Вы здесь

Экономика предприятия. Ответы на экзаменационные вопросы. 27. Цели объединения предприятий (Е. А. Татарников, 2009)

27. Цели объединения предприятий

Объединение между предприятиями имеет место тогда, когда в результате совершения такового две или более компаний получают какие-либо взаимные выгоды.

В целом процесс объединения может происходить по одному из двух путей: слияние и поглощение.

1. Слияние. В этом случае функционирующие отдельно друг от друга компании осуществляют передачу своих активов и пассивов новой компании, специально создаваемой для этой цели.

2. Поглощение имеет место в случае, когда одна компания приобретает контроль над другой (т. е. становится холдинговой компанией) путем прямой скупки ее акций (либо уплатой наличными, либо в результате обмена акций в холдинг-компании). Акции можно также приобрести на фондовой бирже. Компания, взятая под контроль и управление, может в дальнейшем функционировать как дочернее предприятие.

Преимущества объединения компаний могут быть сведены к следующим пунктам:

1) расширение базы капитала;

2) улучшение управления (одной из весьма частых причин объединения является получение «менеджерского таланта» другой компании);

3) возможность более рациональных капиталовложений (т. е. объединение разного рода ресурсов);

4) расширение рынка;

5) объединение средств на научно-исследовательские работы и развитие (затраты на проведение исследований могут быть весьма значительны);

6) возможность более рациональных продаж и распределения;

7) устранение конкуренции;

8) приобретение ценных промышленных ноу-хау, патентов, репутации торговой марки.

Недостатки объединения. С усложнением структурной организации компании функция управления может оказаться недостаточно оперативной, сложной.

Проблемы, связанные с осуществлением интеграции, могут оказаться весьма трудными для решения (разрушение сложившихся отношений между сотрудниками, прерывание производственного процесса и т. п.). Возможна также потеря торгового имени (вероятно), репутации, клиентуры, а также производственных секретов.

Существуют три направления роста, по которым компания может продвигаться в результате объединения или слияния: горизонтальная интеграция; вертикальная интеграция; «латеральная» интеграция.

При горизонтальной интеграции происходит объединение таких компаний, которые выпускают одну и ту же продукцию, оказывают одинаковые услуги или выполняют аналогичные операции технологического процесса.

Вертикальная интеграция имеет место в случае расширения рамок производственного процесса, проникая в другие области, с тем чтобы произвести и сбыть товары или услуги. Компания может расширять свою деятельность в «прямом направлении» – к рынку (например, крупная кинофирма приобретает целый ряд кинотеатров) или в «обратном направлении» – к источникам сырья (например, завод по производству двигателей покупает доменную печь, магазины по продаже тканей закупают предприятия текстильной промышленности). В конечном счете весь технологический процесс производства продукции или услуг управляется из одного центра.

«Латеральная» интеграция осуществляется в направлении увеличения ассортимента продукции, продаваемой в результате объединения с другими фирмами, которые производят совершенно иной, дополнительный материальный товар.

Конгломерат образуется в результате слияния компаний, у которых нет общих основных черт (таких как производство одинаковой продукции или выполнение одних и тех же технологических процессов). Часто связи между компаниями, составляющими конгломерат, весьма свободны, и в качестве связующего звена служат только произведенные капиталовложения и политика в области получения прибыли, руководимые единым центром.