, расходов на транспортировку, пособия по болезни и травме, пособия в связи с рождением ребенка. Государство также финансирует взносы в систему страхования от болезней и медицинского обслуживания для пожилых людей, по определенной законом ставке. В настоящее время эта ставка для пожилых людей составляет 16,4 % и 13 % – для остальных программ. Что касается страхования от болезней под руководством общества, государство оплачивает часть административных расходов и оказывает дополнительное содействие обществам в отношении данных расходов в случае финансовых затруднений. Оно также предоставляет субсидии для того, чтобы облегчить бремя взносов в систему страхования от болезней и медицинского обслуживания для пожилых людей. Кроме того, в случае болезни или травмы застрахованных лиц или иждивенцев, они получают медицинскую помощь в виде пособий в натуральной форме. Однако если по какой-то неизбежной причине невозможно получить пособия в натуральной форме, они платят полную сумму, требуемую для лечения, из собственных средств, и затем эта сумма возмещается.
Пособия для застрахованных лиц включают в себя расходы: на лечение и питание стационарного больного, по медицинской помощи, лечению и уходу за больным на дому. Пособия по расходам на лечение в случае болезни или травмы застрахованного лица включают консультацию врача, предоставление лекарств и других терапевтических средств, лечение, хирургическое лечение и другие виды медицинской помощи, управление медицинским лечением на дому плюс уход за больным, и помещение в больницу или клинику, лечение и уход за больным. Пособия в этих случаях предоставляются как пособия в натуральной форме.
Расходы на питание стационарного больного – это случай, когда пособие для покрытия расходов на питание во время госпитализации предоставляется отдельно от пособий по медицинской помощи. Хотя пособие оговаривается как покрытие расходов на лечение (в виде денежного пособия, которое выплачивается в качестве компенсации), в настоящее время оно выплачивается как пособие в натуральной форме.
Определенные расходы по медицинской помощи, которые несут застрахованные лица, компенсируются в следующих случаях. Во-первых, когда они получили медицинскую помощь, включающую такие услуги как помещение их в специальную больничную палату и предоставление специальных терапевтических средств. Во-вторых, когда они получили первоклассное медицинское лечение, т.е. в университетской больнице. В любом случае оплата указанных расходов на медицинскую помощь ограничена базовой частью, к которой применимы пособия по расходам на лечение, предоставляемые в натуральной форме. Ставки пособия являются такими же, как и общепринятые, которые составляют 70 % суммы расходов, требуемых для лечения на дому в случае если пациенты моложе 70 лет и 90 %– для пациентов старше 70 лет ( 80 % для лиц с доходом выше определенного уровня).
В случае если страхователю сложно предоставить пособия по расходам на лечение, питание стационарного больного или указанным расходам на медицинскую помощь, или если застрахованное лицо получает лечение в другом месте, (кроме страхового учреждения по оказанию медицинской помощи, и это считается неизбежным) страховщик может предоставить данные пособия и компенсировать расходы в денежной форме, кроме пособий в натуральной форме. Поэтому производится вычитание суммы, причитающейся с пациента по системе распределения затрат. Расходы также покрываются лицу, получающему медицинскую помощь в учреждении за рубежом.
Имеются случаи, когда пациенты, получающие медицинскую помощь на дому и находящиеся в стабильном состоянии, например, страдающие раком (в последней стадии развития), неизлечимыми заболеваниями, серьезной нетрудоспособностью и церебральной апоплексией у лиц среднего возраста, то компенсируется расходы по лечению и уходу на дому. Хотя данные расходы и упоминаются как расходы по медицинской помощи, пособия в настоящее время предоставляются в натуральной форме. Ставки пособия являются такими же, как и общепринятые.
Кроме того, предусмотрены расходы по транспортировке. Если врач отдает распоряжение о перевозе транспортным средством пациента, который не может передвигаться самостоятельно (кроме автомобиля скорой помощи), то страховщик может оплачивать требуемые издержки в форме денежного пособия.
