Вы здесь

Экономика отрасли для ССУЗов. Глава 4. Предприятие в условиях рынка (М. Г. Миронов, 2009)

Глава 4

Предприятие в условиях рынка

4.1. Понятие, структура и показатели рынка

Главный ориентир деятельности предприятия – рынок, его потребности, динамика и емкость. С рынком предприятие связано как со стороны производства и сбыта собственной продукции, так и со стороны материально-технического обеспечения производства сырьем, материалами, оборудованием и др. В прошлом рынком считалось место розничной торговли под открытым небом или в торговых рядах. Это понятие как частный случай сохранилось и сейчас, но главное содержание указанного понятия в настоящее время резко изменилось.

Рынок – базовое понятие экономики отрасли. Под рынком понимают саморегулируемую, основанную на свободе систему отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров (услуг), при которой обеспечиваются необходимые спрос и предложение. Классификация рынков представлена на рисунке 4.1.

На практике широкое распространение получило деление рынков по характеру конкуренции. Соответственно, выделяют следующие виды рынков.

Рынок чистой конкуренции. Исходная позиция – на этом рынке существуют множество продавцов и множество покупателей какого-либо сходного товарного продукта. При этом ни один продавец и ни один покупатель не оказывают большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара, т. е. продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести любое количество товара по данной рыночной цене. Продавцы не будут устанавливать цену ниже рыночной, поскольку могут продать всю продукцию по существующей цене. На данном рынке минимальна роль маркетинговых исследований, маркетинговой деятельности, рекламы, стимулирования сбыта и т. д.

Рынок монополистической конкуренции. Данный рынок состоит из множества продавцов и покупателей, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие широкого диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям различные варианты товаров. Изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением и т. д.


Рис. 4.1. Классификация рынков


Различия также могут состоять в сопутствующих товарам услугах. В связи с наличием большого числа конкурентов стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму гораздо меньше влияния, чем в условиях олигополистического рынка.

Рынок олигополистической конкуренции. Состоит из небольшого числа продавцов, очень чувствительных к политике ценообразования и маркетинговых исследований друг друга. Товары этих продавцов могут быть как схожими, так и значительно отличаться друг от друга. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым продуктам очень сложно проникнуть на данный рынок. Каждый продавец очень чутко реагирует на стратегию и действия своих конкурентов. Предприятие-олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен, т. е. при снижении каким-либо продавцом цены на 10 % покупатели быстро переключаться на него. С другой стороны, если олигополист повысит цены, то нет уверенности, что конкуренты последуют его примеру и ему придется возвращаться к прежней цене или рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

Рынок чистой монополии. В данном случае на рынке всего один продавец. Это могут быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом из этих трех случаев ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия с помощью политики цен может преследовать достижение самых разных целей: например, устанавливать цены ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, или, напротив, намного выше себестоимости, с целью снижения данного товара.

Для анализа и планирования деятельности предприятия важным моментом является определение основных характеристик рынка.

Структура рынка – это основные характерные черты рынка, определяющие соотношения и характер взаимосвязи между субъектами рынка. К числу таких характеристик относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:

1) численность продавцов, действующих на данном товарном рынке;

2) доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке;

3) показатели рыночной концентрации.

Качественными показателями, характеризующими структуру

товарного рынка, являются:

1) наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

2) открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

4.2. Особенности работы предприятия в условиях рынка

Сущность любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства не может быть потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т. е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства. От того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее основанием являются предприятия.

В условиях плановой экономики основная цель предприятия заключалась в выпуске продукции определенной номенклатуры и ассортимента исходя из годового плана, который в свою очередь вытекал из пятилетнего плана. Под этот план предприятию доводились необходимые ресурсы и конкретные поставщики, а также указывались и потребители продукции, т. е. предприятия заранее знали, какими ресурсами они располагали на год, от каких предприятий их получат и в какой срок. Заранее они знали, куда сбывать свою продукцию и по каким ценам.

