Вы здесь

Экономика отрасли (здравоохранение). ТЕМА 2. Понятие, структура, экономические границы здравоохранения. Место здравоохранения в народном хозяйстве (В. Б. Батиевская, 2006)

ТЕМА 2. Понятие, структура, экономические границы здравоохранения. Место здравоохранения в народном хозяйстве

Вопрос 1. Здравоохранение как отрасль

Выделение экономики здравоохранения в обособленную часть национальной экономики обусловлено единством вида и назначения выполняемой деятельности (охрана здоровья) и применяемых технологий (технологии лечения, медицинские технологии).

Для конкретизации отраслевой принадлежности разных видов производственно-экономической деятельности различают следующие три вида отраслей:

1) «чистая» отрасль в виде совокупности организаций и лиц, производящих продукт одного вида, так называемый монопродукт;

2) хозяйственная отрасль – совокупность организаций, предприятий, лиц, в деятельности которых производство, создание отраслевого продукта составляет основную, превалирующую часть;

3) административная отрасль – совокупность организаций, предприятий, фирм, находящихся в ведении одного, единого министерства или другого административного органа управления.

Отнесение здравоохранения к одной из двух первых разновидностей отраслей народного хозяйства затруднено в связи с особой природой конечного продукта здравоохранения. Если считать таким продуктом здоровье, то рамки отрасли здравоохранения расширяются далеко за пределы медицины, так как здоровье «производят» также многие другие отрасли народного хозяйства, скажем пищевая промышленность.

Если же сузить представление о продукте здравоохранения до медицинских услуг, то, в силу разнообразия этих услуг, их нельзя считать монопродуктом, а здравоохранение не относится, таким образом, к числу «чистых» отраслей, производящих продукт единственного вида.

Здравоохранение нельзя рассматривать как хозяйственную отрасль в связи с тем, что практически все организации, оказывающие услуги здравоохранения, занимаются в основном только профильной, лицензированной деятельностью.

В большей степени здравоохранение является административной отраслью, находящейся в ведении министерства здравоохранения, региональных и муниципальных органов управления здравоохранением.

Определение отрасли здравоохранения должно базироваться на нескольких признаках:

• к отрасли здравоохранения относятся организации, предприятия, предприниматели, занятые деятельностью, непосредственно направленной на поддержание, укрепление, восстановление здоровья людей, то есть медицинской деятельностью;

• основным продуктом деятельности отрасли здравоохранения являются услуги, оказываемые лицам, нуждающимся в укреплении здоровья;

• отрасль здравоохранения представляет совокупность организаций и лиц, осуществляющих медицинскую деятельность под наблюдением и контролем государственных и местных органов управления здравоохранением;

• отрасль здравоохранения охватывает деятельность производителей товаров, предметов медицинского назначения и медицинских услуг не зависимо от форм собственности объектов, используемых производителями.

Определив здравоохранение как отрасль народного хозяйства, дадим определение экономики здравоохранения.

Экономика здравоохранения – это отрасль экономической науки, изучающая экономические аспекты деятельности системы здравоохранения, а также роль здравоохранения в сохранении и воспроизводстве рабочей силы и производстве совокупного общественного продукта.

Экономика здравоохранения изучает:

• Формы и проявления экономических законов в сфере здравоохранения;

• Эффективность форм и методов медицинской помощи и санитарно-эпидемиологического обслуживания населения, пути и методы рационального использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов здравоохранения;

• Роль и место здравоохранения в системе общественного воспроизводства (воспроизводство рабочей силы, общественных отношений, общественного продукта).

Экономика здравоохранения дает обоснование:

• Организационных форм медицинской помощи;

• Рациональных форм организации труда медицинских работников;

• Нормативов потребности в медицинской помощи и средствах здравоохранения;

• Штатно-организационной структуры учреждений и их размещения;

• Эксплуатации материально-технической базы здравоохранения и расходов на отдельные виды медицинской помощи.