Если застрахованное лицо не может ходить на работу в связи с травмой или болезнью и получает медицинскую помощь, но не получает вознаграждение в течение этого времени, то пособие по травме и болезни предоставляется с четвертого дня. Сумма, предоставляемая ежедневно, равна 60 % обычного ежедневного вознаграждения (рассчитана на основе обычного месячного вознаграждения застрахованного лица). Период выплаты пособия ограничен одним годом и шестью месяцами со дня выплаты пособия.
В том случае, если возможно получать вознаграждение не работая, и получать пенсию по нетрудоспособности или пособие по нетрудоспособности в соответствии с законом о страховании пенсий работников, пособие по травме и болезни не выплачивается. Однако баланс сохраняется, когда сумма пособия по травме и болезни превышает сумму вознаграждения и пенсии по нетрудоспособности, или пособия по нетрудоспособности.
Необходимо учесть и расходы на похороны. В случае смерти застрахованного лица сумма эквивалентная его обычному месячному вознаграждению, выплачивается для расходов на похороны лицу, которое занимается организацией похорон, и средства к существованию которого обеспечивало застрахованное лицо. При отсутствии лица, к которому применимо данное положение, сумма равная действительным расходам на похороны, но не превышающая сумму, выплаченную в вышеуказанном случае, выплачиваться лицу, действительно занимающемуся организацией похорон.
Предусмотрена выплата пособия в связи с рождением ребенка, единовременная сумма по уходу за ребенком и пособие по беременности и родам. Если застрахованная женщина берет на работе отпуск по беременности и родам и не получает вознаграждения за 42 дня до рождения ребенка или 98 дней (при рождении нескольких детей), то в течение этого периода она получает сумму, равную 60 % ее обычного ежедневного вознаграждения. Если она не получает вознаграждения во время отпуска, та же самая корректировка производится в отношение пособия по травме и болезни.
Общества страхования от болезней являются самоуправляющимися страховщиками. По закону общество может быть учреждено независимо действующим работодателем или двумя и более совместно действующими работодателями, которые обычно нанимают, по крайне мере, 300 работников, обращаются с заявлением и получают одобрение от министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения. Однако на практике необходимо иметь 700 работников, когда общество учреждается на одном месте работы (индивидуальное общество страхования от болезней) и по крайней мере 3 тыс. работников, когда общество учреждается двумя или несколькими работодателями (генеральное общество страхования от болезней). В прошлом одобрялось появление генеральных обществ страхования от болезней, созданных несколькими работодателями в одной и той же отрасли промышленности. Однако с 1988 года правительство стало разрешать ряду работодателей из различных отраслей промышленности, сконцентрированных на определенной территории, учреждать общества. По состоянию на конец марта 2005 года насчитывается более 1,5 тыс. обществ, 299 из которых являются генеральными.
По сравнению с программой страхования от болезней под руководством правительства, страхование от болезней, управляемое обществом, обладает рядом преимуществ. Прежде всего, члены общества страхования от болезней непосредственно участвуют в управлении, что говорит о демократичности как наиболее важной отличительной черте страхования. Так как общества имеют автономно управляемую организацию, то становится просто распределить ответственность. Поэтому при эффективном и действенном управлении легко достигается сотрудничество с работодателями. Кроме того, общество всегда наблюдает за тем, как застрахованные лица ведут свою повседневную жизнь, предпринимает действие в зависимости от обстоятельств и способно оказывать детальные услуги своим подопечным.
Комитет общества является высшим совещательным органом. Поскольку общество состоит из работодателей и застрахованных лиц, то комитет включает представителей обеих сторон. Управленческая сторона состоит из «назначенных членов», определенных работодателем, в то время как сторона застрахованных членов включает «избранных членов», выбранных ими. Для обеих сторон, заинтересованных в беспристрастности, назначается и избирается равное количество членов комитета.