В условиях плановой экономики предприятия не были особо заинтересованы в выпуске высококачественной продукции, так как практически отсутствовала конкуренция, и предприятия знали, что сбыт продукции всегда гарантирован. У предприятий отсутствовала свобода выбора предприятий-поставщиков – все планировалось Госпланом и Госснабом. Предприятия не стремились снижать издержки на производство и реализацию продукции за счет внедрения новой техники и технологии, лучшей организации производства, так как цены устанавливались на основе фактических издержек и нормативной прибыли. Выполнение плана при административно-командной системе являлось самым важным критерием при оценке работы предприятия. По этому критерию оценивалась и деятельность руководителя предприятия. В этих условиях предприятия, естественно, не стремились улучшать качество продукции и насыщать рынок товарами и услугами.

С переходом российских предприятий на рыночные отношения ситуация в корне изменилась. Предприятия были вынуждены работать по совершенно иной схеме. В этой схеме основой является спрос покупателей, т. е. возможность сбыть свою продукцию. Для этого необходимо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, качество продукции у потенциального конкурента и другие вопросы, характерные для рыночных отношений.

Экономика ведущих индустриальных стран мира приводится в движение рынком в том смысле, что при совершении экономических действий люди и организации полагаются на рыночные процессы.

Из наиболее важных характеристиках рыночной экономики можно назвать частную собственность на ресурсы и средства производства, индивидуальную свободу выбора, конкуренцию, мотивацию получения прибыли, а также цены, определяемые условиями рыночного спроса и рыночного предложения.

Рынок продукции и рынок ресурсов есть 2 принципиальных типа рынка. Для каждого товара или услуги существует свой рынок (рис. 4.2).


Рис. 4.2. Упрощенная модель рыночной экономики


Главные экономические единицы общества (индивидуумы, фирмы, государственные учреждения) действуют как собственники экономических ресурсов. Через рынки ресурсов они поставляют фирмам средства производства. На рынках ресурсов производители находятся на стороне спроса, и они должны платить за приобретаемые для производства ресурсы.

Эти платежи, рассматриваемые фирмами-производителями как затраты, для поставщиков ресурсов являются доходами и принимают форму жалования, заработной платы, дивидендов и т. д. Плоды трудов фирм-производителей предлагаются потребителям на рынках продукции, на которых производители действуют со стороны предложения, а потребители – со стороны спроса.

Потребители используют доход, получаемый от поставки ресурсов, в виде платы за покупаемые товары и услуги. Эти платежи, которые рассматриваются потребителями как расходы, для производителей являются выручкой. Таким образом, ключевой характеристикой рыночной системы является свобода потребителей и производителей принимать решения по купле-продаже, вести бизнес на свободно избираемых ими рынках, а принципом здесь является поощрение индивидуального экономического интереса, в результате чего и лучше всего удовлетворяются интересы общества в целом.

В традиционной экономической системе на 4 базовых экономических вопроса отвечают посредством действий в соответствии с обычаями, привычками и традициями (страны 3-го мира).

Командная система экономики полагается на общественную собственность и централизованное управление средствами производства в качестве заменителей рыночных процессов (коммунистические страны). Однако не существует экономики, которая была бы полностью организована на чисто рыночной основе, поэтому экономическую систему ведущих индустриальных стран мира можно точно определить как систему смешанной экономики, т. е. как смесь рыночной и командной систем. Пропорция этой «смеси» зависит от конкретной ситуации. Многие отечественные предприятия не были готовы работать по этой схеме по различным причинам, основные из них:

1) многие руководители предприятий не были способны работать по этой схеме, а некоторые из них не верили в серьезность происходящих преобразований, надеялись и ждали возвращения к плановой экономике – там они чувствовали себя, как рыба в воде;

2) распад СССР привел к нарушению производственных и кооперированных связей;

3) неконкурентоспособность продукции многих отечественных предприятий;

4) переход на рыночные отношения сопровождался инфляцией и гиперинфляцией, что не создавало благоприятных условий для работы предприятий, особенно обеспечения предприятия оборотными средствами;

5) многие предприятия так и не сумели адаптироваться к рыночным отношениям;

6) насыщение российского рынка импортными товарами;

7) государство на переходном этапе не создало необходимых условий для функционирования цивилизованного рынка в России. Не были созданы условия для конкуренции, экономика должным образом не демонополизирована, не работает система банкротства, не создана и надлежащая рыночная инфраструктура.

