Вы здесь

Экономика предприятия. Ответы на экзаменационные вопросы. 26. Сущность и критерии малого предпринимательства (Е. А. Татарников, 2009)

26. Сущность и критерии малого предпринимательства

Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми.

Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.

В нашей стране согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

1) в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

2) в оптовой торговле – 50;

3) в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;

4) в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей.

В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика – т. н. обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Наконец седьмая особенность связана с характером финансирования. Если крупные предприятия черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т. д.).

Также как одну из особенностей можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80: 20, то у малых оно составляет 20: 80.

В ряду функций малого предприятия прежде всего важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в-четвертых – налогоплательщика, в-пятых – агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал.

Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т. д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях.

В-третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых кадров.

В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).