К наиболее важным вопросам, решаемым комитетом, относятся, например, составление сметы доходов и расходов, отчеты об управлении и оплата счетов. Кроме того, принятие новых обязательств, не вошедших в смету, или отказ от прав; принятие решения о методах управления резервным фондом. В дополнение к определению приобретения или утраты прав на страхование, взиманию премий и предоставлению пособий, общества принимают следующие обязанности.
Это, во-первых, совершенствование расходов на лечение. Заявления о претензиях, предоставляемые учреждениями по оказанию медицинской помощи, рассматриваются фондом оплаты медицинских взносов социального страхования. В случаях выявления ошибок и ненадлежащего медицинского лечения они обращаются к фонду оплаты с просьбой о пересмотре деталей и корректировке ситуации. Более того, общества сообщают пациенту о стоимости расходов на лечение, чтобы информировать его в отношении затрат, одновременно предотвращать необоснованные претензии.
Во-вторых, деятельность по охране здоровья. До сих пор такая деятельность играла значительную роль в поддержании и улучшении здоровья застрахованных лиц и их иждивенцев, и была также направлена на повышение пособий для оплаты расходов на лечение и внесение вкладов, для стабилизации пособий общества. Однако за прошедшие годы в связи со старением населения структура заболеваний претерпевает изменения, и на первое место выходят заболевания, связанные с образом жизни. Данная структура приводит к увеличению расходов на лечение, особенно для пожилых людей, и, следовательно, приводит к значительному ухудшению финансового состояния общества. То есть такая деятельность по охране здоровья, направленная на его улучшение и продвижение первичной профилактике для предотвращения распространения заболевания, приобретает все большее значение. В настоящее время многие общества осуществляют такие виды деятельности как руководство охраной здоровья; проверка состояния здоровья; улучшение физического состояния; деятельность по поддержке лечения на дому; центры по управлению охраной здоровья; постоянные учреждения (создание и управление учреждениями физической подготовке, сооружениями, рекреационными центрами, платными домами для пожилых).
В 1932 году была учреждена национальная федерация обществ страхования от болезней как посредническая и добровольная ассоциация для обществ страхования от болезней, чтобы заключать соглашения с медицинскими ассоциациями и другими органами. После принятия в 1943 году поправки к закону о страховании от болезней, Федерация превратилась в законную государственную ассоциацию и, таким образом, вновь выступила в качестве национальной организации для всех обществ страхования от болезней. Как их представитель, Федерация активно работает, чтобы продвигать позицию обществ и реформировать систему обеспечения медицинской помощи, играя значительную роль в развитии данной системы в стране.
Федерация управляется исполнительным советом (советом директоров) на основе консенсуса общим собранием, которое состоит из 173 представителей обществ – членов. Совет директоров, в который входят президент, 5 вицепрезидентов, 12 управляющих директоров и 67 директоров. Головной офис Федерации находится в Токио; в каждой из префектур находятся региональные Федерации.
Реформа страхования расходов на лечение включает следующие аспекты. Расходы на оказание медицинской помощи по стране за налоговый 2000 год снизились на 1,9 %, или 575400 млн. иен по сравнению с предыдущим годом, составив 30358300 млн. иен, тем самым, обозначив первое снижение с момента начала исследований в 1954 году. Основной причиной данного понижения оказалась передача 1700000 млн. иен расходов на лечение в систему страхования расходов на длительный уход после ее открытия в апреле 2000 года. Если включить переданную таким образом сумму, то для национальной программы страхования тенденция увеличения расходов на лечение становится все более характерной. Более того, соотношение страхования расходов на лечение по стране и национального дохода в 7,98 % занимает только вторую позицию по сравнению с 8,10 % в предыдущем году, что ознаменовало самый высокий показатель за все время. Это быстро прогрессирующее увеличение оказывает все более серьезное влияние на финансирование страхования расходов на лечение. За налоговый 2001 год объявленный дефицит страхования от болезней под руководством правительства и обществ в 423100 млн. иен и 301300 млн. иен соответственно оказался наихудшим показателем, который когда-либо регистрировался. Вдобавок, после понижения в связи с созданием программы страхования расходов на длительный уход в предыдущем году, взносы в систему медицинского обслуживания и страхования от болезней для пожилых людей снова стали увеличиваться в 2001 году, так что их финансовое положение оказалось, как никогда, плохим. Между тем, с другой стороны, взносы, которые они должны платить, растут год от года, вызывая озабоченность в связи с увеличивающимся дисбалансом между доходами и затратами. Что касается национальной программы страхования от болезней, то она должна предполагать включение все большего количества клиентов, вышедших из вышеупомянутых двух программ в связи с ухудшающейся ситуацией в сфере занятости. Следовательно, все страховщики сталкиваются с множеством проблем, и если ситуация не улучшится, существованию системы страхования расходов на лечение угрожает опасность.
