Вы здесь

Экономика региона: реальность и перспективы. Выпуск 3. Секция 1. Национальная экономика в посткризисный период ( Сборник статей, 2011)

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Секция 1. Национальная экономика в посткризисный период

Инвестиционная политика сберегателей на банковском рынке

М. Н. Селина[1]
ФГОУ ВПО ВГМХА им. Н. В. Верещагина

В кризис или же нет, инвестиционные возможности имеются всегда, главное – грамотно распределить накопления в различные инструменты. Так, часть накоплений обычно размещается в относительно консервативных, т. е. малорискованных инструментах, чтобы накопить на какие-то близкие по срокам финансовые цели. Эти инструменты спасают инвесторов от рисов потерь своих сбережений из-за колебаний на финансовых рынках.

Учитывая причины и последствия финансового кризиса 2008 года, при выборе консервативного инвестиционного инструмента для краткосрочных вложений возможно выбрать банковский депозит в России и за рубежом в пределах суммы страхового возмещения. Как ни странно, но банковские вклады на сегодня чуть ли не самый универсальный инструмент, хотя в него верят далеко не все.

В настоящее время в банковской системе и России, и зарубежных стран произошли существенные изменения – появилась система страхования вкладов физических лиц. Поэтому, даже, несмотря на кризис ликвидности, во многих банках вкладчики застрахованы от отзыва лицензии банка или его банкротства благодаря системе страхования вкладов.

Итак, преимущества для инвестора банковских вкладов:

– банковские вклады – универсальный инвестиционный инструмент (практически любое лицо может выступить инвестором на банковском рынке);

– действует система страхования вкладов, поэтому банковские вклады – вариант консервативного вложения свободных средств на короткий срок 1–2 лет (из 1148 зарегистрированных кредитных организаций 911 относятся к системе страхования вкладов) [3];

– банковский вклад принесет гарантированный доход, даже если ниже инфляции, это все равно лучше, чем отсутствие дохода и гарантированная потеря ваших накоплений в результате инфляции;

– помимо прочего, банковский депозит еще существует во многих вариантах: он может быть открыт на разный срок, в разной валюте, с разными условиями по пополнению и расходованию средств с депозита, разными вариантами начисления процентов по вкладу. Таким образом, этот инструмент достаточно гибкий, ликвидный и подойдет абсолютно любому человеку.

В чем его гибкость?..

Во-первых, в вариантах сроков по депозиту. Так, вы можете оформить депозит, как на определенный срок, так и на неограниченное время.

Во-вторых, депозиты не требуют существенных накоплений, поэтому открыть вклад – доступно практически каждому. Как правило, чем больше размещаемая сумма на депозите, тем выше ставка по нему.

В-третьих, депозиты могут предусматривать возможность пополнения счета. Также депозиты могут предусматривать возможность частичного снятия средств из вклада, причем без потери процентов по нему. Если депозит предполагает частичное снятие, то это означает, что банк разрешит вам расходовать средства с него, при условии, что у вас во вкладе всегда будет оставаться минимально необходимая сумма средств, так называемый неснижаемый остаток. Депозит с возможностью пополнения и частичного снятия более гибкий, чем обычный депозит без этих опций, но он и менее доходен, чем простой депозит.

В-четвертых, депозит можно открыть не только в рублях, но и в валюте. Чаще всего банки предлагают вклады в долларах и евро. Это дает вам возможность диверсифицировать ваш портфель с точки зрения валютных рисков. При этом важно помнить, что наиболее доходны на сегодня вклады в рублях, далее по доходности следуют вклады в долларах, а замыкают троицу – вклады в евро.

В-пятых, депозиты могут быть автоматически пролонгируемыми и без пролонгации.

В-шестых, депозиты разнятся по схеме начисления процентов. Проценты могут начисляться в конце срока вклада, либо в течение срока вклада (раз в месяц, раз в квартал и т. д.).

Но и банк стоит выбирать надежный. Почему? Вроде бы, средства в большинстве банков подлежат страхованию? Обратимся к банальным числам: на сегодня в фонде страхования вкладов 124,4 миллиарда рублей (данные на конец 3 квартала 2011 года). На сегодня на депозитах в российских банках находится сумма в 9080,7 миллиардов рублей [3]. То есть, если все банки (условно) обанкротятся, гарантированно выплачены будут только 1,37 % всех вкладов. Именно поэтому в условиях кризиса рекомендуется отдавать предпочтения банкам со следующими характеристиками:

• срок работы на рынке – от 5 лет;

• наличие государственного участия (например, Сбербанк, банк ВТБ-24, Газпромбанк, Россельхозбанк и т. п.);

• вхождение банка в ТОП-10 российских банков.

Данные критерии позволят вам подобрать надежный банк для размещения средств на депозит.

К тому же, Агентство по страхованию вкладов (АСВ) не исключает, что Банк России в 2011 году отзовет лицензии у ряда банков, из которых 30 случаев будут страховыми, сообщил журналистам на брифинге в РИА Новости глава АСВ А. Турбанов: «…но, скорее всего, это не будет касаться крупных банков». Турбанов напомнил, что с начала текущего года по настоящий момент было 13 страховых случаев, в то время как в 2009 году – 31 случай. [2]

Важно учесть, что Банк России считает необходимым продление еще на полгода – до 1 июля 2011 года – моратория (от лат. moratorium – замедляющий, отсрочивающий) на введение запрета банкам-участникам системы страхования вкладов привлекать средства во вклады и направил соответствующие предложения в Госдуму и Минфин. Об этом сообщил РИА Новости директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России М. Сухов.

Изначально мораторий был введен с октября 2008 года и был рассчитан до 1 января 2011 года. Инициатором выступил ЦБ РФ. До введения моратория, если банк-участник ССВ получал убытки три месяца подряд, ЦБ РФ был обязан ввести ему запрет на привлечение средств населения на депозиты.

С другой стороны, уровень инфляции в большинстве периодов превышает депозитную ставку, что видно на рис. 1, где представлены ставка по депозитам в кредитных организациях России, не включая ставку по депозитам до востребования [3], и ежемесячный уровень инфляции [2], пересчитанный на год.


Рис. 1. Годовая депозитная ставка (кроме депозитов до востребования) и уровень инфляции (в пересчете на год) в 2008–2010 гг., в процентах


Какие возможности имеет российский гражданин по размещению своих сбережений в иностранные государства?

Россия инвестировала за рубеж в январе – марте 2009 г. $19,7 млрд. – на две трети больше, чем получила, и в 2,7 раза больше, чем за такой же период 2008 г. [4].

Напуганные банковским кризисом граждане задумались о «тихой гавани» для своих сбережений. Такой, где деньги не обесценятся, не сгорят в огне какого-нибудь финансового кризиса, не погибнут под руинами казавшегося вполне устойчивым банка. Для многих это вклад в иностранном банке.

Официально право открывать счета в иностранных банках и хранить на них свои сбережения россияне получили еще в 1992 г., когда был принят первый закон «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ». Но делать это могли лишь те, кто временно проживал за рубежом. Кроме того, перед возвращением на родину счет нужно было закрыть, а все средства перевести в Россию. Остальным же гражданам для открытия счета за рубежом требовалось получить разрешение Центрального банка. Говорят, что до 2001 г. количество выданных гражданам разрешений едва превысило десяток, хотя все, кто хотел иметь счет за границей, его открывали, невзирая на запреты.

Зато в августе 2001 г. Центральный банк выдал такое разрешение всем россиянам сразу, приняв инструкцию «О счетах физических лиц – резидентов в банках за пределами РФ». Впрочем, и тут не обошлось без ограничений: частным лицам разрешили иметь вклады только в иностранных банках, которые расположены на территории стран – участниц Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или финансовой Комиссии по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ).

В июне 2004 года в самый разгар «кризиса доверия» был сделан очередной шаг навстречу нуждам граждан: вступил в силу новый закон «О валютном регулировании». Теперь россияне могут свободно открывать счета в любых иностранных банках за рубежом.

Но о какой бы стране ни шла речь, по новому закону вкладчик обязан в течение месяца после открытия счета уведомить об этом местную налоговую инспекцию. Это не пустая формальность: только получив штамп налоговой службы на уведомлении, человек сможет переводить деньги на свой зарубежный счет через российские банки. Кроме того, ему придется дать мытарям письменное обязательство предоставлять выписки по счету по первому требованию.

Словом, теперь, выполнив некоторые формальные требования, любой человек может хранить деньги за рубежом. Если, конечно, этих денег достаточно для того, чтобы иностранный банк взялся за их обслуживание. Минимальная сумма на счете может составлять как $30 000-50 000, так и $200 000–500 000 [1].

Таким образом, сейчас открыть счет за рубежом – достаточно просто, но это не значит, что абсолютно все должны срочно открыть счета в банках Швейцарии, Кипра, Великобритании и т. д.