Все эти и другие причины в конечном итоге привели к ухудшению финансового положения многих предприятий и к затяжному экономическому кризису в стране. Переходный период в России от плановой экономики к рыночной затянулся. Этот затяжной переходный период обусловлен также политической и социальной напряженностью в стране. Многие граждане страны, особенно среднего и пожилого возраста, в психологическом плане не были готовы к переходу на рыночные отношения, за этот период они многое потеряли как в материальном (обесценение вкладов населения), так и в социальном плане. Естественно, многие из них против перехода на рыночные отношения. Имеются в России и довольно существенные политические силы, которые против рынка и за возвращение к социализму.

Переходный период в России характеризовался не только негативными последствиями, но и некоторыми положительными моментами.

К положительным моментам следует прежде всего отнести следующие:

1) все больше предприятий адаптируются к рынку и начинают выпускать ту продукцию, которая действительно устраивает покупателя. Адаптация хозяйственной деятельности предприятий к рыночным условиям становится ключевой проблемой российской экономики, от ее решения зависят как ближайшие, так и отдаленные перспективы социально-экономического развития страны;

2) многие предприятия поняли, что снижение издержек производства и реализации продукции, улучшение ее качества в условиях спада инфляции – единственно верное решение для обеспечения финансового благополучия;

3) рынки насыщаются товарами, в некоторых сферах экономики появляется здоровая конкуренция;

4) увеличивается число специалистов самого различного направления, которые способны эффективно управлять предприятием в условиях рынка, и др.

Из всего этого можно сделать вывод, что в России созданы определенные условия для перехода к действительно рыночной экономике. Чем быстрее это осуществится, тем лучше для экономики страны и каждого отдельно взятого предприятия.

4.3. Понятие и виды предприятий

Предприятие — самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия после государственной регистрации в установленном порядке приобретают статус юридического лица, под которым понимается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом; от своего имени приобретающая и осуществляющая имущественные и личные неимущественные права; несущая обязанности, выступающая истцом и ответчиком в суде.

Предприятие должно обладать следующими признаками:

1) предприятие должно иметь в своей собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Его наличие обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия его экономическую самостоятельность и надежность;

2) важнейшим признаком предприятия как юридического лица является его способность отвечать своим имуществом по обязательствам, которые возникают у предприятия во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и при неисполнении обязательств перед бюджетом;

3) одним из основных признаков предприятия как юридического лица является его способность выступать в хозяйственном обороте от своего имени, т. е. в соответствии с законодательством заключать все виды гражданских правовых договоров с хозяйственными партнерами (потребителями продукции, работ и услуг, поставщики всех факторов производства), с гражданскими и другими юридическими и физическими лицами;

4) важнейшим признаком предприятия как юридического лица является его право (или возможность) быть истцом, предоставлять виновной стороне иск, а также быть ответчиком в суде при невыполнении обязательств в соответствии с законодательством и договорами;

5) предприятие должно иметь самостоятельный баланс, правильно вести учет затрат на производство и реализацию продукции (работ и услуг), своевременно предоставлять установленным государственным органам отчетность. Кроме того начиная с 1996 г. обязано представлять балансы и другую бухгалтерскую и финансовую отчетность для независимой аудиторской проверки. В соответствии с законодательством отдельные организационно-правовые формы юридических лиц обязаны публиковать балансы в открытой печати;

6) в соответствии с ГК РФ любое юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание его организационно– правовой формы.

Предприятия классифицируются по определенным признакам.