Вопрос 2. Структура здравоохранения

Под отраслевой структурой здравоохранения понимается разделение отрасли здравоохранения на самостоятельные части, характеризующиеся спецификой видов деятельности или производимых услуг подотрасли.

В связи со значительным разнообразием видов деятельности и услуг здравоохранения и отсутствием единого признака, в соответствии с которым такие услуги могут быть разделены на группы однородного состава, формирование универсальной, статистически обоснованной отраслевой структуры здравоохранения затруднено. Вместе с тем по аналогии с другими отраслями экономики могут быть выделены структурные компоненты, составные части отрасли здравоохранения.

В зависимости от способа оказания услуг и формы, в которой представлен их конечный результат, принято разделять услуги на материальные (материально-вещественные), нематериальные и смешанные, сочетающие признаки того и другого вида. Материальные услуги связаны с предоставлением благ или получением эффекта в вещественной форме. В медицине это, в первую очередь, продукция фармацевтической и медицинской промышленности, ортопедические услуги, отдельные виды стоматологических услуг, а также другие услуги, оказание которых требует использования материализованных, вещественных средств лечения в качестве основных, структурообразующих. Более распространены в здравоохранении нематериальные услуги, реализуемые в виде процессов диагностики и лечения, в которых основная роль принадлежит содержанию и способам оказания медицинской помощи, тогда как вещественные элементы деятельности имеют вспомогательное значение.

Разделение услуг здравоохранения на группы возможно по признаку их массовости. Как известно, в производственной экономике выделяются индивидуальное, мелкосерийное, крупносерийное, массовое производство. По такому принципу услуги здравоохранения можно разделить на личные (индивидуальные), семейные (планирование семьи), групповые (вакцинация), массовые (меры карантинного характера).

Более определенным является разделение отрасли здравоохранения на подотрасли в соответствии с организационно- институциональным признаком, характеризующим тип медицинской организации, а также виды и способы их деятельности. При таком подходе выделяются амбулаторнополиклиническое, стационарное, санаторное обслуживание пациентов, фармацевтические службы, санитарно-эпидемиологические службы, научно-образовательные организации, органы управления здравоохранением, организации, занимающиеся ресурсным обеспечением здравоохранения и другое.

Подобное структурирование отрасли здравоохранения в наибольшей степени соответствует принятым в экономике и организации управления принципам формирования отраслевой структуры.

По форме собственности организаций российского здравоохранения выделяют государственные и муниципальные учреждения, основные средства которых находятся в федеральной (субъекта федерации), региональной, местной собственности, а так же частные.

Применяя описанный выше подход для деления здравоохранения на подотрасли и классификации внутриотраслевых структур, приведенную выше схему структуры отрасли народного хозяйства трансформируем следующим образом (схема 3).

Вопрос 3. Экономические границы здравоохранения и факторы, их определяющие

Определить четкие границы здравоохранения как одной из отраслей экономики страны чрезвычайно трудно в связи с тем, что многие виды деятельности, связанные с поддержанием и укреплением здоровья, не относятся непосредственно к медицине, к профессиональной врачебной деятельности, составляющей основу здравоохранения как отрасли. Поэтому, определяя экономические границы здравоохранения сделаем допущение, что основным отраслевым продуктом является медицинская услуга.

Так как экономические границы отрасли формирует конкретный тип рыночной структуры, необходимо охарактеризовать модель рынка, в которой действует современное российское здравоохранение. Российская модель рынка более всего приближена к модели монополистической конкуренции (табл. 3).


Таблица 3 – признаки монополистичекой конкуренции, применительно к рынку медицинских услуг

*Различные качественные характеристики услуг одного и того же наименования заключаются в различии сервиса и условий предоставления услуги, разной технологической составляющей (применение медикаментов с одинаковым международным непатентованным названием, но с разным торговым наименованием).