Везде следует соблюдать принцип разумности и рациональности. Неверным будет утверждение, что российским банкам верить нельзя, и счет в зарубежном банке решит все ваши проблемы с сохранностью накоплений в период кризиса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Как выжить и сохранить свои сбережения во время кризиса? / Н. Смирнова. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с. – (Советы опытных людей)

2. Интернет ресурсы. Режим доступа: www.banki.ru

3. Интернет ресурсы. Режим доступа: www.cbr.ru

4. Интернет ресурсы. Режим доступа: www.gorodfinansov.ru

К вопросу о модернизации сельского хозяйства

А. Н. Чекавинский[2]
Научный руководитель – В. А. Ильин[3]
ИСЭРТ РАН

Уровень социально-экономического развития России, ее положение в мировой экономике в ближайшей перспективе во многом будут определяться эффективностью использования земельных, водных и агропродовольственных ресурсов. Это связано с тем, что их количество лимитировано, а население планеты ежегодно увеличивается на 90 млн. чел., продовольствие становится таким же дефицитным товаром, как нефть и газ. В этой ситуации при условии масштабной модернизации АПК России способен обеспечить не только самодостаточность отечественного рынка в продуктах питания и сельхозсырье, но и укрепить позиции страны в мире.

Однако в настоящее время «дивиденды», которые дает агросектор России, малы. Во многом это связано с низкой эффективностью использования аграрного потенциала. Так, Вологодская область по надою молока на 1 корову в 2009 г. уступала Швеции и Финляндии в 1,5 раза. Более половины высокопродуктивного поголовья коров региона было сконцентрировано в четверти сельхозорганизаций, где получали 62 % всего объема молока. Среднесуточный привес КРС на откорме составил чуть менее 0,5 кг, хотя в лучших хозяйствах России значения этого показателя были в 3 раза выше. Урожайность зерновых была в 2,5–3 раза ниже в сравнении со странами Скандинавии. По уровню производительности труда в агросекторе Вологодская область уступала США в 11 раз, Канаде – в 10 раз, Германии – в 7 раз.

Мероприятия по модернизации сельхозпроизводства в регионе идут медленно. По итогам 2009 г. на беспривязное содержание с доением в современных доильных залах было переведено лишь 12,7 % поголовья коров. Только в трех хозяйствах использовалась роботизированная техника по доению коров. Удельный вес племенного скота в общем поголовье составил всего 28,3 %. Ежегодно в сельхозорганизациях проводится реконструкция ферм, телятников, птичников и свинокомплексов, приобретается современная (в основном, импортная) техника по подготовке и раздаче кормов. Однако масштабы этих работ невелики.

В растениеводстве и кормопроизводстве региона переход на качественно новые ресурсосберегающие технологии идет также медленно. В 2009 г. минимальная обработка почвы была проведена на десятой части посевных площадей. За последние 3 года закуплено 37 посевных комплексов, позволяющих за один проход проводить подготовку почвы и посев сельскохозяйственных культур. Постепенно осваиваются технологии заготовки и хранения кормов в полиэтиленовых рукавах, плющения зерна. Вообще не применяется технология точного земледелия.

В структуре машинно-тракторного парка более 70 % тракторов рассчитаны на усредненную мощность мобильных энергосредств 70–75 л.с. Большинство сельхозмашин, по-прежнему, имеют низкие технико-эксплуатационные показатели, являются недостаточно надежными, малооперационными. Это приводит к несвоевременному и некачественному проведению сезонных полевых работ, несоблюдению технологий и, в конечном счете, низкой урожайности сельскохозяйственных культур. Кроме того, использование в сельхозпроизводстве физически и морально устаревшей техники значительно увеличивает себестоимость единицы продукции, снижает эффективность труда, привлекательность отрасли для молодых механизаторов (ввиду низких условий комфортности, необходимости частого ремонта).

Что сдерживает модернизацию сельского хозяйства? Какие меры были приняты за последние несколько лет для перевода отрасли на качественно новый уровень развития?

Основной проблемой низких темпов интенсификации сельхозпроизводства является отсутствие финансовых средств у сельхозорганизаций на осуществление мероприятий по модернизации. Согласно данным статистики, в структуре инвестиций в основной капитал агросектора собственные средства составляют более 70 % (табл. 1). Однако их объем ввиду диспаритета цен, недостаточного протекционизма и регулирования рынка сельхозпродукции остается небольшим для масштабных преобразований.


Таблица 1. Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства


Условия получения банковского кредита для большинства сельхозор-ганизаций являются неприемлемыми, прежде всего, ввиду высокой ставки процента и отсутствия необходимой залоговой базы (табл. 2).


Таблица 2. Трудности, испытываемые руководителями сельхозорганизаций Вологодской области при получении банковского кредита, в % от числа респондентов


Объемы государственной поддержки агросектора региона были в 7,5 раз ниже, чем в Норвегии, в 3,5 раза меньше по сравнению со странами ЕС (рис. 1). Острой остается также проблема дефицита кадров, способных осваивать передовые достижения научно-технического прогресса, неразвитости инновационной инфраструктуры. Эффективная проводящая сеть от науки к производству по-прежнему не сформирована, поэтому научные исследования и освоение их результатов в производстве существуют как бы в «параллельных мирах».


Рис. 1. Уровень поддержки сельхозтоваропроизводителей (в пересчете на 1 руб. произведенной продукции, копеек)


Тревожным сигналом является то, что на федеральном уровне необходимости модернизации агросектора до сих пор не придается должного значения. В статье «Россия, вперед!», а затем и в послании Федеральному Собранию от 30.11.2010 г. президент России Д. А. Медведев указал на перечень приоритетных отраслей, которые должны стать локомотивом отечественной экономики. По его мнению, к ним относятся энергетика, космос, медицина, информационные и телекоммуникационные технологии. Эти направления, безусловно, является перспективными. Но большая ошибка полагать, что только одни они способны обеспечить стране «счастливый билет» в будущее.

Государственная программа развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее Госпрограмма), которая определяет цели и основные направления развития отрасли на период до 2012 г., также имеет ряд недостатков. Проанализировав содержание раздела данного документа, посвященного мероприятиям по модернизации сельхозпроизводства, можно убедиться, что она заключается лишь в техническом и технологическом обновлении парка техники, т. е. в качественном преобразовании производительных сил. О необходимости модернизации производственных отношений (развитии кооперации, формировании интегрированных структур, совершенствовании механизмов государственного регулирования и поддержки АПК, создании инфраструктуры рынка) в Госпрограмме не сказано практически ни слова.

Основным инструментом стимулирования сельхозпроизводителей осваивать современную технику и технологии является предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам. В 2009 г. из федерального бюджета Вологодской области на эти цели было направлено 78 % от общего объема бюджетной поддержки. Подобная аграрная политика государства привела лишь к масштабному росту закредитованности сельхозорганизаций. За 2005–2009 гг. этот показатель увеличился с 48,3 до 70,2 % (рис. 2). В то же время лизинг – наиболее распространенный во всем мире способ обновления техники и технологий, имеющий ряд преимуществ перед кредитованием, использовался крайне недостаточно.


Рис. 2. Закредитованность сельхозорганизаций Вологодской области


Возможность получения «длинных денег» для модернизации имели лишь экономически сильные хозяйства, что привело к усугублению положения небольших сельхозорганизаций и малых форм хозяйствования, так как воспроизводство у них оставалось в большинстве случаев суженным.

Важно отметить, что Госпрограмма не была построена на основе стратегии устойчивого развития российского АПК. Следовательно, четкого представления о том, каким должен быть агросектор в долгосрочной перспективе, нет.

Согласно данным Петрикова А., зам. министра сельского хозяйства, в настоящее время наблюдается рассогласованность действий между Минсельхозом РФ и Россельхозакадемией на всех стадиях научно-технологического цикла: от планирования НИР, их осуществления до внедрения новшеств в производство. «Годовые планы НИР академических институтов разрабатываются, как правило, без участия министерства, нет единого плана научно-исследовательских работ».

Для ускорения модернизации сельского хозяйства требуется реализовать комплекс взаимосогласованных мер ценового, налогового, денежно-кредитного регулирования. Прежде всего, они должны быть направлены на обеспечение условий для повышения рентабельности сельхозпроизводства, формирования эквивалентных товарообменных отношений между участниками АПК, их интеграции в кооперативные, холдинговые структуры.

Не менее важно проводить стимулирующую инвестиционную политику посредством компенсации за счет бюджетных средств до 30 % стоимости ресурсосберегающих машин и оборудования, предоставления налоговых преференций на период срока окупаемости инвестиционных затрат.

Нет необходимости доказывать, что следует активнее развивать инновационную инфраструктуру АПК региона, усиливая степень взаимодействия между ее элементами (вузами, НИИ, опытными станциями, страховыми и коммерческими организациями, сельхозпроизводством, органами власти).

Существует также острая потребность в создании эффективной службы информационно-консультационных услуг, способной непосредственно принимать участие в аудите, разработке и реализации конкретных проектов по модернизации деятельности сельхозорганизаций.

Очевидно, что существенной модернизации требует система подготовки и переподготовки кадров для сельского хозяйства, специалистов консультационных служб.

Наряду с вышеперечисленными мерами для ускорения освоения достижений НТП в сельском хозяйстве необходимо осуществлять комплекс мер по активизации информационного сопровождения модернизации отрасли в СМИ, подготовке и распространению образовательной, рекламной и другой печатной продукции.

Только на основе такого подхода можно обеспечить модернизацию агропроизводства в регионе, повысить производительность труда в отрасли и конкурентоспособность продукции, а главное – поднять на этой основе жизненный уровень населения области.