По характеру удовлетворяемых потребностей:

1) виолент («силовик») – крупное предприятие, занимающееся массовым производством стандартного продукта. Для таких предприятий характерны большие размеры, выпуск качественной дешевой продукции, малая рентабельность единицы продукции и высокая рыночная устойчивость;

2) патиент («приспособленец», «нишевик») – среднее или малое по размерам, узкоспециализированное предприятие на производстве незаменимых продуктов (учитывает желание потребителя). Характерны высокий уровень параметров и высокая рентабельность единицы продукции. Рыночная устойчивость средняя.

3) коммутанты («соединители») – мелкие предприятия с серийным производством. Они предназначены для удовлетворения местных потребностей, обладают высоким уровнем гибкости. Уровень устойчивости очень низкий, но силен предпринимательский дух;

4) эксплеренты («исследователи», «пионеры») – венчурные предприятия с высокой степенью неустойчивости и риска. Они занимаются разработкой единичного нового продукта. С появлением единицы этого продукта предприятие либо заканчивает свою жизнь, либо переходит в новый тип предприятия.

Предприятия различаются по отраслевой принадлежности по следующим признакам:

1) характеру сырья, потребляемого при изготовлении продукции;

2) назначению и характеру готового продукта;

3) технологической и технической оснащенности производства.

По характеру потребляемого сырья предприятия делятся на предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности.

По назначению готовой продукции – предприятия, производящие средства производства и предприятия, выпускающие предметы потребления.

По признаку технологической общности – предприятия с прерывным и непрерывным процессом производства.

По времени работы в течение года – предприятия сезонного и круглогодового действия.

По размерам – крупные, средние и мелкие. Размеры их определяются численностью работников индивидуально для каждой сфере народного хозяйства. Размеры предприятий влияют на структуру органов управления, численность управленческого аппарата, на структуру предприятий и себестоимость продукции.

По уровню специализации предприятия подразделяют на специализированные, универсальные, смешанные.

Специализированные предприятия выпускают ограниченную номенклатуру продукции, на каждом рабочем месте обрабатывается незначительное количество ее наименований (производство шоколада, крекера).

Универсальные – изготавливают широкую номенклатуру продукции, на рабочих местах обрабатываются различные наименования продукции (горпищекомбинат).

Смешанные – занимают промежуточное место между специализированными и универсальными.

Высшей целью предприятия является превышение результатов над затратами, т. е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

1) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

2) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

3) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

4) систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;

5) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;

6) обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;

7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.

4.4. Организационно-правовые формы предприятий

В ГК РФ в качестве основных организационно-правовых форм выделяются хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Организационно-правовая форма предприятия определяется рядом признаков: порядком формирования и минимальной величиной уставного капитала, ответственностью за обязательства предприятия, перечнем и правами учредителей и участников и др. На рис. 4.3 представлены основные виды организационно-правовых форм предприятий.

Полное товарищество – товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех участников и слово «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов и «компания», и «полное товарищество». Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников.

Товарищество на вере является разновидностью полного товарищества. По сравнению с полным товариществом оно имеет следующие особенности: состоит из двух групп участников:

1) полные товарищи – осуществляют предпринимательскую деятельность от имени самого товарищества и несут неограниченную и солидарную ответственность по обязательствам товарищества;

2) вкладчики (коммандиты) – лишь делают вклады в имущество товарищества, но не отвечают своим личным имуществом по его обязательствам.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – такое общество является разновидностью ООО, однако отличительной особенностью ОДО является то, что при недостаточности имущества данного общества для удовлетворения претензий его кредиторов участники общества могут быть привлечены к имущественной ответственности, причем солидарно друг с другом. Однако размер этой ответственности ограничен – он касается не всего их личного имущества, что характерно для полных товарищей, а лишь для его части – одинакового для всех кратного размера и сумм внесенных вкладов. С этой точки зрения такое общество занимает промежуточное место между обществами и товариществами.


Рис. 4.3. Организационно-правовые формы предприятий в России


Акционерное общество (АО) – это общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций. Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым АО (ОАО). АО, акции которого распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым АО (ЗАО).

