Вы здесь

Экономика предприятия. Шпаргалка. 9. Концентрация производства (С. В. Загородников, 2009)

9. Концентрация производства

Одной из форм организации производства является концентрация. Это процесс сосредоточения производства на крупных предприятиях в оптимальных размерах. Концентрация характеризуется увеличением размеров промышленных предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли.

Проявлениями концентрации производства являются увеличение выпуска однородной продукции (специализированные предприятия), увеличение выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия), развитие концентрации на основе комбинирования производства (предприятия-комбинаты), развитие концентрации на основе диверсификации производства. Концентрация производства является результатом относительного увеличения количества крупных предприятий.

Крупные предприятия обладают следующими преимуществами. На крупном предприятии внедряется оборудование большой единичной мощности, что дает больший экономический эффект; укрупнение предприятий создает условия для повышения уровня заводской специализации, способствуя внедрению и лучшему использованию высокопроизводительного оборудования; постоянные издержки предприятия в условиях крупного производства составляют значительно меньшую часть себестоимости единицы продукции по сравнению с малым предприятием; крупное производство дает возможность более экономно использовать сырье, материалы, топливо; на крупных предприятиях имеются необходимые возможности для непосредственного соединения науки с производством. Недостатками деятельности крупных предприятий являются: необходимость относительно больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства; трудности процесса управления в связи с возрастанием масштабов предприятия; повышение нагрузки на природную среду; возможность монополизации производства и др.

Для оценки концентрации производства в отрасли наукой сформулирована и обоснована система показателей. В ее состав входят: объем выпуска продукции за год, приходящийся в среднем на одно предприятие; удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции; удельный вес количества крупных предприятий в общей их численности в целом; удельный вес количества промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности; удельный вес суммы основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли. Однако главным показателем концентрации производства является объем производства продукции.