Современное состояние промышленного комплекса Вологодской области

Е. А. Мазилов[4]
Научный руководитель – С. В. Теребова[5]
ИСЭРТ РАН

Промышленность является важнейшей составной частью хозяйственного комплекса России. На ее долю приходится 38 % валового внутреннего продукта. Ведущая роль промышленности в экономике страны определяется, прежде всего, тем, что, снабжая отрасли народного хозяйства орудиями труда и материалами, она служит активным субъектом научно-технического прогресса и расширенного воспроизводства в целом.

Без опоры на промышленный комплекс страны невозможно не только достижение устойчивого экономического развития и национальной безопасности в отдаленной перспективе, но и решение средне– и краткосрочных задач. Задача, поставленная Президентом Д. А. Медведевым о переходе к новой инновационной экономике, определяет необходимость и во внедрении новых подходов к управлению промышленной политикой.

Опыт экономических реформ в развитых и развивающихся зарубежных странах однозначно указывает на активную промышленную политику государства как главную институциональную и хозяйственную основу успешных системных преобразований. В настоящее время основой государственной политики в области экономических преобразований в целом и реформирования промышленного комплекса в частности является Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Однако сформулированные задачи диверсификации экономики в данной программе слабо подкреплены соответствующими механизмами их реализации.

Институтом социально-экономического развития территорий РАН в рамках договоров с Правительством Вологодской области подготовлен проект Концепции промышленной политики Вологодской области до 2020 года (далее Концепция), а также проект Программы промышленной деятельности и формирования кластерных систем в Вологодской области на период 2011–2015 гг., которая является первым этапом реализации Концепции.

Данные документы разработаны с учетом основных положений, изложенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17.11.2008 г. № 1662–р, а также Концепции долгосрочного социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года от 28.06.2010 г. № 739, и направлены на решение основных проблем развития области, которые заключаются в следующем.

Блок 1. Проблемы производственного характера:

моральное и физическое старение основных производственных фондов. На объемы и эффективность производства напрямую влияет состояние материально-технической базы промышленности. В регионе по-прежнему прогрессируют процессы морального и физического старения производственных фондов предприятий региона. Основной преградой, препятствующей динамичному развитию производственной базы предприятий по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, является старение производственных фондов. В 2009 г. средний уровень износа ОПФ составил 44,2 %.

Преобладание низкоукладных производств (развитие промышленности пятого уклада идет низкими темпами – ее доля в структуре Вологодской области занимает лишь 1 %, диаграмма на рисунке 1 [1]).


Рис. 1. Структура промышленного производства Вологодской области в 2009 году


– слабая инвестиционная и инновационная активность предприятий (объем инвестиций в основной капитал в регионе снизился в 2009 г. на треть).


Рис. 2. Индексы физического объема инвестиций в основной капитал в Вологодской области и России, (в % к предыдущему году)


Уровень инновационной активности предприятий в регионе в 2009 г. составил всего 7,6 % (в среднем по Российской Федерации – 9,3 %, в США, Японии, Германии, Франции – порядка 60–70 %).


Таблица 1. Количество инновационно-активных организаций по видам экономической деятельности в Вологодской области, единиц [3]


– моноструктурность промышленности (50 % ВРП приходится на долю предприятий металлургического комплекса).


Рис. 3. Структура промышленного сектора региона


– высокая энергоемкость (по данным опроса, в 2009 году 73,4 % руководителей отметили, что развитие производства в первую очередь сдерживали высокие цены на топливо и энергию[2]);


Рис. 4. Основные факторы, сдерживающие развитие производства на промышленных предприятиях Вологодской области (по данным опроса руководителей, в %)


Блок 3. Проблемы финансового характера:

– низкая рентабельность (за период с 2003 г. по 2009 г. рентабельность продукции промышленных предприятий имеет хроническую тенденцию снижения. Так, рентабельность продукции добывающих предприятий снизилась на 2,8 % и составила 1,1 % (в среднем по РФ она увеличилась на 10,5 % до 29,7 %); продукции предприятий обрабатывающих производств снизилась на 31,8 % и составила 14,1 % (в среднем по РФ она увеличилась на 0,1 % до 12,5 %); продукции предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды снизилась на 5 % и составила 5,3 % (в среднем по РФ она увеличилась на 1,2 % до 7,6 %)).

– дефицит финансовых ресурсов (по данным опроса в 2009 году 28,1 % руководителей предприятий отмечают крайне неудовлетворительное и неудовлетворительное финансовое состояние [2]).


Таблица 2. Оценка финансового состояния предприятий промышленности Вологодской области (по данным опроса руководителей и экспертов, в %)


Таким образом, все проблемы развития промышленного сектора экономики Вологодской области можно объединить в несколько блоков: 1) проблемы производственного характера; 2) кадровые проблемы; 3) проблемы финансового характера. Под воздействием указанных факторов промышленность Вологодской области является низкоукладной и не ориентирована на выпуск наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью.


Рис. 5. Проблемы промышленного сектора экономики Вологодской области в разрезе основных факторов производства


На наш взгляд, цель промышленной политики Вологодской области заключается в формировании на базе системной модернизации имеющихся ресурсного, трудового, производственного и научно-технического потенциалов современного высокотехнологичного промышленного комплекса, способного обеспечить к 2020 году удвоение валового регионального продукта, удовлетворение потребностей области в основных видах конкурентоспособной продукции, значительное увеличение поступлений денежных средств в областной бюджет, существенное повышение качества жизни населения.

Концепция рассчитана на период 2010–2020 гг. и разбита на два взаимосвязанных этапа.

Первый этап (2010–2015 гг.) на данном этапе планируется стабилизацией ситуации в промышленности региона и постепенным ростом эффективности промышленного производства.

Целью первого этапа является развитие промышленности Вологодской области путем повышения эффективности работы предприятий, а также повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции для обеспечения устойчивого роста экономики региона.

Для достижения поставленной цели в ходе реализации Программы необходимо решение следующих задач:

Создание условий для развития наукоемких производств на промышленных предприятиях региона.

Стимулирование развития производственной базы промышленных предприятий путем привлечения инвестиций в экономику.

Формирование условий необходимых для развития кадровых ресурсов промышленности региона.

Развитие инфраструктуры промышленной деятельности.

Второй этап (2015–2020 гг.) характеризуется устойчивым развитием промышленности региона и дальнейшим ростом эффективности промышленного производства.

Результатом реализации Концепции станет повышение эффективности деятельности промышленных предприятий региона, а также конкурентоспособности выпускаемой ими продукции и, как следствие, устойчивый рост экономики Вологодской области в целом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Федерализм. – 2009.—№ 4. – с. 204.

2. По данным опроса 2010 года проведенного на базе ИСЭРТ РАН в рамках работы «Функционирование и прогноз развития промышленности Вологодской области в условиях глобализации», проводимого среди руководителей предприятий и организаций Вологодской области. В опросе участвовало 64 руководителя.

3. Добывающие, обрабатывающие производства и организации по производству и распределению электроэнергии, газа и воды: Стат. сб. – Вологда: Облстат, 2009. с – 99.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина от 17.11.2008 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/myco nnect/economylib/mert/we lco me/pressservice/eventschronicle/doc12179496481

Формирование целевых показателей в финансовом управлении

Ю. А. Жаравина[6]
Филиал СПбГИЭУ в г. Вологде

Целеполагание в финансовом управлении по причине цикличности экономического развития и изменения этапов жизненного цикла продукции и предприятия имеет склонность к адаптации финансовой деятельности к этим условиям. Так, в начале существования (процесс создания и первичного закрепления на рынке) новая организация главным ориентиром обычно имеет создание величины активов, адекватной имеющемуся в наличии объему собственного капитала и ресурсов его возможного увеличения. Можно выделить два принципиальных подхода: производственный и маркетинговый. При первом состав и структура активов соответствует имеющимся в наличии производственным мощностям, во втором – активы формируются для обеспечения возможности производства конкретного объема, качества и ассортимента продукции (работ, услуг).

Далее на первый план выходит цель окупаемости затрат или получения хоть какого-нибудь минимального положительного значения показателя чистой прибыли. Если затраты превышают выручку, может быть поставлена следующая цель финансового менеджмента в зависимости от выявленных причин:

♦ цель оптимизации затрат и оценка маржинальной прибыли в случае, когда объем производимой продукции недостаточен или избыточен;

♦ цель унификации ассортимента продукции по ширине и глубине, если отдельный виды продукции имеют низкий спрос или требуют повышенных затрат;

♦ цель совершенствования ценовой политики (или ее формирование) в случае достаточного уровня спроса и невысоких затрат.

После получения и закрепления положительного финансового результата всегда появляется желание его увеличить (или стабилизировать при сезонных продажах). В этом случае желаемым целевым показателем принимается рентабельность (деятельности, продаж, собственного капитала). Понятно, что максимальный размер рентабельности обусловлен множеством фактором, наиболее значимым из которых является отраслевая и страновая принадлежность. Имеются примеры привязки целевой прибыли к отдельным финансовым показателям, таким как, размер выплат по привилегированным акциям, облигационному займу предприятия, долгосрочному кредиту и т. д. В этом случае целевой показатель рентабельности обычно определятся как отношение необходимой к получению чистой прибыли к величине совокупных затрат или размеру активов.