Согласно ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного и муниципального унитарного предприятия находится, соответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Возглавляет унитарное предприятие руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществома. Унитарные предприятия, по сравнению с другими коммерческими организациями, имеют ряд особенностей:

1) в форму хозяйствования унитарного предприятия заложен принцип унитарности. Он означает, что соответствующая коммерческая организация не наделяется правом собственности на закрепленное за ней имущество. Собственником этого имущества остается учредитель такой организации, т. е. государство. Имущество такого предприятия является неделимым и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками унитарного предприятия;

2) право ответственности сохраняется за учредителями, и имущество закрепляется за унитарным предприятием лишь на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения либо оперативного управления);

3) во главе предприятия стоит единоличный руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен.

Производственный кооператив (ПК) – это добровольное объединение граждан для совместной деятельности в таких сферах, как производство, переработка, сбыт, торговля, бытовое обслуживание, медицинские услуги и т. п. Фирменное название кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель». Имущество ПК формируется на долевой основе за счет взносов его членов, производимых в денежной и материальной формах. Учредительный документ ПК – его устав. Число членов кооператива должно быть не менее 5 человек. Имущество, находящееся в собственности ПК, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Прибыль кооператива распределяется между его участниками в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен уставом кооператива. ПК может быть добровольно реорганизован в хозяйственное товарищество или общество по единому решению его членов или ликвидирован. ПК не вправе выпускать акции.

4.5. Малые предприятия

В экономике развитых западных стран значительное место занимают малые предприятия, число которых за последнее время значительно увеличилось и в Российской Федерации. К малым предприятиям в мировой практике относятся предприятия по величине таких критериев, как среднее ежегодное число занятых на предприятии работников, сумма прибыли, объем первоначального капитала, объем активов предприятия и ежегодный оборот. В Российской Федерации критерием отнесения предприятий к малым является численность всего персонала – как состоящего в штате, так и работающего по гражданско-правовым договорам.

В России в соответствии с законодательством под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых установлен следующий предельный размер численности работников за отчетный период:

1) в промышленности, в строительстве и на транспорте – 100 человек;

2) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

3) в оптовой торговле – 50 человек;

4) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

5) в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Малые предприятия могут создаваться и действовать на основе государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений (организаций), частной собственности.

Как показывает мировая практика, малые предприятия имеют значительный удельный вес в экономике, число их растет, они пользуются государственной поддержкой. Так, в США на долю малых предприятий приходится до 40 % ВНП и 50 % валового продукта частного сектора. На малых предприятиях США сосредоточено более половины занятых служащих.

Во Франции малое предпринимательство занимает доминирующее положение в строительстве, торговле, производстве товаров народного потребления, туризме.

В Японии доля малых и средних предприятий в общем количестве предприятий составляет более 90 %, по числу занятых работников – 80,6 %, по объему продаж в розничной торговле – 80,4 %. Возрастает роль малых предприятий и в экономике России.

Если в 1991 г. в Российской Федерации было 268 тыс. малых предприятий, то уже в 1995 г. их стало около 1040 тыс. (в том числе в промышленности – 104 тыс., в строительстве – 101 тыс., в торговле и общественном питании – 420 тыс., в науке и научном обслуживании – 90 тыс.) со среднесписочной численностью работников около 10 млн.

В противоположность крупным компаниям малые предприятия действуют по принципу ориентации на нужды. Общеизвестна гибкость, присущая малым предприятиям. При неудаче в одной сфере деятельности они умеют быстро переключаться на другую, более эффективную. Помимо этого, малые предприятия, как правило, работают над несколькими идеями сразу, т. е. осуществляют множественный конкурентный подход.