Кроме того, существует проблема, заключающаяся в том, что нынешняя система страхования расходов на лечение не в состоянии справиться с изменениями, происходящими в социальной структуре. Средняя продолжительность жизни растет год от года, составляя 78,07 лет для мужчин и 84,93 года для женщин согласно статистическим данным за 2004 год. Из этого следует, что соотношение пожилых людей в возрасте 65 лет и старше к общему количеству населения продолжает расти. Одновременно совокупный удельный показатель рождаемости (количество детей, рожденных женщиной в течение ее жизни) упал ниже цифры 1,36 за предыдущий год, установив новое историческое понижение в соответствии со статистическими данными за 2004 год, равными 1,33, из чего следует, что общество обретает формы «стареющего» общества. Более того, показатель полностью безработных людей увеличился до 5 %, что свидетельствует о наихудшей ситуации в сфере занятости за послевоенный период. Вдобавок пришедшие изменения в образе жизни и критериях привели к увеличению нерегулярной занятости, характеризующейся увольнением и принятием работников, и, следовательно, к отходу от пожизненного найма, провозглашенного характерной японской моделью. Такие изменения в экономике оказывают глубокое влияние на всю систему социального обеспечения в целом. Уже стало очевидным, что обстоятельства, относящиеся к медицинской помощи, изменяются с поражающей быстротой. В такой ситуации было бы желательно провести всеобъемлющую реформу системы с акцентом на совершенствование качества медицинской помощи, повышения эффективности в ее оказании и стабилизации страхования расходов на лечение, тем самым, стремясь в будущем к устойчивой системе страхования.
Для этого правительство и другие заинтересованные стороны предприняли реформу, акцентируя внимание на таких главных вопросах, как система оказания медицинской помощи, медицинских взносах, система цен на лекарства и система страхования расходов на лечение для пожилых. Быстрое старение населения в стране сопровождалось стремительным ростом количества лиц, прикованных к постели, страдающих от слабоумия и других лиц, нуждающихся в уходе. Но рост числа женщин, поступающих на работу, и другие изменения в социальных условиях означали, что уменьшилась традиционная роль семьи по уходу. Так как самой главной причиной озабоченности населения является грядущая старость, то желательно усиление программ для решения этой проблемы. Однако услуги по длительному уходу до настоящего времени оказывались по двум различным программам здравоохранения и социального обеспечения для пожилых соответственно и данное обстоятельство привело к возникновению многочисленных проблем, это прежде всего трудности связанные с обеспечением справедливого распределения бремени расходов и эффективность деятельности. В ответ последовало реструктуризация нынешней системы наряду с созданием государственной программы страхования расходов на длительный уход.