Схема 3. Структура здравоохранения


Важным фактором, воздействующим на рынок медицинских услуг, является фактор государственного регулирования, то есть этот рынок не может считаться классической моделью монополистической конкуренции. Государственное регулирование рынка подразумевает, что государство в лице федеральных, региональных и муниципальных органов власти устанавливает общие правила поведения участников рынка. Отношения между государством и субъектами рынка приобретают двусторонний характер, возможно взаимодействие на основе договоров, государственных контрактов и соглашений. Государственное регулирование осуществляется путем:

• антимонопольных мер;

• государственная монополия на отдельные виды продукции и услуги;

• стандартизации услуг;

• лицензирования и аккредитации;

• установления минимальных социальных стандартов;

• регулирование цен на отдельные виды продукции (максимально допустимые оптовые и розничные надбавки на ЛС и ИМН);

• обязательного страхования;

• налогового регулирования (включая акцизы и пошлины);

• компенсация убытков, которые несут производители товаров и услуг, реализующие их на рынке по низким ценам.

Объективная необходимость государственного регулирования рынка медицинских и фармацевтических услуг подчеркивает ограниченные возможности саморегулирования этого рынка, что обусловлено отраслевыми особенностями здравоохранения как особого сегмента социальной сферы. Механизмы саморегулирования рынка медицинских товаров и услуг проявляют свое действие через такие рыночные инструменты, как спрос, предложение, ценообразование (см. раздел «Отрасль и рынок»).

Специфика формирования спроса на услуги здравоохранения состоит в том, что их высокая социальная значимость сочетается с низкой эластичностью спроса (незначительная степень изменения количества спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение их рыночной цены). Императивная потребность в этих услугах резко ограничивает их заменяемость.

Таким образом, экономические границы отрасли формируются не столько под рыночным воздействием, сколько под воздействием государственных регуляторов.

Вопрос 4. Место здравоохранения в народном хозяйстве

В связи с делением отраслей на отрасли материального и нематериального производства, здравоохранение попадает в основном в социальную сферу. Это обусловлено тем, что с одной стороны, отрасль удовлетворяет потребности людей в личном, семейном, общественном здоровье, а с другой – продукт отрасли представлен в основном в форме услуг, что свойственно отраслям социальной сферы.

Отнесение здравоохранения к сфере услуг, в которые входят также культура, образование, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, определенным образом характеризует отрасль охраны здоровья в соотношении с другими отраслями, продуктом деятельности которых также являются услуги. Понятие «сфера услуг» является более определенным в сравнении с понятием «социальная (социально-культурная) сфера». В этом смысле, характеризуя отраслевую принадлежность здравоохранения, целесообразно определять его как отрасль народного хозяйства, входящую в группу отраслей услуг.

Помимо учреждений, производящих услуги, в системе здравоохранения принято выделять медико-производственный комплекс, непосредственно связанный с материально-вещественным производством продукции. Этот комплекс включает:

• специализированное производство фармацевтических субстанций и готовых лекарственных средств;

• производство медицинской техники;

• производство изделий медицинского назначения (средств протезирования, средств по уходу за больными и т.п.);

• санитарная обработка и очистка территорий и помещений;

• обеспечение материальных условий для деятельности медицинских организаций (инженерные службы, специализированное строительство).

Экономика указанных видов медико-производственной деятельности сходна с экономикой материального производства. Специфика медико-производственного комплекса проявляется в его развитых производственных связях с предприятиями машиностроения, приборостроения, химической, легкой, пищевой промышленностью, сельским хозяйством и транспортом.

По состоянию на 2000 год структура производства продукции базовыми предприятиями медико-производственного комплекса характеризовалась следующими соотношениями:

• производство лекарственных средств – 77,5 %;

• производство медицинской техники и изделий медицинского назначения-22,5 %.

Общий объем производства комплекса в денежном выражении составил 0,5 % всего объема промышленного производства России.