В малом бизнесе появляются принципиально новые технологии, которые затем развиваются в отдельные производства. Одно из главных преимуществ малых предприятий – способность обеспечить конкурентный характер производства. В числе других преимуществ малых предприятий также:

1) создание значительного числа новых рабочих мест и привлечение к своей деятельности свободного населения;

2) ускорение реализации научно-технических новшеств;

3) возрождение подсобных производств и народных ремесел;

4) содействие экономическому и социальному развитию малых городов и небольших населенных пунктов;

5) высокий уровень социально-психологических отношений;

6) гибкость и оперативность в действиях;

7) приспособляемость (адаптация) к местным условиям;

8) невысокие расходы по управлению;

9) возможность более быстрой реализации идей;

10) высокая оборачиваемость капитала;

11) меньшее воздействие на экологическую обстановку.

Создание малых предприятий позволяет также разукрупнять предприятия, выделять из их состава отдельные структурные единицы с последующим их выкупом в коллективную собственность.

Однако малые предприятия (а к ним относят и индивидуальных предпринимателей) имеют недостатки:

1) длительные сроки развития предприятия в связи с малым объемом первоначального капитала;

2) финансовые трудности (сложность получения кредита);

3) невысокий уровень профессионального менеджмента;

4) относительно высокий уровень риска на первой стадии жизненного цикла предприятия;

5) неуверенность партнеров при заключении контрактов;

6) трудности привлечения высококвалифицированных кадров;

7) высокий уровень занятости руководителя малого предприятия.

Поэтому во всех развитых странах, как правило, имеются специальные государственные органы поддержки малого предпринимательства, осуществляются финансово-кредитная и другие меры поддержки малых предприятий.

В России в соответствии с законодательством государственная поддержка малых предприятий осуществляется по следующим направлениям:

1) формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

2) создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

3) установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

4) поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

4.6. Объединения предприятий

Современные условия хозяйствования таковы, что в целях достижения победы в конкурентной борьбе фирмы часто вынуждены объединяться, образовывая при этом новые более крупные фирмы или сохраняя определенную независимость при объединении. В настоящее время сформировались определенные формы крупномасштабного предпринимательства.

Картель. Он представляет собой форму союза предпринимателей на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников (фирм) условия бизнеса (по объему производства, ценам на товары, доли (квоте) на рынках сбыта, обмену патентами и др.). По сути картельное объединение представляет собой ограничивающее конкуренцию соглашение между фирмами (предприятиями, организациями), которые юридически и экономически остаются самостоятельными, предполагающее координацию как маркетинговой деятельности, так и отдельных элементов бизнес-планирования его участников на договорной основе.

В настоящее время эта форма объединения в явной форме не получила широкого распространения в связи с тем, что картельное соглашение лишь в редких случаях бывает столь же эффективно, как и монополистическое положение фирмы на некотором товарном рынке.

Синдикат. Он является самой жесткой формой интеграции и представляет собой совокупность предприятий, объединенных с целью централизации функций обеспечения ресурсами и маркетинга (сбыта продукции) на согласованных условиях. Синдикат имеет специальный центр по продажам, который только один вправе продавать продукцию участников соглашения по единым ценам. Участники синдиката сохраняют юридическую и производственную самостоятельность, но теряют коммерческую независимость.

Консорциум. Консорциум представляет собой одну из форм интеграции фирм на основе картельного соглашения для совместного проведения крупных финансовых операций (в том числе международных) по реализации капиталоемких и наукоемких проектов с целью извлечения высоких (монопольных) прибылей. Консорциум – это временное объединение участников на период достижения поставленной цели, которое может создаваться как с образованием, так и без образования юридического лица. Как правило, в рамках консорциума участниками не формируется никаких организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума). Участниками консорциума могут быть как государственные, так и частные предприятия: банки, производственные и торговые фирмы, научные центры, государственные (муниципальные) структуры. Фирмы могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов и участвовать в осуществлении нескольких проектов.

Консорциальная форма интеграции фирм обладает практически всеми преимуществами компании с юридической ответственностью, поэтому способна эффективно работать в рыночной среде и привлекать значительные объемы инвестиций для реализации капиталоемких проектов.