Государственная система страхования расходов на длительный уход создана, чтобы позволить тем, кто нуждается в уходе и поддержке в старости, вести как можно более независимую жизнь и использовать имеющиеся у них возможности. Она нацелена на оказание длительного ухода посредством интеграции услуг по охране здоровья, медицинской помощи и социального обеспечения, выбранные получателем услуг. Закон о страховании расходов на длительный уход был одобрен парламентом в декабре 1997 года и вступил в действие с 1 апреля 2000 года. В апреле 2003 года впервые платежи были пересмотрены. После проведения исследования для такого пересмотра подкомитет совета по социальному страхованию подготовил в декабре 2002 года отчет, озаглавленный «О пересмотре платежей по страхованию расходов на длительный уход». На основе данного отчета в январе 2003 года был предоставлен «План по пересмотру платежей по страхованию расходов на длительный уход». Во время последующего пересмотра на 2003 год внимание уделялось уходу на дому и поддержке самостоятельности получателей услуг. В стремлении улучшить методы для оценки рентабельности были приняты во внимание тенденции к снижению зарплаты и цен на товары за прошедшие годы, и состояние дел по управлению персоналом, оказывающим услуги по длительному уходу. На основе этих факторов и исходя из желания контролировать рост страховых премий было принято решение о снижении на 2,3 % платежей, выплачиваемых организациям, оказывающим услуги.
1.2 Социальное страхование в Германии
Социальное страхование – а также страхование от безработицы – является обязательным и регулируется законом. Оно финансируется за счет страховых взносов, которые делают работающие по найму работники.
Страховые взносы собирают больничные кассы. В 2002 году каждый наемный работник/работница перечислял/ла в качестве страхового взноса для страхования от безработицы 3,25 % от своей номинальной зарплаты, еще 3,25 % платил работодатель, так что суммарная доля составляла 6,5 %. Таким образом, взносы в кассы социального страхования платят все работающие по найму, однако они не взимаются с заработков до 325 евро, если продолжительность рабочей недели меньше 15 часов. Максимальная зарплата, при которой необходимо производить отчисления в кассы страхования от безработицы и пенсионного страхования, составляет 54000 евро в год (те, кто зарабатывает больше, не подлежат обязательному страхованию и могут делать это на добровольной основе).
Рассмотрим отдельные виды социального страхования в Германии:
– первая опора системы социального страхования – введенное в 1883 году медицинское страхование – используется для защиты индивидуума и семьи в тех случаях, когда речь идет о сохранении и восстановлении здоровья. Система обязательного медицинского страхования представляет собой солидарную общность. Это означает, что взносы, за счет которых осуществляется финансирование, увязываются с размером доходов застрахованных лиц, а вот его услуги одинаковы для всех страхователей;
– второй опорой социального страхования является пенсионное страхование, введенное изначально в 1889 году в качестве страхования на случай инвалидности и по старости. Оно базируется на принципе так называемого «негласного договора поколений», который обязывает ныне зарабатывающее поколение платить страховые взносы в пенсионные кассы в расчете на то, что грядущее поколение будет проявлять такое же попечение о нем самом. Работодатели и работающие по найму работники платят страховые взносы пополам, бизнесмены, имеющие собственное дело, и другие добровольно застрахованные лица платят взносы в полном объеме.
Выплаты из касс пенсионного страхования начинаются при наступлении пенсионного возраста или снижении трудоспособности. При этом проводятся различия между пенсиями для застрахованных и пенсиями для вдов и сирот при утрате кормильца. Функции пенсионного страхования берет на себя Федеральное ведомство страхования служащих.
В целях социального страхования риска необходимости ухода в середине девяностых годов было введено социальное страхование на случай необходимости ухода при болезни или по старости. Оно призвано обеспечить нуждающимся в уходе людям, которые ввиду тяжести их состояния зависят от солидарной поддержки, максимально самостоятельную и самоопределяемую жизнь. По закону под защитой этого страхования находятся все застрахованные в рамках обязательного медицинского страхования лица. Застрахованные в частных страховых компаниях должны оформлять частную страховку на случай необходимости ухода при болезни или по старости.
Функции социального страхования на случай необходимости ухода при болезни или по старости берут на себя больничные кассы. Страховые расходы осуществляются за счет взносов членов касс и работодателей. Размер страховых взносов зависит от доходов страхователей.