В отраслях и сферах экономики, где в рамках государственного регулирования, ограничивается или жестко фиксируется размер прибыли, многие организации вынуждены лишь контролировать соответствие доходов расходов. Однако, продвинутые финансовые службы этим не ограничиваются, акцентируя свое внимание на показателях деловой активности (оборачиваемости активов, запасов, капитала), что позволяет не только профинансировать необходимые затраты, но и максимально использовать временной фактор поступления денежных средств. В этом случае в качестве целевых показателей используются средний срок возврата дебиторской и кредиторской задолженности (в целом и в разрезе видов задолженности, например товарная, финансовая и т. д.), коэффициенты оборачиваемости.

Таким образом, успешное финансовое управление невозможно без формирования актуальной для данного этапа развития предприятия финансовой цели и разработки стратегии и тактики ее достижения. Причем привычный индикатор максимизации рентабельности собственного капитала, всегда остается итоговым индикатором эффективности финансовой работы.

Социальные инвестиции в бизнес России

C. П. Осмоловская[7]
ВГМХА им. Верещагина Н. В.

Социальные инвестиции бизнеса – это материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в переложении, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект.

В области социальных инвестиций в России наблюдаются проблемы, связанные с институциональным несовершенством: государство формирует недостаточно эффективные правовые и социальные институты, а бизнес – структуры вынуждены нейтрализовывать «ошибки» государства, осуществляя значительные социальные инвестиции, и тем самым отчасти «замещать» государство в социальной сфере. При наличии неокрепшего отечественного бизнеса, не успевшего еще занять свою нишу на зарубежных рынках, подобная линия развития ухудшает конкурентоспособность страны на внешних рынках. Это институциональное несовершенство проявляется и с другой стороны: бизнес, в свою очередь, не всегда строго выполняет установленные законом социальные и налоговые обязательства.

Исходным пунктом анализа социальных инвестиций компаний является понятие «корпоративная социальная ответственность». Обобщая множество имеющихся на сегодняшний день трактовок и подходов к пониманию корпоративной социальной ответственности, следует отметить, что корпоративная социальная ответственность представляет собой концепцию выстраивания деловым сообществом, компаниями своей деятельности с акцентом на следующие ориентиры:

– производство качественной продукции и услуг для потребителей;

– добросовестное следование налоговому, трудовому и экологическому законодательствам;

– вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества;

– учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в деловой практике.

В результате многовековых традиций в западном обществе сформировалась сложная система регламентации взаимоотношений и ролей частного, правительственного и неправительственного секторов. Эта сбалансированная система функционирует как саморегулируемый механизм, в котором за каждой из сторон закреплены свои собственные права и обязанности, делающие их, с одной стороны, самостоятельными, а с другой стороны, взаимозависимыми.

В таких условиях схема взаимоотношения бизнеса и общества становится если не понятной и прозрачной, то, по крайней мере, прямо или косвенно регламентированной. Участие бизнеса в жизни общества либо жестко регулируется в рамках действующего коммерческого, налогового, трудового и экологического законодательств, либо осуществляется самостоятельно под воздействием специально созданных стимулов и льгот. В первом случае государство устанавливает «коридор взаимодействия» бизнеса и общества, в котором государственные механизмы наравне с гражданскими структурами создают необходимые условия для участия бизнеса в жизни общества. Во втором случае государство под давлением гражданских инициатив создает эффективные механизмы стимулирования бизнеса для осуществления вклада в общественное развитие. Российская концепция корпоративной социальной ответственности характеризуется добровольным инициированием бизнеса и желанием предприятий получить от государства четкие законодательные рамки корпоративной социальной ответственности. Социальные инвестиции являются практической формой реализации корпоративной социальной ответственности, развитие которой в России проходило в три этапа:

1. 1991–1998 – реструктуризация социальной инфраструктуры компаний в ходе приватизации, возрождение традиций благотворительности и меценатства;

2. 1999–2002 – постепенный переход от разовой помощи физическим лицам и организациям к финансированию целенаправленных программ; формирование представлений о корпоративной социальной ответственности в деловой среде;

3. 2003 – формирование комплексного, стратегического подхода к социальной ответственности; начало социального инвестирования; развитие корпоративных и частных фондов; привлечение некоммерческих организаций к реализации корпоративных программ. В этом процессе было два переломных момента:

♦ 1998 – вследствие дефолта российские компании резко сократили вложения в социальную сферу, столь же значительно возросло их внимание к эффективности своих вложений;

♦ 2003 – на фоне значительного ослабления диалога бизнеса и власти деловое сообщество публично заявило о своем стремлении быть социально ответственным; инициативы бизнеса, в частности, по добровольной социальной отчетности, были поддержаны организациями гражданского общества.

Перечень направлений, в которых реализуются корпоративные социальные программы, достаточно широк – это экология, развитие спорта, культуры, образования, муниципальной социальной инфраструктуры, независимых СМИ, муниципального управления, поддержка общественных инициатив и талантливой молодежи. Часть этих программ имеет исключительно благотворительный характер. Социальное инвестирование – способ реализации корпоративной социальной ответственности посредством целевых программ, которые отвечают нуждам основных групп заинтересованных лиц – потребителей, персонала, местных сообществ на территориях присутствия. Его привлекательность обусловлена тем, что в стратегической перспективе социальные инвестиции всегда взаимно выгодны. Сам термин «социальные инвестиции» предполагает, что данные вложения окупаются, что существует некий механизм получения дополнительной выгоды. Например, вложения в экологическую безопасность производства, которых требуют местные сообщества, окупаются за счет снижения профессиональной заболеваемости, повышения производительности труда, повышения политической и социальной стабильности на территориях присутствия, укрепления репутации и т. п.

Социальные инвестиции компаний, осуществляемые путем реализации внутренних и внешних социальных программ, заняли достаточно прочное место в корпоративной стратегии и становятся частью каждодневной управленческой практики российских компаний. При этом внутренние социальные программы, направленные, прежде всего, на своих работников, являются приоритетным направлением социальных расходов.

Социальные программы способствуют созданию имиджа и повышению репутации бизнеса и, таким образом, являются долгосрочными вложениями в нематериальные активы компании.

Проводя ответственную корпоративную социальную политику, компания обеспечивает устойчивость своего бизнеса и может надеяться на помощь государства и лояльность работников в кризисных ситуациях. Социологические исследования подтверждают важность для россиян принципов социально-ответственного ведения бизнеса: социальная ответственность бизнеса предполагает для населения не только своевременную и полную уплату налогов (так считают 25 % опрошенных), но и активное участие бизнеса в решении социальных проблем (61 %).

Социальные инвестиции как форма реализации корпоративной социальной ответственности – это инвестиции, направленные на развитие творческого и трудового потенциала людей на основе повышения качества жизни населения посредством формирования и развития социальной и экологической инфраструктуры, институтов гражданского общества с целью повышения устойчивости бизнеса и уменьшения его рисков. Целью социального инвестирования бизнеса является повышение инвестиционной привлекательности компании и региона путем увеличения человеческого капитала и минимизации социальных рисков. Главный критерий эффективности социальных инвестиций бизнеса – рост его инвестиционной стоимости в долгосрочном периоде. Но реализация социальных проектов бизнеса воздействует не только на эффективность предприятия, но и на экономическое и социальное развитие общества в целом, приводя к изменению структуры общественного производства на микро-, мезо– и макроуровнях, способствуя росту инновационного потенциала компании и экономики страны в целом, повышению инвестиционной привлекательности компании, региона, страны.

Социальные инвестиции не ставят своей целью непосредственно увеличение доходов компании, но уменьшают как систематический, так и несистематический риск деятельности предприятия. Уменьшение систематического риска происходит путем:

– снижения социальной напряженности в регионе;

– улучшения инвестиционного климата в регионе посредством обеспечения высокого качества средового обустройства жизни населения путем развития региональной инфраструктуры (транспортной, социальной, экологической), что приводит к снижению инвестиционных рисков предприятий.

Компании, вкладывая средства в социальные инвестиции, уменьшают свои несистематические риски путем снижения вариации денежных потоков компании, увеличения предсказуемости и стабильности рентабельности своей деятельности, так как формируют высокопрофессиональный состав работников предприятия и увеличивают как их лояльность, так и лояльность всего населения и администрации региона.

Компании начинают заниматься социальным инвестированием на стадии юности, когда у них появляются стабильные денежные потоки, на стадии расцвета при максимуме денежных потоков социальные инвестиции достигнут максимума. В периоды спада и реорганизации предприятия будут минимизировать вложения в социальные инвестиции, так как такие периоды характеризуются отрицательными потоками денежных средств, и задача предприятий – выживание, а не развитие.

Основа инвестиционного портфеля предприятий – эффективные проекты, с доходностью выше стоимости привлеченных источников финансирования (WACC) и положительной чистой приведенной стоимостью (NPV). Но отдельные проекты, если оценивать их с точки зрения традиционных показателей инвестиционной привлекательности проектов могут быть признаны неэффективными, т. е. они могут иметь:

1) отрицательную доходность;

2) нулевую доходность.