Трест. Трест предполагает такое объединение предприятий, при котором осуществляется сильная централизация управления и участники полностью утрачивают производственно-коммерческую самостоятельность. В отличие от других видов объединений в тресте один собственник (юридическое лицо). Это самая жесткая из всех форм интеграции, поскольку объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не какая-либо сторона, как в картеле или синдикате. Все объединяемые в трест фирмы подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми фирмами.

Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т. е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, представляющих собой либо последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой. В случае межотраслевых объединений тресты представляют собой комбинаты.

Концерн. Он является наиболее распространенной организационной формой объединения самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества. В рамках концерна в значительной степени централизованы многие функции – финансово-экономическое управление, проведение научно-технической политики, ценообразование, использование производственных мощностей, кадровая политика и др.

В рамках данной формы полностью контролируется деятельность образующих ее компаний, хотя входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами (в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ), а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю. Деятельность концерна может распространяться как на одну отрасль экономики, так и на несколько. Некоторые наиболее крупные концерны охватывают целые отрасли.

Конгломерат. Это организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности, вследствие чего профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе.

Как правило, в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда, помимо холдинга (чистого холдинга), входят крупные финансовые и инвестиционные компании. Жизнедеятельность конгломерата во многом зависит от уровня квалификации высшего управленческого персонала, поскольку конгломератам свойственна значительная децентрализация управления.

Стратегический альянс. Он представляет собой соглашение о кооперации независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний. При этом альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом, а отдельные компании могут быть участниками множества стратегических альянсов.

Ассоциация. Это добровольное объединение независимых структурных единиц (юридических или физических лиц) на основе экономической заинтересованности для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой цели. Это самая «мягкая» форма интеграции компаний, создаваемых в целях кооперации деятельности рекомендательного характера. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица; они несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации.

Холдинг. В странах с рыночной экономикой распространен вид предпринимательства, суть которого состоит в приобретении контрольных пакетов акций различных компаний в целях установления контроля за их деятельностью и получения доходов в виде дивидендов. Такой вид предпринимательства называется холдингом. В общем виде холдинг можно определить как компанию, специализирующуюся на прямых инвестициях в другие компании и получающую доходы в виде дивидендов и процентов. В широком смысле к холдингам относят также фирмы, владеющие финансовыми активами, недвижимостью, другими видами ценностей и имущества.

В результате реформ в деятельности предприятий машиностроения произошли значительные изменения. Изменилась не только структура выпуска продукции, но и система управления. Сформировались вертикально интегрированные холдинги, на крупных предприятиях формируются бизнес-единицы, создаются управляющие компании, в которые передаются активы профильных предприятий. Так, в автомобилестроении для решения задач автомобильной промышленности создан холдинг «РусПромАвто» («ГАЗ», «УралАЗ», «ПАЗ», «ЛиАЗ», «ГолАЗ», «КАВЗ», «ЯМЗ», Ульяновский моторный завод, Кашанский агрегатный завод), металлургическая компания «Северосталь» («УАЗ», «ЗМЗ»). Прогнозируется создание 4–5 таких крупных объединений, которые могли бы конкурировать с крупнейшими зарубежными концернами.

Контрольные вопросы

1. Что такое рынок? Какова его роль в деятельности предприятия?

2. По каким признакам классифицируются рынки?

3. Какие типы рынков существуют в зависимости от типа конкуренции?

4. Назовите возможные барьеры входа и выхода с рынка машиностроительной продукции.

5. Опишите кратко, как изменилась деятельность предприятия в связи с переходом крыночной экономике.

6. Дайте определение предприятия. Какую роль играют предприятия в экономике страны?

7. Какими признаками должно обладать предприятие?

8. По каким признакам классифицируются предприятия?

9. Перечислите основные организационно-правовые формы предприятий? Кратко опишите их основные черты.

10. Что понимается под малым предприятием? Назовите преимущества и недостатки малых предприятий как субъектов рыночной экономики.

11. Назовите основные формы объединений предприятий.