Обязательное страхование от несчастных случаев является самостоятельной ветвью социального страхования. Оно должно способствовать предотвращению несчастных случаев и снижению рисков их последствий. Для этого в рамках системы разрабатываются правила предупреждения несчастных случаев, оказывается содействие восстановлению трудоспособности наемных работников, с которыми произошел несчастный случай на производстве, и возмещаются расходы на лечение застрахованных потерпевших. Право на получение страховки от несчастного случая дает также признанное в установленном порядке профессиональное заболевание.
Это страхование также является обязательным. Работодатель платит взносы напрямую компании-страховщику от несчастного случая.
Страхование от безработицы представляет собой третью основную опору германской системы социального страхования. Как всякое страхование оно делает возможной компенсацию риска в среде лиц, застрахованных от какого-то определенного случая нанесения ущерба. Солидарно уплаченные сообществом застрахованных страховые взносы позволяют компенсировать ущерб, понесенный отдельным индивидуумом или группой лиц. Чем выше вероятность безработицы ввиду неблагоприятного пропорционального соотношения вакантных рабочих мест и ищущих работу людей, тем больше взносы, которые должны платить члены сообщества страхующихся от этой опасности людей.
Частичные компенсационные выплаты при потере работы, делаются за счет страховых взносов, уплаченных в кассы страхования от безработицы. Выплаты и взносы зависят друг от друга. Если повышаются отчисления в страховые кассы, то это означает, что увеличиваются также накладные расходы по заработной плате. Этот аспект оживленно обсуждается сегодня в политике и экономике.
В последнее время много говорилось об изменениях и возможностях управления занятостью. Девизом дня стало «стимулирование развития инфраструктуры, ведущее к занятости», усиление сотрудничества между городами, муниципальными образованиями и структурами управления трудовыми процессами. Обдумывались также планы улучшения защиты работниц и работников, которые вынуждены были прервать трудовую занятость с обязательным социальным страхованием из-за материнства или отцовства и воспитания детей. С начала года вступил в силу закон о труде «АКТИС», главными пунктами которого являются активизация, квалификация, тренинг, инвестиции, содействие в трудоустройстве.
Он направлен на усиление кооперации Ведомств по вопросам труда с частными фирмами-посредниками в трудоустройстве. Имея купоны на трудоустройство, финансируемые Ведомствами по вопросам труда, ищущие работу люди, которые являются безработными свыше трех месяцев, могут пользоваться даже услугами частных фирм по подбору персонала, избегая при этом расходов.
Способность к трудовой деятельности должна обеспечиваться за счет непрерывного повышения квалификации. Таким образом, мероприятиям по повышению профессиональной квалификации придается большее значение, чем до сих пор. Перед курсами тренинга составляются профили претендентов, которые должны дать представление о том, какими недостатками обладают ищущие работу люди, и для какого повышения квалификации, в какой области они особенно хорошо пригодны.
С марта 2002 года по всей Германии проходит проверку Майнцская модель (модель комбинированной зарплаты) – ограниченная по времени специальная программа, финансируемая в том числе и из средств Европейского социального фонда. Она призвана стимулировать устройство на низкооплачиваемую работу, требующую обязательной уплаты взносов в кассы социального страхования. При этом доходы работающих повышаются за счет ежемесячных не облагаемых налогами дотаций к страховым взносам в кассы социального страхования и за счет выплаты надбавок на детей, зависящей от доходов.
Комиссия Хартца: весной 2002 года комиссия под руководством начальника отдела кадров концерна «Фольксваген» Петера Хартца выработала по поручению Федерального правительства концепцию реформ на рынке труда. Состав комиссии отражает весь общественный спектр. В августе 2002 года комиссия представила свой доклад. Цель заключается в том, чтобы вдвое сократить безработицу и снизить тем самым расходы на финансовую поддержку безработных. Безработные будут использоваться для временной подмены других работников, ускорится процедура посредничества в их трудоустройстве, будет стимулироваться открытие ими собственного дела. Какие конкретно меры будут реализовываться, и какой успех сулят эти и другие предложения, покажет будущее.