Вы здесь

Экономика предприятия. Ответы на экзаменационные билеты. 15. Необходимость государственного регулирования экономики (С. В. Загородников, 2009)

15. Необходимость государственного регулирования экономики

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливого распределения дохода, не гарантирует права на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения. Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Обо всем этом должно позаботиться государство. Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что в свою очередь является основой для развития предпринимательства и экономики.

Сам по себе принцип государственного вмешательства в экономику уже давно не вызывает ни у кого сомнений. Необходимость такого государственного воздействия предопределена самим ходом развития экономики и общества в целом. Поэтому споры между специалистами идут только по поводу степени этого участия. Предпосылки государственного вмешательства в экономику могут быть объединены в следующие группы:

1) необходимость совершенствования рынка и его структуры (подрыв несовершенной конкуренцией саморегулирующей функции рынка, обострение проблем сбыта в условиях превышения предложения над спросом, развитие интеграционных процессов и необходимость защиты национальных интересов на внешнем рынке);

2) необходимость совершенствования производства (необходимость организации и поддержки производства в низкорентабельных отраслях, научно-технический прогресс и возрастание затрат на научно-исследовательские работы);

3) социальные причины (наличие нерыночных видов деятельности, оценка которых невозможна с точки зрения эффективности, научно-техническая революция и необходимость изменения социальных отношений);

4) экономические объекты государственного вмешательства (его масштаб и глубина, формы воздействия на рынок диктуются степенью общественно-политического и экономического развития страны, региона, остротой противоречий экономического и социального характера, которые наблюдаются в данный период времени. Поэтому и степень развитости системы государственного участия и регулирования рынка различается в отдельных странах).

Традиционно сильны, например, позиции государства в экономике некоторых западноевропейских стран (Франции, Испании, Германии, Нидерландов), в Японии; активно усиливается роль государства в экономическом росте многих стран Азии и Латинской Америки.

Сами исторические условия развития, национальные традиции, особенности государственного устройства и место в общемировой экономической интеграции сделали государство в этих странах важнейшим участником экономических отношений и главным регулятором рынка и последствий изменений на нем. При этом традиционно менее заметна роль государства в регулировании экономики в США, Канаде, социально-экономические и политические условия развития которых традиционно и объективно отличались от ранее перечисленных стран Европы, Азии, Латинской Америки.

Принципиально важна роль государственного регулирования в странах с неразвитой рыночной структурой, куда можно отнести страны с исторически обусловленным низким уровнем и односторонностью экономического развития, а также страны, осуществлявшие (или осуществляющие) переход от директивной экономики на базе всеобъемлющего характера государственной собственности к рыночной экономике, основанной на многоукладности хозяйства, разнообразии и равноправии всех форм собственности.