К таким некоммерческим инвестициям чаще всего относятся и инвестиции в социальные проекты. Несмотря на низкие или отрицательные значения доходности по социальным проектам, большинство из них можно назвать «условно неэффективными», так как эти проекты формируют, поддерживают или стабилизируют конкурентные преимущества компании, уменьшают ее риски. Влияние социальных инвестиций на изменение стоимости компании представлено в табл.1.


Таблица 1. Влияние социальных инвестиций на стоимость компании


Как видно, социальные инвестиции оказывают различное влияние на изменение стоимости компании: наряду с положительными влияниями (увеличение выручки, уменьшение затрат, рисков, увеличение темпов роста), может происходить и негативное воздействие на стоимость компании: увеличение общих затрат, рост капиталовложений. Итак, социальные инвестиции – составная часть инвестиционного портфеля компаний, они направлены на уменьшение систематического и несистематического риска компаний, снижение вариации доходов и рентабельности компании, стабилизацию темпов роста, и являются необходимым условием осуществления инвестиционной стратегии компании, т. е. стабилизируют и поддерживают конкурентные преимущества компании в долгосрочной перспективе, приводя к росту ее стоимости. Польза социальных инвестиций определяется тем, насколько снижаются издержки производства, повышается производительность труда, снижаются потери от временной нетрудоспособности сотрудников, повышается обеспеченность квалифицированными специалистами, снижаются санкции и штрафные платежи (обусловленные воздействием на окружающую среду), становится возможной реорганизация производства, сокращение численности сотрудников и т. п., насколько они повлияли на репутацию компании в глазах покупателей, расширение присутствия на рынке, увеличение объема продаж и стоимость бренда.

Социально ответственная позиция компании становится конкурентным преимуществом в глазах современных покупателей. Так, если благотворительные программы способствуют продвижению корпоративных ценностей или позволяют разделить с клиентами эмоциональный настрой, они способствуют повышению лояльности потребителей. Это эффективная стратегия для компаний, работающих на массовом потребительском рынке. Польза социальных инвестиций определяется тем, насколько социальные программы повлияли на репутацию компании в глазах инвестиционного сообщества, оценку качества корпоративного управления.

При сходных финансовых показателях компания, загрязняющая окружающую среду, использующая труд детей, жестоко эксплуатирующая человеческие и инфраструктурные ресурсы местных сообществ, менее привлекательна для инвестиций, чем социально ответственная компания. Наличие у компании эффективной социальной и экологической политики снижает риски и косвенно свидетельствует о высоком качестве корпоративного управления во всех сферах деятельности, о способности видеть проблемы и оперативно реагировать на них. В конечном итоге это снижает цену привлекаемых для развития ресурсов и повышает стоимость компании. Как правило, этот механизм возврата эффективно используется компаниями, планирующими или уже осуществившими размещение своих акций на международных торговых площадках.

Эффективность организации водного (круизного) туризма в регионе

М. А. Кошутин[8]
М. Р. Сулейманов[9]
Научный руководитель – Н. А. Пахолков[10]

Эффективность водного (круизного) туризма в регионе означает получение экономического эффекта от его организации. Поэтому развитие туристской индустрии в регионе и повышение качества туристского обслуживания являются дополнительным источником формирования доходной части территориального бюджета.

Развитие внутреннего туризма обозначается в числе наиболее приоритетных направлений развития экономики Вологодской области. Число участников путешествий в регионе в 2009 г. составило 1,36 млн. посетителей и увеличилось по сравнению с 2008 г. на 2 %. Наиболее посещаемыми территориями области являются города Вологда и Череповец, Кирилловский и Великоустюгский районы, на которые приходится более 70 % путешествий.

Наличие туристских ресурсов определяет привлекательность региона для посещения его туристами. В этом отношении область имеет широкие возможности, как для внутреннего, так и для въездного туризма (табл. 1).


Таблица 1. Туристские ресурсы Вологодской области


В Вологодской области туризм является одним из стратегических направлений развития региона. В целом область обладает следующими конкурентными преимуществами в развитии туризма: природа с ее уникальным северным ландшафтом, лесами, озерами и реками. В области насчитывается 20 тыс. рек и ручьев, 5,3 тыс. озер общей площадью 3023 кв. км. В географии водных путешествий области ведущую роль играют Волго-Балтийская и Северо-Двинская водные системы, реки Вологда, Сухона, Юг, Шексна, озера Кубенское, Белое, Ладожское и Рыбинское водохранилище. Наличие крупных водных артерий создает благоприятные условия для развития именно водного туризма.

Транспортная инфраструктура в целом имеет ключевое значение для развития туризма. В области в настоящее время существует сложившаяся транспортная система и, хотя по значимости в ней ведущее место занимает железнодорожный транспорт, водный транспорт имеет также существенное значение для развития туризма. Тысячи километров судоходных рек и озер в регионе являются основными пунктами приема большинства потоков транзитных зарубежных и многих отечественных туристов.

В настоящее время туризм на территории области развивается достаточно динамично, что подтверждается данными таблицы 2.


Таблица 2. Динамика въездного туристского потока в области


Из 26 муниципальных образований области наиболее посещаемыми территориями являются Кирилловский и Великоустюгский районы, на которые приходится более 30 % туристов. Следует полагать, что стратегия устойчивого развития туризма в регионе основывается на том, что организация экономически выгодной туристской деятельности в долгосрочной перспективе возможна только при сохранении благоприятной экологической и социальной обстановки и удовлетворении принципов устойчивого развития территорий.

Большой потенциал роста имеет водный (круизный) туризм, так как тенденция его развития характеризуется устойчивым ростом спроса на теплоходные маршруты. Анализ водного туризма (табл.3) свидетельствует о необходимости развития туристской инфраструктуры: реконструкции и строительства современных причалов, обустройства зеленых стоянок.


Таблица 3. Преимущества и недостатки водного туризма




Туристская деятельность приносит реальный доход, как субъектам турбизнеса, так и области. Вклад туризма в экономику региона составил в 2009 г. 7,0 млрд. руб., или 4,1 % ВРП. В результате влияния финансового кризиса в 2010 г. произошло снижение доходов от туризма, которые составило 6,8 млрд. руб. или 4 % ВРП. Средняя численность работников, занятых в сфере туризма и сопутствующих отраслях составляет 16,5 тыс. чел. или 2,7 % экономически активного населения области.

В структуре экономики Кирилловского района туризм и сфера услуг занимает 45 %, а доля поступлений в районный бюджет от туризма и сопутствующих областей составляет 16 % (1998 г. – 1,5 %). В сфере туризма и сопутствующих отраслях занято 512 чел. (4,9 % от трудоспособного населения района). Количество судозаходов составило 767, из них 647 – в село Горицы, 120 – в дер. Кузино (произошло уменьшение на 9 % по сравнению с 2008 г.) С навигации 2009 г. в Кирилловском муниципальном районе функционирует новая туристская стоянка для приема круизных теплоходов в дер. Кузино (владелец – ООО «КОНТ», г. Санкт-Петербург).

В Великом Устюге с ноября 1998 г. успешно реализуется проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза», который за 12 лет превратился в заметную составляющую экономики, выступая важным фактором, влияющим на рост занятости населения, стимулирующим производство товаров и услуг, развивающим инфраструктуру и коммуникации в регионе.

Динамика туристского потока в г. Великий Устюг имеет ярко выраженную сезонность, которая постепенно снижается, при этом наблюдается увеличение числа посетителей в летние и осенние месяцы. Сезонность турпотока составила в 2002 г.: декабрь-февраль – 70 %, остальные месяцы – 30 %; в 2009 г.: декабрь-февраль – 63 %, остальные месяцы – 37 %.

Для снижения сезонности и повышения туристской привлекательности этого проекта выполняется комплекс мероприятий, включающий внедрение новых всесезонных туристских маршрутов с посещением достопримечательностей Великоустюгского района. Следует отметить, что географическое расположение Северо-Двинской шлюзованной системы от г. Кириллов до г. Великий Устюг, ландшафт, наличие памятников истории, отсутствие промышленных предприятий по берегам создают все условия для возобновления и развития речного туризма в бассейне р. Сухоны.

Основной проблемой развития круизного туризма по Северодвинской шлюзованной системе является недостаток современных пассажирских судов с небольшим водоизмещением и небольшой осадкой. Примером таких судов является теплоход проекта 331 (ВТУ) разработки ЦТКБ Минречфлота РСФСР. Строились эти теплоходы в 60-х годах прошлого века на Великоустюгском ССРЗ. Теплоходам присваивались названия «ВТУ-3**». Эти мелкосидящие пассажирские суда для местных линий использовались, в основном, на пассажирских линиях и в туристических целях. В настоящее время большинство судов выведено из эксплуатации, а оставшиеся переоборудованы соответствующим образом и используются в качестве яхт или для круизов небольших туристических групп по малым рекам. В Европе также работают не только новые теплоходы, средний возраст которых, например, в Бельгии приближается к 45 годам. Объекты, построенные 30 и более лет назад, не обладают ни экономичностью, ни экологичностью, характерными для современного судна, но с проведением соответствующих модернизационных работ эти проблемы в настоящее время решаемы.

