15. Необходимость государственного регулирования экономики
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливого распределения дохода, не гарантирует права на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения. Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Обо всем этом должно позаботиться государство. Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что в свою очередь является основой для развития предпринимательства и экономики.
Сам по себе принцип государственного вмешательства в экономику уже давно не вызывает ни у кого сомнений. Необходимость такого государственного воздействия предопределена самим ходом развития экономики и общества в целом. Поэтому споры между специалистами идут только по поводу степени этого участия. Предпосылки государственного вмешательства в экономику могут быть объединены в следующие группы:
1) необходимость совершенствования рынка и его структуры (подрыв несовершенной конкуренцией саморегулирующей функции рынка, обострение проблем сбыта в условиях превышения предложения над спросом, развитие интеграционных процессов и необходимость защиты национальных интересов на внешнем рынке);
2) необходимость совершенствования производства (необходимость организации и поддержки производства в низкорентабельных отраслях, научно-технический прогресс и возрастание затрат на научно-исследовательские работы);
3) социальные причины (наличие нерыночных видов деятельности, оценка которых невозможна с точки зрения эффективности, научно-техническая революция и необходимость изменения социальных отношений);
4) экономические объекты государственного вмешательства (его масштаб и глубина, формы воздействия на рынок диктуются степенью общественно-политического и экономического развития страны, региона, остротой противоречий экономического и социального характера, которые наблюдаются в данный период времени. Поэтому и степень развитости системы государственного участия и регулирования рынка различается в отдельных странах).
Традиционно сильны, например, позиции государства в экономике некоторых западноевропейских стран (Франции, Испании, Германии, Нидерландов), в Японии; активно усиливается роль государства в экономическом росте многих стран Азии и Латинской Америки.
Сами исторические условия развития, национальные традиции, особенности государственного устройства и место в общемировой экономической интеграции сделали государство в этих странах важнейшим участником экономических отношений и главным регулятором рынка и последствий изменений на нем. При этом традиционно менее заметна роль государства в регулировании экономики в США, Канаде, социально-экономические и политические условия развития которых традиционно и объективно отличались от ранее перечисленных стран Европы, Азии, Латинской Америки.
Принципиально важна роль государственного регулирования в странах с неразвитой рыночной структурой, куда можно отнести страны с исторически обусловленным низким уровнем и односторонностью экономического развития, а также страны, осуществлявшие (или осуществляющие) переход от директивной экономики на базе всеобъемлющего характера государственной собственности к рыночной экономике, основанной на многоукладности хозяйства, разнообразии и равноправии всех форм собственности.