Для предприятий региона, занимающихся перевозкой по Северодвинской шлюзованной системе такой категории пассажиров как туристы, было бы целесообразно ввести механизм государственного лизинга или возмещения значительной части затрат на уплату процентов по кредитам на приобретение пассажирских судов такого типа. Поскольку лизинг – это долгосрочная аренда имущества для предпринимательских целей с последующим правом выкупа, обладающая некоторыми налоговыми преференциями, то приобретение основных средств в форме лизинга позволит снизить налоговую нагрузку на предприятия водного транспорта. В частности, платежи по лизинговым договорам уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (являются затратами). Кроме этого, ускоренная амортизация (с коэффициентом 3) позволяет балансодержателю снижать базу для расчёта налога на имущество и дополнительно снизить базу расчёта налога на прибыль. Планирование потоков НДС при лизинге на предприятиях водного транспорта требует тщательного подхода в соответствии с действующими нормативными документами и иногда может обеспечить дополнительные выгоды. В российской практике принято указывать в договоре лизинга удорожание его предмета (ставку удорожания). Обычно она рассматривается как годовые проценты и рассчитывается как разница в процентах между суммой всех платежей по лизинговому договору и стоимостью предмета лизинга, приведённая к годовой ставке с учётом срока договора лизинга.

Таким образом, если внедрить в регионе программу господдержки предприятий водного транспорта, которые будут приобретать в лизинг пассажирские суда с небольшим водоизмещением и небольшой осадкой, организуя туристические маршруты по Северо-Двинской шлюзованной системе со стоянками в городах от Кириллова до Великий Устюга, а на период сильного мелководья достаточно легко переориентировать маршруты таких судов по Волго-Балтийскому водному пути от г. Череповца до г. Вытегры, то экономическая эффективность водного туризма будет значительной.

Современное состояние и перспективы развития рынка молочной продукции на материалах Вологодской области

И. Н. Юрова[11]
Научный руководитель – А. М. Балонишников[12]
СПбГИЭУ

Современные законы функционирования рынка требуют от сельскохозяйственных предприятий акцентировать свое внимание на значимость таких факторов как:

→ уменьшение стоимости ресурсов при сохранении высокого качества продукции;

→ совершенствование и модернизация технологии производства;

→ использование налоговых льгот;

→ выбор стратегии поведения фирмы в зависимости от количества конкурентов в отрасли;

→ ценовые ожидания производителей данной отрасли;

Однако не стоит забывать о влияние текущего состояния экономики России, а также о роли мирового финансового кризиса на изменения благосостояния населения. Данные обстоятельства играют важную роль при исследовании проблемы формирования, развития и прогнозирования цен на молочную продукцию.

На сегодняшний день тяжелое положение молочного животноводства, а также влияние выше перечисленных факторов, вызывают необходимость у предприятий увеличивать цены на продукты питания. Не осталась в стороне и молочная продукция (таблица 1). По данным Росстата, самым большим спросом в России пользуется питьевое молоко (потребление – 23 кг на человека в год), на втором месте – кисломолочные продукты (8,6 кг), из которых самым продаваемым является кефир, на третьем – сыры (3,3 кг), на четвертом – сливочное масло (2,4 кг).


Таблица 1. Важнейшие показатели функционирования рынка молочной продукции Вологодской области с 2002 по 2010 гг [3].


Министр сельского хозяйства Елена Скрынник отметила, что «…производство молока в этом году мы ожидаем на уровне прошлого года – около 32,7 млн. тонн. Импорт – около 7 млн. тонн, также на уровне 2009 года. Дефицита по молоку нет. Соотношение собственного производства и импорта сохранится» [1].

Среди основных причин, вызывающих рост цен на молочную продукцию, следует отметить:

♦ рост производства продукции не соответствует размерам потребностей потребителей, так за 2010 год спрос увеличился на 10 %, а производство только на 1 %;

♦ потребители используют более дешевые взаимозаменяемые товары и переводят свой рацион с более дорогого вида молока на более дешевый. Кроме того не стоит забывать, что доходы граждан в связи с мировым финансовым кризисом значительно уменьшились, что в конечном итоге усиливает неблагоприятный эффект повышения цен [1];

♦ происходит ежегодное снижение надоев молока в связи с сокращением поголовья крупного рогатого скота. Так, в Вологодской области за последние десять лет поголовье сократилось на 36 тыс. коров;

♦ в связи с сокращением надоев происходит рост не только себестоимости продукции производителя, но и растут оптовые и потребительские цены на молоко и молочную продукцию. В частности, в Вологодской области цены за девять месяцев выросли на 8,1 %, по России этот показатель составил 10,5 %. В феврале 2011 года в Вологодской области цена на питьевое молоко сложилась на уровне 23 рублей за 1 литр.

Таким образом, вышеизложенные причины вызывают необходимость провести прогнозирование цен на молоко на ближайшую перспективу (рисунок 1).


Рисунок 1. Прогноз цены на молоко в Вологодской области на 2012 год[3].


Для этой цели целесообразно установить зависимость изменения цен на молоко с использованием временного фактора. Так как для получившегося уравнения коэффициент детерминации близок к единице, то полученное уравнение можно использовать для прогнозирования. Получившаяся линия тренда свидетельствует о том, что к 2012 году цена на молоко в Вологодской области повысится до 26,53 руб., что показывает возможность увеличения цен по сравнению с 2010 годом на 19,7 %.

Исходя из вышесказанного, вытекает необходимость постоянно отслеживать данный процесс во времени, а также продумать систему мероприятий по развитию молочного животноводства в области. Для реализации данной задачи целесообразно создать кластер, где основным пунктом должно является восстановление и развитие данного вида деятельности в сельской местности.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Российская газета» – Федеральный выпуск № 5295 (216) от 24 сентября 2010 г.

2. К2К. Новости. Экономика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.k2kapital.com

3. Статистический ежегодник Вологодской области, 2009.Вологдастат, 2010– С. 35, 37,54

Национальная инновационная экономика: особенности формирования и развития в современных рыночных условиях

Е. Д. Некипелова[13],
Филиал СПбГИЭУ в г. Вологде
Научный руководитель – О. С. Москвина[14], ВоГТУ

В 2009 году Фонд информационных технологий и инноваций (Information Technology and Innovation Foundation – ITIF) обнародовал данные ежегодного рейтинга инновационности экономик стран Европы, Азии и Североамериканского региона. По данным ITIF среди 40 стран вошедших в рейтинг, Россия заняла 35-е место (таблица 1)


Таблица 1. Рейтинг инновационности в 2009 году [5]




Однако следует учесть, что при составлении данного рейтинга использовалась сложная система, охватывающая 16 комплексных показателей. Если обратиться к данной системе подсчета (таблица 2), то следует отметить, что в России существуют хорошие задатки для развития данного процесса, однако имеются и ряд серьезных проблем, среди которых особо следует отметить развитие инфокоммуникационного (ИКТ) сектора Россия.


Таблица 2. Рейтинг инновационности России по основным комплексным показателям в 2009 году [3,4]


Международный телекоммуникационный союз (International Telecommunication Union) в течение 2002 по 2007 года проводил исследования уровня развития ИКТ в 154 мировых странах. В результате данных исследований уровень ИКТ России оценили как высокий (50 место), но по динамике развития за 5 лет страна смогла подняться только на две строчки [4]. Следует отметить, что в настоящее время государственная политика развития ИКТ в России имеет два основных направления:

1. ИКТ в качестве сектора производства. Данный подход подразумевает политику усиления и/или развития производств, связанных с ИКТ[2]. Сложности развития данного направления заключаются в выборе правильной и наиболее эффективной политики. Мировой опыт развития данного направления представляет собой две противоположные точки зрения. Первая, основана на политике протекционизма (опыт Бразилии), где государство несет значительные затраты на стимулирование развития компьютерных технологий. Следует отметить, что при выборе данной политики необходимо учесть отсутствие конкуренции со стороны иностранных поставщиков, что в конечном итоге может привести к потере национальными компаниями стимулов к постоянному совершенствованию продукции и созданию новых товаров и услуг. Вторая точка зрения основана на политике стимулирования производства (опыт азиатских стран), где на территории страны разрешается размещать значительные производства микроэлектроники под торговыми марками крупнейших международных корпораций, что в свою очередь позволит со временем развить собственное производство продукции, отвечающей самым высоким требованиям мирового рынка. Однако при применении данного вида политики необходимо учесть национальные преимущества данных стран, основанные на использовании дешевой рабочей силы и возможности создать необходимую инфраструктуру для развития и поддержки новых технологий.

На сегодняшний день перед Россией стоит проблема выбора наиболее эффективного способа реализации инновационной политики, с учетом имеющихся в России национальных преимуществ, позволяющих развить данное направление с перспективой экспорта готовой продукции не только на внутренний рынок, но и на мировой. Однако следует отметить, что какую бы позицию для себя не выбрала Россия, значительную роль в успешности развития производства передовых технологий и техники возможно только в случае заинтересованности населения страны. В силу данных обстоятельств государству целесообразно обратить свое внимание на проблемы формирования и развития второго направления ИКТ – сектора.

2. Построение информационного общества (ИКТ – информатизация).

Второе направление дает значительный толчок для развития первого аспекта, так как именно возрастающий спрос на информационные услуги может стимулировать увеличение спроса на компьютерную технику и появление потребностей в новых технологиях. На сегодняшний день главная задача заключена в повсеместном проникновении, распространении и доступности информационных технологий по всей территории России. В этих условиях значимая роль должна отводиться инновационной составляющей трудовых ресурсов, под которой следует понимать совокупность личностных, профессиональных, нравственных характеристик работников, формирующие их компетенции и позволяющие им продуцировать и (или) материализовывать новые научно – технические знания в целях реализации стратегии и миссии организации [1].

Данный аспект является весьма важным, так как во – первых, направлен на повышение эффективности трудовой деятельности, позволяющий предприятиям сократить производственные потери во времени, например, связанные с информатизацией производства (ведение компьютерного варианта документоведения). Во-вторых, заставляет работодателей задуматься над вопросом формирования нового типа работников, где значимая роль должна быть отведена формированию и развитию инновационного потенциала, позволяющая стимулировать и реализовать на практике внедрение инновационных идей и технологий. Однако, все это становится возможно только при условии, что не только государство будет оказывать значительную помощь в развитии инфокоммуникационного сектора, но и в задачах и миссиях предприятий появятся такие направления работы как:

стимулирование инноваций в компаниях. В этом аспекте стоит уделить внимание на ускорение амортизации, чтобы увеличивались инвестиции в новое оборудование. Кроме того значимую роль может сыграть распространение на территории предприятия новых информационных каналов высокой пропускной способности в целях совершенствования ведения документооборота.

увеличение инвестирования в новые исследовательские разработки. В данном аспекте следует отметить тот факт, что для его реализации потребуются не только значительные материальные затраты, но и активное использования человеческого капитала предприятия. В связи с этим, следует отметить важность развития у работников не только общепрофессиональных качеств, но и таких качеств как креативность и инновационность (таблица 3).

активное внедрение информационных технологий в процесс обучения и переобучения кадров предприятия – позволит не только сформировать имеющиеся задатки инновационного потенциала, но и способствовать его дальнейшему развитию.


Таблица 3. Современные качества трудовых ресурсов




развитие международного сотрудничества на стадии разработки продукта. При реализации данного аспекта существенно оказывает влияние применение опыта работы зарубежных стран с учетом национальной специфики экономики России. Кроме того, необходимо подумать о вопросе использования процесса иммиграции высококвалифицированных кадров, которые могут являться источниками новых идей и инноваций.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для успешного перехода экономики России на инновационный путь развития следует в плотную подойти к вопросу формирования и развития инфокоммуникационного сектора, который в свою очередь играет значимую роль в процессе формирования конкурентоспособности предприятий вне зависимости от его масштаба и направлений действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барткова, Н. Н. Оценка уровня развития инновационного потенциала трудовых ресурсов – «Национальные интересы: приоритеты и безопасность» № 3 – 2010

2. Информатизация общества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. ssti.ru/kpi/informatika/Content/biblio/b 1/inform_man/gl_1_1.h tm

3. Мировой ИКТ-индекс: Россия 50-я конца [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nslabs.ru/news/?news_id=147

4. Рейтинг инновационности: в общем рейтинге [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.trainings.ru/

5. Рейтинг инновационности: Россия – 6-я с конца [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.silicontaiga.ru/home.asp?artId=9069

Правовые аспекты реформирования бюджетной сферы в посткризисный период развития российской экономики

А. Л. Белоусов[15]
Филиал МГЮА им. Кутафина О. Е. в г. Вологде

Последний мировой экономический кризис открыл все слабые стороны российской экономики. Оценивая его последствия, становится ясно, что переход нашей страны к развитой диверсифицированной рыночной экономике с эффективной системой государственного управления еще не завершен. Это в полной мере касается и бюджетной сферы, которая до последнего времени финансировалась на основе механизмов плановой экономики. Минусом этого является то, что бюджетные учреждения получают финансирование по смете, которая очень часто оторвана от реальных результатов их деятельности. Сметное финансирование для бюджетных учреждений по своей природе заключается в освоении бюджетных средств и в малой степени привязано к результатам, которые от них требуются. На преодоление, в том числе и данных недостатков сметно-бюджетного финансирования, направлена проводимая в нашей стране бюджетная реформа. Суть данной реформы заключается в оптимизации государственных обязательств, повышении результативности и эффективности бюджетных расходов и переходу от финансирования по смете к финансированию по результатам.

Важнейшим этапом в проведении данной реформы явилось принятие Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Этот закон вызвал в обществе достаточно широкую дискуссию. Мнения относительно его необходимости, а также возможных последствиях являются в обществе крайне полярными. Сторонники этого закона утверждают, что качество предоставляемых бюджетными учреждениями услуг возрастет, повысится эффективность их деятельности. Их оппоненты в свою очередь заявляют о «коммерциализации бюджетной сферы», которая неминуемо наступит после его реализации. Поэтому мне хотелось бы остановиться на оценке и анализе возможности и целесообразности реформирования бюджетных учреждений таким образом.

Принятый закон делит все государственные и муниципальные учреждения на три типа: казенные, автономные и бюджетные. Для начала хотелось бы остановиться на их характеристике, а затем уже перейти к анализу механизмов реализации и предполагаемых последствиях.

Казенные учреждения – это государственные (муниципальные) учреждения, которые будут перечислять все доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, в бюджет. При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными в рамках сметного финансирования. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Согласно закону, перечень казенных учреждений будет ограничен. В их число войдут разнообразные военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, психиатрические больницы, лепрозории, учреждения ряда федеральных ведомств, в том числе противопожарной, миграционной и таможенной служб и т. д.

Что касается автономных учреждений, то они на сегодняшний день предусмотрены Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Принимая в 2006 г. данный закон, предполагалось, что значительное число существовавших на тот момент бюджетных учреждений преобразуются в автономные. Однако на практике на федеральном уровне было создано всего четыре автономных учреждения, а в регионах ситуация обстоит не намного лучше. Согласно поправкам, вводимым новым законом, автономные учреждения избавятся от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получат право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного.

И последний – третий вид учреждений, предусмотренный новым законом – это так называемые новые бюджетные учреждения. Они будут финансироваться на основе государственного задания в форме субсидии, а заключать крупные сделки смогут только с согласия учредителя (государства или региональной власти, муниципалитета). При этом в Законе № 83-ФЗ указано, что бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги только сверх государственного задания. В пределах государственного (муниципального) задания платные услуги можно оказывать, только если это прямо установлено в федеральном законе. Данное бюджетное учреждение не будет иметь права открывать счета вне казначейской системы. Порядок ведения бухгалтерского учета в таких организациях будет устанавливаться Минфином России. Закон также лишает эти бюджетные учреждения права распоряжения недвижимым или особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением, а также тем имуществом, которое было приобретено за счет средств, выделенных учредителем на покупку такого имущества. Предполагается, что к таким бюджетным учреждениям будут отнесены медучреждения, школы, музеи, театры и другие государственные (муниципальные) учреждения. Отдельно установлено, что такое бюджетное учреждение не может быть подвергнуто банкротству, но при накоплении долгов его руководитель может быть уволен.

Таким образом, если кратко охарактеризовать те изменения, которые несет анализируемый закон, то можно отметить, что сметное финансирование учреждений будет заменено финансовым обеспечением в виде бюджетных субсидий на выполнение государственного, либо муниципального задания на оказание услуг. При этом закон не раскрывает и не регламентирует порядок формирования задания, нормативы его расчёта и объёмы финансового обеспечения. Разница между сметой и субсидией заключается в том, что в смете детально прописывается, на что именно должны быть потрачены деньги. При субсидиях же деньги выделяются «одной строкой», то есть руководитель может распоряжаться ими более самостоятельно. Но только для того, чтобы выполнить объем задания – то есть оказать определенное количество и качество услуг, установленные учредителем.

Далее хотелось бы остановиться на том, а насколько целесообразно и своевременно принят этот закон, а также понять какие «подводные камни» могут при этом существовать.

Официальная мотивация необходимости принятия данного закона вполне рациональна. Действительно, сметное финансирование бюджетной сферы крайне неэффективно и не стимулирует стремление руководителей бюджетных организаций к эффективному хозяйствованию, а контроль качества практически полностью отсутствует. Многие сторонники закона говорят о том, что существующая на сегодняшний день система обеспечения бюджетных учреждений была сформирована в отличных от нынешних социально-экономических условиях. Председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров выдвигает следующие доводы в поддержку предлагаемого законопроекта: «Доставшаяся нам в наследство система бюджетных учреждений оторвана от нынешних реалий и условий, она была создана под иной тип социально-экономической формации и просто неадекватна требованиям времени. Их мотивация направлена на расширение расходов и штатов, нет никакой мотивации на качество услуг» Так же, имеет смысл привести слова председателя бюджетного комитета Юрия Васильева, – «Есть и определенный стереотип мышления, который формировался десятилетиями. Многие привыкли жить на смете. Привыкли не считать. Привыкли наращивать эту смету, потому что чем больше потратишь, больше потом дадут бюджетных средств. Сейчас же придется, конечно, все считать, все рассчитывать» 2. И с их доводами, безусловно, можно согласиться, т. к. при действующем порядке финансирования по смете бюджетные учреждения заинтересованы просто потратить бюджетные деньги и обосновать расширение сметы на следующий год. Связь финансирования и результатов деятельности учреждения при этом практически полностью отсутствует.

Однако противников данного закона также предостаточно и их аргументацию также необходимо принимать во внимание. В основном противники реформирования бюджетной сферы таким способом апеллируют к тому, что на данный момент отсутствуют стандарты на оказание бесплатных услуг для населения. Отсутствие этих стандартов и вызывает слухи о том, что почти все уроки в школах и практический все медицинские услуги будут платными. Также возникает вопрос, какие качественные характеристики по предоставлению услуг будут содержаться в стандартах и, что не маловажно, каковы будут их источники финансирования. Вот что по этому поводу говорит Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, – «По своей сути закон является «приговором неимущим»…отказ государства от прямого финансирования большинства бюджетных учреждений и переход на субсидирование госзадания, сделает платными многие социальные услуги, которые до сих пор были бесплатными». По мнению Сергея Миронова, – «до сих пор нет вразумительных ответов на ряд важнейших вопросов, которые возникают: что конкретно войдет в состав бесплатного для граждан госзадания; что будет, если перегруженные региональные бюджеты не смогут вовремя оплатить это госзадание; или какова будет доля платных услуг, и как будут регулироваться цены на них».

Еще более жесткую позицию относительно принятого закона занимает известный экономист Михаил Делягин: «бюджетный сектор становится значительно более рыночным, чем он был, и при этом рыночные отношения все шире распространяются на сферах, в которых их по определению быть не должно. Последние 20 лет убедительно показали, что подход к здравоохранению и образованию просто как к способу извлечения прибыли не позволяет им решать их основные задачи: укреплять здоровье нации и воспитывать морально здоровое общество, обладающее нужным количеством квалифицированных специалистов. Это же относится и к другим частям социальной сферы».

Отдельно следует сказать о переносе сроков полной реализации принятого закона на 1 июля 2012 года. Это было установлено распоряжение Правительства РФ от 15.07.2010 № 1175-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 05.03.2010 N 296-р». Специалисты отмечают, что это связано, во-первых, с тем, что власти не хотят начинать реализацию «непопулярного» закона до выборов, а во-вторых, потому что еще не проработаны в полной мере сами механизмы реализации. Вот что по этому поводу говорит Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев: «Сдвижка по срокам связана с тем, что следующий год выборный – не хотят рисковать и проводить непопулярные реформы.

И в 2012 году – большой вопрос, будет ли она реализовываться».

Подводя итог анализу Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», а также различным мнениям насчет его целесообразности, можно сделать следующие выводы. С точки зрения развития экономики и поиска дополнительных резервов экономии бюджетных средств, особенно в условиях кризиса, данные изменения в бюджетной сфере являются вполне целесообразными. Существующая система государственного управления в сфере сметно-бюджетного финансирования не является эффективной и, безусловно, требует изменений. Это подтверждают и те аргументы, и выводы, которые были приведены выше. Однако, так как здесь, как нигде более, затрагивается социальная сфера и эти изменения касаются практически каждого, то необходимо подходить к нынешним реформам крайне взвешенно. Следует понимать, что многие бюджетные учреждения имеют определенную специфику и не все из них могут полноценно функционировать в условиях рынка. Это же скорей всего относится и ко многим нынешним руководителям бюджетных учреждений, которые являются не профессиональными управленцами по сути, как того будут требовать новые реалии, введенные законом, а просто высококлассными специалистами в своей сфере. В этой связи как мне кажется, решающую роль будут играть те стандарты, которые будут в дальнейшем разработаны и по которым и будут оказываться социально значимые бесплатные услуги населению. Поэтому как мне представляется, вначале необходима четкая разработка стандартов и механизмов реализации данного закона на практике, а уже потом непосредственно сама реализация.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вопрос времени// Российская газета. Центральный выпуск. № 5177 от 7 мая 2010 г

2. Выдан госзаказ на выздоровление// Российская газета. Центральный выпуск. № 5177 от 7 мая 2010 г.

3. На урок по госзаказу// Российская газета. Центральный выпуск. № 5175 от 6 мая 2010 г.

4. Рабы в законе// Завтра. № 20 (861) от 19 мая 2010 г.

5. Школы и больницы на рынок не успевают// Газета «Коммерсантъ» № 134 (4434) от 27 июля 2010 г.

Роль социальных инноваций в модернизации российской экономики

Е. Н. Гончарова[16]
Научный руководитель – Л. Г. Симкина[17] СПбГИЭУ

Формирование целостной инновационной системы предполагает придание инновационного импульса одновременно всем сферам жизни российского общества и экономики. Отставание хотя бы в одном элементе системы не позволит достигнуть желаемых темпов и качества экономического роста. В последние годы в нашей стране приоритетное внимание уделялось технологическим инновациям. В социальной сфере сравнительно недавно инновации стали рассматриваться как необходимое условие прогресса в сфере производства.

Под социальными инновациями принято понимать прогнозируемые и реализуемые новые социальные объекты и процессы, не имеющие аналогов в прошлом, либо похожие на имеющиеся аналоги, но с новыми свойствами.

Специфика реформирования социальной сферы, в первую очередь, определяется тем, что такие новации самым непосредственным образом затрагивают интересы широких слоёв населения и моментально становятся центром острых политических дискуссий, практически никого не оставляя равнодушными. В случае с инновациями, выражающимися в производстве новых продуктов или применении новых технологий, ситуация принципиально иная. Чаще всего большинство населения долгое время находится в неведении относительно их появления и предпринимателям даже приходится заниматься рекламой, чтобы донести до потребителя сам факт их появления. В каких-то случаях, наоборот, возникновение и применение таких инноваций остаётся тайной, что обусловлено необходимостью защиты интеллектуальной собственности. Социальные же инновации уже в силу своей природы открыты для общества.

Кроме того, особенностью социальных инноваций является их многомерность и с точки зрения вовлечения в этот процесс различных факторов, и с точки зрения их воздействия на развитие других сфер. В связи с этим становится весьма затруднительной оценка эффективности реализации социальных инноваций. Для продуктовых и технологических инноваций главным критерием их эффективности становится экономический подход с точки зрения соотношения полученного экономического эффекта и вложенных средств. Для оценки результативности социальных нововведений такой подход неприемлем, т. к. в силу множественности и качественной неоднородности вложенных ресурсов и такой же неоднородности и неоднозначности полученных результатов их простое количественное сопоставление невозможно. Необходимо также иметь в виду, что значительная часть ресурсов и результатов социальных инноваций не имеет и не может иметь денежной оценки. В какую сумму, например, можно оценить затраты физических и моральных сил общества при переходе от одной системы учета пенсионного стажа и размера пенсий к другой? И можно ли однозначно ответить на вопрос, стоят ли страдания многих детей (вплоть до самоубийств) тех преимуществ, которые даёт новая система оценки знаний в школе? В какую сумму оценить коррупционную составляющую при проведении реформ в социальной сфере, ведь они практически полностью реализуются за счёт бюджетных средств? Очевидно, эти вопросы могут рассматриваться только в дискуссионном аспекте.

Рассматривая вопрос о специфике социальных инноваций, необходимо подчеркнуть, что здесь с особой актуальностью встаёт проблема оценки результатов в различных временных аспектах. Для продуктовых и технологических инноваций также в большинстве случаев оценки будут различаться в зависимости от того, выбираем мы за основу краткосрочный или долгосрочный период. В случае с нововведениями в социальной сфере эти различия могут оказаться гораздо более существенными. Кроме того, мы можем столкнуться с весьма отдалёнными по времени, но весьма значимыми для развития общества и экономики последствиями, предсказать которые на этапе планирования и внедрения социальных инноваций практически невозможно. Сложности долгосрочного планирования в этой сфере связаны, в первую очередь, с крайне высокой и многофакторной динамикой развития общества в современных условиях. Коррективы вносят изменения в демографической ситуации, трансформация менталитета, национальной культуры, процессы глобализации, смена технологических укладов в экономике и многое другое.

При планировании и реализации социальных нововведений следует исходить также из такой их особенности, что в отличие от продуктовых и технологических инноваций невозможен их прямой импорт из более развитых стран. Определённая корректировка импортируемых инноваций в зависимости от особенностей национальной среды их внедрения необходима в любом случае, о каких бы инновациях не шла речь, но социальные нововведения требуют особенно длительной и тщательной полной взаимоадаптации их со средой внедрения, что обусловлено двумя факторами:

→ во-первых, массовостью вовлечения населения в процесс социальных инноваций;

→ во-вторых, невозможностью для отдельных людей уклониться от участия в этом процессе без серьёзных потерь для собственного благосостояния и качества жизни.

Инновации, в том числе и социальные, как известно, представляют собой процесс активного творчества людей, что по определению не предполагает насильственного характера участия в нём. При осуществлении технико-технологических нововведений есть возможность для выбора – участвовать в этом процессе или нет, поэтому при отсутствии давления извне, люди могут самостоятельно осуществлять инновации или быть участниками новаторских коллективов, если располагают необходимой для этого мотивацией и личностно-профессиональными качествами. При отсутствии таковых можно уклониться от новаторской деятельности. В современных условиях инновации стали объективной необходимостью, но, по крайней мере, в краткосрочном периоде для отдельных индивидов существует возможность выбора. Социальные инновации такой свободы выбора практически не оставляют даже в краткосрочном периоде.

Конец ознакомительного фрагмента.